СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы к уроку литературы по роману Тургенева И. С. «Haкaнyнe» " Замысел романа Тургенева «Haкaнyнe"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как ни велик был успех «Дворянского гнезда» у читателей, Тур­генев отлично понимал, что героями его последующих произведе­ний должны быть люди, не похожие на Рудина и Лаврецкого, на Наталью и Лизу.        

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы к уроку литературы по роману Тургенева И. С. «Haкaнyнe» " Замысел романа Тургенева «Haкaнyнe"»

Методические материалы к уроку литературы по роману Тургенева И. С. «Haкaнyнe» " Замысел романа Тургенева «Haкaнyнe"


Как ни велик был успех «Дворянского гнезда» у читателей, Тур­генев отлично понимал, что героями его последующих произведе­ний должны быть люди, не похожие на Рудина и Лаврецкого, на Наталью и Лизу.

На смену им жизнь выдвигала людей, обладающих «широкой решимостью» и «благородным риском», стремившихся посвятить себя общественному служению. Литература еще не дала портретов этих новых людей.

Роман «Haкануне» явился первой попыткой такого рода.

Едва успел дойти до подписчиков номер «Современника» с «Дворянским гнездом», как Тургенев принялся за новый роман, который в черновиках назывался по имени главного героя «Инсаров», а потом название было заменено на символически многозна­чительный заголовок - «Haкануне».

«Повесть названа мною так ввиду времени ее появления. Новая жизнь началась тогда в России - и такие фигуры, как Елена и Ин­саров, являются провозвестниками этой новой жизни», - писал Тургенев.

В письме И. Аксакову говорится: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур ... для того, чтобы дело подвинулось вперед».

Немалой трудностью для автора было то, что образ Инсарова создавался без живого прототипа. Тем не менее Тургеневу удалось нарисовать запоминающийся портрет главного героя.

Недаром в одной из прокламаций народовольцев говорилось о героях « Накануне», что «это живые и выхваченные из жизни образы ... », что это «типы, которым подражает молодежь и которые ми создавали жизнь ... ».

Закончил свой роман Тургенев поздней осенью 1859 года. Исключительно важное значение «Накануне» заключалось в том, что это был первый роман о герое-разночинце, о герое­ революционере, посвятившем свою жизнь борьбе за благо народа .

Современная Тургеневу критика сразу же отметила большую. общественную значимость его про изведения, выдающуюся роль автора в развитии русского социально-политического романа.

«Накануне» всколыхнуло широкие круги русских читателей, искавших ответа на вопросы о будущем России, о роли женщины в тогдашнем обществе, о политическом деятеле новой формации .

Действие « Накануне» отнесено к тому времени, когда «события быстро развивались на Востоке, занятие княжеств русскими войсками волновало все умы; гроза росла, слышалось уже веяние близ­кой неминуемой войны. Кругом занимался пожар, и никто не мог предвидеть, куда он пойдет, где остановится; старые обиды, давние надежды - все зашевелилось ... ».

В это время болгарский патриот Никола Филипповский гото­вил восстание в Тырнове, болгарский революционер Г. Раковский с собранной им дружиной намеревался соединиться с русским войсками.

Но не только в тылу у турок пробудились старые обиды и дав­ние надежды. В самой России готовились к борьбе люди, страстно ненавидевшие произвол и ждавшие народного восстания против «внутренних турок» - против самодержавного правительства.

События, описанные в романе, связаны с началом Крымской войны 1853-1855 годов, однако в нем явственно отразились идеи и настроения, возникшие в русском обществе в канун революционной ситуации 60-х годов, т.е. как раз в то время, когда создавал ось произведение Тургенева.

За эти пять лет в России произошли колоссальные сдвиги. Все жили предчувствием смены одной формы общества другой. В на­родных массах и среди передовой интеллигенции, главным образом среди студенческой молодежи, росли революционные настроения. Крестьяне жили в напряженном ожидании воли, среди них росло недовольство, вспыхивали волнения и бунты.

Жизнь выдвигала новые задачи, новые вопросы, самым важ­ным из которых был вопрос о путях дальнейшего развития страны. Как про изойдет освобождение крестьян? Революционным путем или в результате реформы? Как сложится будущее общественное устройство России? Вокруг этих проблем разгорались страсти, ки­пели споры, велась полемика на страницах газет и журналов.

Начинался разночинно-демократический период русского революционно-освободительного движения. В борьбе с реакционе­рами и либералами выковывалась новая общественная сила, заяв­лявшая о своих правах на руководящую роль в исторической жиз­ни страны.

Тургенев, быстро угадывавший, по определению Добролюбова, новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное созна­ние, попытался первым отразить в художественном произведении этот перелом.

Главный герой его романа разночинец Инсаров противопостав­лен мягкому и кроткому Берсеневу и беспечному, избалованному Шубину.

Инсаров олицетворяет непреклонную волю к борьбе с порабо­тителями родины. Он непоколебимо верит в успех и правоту свое­го дела. У Инсарова «настоящий, живой жизнью данный идеал». Ему свойственны молчаливая настойчивость, прямота, точность, он не меняет своих решений и не откладывает исполнения данного обещания. «Он знает, за что готов сложить свою голову, знает, с чем и с кем он идет на борьбу».

Все это и привлекло к Инсарову Елену с ее хотя и смутным, но сильным стремлением к свободе.

Под стать Инсарову Елена отличается сильным характером, ре­шимостью и бесстрашием - она смело порывает со средой, ее вос­питавшей, чтобы посвятить свою жизнь великой идее.

Само название романа показывало, что Россия находится нака­нуне появления людей инсаровского типа, потому что возникла в самом обществе потребность живого дела.

Эпоха, описываемая в романе, была для них кануном подвигов и героической борьбы. Доказательством истинного патриотизма, по убеждению Инсарова, могла быть только готовность пожертво­вать своею жизнью за родину.

«Любовь к родине у Инсарова не в рассудке, не в сердце, не в воображении, - писал Добролюбов, - она у него во всем орга­низме ... Оттого он стоит неизмеримо выше Шубина и Берсенева».

Добролюбов В статье о «Накануне» писал, что Тургенев, столь хорошо изучивший «лучшую часть нашего общества», не нашел возможности сделать героем романа русского человека. Это объяс­нялось тем, говорит критик, что одна из самых важных причин (тут он имел в виду цензурные условия) не зависела от Тургенева, и по­этому не может быть места упрекам.

Но, конечно, не только из-за цензурных условий Тургенев не показал читателю в полной мере «величие и красоту идей Инса­рова» - тут сказались также либеральные политические взгляды писателя.

Через три года после выхода в свет «Накануне» Чернышевский из каземата Петропавловской крепости ответил в романе «Что де­лаТЬ?5 на вопросы, которые ставились в романах Тургенева и рас­сматривались в статьях Добролюбова «Что такое обломовщина?» и «Когда же придет настоящий день?».

При всем различии идейных позиций и творческих методов Тургенева и Чернышевского роман «Накануне» послужил в неко­тором отношении ступенью к роману «Что делать?».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!