СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический багаж учителя для развития положительной учебной мотивации младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Одной из задач, стоящих перед школой и перед каждым учителем, является  формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности и дальнейшее её развитие.

Просмотр содержимого документа
«Методический багаж учителя для развития положительной учебной мотивации младших школьников»


Развитие положительной учебной мотивации младших школьников

 «Интерес к учению появляется  только тогда,

 когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Одной из задач, стоящих перед школой и перед каждым учителем, является формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности и дальнейшее её развитие у школьников.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?

«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть?

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше в нём волю развить,

С ним вместе вам надо учиться, конечно,

А главное – просто ребёнка любить».

Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе.

Ведь мотивированный школьник энергичен, настойчив и сосредоточен на выполнении задач, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Учитель должен создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Поэтому особенно в младших классах учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным , а уроки интересными. Для этого нужно знать и использовать в работе все наиболее эффективные формы и средства мотивации школьников.

Коллективные способы обучения позволяют повысить положительную мотивацию к обучению.

В результате коллективных занятий ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлечённо, обучаются основным жизненным навыкам:

- действенное общение;

- умение слушать друг друга;

- умение работать сообща;

- воспитание самоуважения;

- укрепление дружбы в классе.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через:

— создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества / начинаю день с фразы: «Рада вас видеть»/,

— необычное интригующее начало урока / всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал /,

— элементы занимательности (создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала)

/интересные факты, задачи-шутки, загадки, задачи в стихах, ребусы, головоломки, кроссворды, викторины/,

— использование музыкальных фрагментов,

-дифференцированный подход к обучению /выход к доске по желанию, тех ,кто не боится - в 1 классе /,

— использование различных форм, методов и приёмов формирования мотивации,

— разнообразие форм обучения и воспитания: урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-аукцион, урок-поэзия, интегрированный урок,

— самостоятельная работа с элементами творчества,

— заочное путешествие /экскурсия/,

— игровая деятельность,

/ В начальных классах одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра.

Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Игра поддерживает и усиливает интерес детей к учебному предмету. /

— привлечение сказочных персонажей,

— яркая эмоциональная речь учителя,

— использование музыкальных фрагментов,

— соревновательные ситуации,

— юмористические минутки,

— использование ИКТ,

— соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией,

— создание ситуации успеха,

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, его продвижение вперёд. /

Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

— поощрения и достижения детей.

Положительные эмоции сопутствуют формированию положительного отношения к обучению. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании.

А фактором повышения положительной мотивации к обучению является поощрение.

Поощрение можно классифицировать по средствам выражения:

- мимические и пантомимические (аплодисменты товарищей, улыбка, ласковый взгляд учителя, пожатие руки, учитель погладит по голове).

- словесные (Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо работали!)

- материализованные (флажок на парте, значок «Лучший счётчик», благодарность в дневнике, красивая обложка, медаль…)



Приемы формирования мотивации к учению у младших школьников.

1) Приём «Привлекательная цель»

Перед учащимися формулируется простая, понятная и привлекательная для них цель, достижение которой заставляют их волей-неволей выполнять и то учебное действие, которое планирует учитель. Необходимо найти привлекательную цель в сфере непосредственных интересов младших школьников. Не всегда необходимо находить привлекательную цель и произносить ее вслух. Это только один из возможных приемов входа в урок. (Например, тема: «Свойства воды». Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками формулируется иная цель - узнать, почему зимой во время сильных морозов выходят из строя водопроводные трубы.)

2) Приём «Посмотри на мир чужими глазами».

Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Тема: «Круговорот воды» Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.

3) Приём «Мозговой штурм»

Проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей.

С целью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности полезно через преднамеренно допущенные ошибки при выполнении какого-либо задания вызвать реакцию младших школьников на ошибку, выяснить причины и определить последующие действия.

4) Приём «Лови ошибку!»

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста.

2. Ученик получает текст или разбор решения задачи со специально допущенными ошибками. Задания могут быть приготовлены и другими учениками.

Если учитель будет добиваться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания ответа, то дети не запомнят эту ошибку и не будут ее повторять.

Большую роль при формировании мотивации младших школьников к учебной деятельности может сыграть прерывание и незавершённость учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности. С этой целью можно предложить следующие методические приемы.

5) Приём «Открытые проблемы»

1. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать уточняющие вопросы. Вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них - повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. (Пример: Репродуктивные вопросы: Зачем африканскому слону уши? Почему слон машет ушами? Почему уши слона пронизаны большим количеством кровеносных сосудов? Вопросы, расширяющие знания: Какова площадь ушей слона? На сколько градусов остывает кровь в ушах? Какова нормальная температура крови слона? Развивающие вопросы: У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей? Какие другие способы остывания есть у животных? Почему бы слону просто не сидеть в воде, пока жарко? Что делает с ушами слон, когда ему холодно?)

6) Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Перед изучением учебного текста учащимся формулируется целевая установка: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их количество и содержание.

«Тонкие вопросы» требуют простого, однозначного ответа. «Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Пример «тонкого» вопроса: Как называются стороны прямоугольного треугольника? Пример «толстого» вопроса: Почему параллелограмм называется « параллелограммом» ?)

7) Приём «Ромашка вопросов»

Ромашка состоит из шести лепестков, на каждом из которых сформулирован вопрос. Данные вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Можно предложить учащимся сформулировать самостоятельно вопросы разного уровня сложности или ответить на имеющиеся. При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности, а также стимулируют мотивацию к учебной деятельности. Вопросы могут быть следующих видов: простыми, уточняющими, интерпретационными (объясняющими), творческими, оценочными, практическими.(Пример: Какие фигуры могут лежать в основании призмы? Какие виды призм бывают?Сколько ребер имеет треугольная призма? Сколько граней у четырехугольной призмы? Можно ли куб назвать призмой? Почему? Где встречается слово «призма»?)

8) Приём «Синквейн»

Использование данного приема дает возможность проверить усвоение основных моментов изученного материала; творчески переработать ключевые понятия темы, способствует умственной активности учащихся, поддерживает высокий уровень познавательного интереса и содействует формированию учебной мотивации. Правила написания син-квейна:

- 1 строка - тема (одно существительное);

- 2 строка - описание предмета (два прилагательных);

- 3 строка - описание действия предмета (три глагола);

- 4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

- 5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

(Пример: Повесть Интересная, увлекательная Читать, узнавать, воображать Я восхищаюсь мудрой повестью Это зеркало жизни!)

9) Приём «Идеальное задание»

Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется. Младшим школьникам предлагается выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

10) Приём «Отсроченная отгадка»

1. В начале урока учитель сообщает удивительный факт или загадывает загадку, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом.

2. Загадка или удивительный факт сообщается учащимся в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. (Например, при изучении в 1 классе темы по окружающему миру «Рыбы, их многообразие», учитель задает вопрос: «Почему рыбы не тонут?».)

Все перечисленные приёмы я активно использую в своей работе.

Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у учащихся.

По словам выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа  «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»,  а это значит, что в возможностях ищущего и творческого учителя, сделать так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания.

В результате успешного применения данных приёмов

- возрастает положительная мотивация к обучению,

- возрастает познавательная активность,

- постепенно увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности,

- усиливается стремление к творческой активности,

- ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит:

Какими дети быть должны.



Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

дай сделать – и я пойму. 

Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

Помните!

"Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет". 
Уильям Уорд







5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!