СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для создания экологической тропы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная экологическая тропа (УЭТ) - комплексное средство экологического образования и воспитания учащихся. Она представляет собой специфическую форму для ознакомления с природными и антропогенными комплексами, для проведения учебной и пропагандистской природоохранительной работы.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для создания экологической тропы.»

Методические рекомендации для создания экологической тропы.

Учебная экологическая тропа (УЭТ) - комплексное средство экологического образования и воспитания учащихся. Она представляет собой специфическую форму для ознакомления с природными и антропогенными комплексами, для проведения учебной и пропагандистской природоохранительной работы.

УЭТ создает условия для выполнения системы заданий, организующих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время комплексной экологической экскурсии.

Краеведческий материал находит широкое применение при подготовке учителя к созданию УЭТ и в формировании экологических знаний на этапе теоретической подготовки учащихся, так как дают характеристику природно-антропогенному комплексу и проблемам экологии.

На этапе практической деятельности учащихся данный материал может быть использован при разработке маршрута, составлении карты-схемы, как источник информации при изготовлении информационных щитов.

УЭТ должна отвечать следующим требованиям:

а) маршрут тропы должен соответствовать её назначению и учитывать условия данной местности.

б) тропа должна быть доступна для посещения;

в) маршрут прокладывается по уже сложившейся дорожно-тропиночной сети;

г) тропа должна пролегать по красивой местности, удовлетворять эстетические и познавательные потребности;

д) тропа должна нести информацию:

- познавательную (натуральные объекты: виды растений и животных, формы рельефа, почвы, горные породы и другие элементы живой и неживой природы);

- просветительную (элементы антропогенного ландшафта);

- предписывающую (призывы, правила, указатели, помещенные на щитах и знаках).

Маршруты УЭТ по своей структуре подразделяются на кольцевые, радикально-кольцевые, линейные и линейно радикальные. Иногда целесообразно сочетать несколько видов маршрутов на одной и той же территории, что позволяет использовать тропу в разнообразных целях.

Цели УЭТ:

1. Сформировать у учащихся систему эколого - краеведческих знаний и умений.

2. Создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся.

3. Воспитывать убежденность в необходимости бережного отношения к природе и практической деятельности по её охране.

Задачи УЭТ:

1. Показать причинно-следственные связи в природе, взаимодействие природы и общества.

2. Дать возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на примере определённого участка.

Подготовка к созданию экологической тропы включает в себя организационный, теоретический и практический этапы.

Деятельность учителя при подготовке к созданию экологической тропы.

  1. Изучение участка природы планируемого в маршруте тропы, краеведческой литературы, знакомство с планом использования данной территории в хозяйственных и рекреационных целях, определение возможных вариантов маршрута.

  2. Определение маршрута тропы с учётом требований, составление систематического плана с нанесением всех остановок.

  3. Установка деловой связи с базовым хозяйством, на территории которого будет проложена тропа.

  4. организация учащихся по созданию учебной экологической тропы.

Этапы организации учащихся.

1. Организационная работа:

а) формирование групп учащихся;

б) создание совета и распределение должностей;

в) формирование секций (исследователей, оформителей, инструкторов, экскурсоводов).

2. Теоретическая подготовка учащихся:

а) формирование экологических знаний о компонентах природы и их роли, природных объектах, природных взаимосвязях, нормах и правилах поведения в природе, мерах её охраны;

б) формирование потребностей общения с природой, бережного отношения к ней, заботы о её состоянии в настоящем и будущем.

3. Практическая деятельность учащихся:

а) разработка маршрута УЭТ, составление карты-схемы;

б) маркировка тропы, разметка остановок;

в) составление характеристики тропы;

г) изготовление информационных щитов и оснащение маршрута тропы.

Работа на УЭТ может проводиться в форме массовой экологической учёбы, внеклассных мероприятий, кружковой деятельности.

В системе активного природоохранительного краеведения выделяется ряд направлений. Необходимо отметить, что УЭТ носит комплексный характер и включает в себя несколько направлений и характеризуется разнообразием форм.

1. Поисковое направление развивается с начала работы учащихся по созданию экологической тропы, выбора её маршрута, индивидуальные задания по выбору материала для экологической тропы..

2. Инвентаризационное направление включает в себя выявление и описание интересных объектов на маршруте тропы, определение местонахождения редких растений и животных и т.д.

3. Познавательно - исследовательское направление имеет место в период становления УЭТ, когда уже окончательно определён маршрут, остановки. Оно включает в себя работу по исследуемой теме, связанной с созданием тропы, остановками, изучением природного комплекса, фенологическими наблюдениями.

4. Практическое направление включает в себя оснащение тропы, изготовление щитов, ограждение муравейников, посадку деревьев, лекарственных и редких травянистых растений. Оно характеризуется практическим участием учащихся в создании тропы и в её благоустройстве.

5. Пропагандистское направление заключается в организации экскурсий на тропе, пропаганде УЭТ через печать, радио, проведении массовых внеклассных мероприятий.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!