СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический паспорт и описание проекта "Весенние традиции на Доу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название проекта:  «Весенние  традиции  на Дону».

Тип проекта: информационно-исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный

Объект исследования: весенние традиции на Дону 

Цель исследования: познакомиться с весенними  праздниками на Дону

Задачи исследования:

  • Найти информацию о весенних  праздниках
  • Изучить традиции празднования на Дону
  • Пробудить у детей желание принимать и продолжать  традиции донского края

Просмотр содержимого документа
«Методический паспорт и описание проекта "Весенние традиции на Доу"»

Методический паспорт проекта

Название проекта: «Обрядовые традиции на Дону».

Тип проекта: информационно-исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный

Объект исследования: весенние традиции на Дону 

Цель исследования: познакомиться с весенними праздниками на Дону

Задачи исследования:

  • Найти информацию о весенних праздниках

  • Изучить традиции празднования на Дону

  • Пробудить у детей желание принимать и продолжать традиции донского края

Основополагающий вопрос: Что мы знаем о весенних традициях на Дону?

Проблемные вопросы:

  • Какова история возникновения праздников ?

  • Каковы традиции и приметы этого праздника?

  • Что дает праздник русскому человеку?

  • Как празднуют праздник на Дону?

Актуальность темы исследования: учащиеся нашей гимназии вместе с родителями уже несколько лет принимают участие в праздновании праздника «Масленница». Мы с удовольствием разыгрываем сценки, читаем стихи, поговорки и пословицы, поём песни. Нам стало очень интересно узнать, какие ещё весенние праздники есть на Дону, узнать их историю, традиции.

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы и иных источников информации по проблеме исследования;

  • сбор фактического и практического материала;

  • анализ, сравнение и обобщение (имеющихся и полученных данных);

  • опрос, анкетирование, интервьюирование;


Гипотеза проекта: Знание традиций и обычаев древности позволяет не терять связь времён и поколений.


Наши предположения:

Мы хотим знать историю православных праздников, традиции празднования весенних праздников на Дону и продолжать традиции донского края.

Участники проекта: учащиеся 2-а и 2-б классов, родители, классные руководители.








Ход проекта

Наш проект называется «Весенние традиции на Дону». (1 слайд)


Мы поставили перед собой цель исследования:

  • Познакомиться с весенними народными праздниками на Донской земле.

  • Изучить традиции празднования .

  • Продолжить народные традиции донского края в своей семье и классе.


Посовещавшись друг с другом решили, что результатом нашего проекта будет

собранный нами сборник рассказов о праздниках и традициях, пословиц и поговорок, игр о весне. Выступления, изображающие традиции празднования.

(2 слайд)


Почему мы выбрали этот проект?

Дети нашей гимназии вместе с родителями уже несколько лет принимают участие в празднике «Масленница». Мы с удовольствием разыгрываем сценки, читаем стихи, поговорки и пословицы, поём песни. Много интересного узнали об этом празднике: почему его так назвали? Какие традиции использовали наши предки.

Оказывается Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, от которого до настоящего времени сохранился обычай печь блины и устраивать веселье. Символом этого праздника была кукла – Масленичка. Ее помещали в доме перед иконами. Считалось, что вместе с ней в доме хозяев остается все хорошее, что пожелали гости. Обычно такую куклу дарили в первый день Масленицы крестной матери и отцу.

Нам стало очень интересно узнать, какие ещё праздники устраивали наши предки весной, узнать их историю, традиции.

(3слайд)


Решили узнать, что думают об этом ребята нашей гимназии. Провели

среди них опрос. Предложили им ответить на вопросы:

1.Какие весенние праздники отмечали на Дону ?

2.Какие народные обычаи и традиции связанные с этим праздником вы знаете?

(5 слайд)

По результатам опроса сделали вывод, что многие ребята не могут

ответить на интересующие нас вопросы.

(6 слайд)


Выдвинули гипотезу:

 3. Знание традиций и обычаев древности позволяет не терять связь времён и поколений.



И предположили:

Мы хотим знать историю праздников, традиции празднования на Дону и продолжать традиции донского края. (7 слайд)


Чтобы узнать больше о праздниках, решили найти ответы на

вопросы:

  • Какова история возникновения праздников ?

  • Каковы традиции и приметы праздников?

  • Что дает праздник русскому человеку?

  • Как празднуют народные праздники на Дону? (8 слайд)


Работу над проектом разделили на 3 этапа:

1 этап – поисковый. Здесь нам нужно было узнать историю возникновения и духовное содержание праздников, какие традиции и приметы связаны с ними.

2 этап – практический. На этом этапе мы запланировали поездку в станицу «Раздорская» на праздник «Встреча весны».

3 этап – аналитический. Здесь мы должны сделать анализ: Что дает людям праздник? Подвести итоги своей работы. Сделать выводы. Подготовить сборник рассказов о праздниках и традициях, пословиц и поговорок, игр о весне и выступления, изображающие традиции празднования.

(9 слайд)

Изучив литературу, мы узнали, что с приходом весны люди получали возможность выйти и изб на свежий воздух, вздохнуть полной грудью и после долгой и суровой зимы, понежиться в теплых лучах весеннего солнца.

Весна порождала в человеке радостные чувства и праздничное настроение. Поэтому весенние праздники справлялись особенно торжественно с различными обрядами.

Мы узнали, что в весенний период празднуется очень много праздников.

  • На период Великого поста приходилось Стреченье / Встреченье. По народному мировоззрению это была встреча Зимы и Лета.

  • Праздник Сорок святых / Сорок мучеников / Сороки. В этот день пекли жаворонков и закличками звали весну.



  • К числу наиболее значимых дат относилось вербное воскресенье. Этот праздник был связан с наиболее важным обрядом и ритуалами: освящением вербы и "вербохлёстом".



  • Заключительная неделя Великого поста называлась страстной, страшной. В ней выделялся чистый четверг, день, когда надо было до рассвета, "пока ворон не искупал своих детей", искупаться и прибрать, "вычистить" жилище, и страстная, страшная пятница.

  • Пасха - один из самых любимых, красочных и светлых праздников! Пасха - праздник Светлого Христова Воскресения. -

  • Другим весенним праздником наших предков был праздник «красных горок», получивший свое название от «красных», то есть красивых горок, холмов и возвышенностей, которые под лучами весеннего солнца первыми покрывались молодой зеленью.

  • Вторник после «красного воскресения» посвящался поминкам умерших родственников. В народе этот праздник называется «радуницей».

  • Неотъемлемой частью жизни донских казаков являлись проводы в армию. Эта традиция передавалась из поколения в поколение.



22 марта мы поехали в станицу "Раздорская" на праздник "Встреча весны" Узнали много интересного о традиции встречать весну. В этот же день отмечали старинный славянский праздник Жаворонки - считалось, что в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, и первая из них – жаворонок.

Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.

Мы лепили жаворонков из теста. (слайд).

Играли в игры наших предков: «Ручеёк», «Покорми птиц», «Сорочиное гнездо», «Петушиные бои», «Займи своё гнездо».

Поездка на нас произвела огромное впечатление, так как мы «окунулись» в историю жизни наших предков.


Приехав из поездки мы рассказали друзьям об играх, которые узнали и теперь часто на переменах и уроках физической культуры играем в них.( слайд). Записали заклички, которые услышали в станице в свою копилку, для того чтобы эти замечательные традиции не потерять и передать другим.


Мы сделали вывод:

Традиции народа - это бесценный опыт наших предков. Традиции преподносят нам обычаи и обряды, складывающиеся веками. Почти все народные праздники совпадают с циклом жизни Земли и поэтому имеют духовное значение– приобщение к природе, принесение в жизнь чувства того, что Земля – живая.




Мы хотим собранный нами материал передать в школьный музей, чтобы и другие могли узнать о традициях Донского края.

Своё выступление мы хотели закончить показом ещё одной замечательной традицией «Проводы в армию». Номер подготовила театральная студия нашей гимназии «Первые ступеньки».

Спасибо за внимание. (32 слайд)

















Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!


Жавороночки, прилетите,

Землю-матушку пробудите

И дождиком напоите:

Чтоб травушка вырастала,

Чтоб цветики расцветали.


Печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:


Дети говорят слова:

Как жаворонок высоко летал,

так чтобы и лен твой высокий был.

Какая у моего жаворонка голова,

так чтобы и лен головастый был.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!