Методический материал по предмету «Батик»
для уроков на тему
«Декоративная композиция».
Подготовила: Григорьева Т.Н.
г. Задонск, 2017
Художники, создающие гобелены, панно, росписи интерьеров и тканей, мозаики, витражи, сначала работают над тематическими декоративными композициями.
Когда содержание композиции определено, начинается работа по размещению её элементов: определяется главное и второстепенное. Здесь действуют общие композиционные закономерности размещения орнаментальных изображений в квадрате, прямоугольнике, круге.
В тематической декоративной композиции может быть чётко выделена широкая или узкая кайма. Композиция может состоять из нескольких повторяющихся фрагментов. Пространство иногда делится произвольно или в чётком ритмическом порядке.
В декоративной композиции возможно преобладание орнамента над сюжетными изображениями или отдельными образами, но может быть и наоборот — орнамент только дополнит сюжет, а образы будут доминировать.
Решение декоративной композиции может быть весьма разнообразным: приближённом к реалистическому или условным.
Декоративной цельности можно достичь введением в изображение какого-нибудь модуля, например прямоугольника или круга. Другой декоративный приём — сильное увеличение какой-либо части изображения.
Создание произведения декоративно-прикладного искусства.
Композиция – это ритмически организованное членение плоскости произведения, когда все орнаментальные или изобразительные элементы выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены общему художественно-декоративному замыслу. Композиция – это основа любого художественного произведения. От того, насколько она будет проработана и осмыслена, будет зависеть общее впечатление от вашей конечной работы.
Создание произведения декоративно-прикладного искусства — это сложный творческий процесс, где художник воплощает свой замысел, свою художественную идею с помощью средств, предоставленных данным видом искусства. Хорошо построенная и продуманная композиционная схема — основа создания художественного произведения. Работа художника над композицией начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок. На данном этапе особенно важна не только информация, которая содержится в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которые художник стремится передать с помощью различных художественных средств. Постепенно продумываются тоновое, графическое и цветовое решения композиции. При разработке декора необходимо определить, какая часть работы будет нести основную орнаментальную или цветовую нагрузку.
Используя разнообразные художественные и технические приемы, работе можно придать различные настроения как орнаментальными, так и колористическими средствами: весеннюю свежесть, бурное движение или спокойную уравновешенность.
В процессе создания работы необходимо следить за ее форматом, чтобы не замельчить изображение или, наоборот, чтобы оно не смотрелось слишком крупным. Может быть, вы решите выполнить композицию в квадрате или композицию, вытянутую вверх.
В значительной степени характер композиции определяется ее ритмом.
Ритм — это одно из средств создания произведения декоративно-прикладного искусства, которое способствует достижению ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. Это закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка.
С примерами ритма можно столкнуться, наблюдая природные явления: это чередование волн, круги, расходящиеся по воде от брошенного камня, естественное распределение листьев на стеблях растений и многое другое.
Грамотно использовать ритм — это значит умело и последовательно распределять части композиции, увеличивать или уменьшать расстояния между ними, изменять плотность заполнения узором к краям или к середине изделия, в общем, умело варьировать движения частей композиции в определенном, заранее продуманном ритме.
Ритмического построения композиции можно достичь различными приемами.
1. Раппортное повторение рисунка, при котором элементы композиции равномерно чередуются на плоскости работы на основе сеток различного типа. Это может быть сетка на основе квадратов, треугольников, ромбов и т.д.
2. Расположение элементов по убывающему или нарастающему ритму. Этот прием часто встречается в старинных образцах народного искусства, где встречается необычайное богатство ритмических сочетаний орнаментальных полос. Так, например, в простейших композициях из полос часто создается зрительное впечатление постепенного вытеснения одного цвета другим.
3. Симметричное построение рисунка, которое может быть
зеркальным повторением рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси. Также рисунок может строиться в диагональном направлении или иметь произвольный наклон. Часто ритмическую организацию рисунка понимают только как симметричное двух- или четырехкратное повторение какого-либо мотива. Из всех возможных симметричных построений очень интересна обратная симметрия, когда орнаментальная группа повторяется относительно оси симметрии в перевернутом на 180° изображении. Главным условием симметричного построения рисунка является то, что он должен логически развиваться в соответствии с задуманным решением.
4. Свободное распределение орнамента по всей плоскости композиции. В этом случае элементы, расположенные на противоположных краях изделия, уравновешены — они сходны по величине и общему силуэту. Это не исключает и таких решений, при которых рисунком может быть заполнен только один угол или одна сторона работы. Равновесие композиции в этом случае достигается благодаря цветовому решению
По схеме построения и характеру трактовки орнамента решения композиций бывают двух видов: статичные и динамичные. Статичные (неподвижные) композиционные схемы чаще всего симметричны и требуют строгой трактовки орнамента. Они передают состояние покоя и уравновешенности. Сюда можно отнести линейные рисунки (полосы, клетки), композиции с геометрическим орнаментом и некоторые произведения с растительным узором. Орнамент располагается в основном по прямоугольной сетке, все элементы лежат на вертикальных или горизонтальных осях, перпендикулярных или параллельных краям изделия. Изобразительные элементы даны фронтально, они устойчивы, и место их в композиционной схеме четко определено.
В динамичных (подвижных) по решениям композициях элементы могут свободно распределяться на плоскости работы, также они могут располагаться по диагональным осям. Здесь возможно смелое нарушение симметрии, в этих работах ярче выражено движение. Цветовое решение в динамических композициях также может быть более ярким, необычным и своеобразным.
Постепенно композиция приобретает очертания будущей работы.
Если у вас не получается выстроить композицию, вы можете поэкспериментировать с набором пятен — силуэтами отдельных элементов, которые можно компоновать до достижения необходимого эффекта. Также важно, чтобы все элементы композиции были связаны чем-либо воедино — стилем живописи, монохромностью, размерами и т.д.
Создавая свою композицию, помните, что в искусстве нет жестких границ и неоспоримых правил композиции, которые нельзя нарушать. Не исключайте в своих работах импровизаций, ведь они всегда дают толчок к чему-то новому и интересному.
Цвет в декоративной композиции.
Цветовое решение — одно из основных средств создания определенного образа, настроения произведения. Можно заметить, что часто, рассматривая произведение в частности текстильного искусства, люди употребляют такие эпитеты, как «веселый», «грустный», «солнечный», «сдержанный», «мрачный» и т.д. Это неслучайно, ведь каждая работа художника рождается в результате зрительного и эмоционального осознания им окружающего мира. В соответствии с этим ощущением художник использует ту или иную палитру красок. В любой законченной работе основу произведения составляет глубокая внутренняя взаимосвязь между общим композиционным замыслом, орнаментальным ритмом и колористическим решением. Но не стоит забывать, что проанализировать зрительные ощущения в зависимости от цветового решения произведения опытного художника и понять, насколько полно оно раскрывает художественную идею произведения, можно, только обладая богатым опытом и знаниями закономерностей взаимоотношения цветов.
Цветовое решение при росписи тканей определяется совокупностью применяемых тонов, гармоничностью сочетаний колористической гаммы. В зависимости от преобладания тех или иных цветов колорит работы может быть темным или светлым, холодным или теплым, может строиться на сочетании больших плоскостей насыщенных цветов или на тонких тональных сочетаниях, может быть спокойным или напряженным. Однако прежде всего цветовое решение характеризуется преобладающим в нем цветом — синим или желтым, фиолетовым или зеленым и т.д.
Когда художник выбирает основную гамму работы, а затем подчиняет ей общий колорит, это означает, что он осмысленно подходит к вопросу колористического решения произведения. Поэтому недостаточно просто распределять цветовые пятна по плоскости изделия. Начинающему художнику в вопросах цвета необходимо научиться управлять безграничными возможностями цветовой палитры, которые дают любые имеющиеся под рукой краски. Цветовое решение работы можно сравнить с музыкальным произведением, в котором явно слышится основная мелодия, а уже на ее фоне читается сопровождение, которое нисколько не заглушает основную партию, а наоборот, дополняет и обогащает ее.
Цветовое решение композиций приобретает целостность и грамотность только в руках вдумчивого художника при осмысленном применении цвета.
Для передачи цвета в декоративной композиции существует большой выбор разнообразных средств. Иногда художник частично или полностью отказывается от настоящего цвета изображаемой натуры.
Полезно выполнить не один, а несколько вариантов цветового решения одной и той же тематической композиции: в теплой гамме, в холодной, построенной на контрастных или ньюансных сочетаниях и др.
Стилизация.
Стилизация – декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, отказаться от передачи объема.
Декоративность рисунку или композиции придает насыщение или украшение реальных образов орнаментами.
Можно сознательно подчеркнуть структуру разрезанных фруктов и овощей, фактуру раковин, оперение птиц, шерсть животных и все это превратить в затейливый орнамент. Важно, чтобы при этом орнамент подчеркивал структуру объекта.
Интересных декоративных эффектов можно достичь разнообразным сочетанием всех перечисленных выше приемов в одной работе.
Задание.
Выполнить два варианта цветового решения одной и той же тематической композиции «Деревья на фоне гор»: в теплой и холодной гамме цветов.
Формат: А4.
Материал: гуашь.
Требования к работам:
Продумать взаимосвязь формы и материала. Определить, каким будет формат композиции (прямоугольный, квадратный; вытянутый по горизонтали или по вертикали).
Динамичное решение композиции.
Грамотное использование ритма.
Выполнение в цвете. Необходимо сразу определить общую цветовую гамму «теплых» или «холодных» цветов в каждой из работ, цветов насыщенных и менее ярких. Желательно сочетание цветов подобрать на палитре (отдельном листке) предварительно. Создание определенного образа, настроения произведения.
Законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя, выразительность. Взаимосвязь между общим композиционным замыслом, ритмом и колористическим решением.