ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
Методические рекомендации для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях
Тема №5: «Работа в электронной таблице MS Excel. Вычисления на нескольких листах»
ОУД.08 Информатика
программы подготовки специалистов среднего звена
специальностей 34.02.01 Сестринское дело,
33.02.01 Фармация
(базовый уровень подготовки)
Самара, 2017
ОДОБРЕНО | |
Цикловой | |
методической комиссией | |
| |
Председатель_________М.М. Теряева | |
Протокол № | |
____ ____________20___ | |
Составитель:
Назарова Е.Н.,
ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной»
Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2014 года № 502, Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 года № 501.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальностям 34.02.01 Сестринское дело, 33.02.01 Фармация в соответствии с требованиями ФГОС СПО поколения 3+.
Структура
1.Наименование темы
2.Цели занятия
3.Оснащение
4.Программированная инструкция к самостоятельной работе
5.Задания для самостоятельной работы студентов
6. Алгоритмы деятельности
7.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
Тема: «Работа в электронной таблице MS Excel. Вычисления на нескольких листах»
Цели и задачи занятий
Образовательная: актуализировать новые знания по основным вопросам темы «Работа в текстовом редакторе MS Excel». Изучить панель инструментов программы MS Excel. Научиться создавать, редактировать документ, форматировать текст, таблицы, фигуры, схемы, изображения.
Развивающая: развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, использовать информационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Воспитательная: чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение, воспитывать трудолюбие и прилежание, любовь к избранной профессии.
Формирующая: освоение общих компетенций.
Общие компетенции:
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК.12 Организовывать рабочие места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.
Интеграция темы
Межпредметные связи
ОУД.04 Математика: алгебра, начала математического
анализа, геометрия
В процессе освоения ОУД.08 Информатика с целью овладения соответствующими общими компетенциями обучающийся по данной теме должен достичь следующих целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
Выход:
Место проведения: кабинет информатики
Оснащение (для студентов)
1.Учебники и справочная литература
Методические рекомендации для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях
2.Оборудование:
Компьютерный стол
Стул
Компьютер с ОС Windows 7, 8
ПО MS Office 2010, 2016
Программированная инструкция к самостоятельной работе
№ | Название этапа | Описание этапа | Цель | Время |
1 | Самостоятельная работа студентов с методическими указаниями | Уважаемые студенты! Вы должны прочитать задание в методическом указании и выполнить его с соблюдением всех требований, указанных в задании. | Выработать умение работать с методическим материалом. Выполнять задание по шаблону. Выработка умения целенаправленно выбирать нужную информацию. Отработка практических умений. | 60 мин |
Практическая работа № 5
Вычисления на нескольких листах
На диске D создайте папку с названием своей группы.
В новой папке создайте книгу Microsoft Excel в названии напишите свою фамилию.
Заполните данными имеющиеся рабочие листы: Закупка, Реализация, Цена, Выручка, Доход.
Произведите вычисления связующими формулами на разных листах.
Задание для самостоятельной работы
Пользуясь последовательностью действий выполните задание.
На рабочем листе "Закупка" создайте таблицу и внесите данные, как показано на рис. 1.
! Для оформления общего заголовка таблицы воспользуйтесь кнопкой "Объединить и поместить в центре", для размещения заголовков таблицы во всех столбцах следует выделить всю 3-ю строку, затем щелкнуть на ней правой кнопкой мыши, из контекстного меню выберите команду Формат ячеек, откройте закладку Выравнивание, установите флажок в поле Переносить по словам, выберите в полях По вертикали - По центру, По горизонтали - По центру, затем нажмите ОК.
В ячейках Н4:Н8 - введите формулы суммирования по строкам (обратите внимание на предлагаемый диапазон суммируемых ячеек, если диапазон не захватывает все исходные данные - укажите мышью весь необходимый диапазон, затем нажмите Enter).![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/28/s_5a1d463220de7/757843_1.png)
Рис.1
На рабочем листе "Реализация" внесите исходные данные в таблицу и оформите, как показано на рисунке 2. В ячейках Н4:Н8 - введите формулы суммирования по строкам.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/28/s_5a1d463220de7/757843_2.png)
Рис.2
На рабочем листе "Цена" создайте и заполните две таблицы - Расходы на закупку и Расчет цен как показано на рисунке 3.
Рис.3
Указание. Оформление заголовков таблиц выполняется аналогично предыдущим заданиям. Задайте форматы ячеек в таблице Расходы на закупку:
А4:А9 - текстовый;
В4:В8 - денежный, число десятичных знаков - 2, обозначение - р.
С4:С8 - числовой, число десятичных знаков - 0.
B4:D9 - денежный, число десятичных знаков - 2, обозначение - р
В ячейки А4:С8 внесите данные с клавиатуры.
В ячейку D4 введите формулу = В4*С4.
Для этого наберите с клавиатуры знак =, затем щелкните левой кнопкой мыши на ячейке В4, нажмите клавишу знак умножения - * на дополнительной клавиатуре и щелкните мышью на ячейке С4, подтвердите формулу - нажмите клавишу Enter.
Чтобы не повторять набор формулы в ячейках D5, D6, D7, D8. Скопируйте в эти ячейки содержимое ячейки D4 вместе с формулой.
Для снятия команды копирования с ячейки D4 нажмите клавишу Esc.
Обратите внимание на изменение ссылок в формулах суммирования, т.к. они относительные.
Задайте форматы ячеек в таблице Расчет цен:
А14:А18 - текстовый;
В14:В18 - денежный, число десятичных знаков - 2, обозначение - р.
04:08 - процентный, число десятичных знаков - 0.
D14:D18 - денежный, число десятичных знаков - 2, обозначение - р.
В ячейки А14:С18, В14:В18 и 04:08 внесите данные с клавиатуры.
В ячейку D14 введите формулу = В14*С14+В14
Для этого наберите с клавиатуры знак =, затем щелкните левой кнопкой мыши на ячейке В14, нажмите знак умножения - *, щелкните мышью на ячейке 04, затем нажмите знак сложение - + и подтвердите формулу и нажатием клавиши Enter.
Аналогично предыдущей таблице скопируйте содержимое ячейки D14 с формулой в ячейки D15, D16, D17, D18.
Примените к таблицам обрамление, как показано на рисунке 3.
Создайте и заполните таблицы на листе Выручка, как показано на рисунке 4.
Указание. В таблицах задайте форматы ячеек, выравнивание данных в них и обрамление ячеек, как показано на рисунке 4.
Обратите внимание, что в таблице Выручка от реализации за 1 квартал число, отражающее количество проданного товара, совпадает с количеством проданного товара на листе Реализация, но только за январь, февраль и март месяцы. Для того чтобы произвести вычисление с разных листов, необходимо:
В ячейку С4 поставить знак = и нажать на лист Реализация – ячейка Н4 и нажать кнопку Enter. В строке формул появиться «=Реализация!H4». Затем полученную формулу растянуть вниз, таким образом столбец Количество заполнится данными автоматически.
Аналогично посчитать количество выручки от реализации за квартал сложив данные за три месяца. В ячейку C14 поставить знак = перейти на лист Реализации и сложить ячейки между собой =Реализация!B4+Реализация!C4+Реализация!D4, нажать кнопку Enter. ». Затем полученную формулу растянуть вниз, таким образом столбец Количество заполнится данными автоматически.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/28/s_5a1d463220de7/757843_4.png)
Рис.4
Создайте и заполните таблицы на листе Доход, как показано на рисунке 5.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/28/s_5a1d463220de7/757843_5.png)
Рис.5
Указание. Обратите внимание, что в таблицах добавились данные столбца Цена закупки из таблицы Расчет цен расположенной на листе Цена. Данные в ячейке Цена закупки должны ссылаться на таблицу Расчет цен расположенной на листе Цена.
В таблицах задайте форматы ячеек, выравнивание данных в них и обрамление ячеек, как показано на рисунке 5.
Внесите данные в таблицы.
В таблице Доход от реализации за полугодие количество проданного товара, число в столбце Н, совпадает с суммой за полугодие на листе Реализация.
В таблице Доход от реализации за 1 квартал количество проданного товара также составляет сумму, но только за январь, февраль и март месяцы.
В ячейках Е4:Е8 находится формула =D4*(B4-C4).
В строке ИТОГО в ячейке Е9 находится формула, суммирующая ячейки Е4:Е8.
В ячейках Е14:Е18 находится формула =D14*(B14-C14).
В строке ИТОГО в ячейке Е19 находится формула, суммирующая ячейки Е14:Е18. После оформления рабочих листов, создания таблиц и внесения в них данных, можно считать работу полностью выполненной.
Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
1. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. - М.: Идательский центр "Академия", 2013. - 240 с.
2. Михеева Е.В. Практикум по информатике: практикум/ Е.В.Михеева. - М.: ИД, "Академия" 2010. -200 с.
3. Семакин И. Информатика и ИКТ. Задачник практикум. Том 2: задачник/ И. Семакин, Е.Хеннер.- М.: ИД "БИНОМ", 2009. -100 с.
4. Word, Excel и электронная почта [электронные ресурсы], 2012. - 1 электрон.опт.диск (CD).