СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические особенности применения математических игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

данные методические особенности помогают учащимся развивать свои математические способности

Просмотр содержимого документа
«Методические особенности применения математических игр»

25


Методические особенности применения математических игр в обучении младших школьников.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Передовой педагогический опыт применения разных методик для успешного достижения планируемых результатов обучения младших школьников в условиях ФГОС НОО


&1.Возрастные особенности обучения младших школьников

&2.Современная практика активного обучения младших школьников в условиях ФГОС НОО

&3.Обучающие игры для младших школьников: виды и особенности применения для достижения планируемых результатов обучения


ГЛАВА 2. Математические игры для достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы НОО

&1.Математическая игра «Составление геометрических фигур из счетных палочек»

&2.Математическая игра «Оригами»

&3.Математическая игра «Рисование фигур по клеточкам»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы.


ВВЕДЕНИЕ

Требования, которые предъявляются ФГОС НОО к образованию младших школьников а также требования конкретно к предмету математики: овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, приобретения начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, исследовать, распознавать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, уметь анализировать и выстраивать логические цепочки, во многом определяют важность применения игровых методик в обучении. Младшим школьникам потребуются глубокие знания и умения для усвоения учебного материала. Для эффективности процессов развития памяти, внимания, воображения необходимы особые условия. Одним из них является необходимость соотношения учебной и игровой деятельности, так как игра один из наиболее естественных видов деятельности младших школьников. Игры математического содержания помогают воспитывать у обучающихся познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычайная игровая ситуация с элементами проблемности присущая занимательной задаче, интересна ребятам. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность и проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до полученного результата).

Занимательные задачи (различные игры, головоломки, задачи на смекалку и т. д.) способствуют становлению таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у обучающихся умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения.

Любая математическая задача для какого бы класса она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу при дают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, головоломке, ребусе, лабиринте и т.д.

Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы развить в ребёнке творческий потенциал, его интеллектуальные способности, самостоятельность, инициативу.

Изучение методических особенностей математических игр очень важно для практики школьного обучения, так как математика один из наиболее важных предметов школьного курса. Игра в педагогическом процессе выступает как метод обучения и воспитания. Игра особенно актуальна для начальной школы. Ученики начальной школы особенно нуждаются в том, чтобы первоначальное знакомство с математикой носило не сухой характер, а будило интерес к предмету, развивало правильное мышление и тем самым вносило оживление в преподавание предмета. Игровые приёмы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре. Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Подача материала в игровой форме способствует лучшему усвоению этой информации, повышению познавательной активности учащихся, развитию учебной мотивации, инициативе, чего так не хватает современной школе, стремлению к творческой деятельности. Использование на занятиях игровых технологий способствует меньшей утомляемости, а также решению воспитательных задач: формирования терпения, терпимости, умения доводить начатое дело до конца. Всё это определяет важность применения игровых методов в обучении младших школьников.

Цель: Изучение методических особенностей применения математических игр в обучении младших школьников.

Задачи:

1.​ Проанализировать передовой педагогический опыт применения разных методик для успешного достижения планируемых результатов обучения младших школьников в условиях ФГОС НОО.

2.​ Разработать игры для достижения предметных результатов освоения образовательной программы НОО по образовательной области «математика»

Объект исследования. Методические особенности математических игр.

Предмет исследования. Игровые методы в обучении математики младших школьников.

Гипотеза исследования. Если с учениками начальных классов систематически применять математические игры, то у них повысится общий уровень математических способностей.

Методы исследования.

  1. Аналитико-теоретический (анализ школьно-педагогической литературы по данному вопросу);

Практический (применение на занятиях разработанной методики).


Глава 1. Передовой педагогический опыт применения разных методик для успешного достижения планируемых результатов обучения младших школьников в условиях ФГОС НОО


&1. Возрастные особенности обучения младших школьников

Младший школьный возраст – это дети 6—11 лет, которые обучаются в 1—4 классах начальной школы. И как в любом возрасте, в этом возрасте есть свои возрастные особенности, психологические характеристики, которые определяются, принятой для данной временной границы системой образования, теорией психического развития.

Деятельность ребенка в начальной школе сводится в основном к четырем видам: учебной, трудовой, игровой и общение. У каждого вида есть свои особенности. На первое место выступает учебная деятельность, в которой формируются основные психические новообразования.

В этом возрасте физическое развитие протекает относительно спокойно и равномерно. Пропорционально увеличивается рост и вес ребенка. Равномерно возрастают выносливость и жизненная емкость легких. Костная система в младшем школьном возрасте находится на этапе формирования, поэтому детям бывает сложно выполнять мелкие и точные движения, в которых задействованы пальцы и кисть. Постепенно развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, изменяется процесс возбуждения и торможения по сравнению с дошкольным периодом. Процесс возбуждения все еще преобладает над процессом торможения, но уже не в том соотношении. Для младших школьников характерна сильная возбудимость и импульсивность.

С момента поступления ребенка в школу центром социальной ситуации развития является учитель. Ребенок переходит от дошкольного состояния к начальному школьному. В этом возрасте в высокой степени сохраняются доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, а также послушание, конформизм и подражательность. Младшие школьники доверчивы, внушаемы и податливы. Так как учитель является авторитетом, то это создает благоприятные условия для формирования интереса к учебе, новым знаниям, умениям и навыкам, положительно нравственных качеств личности самого ученика. Школьники гораздо быстрее и лучше усваивают учебный материал, когда испытывают чувство удовлетворения от своих достижений. Учитель должен замечать каждое, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперед и обязательно высказать похвалу или одобрение. Одобрительное отношение в целом является стимулом для учеников. Даже маленькая похвала вызывает у них чувство гордости, особый прилив сил.

У младших школьников учебная деятельность является доминирующей. Главной функцией учеников начальной школы становится мышление. Эта такая форма активности, которая изменяет самого ученика, как субъекта учения. Окончательно происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Обучение начинает делать упор на словесно-логическое мышление. Сначала дети много работают с наглядными образцами. Это происходит примерно в течение первых двух лет. Поскольку дети в этом возрасте больше обращают внимания на все яркое, то у них преимущественно развит наглядно-образный тип мышления. При обучении учеников начальной школы надо обязательно учитывать эти особенности. А также необходимо учитывать свойства памяти детей. Лучше всего ученики запоминают материал небольшого объёма и потом хорошо его воспроизводят. Текст должен быть эмоционально окрашен и многократно повторен. В таком случае дети запоминают механически. Знание свойств памяти поможет учителю правильно построить урок.

. В следующих классах образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. Дальнейшее развитие получает и интеллектуальная рефлексия. Младший школьник только начинает овладевать рефлексией — способностью рассматривать и оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются также, как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства – в основном, цвет, форма и величина.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.

Младший школьник учится правильно распределять своё время, взаимодействовать с коллективом, общаясь с большим количеством сверстников и преподавательским составом.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. В отличие от дошкольников, младшие школьники способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, не слишком им интересный. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т. е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.). Приёмы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины). Повторения должны быть разнообразными, перед учениками должна становиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто "зазубривать". Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен. Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку. Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т. д. Ребёнок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки связанны теперь с умственной деятельностью, но у него по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности. В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но, все же, играет немалую роль в психическом развитии ребенка. Школьников, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинает интересовать ее результат, поэтому игры школьников требуют четкой организации и целенаправленности. Игра на протяжении младшего школьного возраста существенно изменяется как по форме, так и по содержанию. В играх дошкольников обычно разыгрываются сюжеты и лица окружающей обстановки, а в играх школьников начинают появляться исторические герои и события из общественной жизни. Это сюжетное изменение также обозначает новый этап в развитии социальной направленности личности младших школьников, выявляя новый характер их интересов.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Группы риска

Особое внимание всегда требуется детям «группы риска», а это следующие категории:

  1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.

  2. Леворукий ребёнок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой.

  3. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.

Всё это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь – дома, самым близким ребёнку людям, от которых в большой степени зависит, как ребёнок будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие уроки он из них вынесет.

Вывод. Таким образом, чтобы обучение младших школьников было продуктивным, учителю необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности, а также другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения младшего школьника. Так как обучение в школе, в виду своей новизны для ребёнка, достаточно сложный вид деятельности, учитель должен учитывать специфику учебной и игровой деятельности, а также появившиеся новообразования этого периода, чтобы лучше организовать учебную деятельность и правильно построить урок.

  1. Обучение строится на наглядно-образном мышлении, особенно первые два года, далее преобладает словесно-логическое мышление;

  2. В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия;

  3. С каждым годом в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память;

  4. В начальных классах для умственного развития и формирования личности большое значение имеет игра. Благодаря игровым действиям ребенок усваивает свободные формы поведения, организует эмоции и волю. Игра тренирует его ум, влияет на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Игра создает условия для познания себя и людей, взаимодействия людей с окружающим миром, осознание связей с природой, семьей.


&2. Современная практика активного обучения младших школьников в условиях ФГОС НОО

В настоящее время образование на всех ступенях находится на стадии модернизации, что порождает ряд проблем, но при этом являясь преимуществом. Во-первых, стоит отметить, что новые тенденции имеют цель актуализировать запросы современного общества, при этом сохранив тот положительный опыт, накопленный годами. Во-вторых, педагогам и родителям необходимо четко осознавать и понимать, что такие реформы имеют конечной целью и с помощью каких методик.

Введение стандартов второго поколения, динамическое развитие страны требует от школы формирования личности активной, организованной и ответственной, стремящейся к постоянному самообразованию и совершенствованию, с творческим подходом к любому делу, способной быстро переучиваться. Именно начальная школа является той базой, на которую опирается дальнейшее обучение и воспитание школьника.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. 

Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока. 

Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. 

Активные формы обучения включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.

Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Многими учеными отмечен тот факт, что при повышении интереса учащихся на уроке непременно повышается и эффективность проводимых с ними занятий.

Занятие, как правило, начинается с приветствия, которое можно начать с разминки. Проведение интеллектуальной разминки в движении повышает интерес детей к самостоятельной работе и мотивацию учебной деятельности. Эти игры требуют от детей дисциплинированности, желание и умение согласовывать свои действия с действиями других игроков. Они учат детей отвечать за свои действия, требуют большей умственной активности, чем традиционные виды работы (беседы, отгадывание загадок), легче даются, приносят больше удовольствия.

Различные виды деятельности учащихся на занятиях способны вызвать интерес к изучаемому материалу. Одной из форм активного обучения являются игры. Это такой вид деятельности, когда в условиях искусственно созданных ситуаций воссоздается имеющийся у детей общественный опыт. Особенно часто игры используются педагогом на начальных этапах изучения предмета. Они считаются наиболее эффективным приемом обучения.

Игровые виды деятельности учащихся на занятиях создают атмосферу естественного общения. При этом у детей снимается ненужное напряжение и повышается интерес к учебному процессу. Именно игра позволяет найти спрятанные возможности, которые непременно приводят школьника к успешному освоению материала. Позволят они и сформировать необходимые навыки и умения.

Такие виды учебной деятельности, как дидактические игры, индивидуализируют работу на занятиях. При этом они посильны для каждого ученика и максимально развивают его способности. В процессе игры дети учатся обобщать и сравнивать, классифицировать и общаться, а также, что самое главное, делать самостоятельные выводы. Вначале детей интересует только предложенная педагогом ситуация, а затем и связанный с ней материал. У ребенка появляется потребность в понимании, изучении и запоминании новой темы.

Активные формы и методы обучения для младших школьников – это, прежде всего, игры во всем их разнообразии. Именно в игре ребёнку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным и естественным. Активность также невозможна без взаимодействия со сверстниками, без споров, дискуссий, решения проблемных вопросов и задач.

Любят дети путешествовать в сказку, в страну Математики, в города Смекалки и Находчивости. В активе учителя должны быть занятия с использованием сказочных сюжетов, занятия-путешествия, занятия КВН, занятия-конференции. Практика убеждает, что сознательное накопление знаний происходит в процессе активной мыслительной деятельности, а это и достигается на таких нестандартных уроках. Захваченные путешествиями дети легче преодолевают трудности, снимается усталость, напряжение и поддерживается внимание в течение всего занятия.

Прочные знания, умения, навыки, учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важным возбудителем которой является интерес. Устойчивый интерес формируется при сочетании эмоционального, рационального и практического в обучении. Поэтому так важно серьезное занятие сделать для детей интересным, увлекательным. С этой целью можно использовать различные формы повышения интереса: сюжетные игры, задачи в стихах, задачи - шутки, ребусы, грамматические сказки. Часто на уроках дети становятся разведчиками (сосчитать сколько раз встречаются слова с буквой «Р»), следопытами (найдите в тексте «следы» в виде слова «белка» и прочитайте предложение с этим словом), краеведами и экскурсоводами (путешествуем по городам России, по улицам родного города и т.д.).

Но надо помнить, что игра должна быть не ради игры. Игра - это серьезное дело, но одновременно и радостное, интересное. Интересная игра может быть похожа на хорошую работу. Именно благодаря такой работе, дети не теряют интерес к обучению, охотно ежедневно идут в школу. Они любознательны, жизнерадостные, с ними легко работать.

  В настоящее время особенно бурно развивается направление компьютерных дидактических игр. Компьютерные игры применяются в качестве средств обучения практически во всех областях современного образования. Правильно составленная компьютерная игра, с точки зрения образовательной практики, представляется достаточно полезной.

Как любой метод, активные методы обучения имеют свои положительные и отрицательные стороны:

За

  1. Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

  2. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

  3. Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

  4. Активные методы практически исключают доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

  5. Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

  6. Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

  7. Активные методы снимают нервную нагрузку школьников, дают возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Против

  1. Даже активные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребёнка участвовать в процессе обучения.

  2. Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт.

  3. Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

  4. Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать.

  5. Если учитель в должной мере не владеет методиками активного обучения, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

  6. И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу.

Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, поэтому применение их необходимо в образовательном процессе.  



&3. Обучающие игры для младших школьников: виды и особенности применения для достижения планируемых результатов обучения.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих результатов:

  1. Математическое развитие младшего школьника.

  2. Освоение начальных математических знаний.

  3. Развитие интереса к математике, стремление использовать математику в повседневной жизни.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах   являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предложения).

Таким образом, выделяют три группы целей:

I. Образовательная (Обучающая)

1. Для достижения первого результата необходимо формирование логического и знаково-символического мышления, пространственного воображения, математической речи; умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации.

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать. Развитие логического мышления учащихся, способствует работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне. Формирование логического мышления начинается уже в дошкольном возрасте, но в школе начинает приобретать особый интерес. Вот несколько примеров математических игр на формирование логического мышления.

«Логические концовки»

Вооружись логическим мышлением и закончи фразы:

1. Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

2. Если 2 больше одного, то один... (меньше двух).

3. Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

4. Если правая рука справа, то левая... (слева).

5. Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

6. Если из ведра льется вода, то ведро... (дырявое).

«Математический мячик»

В игре может принимать участие любое количество учеников. Ведущий (учитель) бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя (Царицы Математика). Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например, 21. Играющий должен поймать мяч и назвать смежные числа — 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Цепочка логических мини-задач:

• Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы,

2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5 птиц).

• Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котят. Сколько ног было на мельнице? (Две ноги. У кошек — лапы).

• 3 брата по одной дорожке бегут. 1 впереди, а 2 позади: эти 2 бегут, но никак переднего догнать не могут. (Колеса детского велосипеда).

• Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины леса, дальше он уже выбегает из леса).

• У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер? (Одна).

• Летело 3 страуса. Одного охотник убил. Сколько их осталось? (Страусы не летают).

• Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков? (13 рублей)

«По порядку номеров»

Для проведения игры необходимо две команды игроков по десять человек.

Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего — два комплекта карточек разного цвета с числами от 5 до 15. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке.

Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

2. Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации. У младших школьников, в силу возрастных особенностей, лучше развито наглядно-образное мышление, поэтому наиболее доступными для них являются предметный и графический языки.

Начиная с первого класса, вводится символика для обозначения форм работы (выполни индивидуально, в парах, коллективно), формулировки заданий (проведи линию, впиши цифры, обведи, раскрась и т.п.); введение рисунков для выделения объектов и отношений между ними, иллюстрации понятий, обозначения объектов, использование социально принятой символики (стрелки, схемы, графы, таблицы). Указанные символы применяются в основном для сокращения текста заданий и лучшего их понимания.

Моделирование -- один из способов развития знаково-символического мышления. Для того чтобы вооружить учащихся моделированием, как способом познания, нужно, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты, явления с помощью моделирования. Широкое использование в процессе обучения получили следующие модели: фишки, цветные фигуры, графы, цветные палочки. Одним из наиболее эффективных для формирования действия моделирования типов заданий являются текстовые задачи. Большое значение для их решения имеет моделирование. Уровень овладения моделированием должен занимать особое и главное место в формировании умения решать задачи. Обучение моделированию необходимо вести целенаправленно, соблюдая ряд условий. Во-первых, все математические понятия, используемые при решении задач полезно изучать с помощью моделей. Во-вторых, должна вестись работа по усвоению знаково-символического языка, на котором строится модель. При этом ученик осознает значение каждого элемента модели, осуществляя переход от реальности (предметной ситуации) к модели, и, наоборот, от модели к реальности. В-третьих, необходимый этап обучения – освоение моделей тех отношений, которые рассматриваются в задачах. Только освоив модель отношений, учащийся научится использовать её как средство выделения сущности любой задачи, содержащей это отношение.

Приведем примеры заданий, предлагаемых младшим школьникам с целью развития их знаково-символического мышления:

  • Лист бумаги согнули пополам потом ещё раз пополам и по линии сгиба лист разрезали. Сколько получилось листочков?

  • Если я положу в копилку несколько рублей, у меня останется 10 руб. Сколько денег я положу в копилку, если у меня всего две монеты: одна пятирублёвая, другая десятирублёвая?

  • Дается картинка, на которой изображена девочка, сидящая за столом. Перед ней – пустая тарелка. На второй половине картинки нарисованы продукты питания разного размера относительно тарелки. Например, яблоко в несколько раз больше тарелки и т.д. Задание: определить, что можно положить девочке на тарелку. Если дети не могут решить задание путем визуального соотнесения размеров, то им даются продукты, вырезанные из бумаги, чтобы можно было соотнести размеры путем наложения их на нарисованную тарелку. При решении этого задания дети должны ориентироваться не на реальность, где, например, яблоко всегда меньше девочки, а на относительные размеры изображений, которые должны быть изоморфны отношениям реальности.

3. Огромное значение в возрасте 3-8 лет приобретает пространственное мышление. В структуре психики человека оно отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения разнообразных задач.

Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п.

Пространственное мышление - это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности. Особенно это стало актуальным в период современности, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений. В начальной школе происходит формирование пространственного воображения при помощи:

  • Увеличение количества геометрических представлений, начало которых было заложено у дошкольников;

  • Формирование плоскостного и пространственного воображения;

  • Формирование простейших геометрических понятий;

  • Развитие способности к использованию различных фигур из геометрии (круг, многоугольник, отрезок) в качестве базы, когда формируются представления о долях величин и решается тест;

  • Закладывание основ умения мыслить посредством геометрических методов: сравнение, анализ, рассуждение, выводы и т.п.;

  • Заложение основ способности к конструированию;

  • Развитие потенциала к творчеству и созданию нового.

Далее приведены несколько игр на развитие пространственного воображения.

- «Найди клад». Это упражнение способствует развитию ориентирования в пространстве посредством плана или чертежа. Нужно совместно с ребенком нарисовать план комнаты с указанием на нем расположения всех предметов, при этом не забудьте объяснить своему ребенку, что план – это вид сверху. Затем ребенок должен выйти из комнаты, а спрячьте где-нибудь его игрушку, определив ее местонахождение на «плане».

- «Помести кошку». Суть задания – в определении ребенком размеров знакомых ему предметов, вещей, животных. Попросите его показать какое-либо животное и предположить, в какое место оно может уместиться. Например, может ли кошка поместиться в стакан? А в коробку от телевизора? И т.п.

- «Расставь правильно!». Необходимо дать ребенку различные геометрические фигуры, его задача – расставить их по вашему указанию «ближе», «дальше», «вперед», «назад», и т.п.

- «Лабиринт». Ребенок закрывает глаза и чертит себе путь, а взрослый (или ведущий) помогает ему указаниями: «влево», «вправо», «вперед», «назад» и т.п.

- «Кто самый внимательный?». Для младших школьников будет интересна следующая игра – ребенок внимательно осматривается в помещении, где он находится и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы, с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол стоит слева от тебя?».

- Рисование, задания на конструирование, лепка, аппликация – всё, что обязательно должно сопровождаться у младших школьников активным осязанием и измерением, например, шагами, локтями, пальцами.

- На лабораторных работах младших классов осуществляется процесс исследования фигур из геометрии и изготовление многогранных моделей.

- На уроках даются математические сказки, диктанты, основанные на графике. Многие из придумываются самими учениками.

- Активно начинают внедряться задачи на разрезание, складывание предметов в уме.

- Даются упражнения на определение и последующее изображение предмета, который изначально дается в измененном состоянии.

- Создание новых образов. Например, ученикам предлагается несколько линий, из которых нужно сформировать новый образ или предмет.
4. Математический язык также не менее важный навык в математике. Методически умелое использование математического языка обеспечивает сознательность учения, ускоряет развитие мышления как совокупности логических операций, способности к дедуктивным рассуждениям, рациональному оперированию знаковыми системами, пространственным представлениям, запоминанию и воображению. Общение на математическом языке как конечная цель обучения младших школьников предполагает формирование математической грамотности, т.е. способностей ученика распознавать проблемы, которые могут быть решены средствами этой науки; формулировать их на языке математики; решать проблемы, используя математические методы; анализировать методы решения; интерпретировать, формулировать и записывать результаты решения. Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика и ее язык является его высшим достижением. Выделяют этапы формирования математической речи:

  • оперирование признаками предметов;

  • овладение логическим действием классификации;

  • формирование умения вывода через род и видовое отличие;

  • оперирование логическими связками «не», «и», «или»;

  • оперирование логическими словами (кванторами) «все», «некоторые», «каждый», «любой»;

  • формирование умения делать самые простые выводы.

На математических занятиях используются различные пути формирования и развития математической речи учащихся: математические диктанты, задания по переходу от словесной записи к символической и обратно, логические упражнения, исследовательская работа над содержанием задач, составление опорных записей и сигналов, имеющих обобщающий и алгоритмизированный характер. И эту работу надо начинать с первого класса. Для этого используются в работе следующие упражнения:

  • прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, миллиметр, выражение, сложить, вычислить;

  • прочитайте: прибавить к 25, вычесть из 42, к 187 прибавить; пример 25- 12

  • упражнения на объяснение значений математических терминов: объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, вычитаемое, разрядные слагаемые;

  • упражнения на правильное написание терминов: запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум_рация, выч_таемое, ед_ница, кил_грамм; исправь ошибку в записи слов: вычесть, дилить, слажить.

  • упражнения на составление правильных связных высказываний: прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: От …  слагаемых   … не изменяется. Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить  ..  слагаемое, а потом к полученному результату .. второе слагаемое;

  • используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.

Данные упражнения направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений, если данные задания использовать постоянно, то учащиеся очень хорошо усваивают определенные правила.

5.Умение различать, обоснованные и необоснованные суждения, учащиеся приобретают ещё в дошкольном возрасте и продолжают в курсе начальной школы. Непременным условием развивающего обучения является формирование у учащихся способности обосновывать (доказывать) те суждения, которые они высказывают. В практике эту способность обычно связывают с умением рассуждать, доказывать свою точку зрения.

  • Суждения бывают единичными: в них что–то утверждается или отрицается относительно одного предмета;

  • Число 12 –четное;

  • Квадрат АВСD не имеет острых углов;

  • Уравнение 23–х = 30 не имеет решения (в рамках начальных классов) и т. д.».

  • Верно ли, что результатом сложения является сумма.

И многое-многое другое.

II. Развивающая

1.Для освоения второго результата необходимо знание величин и способов их измерения. В курсе начальной школы начинается изучение таких свойств предметов, которые можно сравнивать с помощью знаков «больше», «меньше», «равно». Эти свойства называются величинами. Изучение величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того, знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.

Н. Б. Истомина, преподаватель математики и автор одной из

альтернативных программ, выделила 8 этапов изучения величин с соответствующими этапу упражнениями:

1-й этап: выяснение и уточнение представлений школьников о данной

величине (обращение к опыту ребёнка).

2-й этап: сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений,

наложением, приложением, путём использования различных мерок).

3-й этап: знакомство с единицей данной величины и с измерительным

прибором.

4-й этап: формирование измерительных умений и навыков.

5-й этап: сложение и вычитание однородных величин, выраженных в

единицах одного наименования.

6-й этап: знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с

изучением нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин,

выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в

единицах двух наименований, и наоборот.

7-й этап: сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух

наименований.

8-й этап: умножение и деление величин на число.

2 Арифметический способ решения сюжетных ситуаций представляет собой анализ её текста. На первом этапе учитель должен добиться того, чтобы учащиеся «приняли» задачу, то есть поняли ее смысл, сделав целью своей деятельности. Для этого полезно найти более удобную, более компактную и наглядную форму записи текста задачи. Такой формой является схематическая запись. В зависимости от условия задачи это может быть словесная запись, запись в форме таблиц, отрезочных или столбчатых диаграмм, схем, рисунков и т.д. Такая запись служит схематизации условия, дает возможность одновременно видеть все связи между данными.

Например, задача 1. У Маши 5 яблок, у Ани 3 яблока, а у Алёши 1 яблоко. Сколько яблок у детей? Для начала можно такую задачу решить наглядно, изобразив каждого ребёнка и яблоки, затем предложить записать это все в виде краткой записи. Так постепенно дети учатся арифметическим способом решать сюжетные задачи.

Задача 2. Три первых класса собрали 70 кг макулатуры: 1-а – 13 кг, 1-б - на 25 кг больше, чем 1-а. Сколько килограммов макулатуры собрал 1-в класс? Здесь удобна словесная форма записи условия:

1-а – 13 кг

1-б – на 25 кг больше, чем 1-а

1-в –?

Всего – 70 кг

Арифметический метод считается целесообразным использовать в качестве пропедевтического, способствующего более сознательному формированию умений решать любую задачу. Цель данного приема состоит в том, чтобы учить детей находить математические модели в реальной ситуации, учить переводить сюжетную ситуацию на математический язык. Подбирая соответствующие сюжеты, учитель может применить прием в любом классе начальной школы. Текстовые задачи, включенные в начальный курс математики, призваны решать триединую задачу обучения математике: способствовать усвоению математических знаний, формированию и воспитанию личностных качеств младших школьников, развитию их психических процессов. С помощью текстовых задач учитель раскрывает сущность теоретических положений, отрабатывает умения выполнять вычислительные приемы, устанавливает межпредметные связи и демонстрирует приложение математических знаний и умений к решению жизненных задач.

3.Процесс усвоения математики так же, как и другие предметные курсы в начальной школе органически включает в себя информационное направление, как пропедевтику дальнейшего изучения математики. Направленность курса на формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания обеспечивает развитие алгоритмического и логического мышления, формирует у младших школьников умение решать учебные и практические задачи средствами математики. Основная цель данной технологии – формирование общего умения решать текстовые задачи. При этом существенным является не отработка умения решать определенные типы задач, ориентируясь на данные образцы, а приобретение опыта в семантическом и математическом анализе разнообразных текстовых конструкций, то есть речь идёт о формировании предметных математических умений. Для приобретения этого опыта деятельность учащихся направляется специальными вопросами и заданиями, при выполнении которых они учатся сравнивать тексты задач, составлять вопросы к данному условию, выбирать схемы, соответствующие задаче, выбирать из данных выражений те, которые являются решением задачи, выбирать условия к данному вопросу, изменять текст задачи в соответствии с данным решением, формулировать вопрос к задаче в соответствии с данной схемой. и др. В результате использования данной технологии большая часть детей овладевают умением самостоятельно решать задачи в 2 -3 действия, составлять план решения задачи, моделировать текст задачи в виде схемы, таблицы, самостоятельно выполнять аналитико-синтетический разбор задачи без наводящих вопросов учителя, выполнять запись решения арифметических задач по действиям и выражением, при этом учащиеся испытывают интерес к каждой новой задаче и выражают готовность и желание к решению более сложных текстовых задач (в том числе логических, комбинаторных, геометрических).

4. На уроках математики в начальной школе применяются алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Однако это не единственный вид алгоритмов, который включается в содержание школьного урока начальной школы. Существуют и алгоритмы решения задач, уравнений, неравенств, нахождения площадей и периметров геометрических фигур и другие.

Например, алгоритм нахождения суммы 34+23 формулируется так:

  • Пишут десятки под десятками, а единицы под единицами.

  • Складывают единицы: 4+3=7, пишут 5 под десятками.

  • Складывают десятки:3+2=5, пишут 5 под десятками.

  • Читают ответ: сумма равна 57.

Элементарность шагов. Каждый шаг программы, задающей алгоритм, должен состоять из выполнимых действий. Это означает, что предусмотренные действия были выполнимы теми исполнителями, которым она адресована.

Например, задание «решить уравнение х+9=17» можно решить, владея алгоритмом, необходимыми для решения простейших уравнений:

  • прочитай уравнение;

  • установи, какой компонент неизвестен;

  • вспомни правило, как найти значение неизвестного;

  • найди значение неизвестного;

  • сделай проверку;

  • запиши ответ.

Можно продолжать очень долго перечень алгоритмов, изучаемых в курсе начальной школы. Обучение элементам алгоритмизации в начальных классах очень важно с пропедевтической точки зрения. Описание какого-либо процесса по шагам, этапам доступно младшим школьникам. Составление алгоритма позволяет детям не только научиться решать примеры, но и контролировать свои действия. Дети, участвуя в составлении алгоритма, настолько увлекаются процессом пошаговых действий, что при его использовании ошибочных ответов почти не допускают.

III. Воспитательные

    1. Интерес к занятиям математики следует формировать уже в I классе, когда учащиеся только начинают приоб­щаться к науке. Для того чтобы занятия проходили интересно, можно сочинять сказ­ки, в которых действующими лицами явля­ются герои известных сказок, и от их имени вести занятия. Игры, игровые приемы помогают соз­дать на занятии момент увлеченности, а зна­чит, и устойчивого интереса к нему. Такие занятия дети ждут с нетерпением. Метод перевоплощения в различных ге­роев и метод одушевления различных пред­метов развивает творческое воображение. На таких занятиях учащиеся представляют себя зрителями, мастерами-художниками, героя­ми различных сказок, космонавтами. В руках у них волшебные карандаши и палочки, ко­торые разговаривают, обижаются, танцуют. В занятие вводится какой-либо математический герой, который решает задание или предлагает его для решения, или придумывает фокус и т.д.

Например, Незнайка, который ничего не знает и которому надо всё рассказать и объяснить.

    1. Умение использовать математические знания в повседневной жизни необходимо каждому человеку. Но учиться этому надо с раннего возраста. В начальной школе легче всего приобрести такой навык. С помощью разнообразных математических игр, в которых проигрываются сюжеты из жизни. Например, в магазин привезли игрушки, продали столько-то, осталось столько-то или у девочки было 2 яблока, а у мальчика 3. Сколько всего? Такие задачи помогают увидеть наглядно, как можно применить математику в повседневной жизни.

Само слово «математика» переводится с греческого как наука, изучение. Применяется математика не только в технических науках, но в любом деле и профессии. Математику используют строители и художники, музыканты и кулинары, пастухи и домохозяйки. Нас окружает математика. Она так прочно проникла в нашу жизнь, что часто мы этого не замечаем. Задача учителя в интересной занимательной форме показать это детям и с помощью примеров из жизни, сказочных героев, игровых ситуаций привить интерес к предмету на всю оставшуюся жизнь.

Исходя из выше сказанного, хочется заметить, что для успешного достижения планируемых результатов обучения необходимо формировать логическое и знаково-символическое мышление, пространственное воображение, понимание значения величин и способов их измерения, способов решать арифметические задачи, развитие интереса к математике в целом и многое другое. Вся программа обучения в начальной школе, преподнесенная в занимательной игровой форме, легче понимается и усваивается. Учащемуся необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в начальном школьном возрасте может стать привычной для детей.

На математических занятиях занимательный материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда снижается умственная активность учащихся. Так, головоломки целесообразней использовать при закреплении материала о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки лучше всего применять для обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирования понятия времени и т.д. В самом начале занятия правильнее всего использовать несложные математические задачи в качестве «умственной гимнастики».

Глава 2. Математические игры для достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы НОО

Пояснительная записка. Как уже сказано выше для достижения предметных результатов на уроках математики необходимо использовать различные математические игры, что способствует лучшему усвоению материала и повышению интереса к предмету в целом.

В данной работе использованы следующие методики: Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», методика «Оригами», которая корнями своими уходит в глубокую древность и способствует повышению активности левого и правого полушарий,
активизирует творческое мышление, повышает интеллектуальные способности, развивает пространственное воображение, стабилизирует психоэмоциональное состояние, снижает тревожность, развивает навыки мелких точных движений пальцев рук, улучшает глазомер и последняя – это рисование по клеточкам. К сожалению, автора данной методики также не удалось обнаружить, но от этого она не становится менее эффективной. С помощью рисования формируется внимание, усидчивость, пространственное воображение, координация движений и развивается мелкая моторика пальцев. Кроме этого были использованы игры с применением устного счёта, такие как: «Знают все свои места!», «Передай другому», «Передай мяч», математические раскраски, математические «рыбалки» и т. д. Всё это в комплексе должно было способствовать формированию логического и знаково-символического мышления, пространственного воображения, математической речи, способов арифметических действий над числами и развитию интереса к математике, применению математики в повседневной жизни. Далее представлен примерный план проведения занятий, который ещё не полностью реализован.

План проведения занятий

число

Название игры

Порядок проведения

Кол чел.

1

18.10

1. устный счёт

2. составление геом. фигур из палочек

1. бросаю мяч, называю число, надо назвать соседей в пределах 10

2.составить ,два треугольника из 5 палочек.

12

2

20.10

1. устный счёт

2. оригами

1. «Знают все свои места!». У каждого ученика номер от 0 до 10. По команде быстро надо занять место по возрастанию, потом по убыванию.

2. кошелёк.


3

25.10

1. устный счёт

2. рисуем фигуру по клеточкам

1. «Передай мяч!». У каждого ряда по мячу. По команде надо быстро передать мяч от начала до конца и обратно, прибавляя к названному числу 1. Игра начинается с числа 1.

2. рисуем собаку.


4

27.10

1. устный счёт

2. составление геом. фигур из палочек

1. математическая раскраска +1, -1

2. сложить 4 из 9 палочек


5

08.11

1. устный счёт

2. оригами

1. игра с мячом. Назвать цифры от 0 до 10 и обратно.

2. лягушка.


6

10.11

1. устный счёт

2. рисуем фигуру по клеточкам

1. математическая рыбалка (презентация).

2. рисуем ключ.


7

15.11

1. устный счёт

2. геом. фигуры

1. «Знают все свои места!». Примеры 2+1, 1-1, 4+1 и т.д.

2. сложить 2 из 7 палочек, 3 из 7 палочек.


8

17.11

1. устный счёт

2. оригами

1. «Передай другому!». Первый пример бросаю 3+1 кому-нибудь из детей, дальше он сам придумывает и бросает следующему и т.д.

2. тюльпан.


9

22.11

1. устный счёт

2. рисуем фигуру по клеточкам

1. математическая раскраска.

2. рисуем цветок.


10

24.11

1. устный счёт

2. геом. фигуры

1. «Передай мяч!». Мяч передаем по рядам от одного к другому (три ряда три команды), первый начинает от числа 1, прибавляя по 1, когда доходят до конца ряда начинаем вычитать 1. Выигрывает тот, кто первый закончит.

2. сложить 2 из 10 палочек.


11

29.11

1. устный счёт

2. оригами

1. «Знают все свои места!». 11 примеров, в результате которых получаются ответы от 0 до 10. Ученики должны их решить и занять места: сначала по возрастанию, потом по убыванию.

2. самолётик.


12

01.12

1. устный счёт

2. рисуем фигуру по клеточкам

1. математическая рыбалка (презентация).

2. рисуем ракету.


13

06.12

1. устный счёт

2. геом. фигуры

1. математическая раскраска.

2. сложить 5 из 9 палочек.


14

08.12

1. устный счёт

2. оригами

1. «Передай другому!». Задаю пример 7+2, бросаю мяч, следующий придумывает свой пример, бросает другому.

2. бомба.


15

13.12

1. устный счёт

2. рисуем фигуру по клеточкам

1. «Передай мяч!». Мяч передаем по рядам от одного к другому. Начинаем с 1 и каждый следующий +2, когда доходим до коца ряда, начинаем вычитать 1. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее закончит счёт.

2. рисуем робота.


16

15.12

1. устный счёт

2. геом. фигуры

1. математическая рыбалка.

2. и 2 из 5 палочек.


17

20.12

1. устный счёт

2. оригами

1. «Знают все свои места!»

2. бабочка.


18

22.12

1. устный счёт

2. рисуем по клеточкам

1. математическая раскраска.

2. рыбка.


19

10.01

1. устный счёт

2. геом. фигуры

1. «Передай другому!»

2. сложить и 4 из 9 палочек.


20

12.01

1. устный счёт

2. оригами

1. «Передай мяч!»

2. рыбка.


21

17.01

1. устный счёт

2. рисуем по клеточкам

1. математическая рыбалка.

2. кораблик.


22

19.01

1. устный счёт

2.геом. фигуры

1. «Знают все свои места!». У 10 учеников карточки с названиями десятков. По команде они должны построиться в порядке возрастания, затем в порядке убывания.

2. сложить 5 из 12 палочек.


23

24.01

1. устный счёт

2. оригами

1. математическая раскраска.

2. закладка-мордочка.


24

26.01

1. устный счёт

2. рисуем по клеточкам

1. «Передай другому!»

2. рисуем домик.


25

31.01

1. устный счёт

2. геом. фигуры

1. «Передай мяч!»

2. сложить 2 и 4 из 9 палочек.


26

02.02

1. устный счёт

2. оригами

1. математическая рыбалка.

2. пароход.


27

07.02

1. устный счёт

2. рисуем по клеточкам

1. «Знают все свои места!»

2. рисуем зонтик.


28

09.02

1. устный счёт

2. геом. фигуры

1. математическая раскраска.

2. в фигуре убрать 4 палочки, чтобы получить 1


29

14.02

1. устный счёт

2. оригами

1. «Передай другому!»

2. гадалка.


30

16.02

1. устный счёт

2. рисуем по клеточкам

1. «Передай мяч!»

2. рисуем змейку.


31

28.02

1. устный счёт

2. геом. фигуры

1. математическая рыбалка.

2. из счётных палочек построить дом и забор.


02.03

1. устный счёт

2. оригами

1. «Знают все свои места!»

2. журавлик.


33

07.03

1. устный счёт

2. рисуем по клеточкам

1. математическая раскраска.

2. рисуем сердце.


34

09.03

1. устный счёт

2. геом. фигуры

1. «Передай другому!»

2. из счётных палочек выложить сегодняшнее число, сколько тебе лет, цифры от 0 до 9.



&1.Математическая игра «Составление геометрических фигур из счётных палочек»

Создание различных фигур из счётных палочек относится к категории геометрических задач. Знакомство с этими головоломками начинается с более простых и постепенно усложняется. Сначала задания на составление заданной фигуры из определенного количества палочек (здесь рассматриваются преимущественно такие), средний уровень: задачи на изменение фигур, для решения, которых надо убрать некоторое число палочек, высокий уровень: задачи, решение которых состоит из преобразования начальной фигуры в видоизмененную, с помощью перекладывания указанного числа палочек. В ходе решения таких задач у ребёнка формируются умения: самостоятельно мыслить, творческое отношение к учебной задаче, инициатива, развивается пространственное и логическое мышление, смекалка, сообразительность. Правильный ответ ученика говорит о глубине понимания задачи, использовании предыдущего жизненного опыта, актуализация полученных знаний, применение их в новых условиях.

Рассмотрим пример.

Сложить 2 из 10 палочек. К моменту рассмотрения данного примера ученики уже познакомились с алгоритмом решения подобных задач, т.е. они уже знали, что квадраты должны каким-то образом соприкасаться друг с другом. Но сначала учащиеся, как правило, пытаются сделать задание как можно проще и складывают просто два квадрата.

Остается две лишних палочки. Дальше рассуждения многих приводили к разным вариантам двух прямоугольников. Например, так

Путем логического поиска находится правильное решение. В данной задаче из 12 человек верное решение нашла одна девочка.

&2.Математическая игра «Оригами» для обучающихся 1 класса.

Оригами -- очень древнее искусство, берущее свое начало в Китае, складывания фигурок из бумаги. Техника оригами помогает развивать пространственное воображение, логическое мышление, художественно-эстетический вкус, сообразительность, усидчивость, терпение, мелкую моторику рук, а значит развитие речи, тренирует память. Ученик закрепляет знания геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, ромб, а также узнает понятия: вершина, угол, разрабатывает глазомер и многое другое. Кроме этого, оригами – хороший способ психологической разгрузки и погружения в волшебный мир бумажных зверей и птиц. Надо сказать, что дети всегда с большим удовольствием складывают оригами и потом долго играют с ними.

В методической разработке использованы модели: кошелек, лягушка, тюльпан, самолетик, бомба, бабочка, рыбка, пароход, закладка-мордочка, кораблик, гадалка.

Рассмотрим пример, закладка-мордочка. Для изготовления закладки потребуется: лист бумаги оранжевого цвета, ножницы, клей, черный маркер.

Возьмем прямоугольный лист бумаги. сделаем из него квадрат.

Разместим данный квадрат в положение ромба.

Соединим противоположные вершины.

Сгибаем вершины основания к верхней вершине.

Начинаем разворачивать.

Верхний уголок подгибаем к самому низу.

Правый угол следует согнуть к центру.

Верхнюю часть сгибаем под небольшим углом вниз.

Тоже самое повторяем с левой стороны.

Начинаем заворачивать готовые ушки во внешний «карман».

Заготовка для закладки готова. Переходим к оформлению, чтобы закладка была похожей на мордочку лисы.

Из белой бумаги вырежем две дуги.

Приклеиваем по бокам.

Черным маркером рисуем носик, глаза и делаем контур ушей.

Закладка-мордочка готова.


&3.Математическая игра «Рисование фигур по клеточкам»

Автор данной методики неизвестен, но она с успехом используется учителями и приносит явные результаты. В основном методика направлена на освоение навыков ориентирования: вправо, влево, вверх, вниз, по диагонали. Кроме этого, игра способствует развитию пространственного воображения, логического мышления, четкого последовательного выполнения действий, т.к. любая неправильная линия испортит всю фигуру, а также тренирует память, усидчивость, терпение, улучшает координацию и успокаивающе действует на нервную систему.

Рассмотрим пример. Рыбка.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализируя психолого-педагогическую литературу по вопросу методики преподавания, а также собственные исследования в данной области хочется отметить, что для учителя начальных классов очень важно использовать игровые технологии для лучшего усвоения математики и повышения интереса к ней. Игровые математические ситуации, сюжетные задачи доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений и знаний из окружающего мира. Для достижения предметных результатов в обучении младших школьников проведены следующие занимательные игры: составление геометрических фигур, оригами, рисование фигур по клеточкам, устный счёт, математические раскраски, математические рыбалки с применением ИКТ. Исследования показали, что преподнесение математического материала в игровой форме формирует интерес к предмету, делает математику занимательной наукой, а не сухой скучной дисциплиной. Игра помогает детям решать задачи, учит сравнивать и группировать предметы по внешним признакам и по назначению. В игре ученики перенимают опыт предыдущих поколений, который необходим для личного интеллектуального роста и для дальнейшей социализации. Поскольку каждая методика в отдельности и все в целом способствуют формированию пространственного воображения, словесно-логического мышления, умения искать способы решения поставленных задач, рассуждать, мыслить, проявлять активность, реализовывать потребность в общении, развивают внимание, настойчивость, сосредоточенность, усидчивость, познавательные способности, то их применение на математических занятиях совершенно необходимо для развития учеников начальной школы.

Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что математические игры в начальной школе имеют только положительную сторону. Гипотеза подтверждена, цели и задачи достигнуты.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника. Статья. Молодой ученый. – 2014г.№14

  2. Современные проблемы науки и образования. Статья. – 2015г. №5

  3. Бареева М.Н. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Статья. – 2015г.

  4. Шовкопляс И.С. Педагогические технологии и методы активного обучения детей младшего школьного возраста. Интернет ресурсы. Статья. – 2016г.

  5. Особенности обучения современных младших школьников. Интернет ресурсы. Статья. – 2014г.

  6. Безынская О.М. Использование активных форм обучения младших школьников при формировании коммуникативных УУД. Статья. –2013г.

  7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

  8. Галиуллина Г.З. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах. Статья. – 2016г.

  9. Бурдюг И.А. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах. Статья. – 2014г.

  10. Refdb.ru

  11. Панченкова О.Е. Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе. Статья. –2015г.

  12. Сальникова М.А. Формирование знаково-символического мышления младшего школьника как основа гуманизации обучения математики. Статья. – 2012г.

  13. Будякова Т.П. Знаково-символическая деятельность и её генез. Учебное пособие. – 2005г. Елец. ЕГУ им. И. А. Бунина – 48с.

  14. Варнакова А.А. Как развить пространственное мышление у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Статья. Mozgius.ru – 2015-2017г.

  15. Новоселова Н.В. Особенности развития математической речи младших школьников. Статья. Интернет ресурс. – 2014г.

  16. Федоренко Т.Н. Особенности обучения математике в начальной школе в рамках ФГОС. Статья. – 2013г.

  17. Минкина М.А. Общие подходы к изучению величин и единиц их измерения в начальной школе. Статья. –2014г.

  18. Понятие величины и её измерение в начальном курсе математики. Статья.

  19. Шарова О.П. Сюжетные задачи в обучении математике. Статья.

  20. Родина Н.М. Методические приемы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе. Статья. – 2016г.

  21. Емелькина А.В. Характеристика учебника математики в УМК «Гармония». Статья. –2016г.

  22. Алгоритмы в начальной школе и методика обучения алгоритмам. Статья. – 2013г.

  23. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики в начальной школе. Статья.

  24. Бакулина Г.Л. Формирование интереса к урокам математики в начальной школе. Статья.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!