СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс " Учитель года" Объяснительная записка "Технология моделирования как одно из условий литературного развития младших школьников "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология моделирования способствует литературному развитию младших школьников. Моделирование позволяет  организовать рассуждение, сравнение,осмысление , обратную конкретизацию и  образное обобщение для понимания прочитанного.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс " Учитель года" Объяснительная записка "Технология моделирования как одно из условий литературного развития младших школьников "»

«Методический семинар»

Объяснительная записка

Технология моделирования как одно из условий литературного развития младших школьников


Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, формирующим основы интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их способностей овладевать русским языком, родной речью и умением пользоваться литературной речью. Одним из основных Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта по литературному чтению является осознание выпускником начальной школы значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Поэтому литературное развитие является одним из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников.  
Литературное развитие как учебный процесс предполагает  развитие «способности к непосредственному восприятию искусства слова,  сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное,  руководствуясь при этом эстетическими критериями» и развитие собственного литературного творчества детей. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в определенной последовательности, в соответствии с замыслом. Чем богаче словарь человека, тем шире  у него возможность выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Основными источниками обогащения речи учащихся являются произведения художественной литературы. Литературное образование невозможно без развития речи школьника. Обогащение речи, понимание смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений – всё это задачи уроков литературного чтения. Обогащение словаря начинающего читателя идёт постепенно от урока  к уроку.
В литературное развитие входят следующие понятия: начитанность ученика, высокий устойчивый интерес к чтению, специальные умения самостоятельного читателя. Начитанность предполагает знание детьми фамилий авторов произведений, которые они читают, а также правильно называть произведения, определять их темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте.
В соответствии с концепцией развития универсальных учебных действий в период начального образования основным показателем развития знаково-символических действий, входящих в блок познавательных УУД, является овладение моделированием. Следует отметить, что в педагогической практике термин «моделирование» используется в разных значениях.
С одной стороны, моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в определенных отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте. В этом смысле А.К. Дусавицкий, например, выделяет такой тип урока как урок моделирования и преобразования моделей. Он направлен на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или особенностей функционирования какого-либо художественного приёма. Работа сопровождается составлением соответствующей модели с тем, чтобы учащиеся, действуя по ней, могли впоследствии руководствоваться ею в своём собственном литературном творчестве
С другой стороны, моделирование – познавательное универсальное учебное действие, состоящее в преобразовании объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) .
Для успешного формирования действия моделирования в начальной школе младшие школьники должны овладеть следующими учебными действиями:
- кодирование -замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
- декодирование - считывание информации;
- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями;
- умение строить схемы, модели и т.п.

Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) предлагается метод моделирования – введение системы «заместителей» (условных обозначений), жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки.   Составление таблиц, схем, моделей можно использовать не только на уроках математики, технологии и русского языка, но и на уроках литературного чтения.

Я считаю, что метод моделирования позволяет проанализировать произведение более наглядно и  доступно. Модели, являясь наглядной опорой, помогают ученику совершенствовать устную и письменную речь.
Предлагаю рассмотреть технологию моделирования при знакомстве с творчеством Льва Николаевича Толстого.

При изучении произведения « Русак», традиционный план текста я предлагаю в виде схемы, похожей на отрезки. На схеме наглядно видно не только количество частей в тексте, но и их объём. Немало важную роль играет цвет плана-схемы. Синий, голубой, белый – это цвет зимнего времени, и действия в рассказе описываются зимой. По данной схеме удобно работать с каждой из частей, добавляя опорные слова или словосочетания, необходимые при анализе текста. В нашем случае особо уделяется внимание второй части, где видно кого встретил заяц по дороге к гумну.



При анализировании поведения русака на гумне, хорошо помогает схема на установление последовательности действий героя. Выбирая из текста глаголы, принадлежащие зайцу, получается цепочка слов. Такой приём является отличным помощником при подробном пересказе как отдельных частей, так и произведений в целом,


В зависимости от содержания произведения на уроках литературного чтения использую разнообразные блок-схемы.

Блок- схема для построения цепей рассуждения


В сказке « Два брата» каждый герой понимал своё счастье по-своему и каждый шёл к нему своим путём. Рассуждая, как каждый из братьев понимал смысл счастья, наглядно видно по схеме. Идёт сравнение , как жили герои, чтобы быть счастливыми.


Блок-схема на установление последовательности


В рассказе « Акула», для закрепления содержания текста (составление плана) можно предложить детям установить цепочку событий путём соединения частей стрелками или постановкой цифр в определённой последовательности.




Схемы для осознания значения слов или выражений

Например, в рассказе « Русак» есть устаревшее слово подле. Для понимания значения можно построить схему, по которой дети осознают его смысл. ( Подле, значит рядом, возле, около или близко)




При обобщении творчества писателей помогает таблица «Жанры произведений». Каждому жанру даётся дополнительная информация по его тематике и разновидности. Например, Л. Н. Толстой писал художественные и научно-познавательные рассказы о животных и детях, волшебные и бытовые сказки, былины и очерки.


При определении жанра произведения хорошо помогает таблица признаков жанров. Чтобы объяснить ребёнку почему прочитанное произведение является рассказом, стихотворением, сказкой, басней или очерком - он должен знать отличительные признаки каждого жанра. Например, если в тексте идёт повествование о реальном событии, описывается один эпизод из жизни героя или автора, в нём немного действующих лиц и текст небольшого объёма, то это – рассказ.




Схема « План-обобщение» помогает детям систематизировать знания о прочитанных произведениях. Например, анализируя произведение «Русак» дети делают обобщение. (Мы познакомились с научно-популярным рассказом о животных Л. Н. Толстого « Русак». Идея автора заключалась в том, чтобы познакомить нас с жизнью зайцев – русаков в зимнее время).



Любовь Александровна Ефросинина - автор учебника «Литературное чтение» ( УМК « Начальная школа 21 века) в методических рекомендациях предполагает ввести систему заместителей, которые помогут ребёнку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения: жанры обозначены



геометрическими фигурами, тематика – цветом. Автор предлагает моделировать обложку книги, а также составлять план к произведению с использованием

заместителей.






К моделям, предложенные авторами УМК, я ввела элементы, дополняющие информацию о произведении.


В унифицированной модели фамилия автора подчёркнута линией, что означает - участник событий. Буквы «н-п» обозначает – научно-популярный. Таким образом, модель говорит о том, что произведение Льва Николаевича Толстого «Русак» - научно-популярный рассказ о животных, где автор является участником событий. Буква «Х» в модели прямоугольнике говорит о том, что произведение «Акула» - художественный рассказ о детях.

Также, работая над моделированием обложек, предлагаю детям составить свои варианты моделей, тем самым способствуя творческому развитию обучающихся. После изучения творчества каждого писателя у обучающихся образуется коллекция моделей обложек, которые могут быть использованы при обобщении, при составлении лепбуков ( книжек- раскладушек с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которые помещены материалы на одну тему) Это отличный способ для закрепления темы или проведения исследовательской работы, в процессе которой ученик участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Приёмы моделирования и преобразование моделей, являясь наглядной опорой, помогают ученику не только осмыслить и проанализировать произведения, но совершенствовать устную и письменную речь, тем самым способствуют литературному развитию младших школьников.

Диаграмма диагностик 3 «А» и 3 «В» классов

Диаграммы результатов выходной диагностики в двух классах позволяют утверждать, что владение приёмами работы с модельной информацией дала положительный результат в 3 «А» классе, где произошло увеличение процента количества детей высокого и среднего уровней и понижение процента низкого уровня. Таким образом, приём моделирования и преобразование моделей способствует литературному развитию младших школьников. Модели, являясь наглядной опорой, помогают ученику не только осмыслить, проанализировать произведение, но совершенствовать устную и письменную речь.

Все выше сказанное позволило мне прийти к выводу, что технология моделирования на уроках чтения действительно способствует литературному развитию младших школьников

Таким образом, моделирование на уроках литературного чтения выступает инструментарием, позволяющим понять содержание и композицию произведения. В процессе моделирования формируются такие умения, как умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, которые лежат в основе учебной деятельности школьника, выступают в качестве учебного действия, средства, без которого невозможно полноценное обучение на следующей ступени. Значит, применение способов и приемов моделирования может стать одним из универсальных инструментов учения для школьника при получении начального общего образования.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!