СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебному предмету "Обществознание".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине "Обществознание" содержат пояснительную записку, в которой обозначаются цели, виды и формы организации самостоятельной работы, алгоритмы ее выполнения и критерии оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебному предмету "Обществознание".»

Пояснительная записка


Самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными представлениями о порядке и правильности выполнения работ.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Цель самостоятельной работы:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать справочную и учебную литературу;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений.

Виды самостоятельной работы:

  • по овладению знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы; составление плана; составление схемы, таблицы; конспектирование текста; работа со словарем; учебно-исследовательская работа;

  • по закреплению и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа с учебником, дополнительной литературой; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление кроссвордов; тестирование;

  • по формированию умений и навыков: решение проблемных вопросов; выполнение схем, таблиц; подготовка к деловым играм.

Формы организации самостоятельной работы:

Самостоятельная работа осуществляется как

  • индивидуальная

  • групповая

  • в парах постоянного состава

  • в парах сменного состава

Студентам предоставляется возможность в зависимости от индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания.

В качестве форм и методов контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов используются практические занятия, экспресс – опросы на аудиторных занятиях, подготовка электронных презентаций, текущий контроль выполнения, тестовые задания по разделам и темам дисциплины и др.

Критериями оенки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентгов являются:

  • уровень освоения студентом учебного материала;

  • соответствие содержания работы заявленной теме;

  • глубина проработки материала;

  • сформированность общеучебных умений и навыков;

  • правильность и полнота использования источников;

  • выполнение требований к оформлению протокола, анализу результатов и др.

Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов осуществляестя преподавателем.



Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы


Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать.

  1. Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.

  2. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.

  3. Определи вывод, который должен вытекать из доказательства.

  4. Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

  5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

  6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

  7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.


Памятка-алгоритм по формированию умения конспектирования лекции.

  1. Запишите план лекции, если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции, фиксируйте их в виде плана на полях слева.

  2. В правой части конспекта пишите самое важное короткими точными фразами своими словами. Не старайся записывать каждое слово лектора, так как при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждения.

  3. Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.

  4. Не пишите на черновиках - пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции учителя повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу, которую допишите потом.

  5. В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.

  6. Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.


Памятка-алгоритм для составления схем.

  1. Подготовь рабочее место и канцелярские принадлежности.

  2. Прочти текст.

  3. Выдели главную идею текста, раздели текст на части.

  4. Подбери факты для составления схемы.

  5. Определи ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

  6. Установи связи, последовательность.

  7. Выбери систему условных обозначений.

  8. Продумай пространственное расположение схемы на листе.

  9. Зафиксируйте схему на листе.



Памятка-алгоритм составления рецензии ответа.

  1. Выслушай ответ товарища.

  2. Фиксируй услышанную информацию в таблицу:

  1. тезисы выступления

  2. собственное отношение к информации

  1. Определи собственное отношение по параметрам:

  1. владение содержанием (глубина, краткость),

  2. полнота и правильность изложения фактов, выводов, датировки событий,

  3. доступность, логичность и последовательность

  4. выделение ключевых понятий, объяснение новых исторических терминов,

  5. использование дополнительной литературы, карты, цифровых данных,

  6. наличие собственного мнения,

  7. выводы и обобщения,

  8. использование аргументов и фактов при выводах,

  9. язык и стиль изложения.

  1. Оцени ответ и прокомментируй оценку.


Памятка-алгоритм составления таблицы.

  1. Прочти текст.

  2. Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.

  3. Начерти таблицу с определенным количеством граф.

  4. Запишите название признаков в графы.

  5. Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.

  6. Сделай вывод.

  7. Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.


Памятка-алгоритм написания реферата.

  1. Определи тему, обоснуй ее (покажи актуальность).

  2. Изучи состояние проблемы по данной теме.

  3. Подбери литературу, составь список используемой литературы.

  4. Составь план.

  5. Определи цель и задачи работы.

  6. Проанализируй изученные материалы, делая краткие записи.

  7. Распредели материалы в определенной логической последовательности, согласно плану.

  8. Покажи разные точки зрения на проблему.

  9. Подготовь опорные таблицы, схемы, графики.

  10. Сформулируй выводы, свое отношение к проблеме, сделай заключение.

  11. Произведи записи текста реферата с учетом единых требований.

Реферат - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада научного труда.

Объем реферата 10-12 печатных страниц. Содержание реферата:

  1. Титульный лист

  2. Оглавление

  3. Введение

  4. Основная часть, разделенная на 3-5 глав

  5. Заключение

  6. Список литературы

План рецензии реферата:

  1. Предмет анализа.

Данная работа представляет собой... В работе автора, в рецензируемой работе (глаголы: исследуется, освещается, анализируется, описывается, разбирается, рассматривается, раскрывается).

  1. Актуальность.

Работа посвящена актуальной теме, актуальной проблеме, актуальным вопросам, комплексу проблем.

  1. Краткое содержание работы (указание на существенные результаты). Характеристика задач, которые решал автор, методов, которыми он пользовался в исследовании, сравнительный анализ.


Памятка-алгоритм составления плана при работе с текстом.

  1. Прочитать текст, продумать прочитанное.

  2. Разбить текст на части и озаглавить каждую. В заголовках передать главную мысль каждого фрагмента.

  3. В каждой части выделить несколько положений, развивающих главную мысль.

  4. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.


Памятка-алгоритм приемов работы с текстом.

  1. Чтение и анализ.

  2. Сопоставительный анализ источника и мнения.

  3. Анализ и аргументация автора.

  4. Постановка вопросов к тексту.

  5. Сравнительный анализ.

  6. Отбор материала.


Памятка-алгоритм написания конспекта.

  1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.

  2. Конспектированию предшествует составление плана.

  3. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.

  4. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно.

  5. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.

  6. В конспекте можно использовать цитаты.

  7. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.


Памятка-алгоритм написания эссе.

  1. Начинать эссе целесообразно с определения личной позиции (на мой взгляд; в данном высказывании есть…; я согласен с тем, что…).

  2. В следующем предложении сформулировать свое понимание этого высказывания, перефразировать его.

  3. В форме тезисов изложить собственное мнение по теме. Тезисы обосновать с помощью фактов, примеров. Фразы должны быть короткими, емкими, лаконичными.

  4. Обосновать взгляд на проблему, обращаясь к теоретическим положениям. Нельзя опираться на примеры из личной жизни.

  5. В заключение (1-2 предложения) подводятся итоги работы. Здесь можно перечислить вопросы, которые остались нераскрытыми, обозначить перспективу.

  6. Дополнительные аргументы в пользу автора эссе:

  • если дается информация об авторе высказывания,

  • если упоминаются его предшественники или научные противники,

  • если описываются различные точки зрения или подходы к решению проблемы.

  • если указывается значение используемых понятий и терминов.





Критерии оценивания


  1. Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на "3".


  1. Преобразующий уровень: рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на "4".




  1. Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала, написание творческой работы, эссе. Эта работа оценивается на "5".



Как оценивать работу членов команды


.Работа с источником информации.


- оценка «5» ставится, когда обучающийся сам определяет источник информации, читает его, выбирает необходимую информацию без посторонней помощи, помогает своим товарищам найти необходимую информацию в тексте источника.

- оценка «4» ставится, когда обучающийся по подсказке определяет источник информации, читает его, выбирает необходимую информацию с помощью преподавателя.

- оценка «3» ставится, когда обучающийся читает указанный ему текст, выбирает необходимую информацию с помощью преподавателя или своих товарищей.


2. Ответы на вопросы.

-оценка «5» ставится, когда обучающийся самостоятельно нашел ответ на поставленный вопрос, предложил свой ответ товарищам, доказал его.

- оценка «4» ставится, когда обучающийся с помощью товарищей или преподавателя нашел ответ на поставленный вопрос и предложил его своим товарищам, но не смог доказать правильность своего ответа на вопрос.

- оценка «3» ставиться, когда обучающийся при помощи своих товарищей или преподавателя искал ответ на вопрос в источнике, но не смог предложить своих вариантов ответа.


3. Заполнение таблиц, составление схем.

- оценка «5» ставится, когда обучающийся самостоятельно определил источники, которые необходимы для выполнения задания, нашел необходимую информацию в источнике, доказал товарищам правильность своей версии, заполнял таблицу или карту, составлял схему.

- оценка «4» ставится, когда обучающийся с помощью товарищей или преподавателя определил источник информации, нашел необходимую информацию в источнике, предложил её товарищам, но не смог доказать, выдвигал версии при заполнении таблицы или карты, предлагал свои версии при составлении схемы.

- оценка «3» ставится, когда обучающийся работал с источником информации при помощи товарищей или перподавателя, принимал участие в заполнении таблицы, карты, схемы.

4. Формулирование выводов и доказательств.


- оценка «5» ставится, когда обучающийся делает выводы, доказывает выводы с помощью источника информации, приводит примеры, факты в качестве доказательства своего вывода.

- оценка «4» ставится ученику, когда обучающийся попытался сделать вывод, но не смог его доказать, предлагал факты и примеры для доказательства других выводов.

- оценка «3» ставится обучающемуся, когда он предлагал примеры и факты для доказательства выводов.


5.Выступление с результатами работы группы.


- оценка «5» ставится, когда обучающийся четко и ясно излагает информацию, которую наработали в группе, выводы сделанные группой и доказывает их примерами и фактами.

- оценка «4» ставится, когда обучающийся излагает информацию, которую наработали в группе, выводы, сделанные группой, но нет четкости в ответе, и не может привести факты и примеры в качестве доказательства, просит помощь у команды.

- оценка «3» ставится, когда обучающийся путается при выступлении, нет четкости в его ответах, не может сформулировать выводы и доказательства, группа помогает ученику при ответе.


6.Участие в обсуждении или дискуссии.


- оценка «5» ставится, когда обучающийся активно принимает участие в обсуждении или дискуссии, высказывает свои мысли по обсуждаемому вопросу, приводит примеры и факты в качестве доказательства своих выводов.

- оценка «4» ставится, когда обучающийся принимает участие в обсуждении или дискуссии, высказывает свои мысли, но не приводит примеров и фактов в качестве доказательства.

- оценка «3» ставится, когда обучающийся иногда высказывает свои мысли во время обсуждения или дискуссии, не приводит примеров и фактов качестве доказательства или нарушает правила ведения дискуссии.

















Оценочный лист.


№ п/п

Фамилия, имя участника группы.


Вид работы.






Итог


Работа с

источником информации

Ответы на промежуточные вопросы


Заполнение таблиц составление схем, работа с картой


Формулирование вывод

ов и доказательств

Выступление с результатами работы

Участие в обсуждении, дискуссии


1









2










Оценка работы в паре.


Этапы и критерии оценивания

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Оценка

Оценка

Оценка

Оценка

Оценка

  1. Организационный:

-распределение ролей в группе;

-участие в составлении плана действий группы;

-выдвижение гипотез.ю







2. Поисково-исследовательский:

-участие в сборе информации;

-работа с информацией:

а) отвечал на вопросы по карточке;

б) составлял вопросы;

в) формулировал выводы;

г) участвовал в составлении плана устного сообщения;

д) участвовал в создании слайдов.






3. Презентация результатов исследования:

-участие в публичном выступлении;

-задавал вопросы слушателям;

-отвечал на вопросы учителя, уч-ся;

-готовность идти на контакт, договариваться.







«+» - активное участие в работе группы;

«-« - отказ от работы;

«0» - безразличие (нет своей позиции).


План рецензии ответа.

  1. Правильность, полнота, точность ответа (выбери нужное).

Я считаю, что ответ был:

    • Полным;

    • Недостаточно полным и требует дополнения;

    • Очень кратким и неполным.

Отвечающий при ответе:

  • Опирался на то, что услышал на уроке;

  • Использовал материалы параграфа учебника;

  • Использовал дополнительную информацию из других источников.


При ответе я обнаружил следующие ошибки (указать какие).

  1. Последовательность изложения материала, знание карты, хронологии событий.

При рассказе отвечающий:

  • Не путался, говорил последовательно;

  • Рассказывал материал расставив даты по порядку;

  • Постоянно путался, переставлял факты не в той последовательности в какой они идут.

При ответе были использованы:

  • Карта

  • Картины.

  • Выводы, правильно ли они сделаны.

Отвечающий:

  • Сделал вывод и подвел итог рассказу;

  • Не сделал вывод и не подвел итог рассказу.

  1. Эмоциональность.

Рассказ отвечающего был:

  • Интересный и эмоциональный. Его было очень интересно слушать;

  • Сухой и односложный, без эмоций;

  • Не интересный.

  1. Дополнения.

К ответу я хочу добавить…

6. Оценка.

Моя оценка – это …

Виды самостоятельной работы студентов


№п/п

Наименование разделов и тем

Содержание самостоятельной работы

Форма отчетности

Количество часов











































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!