СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

составление индивидуальных маршрутов для одаренных детей

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей.»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр эстетического воспитания детей «Творчество»













Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования


по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей.








составитель:

Методист И.В.Икаева

















г.Владикавказ








Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальныхобразовательных маршрутов для одарённых детей.

Актуальность.

Целью деятельности нашего учреждения и дополнительного образова­ния в целом является - создание условий для жизненного личностного и про­фессионального самоопределения воспитанников. Учреждение дополнитель­ного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направле­нии. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, кото­рое, возможно, в будущем станет его профессией.

Очень важно, что дополнительное образование дает большие возмож­ности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обна­ружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания бу­дет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

Если воспитанник, занимающийся в объединении УДО, сможет само­реализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и про­фессиональному самоопределению.

Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образователь­ные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возмож­ностей и особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанни­ка, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ре­бенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Приходим к выводу, что использование индивидуальных образова­тельных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессио­нального самоопределения воспитанников.

Новизна.

Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образо­вания, согласно концепции модернизации Российской системы образования, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно опреде­ляться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника ин­дивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образова­тельные области.

Методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана, в особенности для использования в системе дополнитель­ного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как из­вестно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему -программу, или индивидуальный образовательный маршрут.

Цель:

Внедрение методики разработки и использования индивидуальных об­разовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми.

Методика построения индивидуального образовательного маршрута.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или ино­го ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой про­граммы своего объединения.

Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута -Как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального об­разовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Различные структуры образовательных программ могут быть пред-ставлецы простыми геометрическими линиями.

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (Рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.

Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, та­ким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Ре­шение этих задач в рамках программы, основные требования которых систе­матичность и последовательность, довольно затруднительно.

Другой способ решения - структурирование учебного материала по ти­пу нескольких концентрических кругов (Рис.2). В структуру такой програм­мы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.

Это принцип при разработке индивидуального образовательного мар­шрута возможен, но наиболее продуктивен - третий (Рис.3) - логарифмиче­ская спираль.

Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабаты­вается на занятиях периодически, многократно, причем содержание посте­пенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углуб­ленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской дея­тельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их ода­ренности.

Определив тип структуры образовательной программы можно присту­пить к разработке индивидуального образовательного маршрута.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли счи­тает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный мар­шрут должен действовать примерно по такой схеме:

  1. Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и
    способности);

  2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их
    достижению.

  3. Определить время, которое должен затратить ребенок на ос­
    воение стандартной и специальной программы;

  4. Предусмотреть участие родителей;

  5. Определить способы оценки успехов воспитанника;

Используя данную методику, нами была разработана схема построения индиви­дуального образовательного маршрута для одаренных детей в системе до­полнительного образования.

Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.

Рассмотрим подробнее этап диагностики уровня развития способно­стей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Очень важен и при­мечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической дея­тельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют боль­шое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у де­тей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных.

Существует множество методик диагностики уровня развития способ­ностей и одаренности. Назовем несколько из них:

  • Методика использования личной карточки одаренного ребенка
    Методика, разработанная в США, применяемая в школах для
    одаренных детей («Карта одаренности»);

  • Характеристика ученика (США);

  • Анкета для родителей;

  • Пожелания воспитанника.

(См. в Приложении к рекомендациям).

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанни­ком и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

Третий этап - «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

Четвертый этап нашей схемы - «Определение роли родителей вос­питанника в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой дея­тельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступ­ления на концерте и др.)-

На пятом этапе - «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы заня­тий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

Перейдем к 6-му этапу - «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определе­ния итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок непо­вторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и техноло­гий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуаль­ного образовательного маршрута.












Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.

Что касается рекомендуемых форм занятий, они разнообразны (см. в Приложении).

Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны (см. в Приложении).

На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработ­чик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содер­жания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения по­ставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специа­листов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно

необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему не­обходимы занятия с психологом).

Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и са­мооценки успехов воспитанника». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.

Мы предлагаем проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагно­стики.

Самооценку воспитанник может провести по схеме самоанализа (см. в Приложении).










































Схема самоанализа воспитанника,

обучающегося по индивидуальному

образовательному маршруту.











Возможные формы занятий для одаренных воспитанников, занимающихся по индивидуальному образовательному

маршруту.

  1. Игра.

  2. Беседа.

  3. Экскурсия.

  4. Бенефис.

  5. Наблюдение.

  6. Практическое занятие.

  7. Размышление.

  8. Тренинг.

  9. Творческая мастерская.
    10.Творческий отчет.

11. Эксперимент.

12.Беда эвристическая.

13.Круиз.

14.Мозговой штурм.

15. «Фабрика».

16.Урок погружение.

Возможные формы подведения итогов.

  1. Концерт.

  2. Открытое занятие.

  3. Показ достижений.

  4. Зачетная работа.

  5. Экзамен.

  6. Тест.

  7. Рефлексия.

  8. Персональная выставка.
















Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по

индивидуальному образовательному маршруту для воспитания исследовательских наклонностей и умение самостоятельно получать

знания.

Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать незави­симо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они мо­гут сделать самостоятельно.

Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, ис­следования и анализы ситуаций.

Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!