СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические основы написания сочинения-эссе как итоговой творческой работы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское "еssаi" можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Просмотр содержимого документа
«Методические основы написания сочинения-эссе как итоговой творческой работы»

Управление образования Администрации города Новочеркасска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 32









Методические основы написания

сочинения – эссе

как итоговой творческой работы


доклад подготовила

Астапова Татьяна Евгеньевна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ № 32








г. Новочеркасск

2015 г.


1


Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское "еssаi" можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П. Крысина оно определяется как «очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».

«Большой энциклопедический словарь» дает такое определение эссе: «это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».



Некоторые признаки эссе:

  • наличие конкретной проблемы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре.

  • выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

  • как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Его создателем считается Мише́ль де Монте́нь,  французский писатель и философ эпохи Возрождения. Книга Монтеня «Опыты», написанная в 1580 г. как бы «скуки

2


ради», не имеет никакого чёткого плана, изложение подчиняется прихотливым извивам мысли, многочисленные цитаты чередуются и переплетаются с житейскими наблюдениями. Сегодня такой жанр предлагается в качестве задания достаточно часто. Он является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или при трудоустройстве). Конкурс сочинений помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших! То, как кандидат сумел подать себя, как описал свои достижения и промахи, позволяет экзаменаторам определить - достаточно ли хорош этот человек для них, достаточен ли его опыт, оправдает ли он надежды в будущем и способен ли принести пользу.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное 
творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Его написание чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура и план эссе

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

  1. мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов

  2. мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом 
    следуют аргументы

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от проблемы, избранного плана, логики развития мысли):

- вступление;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- заключение.

3

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

  • Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

  • Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

  • Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.


Классификация эссе

С точки зрения содержания эссе бывают:

- философскими;
- литературно-критическими;
- историческими;
- художественными,
- художественно-публицистическими;
- духовно-религиозными и др.

По литературной форме предстают в виде:

- рецензии;
- лирической миниатюры;
- заметки;
- странички из дневника;
- письма и др.

Различают также следующие типы эссе:

- описательные;
- повествовательные;
- рефлексивные;
- критические;
- аналитические и др.





4

Наконец, предложена классификация на две большие группы:

  • личностное, субъективное, 
    где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности;

  • объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.


Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

  1. Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует.

  1. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка

Тема эссе всегда конкретна. Оно не может содержать много тем или идей (мыслей), и отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

  1. Свободная композиция - важная особенность жанра

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Всё наоборот».

  1. Непринужденность повествования

Автору такого произведения важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

  1. Склонность к парадоксам

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд

бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

  1. Внутреннее смысловое единство


5

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, произведение вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

  1. Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании, должен восприниматься серьезно.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой.


Основные ошибки при написании эссе

  1. Плохая проверка

Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д.

  1. Утомительные предисловия, недостаточное количество деталей

Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для него характерны обычные клише.

  1. Многословие

Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему.

  1. Длинные фразы

Чем длиннее предложение, тем лучше - так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте на более мелкие абзацы.



6

Когда вы закончите писать, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов.

Правильным является следующий или похожий порядок букв - M S M L M S.

Неправильным является такая последовательность: S S S M L L L.

  1. Не перегружайте эссе

При написании отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение вашего произведения.

Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию.



Проверка эссе

Огромное значение при написании эссе имеет проверка первой его версии. При написании черновика ваша главная задача заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т.д. Написав первый вариант, дайте ему день или два отлежаться, а затем вернитесь к работе по проверке и улучшению, на «свежую голову».

При проверке, обратите внимание на следующие важные моменты:

  1. Прежде всеговажно помнить, что эссе - жанр субъективный,
    поэтому и оценка его может быть субъективной. Не стоит ориентироваться на всех сразу.

  2. Представленные данные:

Независимо от того, на какой вопрос вы отвечаете, вам нужно достичь определенных целей. От вас ожидают того, что при написании вы будете иметь в виду следующее: 
- ответил ли я на заданный вопрос? 
- насколько понятно и точно я изложил свои мысли? 
- естественно ли звучит то, что я написал, нет ли где ошибок? 

  1. Навыки общения / письменной речи.

Эссе предназначены также для того, чтобы проверить ваше умение излагать мысли на бумаге и ваши навыки письма. Консультант по вопросу отбора специалистов говорит: «Ваше творение не должно характеризовать вас как будущего писателя или филолога, вы - будущий лидер, управляющий. Для


7

успеха важно умение хорошо презентовать свои идеи, а способность выразить их на бумаге есть у тех, кто легко общается с другими людьми».

Плохо написанное (представленное) эссе не будет способствовать тому, чтобы вас хорошо оценили.

  1. Образ реального человека.

Экспертная комиссия хочет разглядеть в эссе образ человека, который его писал. Важны не только результаты тестов, опыт работы, но и характер кандидата. «Мы ищем в документах нечто неуловимое, что не могут показать цифры, поэтому надеемся найти это в его сочинении. Ни в коем случае не упускайте возможность рассказать в них о себе. Это поможет убедиться в том, что мы рассматриваем кандидатуру вполне реального человека, а не просто сумму различных показателей».

Здесь важно следующее - быть честными, искренними, неповторимыми, т. е. быть самими собой!

Эксперты считают, что часто люди так хотят казаться кем-то: лидером или зрелой личностью, что забывают быть просто человеком!

  1. Индивидуальность.

Единственный способ сделать так, чтобы комиссия разглядела за всеми документами образ конкретного человека - внести в свое сочинение элемент личного, неповторимого, уникального. Ваши эссе сразу станут более интересными и притягивающими внимание. Они помогут выделиться среди сотен других претендентов.

Эссе должно быть как можно более персонализированным. Скучно читать произведения, которые изобилуют общими фразами - это пустая трата времени. Все равно ничего не поймешь о личности данного кандидата.

  1. Детали.

Все, что вы напишете, необходимо подтверждать примерами, делать ссылки на читательский и свой опыт. Детали сделают вас интересными, уникальными, специфичными.

  1. Отличительные черты / Неповторимость / Что-то интересное, смешное.

По мнению экспертов «претендентам не следует бояться того, что они выйдут за рамки допустимого, лучше быть собой. Очень часто их беспокоит то, смогут ли они произвести нужное впечатление, поэтому они убирают все, что делает их выдающимися. Столь безопасные, с точки зрения претендентов, сочинения довольно утомительно читать».



8

Вам вовсе не обязательно шутить, чтобы быть интересными. Однако постарайтесь использовать все имеющиеся в распоряжении средства, чтобы ваши сочинения запомнились.

  1. Честность.

Экспертная комиссия не терпит участников, которые любят пускать пыль в глаза. Будет лучше, если вы отразите истинное положение вещей

  1. Литературное произведение.

Представители экспертных комиссий любят такие эссе, читать которые - одно удовольствие. Убедитесь в том, что ваше - легко читать. Уделите ему еще немного времени: проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению.
























9

Приложение


Фрагмент урока русского языка в 5 классе «Подготовка к

сочинению-рассуждению по данному началу»

Прослушаем песню Е. Александровой «Ода каше». Определите тему

нашей мастерской. А что такое каша? (Блюдо из сваренных круп, крупа –

продукт питания из зерновых культур).

Ода – это торжественное стихотворение, посвященное какому-либо

событию или герою. Чем же заслуживает каша то, что о ней слагают оды?

Попробуем выдвинуть гипотезу и запишем ее : «Каша очень полезна»

Какой может быть каша? Подберите несколько прилагательных

(крутая, горячая, вкусная, рассыпчатая…).

Анализ и запись пословицы «Если про кашу не забудешь, здоровым будешь».

Начало нашего сочинения звучит так:

«Бабушка заставляет меня по утрам есть кашу. Она говорит, что…»

Найдите ключевое слово в первом предложении (заставляет)

Обозначьте проблему (Если бабушка заставляет, значит, дети безжелания едят кашу, не все ее любят). И это действительно так. Какова основная мысль нашего сочинения? Сколько абзацев должно быть в нашем сочинении? Почему?


КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

«Бабушка заставляет меня по утрам есть кашу. Она говорит, что…».

Во-первых, … .

Во-вторых, … .

Народная мудрость гласит:«…».


Социоконструкция: работа в парах. Беседа, ответы учащихся.

- Как объяснила бабушка необходимость есть кашу по утрам?

(Бабушка сказала, что…).

- Что мог (могла) ответить внук (внучка) бабушке? (Наверное, ты

права, но…; Спасибо, что ты заботишься обо мне…).

- Кто прав, по вашему мнению?

- Как лучше поступить, чтобы не обидеть бабушку?




10

Актуализация знаний с реализацией метапредметных связей. Поиск и

интерпретация информации для продолжения текста; работа в группах по

интересам.

Группа 1 «Лингвисты»

Задания:

- Выясните значение непонятных слов, используя справочную

литературу и возможности Интернета.

- Составьте словарик к сочинению: витамины, джем, гарнир,

иммунитет, ингредиенты, конфитюр, корица, яровой, ода и др.. Какие слова

вы не нашли в словаре Ожегова? Почему? (джем – англ., конфитЮр –

франц.).

- Какое лексическое явление лежит в основе данного текста?

(Учащиеся находят фразеологизмы, отмечают, что они относятся к

разговорному стилю):

Задали на дом мне сочинение. Сосредоточиться не могу: в голове -

каша. Может, сестра поможет? Нет, с ней каши не сваришь, ей свои

уроки делать надо.

Младший брат еще мало каши ел для таких заданий, ему три года.

Говорит он так, будто у него каша во рту.

Что делать? Заварила учительница кашу, а мне расхлёбывай!

- Работа со словами : растениеводство, зерновые культуры, технические культуры, овощеводство, виноградарство, пшеница, подсолнечник, рожь, сахарная свёкла, кукуруза, овёс, ячмень.

Подготовьте свой аргумент к сочинению – рассуждению по результатам исследований. (Что могла сказать бабушка внуку (внучке))?

Например: «Каши готовятся из круп, а крупы – это полезная пища растительного происхождения».


Группа 2 «Кулинары»

Задание:

- Проанализируйте материалы кулинарного ежедневника.

Контрольные вопросы:

- Какой вывод вы сделали, пролистав страницы кулинарного

ежедневника? (Например, работать с такими книгами «на голодный

желудок» сложно. Я никогда не ел(а) поджаренную манную кашу и рисовую

кашу с сыром).

- Когда подаются каши на стол? (Как отдельное блюдо, а не гарнир – на

завтрак) ГАРНИ́Р, а, м. [

11

макароны, каша и т. п., добавляемые к мясным и рыбным блюдам.

- Что такое ингредиент? К какому стилю оно принадлежит? В состав

чего входит ингредиент? Образуйте от этого слова прилагательное?

(ингредиентный). Запомните написание, произношение и толкование этих

слов.

- Просмотрев рецепты каш, можете ли вы подобрать аргументы,

доказывающие их полезность? (в их составе фрукты, масло и т.п., т.е.

продукты, богатые витаминами, углеводами).

- Чем же можно разнообразить каши, чтобы они не казались детям

скучными, невкусными? (орехами, сухофруктами, сиропом, джемом; подать

вместе с вкусным напитком).

Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам

исследований: «Каша - вкусный завтрак, если к его приготовлению подойти

творчески».


Группа 3 «Фольклористы»

Задания:

- Впишите номера ответов напротив фольклорного жанра (работа со

справочной литературой и ссылками в Интернете с целью отбора и

классификации пословиц и поговорок для сочинения; закрепление материала

по УНТ (жанры фольклорных произведений: скороговорка, потешка, загадка,

народная примета, считалочка, сказка, пословица или поговорка) – выполнение теста и коллективная проверка с выразительным чтением произведения каждого жанра):

1. Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться?

2. Кашица в печи румянится: летом -

к дождю, зимой – к снегу. Каша

из горшка вылезет из печи – к худу,

в печь – к добру.

3. Маше каша не дается,

В рот из ложки не кладется,

А конфеты без хлопот

Сами так и лезут в рот.

Раз, два, три, четыре, пять –

Я иду искать

12

4. Гречневая каша - матушка наша,

а хлебец ржаной - отец наш родной.

Кашу маслом не испортишь.

5. «И упало то зернышко в землю, а

из зернышка выросла греча,

о семидесяти семи зернах...»

6. Дали Паше кашу с простоквашей,

не хотел он каши с простоквашей.

Дайте мне обычной каши.

7. Сорока-ворона

Кашу варила

На порог скакала,

Гостей созывала.

Этому дала на

блюдечке,

Этому –

на тарелочке,

Этому –

на ложечке,

Этому –

поскребышки,

А этому –

ничего не дала


- Перечислите русские традиции (обряды), связанные с кашами. (У славян каша была ритуальным блюдом на поминках и праздниках (кутья), родинах (бабья каша), обязательно — при свадебном обряде (даже свадебный пир называли «кашею»), при именинах, крестинах, на пирах, каша в качестве

жертвоприношения богам земледелия; гадания и т.п.).

Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам исследований: «Каша – не просто пища, но и неотъемлемая часть русской культуры.

(Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых

разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого

самовыражения и самопознания, накопление человеком и навыков и умений).


Группа 4 «Здоровячок»

Задания:

- Обобщите и представьте материал о пользе каш.

13

Ингредиенты: 1 л яблочного сока, 75 г сливочного масла, 1яйцо, 100г манной

крупы, 6 столовых ложек сахара, 3 яблока

Реши задачу: данный рецепт рассчитан на 3 порции. Составь рецепт манно-

апельсиновой каши на 5 порций.

Способ приготовления яблочно-манной каши: в кипящий яблочный сок

положить сахар, струйкой всыпать крупу, сварить кашу. В готовую кашу добавить взбитое яйцо и масло. Помни: кашу маслом не испортишь!

Остудить. Подавать в холодном виде с ломтиками свежих яблок

- Что такое диаграмма? (Схема, позволяющая быстро оценить

соотношение нескольких величин). Проанализируйте диаграмму «Почему на

завтрак нужно есть кашу?» (по результатам опроса учащихся начальных

классов школы).

- Создайте диаграмму по результатам опроса педагогов,

присутствующих на нашем занятии (экспресс-анкетирование «Какую кашу

вы предпочитаете на завтрак?»).

Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам

исследований: «Каша – полезный завтрак с высоким содержанием

минералов и витаминов».


Группа 5 «Филологи»

Задача:

- Используя справочную литературу и ресурсы Интернета, соберите

легенды о кашах; перескажите одну из них (заблаговременно).

- С помощью этимологического словаря выясните историю

возникновения названия каш (пшено, гречка, перловка, манка, овсянка);

- Что такое пшено? (Крупа из очищенного проса (хлебного злака)).

- Из чего получают перловку? (Из ячменя (хлебного ярового злака).

- Что такое манка? (Крупа из пшеницы).

- Как правильно говорить: гречка, греча или гречиха? (Все три слова

существуют. Гречка (разг). Так называют посевное травянистое растение

и гречневую крупу).

- Бывает ли ячневая каша? (Существует ячневая крупа, изготовленная

из зерен ячменя).

- Что такое овсянка? (Овсяная каша, а также крупа из ярового злака).

А еще овсянкой называют маленькую перелетную птицу отряда

воробьиных. Как такое явление называется в русском языке? (Омонимы).

- По имени какого мифологического героя назван сорт овсяной крупы?

Почему? (Геркулеса, геркулесовая каша).

14

- Для кого из литературных героев овсянка – любимое блюдо на

завтрак? Кто автор детективных историй с этим героем? (Шерлок Холмс;

Артур Конан Дойл).

Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам

исследований: «Возможно, благодаря овсяной каше в качестве завтрака …

(имя литературного героя) всегда рассуждал четко и действовал правильно,

столь блестяще раскрывая самые запутанные дела».


Группа 6 «Географы»

Задания:

- Сколько примерно миллионов тонн зерновых было выращено в

России в 2015 году?

- Какое место по производству зерновых занимает Россия среди других стран?

- Какая страна является лидером? Почему?

- Покажите эти страны на политической карте мира, назовите столицы государств.

- По словам краеведа В.Л. Елецких, изучающего историю

Воронежского края уже более 30 лет, город Воронеж отмечен как родина

манной каши благодаря легенде о мельнике Остапе. Однажды заехал к нему

сам царь Петр I, который в то время в Воронеже корабли строил. А у

мельника манка пошла первосортного помола. И угостил мельник гостя

манной кашей, сваренной на молоке, со сливочным маслом поверх горячего

яства в небольшом горшочке. Отведал государь новое блюдо, отер губы и

расцеловал мельника: «Сроду такого кушанья не едал! Торговать тебе

беспошлинно во веки веков!»

Ваш аргумент к сочинению-рассуждению по результатам

исследований: «По одной из легенд, Воронежский край отмечен Петром I

как родина манной каши».


Физкультминутка. (Проводят 2 подготовленных ученика)

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Повороты туловища влево и

вправо)

Молоко мы нальем, до кипенья доведем. (Имитация наливания

молока)

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Круговые движения руками)

Кашу нужно посолить, да и сахар положить. (Имитация движения

левой и правой рукой)

15

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Руки на поясе, ходьба на

месте)

Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари. (Руки на поясе, ходьба на

месте)

Каша преет «пых-пых-пых» (Дети произносят)

Для друзей и для родных.

Мы все дружно поедим

И гостей всех угостим. (Имитация движения)

Каша вышла-то у нас -

Просто класс! (Показывают)


Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по

данному началу.


№ 2


Начало сочинения – эссе


Основная проблема, идея текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. Это может быть:

- простой повтор,

- повтор с развитием сюжета,

- структурный параллелизм изложения,

- повтор с антитезой.


Прочитаем текст Сергея Довлатова.

1) Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». 2) Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово «хамство», так и не смог.

3) Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы – это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются.

16

4) Наглость – это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство – это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее – форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ, грубо можно даже в любви объясняться, и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо, грубо по форме резко, крикливо и претенциозно.

5) Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения, при этом все-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом. 6) Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но все же оставляют им какой-то шанс, какую-то надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить.

7) Помню, еду я в ленинградском трамвае, и напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая-то шпана на остановке, и начинают они этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что-то возражает, и кто-то из этих наглецов говорит: «Тебе, дед, в могилу давно пора!» 8) А старик отвечает: «Боюсь, что ты с твоей наглостью и туда раньше меня успеешь!» 9) Тут раздался общий смех, и хулиганы как-то стушевались. 10) То есть – имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что-то противопоставил этой наглости.

11) С хамством же все иначе. 12) Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. 13) И вот я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом – умноженные на безнаказанность. 14) Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. 15) Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство – это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного – слабому», потому что хамство – это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство – это неравенство.


В наше время особенно остро стоит проблема неуважения к личности человека.


17

С чего можно начать сочинение – эссе?

1.С предложения об актуальности обсуждаемого вопроса

Проблема отношений, основанных на равенстве, взаимоуважении, актуальна в наше время, разделившего людей на «сильных» и «слабых».

2. С обращения к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям

«Хамство – это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство – это неравенство», - утверждает Сергей Довлатов.

Вариант:

Сталкивался ли с хамским отношением замечательный русский писатель Сергей Довлатов? Думаю, что да. Ведь хамство может быть многоликим: это и унижение пенсионера, которое с бравадой выкладывается в Интернете, это презрение к человеку другой национальности. Это и унижение автора, умного и талантливого, например, тем, что его не публикуют, а набор его первой книги «Пять углов» в одном из издательств уничтожается по приказу КГБ. Поэтому очерк проникнут личной болью писателя, вынужденного уехать из родной страны, но переживавшего за все, что в ней происходит.

3. Используя именительный темы

Всепобеждающее хамство. Именно о нем говорит Сергей Довлатов, характеризуя это «непереводимое» русское понятие, подчёркивая, что это - черта русского характера.

4. Используя попарное соединение однородных членов

Наглость и грубость, нахальство и презрение по отношению к окружающим – мы сталкиваемся с этим очень часто. Как противостоять этому?

5.Вопросно-ответное единство (задать вопрос и дать ответ на него)

Что такое хамство? В чём причина его убийственной силы? Писатель Сергей Довлатов считает, что хамство – это грубость, наглость и нахальство, взятые вместе и умноженные на безнаказанность.

6.Используя риторический вопрос

Разве каждый из нас не испытывал хоть раз в жизни «чувство полнейшей беспомощности» после столкновения с хамством?

Вариант:

Кто из нас хотел бы добавить в копилку черт своего характера хамство?

7.С помощью пословиц, поговорок, высказываний

«Наглость – не что иное, как ложный признак величия», - утверждал Сенека. А вот что такое хамство? Как ему противостоять? Над этими вопросами предлагает задуматься Сергей Довлатов.

Вариант:


18

«Люди существуют друг для друга», - полагал римский император Марк Аврелий. Но неужели это сосуществование невозможно без наглости, хамства, унижения? Над этим вопросом предлагает задуматься писатель Сергей Довлатов.


Комментарий проблемы

Варианты составления: внимание к деталям, средствам художественной выразительности

Текст для работы: Типовые экзаменационные варианты (36 вариантов), вариант 11, текст Бориса Петровича Екимова «Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось…»

Роль деталей

Имя няньки – Марьяна, Мария Ивановна

Обычная радостная улыбка «до ушей», медвежья неуклюжесть движений, дрожащие руки, которыми она готова перечистить мешок картошки, не может сидеть без дела, обслуживающий персонал считает «законченной простофилей» из-за её стремления быть нужной людям


Проблема цельности характера русской женщины

Матрёна Тимофеевна (Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)

Матрёна (А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»)


Пример из сочинения


Борис Петрович Екимов рассказывает об одном эпизоде из жизни героя – его встрече со старой нянькой, которая определена в дом для престарелых. В первой части отрывка именно образ старой няньки становится центральным: автор подчёркивает её обычную радостную улыбку «до ушей», медвежью неуклюжесть движений, дрожащие руки, которыми она готова перечистить мешок картошки, хотя абсолютно не должна это делать. С помощью этих деталей автору удаётся создать образ Марьяны, как её привычно называют, Марии Ивановны, показать характер русской женщины, которая не может сидеть без дела, которую обслуживающий персонал считает «законченной простофилей» из-за её стремления быть нужной людям.

В словах автора чувствуется глубокое уважение к Марии Ивановне, и мы понимаем авторскую позицию: только такое открытое отношение к


19

людям, стремление помочь окружающим отличает сильный, цельный характер русской женщины.


Художественные средства

1. «замечательный приют с прекрасно налаженным бытом» - горькая ирония в описании ухоженного дома для престарелых,

2. использование антитезы «дом для престарелых» и просто дом, в котором столько сделано было няней для детей,

3. признание рассказчика, что сердце его сжималось, а глаза не хотели смотреть на Марьяну, рассказывающую о том, как «хорошо и славно» ей живётся…

Проблема ответственности человека за того, кто предан ему всей душой

Пример из сочинения


Борис Петрович Екимов рассказывает об одном эпизоде из жизни героя – его встрече со старой нянькой, которая определена в дом для престарелых. Казалось бы, всё сделано для того, чтобы последние дни и годы жизни няньки прошли в «замечательном приюте с прекрасно налаженным бытом». Именно эта горькая ирония в описании ухоженного дома для престарелых, использование антитезы «дом для престарелых» и просто дом, в котором столько сделано было няней для детей, признание рассказчика, что сердце его сжималось, а глаза не хотели смотреть на Марьяну, рассказывающую о том, как «хорошо и славно» ей живётся, помогают понять авторскую позицию. Автор убеждён, что…


***

«Когда читатель берет книгу и начинает ее читать, у него в запасе сто копеек читательского внимания. Дальше все зависит от того, как построена книга. Эти сто копеек читатель может израсходовать на первых двадцати страницах или во всяком случае задолго до конца книги. Книга останется недочитанной. Капиталом читательского внимания писатель должен распорядиться так, чтобы его хватило до конца, да еще и остался хотя бы грошик, выражающийся в восклицании: «Как жалко, что книга кончилась».

(Владимир Солоухин « Камешки на ладони»)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!