СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический бюллетень «Применение игровых технологий на уроках истории»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

"У ребенка есть страсть к игре,  ее надо удовлетворять".

А.С.Макаренко 

В процессе обучения игра используется достаточно давно. Правда, при включении игровых моментов в содержание урока главное внимание уделялось усвоению обучающихся знаний через игру. Преподавателю приходиться приложить немало усилий, чтобы развить у них интерес к предмету, и приучить выполнять задания.

Просмотр содержимого документа
«Методический бюллетень «Применение игровых технологий на уроках истории»»




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

"Крымская гимназия - интернат для одаренных детей"






Методический бюллетень

«Применение игровых технологий на уроках истории»




Выполнила:

Паринова Е.Е.

учитель истории

и обществознания







ТАНКОВОЕ

2017





"У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворять".

А.С.Макаренко

В процессе обучения игра используется достаточно давно. Правда, при включении игровых моментов в содержание урока главное внимание уделялось усвоению обучающихся знаний через игру. Преподавателю приходиться приложить немало усилий, чтобы развить у них интерес к предмету, и приучить выполнять задания.

Принцип активности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии. Под активностью подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, потребностью в усвоении знаний и умений и результативностью. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти же средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Игра — вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением.

Последние несколько лет я с интересом изучаю игры, применяю их в своей работе.

На мой взгляд, тема очень актуальна сегодня. Посмотрим на учащихся сегодня: 
– низкая мотивация учения;
– нет активности обучения;
– нет потребности, усваивать знания и умения;
– невысокий процент качества полученных знаний;
– атрибуты современной действительности – легкие деньги без умственного и физического труда;
– потерянные нравственные ценности общества;
– в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр;
– новые современные технологии, которые не всегда влияют положительно на подростка.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на коммуникативную деятельность. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являлось развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Игру как метод обучения использовали с древности. Игра – специальный вид деятельности, свойственный человеку на всех этапах его жизненного пути.

Учитывая особенности предмета истории можно выделить несколько уровней исторического мышления:

1. Игры направленные на элементарные исторические знания, лежащие в основе структуры истории как учебного предмета. Например: игры – тесты, составление опорных конспектов, игры по типу Что? Где? Когда?, Поле чудес с историческим уклоном.

2. Игры направленные только на хронологию. Так называемые исторические задачи в рамках урока – игры.

3. Игры направленные на знания об основных сферах жизни общества, знания исторической личности. Например: игры – реконструкции, игровое моделирование , проблемная игра, игра – дискуссия, игра – имитация.

4. Игры направленные на знания о внутреннем, духовном мире исторического человека, конкретных исторических событий. Например: психодрама, ролевая игра, социодрама.

Педагогическая (дидактическая) игра может выполнять следующие функции (по О. В. Пряжниковой):

  1. Обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков, расширение кругозора;

  2. Коммуникативная функция - объединение коллектива учащихся, установление эмоциональных контактов;

3) Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение;

  1. развивающая функция- развитие воображения, фантазии, различных творческих способностей;

  2. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему в процессе обучения.

  3. Педагогическая игра должна обладать важнейшим признаком - четко поставленной целью общения и соответствующим ей педагогическим результатом.



Дидактическая игра выполняет следующие целевые ориентации:

  1. Дидактическую. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.

  2. Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

3) Воспитательную. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности. Ребенок обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.

Поскольку в настоящее время интерес к игре вообще и к дидактической игре в частности быстро растет, это приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса повышается с каждым днем.

Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

- игры с правилами;

- ролевые игры;

- комплексные игровые системы (например, КВН).

Также важна классификационная модель по структурным элементам урока в зависимости от дидактических целей игры:

  • игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;

  • игры для проверки знаний;

  • обучающие игры;

  • релаксационные игры-паузы.

Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметпым связям:

- историко-литературные;

  • историко-филологические;

  • историко-географические;

  • историко-математические и т. п.

Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры но источнику познания;

  • игры на основе работы с наглядностью;

  • игры на основе практической работы;

- игры на основе устного изложения учебного материала.

В определенных случаях важно разделять игры по коллективу участников:

- на групповые;

- индивидуальные;

- диалоговые (парные);

- массовые.

В. Г. Семенов выделил:

  1. интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды);

  2. интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры);

  1. неинтерактивные игры (индивидуально-игровые задания).

Этот же исследователь классифицирует игры по степени импровизации:

  1. игры с ролями и сюжетом (импровизированные);

  2. игры с четким каноническим сюжетом (канонические);

  3. бессюжетные игры (кроссворды).

Г. К. Селевко выделяет сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры и драматизации.

Приведенные классификации игр показывают, прежде всего, различие между играми с четкими внешними заданными правилами (или жестко прописанным сюжетом), отступать от которых нельзя, и играми без внешних правил, основанных на импровизации и внутренней логике моделируемого процесса. Эти игры существенно различаются не только по своим целям и содержанию, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу учеников.



Психолого-педагогические возможности игровой, деятельности в обучении таковы:

  1. это мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная
    мотивация, так как мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности;

  2. в игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление.

Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи:

-развитие познавательного интереса к истории;

-глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися;

  • активизация познавательной деятельности;

  • создание условий для самовыражения личности;

  • повышение творческого потенциала учащихся;

  • разнообразие учебной деятельности;

  • развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.

Чем привлекательна эта педагогическая технология?

Она интересна учителю, работающему со средним звеном школьников. А подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитии личности, отличающийся трудностью в обучении, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики. Основой успешного усвоения предмета, и истории в том числе, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии мира и на привлекательности самого процесса деятельности. Все это прекрасно реализуется в игре. Она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, исчезает робость, происходит внутреннее раскрепощение, Ребенок осуществляет самостоятельный поиск знаний. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

Я в своей преподавательской деятельности применяю различные виды дидактических игр: игры-викторины, деловые игры, комплексные игровые системы. В игровой форме провожу изучение нового материала по темам «Великие географические открытия» и «Эпоха петровских преобразований» в 7 классе.

Для закрепления и проверки знаний я использую разного рода викторины: чаще - командные, реже - индивидуальные. При этом стараюсь так подбирать и формулировать вопросы для игры-викторины, чтобы они были ориентированы не только на знание, а также и на сообразительность, на применение детьми знаний по другим предметам (т.е. включаю межпредметные связи). Традиционно провожу игры-викторины для закрепления или проверки знаний по темам:

«Эпоха Петра I»,игра -викторина "Картинная галерея", "Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации" (7 класс), «Арабы в 6-9 веках», «Католическая церковь в 9-11 вв.», «Завоевание турками - османами Балканского полуострова» , «Культура Западной Европы в Средние века» (6 класс),. Чаще всего эти викторины проходят у меня в форме игр «Кот в мешке» , «В поисках истины»,"Угадай героя" и т.д. и занимают около 15-20 минут. Такие небольшие игры можно проводить и в письменном в виде, тогда будет возможность оценить каждого участника. Но иногда использую и другие формы, в которых ученики группами (командами) выполняют разные занимательные задания типа «Найдите лишнее в ряду», «Найдите соответствие», «Расставьте в хронологической последовательности», отгадывают кроссворды и т.п. В 6 классах я редко практикую на уроках масштабные (на целый урок) командные игры, поскольку дети этого возраста не всегда умеют спокойно и организованно работать в команде. В этих классах я чаще использую отгадывание кроссвордов (индивидуальное и фронтальное), элементы парной и групповой работы, элементы театрализации. Но, урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Русь в 9-12 веках", проведенный мною в виде путешествия "Из варяг в греки" в 6-х класса прошел достаточно успешно и плодотворно именно благодаря небольшим интересным играм и заданиям. А масштабные игры для этого возраста использую во внеклассной работе. В качестве внеклассного мероприятия проводила интеллектуальную игру «В поисках истины» (по аналогии с телевизионной игрой "Брейн-ринг) по истории Средних веков для 6 классов. В более старшем возрасте, можно выбрать и серьёзные темы, тем самым показать значимость мнения детей в той или иной проблеме: игра - тренинг "Гендерные стереотипы в современном обществе" среди учащихся 9-х классов, литературно -музыкальную композицию с элементами театрализации ,посвященной 71-щй годовщине освобождения Крыма от немецко -фашистских захватчиков"Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне...".

Во всех классах с большим успехом проходят уроки – экскурсии. Они дают широкие возможности для формирования у учащихся интереса к историческому прошлому при изучении нового материала.
Урок - экскурсия может также проводится при изучении тем, связанных с обзорным изучением стран, географических открытий, воин, культуры и быта например, по теме «Культура и быт славян в 18-19 вв.», "Крым в ВОВ". К этому уроку учитель заранее дает учащимся задание изучить биографии и подготовить сообщения или доклады. При возможности, экскурсия должна быть реальной, но если нет такой возможности, то можно организовать и виртуальную экскурсию.


Вот ряд дидактических игр, применяемых мною на уроках истории:

«Час редактора»

А. Группы получают исторический текст по изучаемому ма­териалу, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо вставить пропущенные слова, имена, даты...

Используя на уроке данное задание, вы не только можете проверить знания учащихся как в группе, так и индивидуально, но и подготовить учеников к выполнению аналогичных заданий на ЕГЭ.

Б. Задание может быть усложнено тем, что в одном тексте даётся перепутанная информация, связанная с разными собы­тиями. Необходимо разделить данный текст на две статьи, допол­нить недостающей информацией, чтобы получился логичный текст, наиболее полно отражающий те или иные исторические события.

В. Учащиеся, работающие в группах, должны найти истори­ческие неточности в тексте и исправить все ошибки в тексте.

Пример 1: Тема урока: Петр I. Россия на рубеже веков.

Задание .Текст с ошибками. Найди ошибки в предложенных текстах. Подчеркни их. Устно исправь их. Объясни свой выбор.

Детство и юность Петра I.

«Петр был сыном царя Федора Алексеевича и Марии Милославской. После смерти царя правительницей стала старшая родная сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу, где Петр изучал военное дело. Он создал два игрушечных полка - Семеновский и Преображенский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена».



Пример 2: Тема: Усиление Московского княжества.

Задание: заполните пропуски в тексте ,предварительно проработав с текстом учебника на с.43.

Иван получил свое прозвище от …….. .

В…… году он помог хану ……… подавит восстание против ордынцев в г. ………. .

За что и получил ……… и право собирать …… для Орды с подвластных земель.

Иван Калита навел ……….. в русских землях, набеги ………. прекратились.

Московское княжество при Иване Калите стало ……………. в Северо –Восточной Руси

ОТВЕТ: Иван получил свое прозвище от названия кошелька(«калита» –денежная сумма).

В 1327 году он помог хану Узбеку подавит восстание против ордынцев в г. Твери. За что и получил ярлык и право собирать дань для Орды с подвластных земель.

Иван Калита навел порядок в русских землях, набеги ордынцев прекратились.

Московское княжество при Иване Калите стало сильнейшим в Северо –Восточной Руси.

Как говорил великий педагога А.С.Макаренко "У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворять".

Пример 3.Игра «Занимательные задачи»

Для облегчения запоминания дат, нужно чтобы дата обязательно сочеталась с событием, чтобы учащиеся могли от чего-то оттолкнуться. Для облегчения данной работы представляю разработки занимательных задач по истории. Причем задачи построены так, что, не зная событие, можно оттолкнуться от другого, призвать на помощь математику и решить. Решив задачу, у учащихся складывается алгоритм действия, выявляется причинно-следственная связь, и учащиеся легко запомнят даты. Для примера приведу следующую задачу.

Задача № 1

Указом Петра I в России было введено европейское летоисчисление. До этого счет годам велся от сотворения мира. В Европе счет годам велся от Рождества Христова. Известно, что разница между сотворением мира и Рождеством Христовым составляет 5508 лет. Какому году от сотворения мира соответствовал 1700 год от Рождества Христова?

Решение № 1

5508 + 1700 = 7208 год

Задача №2.

На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы? 1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?

2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?

3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?

4. Что связывает два этих события?

Решение задачи № 2

1. Александр Ярославич (Невский); 1240 — Невская битва.

2. Петр I.

3. 1240 + 463 = 1703, где 1240 — Невская битва; 1703 — основание Санкт-Петербурга.

4. 1240 — битва со шведами; 1703 год шла Северная война (1700 —  1721) в которой Россия также воевала со шведами.

Данная задача позволит запомнить не так, что Санкт-Петербург основан в 1703 году, а основан в третью годовщину Северной войны, которую Россия вела со Швецией за выход к морю. Что город основан на том месте, где Александр Ярославич в 1240 году разбил шведов, что Санкт-Петербург был основан не по прихоти царя, а государственной необходимостью.



Задача 3: Галльские жрецы нашли безотказный способ быстрой мобилизации воинов в случае войны. Для этого они приносили в жертву только одного человека. Какого?

Ответ: Пришедшего последним.

Задача 4: Магическое число 333, составляющее половину от "звериного числа Апокалипсиса" (666) обладает одним любопытным свойством: до сих пор не найдено ни одного подлинного исторического документа, датированного "333 год до Рождества Христова". Сможете объяснить, почему?

Ответ: Летоисчисление "от Рождества Христова" было введено римским аббатом Дионисием Малым лишь в 525 году нашей эры, поэтому и документов, датированных "333 год от Р.Х." быть не может. Тогда этого летоисчисления по просту не было, а само число 333 здесь не причём.

Пример 4.Конкурс “Блеф–клуб”

Суть игры – участники должны ответить верят они или нет в то или иное утверждение. И я с вами проведу эту игру. Ответьте, пожалуйста на вопросы:

1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?

(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)

2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I?

(Нет. Александр II является племянником Александра I.)

3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?

(Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)

4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”?

(Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность)

5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины.

(Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.)

6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались? (Да)

7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии “Горе от ума” Грибоедов?

(Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязании на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению).

Данная игра тоже интересна для учащихся, они с удовольствием принимают в нем участие.

Пример 5. «Архивариус»

После изучения нового материала учащиеся, разделённые на группы, должны написать альтернативные выводы с позиций разных персонажей истории. Например: «Взгляд на Граждан­скую войну глазами участников "белого", "красного", "зелёно­го" движений, а также представителей творческой интеллиген­ции». Этот приём позволяет не только проверить усвоенные знания, но и способствует развитию образного восприятия ушедших эпох, людей, судеб, воспитанию толерантности.

Например: Тема: Столетняя война 1337 - 1453

А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне, для этого сыграем в ролевую игру. Класс делится на три творческие группы.

  • Задание для первой группы: работая с текстом п. 2 § 20, от имени французского воина охарактеризуйте свое войско.

  • Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 § 20, от имени английского воина характеризуйте свое войско.

  • Задание для третьей группы: выполните роль экспертов и определите, в чью пользу должны сложиться боевые действия

Пример 6."Интервью"

Также учащимся предлагается инсценировать интервью с исторической личностью, это могут быть Иван Грозный, Петр I, А.Суворов, Степан Разин и др. Задание выполняют два человека, из которых один – исторический герой, а другой – журналист;

Интервью в 6 классе по теме "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" происходит беседа великого князя Дмитрия Ивановича с современными репортёрами, в основе которой лежит текст. Перед работой с текстом перед учащимися ставится задача - восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы;

Следующие интерактивныеигры, используемые на уроках истории -это:

Пример 7.Сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинение стихов. Эти виды работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания.

" Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как...",

«Бизнес – это удел молодых, так как…» и т.п;

Например (фрагмент урока истории России ,6 класс): Зарождение родового строя
(Третья группа представляет свою работу в форме фантастического рассказа. Группа художников может оформить комиксы по этому рассказу.)

План фантастического рассказа «Как я попал в первобытный мир»

Сон ученика 6 класса, заснувшего над учебником истории.

1.Изменение условий жизни на Земле около 80 тыс. лет назад.

  • Начало ледникового периода.

  • Лед сковал север Европы, Азии, Северной Америки.

  • Изменение природных условий: тундра и холодные степи.

  • Теплолюбивые животные и растения исчезли.

  • Появление новых животных: мамонтов, бизонов, шерстистых но­сорогов, северных оленей, диких лошадей.

2.Попытки человека приспособиться к новым условиям:

  • появление загонной охоты;

  • «приручение» огня;

  • изменение техники обработки камня;

  • совершенствование орудий труда;

  • разделение труда между мужчиной и женщиной;

  • изменение физического облика человека;

  • появление родовой общины;

  • характерные черты родовой общины;

  • первобытное общество: отличительные черты.

Пробуждение ученика и его блестящий ответ на уроке истории.

 

Например(фрагмент урока истории России, 6 класс):Совершенствование орудий труда

  • Представьте, что вы попали на экскурсию в музей, экспозиция которого посвящена древним орудиям труда.

(Четвертая группа представляет свою работу в форме экскурсии, используя подготовленные учителем слайды.)

Слайд 1. Изменились климатические условия — закончился ледниковый период. Многие животные не смогли приспособиться к новым условиям (например, мамонты).

Слайд 2. Изменились занятия древних людей — больше внимания они были вынуждены уделять собирательству и рыболовству.

Слайд 3. Загонную охоту сменила охота из засады.

Слайд 4. Появились микролиты — орудия труда из составных пласти­нок, а также наконечники копий и дротиков, гарпуны, бумеранги, лук и стрелы, рыболовные снасти и т. д.

Слайд 5. Используя более совершенные орудия труда, человек стал лучше обеспечивать себя продовольствием, повысилась его безопас­ность.

Слайд 6. Появились новые средства передвижения: лыжи, сани, лод­ки, и человек смог быстрее осваивать новые территории.

Пример 8. Викторина "Древнерусская культура"(6 класс, фрагмент урока - путешествия "Из варяг в греки")

1. Главным мотивом древнерусского искусства является ( патриотизм)

Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

2. Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. (Былины)

3. Славянскую азбуку создали болгарские просветители, византийские

монахи (Кирилл и Мефодий) (863 год)

4. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст .(Миниатюрами )

5.Где на Руси можно было получить образование?

(При церквях и монастырях были открыты школы)

6. На Руси было много грамотных людей. Они писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались берёзовой корой (берёстой ),

писали специальными заостренными палочками - (писалами)

7.погодовая запись событий (Летопись)

8. Житие Биография человека, причисленного церковью к лику святых. «Житие Бориса и Глеба». (Житие)

9. Древнейшая летопись «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печёрского монастыря (Нестором., около 1113 года)

10. Соборы отличались изысканностью и богатством. Стены были покрыты картинами, написанными красками по сырой штукатурке(фресками )

11. Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров. Для изготовления украшений использовалась очень сложная техника: на изделие напаивается узор из мельчайших шариков-зёрнышек (зернь)

12. Орнамент наносили тонкой золотой ли серебряной проволокой ( скань)

13. Золотые ворта в Киеве. Парадный въезд в столицу. Это— мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью .(Ярослав Мудрый) Слайд

14. Десятинная церковь в Киеве 989-996 гг. (Владимир Великий). Слайд

15. Софийский собор в Киеве
1037-1041 гг. (Ярослав Мудрый).
Слайд



От рассмотрения разных видов игр перейдем теперь к процессу организации игры.

1. Выбор игры.

На этом этапе происходит отбор содержания исторического материала для игр на основе изучения учителем программы, тематического плана, учебника, методической литературы. Выбрав игру, учитель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить.

2.Подготовка игры.

а) подготовка учителя

Необходимо разработать сценарии игры, ее правила, содержание инструктажа для участников, подготовить пакет раздаточных материалов для учащихся (наличие такого пакета материалов предполагается преимущественно в деловых играх), подготовить материальное обеспечение. Также, в зависимости от вида и характера игры, этот этап может включать в себя деление учащихся на группы, формирование команд, распределение ролей.

б) Предварительная подготовка учащихся к игре. Не все игры содержат этот этап. Но вот, например, во многих ролевых играх предварительная подготовка как раз несет основную дидактическую нагрузку.

в) Подготовка непосредственно перед игрой.

Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения (переставить столы, включить музыку, приготовить к использованию ТСО, вывесить схемы, карты, картины); проверить готовность учащихся к игре.

3. Введение в игру

а) Предложение игры детям.

б) Объяснение правил игры.

Необходимо сформулировать их четко и конкретно.

в) Выбор участников игры.

Этот этап имеет место в тех играх, которые сводятся к индивидуальному состязанию участников в эрудиции, в применении полученных знаний и навыков, и в которых предполагается участие не всего класса, а ограниченного количества участников (остальные - зрители). Выбор участников может осуществляться и по собственному желанию детей, и по жребию, и на основании какого-либо конкурсного отбора (например, на доске нарисована головоломка, анаграмма и т.п., первые несколько человек, которые быстрее других напишут в тетради ответ, и будут участниками).



4. Проведение игры.

Т.е. собственно игровые действия, в ходе которых происходит и актуализация необходимых знаний, и тренировка необходимых навыков, и активное познание.

5. Подведение итогов (оценка и поощрение школьников) и анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

Подведение итогов включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, и что помогло ему достичь победы).

На этом этапе могут иметь место выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов и, разумеется, заключение учителя, в котором формулируется окончательный итог занятия. Это поможет учителю «увидеть» настроение коллектива, определить общий и индивидуальный характер эмоциональных состояний школьников.

Основными структурными компонентами игры являются игровой замысел, правила, игровые действия, дидактические задачи, оборудование и результат игры.

Подводя некоторый итог использования игровых технологий на собственных уроках в течение многих лет, можно сказать следующее: у учащихся заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения; игра представляет собой одну из форм учета, контроля и самоконтроля учащихся, а также, изменяется микроклимат в классном коллективе – появляется взаимопонимание внимательное отношение к мнению одноклассников.
Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Учеба - это труд, а полноценную трудовую деятельность можно сформировать лишь тогда, когда трудятся двое: учитель и ученик.

Таким образом, можно сделать вывод: игра - это яркий эмоциональный праздник, одна из эффективных форм обучения, которая должна включаться в учебный процесс в тесной связи с другими видами учебной работы. Она дает хороший результат. И это подтверждается качеством знаний учеников.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борзова, Л.Н. Игры на уроках истории. Методическое пособие для учителя/ Л.Н. Борзова – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001.

  2. Горяйнов, С.Г. Задачник по истории России/ С.Г. Горяйнов – Ростов-на-Дону: «Феникс»,1996.

  3. Гукова, В.В. История 5-11 классы. Технологии современного урока/ В.В. Гукова – Волгоград, 2009.

  4. Журавлева О.Н.История. Сборник олимпиадных заданий по истории:6-11 классы, дидакт.материалы для учителя. - М.: Вента -Граф,2016.

  5. Кулагина, Г.А. 100игр по истории/ Г.А. Кулагина – М.: Просвещение, 1983. 239 С.

  6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998.

  7. Субботина А.М., Горячева И.Б., Добролюбова Л.М. и др.Игры и занимательные задания по истории. - М.: Дрофа,

  8. Ярцева Н.Н. История 5-10 классы. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях/Н.Н. Ярцева – Волгоград: Учитель, 2009.




















14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!