СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки по литературе

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

методические разработки по литературе. 1 четверть.

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки по литературе»

Тема: Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы 19 века)

Цели:     — выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, то есть литературный кругозор; степень развития навыков анализа художественного текста; уровень развития речи;
      — во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературе первой половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики;
      —  дать обзор поэтического творчества предшественников Пушкина.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Беседа по вопросам:

-Какие произведения русской литературы XIX в. вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.
    - Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
     -Какие герои литературы XIX в. вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.
      
     - Назовите русских писателей XVIII—XIX вв., их произведения, прочитанные вами, и проблемы, которые в них поднимаются. Укажите жанр названных произведений.
      - Вспомните одно из стихотворений А. С. Пушкина о поэте и поэзии, выученное наизусть. Какими способами автор пытается передать свое настроение и мысли читателю? Каковы ключевые образы стихотворения? Приведите примеры. Дайте к стихотворению краткий историко-культурный комментарий.
      - Как вы понимаете выражение «общечеловеческие ценности»

2.Основное содержание обзорной лекции

      В конце XVIII — начале XIX в. русский классицизм переживает свой закат. Силы, разрушающие просветительство и классицизм, приводят к серьезным изменениям литературной ситуации. Эти тенденции ярко видны в творчестве Гавриила Державина. Для мотивации интереса к его личности в рассказ о поэте может быть включено чтение фрагментов из романа В. Ходасевича «Державин» и из автобиографических «Записок» самого Державина.
      Державин сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от рядового Преображенского полка до кабинет-секретаря и сенатора Екатерины II, государственного казначея при Павле I и министра юстиции при Александре I. Честно служа Отечеству, он обличал приближенных ко двору вельмож за взятки, обман и корыстолюбие. Но в историю русской литературы и культуры Державин вписал свое имя прежде всего не своей государственной службой, а литературным талантом.
      Державин был поэтом-новатором. На фоне торжественных од классицизма его оды были необычны. Трудно назвать классической одой его стихотворение «На смерть князя Мещерского», в котором торжественная надгробная ода несет в себе философские мысли о бренности бытия и неотвратимости времени и смерти, чувства грусти от утраты, что роднит ее с элегией. В оде «Бог» поэт прославляет не только Творца, но и человека, созданного по его образу и подобию. Житель грешной земли является ничтожной тварью, «червем», но сила разума, данная ему Богом, роднит его с Всевышним.
      Рисуя в облике Фелицы «богоподобную» Екатерину II (ода «Фелица»), поэт изображает рядом с ней и низкий мир, нарушая законы жанра и вступая с императрицей в поэтическую игру. Он прославляет идеал премудрости в облике царицы, выставляя ее образцом добродетели. Но рядом он рисует вельможу, который живет в праздности и подвержен многим человеческим порокам. И содержание, и сложная форма новой оды, включающей в себя черты сатиры, идиллии, пасторали, анекдота, говорят о разрушении поэтом традиций классицизма и о демократизации литературы. Итогом творческого пути поэта становится его сборник «Анакреонтические песни», в который включено стихотворение «Русские девушки», наполненное юмором и передающее колорит русской народной культуры.
      Василий Жуковский стал основоположником романтизма в русской литературе. Незаконный сын помещика Бунина, перенесший сидение под арестом за занятия литературой, драматическую историю несчастной любви, ранение на войне 1812 г. и лечение в госпитале, он научился спокойно, кротко, с верой и молитвой переносить удары судьбы.
      В литературном творчестве проявился незаурядный талант Жуковского-поэта. Он написал 39 баллад и сделал балладу жанром, который укоренил романтизм на русской почве. В лирической поэзии он стал мастером изображения тонких, ускользающих, неуловимых движений человеческой души. Он придал общественное содержание лирическим переживаниям человека, утверждая, что счастье людей в их душевном богатстве, что наполнило его лирику общечеловеческим содержанием. Язык его произведений тяготеет к среднему стилю, он использует слова и выражения разговорного языка и разрабатывает такие жанры, как элегия, романс, послание, песня, баллада.
      В оде-элегии «Певец во стане русских воинов» Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 г., однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, которые придают стихотворению душевное тепло, делают чувство любви к Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным.
      В стихотворении «Море» живые перемены в морском пейзаже наводят на мысль о человеческой жизни и стихиях, которые бушуют в его душе. Море лежит под небом и приковано к земле, поэтому ему свойственна тревога, что оно может быть разлучено с небом. Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной суете нет совершенства, и человеку должно быть присуще стремление к небу, к высокой чистоте и красоте. Человек не может жить без идеала, отсутствие которого по воле враждебных сил может сделать его жизнь бессмысленной.
      В стихотворении «Вечер» Жуковский рисует не предметные, а духовные картины, не картины природы, а свои ощущения от ее образов, что вызывает у читателя сильное эмоциональное впечатление. Пейзаж сливается с переживаниями лирического героя, наполняя поэзию психологизмом. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком.
      Человек в поэзии Жуковского — обыкновенное, земное существо. Но смысл его жизни — воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам. Счастье человека, по мысли Жуковского, в силах его души, в богатстве чувств и помыслов. Поэтому человек должен постоянно совершенствовать свой духовный мир.
      Однако в мире реальном правит сознание косного общества, что приводит к возникновению противоречия между личностью и социумом. Отсюда в творчестве романтиков берет начало конфликт между человеком и миром, источник так называемого романтического двоемирия. Не принимая атмосферы пороков и страстей, человек ищет уединения, одиночества. Его душа вмещает всю Вселенную, принимает жизнь во всех проявлениях, озаренная верой в торжество прекрасного и возвышенного в ином, идеальном мире. Отсюда зыбкость пространства этого мира, стремление к которому побуждает человека преодолеть груз земной жизни, отказаться от мелкого и бытового и предназначить себя истинно человеческим свойствам.
      В балладе «Светлана» Жуковский наполняет сюжет как написанной ранее «Людмилы», так и «Леноры» Бюргера чисто русскими приметами, обычаями, верованиями. Героиня баллады обладает лучшими чертами русского национального характера: верностью, добротой, простотой. От ее духовных сил зависит ее счастье. Фантастический образ дороги как символ движения от жизни к смерти сулит будущие несчастья, вьюга и метель предвещают торжество злых сил. Действие развивается при свете луны, на границе дня и ночи. Переход из одного пространства и времени в другое рождает элементы волшебного, чудесного. Но «страшная» история жизни от счастливого соединения с женихом после долгой разлуки до пути к смерти имеет у Жуковского иной, счастливый финал. Вера в Бога, надежда на Божью помощь помогают Светлане не пасть духом, не роптать на судьбу. Кротко и терпеливо снося испытания, она защищает себя от трагической участи.
      Связь с традициями и верованиями, народно-религиозные начала делают героиню баллады образцом национального характера русской девушки, что отразилось и в лучших женских образах Пушкина и Л. Н. Толстого.
      Таким образом, творчество Жуковского открыло русскому читателю богатства внутреннего мира человека, его нравственный облик и человеческое достоинство.
      Жизнь и творчество Константина Батюшкова можно условно разделить на два периода. Первая половина жизни включила в себя раннюю потерю матери, отцовское и пансионное воспитание, изучение европейских языков и культуры. «Маленькая философия» молодого поэта заключалась в том, что человек рожден для наслаждения жизнью, для счастья, для любви, но обрести их можно только в уединении, встречаясь преимущественно с близкими по духу людьми. Отгораживаясь от мира народных бунтов, самодержавной власти, мешающей мыслящим дворянам, Батюшков чрезвычайно углубляет свой внутренний мир.
      В его внешней жизни много событий исторического плана: уход в ополчение, сражения в Восточной Пруссии, русско-шведская кампания (1807—1808 гг.), война 1812 г. Однако сердце поэта занято другим. В стихотворении «Вакханка» он рисует праздник римского бога вина и веселья Вакха, на который пришли юные нимфы. Одна из них отстала и была настигнута влюбленным в нее юношей. Победу любви приветствовали и жрицы Вакха — вакханки, потому что это закон мироустройства: торжество любви олицетворяет торжество жизни, и идеальный мир должен быть полон любви.
      В раннем творчестве поэта царят мечты о чтении книг и наслаждении искусствами, о философских беседах с близкими друзьями. Эти стремления поэта проявляются в стихотворении «Мои пенаты», адресованном Жуковскому и Вяземскому. В нем читатель может также уловить проявления «маленькой философии». Жанр стихотворения — послание. В нем воспевается частная жизнь, его интонации близки разговорной речи. Смысл стихотворения в том, что время безжалостно, жизнь быстро кончается. Поэтому нужно провести ее не в поисках чинов и богатства, а в умных беседах с единомышленниками. Человек должен заботиться о душе, совершенствовать свой внутренний мир. Поэт не находит гармонии во внешнем мире и создает ее в своем воображении, поэтизируя античность.
      Однако Батюшков стал свидетелем трагических картин жизни: пожара Москвы, разорения России Наполеоном, страданий народа, гибели своего близкого друга И. А. Петина. Он осудил Французскую революцию за кровопролитие, считал революционные вспышки в Европе безумием, что повергало его к мыслям о мрачной бездне, в которой погибнет все. Это стало одной из причин его душевного кризиса. Поэтому во втором периоде жизни его поэзия приобретает черты романтической тревоги, разочарования в земном мире, который не может дать человеку счастья. На земле все изменчиво, при этом ведет к разрушению, глубокой печали, которую не может победить даже надежда на вечную жизнь.
      Лирический сюжет элегического послания «К другу» представлен духовным странствием человека. Пройдя через утраты, разочарования, отчаяние, он обретает надежду и постигает истину. Сомнения, проклятые неразрешимые вопросы лирический герой преодолевает в вере, в религии, но печаль не покидает его душу, и земной мир не обещает счастья. Находя в античной литературе образы героических людей, не склонившихся под ударами судьбы, Батюшков призывает смело идти навстречу испытаниям, предвосхищая пафос лирики молодого Пушкина.
      Во второй половине 1820-х гг. психическая болезнь поэта обострилась, его лечили в России и Европе, но безрезультатно. Помутнение разума стало препятствием для его духовной и поэтической жизни. Он прожил в безумии почти 30 лет и намного пережил друзей своей поэтической молодости: Вяземского, Жуковского, Пушкина.
      Итог лекции. Державин стал в русской литературе поэтом-новатором, который разрушал нормативность века классицизма и просветительства. Его творчество отличалось от предшественников выбором тем и их философским решением, жанровыми и стилевыми особенностями. Жуковский и Батюшков стали основоположниками психологического романтизма в русской поэзии. Они мечтали усовершенствовать земную жизнь с помощью просвещения и воспитания человеческой души.

Итог урока. Оценка знаний.

.

ТЕМА: «Муза пламенной сатиры» (Социально- историческая тема в лирике А.С. Пушкина)Обзор лирики «петербургского» периода с текстуальным анализом оды «Вольность»

      Творческий путь Пушкина условно делится на несколько периодов, которые можно отразить в хронологической таблице, записав в нее характерные черты и наиболее значительные произведения каждого этапа.
      Домашнее воспитание Пушкина было обычным для дворянских семей. Родители мало занимались воспитанием, приглашали гувернеров, растивших детей на французский манер. Важным для развития поэта стало общение с бабушкой Марией Алексеевной, няней Ариной Родионовной и дядькой Никитой Козловым, преподавшими ему первые уроки русской речи и русской культуры.
      В лицее Пушкин-поэт формировался под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В ранней лирике проявляются патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе»), протест против крепостничества («Лицинию»), вольнолюбивые и сатирические мотивы («Городок»), которые тесно переплетаются с эпикурейством и анакреонтикой; начинает звучать тема смерти («Моя эпитафия», «Завещание», «Элегия», «Желание»), но она не имеет трагического оттенка.
      Петербургский период отмечен тяготением к активному романтизму, декабристским настроениям. Поэт приобщается к либеральным ценностям, дружит с будущими декабристами. Рождаются «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». Используя старинные народные сказания, Пушкин создает новаторскую поэму «Руслан и Людмила». Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике южного периода. Появляются поэмы, герои которых — сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. В творчестве этого этапа отражены две противоположные грани романтического мироощущения: поэт восторженно воспевает ценности любви и свободы и начинает их скептически отрицать, иронически сомневаясь в осуществлении юношеских идеалов.       Истоком вольнолюбивой лирики, которая зародилась в общении с либералами и «арзамасцами», в политических спорах с ними, стала ода «Вольность», напоминающая нам названием известную оду Радищева, знакомую передовой молодежи по спискам.
      Вопросы и задания к оде «Вольность»
      1. Как в оде отразилось отношение Пушкина к Французской революции и русскому самодержавию?
      2. Какую роль в жизни общества поэт придает закону? Как соотнесена с законом свобода?
      3. В чем отличие отношения к законности в «Вольности» Пушкина и в произведениях Державина «Фелица» и «Властителям и судиям»?
      4. Какие события русской и европейской истории поэтически переосмыслены Пушкиным?
      5. Найдите в оде «Вольность» признаки жанра. Подтвердите свои мысли примерами.
      6. Индивидуальное задание. Составьте к оде «Вольность» лексический и историко-культурный комментарии.
      В период южной ссылки Пушкин раскрывает тему свободолюбия по-новому. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» отразился кризис мировоззрения поэта, связанный с поражением освободительных движений в Европе. Поэтому сквозная тема свободы и рабства пребывает в этом стихотворении в биографическом, политическом, социально-психологическом и философском аспектах
      В Михайловском лирика поэта становится проще по форме, содержит меньше картинных сравнений и метафор, но делается более глубокой и гармоничной. Появляются такие шедевры, как «Сожженное письмо», «К***», «Вакхическая песня», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», исполненные гуманизма и глубокого общечеловеческого содержания, философского осмысления жизни. Создается трагедия «Борис Годунов», где отразились новаторские принципы «истинного романтизма», определившего историческую концепцию пушкинского творчества. В пьесе в исключительных обстоятельствах действуют обыкновенные люди; ход истории не прерывается, и ее последующее развитие является результатом предыдущего; с изменением исторических обстоятельств не меняются черты персонажей. Эти свойства «истинного романтизма» поэт впоследствии преодолеет, что ознаменует новый этап на его пути к реализму.
      После поражения декабристского восстания Пушкин остается верным идеалам декабристов («В Сибирь», «Арион», «Анчар»). Создаются непревзойденные лирические стихи «Зимнее утро», «Я вас любил...», «Мадона», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», где выражены глубокие симпатии к окружающему миру, природе, соединенные со светлой печалью нежного любовного чувства. Личные мотивы наполняются философским содержанием.
      30-е годы — вершина творчества Пушкина. Его волнуют вечные проблемы бытия, завершен «Евгений Онегин», тема поэтического творчества приобретает философский характер. Но уже в Болдинскую осень в стихах сквозит подавленное душевное состояние («Бесы»), которое поэт пытается преодолеть («Элегия»). Появляется реалистическая проза, которой еще не было в русской литературе. В «Повестях Белкина» читатель вовлекается в размышления о трудных ситуациях жизни, которую нужно серьезно изучать и анализировать.
      Новаторскими становятся и «Маленькие трагедии», где изображена цепь острых сцен с непрерывным накалом страстей. Пушкин предлагает читателю пересмотреть нравственные обычаи, моральные нормы, дать им оценку.
      После Болдинской осени Пушкин создает повесть «Пиковая дама», работает над романами «Дубровский» и «Капитанская дочка». В петербургской повести «Медный всадник» он пытается осмыслить историческую роль Петра I, оценить поступательный ход истории, рассмотреть личные проблемы человека в социально-философском аспекте.
      В последние годы жизни Пушкин предпринимает отчаянные попытки вырваться из тесного светского круга, много думает о себе и своем времени. Появляется стихотворение «Вновь я посетил...», создается значительный по глубине мысли и нравственному содержанию «каменноостровский» лирический цикл. О своем поэтическом творчестве размышляет Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», написанном незадолго до смерти.
      После гибели поэта оценки его творчества и вклада в русскую культуру неоднократно звучали в пушкиноведении. Одной из таких оценок явилась «Речь о Пушкине» Ф. М. Достоевского, произнесенная 8 июня 1880 г. в связи с открытием памятника поэту в Москве.
      На протяжении нескольких десятилетий Пушкин жил в творческом сознании Достоевского. Его размышления о поэте выразились в статье «Пушкин» (1880). Первоначально это была речь, произнесенная на открытии памятника Пушкину. Впоследствии она была включена в «Дневник писателя», явившись последним литературно-критическим выступлением Достоевского.
      Главная мысль речи — в абсолютном, непреходящем значении Пушкина для мировой культуры. Для статьи характерна как ораторская публицистичность, так и глубокие литературно-критические оценки. В речи заметно влияние традиций русской литературной критики: отголоски высказываний Гоголя, Белинского, Дружинина о Пушкине. В начале статьи Достоевский использовал известные слова Гоголя, что Пушкин «чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». Но Достоевский прибавляет к ним слово «пророческое», ставшее ключевым в речи. Писатель этим указывает, что творчество Пушкина, отличающееся национальным своеобразием и самобытностью, не только стало явлением истории русской литературы, но и имеет непреходящее значение, так как связано с жизнью современного человека.      Историко-литературное значение речи Достоевского выразилось в том, что писатель смог доказать России величайшее мировое значение Пушкина и сумел сделать это силой словесного искусства. Речь о Пушкине поставила перед мыслящей Россией вопросы, которые всегда волновали русскую интеллигенцию. В речи о Пушкине проявились черты многолетних размышлений Достоевского, которые отразились и в его творчестве, а также важные черты личности писателя: обостренное восприятие русской истории и русского человека, максимализм в решении нравственно-этических проблем. Речь была воспринята слушателями с восторгом и энтузиазмом, что объяснялось реальной общественной ситуацией. Таким образом, Достоевский показал исключительность личности Пушкина, возвысив ее над обыденной жизнью, оценив его как гения поэзии, великого мыслителя, творческую личность.
      Итог урока. Жизнь и основные этапы творческого пути Пушкина подтверждают непреходящее значение поэта для мировой культуры. Оно выражается в гуманизме его лирики и ее национально-историческом и общечеловеческом содержании, слиянии в ней гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества подтверждает тенденцию, связанную с развитием реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. Достоевский подчеркнул в Пушкине силу духа, человеческое достоинство и независимость, показал его вклад в русскую культуру в контексте современной писателю жизни, что сделало образ Пушкина нравственным идеалом не только для эпохи Достоевского, но и для русского человека XX и XXI вв.

ТЕМА: Годы странствий: самовоспитание художника. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов с текстуальным анализом стихотворения «К моря»

Цели :знать основные периоды творчества Пушкина, тематику и проблематику лирики «южного» и «михайловского» периодов; совершенствование навыков анализа конкретных стихотворений Пушкина; воспитание интереса к творчеству Пушкина.

Ход урока

1. Организационный момент.

      На уроке учащиеся познакомятся с новыми фактами жизни Пушкина периода южной и михайловской ссылок и с наиболее значительными стихотворениями этого времени. Рассказ о событиях жизни поэта либо излагается в кратком сообщении учителя, либо может быть поручен подготовленным учащимся. В качестве индивидуального задания школьники гуманитарных классов могут проследить особенности романтической композиции и стилистики одной из «южных» поэм.
      Основная часть уроков посвящена анализу стихотворений Пушкина южного и михайловского периодов.
      Вопросы и задания к стихотворению «Погасло дневное светило...»
      1. К какому жанру можно отнести это стихотворение? Аргументируйте свою точку зрения.
      2. Какие черты романтизма проявились в нем? (Это элегическое раздумье о жизни и судьбе человека, оценка своих прежних надежд и мечтаний. Образ лирического «я» близок автору, для которого наступила новая пора жизни. В основе текста контраст между прежним и нынешним, между ожиданием свободы и ее отсутствием у изгнанника поневоле и т. д.)
      3. Как соотносятся в стихотворении внешние факты жизни и внутренние порывы души? (Реальные события становятся основой для психологического переживания, выраженного в форме элегического воспоминания.)
      4. Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана? (Грозная стихия океана созвучна душе поэта.)
      5. В каком ключе рисуется в стихотворении природа? (Природа не только необычна, но и внутренне противоречива. Для поэта важно не правдивое описание необычного пейзажа моря, а его мощь и свобода, стихийное движение.)
      6. На чем основана композиция стихотворения? (Инверсия, контраст, безграничная перспектива, аллегория.)
      7. Какой смысл придают стихотворению эмоционально-оценочные эпитеты и глаголы в повелительном наклонении?
      8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина «Погасло дневное светило...» со стихотворением Батюшкова «Тень друга». Как проявились в пушкинском стихотворении принципы «школы гармонической точности»?
      Вопросы и задания к стихотворению «Я пережил свои желанья...»
      1. Какова история создания стихотворения? (Стихотворение было создано в Каменке, и Пушкин хотел ввести его в поэму «Кавказский пленник».) Докажите, что это элегия.
      2. Какова композиция стихотворения? (Элегия делится на две части, в которых переживания лирического «я» сопоставлены с картиной поздней осени.)
      3. Каково основное настроение стихотворения? Какие образы его усиливают?
      4. Какая лексика помогает изображению душевного состояния лирического «я»? Что в ней характерно для романтического стиля?
      5. Индивидуальное задание. Найдите черты сходства в переживаниях лирического «я» стихотворения «Я пережил свои желанья...» и главного героя поэмы «Кавказский пленник». Подтвердите свои мысли примерами.
      Вопросы и задания к стихотворению «Демон»
      1. Дайте характеристику центральному образу стихотворения.
      2. Как проявились в образе Демона черты романтического героя? Подтвердите свои суждения текстом.
      3. В чем различие в восприятии мира Демоном и лирическим «я» стихотворения? Чья жизненная позиция кажется вам более нравственной? Почему?
      4. Можно ли считать скептическое отношение Демона к миру проявлением трагического разочарования поэта в прежних ценностях?
      5. Есть мнение, что «злобный гений» — это не знакомец поэта, а он сам в период утраты прежних, возвышенных «впечатлений бытия». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
      6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина «Демон» с XV строфой главы I романа «Евгений Онегин».
      Вопросы и задания к стихотворению «И путник усталый на Бога роптал...»
      1. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что это притча.
      2. Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога?
      3. Как этот мотив связан с пушкинской творческой биографией? Докажите, что он нашел отражение в стихотворении «Пророк».
      4. Докажите, что в стихотворении отразилось светлое состояние духа, свойственное Пушкину в Михайловском.
      5. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина «И путник усталый на Бога роптал...» с балладой Лермонтова «Три пальмы».
      Вопросы и задания к стихотворению «Если жизнь тебя обманет...»
      1. Что, по мнению поэта, помогает человеку преодолеть жизненные испытания? Какие свойства души он для этого должен воспитывать в себе?
      2. В чем философский смысл стихотворения?
      3. Как он связан с библейскими мотивами?
      4. Как в стихотворении проявляются присущие лирике Пушкина гуманизм и оптимизм?
      Итог урока. Одно из главных настроений лирики Пушкина южного периода — это трагизм восприятия жизни. Двойственное романтическое мироощущение складывалось у поэта из воспевания ценностей любви и свободы и одновременно их иронического отрицания. Однако поэт смог преодолеть «безыдеальный» взгляд на жизнь. Поэтому в романтических произведениях михайловского периода начинают звучать мотивы гармонии бытия, наполненного вдохновением и творчеством, чуда преображения души, приоритета свободы внутренней, которая не может быть скована внешними законами и изоляцией от мира.

ТЕМА: «Я думал стихами…» (Тема призвания поэта в лирике Пушкина). Анализ стихотворений «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и т.д. в контексте творчества художника

Цели : знать основные периоды творчества Пушкина, знать проблематику тем в указанных в теме стихотворений Пушкина; совершенствование навыков анализа конкретных стихотворений Пушкина; воспитание интереса к творчеству Пушкина

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

  Тема поэта и поэзии, смысла поэтического творчества и оценки труда поэта — важнейшая в творчестве Пушкина. В основной школе уже изучены «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», поэтому на уроке полезно вспомнить особенности их проблематики и поэтики. Вслух могут быть прочитаны стихотворения «К другу-стихотворцу» и «Поэт и толпа». Индивидуальные сообщения учащихся об истории создания и идейно-эстетическом звучании этих стихотворений могут быть включены в ход урока.
      Тема поэта и поэзии прозвучала уже в первом опубликованном стихотворении Пушкина «К другу-стихотворцу». Лирический герой стихотворения рассуждает о поэтическом даре со своим другом Аристом и подчеркивает отрицательные стороны поэтического поприща. Он уже понял, что «на Пинде лавры есть, но есть там и крапива...», что «хорошие стихи не так легко писать», что «не так, любезный друг, писатели богаты». В итоге он дает Аристу дельный совет не подражать стихотворцу, не писать стихов. Юный поэт уверяет друга:

Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихий век без горя, без заботы...

      Однако полученный свыше поэтический дар «требует поэта к священной жертве». Это пришлось испытать Пушкину не раз. Поэтому его стихи о поэте и поэзии наполнены полемическим пафосом о предназначении поэта, об оценках его творчества толпой и им самим. В стихотворении «Поэт и толпа» (1828) отразилась внутренняя полемика Пушкина со сторонниками извлекать из поэтических творений практическую пользу. Чернь требует у поэта:

Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.

      Но лирический герой стихотворения видит «пользу» поэзии не в земном, бытовом наполнении, а в сфере небесной, духовной. Поэт гонит от себя толпу, потому что он рожден «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв», но это не исключает и его способности «глаголом жечь сердца людей» — поэтической декларации, заявленной в «Пророке».
      Еще в Михайловском Пушкин создает стихотворение «Разговор Книгопродавца с Поэтом», которое является диалогом поэта-романтика с книгопродавцем, также видящим в поэзии лишь прагматический аспект. Это стихотворение может стать материалом для совершенствования навыков анализа лирического текста, поэтому его следует изучать в режиме практикума.
      Вопросы и задания к стихотворению «Разговор Книгопродавца с Поэтом»
      1. Как в репликах Поэта отразилась эстетика романтиков? Подтвердите свои мысли примерами.
      2. Какая лексика и стилистика характерны для эстетической позиции Поэта? Как лексико-стилистический анализ помогает понять смысл стихотворения?
      3. Докажите, что для Поэта поэзия выше всего земного.
      4. Какова пушкинская оценка творческой позиции Поэта?
      5. Почему в финале Поэт переходит на прозу?
      В стихотворении «Поэт» творчество понимается Пушкиным как религиозное призвание, связанное с темой жертвенности. В нем ставится альтернатива: поэт — избранник или он свой «среди детей ничтожных мира»? Пушкин решает этот вопрос новаторски. Поэт у него становится Божьим избранником лишь в минуты творчества.
      Вопросы и задания к стихотворению «Поэт»
      1. Как композиция стихотворения помогает понять его смысл?
      2. Сопоставьте ключевые образы, лексику и стилистику двух частей стихотворения. В чем смысл их противопоставления?
      3. Какой характер придают стихотворению старославянизмы?
      4. Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?
      5. Как можно объяснить поведение поэта в процессе творчества? Почему он бежит от мира и людей?
      6. Как Пушкин решает в стихотворении проблему поэта и толпы?
      7. Чем вторая часть стихотворения созвучна стихотворению «Пророк»?
      8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина «Поэт» со стихотворением Веневитинова с тем же названием.
      Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...») связано с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью Божию». А в стихотворении «Поэту» он обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду толпы тем, что он сам — «свой высший суд». Строгая поэтическая форма сонета — результат размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.
      Вопросы и задания к стихотворению «Поэту»
      1. Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
      2. Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез?
      3. Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
      4. Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
      5. Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
      6. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?
      Вопросы и задания к стихотворению «Осень»
      1. Соответствует ли поведение человека сезонным изменениям в природе?
      2. Что происходит с природой в разные времена года и как в это время ведет себя человек?
      3. В чем философский смысл пробуждения творческого вдохновения осенью, когда природа увядает?
      4. Можно ли утверждать, что осенью поэт творит новый мир вопреки увяданию природы?
      5. Какой характер придают стихотворению его разговорные интонации: многочисленные обращения, восклицания, вопросительные конструкции?
      6. Почему стихотворение заканчивается открытым финалом? В чем его драматический смысл?
      7. Что нового вносит стихотворение «Осень» в развитие темы поэта и поэзии в лирике Пушкина?
      8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Осень» и описание природы в романе «Евгений Онегин» (гл. IV, стр. XL—XLII). Какова роль изобразительно-выразительных средств языка для создания этих пейзажных картин?
      Итог урока. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина. Она итог его глубоких раздумий о назначении поэзии и смысле жизни поэта, о высокой и непреходящей ценности искусства, о нерукотворных памятниках, которые создают художники слова, о тайной свободе их творчества. Пушкин уверен, что поэтические произведения создаются не по заказу, а по «веленью Божию», поэтому поэт — это избранник, провозглашающий миру идеалы добра, истины и красоты.

ТЕМА : Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Анализ текста с привлечением материала раздела учебника.

Цели:

-раскрытие принципиального неразрешимого конфликта великого Петра и «бедного2 Евгения; отработка навыков и умений анализировать конкретные эпизоды лирического произведения; воспитание интереса к изучению творчества Пушкина.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы:



      Для рассказа об истории создания поэмы можно используется книга «Пушкин. Школьный энциклопедический словарь».

Чтение стихотворения «Медный всадник».

Жанр «стихотворная повесть» восходит к «восточным повестям» Байрона и связан со стремлением к бытописательной прозе, активно создаваемой Пушкиным в 1830-е гг. В поэме отразился его философский взгляд на решение проблемы человека и истории.
  Знакомиться с различными оценками поэмы: В. Брюсов, изучивший шесть ее рукописных вариантов, пишет, что Пушкин стремится сделать Петра «сколько возможно более „великим“», а Евгения «сколько возможно более „малым“, „ничтожным“». «„Великий Петр“ ... должен был стать олицетворением мощи самодержавия в ее крайнем проявлении; „бедный Евгений“ — воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности». Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.
      Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.
      Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.
      Две Невы...
      Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй»7.
      Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения.
      Вопросы и задания к вступлению к поэме «Медный всадник»
      1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом.
      2. На какие композиционные части его можно разделить? (1 — история постройки города; 2 — гимн городу от лица поэта; 3 — пожелание городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 — финал, в котором пафос величия и красоты города снижается переходом к «печальному рассказу» и повествованию об «ужасной поре».)
      3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?
      4. Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44—84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт?
      5. Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте?
      6. Как в третьей части вступления («Красуйся, град Петров...») закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает «финские волны»? Какую характеристику стихии он дает? Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения?
      7. Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы вступления, которые построены на контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы?
думы Петра о новом городе — Петра творенье
приют убогого чухонца — юный град... вознесся пышно, горделиво
у низких берегов — по оживленным берегам
один финский рыболов — корабли со всех концов земли
бедный челн — богатые пристани
старая Москва — младшая столица
прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокой
пишу, читаю без лампады — час пирушки холостой
живость потешных Марсовых полей — победу над врагом Россия... торжествует
град Петров — финские волны, стихия
он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)
красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ
      8. Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой.
      Итог урока. Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?
      Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье и независимости не погублены разбушевавшейся стихией, а его личность раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия? Этот и другие вопросы будут обсуждены на следующих уроках.

Тема «маленького человека» и его социальный протест в поэме «Медный всадник».

  Оценка высказывания Белинского. Прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы?
     Обобщение характерных черт образов героев литературных произведений, изученных ранее: Самсона Вырина, Акакия Башмачкина, героев Лескова («Старый гений»), Достоевского («Бедные люди») и Чехова («Тоска»).

      Вопросы и задания для характеристики образа Евгения
      Часть первая
      1. Составьте к первой части поэмы лексический и историко-культурный комментарий. Как он помогает ее пониманию?
      2. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?
      3. Сопоставьте описание Невы в начале и в середине вступления с описанием разбушевавшейся Невы в первой части. Можно ли согласиться с мыслью Д. Гранина, что в поэме «две Невы»?
      4. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен? (Молодой; имя звучит приятно; живет в Коломне; дичится знатных(!); был он беден; трудом Он должен был себе доставить И независимость, и честь; служит он всего два года; мог бы Бог ему прибавить ума и денег; с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен (т. е. надолго).)
      5. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его? (Без шляпы, руки сжав крестом, сидел недвижный, страшно бледный; он страшился... не за себя; отчаянные взоры; он, как будто околдован, как будто к мрамору прикован, сойти не может.)
      6. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами «с Божией стихией царям не совладать» и «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей»?
      7. Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?
      8. Индивидуальное задание. Сравните описание наводнения Пушкиным со стихотворениями А. Мицкевича, посвященными памятнику Петру I и наводнению в Петербурге 1824 г.
      Часть вторая
      1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?
      2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис?
      3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.
      4. Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжелую утрату, пока вновь не увидел памятник Петру? Какие детали подчеркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного всадника в середине второй части дается практически в тех же словах, что и в конце первой части?
      5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.
      6. Исследователь творчества Пушкина Ю. М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю: «Ужо тебе!..», он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. Пушкин называет его безумцем не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти9. Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.
    
      Итог урока. Образ Евгения несет на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой — личность, бунтарь. Но так ли он невзрачен?
      В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, «Что был он беден, что трудом / Он должен был себе доставить / И независимость, и честь». Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь — это важнейшие положения этического кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, «страшится... не за себя». Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь «как сон пустой». Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.
      Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые лишения. Однако никому — ни небесной, ни государственной власти — он не может простить потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.
      Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные причины. Да, он «захохотал», когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но после года бездомности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание — «Прояснились / В нем страшно мысли». Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит Медному всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать «бессмысленным и беспощадным». Бессмысленным, потому что он заведомо обречен на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу декабристского движения). Беспощадным, потому что несет гибель и жертвы. В бунте героя заключена неотвратимость счета, по которому придется платить не только ему, но и всем без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром. (О нем и пойдет речь на следующем уроке.)

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». «Два лика» Петра I.
      — Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего?
      — Почему прибавление величия, овеществленного в грандиозном памятнике, становится для него роковым?
      Если применительно к образу Евгения, Петербурга, Невы выражение Д. Гранина «два лика» метафорично, то по отношению к Петру в «двух ликах» заключена суть художественного решения образа.
      1. Как же проявились «два лика» Петра в поэме? В чем динамика и статика образа царя? Выберите из текста поэмы цитаты, подтверждающие это положение.

      Вступление.

Царь-преобразователь

Медный всадник

Дум великих полн; грозить мы будем шведу; будет город заложен; суждено / в Европу прорубить окно

Вечный сон Петра

      Часть первая.

Царь-преобразователь

Медный всадник

Потомки Петра (покойный царь) и его генералы не сразу начинают бороться с водой и бурей, утверждая, что «с божией стихией царям не совладеть»

Обращен к нему спиною / Стоит с простертою рукою / Кумир на бронзовом коне (курсив мой. — Н. Б.)

      Часть вторая.

Царь-преобразователь

Медный всадник

Чьей волей роковой / Под морем город основался; державец полумира; мощный властелин судьбы; на высоте уздой железной / Россию поднял на дыбы; строитель чудотворный

Подножие кумира; горделивый истукан; кумир с простертою рукою / сидел на бронзовом коне; за ним несется Всадник Медный

      2. Каким мы видим Петра во вступлении? (Царь показан живым, объятым великими думами; но он мечтает о завершении дела («запируем на просторе»), то есть об «остановке» на своем пути, а это первый шаг на пути к «медному всаднику».)
      3. В чем суть конфликта Петра и Евгения? (Это не борьба добра и зла, не поединок старого и нового. Это столкновение двух правд, каждая из которых носит объективный характер и по-своему права. Здесь сталкиваются не лица, а идеи, конфликт личности и государства поднимается на уровень социального обобщения и носит неразрешимый характер.)
      4. Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов (оба думают, размышляют, оба заняты трудом и т. п.). Может быть, каждый из них противопоставляется самому себе: Петр-преобразователь Медному всаднику, а Евгений мечтающий Евгению протестующему? Подтвердите или опровергните эти позиции.

      Итог урока. Пушкин сталкивает в поэме силы, внешне несоизмеримые, но идейно уравненные. Конфликт между ними укрупняется, так как имеет несколько точек пересечения. Образы Петра и Евгения даны не однолинейно, а объемно, поэтому и конфликт многогранен. Столкновение человека и власти для поэта не имеет разрешения, а с течением времени оно только усугубляется. Пушкин оценивает ход развития общества с диалектических позиций, видя в великом ничтожное, а в малом бесконечное. Философские размышления о месте человека в мире окрашены в трагические тона. Гибнет Петр-преобразователь, а задуманный им город становится городом-убийцей. Гибнет Евгений, мечты которого сломаны государственной машиной.


ТЕМА: Жизнь и творчество. Особенности поэтического мира М.Ю. Лермонтова. Урок-обзор с текстуальным анализом стихотворений «Поэт» (1838), «Пророк» и т.д.    

Цели:

-знать отличительные особенности мировосприятия Лермонтова-художника, черты идеала и антиидеала в стихотворениях Лермонтова; развитие логического мышления, умения сопоставлять стихотворения Лермонтова; воспитание интереса к творчеству Лермонтова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы:

Определение основных мотивов поэзии Лермонтова.

Знакомство с оценками творчества поэта, высказанными В. Белинским, В. Розановым, А. Ахматовой, И. Андрониковым и современными лермонтоведами.
       Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
      Тематика сообщений учащихся
      1. Жажда борьбы — одиночество — поиск гармонии мира в лирике Лермонтова.
      2. Поэт-избранник и поэт-пророк в лирике Лермонтова.
      3. «Я... теперь никого не люблю...» Любовь-страдание в лирике Лермонтова.
      4. Осмысление судьбы своей родины и своего поколения в творчестве Лермонтова.

Основные положения лекции учителя

      1. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30—40-е гг. XIX в. в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные «Философические письма» Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России. Это стало началом идеологических споров между славянофилами и западниками.
      2. В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х гг. Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828—1836 гг. и 1837—1841 гг. Граница — 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона. 
      3. В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
      4. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.
      Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова — это:
      — жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
      — разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
      — любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);
      — критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
      — трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»).
      Положения вступительной лекции на следующих уроках будут обогащаться новыми фактами творческой биографии Лермонтова. Особое внимание следует уделить изучению особенностей художественной формы лирики поэта, осмыслению ее богатства, жанрового своеобразия, специфики поэтических интонаций, фонического и ритмико-мелодического совершенства.
     Проблема эволюции отношения к поэтическому призванию в творчестве Лермонтова. Традиционная для русской лирики тема поэта и поэзии будет пополняться новыми страницами, вписанными Лермонтовым. Повторение текстов: «Не обвиняй меня, Всесильный...» (1829), «Я жить хочу! хочу печали...» (1832), «Поэт» (1838), «Пророк» (1841) и изучить новые для школьников стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...» (1832), «Есть речи — значенье...» (1840).
      Вопросы и задания на повторение изученного
      1. Как характеризуется сложный и мучительный процесс поэтического творчества в стихотворении «Я жить хочу! хочу печали...»? (В стихотворении поэт рассуждает о тайнах творчества, о поиске источников поэтического вдохновения. В тексте противопоставлены мир быта, обывательского счастья, где царит «туман спокойствия», и мир поэзии, лирических «струн», которые «звучат» только в минуты страдания. Жизнь вне творчества для поэта немыслима, стихи — неотъемлемая часть его жизни. Процесс поэтического творчества сложен, порой мучителен. Труден и путь поэта к признанию, к славе, которая не достается даром. Чтобы услышать и донести людям «неба звуки», нужно «купить» их «ценою муки», «томительных забот». Поэтому поэт хочет печали, насмешек света. Стихотворение проникнуто драматическим пафосом, интонациями тревоги, потому что, по Лермонтову, только страдание — обязательное условие формирования настоящего поэта.)
      2. Каков аллегорический смысл истории кинжала в стихотворении «Поэт»? Какое предназначение поэзии утверждает Лермонтов? Как это отразилось в языке и стилистике текста? (Внешняя оболочка явлений, в том числе и поэтического творчества, — незначительна, истинную ценность представляет только внутреннее содержание. Некогда великое, значительное предназначенье поэзии для «толпы» утратило свою былую мощь. Теперь, по мнению Лермонтова, поэтическое творчество — игрушка. Поэт меняет власть над толпой «на злато», его «тешат блестки и обманы», т. е. внешние эффекты, которые прикрывают ветхий, дряхлый, до времени состарившийся мир.)
      3. Какова авторская концепция поэта в стихотворении Лермонтова «Пророк»? Какой смысл выявляется при исследовании лексики и стилистики текста? (Поэзия в эпоху Лермонтова, как и его поколение, утратила свою былую мощь и славу. Стремление к внешним эффектам привело к утрате способности «глаголом жечь сердца людей». Поэты не признаны «в шумном граде», их пророческий дар никому не нужен.)
      Вопросы и задания к стихотворению «Нет, я не Байрон, я другой...»
      1. В чем лирический герой видит свое сходство с Байроном и чем от него отличается? (Он, как и Байрон, — «избранник» и «гонимый миром странник», но он «другой», он «с русскою душой», он «раньше начал» свой путь и уверен, что «кончит ране», т. е. предсказывает свою короткую жизнь.)
      2. Докажите, что поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли. (Предрекая свою раннюю гибель, когда его ум «немного совершит», поэт подчеркивает, что совершит именно ум, а не чувства. В душе груз «надежд разбитых», поэтому в ней нельзя найти спасение. Оно в размышлениях, «думах», о которых толпа может никогда не узнать, так как их не расскажет ни сам поэт, ни даже Бог — «никто»!)
      3. Какие образы автор считает созвучными человеческому существованию? (Образ мирового океана сродни человеческой душе, полной дум и чувств, которые так же трудно разгадать, как и постичь тайны океана.)
      4. Как в стихотворении отразились черты поэтики романтизма и в чем оно все-таки отличается от лирики романтиков?
      5. Индивидуальное задание. Что общего в осмыслении образа океана в стихотворении Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой...» и в стихотворении Пушкина «Погасло дневное светило...»?
      Вопросы и задания к стихотворению «Есть речи — значенье...»
      1. Какая проблема поэтического творчества поднята в стихотворении? (Поэт поднимает проблему действенности поэтического слова, влияния поэзии на людей.)
      2. Какие тайны поэтической речи волнуют поэта? В чем он видит действенную роль поэзии: в значении слов или в их эмоциональном пафосе? (Поэта волнует внутреннее содержание слова, тайна подтекста, которой обладают лишь слова, рожденные сердцем, «из пламя и света». Существуют «речи», в которых трудно уловить смысл, их значенье «темно иль ничтожно». Отсюда задача поэта — находить такие слова, которые, подобно слову Божьему, влияют на людей, побуждают их к сильным чувствам и действиям.)
      3. Сродни каким сильным чувствам должны быть поэтические слова? (Поэзия должна помочь читателям проникнуться волнением «безумства желаний», «слез разлуки», «трепета свиданья». Жизнь толпы, «шум мирской» мешают услышать поэтическое слово, рожденное «из пламя и света». Оно не отзовется в равнодушном сердце, которое разучилось страдать.)
      4. Какой должна быть сила поэтического слова, чтобы оно побудило человека к действию? (Только слова, рожденные «из пламя и света», способны влиять на человеческие души. Такие слова слышны повсюду: и «в храме», и «средь боя». Когда чувства поэта предельно напряжены и выражены, вещие, пророческие слова приходят к нему и становятся слышимыми, узнаваемыми. Слова любви, прощанья, борьбы, протеста, облеченные в поэтическую форму, способны вызвать воина «из битвы» и даже прервать молитву в храме, такие слова волнуют и зовут.)
      
      Итог урока. В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х гг. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.
      На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829—1841 гг. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его «от страшной жажды песнопенья», которая «лавой вдохновенья» клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые находит прежде всего в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжении его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него — оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв «на злато» свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначению, презираем обществом и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.

ТЕМА: «Когда мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова).

Обзор любовной лирики поэта с анализом стихотворений «Я не унижусь пред тобою» и т.д.

Цели: уметь интерпретировать художественное произведение на основе личного восприятия и осмысления его идейно-художественных особенностей; совершенствование анализа лирических произведений; воспитание интереса к изучению тврчества Лермонтова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы:

Чтение стихов Лермонтова о любви, изученных ранее: «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Отчего» и прослушивание романсов на эти стихи, показ портретов героинь, вдохновивших поэта.
      Выступления учащихся по темам:
    1. Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина). «К Л.» («Подражание Байрону»), «Для чего я не родился...».
    2. Екатерина Александровна Сушкова. «К С.» («Вблизи тебя до этих пор...»), «Благодарю!», «Весна», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор...»), «Расстались мы, но твой портрет...».
    1. Александра Осиповна Смирнова (урожденная Россет). «Без вас хочу сказать вам много...».
     2. Мария Алексеевна Щербатова. «На светские цепи, на блеск утомительный бала...», «Из-под таинственной, холодной полумаски...».
    1. Наталья Федоровна Иванова. «Н. Ф. Ивой» («Любил с начала жизни я»), «Романс к И...», «К Н. И...», «Я не унижусь пред тобою...».
      Анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобою...».
      Вопросы и задания к стихотворению «Я не унижусь пред тобою...»
      1. Можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами? (Стихотворение явно делится на части, так как в них меняется настроение лирического субъекта.)
      2. Каково настроение и ключевые образы 1—3-го катренов? (Главные образы — Я и Ты, но «мы — чужие», «я не отдам своей свободы», «я целый мир возненавидел». Можно ли любить сильней, возненавидев весь мир?)
      3. Как в 4—7-м катренах противопоставлены любовь и творчество? Какой характер придают этой части текста вопросительные и восклицательные интонации? В чем упрекает герой свою возлюбленную? Сопоставьте 7-й катрен с финалом стихотворения Пушкина «Я вас любил...». Есть ли здесь основания для сопоставления?
      4. Каковы ключевые слова 8—10-го катренов? Какой выход видит герой из ситуации неудавшейся любви? До какого обобщения поднимается лирический субъект? («Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?»)
      5. Каков общий вывод стихотворения в 11—12-м катренах? («Тебе я душу отдавал», но только потому, что ошибся — «я тебя не знал». Как поэтические интонации подчеркивают чувства лирического «я»?)

Вопросы и задания для анализа стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...»
      1. Определите ключевые образы стихотворения. (Он, Она и образ-воспоминание о прошедшей любви. Она и образ-воспоминание — «зеркальные» образы. В ее чертах Он любит «прошлое страданье» и «молодость погибшую». Он «говорит сердцем» не с ней, а с той, другой, которая была «подругой юных дней».)
      2. Каков лирический субъект стихотворения? Почему он любит страдание и ушедшую молодость? (По Лермонтову, даже страдание — это признак живой души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение — это «эпитафия» лирического «я» своей погибшей молодости, неразделенной любви. Теперь ему остались лишь воспоминания. С «подругой юных дней» — бывшей возлюбленной или любовью вообще — теперь можно говорить лишь сердцем, т. е. в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении «Поцелуями прежде считал...» поэт заявлял: «Я теперь никого не люблю».)
      3. Как понять две последние строки стихотворения? (Можно предположить, что в этих строках появляется образ самого поэта. Если две прекрасные женщины — это символы течения времени, настоящего и прошлого, образы-зеркала, то и черты лирического «я» также проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сегодня любит «прошлое страданье» больше, чем «красы блистанье», но и тот, кто когда-то тоже имел «уста живые» и «в глазах огонь». А сегодня эти уста — «немые», очи — «угаснувшие», потому что любовь, символ молодости, погибла. Две последние строки могут быть отнесены к образу лирического «я» еще и потому, что перед ними стоит точка с запятой, знак конца предложения, говорящий о том, что предыдущая мысль закончена.)
      4. Проанализируйте глагольную лексику текста. (В тексте очень мало глаголов (люблю — люблю — смотрю — говорю — говорю — ищу), что подчеркивает его статичность, «мгновенность». Время в тексте как бы остановилось.)
      5. Найдите в тексте прилагательные и причастия. Обратите внимание на их порядок и лексическое значение. (При исследовании прилагательных и причастий (прошлое — ушедшую — долгим — таинственным — юных — немые — угаснувших) можно заметить их «кольцевую композицию». Если в начале признаки предметов имеют значение времени — «прошлое, ушедшую», то во второй строфе лирическое «я» жаждет обновления, надеется, что таинственный разговор сердца с «подругой юных лет» поможет возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Поиск «других черт» ушедшей любви заставляет понять, что и у самого лирического «я» и уста давно «немые», и на лице «огонь угаснувших очей».)

      Итог урока. Лирический герой интимной лирики, не нашедший спасения в творчестве, несчастен и в любви. Она приносит ему страдания так же, как и светское общество, мир-маскарад. Трагизм мироощущения усиливается тем, что в интимную лирику проникают социально-философские обобщения о месте человека в мире, о его праве на счастье, о его романтической мечте, связанной с поиском вселенской гармонии бытия и человеческой личности.





ТЕМА: Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

Анализ поэмы с опорой на проблематику раздела, вопросы и задания к теме.

Цели: раскрытие проблематики и поэтики поэмы «Демон»., совершенствование анализа эпизода из поэмы, развенчивание романтизма и реализма в творчестве поэта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы:

Изучение поэмы «Демон».
      Замысел поэмы возник еще у юного поэта, когда он в 1829 г. создал стихотворение «Мой Демон», написанное, вероятно, под явным влиянием стихотворения Пушкина «Демон», которое было известно задолго до его публикации в 1834 г.
      .
      Вопросы и задания к стихотворениям «Мой Демон» Лермонтова и «Демон» Пушкина
      1. Найдите в этих стихотворениях общие образы и картины.
      2. Охарактеризуйте образ лирического «я» в каждом стихотворении. Чем они отличаются?
      3. Каково отношение «каждого» Демона к вечным ценностям: любви, природе, искусству и т. п.?
      4. Что общего и различного в художественной форме каждого стихотворения?
      5. Какие черты романтизма можно в них заметить?
      6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Мой Демон» Лермонтова со стихотворением «Демон» Пушкина.
      Рассказ о падшем ангеле и чтение отрывков. Из I части  прочитать главы I—IV, VI—VII, а также прослушать первый и второй романсы Демона из одноименной оперы А. Рубинштейна («Не плачь, дитя! не плачь напрасно...» и «На воздушном океане...»).
      Из II части поэмы прочитать разговор Тамары и Демона (глава X) и прочитать выразительно финал поэмы, а также прослушать третий романс Демона из оперы «Демон» («Я тот, которому внимала...»).
      Вопросы и задания для беседы с классом
      1. Охарактеризуйте образ Демона. Докажите текстом, что он отрицает мир, считает бытие бессмысленным и мстит человечеству и Богу.
      2. Какой смысл придает образу Демона его любовь к Тамаре? Достоин ли он сочувствия?
      3. Дайте характеристику образу Тамары. Почему автор приводит ее к гибели?
      4. Возможны ли возрождение Демона и его гармония с миром, о которых он мечтает, через любовь к земной женщине?
      5. Какой смысл приобретает в поэме вечное противостояние добра и зла?
      6. Какую смысловую роль играет в поэме пейзаж?
      7. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте образы Демона и Печорина.
      8. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте образ Тамары из поэмы «Демон» с образом царицы из стихотворения Лермонтова «Тамара».
      Анализ:
      — смерть жениха (часть I, гл. Х—ХII);
      — похороны Тамары (часть II, гл. ХIII—XV);
      — поединок Ангела и Демона (часть II, гл. XVI).

      Итог уроков. В поэзии Лермонтова завершается развитие русского романтизма. От жанрового мышления поэт переходит к мышлению стилями, свободным формам лирического высказывания и закрепляет эту традицию в русской лирике. Романтические поэмы Лермонтова обнажают кризис этого жанра, появляются «иронические» поэмы, в которых намечаются реалистические стилевые искания.

ТЕМА: Художественный мир Н.В. Гоголя.

Урок в жанре «литературного портрета» с обобщением ранее изученного и привлечением материала учебника и сообщений учащихся.

Цели: повторение фактов жизни и творчества (с обобщением ранее изученного), отметить элементы народной фантастики в ранних романтических произведениях, героическое и комическое в сборнике «Миргород», проблематики и поэтики комедии «Ревизор».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы:

      Будущий писатель получил строго религиозное воспитание, но уже в детстве проникся очарованием фольклора и истории. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает о государственной службе, где он мог бы бороться за справедливость. Однако в Петербурге его ждет крушение иллюзий и ряд неудач. Чиновничья столица ценит только деньги, средств для жизни не хватает, романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен» встречена насмешками критики, в актерском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарование. Только публикация в 1830 г. повести «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» вводит его в пушкинский круг писателей. Ранний Гоголь — писатель-романтик с сильным религиозным уклоном. Он убежден, что поприще писателя обязывает его вести борьбу с обществом, которое обезличивает души. Оружие в этой борьбе — смех, а сам он — проповедник, пророк, несущий миру Слово Божье. Но этому слову только тогда поверят, когда писатель пропустит через свое сердце все страдания человеческие. Такое высокое представление о миссии писателя Гоголь сохранил на всю жизнь.
      
      «Вечера на хуторе близ Диканьки».
      1. Что было причиной обращения Гоголя к изображению народной жизни Украины в «Вечерах...»? Какова роль в сборнике образа рассказчика Рудого Панько?
      2. Охарактеризуйте мир Диканьки. Как в нем отразилось здоровое начало реальной народной жизни?
      3. Как герои «Вечеров...» побеждают темные, злые силы? Какова роль фантастики в сборнике?
      4. Чем отличается от героев «Вечеров...» Иван Федорович Шпонька из повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»?
       «Миргород».
      1. В чем особенности композиции сборника «Миргород»?
      2. В чем «Вий» и «Тарас Бульба» противопоставлены «Старосветским помещикам» и «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»?
      3. Какие проблемы поднимает Гоголь в «Тарасе Бульбе»? Что, по мнению писателя, нужно, чтобы не была уничтожена прославленная им в повести «русская сила»?
      4. В чем общность и различие повестей-элегий о современной Гоголю жизни «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»?
       Гоголь и театр. «Ревизор».
      1. В чем особенности образа города в пьесе «Ревизор»?
      2. Вспомните основные этапы сюжета комедии и объясните их смысловую роль.
      3. В чем новаторство Гоголя в изображении Хлестакова?
      4. Как Гоголь переосмысливает театральные амплуа в комедии «Женитьба»?
      Итог урока. На протяжении всего творчества главным орудием писателя в усовершенствовании современной жизни является смех. Гоголь мастерски использует разные формы создания комического. Но смешное в его произведениях претерпевает свою эволюцию. От веселья и юмора «Вечеров...» писатель поднимается до иронии в повестях о современной жизни «Миргорода». В «Ревизоре» уже в полный голос звучит сатира, в немой сцене смех и страх сливаются в гротескной форме. Смех над действительностью у Гоголя связан с его морально-религиозными размышлениями, которые с течением времени занимают в сознании писателя и его творчестве все большее место.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!