СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая рекомендация "Интервалы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рекомендация поможет учащимся увлеченно изучать интервалы

Просмотр содержимого документа
«методическая рекомендация "Интервалы"»

Объяснительная записка 

В настоящее время преподавание сольфеджио  как одного из предметов цикла музыкально-эстетического воспитания и обучения в детской музыкальной школе, направлен на достижение цели: развитие личности ученика в процессе воспитания его художественного мышления.

Очень часто, оканчивая музыкальную школу, выпускники не собираются продолжать обучаться музыке. Задача не в том, чтобы всех сделать композиторами, а в том, чтобы максимально развить творческие способности каждого ребенка.

Творческие, игровые методы работы необходимо использовать при изучении интервалов.


Основная часть

Тема «Интервалы» - одна из основных тем сольфеджио, развивающая слуховые представления об интервалах.

Интервалы в музыке играют очень важную роль.

Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка.

Интервалы входят в состав аккордов, созвучий. Мелодия также представляет собой цепочки интервалов, которые приобретают выразительное значение.

Целью обучения является - заинтересовать, увлечь учащихся творческими заданиями и применять их на практике.







Сочинение мелодий на интервалы и стихотворения.

Занятия импровизацией и сочинением призваны развить творческие способности ребенка, поэтому, направляя творчество учащихся не надо навязывать свое мнение, можно обойтись советами.

Очень важно с первых уроков ввести детей в волшебный мир интервалов, раскрывая внутреннее эмоциональное содержание каждого из них.

Младшим школьникам лучше преподносить интервалы образно. Каждый образ должен отражать характер конкретного интервала. Детям трудно воспринимать сухие, абстрактные понятия «секунда», «терция» и так далее, пусть ребенок знает название интервала и запоминает образ, интонацию, таким образом (развивается образное мышление). Объясняем детям, что если расстояние между двумя предметами можно измерить в сантиметрах, метрах, километрах, то расстояние между музыкальными звуками измеряются интервалами. Интервалы бывают мелодические: один звук переходит в другой, образуя мелодию и гармонические: два звука образуют гармонию, звучат одновременно. Так же интервалы бывают благозвучные - консонансы, и неблагозвучные - диссонансы.

После теоретического вступления переходим к сочинению мелодий на конкретный интервал, используя при этом какие-либо стихотворения.

В стихах заложен определенный ритм. Объясняем, что интервал прима - это только один звук или расстояние между одним и тем же звуком.

Сочиняем песенку-потешку на интервале прима со словами:

«Капают капельки: кап, кап, кап

Капают капельки по дорожке

Мы намочим ножки»

Далее играем детям малую и большую секунду, спрашивая их благозвучный это интервал или нет. Учащиеся дают характеристику секунде как - скребущей и царапающей, определяя на слух, что это самое маленькое расстояние между двумя звуками. Интересуемся у детей, какая секунда гармоническая или мелодическая больше подойдет для музыкального образа ёжика. Учащиеся выбирают большую секунду в гармоническом виде. Просим их сочинить песенку на слова:

«Ежик, ежик, ты хорош с нами песенку поешь»



На задание найти музыкальный образ к малой секунде в мелодическом виде, дети отвечают похоже на жужжание осы:

«Ой, оса летит, пугает- нас ужалит»

На следующем уроке знакомимся с интервалом - терция. Объясняем, что это расстояние от первого до третьего звука, что терции бывают большие и малые. Слушая терции, дети определяют их как мягкие и ласковые, связывают их с кукушкой веселой и грустной.

«Какой светлый день -

Кукушка поет: ку-ку, ку-ку

Я весело пою»



«Какой хмурый день -

Кукушка поет: ку-ку, ку-ку

Грустно пою»



Далее играем детям интервал - кварту и просим дать образную характеристику. Она ассоциируется у младших школьников как жесткая, сильная, в мелодическом виде - призывная. Просим детей сочинить песенку на стихи:

«Ку-ка-ре-ку

Бужу всех поутру.

Вставайте, просыпайтесь

В школу собирайтесь»

На третьем уроке знакомимся с интервалом - тритон. Объясняем, что этот интервал на пол тона больше кварты и состоит он из трех тонов - отсюда и его название - тритон. Спрашиваем у детей, с чем ассоциируется у них его звучание? Характеристики этому интервалу школьники дают самые разнообразные: таинственный, сказочный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Леший, Крокодил. Даем творческое задание - сочинить мелодию для сказочного героя, применяя, тритон в мелодическом и гармоническом виде, используя разные регистры фортепиано.

«Баба-Яга в ступе летала

Лешего звала.

Леший пришел

Бабу-Ежку нашел»

На этом же уроке слушаем интервал — квинту. Объясняем, что квинта это расстояние от первого до пятого звука, она на пол тона больше чем тритон. Слушаем, как она звучит, и спрашиваем у детей, какой у них возникает образ. Дети говорят, что она пустая внутри.

«Кудахчут куры во дворах

Кадахтахтах, кудахтахтах»

Четвертый урок начинаем с песенки «В лесу родилась елочка» и говорим детям, что первый интервал, который звучит в этой песенке это – большая секста. Младшие школьники малой сексте дают характеристику - мягкой, бархатной и грустной.

«Срубили нашу елочку

Под самый корешок»

Если сексту дети охарактеризовали как мягкую и бархатистую

«Я с горки качусь, ничего не боюсь» -малая септима

Послушав интервал большую септиму, сказали, что она терпкая, режущая.

«Бух и в сугроб»

Переходим к знакомству с последним интервалом - октавой. Объясняем, что это расстояние от первого до восьмого звука, играем ее и просим детей дать ей образную характеристику. У младших школьников возникает образ жирафа - длинная шея, или бегемота большое расстояние от туловища до головы. Некоторые дети называют ее гладкой, широкой как поле, у каждого ребенка свое видение интервала. Просим детей сочинить песенку:

«А у жирафа

Длинная шея

Гладкая кожа

Умный взгляд»





Способы работы с интервалами:




  1. Необходимо познакомить учащихся с понятиями тон-полутон. Постепенно изучить количественный состав каждого интервала. 


  2. Играть все интервалы от основных звуков тональности и от любого звука вверх и вниз гармонически и мелодически. Определять их на слух и зрительно, петь, записывать в нотной тетради. 


  3. Чтобы не было скучно, придумывать сказки, например: «Маленькие ежики (секунды) пошли на день рождения к кукушке (терции). По дороге они встретили петуха (кварта) и так далее. 


  4. Сочинять мелодии, используя сочетания различных интервалов. 


  5. Использовать карточки для слухового анализа, нарисованные детьми. 


Результатом нашего эксперимента явился контрольный урок, к которому мы дали следующие задания:

1. Используя, интервал секунду в гармоническом виде, сочини и запиши песенку на стихи:

«Я колючий серый ёж,

От меня ты не уйдешь» (С.Маршак)

«Остры рожки, быстры ножки -

Шел козленок по дорожке»






2. Какая терция больше подойдет для колыбельной песни, малая или большая? Сочини ее на слова: 


«Солнце скрылось за рекой,

Не шумят дубы листвой.

Спят цветы и травы спят,

Зайцы тоже спать хотят» (И.Токмакова)



3.Изобрази шаги слона, пингвина, зайчика, воробья, используя интервал - кварта в разных регистрах (Приложение 1) 


4. Сочини песенку, изображая квинтами в гармоническом звучании звон колокола в первой и последней строчках стихотворения. В средней части используй уже известные тебе интервалы. Запиши сочинение нотами: 


«Дин-дон, дин-дон,

Загорелся Кошкин дом.

Бежит курица с ведром,

Заливает Кошкин дом.

Бом, бом, бом, бом» 

5.Сочини и запиши нотами песенку, используя сексту, на стихи:

«Вот сумерки сгустились 


Над синею рекой,

И звезды так спустились,

Что тронешь их рукой» 


6.Придумай и запиши нотами песню волка, используя, интервал септима, на следующие слова: 


«Жил да был серый волк, Выл да выл серый волк, Дни и ночи напролет -

Видно, думал, что поет»

7. Сочини песенку про жирафа, используя интервал октаву, на стихи:

«Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок, нелегко сорвать цветок».


Заключение

Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод, что  игровые формы работы на уроках сольфеджио способствуют:
    1. освоению  предметного материала и снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации;
    2. развитию воображения и фантазии учащихся, формированию нового взгляда на мир, воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию;
    3. созданию возможностей для самовыражения учащихся, открытию  поля творчества;
     4.  активизации внимания учащихся;
   

Список используемой литературы:


Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие – М. Росмэн 2002;

Старобинский С Урок музыки – урок искусства //Музыка в школе. 2003;

Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л: 1961;

Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2/ред.сост. В.И. Руденко – М.: 1980;

Гождинер А.П. Музыкальная психология – М.: 1993;

Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий /избранные труды 2.т. 0 М.: 1985;

Баренбой Л.А. Музыкальное воспитание в СССР. – М.: Советский композитор, вып.2, 1985;

Котляревкий И.А. Полянский Ю.А. Актуальные проблемы музыкального образования //сб.ст.- :Музычна Украина, 1986;

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь - М.: Просвещение, 1990;

Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ / Авт.-сост. О.А. Владимирова. – СПб: Композитор Санкт-Петербург, 2006;

Рабочая программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ /Авт.-сост. Г.А. Ушпикова. – СПб.: Союз художников Санкт-Петербург, 2008.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!