СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал к уроку литературы по роману Гончарова И. А. «Обрыв», 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первоначально роман назывался «Художник» или «Райский». Окончательное название «Обрыв» свидетельствовало о том, что всему изображаемому в романе Гончаров придал драматический оттенок, не в последнюю очередь повлиявший на характер восприятия новой книги писателя в литературных и обществен­ных кругах

Просмотр содержимого документа
«Методический материал к уроку литературы по роману Гончарова И. А. «Обрыв», 10 класс»

Методический материал к уроку литературы по роману

Гончарова И. А. «Обрыв»


Первоначально роман назывался «Художник» или «Райский». Окончательное название «Обрыв» свидетельствовало о том, что всему изображаемому в романе Гончаров придал драматический оттенок, не в последнюю очередь повлиявший на характер восприятия новой книги писателя в литературных и обществен­ных кругах. Райский входит в роман в том возрасте, когда свершилась уже борьба молодости со зрелостью, когда человек перешел на другую половину жизни, когда каждый прожитый опыт, чувство, болезнь оставляют след, и этим состоянием души во многом близок Адуеву­младшему и Обломову. В Райском присутствует и первоначальный романтический эн­тузиазм Александра, и непреходящая скука. Но прежде всего геро­ев объединяет присущая им поэтическая фантазия, сполна проя­вившаяся в артистизме натуры героя «Обрыва», в его безудержной тяге к «поэтической стороне» жизни, к красоте. Ищущий духовно­го самовыражения, он мечтает видеть себя и свободным артистом, и музыкантом, и живописцем, и писателем. Однако в этом бес­конечном поиске приложения сил обнаруживается отсутствие в Райском того, что присуще истинному художнику: упорства и терпения. Хотя в своем позднем романе Гончаров, несомненно, много раз­мышлял на «злобу дня» (о чем свидетельствует явный антинигилис­тический «элемент» в романе, борьба двух «правд» - старой и новой, проблема исторического прогресса, как ее понимает писатель, и т.д.), он всегда был склонен, как отмечал Ф. Достоевский, к осмыслению нравственно-психологической, сердечной стороны человеческого бытия. Вот почему «Обрыв» - прежде всего психологический ро­ман, обращенный к многосторонней внутренней жизни его героев. В этой связи один из ведущих мотивов «Обрыва» - страсть, а если быть точнее - «обрыв страстей», как писал И. Северянин. Однако, по Гончарову, любая страсть подразумевает некоторое ослепление человека. «Тебе на голову валятся каменья, - говорит Райский Вере, - а ты в страсти думаешь, что летят розы на тебя ... удары от дорогой руки покажутся нежнее ласк матери». Как особый тип сложных человеческих отношений двух силь­ных и ярких личностей представлена в романе страсть Марка Воло­хова и Веры. В этом «роковом поединке» сполна отразился не только «обрыв страстей», но и борьба «двух правд»: старозаветной и новой.

Прежде всего Гончаров расходится с героем-нигилистом в ре­шении «женского вопроса», в самом пренебрежительном и откро­венно плотском отношении Волохова к женщине.

В противовес Вере, защищающей патриархальное представле­ние о грехе, Волохов расценивает его как выдумку приверженцев старины. При этом аргументация героя выдержана в соответствии с духом времени и позитивистским взглядом на мир, то есть носит естественно-научный характер. Так, тезис, завершающий вдохно­венную речь Волохова о «срочной» (на срок) любви, основывается на голубином опыте. Именно такую, «срочную любовь», предлага­ет Марк Вере.

По Волохову, всякие разговоры о родовом, семейном ассоци­ируются с «глупостью» и «бабушкиными убеждениями». Для Ве­ры «бабушкины», патриархальные устои - это «берега~, которые удерживают человека от возможного «обрыва». Оба героя одина­ково расценивают семью как силу скрепляющую. Но только для Марка - это сила ненавистная, в то время как для Веры брак, семья, дети - не менее «природное», чем страсти. Гончаров вместе со своей героиней признает силу и власть страстей. Писатель так­же считает, что страсти, соблазны неизбежны, они не могут не прийти к человеку. И остается только верить, что его сердце не раз­ломится от боли. А то, как может болеть человеческое сердце, мы убеждаемся на примере переживаний Веры после случившегося ее «падения».

Однако, по мысли Гончарова, для сильных, глубоких натур «об­рыв страстей» - это закономерный этап их духовного взросления. И это пройдет! А далее наступит новое время, новое мироощуще­ние, ознаменованное людьми не волоховского, разрушительного, начала, но созидателями - Тушиными, «сказочными» героями приходящими на помощь и спасающими из беды человека, Россию нуждающихся в них.

Великой и вечной мыслью о сострадании завершил Гончаров свой роман. К осознанию не только человеческой, но и исторической плодотворности этого чувства подводила Райского и читателей Татьяна Марковна, бабушка, образ которой в «Обрыве», становясь выражением коренных и глубинных народных представлений о бы­тии, мифологизируется. Потому закрывает роман «исполинская фигура» другой великой «бабушки» - России, средоточия вековеч­ной мудрости относительно всего живущего и сострадания ко всем живым.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!