Методические рекомендации для создания экологической тропы.
Учебная экологическая тропа (УЭТ) - комплексное средство экологического образования и воспитания учащихся. Она представляет собой специфическую форму для ознакомления с природными и антропогенными комплексами, для проведения учебной и пропагандистской природоохранительной работы.
УЭТ создает условия для выполнения системы заданий, организующих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время комплексной экологической экскурсии.
Краеведческий материал находит широкое применение при подготовке учителя к созданию УЭТ и в формировании экологических знаний на этапе теоретической подготовки учащихся, так как дают характеристику природно-антропогенному комплексу и проблемам экологии.
На этапе практической деятельности учащихся данный материал может быть использован при разработке маршрута, составлении карты-схемы, как источник информации при изготовлении информационных щитов.
УЭТ должна отвечать следующим требованиям:
а) маршрут тропы должен соответствовать её назначению и учитывать условия данной местности.
б) тропа должна быть доступна для посещения;
в) маршрут прокладывается по уже сложившейся дорожно-тропиночной сети;
г) тропа должна пролегать по красивой местности, удовлетворять эстетические и познавательные потребности;
д) тропа должна нести информацию:
- познавательную (натуральные объекты: виды растений и животных, формы рельефа, почвы, горные породы и другие элементы живой и неживой природы);
- просветительную (элементы антропогенного ландшафта);
- предписывающую (призывы, правила, указатели, помещенные на щитах и знаках).
Маршруты УЭТ по своей структуре подразделяются на кольцевые, радикально-кольцевые, линейные и линейно радикальные. Иногда целесообразно сочетать несколько видов маршрутов на одной и той же территории, что позволяет использовать тропу в разнообразных целях.
Цели УЭТ:
1. Сформировать у учащихся систему эколого - краеведческих знаний и умений.
2. Создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся.
3. Воспитывать убежденность в необходимости бережного отношения к природе и практической деятельности по её охране.
Задачи УЭТ:
1. Показать причинно-следственные связи в природе, взаимодействие природы и общества.
2. Дать возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на примере определённого участка.
Подготовка к созданию экологической тропы включает в себя организационный, теоретический и практический этапы.
Деятельность учителя при подготовке к созданию экологической тропы.
Изучение участка природы планируемого в маршруте тропы, краеведческой литературы, знакомство с планом использования данной территории в хозяйственных и рекреационных целях, определение возможных вариантов маршрута.
Определение маршрута тропы с учётом требований, составление систематического плана с нанесением всех остановок.
Установка деловой связи с базовым хозяйством, на территории которого будет проложена тропа.
организация учащихся по созданию учебной экологической тропы.
Этапы организации учащихся.
1. Организационная работа:
а) формирование групп учащихся;
б) создание совета и распределение должностей;
в) формирование секций (исследователей, оформителей, инструкторов, экскурсоводов).
2. Теоретическая подготовка учащихся:
а) формирование экологических знаний о компонентах природы и их роли, природных объектах, природных взаимосвязях, нормах и правилах поведения в природе, мерах её охраны;
б) формирование потребностей общения с природой, бережного отношения к ней, заботы о её состоянии в настоящем и будущем.
3. Практическая деятельность учащихся:
а) разработка маршрута УЭТ, составление карты-схемы;
б) маркировка тропы, разметка остановок;
в) составление характеристики тропы;
г) изготовление информационных щитов и оснащение маршрута тропы.
Работа на УЭТ может проводиться в форме массовой экологической учёбы, внеклассных мероприятий, кружковой деятельности.
В системе активного природоохранительного краеведения выделяется ряд направлений. Необходимо отметить, что УЭТ носит комплексный характер и включает в себя несколько направлений и характеризуется разнообразием форм.
1. Поисковое направление развивается с начала работы учащихся по созданию экологической тропы, выбора её маршрута, индивидуальные задания по выбору материала для экологической тропы..
2. Инвентаризационное направление включает в себя выявление и описание интересных объектов на маршруте тропы, определение местонахождения редких растений и животных и т.д.
3. Познавательно - исследовательское направление имеет место в период становления УЭТ, когда уже окончательно определён маршрут, остановки. Оно включает в себя работу по исследуемой теме, связанной с созданием тропы, остановками, изучением природного комплекса, фенологическими наблюдениями.
4. Практическое направление включает в себя оснащение тропы, изготовление щитов, ограждение муравейников, посадку деревьев, лекарственных и редких травянистых растений. Оно характеризуется практическим участием учащихся в создании тропы и в её благоустройстве.
5. Пропагандистское направление заключается в организации экскурсий на тропе, пропаганде УЭТ через печать, радио, проведении массовых внеклассных мероприятий.