Методический материал к уроку литературы по роману
Гончарова И. А. «Обрыв»
Первоначально роман назывался «Художник» или «Райский». Окончательное название «Обрыв» свидетельствовало о том, что всему изображаемому в романе Гончаров придал драматический оттенок, не в последнюю очередь повлиявший на характер восприятия новой книги писателя в литературных и общественных кругах. Райский входит в роман в том возрасте, когда свершилась уже борьба молодости со зрелостью, когда человек перешел на другую половину жизни, когда каждый прожитый опыт, чувство, болезнь оставляют след, и этим состоянием души во многом близок Адуевумладшему и Обломову. В Райском присутствует и первоначальный романтический энтузиазм Александра, и непреходящая скука. Но прежде всего героев объединяет присущая им поэтическая фантазия, сполна проявившаяся в артистизме натуры героя «Обрыва», в его безудержной тяге к «поэтической стороне» жизни, к красоте. Ищущий духовного самовыражения, он мечтает видеть себя и свободным артистом, и музыкантом, и живописцем, и писателем. Однако в этом бесконечном поиске приложения сил обнаруживается отсутствие в Райском того, что присуще истинному художнику: упорства и терпения. Хотя в своем позднем романе Гончаров, несомненно, много размышлял на «злобу дня» (о чем свидетельствует явный антинигилистический «элемент» в романе, борьба двух «правд» - старой и новой, проблема исторического прогресса, как ее понимает писатель, и т.д.), он всегда был склонен, как отмечал Ф. Достоевский, к осмыслению нравственно-психологической, сердечной стороны человеческого бытия. Вот почему «Обрыв» - прежде всего психологический роман, обращенный к многосторонней внутренней жизни его героев. В этой связи один из ведущих мотивов «Обрыва» - страсть, а если быть точнее - «обрыв страстей», как писал И. Северянин. Однако, по Гончарову, любая страсть подразумевает некоторое ослепление человека. «Тебе на голову валятся каменья, - говорит Райский Вере, - а ты в страсти думаешь, что летят розы на тебя ... удары от дорогой руки покажутся нежнее ласк матери». Как особый тип сложных человеческих отношений двух сильных и ярких личностей представлена в романе страсть Марка Волохова и Веры. В этом «роковом поединке» сполна отразился не только «обрыв страстей», но и борьба «двух правд»: старозаветной и новой.
Прежде всего Гончаров расходится с героем-нигилистом в решении «женского вопроса», в самом пренебрежительном и откровенно плотском отношении Волохова к женщине.
В противовес Вере, защищающей патриархальное представление о грехе, Волохов расценивает его как выдумку приверженцев старины. При этом аргументация героя выдержана в соответствии с духом времени и позитивистским взглядом на мир, то есть носит естественно-научный характер. Так, тезис, завершающий вдохновенную речь Волохова о «срочной» (на срок) любви, основывается на голубином опыте. Именно такую, «срочную любовь», предлагает Марк Вере.
По Волохову, всякие разговоры о родовом, семейном ассоциируются с «глупостью» и «бабушкиными убеждениями». Для Веры «бабушкины», патриархальные устои - это «берега~, которые удерживают человека от возможного «обрыва». Оба героя одинаково расценивают семью как силу скрепляющую. Но только для Марка - это сила ненавистная, в то время как для Веры брак, семья, дети - не менее «природное», чем страсти. Гончаров вместе со своей героиней признает силу и власть страстей. Писатель также считает, что страсти, соблазны неизбежны, они не могут не прийти к человеку. И остается только верить, что его сердце не разломится от боли. А то, как может болеть человеческое сердце, мы убеждаемся на примере переживаний Веры после случившегося ее «падения».
Однако, по мысли Гончарова, для сильных, глубоких натур «обрыв страстей» - это закономерный этап их духовного взросления. И это пройдет! А далее наступит новое время, новое мироощущение, ознаменованное людьми не волоховского, разрушительного, начала, но созидателями - Тушиными, «сказочными» героями приходящими на помощь и спасающими из беды человека, Россию нуждающихся в них.
Великой и вечной мыслью о сострадании завершил Гончаров свой роман. К осознанию не только человеческой, но и исторической плодотворности этого чувства подводила Райского и читателей Татьяна Марковна, бабушка, образ которой в «Обрыве», становясь выражением коренных и глубинных народных представлений о бытии, мифологизируется. Потому закрывает роман «исполинская фигура» другой великой «бабушки» - России, средоточия вековечной мудрости относительно всего живущего и сострадания ко всем живым.