СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для преподавателей по организации аудиторного занятия Тема: «Определенный интеграл и его приложения»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности, 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ «12» мая  2014 г. № 501.

Содержание общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 03. «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»  реализуется в процессе освоения студентами ППССЗ с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями  ФГОС СПО нового поколения.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для преподавателей по организации аудиторного занятия Тема: «Определенный интеграл и его приложения»»

ФИЛИАЛ «САМАРСКИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ГБПОУ «САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Н. ЛЯПИНОЙ»









Методические рекомендации для преподавателей по организации аудиторного занятия

Тема: «Определенный интеграл и его приложения»

ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ»

общеобразовательного цикла

программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 33.02.01 Фармация

(базовый уровень подготовки)

















Самара, 2016



ОДОБРЕНО


Цикловой


методической комиссией




Председатель_________Солоимова И.Н.


Протокол №


____ ____________20___


Составитель:

Котова Ю.Ю., преподаватель филиала «СМСК»













Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности, 33.02.01 Фармация, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ «12» мая 2014 г. № 501.

Содержание общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 03. «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» реализуется в процессе освоения студентами ППССЗ с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения.













Структура

1.Учебно - методическая карта занятия

2. План проведения занятия

3. Ход занятия:

4.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

5.Приложение № 1

6.Приложение № 2
































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность 33.02.01 «Фармация» ОУД 03. «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

Тема: «Интеграл и его приложения»

Организационные формы: Теоретическое занятие – 1 (90 мин)

Форма работы: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая

Тип занятия: повторительно-обобщительное

Вид нетрадиционного занятия: урок с использованием различных методов контроля знаний учащихся

Методы контроля: фронтальный опрос, работа с индивидуальными заданиями, математическая эстафета, работа с перфокартами, решение прикладных разноуровневых задач, выполнение дифференцированных заданий с использованием контрольных талонов.

Цели и задачи занятия:

Образовательная: научить студентов применять полученные ранее знания по теме «Итегрирование» при решении геометрических и физических задач, повторить и обобщить материал по теме, активизировать внимание; углубить, актуализировать знания; закрепить теоретический и практический материал темы, используя информационные технологии и различные методы контроля знаний; формировать у студентов умение анализировать, сравнивать, обобщать; оценить степень овладения студентами навыков применения разных видов интегрирования.

Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное, развивать умение использовать логику, наблюдательность; развивать коммуникативные умения: слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; развивать умение студентов осуществлять самоконтроль.

Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, воспитывать трудолюбие и прилежание, умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами.

Формирующая: освоение общих компетенций:

Общие компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК – 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК – 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК – 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность

ОК – 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК – 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК – 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК – 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),

за результат выполнения заданий

ОК-8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации

ОК-9

Ориентироваться в условиях частой смены техно-логий в профессиональной деятельности.

ОК-10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК – 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК – 12

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей



Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.

Место проведения: кабинет математики


Оснащение:


Средства обучения:


Основные источники:

Для преподавателей:

  1. Башмаков М.И. Математика: кн. для преподавателя /М.И.Башмаков. — М.: Мнемозина, 2011.-365с.

  2. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ А.Г. Мордкович. – 13-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2012. – 271с.
  3. Алгебра и начала математического анализа 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профессиональный уровень)/ А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011. – 457с.
  4. Алгебра и начала математического анализа 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профессиональный уровень)/ А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011. – 343с.

Для студентов

  1. Алимов Ш.А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни), 10—11 классы / Ш.А. Алимов — М.: Наука, 2014.-232с.

  2. Атанасян Л.С., Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы./ Л.С. Атанасян — М.: Наука, 2014.-247с.

  3. Башмаков М.И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования./ М.И. Башмаков— М.: Наука, -2014.- 383с.

  4. Башмаков М.И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / М.И. Башмаков— М.:, Наука, 2014.-356с.


Технические средства обучения (оборудование): проектор, компьютер, мультимедийная презентация.





Интеграция темы

Межпредметные связи с предметом «Физика»( темы «Механические колебания и волны», «Колебания и волны», «Динамика», «Кинематика»).

Внутрипредметные связи с темами раздела «Алгебра и начала анализа»: «Пределы последовательности и пределы функций», «Производная функции и её применения», «Дифференциальные уравнения, их виды и методы решения»

Обучающийся должен:

Владеть: приемами нахождения разных видов интегралов и применения их для решения задач.

уметь: находить интегралы непосредственным интегрированием и методом замены переменной, находить с помощью интегралов площади криволинейных трапеций и объёмы тел вращения, находить пройденный путь и скорость, зная при заданной формуле ускорения и времени движения.

знать: формулы таблицы интегралов, свойства интегралов, формулу Ньютона – Лейбница, формулы для нахождения криволинейных трапеций и объёмов тел вращения, физический смысл определенных интегралов.

Выход: умение применять интегралы при решении геометрических и физических задач.

Место проведения: кабинет математики

2) План проведения занятия

Тема: «Интеграл и его приложения»

Название

Описание

Цель

Время

1.

Организационные вопросы.

Взаимное приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку (контроль формы одежды. отметка отсутствующих, готовность рабочего места). Объявление темы и определение цели занятия.

Подготовить обучающихся к работе, мобилизировать внимание.

2

мин.

2.

Вводное слово.

Раскрыть важность и актуальность темы.

Активизировать познавательную деятельность обучающихся, показать важность ранее изученных знаний, показать необходимость их активной демонстрации на данном занятии.

3

мин.

3.

Контроль уровня знаний.

1) Фронтальный опрос.

Закрепить пройденный материал, выяснить степень готовности по пройденной теме, подготовиться к контрольной работе.

10

мин

2) Работа с индивидуальными заданиями. (4 человека у доски во время опроса).


3) Эстафета. ( 2 команды по 8 человек ).

10

мин

4) Работа с перфокартами.


5) Решение прикладных разноуровневых задач.


10

мин

6) Сообщение о формуле Ньтона-Лейбница.


5

мин

7) Выполнение дифференцированных

заданий с использованием

контрольных талонов.


30 мин

4.

Подведение итогов урока.


Выставление оценок.


5 мин.

5.

Заключение

Задание на дом: продолжить подготовку к контрольной работе, решить, заданные на дом упражнения.

Нацелить обучающихся на самостоятельную внеаудиторную работу дома

5 мин.



3) Ход занятия:

I. Фронтальный опрос:

1) Дайте понятие первообразной.

2) Что такое интегрирование?

3) Дайте понятие неопределенного интеграла.

4) В чем заключается метод интегрирования, называемый

непосредственным интегрированием?

5) В чем заключается метод замены переменной?

6) Дайте понятие определенного интеграла.

7) Приведите формулу Ньютона-Лейбница.

8) В чем заключается геометрический смысл интеграла?

9) Что представляет собой метод замены переменной для

определенного интеграла?

10) Какой знак ставится перед интегралом при вычислении площадей, в зависимости от того, выше она оси ОХ или ниже?

11) Чему равен объем тела вращения, при вращении плоской фигуры вокруг оси ОХ?

12) Чему равен объем тела вращения при вращении плоской фигуры вокруг оси ОУ?

13) Какие уравнения называются дифференциальными?

14) Какой степени дифференциальные уравнения вы знаете?

15) Какие дифференциальные уравнения первого порядка вы знаете?









II. Работа с индивидуальными заданиями (4 человека у доски):

1. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями: y=x2; y=1/x;х=2.

2. Найти объем тела, образованного вращением параболы у= x3/3 на отрезке [0;3] вокруг оси ОХ.

3. Решить уравнение, найти частное решение,

удовлетворяющее условию: у=3, у'=ху/(х2+1) при х=2√2.

4. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями: у=x2/2√2., у=√х.

5. Найти площадь фигуры, заключенной между параболой

у= –х2 + 4х – 3 осями координат на отрезке [0;3]

III. Эстафета. ( Команды по 8 человек )

Задание для 1 команды: Задание для 2 команды:

1) ∫х1/2dx 1) ∫х1/4dx

2) ∫ (2х - 1)dx 2) ∫ (3х + 1)dx

3) ∫(√х2 – 1) хdx 3) ∫(√х3+1)х2dx

2 2

4) (4х3+1)dx 4) (1-3х2)dx

0 0

π/4 π/4

5) ∫cos4x dx 5) sin4x dx

0 0

2 3

6) еdx 6) ∫3х dх

0 0

π/4 π/3

7) cos(х - π /4)dx 7) ∫sin(х+ π /3)dx

0 0

IV. Работа с перфокартами: найти объем тел, образованных вращением фигур, ограниченных следующими линиями вокруг оси ОХ:

карточек:

1, №9 у=х3, х=1, х=3, V-? вокруг оси ОХ

2, №10 у=х2, х=1, х=3,V-? вокруг оси ОХ

3, №11 у=2х3, х=1, х=1,V-? вокруг оси ОХ

4, №12 у=3х2, х=1, х=2,V-? вокруг оси ОХ

5, №13 у=2х2, х=0, х=3,V-? вокруг оси ОХ

6, №14 у=2х, х=2, х=4, V-? вокруг оси ОХ

7, №15 у=3х, х=1, х=3, V-? вокруг оси ОХ

8, №16 у=4х2, х=0, х=3, V-? вокруг оси ОХ

V. Решение прикладных задач( для тех, кто не занят с перфокартами):

1) Материальная точка движется со скоростью υ=2t+4 м/с. Найти путь, пройденный точкой за первые 10 секунд.

2) Два тела начали двигаться в один и тот же момент из одной точки, в одном направлении, по прямой. Одно тело двигалось со скоростью υ=(6t3+2t)м/с, а второе со скоростью υ=(4t2+5)м/с. На каком расстоянии они будут друг от друга через 5 секунд?

3)При растяжении пружины на 0,05м произведена работа 20Дж. На какую длину можно растянуть пружину, совершив работу 80Дж?

(Правильное решение показывается на слайде.)

VI. Сообщение о формуле Ньтона-Лейбница

VII. Выполнение дифференцированных заданий с использованием контрольных талонов (на слайде).

Карточка №1

1. Вычислить: 2

2-6х+9)dх

-1

2. Найдите: 2

dх/(2х-1)

0

3. Вычислите: 1

(2х2+1)1/2 хdх

0

4. Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиком функции y=х2+3х-4 и прямой y=0 (ось ОХ).

5. Найдите частное решение дифференциального уравнения:

ухdy = (y2 +4) dх, при х=1, y=0.

Карточка №2

1)При каком значении параметра «а» выполняется равенство:

а

(1-2х)/3dх=-4/3

а/2

2) Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиком функции:

у= х2+ 4х+10 и прямыми х=-3, х=0, у=0.

3) Найдите объём тела, образованного вращением вокруг оси ОХ линий у=х2, у=2х.

4) Найдите частное решение дифференциального уравнения: х2dу= хdх/(y +4), при х=1, y=0.

5) Вычислите: 2

2/√2- х3

1

VII. Подведение итогов урока.

IХ. Домашнее задание: 1) V-? OX у=х2/2, х=0, х=2; 2) S-? у=x3, у=х.



4) Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

Основные источники:


Для преподавателей:

  1. Башмаков М.И. Математика: кн. для преподавателя /М.И.Башмаков. — М.: Мнемозина, 2011.-365с.

  2. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ А.Г. Мордкович. – 13-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2012. – 271с.
  3. Алгебра и начала математического анализа 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профессиональный уровень)/ А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011. – 457с.
  4. Алгебра и начала математического анализа 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профессиональный уровень)/ А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011. – 343с.

Для студентов

  1. Алимов Ш.А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни), 10—11 классы / Ш.А. Алимов — М.: Наука, 2014.-232с.

  2. Атанасян Л.С., Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы./ Л.С. Атанасян — М.: Наука, 2014.-247с.

  3. Башмаков М.И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования./ М.И. Башмаков— М.: Наука, -2014.- 383с.

  4. Башмаков М.И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / М.И. Башмаков— М.:, Наука, 2014.-356с.

Электронные ресурсы

Ресурсы локального доступа

  1. Электронное приложение к учебнику Алгебра и начала математического анализа: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] /А.Н. Колмогоров. М.: Просвещение, 2009. – 1 электрон. опт. диск (DVD)









5) Приложение№1



Контрольные талоны для карточек с дифференцированными заданиями.

Фамилия: ____________________________________ Карточка№1



№1

27

24

18

21

№2

1,5

Ln6

8 2/3

Ln3

№3

(3√3-1) π

Ln6

1/6(3√3-1) π

Ln3

№4

1 5/3

1,5

20 5/6

21 1/6

№5

у2+4/х=2

у+1=-1/х

У3+1=-5/х

4/х=2



Фамилия: ____________________________________ Карточка №2



№1

А=2/3

А=2 или

а=-1/3

А=21

А=2 2/3 или

А=-2

№2

21,5

21 1/3

21

21 2/3

№3

2-2/3П (ед)

1 1/3П (ед)

2 1/3 (ед)

2 (ед)

№4

У2/2+4у- Lnх=0

У2/2+3у- Lnх2=0

У2/5+7у- Lnх=0

У2/2+8у- Lnх=5

№5

Ln2,5

Ln1,5

Ln7,5

Ln4,5









6) Приложение№2

Перфокарта с ответами к карточке №1



№1

27

24

18

21

№2



8 2/3


№3




Ln3

№4



20 5/6


№5

у2+4/х=2






Перфокарта с ответами к карточке №2



№1




А=2 2/3 или

А=-2

№2



21


№3


1 1/3П (ед)



№4

У2/2+4у- Lnх=0




№5


Ln1,5






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!