СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические аспекты преподавания предмета «Черчения» в СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические аспекты преподавания  предмета «Черчения» в СПО

 

Методы обучения - это способы работы, посред­ством которых достигается усвоение студентами зна­ний, умений и навыков по предмету. Для метода обуче­ния характерно наличие двух признаков: 1) метод дол­жен обеспечивать достижение цели обучения, давать студентам новые знания, развивать их и проверять; 2) в методике обучения должна существовать двусторонняя согласованная деятельность преподавателя и студента.

Просмотр содержимого документа
«Методические аспекты преподавания предмета «Черчения» в СПО»

Методические аспекты преподавания предмета «Черчения» в СПО


Методы обучения - это способы работы, посред­ством которых достигается усвоение студентами зна­ний, умений и навыков по предмету. Для метода обуче­ния характерно наличие двух признаков: 1) метод дол­жен обеспечивать достижение цели обучения, давать студентам новые знания, развивать их и проверять; 2) в методике обучения должна существовать двусторонняя согласованная деятельность преподавателя и студента.

Черчение как общеобразовательный учебный предмет специфи­чен и значительно отличается от других школьных дис­циплин, в связи с этим совокупность методов обучения чер­чению (графике) будет несколько отличаться от мето­дов обучения другим предметам.

К числу методов обучения черчению (графике) от­носятся рассказ, беседа, лекция, объяснение, наблюдение, моделирование и конструирование, работа с учебником и справочной литературой, выполнение графических работ и другие. Рассмотрим основные из них.

Рассказ - это повествовательная форма изложения учебного материала учителем, которая раскрывает практический смысл полученных на уроке знаний, подкрепляемая конкретными примерами из жизни.

Объяснение - это последовательное разъяснение сущности и значения понятий. Объяснение использую не только при изложении нового материале, но и в процессе повторения, если выявлен пробел в знаниях. Ocoбенно, крайне, важно использовать данный метод при подготовке к выполнению графических работ. При этом объясняется порядок выполнения работы, ставятся задачи. Можно применять и отдельные приёмы этого метода: К примеру, при выполнении графической работы - учащиеся испытывают затруднения, в данный момент можно продемонстрировать модель, плакат, таблицу или устно пояснить материал.

Беседа - разговор учителя со студентом. Учитель, используя систему продуманных вопросов, подводит обучающихся к пониманию и усвоению новых знаний, опи­раясь на знания, имеющиеся у учащихся и практический опыт. В то же время выясняется степень усвоения ранее изученного материала. Вопросы должны быть чётко сформулированы, ясными по содержанию и краткими по форме и требующие определенного ответа. Беседы развивают внимание учащихся, самостоятельность их мышления и учат логически излагать материал. Беседы бывают четырех видов:

1) беседа - сообщение;

2) беседа-закрепление;

3) беседа - контроль;

4) беседа –повторение.

Беседа - сообщение применяется в тонн случае, когда можно использовать уже имеющийся у учащихся запас знаний по теме.

Беседа - закрепление проводится после изучения ка­кой-либо темы;.

Беседа - контроль можно использовать на этапе обучения черчению.

Беседа - повторение применяется перед изучением нового материала и имеет цель - напомнить учащимся изученный ранее материал и создать более прочную ба­зу для усвоения нового учебного материала.

Лекция - изложение материала преподавателем, не прибе­гая к вопросам. Этот метод в повторение черчении занимает незна­чительную часть урока.

Рассказ, беседа, лекция - методы устного изложе­ния материала.

Наблюдение - целенаправленное, непосредственное и организованное восприятие учащимися предметов и явлений. Наблюдение-это один из наиболее важных способов формирования представлений и понятий в процессе обучения черчению. При выполнении чертежа учащиеся должны обратить внимание на геометриче­скую форму предмета͵ а не на цвет или его фактуру. Внимание ученика крайне важно направлять, придавать наблюдению целенаправленный характер для того, что­бы он мог установить сходство и различие между пред­метами и явлениями. Из-за мышления такая работа должна проводится на протя­жении всего периода обучения черчению: при объясне­нии, закреплении, повторении, обобщении.

Необходимость введения в процесс обучения чер­чению таких методов, как моделирование и конструиро­вание, прямым образом отвечает современным требованиям обучения. Моделирование и конструирование способствуют выработке у учащихся навыков чтения чертежей, развивают их пространственные пpeдставлeния.

Моделирование - это метод, в основе которого ле­жит процесс воспроизведения формы предмета по его изображению или описанию. Для моделирования на уроках черчения (графики) может использоваться пла­стилин, глина, картон, проволока, пенопласт и другой материал.

Конструирование- это процесс создания нового образа предмета на основе его заданных свойств. Кон­структорские задачи предполагают разработать какую-то схему соединœения, предложить конструкцию и вы­полнить чертёж недостающей детали и так далее.

Важным методом обучения черчению является вы­полнение графических работ - данный метод способствует выработке у учащихся необходимых навыков но вы­полнению чертежей, аксонометрических проекции, эс­кизов, технических рисунков. В процессе выполнения графических изображений учащиеся познают логику построения чертежа. Знакомятся с правилами и услов­ностями его оформления, принятыми соответствующи­ми стандартами. Графические работы проводятся для закрепления знаний, а также при объяснении нового материала и контроле знаний учащихся.

Работа с учебником и справочным материалом име­ет большое воспитательное и обучающее значение, Этот метод используется для развития у учащихся навыков самостоятельной работы, что способствует активизации мышления. Такая работа должна проводится на протя­жении всего периода обучения черчению: при объясне­нии, закреплении, повторении, обобщении.

В процессе преподавания учитель всегда должен заботиться о том, чтобы вызвать у учащихся интерес к занятиям и заставить их активно мыслить. Это связано с поисками новых совершенных методов обучения чер­чению (графике).

Другая теория обучения, которую можно исполь­зовать в преподавании черчения, - технология обучения - направление в педагогической науке, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ занима­ется конструированием оптимальных обучающих сис­тем, проектированием учебных процессов.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектировании и воспроизводимости обучающего цикла. Тради­ционное обучение черчению характеризуется неточно­стью постановки целей, слабой управляемостью учеб­ной деятельностью, неопределенностью и неповторяемостью обучающих операций, слабостью обратной связи и субъективностью оценки достижения целей.

Специфические черты технологии обучения:

• разработка диагностики поставленных целей обуче­ния;

• ориентация всех учебных процедур на гарантирован­ные достижения учебных целей;

• оперативная обратная связь, оценка текущих и ито­говых результатов;

• воспроизводимость обучающих процедур.

Постановка диагностичных целей при обучении черчению заключается в следующем: для дос­тижения заданного (желаемого) уровня обучения требу­ется ставить цели диагностично, то есть определять их через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может измерить и оценить. В диагностично поставленных целях описываются действия уче­ника в терминах: знает, понимает, применяет и др. как конечный результат.

Технологию обучения разра­ботал и применяет в обучении Шаталов В.Ф.

Технология обучения дала толчок "практической" дидактике - созданию обучающих систем, готового продукта - пакета документов и средств, дидактических и технических, позволяющих учителю "среднего" уров­ня давать высокие результаты. В пакет документов мо­жет входить: цели и содержание обучения по опреде­ленной дисциплине, обучающие операции, тестовые за­дания на всех этапах обучения. На основе технологии обучения развивается модульное обучение и примене­ние ТСО: от компьютера с обучающими программами до сложных телекоммуникационных систем. И это не­посредственно связано с другой теорией обучения, при­меняемой в преподавании черчению (графике) - инфор­мационные технологии.

Информатизация обучения в современной дидак­тике принято понимать как использование вычислительной техники и связанных с ней информационных техноло­гий в процессе обучения как средств управления позна­вательной деятельностью школьников и предоставления учителю и учащимся крайне важной текстовой и на­глядной информации, дополняющей содержание обуче­ния.

В преподавании черчения широко ис­пользуется программированное обучение - это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. Главная идея про­граммированного обучения - этo управление учением, учебными действиями обучающихся с помощью обу­чающей программы. Все обучающие программы наи­более эффективны для формирования умений и отра­ботки навыков. Информатизация обучения требует от учителей черчения и учащихся компьютерной грамот­ности. Обучение черчению с применением компьютерной техники является одним из возможных путей приобщения учащихся к графической культуре. При использовании компьютеров на уроках черчения (графики) крайне важно добиваться оптимального соче­тания классических и нетрадиционных методов и прие­мов обучения, выбираемых с учетом развития про­странственных представлений, способностей k аналитическо-синтетической деятельности и других индивиду­ально-психологических особенностей школьников. Вместе с тем, важно рационально сочетать ручной и машинный способ выполнения чертежей.

Все перечисленные теории обучения в той или иной мере способствуют активизации учебного процесса по черчению (графике). Учителю черчению (графики) дает­ся возможность использования различных технологий обучения, а также сочетание различных современных методов и приемов.

Одним из методов, способствующим повыше­нию эффективности графической подготовки, а также рационального использования учебного времени явля­ется проектная деятельность. Метод проектов (как принято сейчас называть проектирование) предлагается использовать в процессе обучения программой "Графика". Над разработкой этого метода, исследова­нием его, а теперь и использованием работают такие ученые как В.Д. Симоненко, М.Б. Павлова, Л.М. Иляева и другие. Ему отводится определенная роль и в под­готовке графически грамотного человека. Также как и вышеперечисленные современные теории творческая проектная деятельность, способствует активизации по­знавательного процесса по черчению (графике), то есть метод проектов можно использовать наряду с другими методами обучения.

Логика построения каждого проекта соответствует общей структуре проектировочной деятельности. На­выки работы с материалами, инструментами и информацией учащиеся получают по мере крайне важности для выполнения того или иного проекта. Система проектов строится по принципу усложнения, в связи с этим в основу учебной программы закладывается ряд положений:

* постепенное увеличение объема знаний и навыков;

* выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых (дом, школа, места отдыха) и заканчивая менее знакомыми (местное общество, биз­нес, индустрия);

* постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (использование комплексного Подхода, учет большего количества воздействующих факторов);

* постепенное осознание учащимися собственных способностей области дизайн – технологической дея­тельности.

Данный метод, используемый в преподавании чер­чения (графики), позволяет реагировать на местные ус­ловия, учитывать окружающие нас проблемы, а также традиционные, народные (национальные), историче­ские особенности.

Процесс выполнения творческих проектов по чер­чению (графике) предполагает целенаправленное воз­действие педагога на учащихся для достижения опти­мальных результатов. Руководство проектной деятель­ностью школьников начинается с начала учебного года, когда учитель ставит проблему перед учащимися, - осознания нужд и потребностей во всех сферах деятель­ности человека. В процессе подготовки учащихся к вы­полнению творческого проекта учитель производит подбор объектов проектирования, анализирует проек­ты, предложенные школьниками, корректирует их. Для того, чтобы облегчить учащимся (испытывающим трудности) выбор объектов или тем проектов, учитель может разработать банк проектов и предложить на вы­бор школьникам. В банке проектов задания бывают перечислены в виде тем, словесных описаний или ри­сунков, схем, чертежей. Банк может систематически по­полняться наиболее интересными проектами, предло­женными школьниками, интересными находками из журналов, книᴦ. Учитывать индивидуальные особенности учащихся, их теоретические знания и графически умения и навыки помогут дифференцированные проекты, которые предлагаются учителем в нескольких вариантах. Более сильным ученикам выдаются сложные варианты проектов (без подсказок), менее подготовленным учащимся - варианты, содержащие требования направление выполнения выбранного проекта. В третьем варианте, самом простом, требуется доконструировать изделие, выбрать оптимальную технологию, сбор учащегося корректируется учителем. Зная потенциальные возможности учеников, можно правильно подобрать проект и определить уровень сложности для каждой группы учащихся. Количество учащихся, участвующих в выполнение одного проекта͵ зависит от сложности объекта и может выполняться индивидуально или небольшими группами. Выполненные проекты обсуждаются учащимися в учителем, оцениваются, а затем бывают выставлены для просмотра. Об оценке проектор будет сказано в по­следующих лекциях.

Педагогическое руководство проектной деятельно­стью по черчению сводится к:

• организации и подготовке учебно-материальной ба­зы;

• разработке дидактического материала;

• подбору творческих проектов с учетом психолого-педагогических требований;

• оказанию помощи отдельным учащимся и стимули­ровании творческой деятельности;

• поддержанию определенного рабочего настроя;

•анализу и оценке индивидуальных и групповых работ учащихся;

• педагогической диагностике.

Важным условием эффективного управления и ру­ководства проектной деятельностью, а также использо­вания метода проектов в графической подготовке уча­щихся является специальная методическая подготовка учителей технологии, черчения (графики).

Итак, можно выделить основные факторы, влияющие на активизацию познавательного процесса на занятиях по черчению:

• создание соответствующей материальной базы;

• личное отношение учителя к учебному процессу;

• умение учителя правильно подбирать соответствующие методы обучения и содержание учебного материала;

• сочетание репродуктивной и творческой деятельно­сти;

• использование на уроках нетрадиционных методов, форм и средств;

• правильный выбор графических заданий, способст­вующих творческой мыслительной деятельности, а также проблемных заданий, требующих обобщения, анализа исходных данных;

• использование наглядностей;

• самостоятельная работа;

• введение в процесс графической подготовки проект­ной деятельности;

• внедрение в обучение современных теорий обучения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!