Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к документально-методическому комплексу по дисциплине «История»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум»
Методические рекомендации
к документально-методическому комплексу
по дисциплине «История»
Комсомольск-на-Амуре, 2014
Рассмотрена на заседании ПЦК Протокол № от «_» ___ 20_ г. Председатель ПЦК ____________ /Синишина И.В./ | |
Рекомендации составлены в целях усвоения теоретического материала по дисциплине для изучения различных исторических объектов. Предназначены для подготовки к текущей и промежуточной аттестации. Для студентов всех специальностей.
Разработчик: Мартынов Игорь Николаевич - преподаватель социально-экономических дисциплин
Пояснительная записка
В процессе обучения истории на основе всех компонентов УМК преподаватель может самостоятельно создавать документально-методические комплексы (ДМК). ДМК – это дидактическое средство для организации проектно-исследовательской деятельности студентов на практических занятиях, дискуссиях и семинарах. Это способ развития умений искать, обрабатывать, представлять в новом виде, анализировать информацию из разных источников, сопоставлять противоречивые версии и оценки, формировать собственное отношение к дискуссионным вопросам прошлого и современности, взращивать в себе гражданские качества.
Примерный алгоритм разработки ДМК
Выбор темы и проблемы для ДМК, формулирование целевой установки ДМК в соответствии с общими целями изучения истории, целевыми ориентирами учебного курса и ключевыми вопросами учебной темы (тематического блока).
Поиск и отбор источников по разным каналам информации (учебник, электронное пособие, другие компоненты УМК, СМИ, Интернет и т.д.).
Атрибуция отобранных источников: название, вид документа, авторы, время и место создания / хранения / публикации, другие сведения, обогащающие исследование источника.
Разработка вопросов и заданий к ДМК.
ДМК можно разрабатывать к дидактическим единицам содержания учебного курса разного уровня: к отдельным тематическим блокам, к темам учебных занятий или к конкретным вопросам.
Историческим источником могут быть все виды свидетельств о прошлом: текстовые (устные, печатные), наглядные, вещественные. Письменные источники, обладающие научно-историческим статусом, называют документами. Они чаще других источников используются в практике обучения истории по своему сущностному назначению.
Принципы работы с документами:
анализ документов ориентирован на видовое разнообразие письменных исторических источников. Каждый вид документа обладает только ему присущими свойствами и поэтому «требует» адекватного отношения к себе со стороны исследователя;
учебный разбор документов осуществляется в связи с особенностями структуры их содержания. В документе могут быть представлены следующие структурные компоненты исторических сведений: факт-событие, факт-явление, факт-процесс, хронологические сведения, картографические сведения, имена собственные, ссылки на источники и / или чье-то мнение, цитаты из источников, понятия разной степени обобщения, относительно устоявшиеся и принятые в науке объяснения причинно-следственных связей, авторские интерпретации фактов и оценочные выводы.
Структурный анализ содержания документа, который делает его текст «прозрачным», более доступным для понимания прочитанного, фактов и интерпретаций. Структурный анализ документа в образовательном процессе – не цель, а способ перехода от чтения «по листу» к чтению «вглубь», «внутрь». Исследование документа проходит также с точки зрения заявленных в нем субъектов: предков, современников и потомков исторических событий. Это – многосубъектный подход к анализу источника, который оживляет и озвучивает немой текст, протягивает нити общения сквозь века и десятилетия, организует диалог между представителями разных культур и поколений;
Способ определения значимости исторического документа в познании прошлого и перспектив дальнейшего изучения затронутой в нем проблемы условно можно назвать гносеологическим и многоперспективным. Обучающимся необязательно каждый раз проходить все четыре этапа гносеологического и многоперспективного анализа документов.
Значение источника, его «темные места» и планы дальнейшей работы над исторической темой можно обсуждать в любом порядке и выборочно, выделив наиболее значимые в конкретной учебной ситуации аспекты. Возможно, и бывает необходимым, сопоставление двух и более документов, «проходящих по одному делу».
Исследование источников может включать в себя все выше представленные подходы и претендовать на многоуровневый анализ документов.
Многоуровневый подход к анализу документов
1. «Паспортизация» или атрибуция источника | к вопросам первого уровня относятся вопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания, хранения, публикации и находки, а также определить вид данного источника. |
2. Историко-логический анализ содержания источника | вопросы второго уровня направлены на «выборочное чтение» источника и работают с информацией, «лежащей на поверхности текста». Условно называемые историко-логическими, эти вопросы задают исследователю определенный угол зрения для выделения главного, существенного в изучаемом источнике, т.е. фактов, о которых рассказывает автор документа, причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу этих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого |
3. Аксиологический анализ письменного источника | вопросы третьего уровня выводят нас на аксиологический анализ документа. В отличие от вопросов двух предыдущих уровней они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, исторических деятелей или социально-политических организаций, которые представлены в документе, - а также с изучением ценностных установок самого автора документа |
4. Критический анализ письменного источника | вопросы четвертого уровня представляют собой внутреннюю критику источника. На этом этапе работы с документом исследователь подвергает сомнению его достоверность, пытается понять мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками, оценить степень надежности и объективности документа в освещении исторических фактов |
5. Завершающий анализ источника | вопросы пятого уровня проясняют ценность и значение документа в изучении конкретной темы или учебной проблемы. |
Пример ДМК на тему «Раскол послевоенного мира на два лагеря»
Источники | Вопросы и задания |
Источник 1. «Из Фултонской речи У.Черчилля» (учебник, с.11) Источник 2. «Из интервью И.В.Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне (14 марта 1946 г.)» (учебник, с.11 – 12) Источник 3. Фотография лидеров стран-победителей во время Потсдамской конференции (учебник, с.10) Источник 4. Карта «Мир после Второй мировой войны» (комплект карт, атлас по новейшей истории России) и т.д. | К источникам 1 и 4. 1) По карте проведите черту, названную У.Черчиллем в его речи «железным занавесом». 2) Придумайте названия двум частям Европы, оказавшимся по обе стороны этого раздела. 3) В речи У.Черчилля найдите слова, объясняющие причины этого раскола. Обратите внимание на их эмоциональную силу и экспрессию. 4) Как вы думаете, почему британский политик выступал в Фултоне столь эмоционально. Насколько характерен такой стиль выступлений для У.Черчилля? К источнику 2. 5) Как Сталин оценивает речь Черчилля? Ответ на этот вопрос представьте краткими цитатами или метафорами из источника. 6) Почему Сталин воспринимает речь Черчилля как заявление о готовящейся войне Запада против СССР? 7) Насколько обоснованным, по вашему мнению, был этот вывод советского руководителя? К источнику 3. 8) Как вы думаете, когда была сделана эта фотография: до или после подписания всех соглашений на Потсдамской конференции? Почему вы так думаете? 6) Можно ли, глядя на эту фотографию, предположить, что через несколько месяцев союзники превратятся во врагов? |
В результате, обучающийся полностью изучает предложенный документ, умеет ориентироваться в нем и может сформулировать собственное отношение и оценку данной исторической ситуации и/или объекту.
Уровни познания при изучении документа
Информационность источника: Что я узнал(а) из источника? О чем рассказывает этот источник? И т.п. | 2. Перспективы уточнения и расширения информации источника: Какие вопросы у меня возникли: - по содержанию документа? - к автору документа? - по времени и условиям создания документа? и т.п. |
3. Ценность и значение источника: Что нового я узнал (а) из источника? Как этот документ помогает мне понять прошлое и настоящее? Чем этот источник уникален в изучении истории? и т.п. | 4. Перспективы дальнейшего исследования темы: Что еще в связи с этим документом мне хотелось бы узнать? В чем ограниченность этого источника? Чем ее можно объяснить? О чем он умалчивает? Что и почему может скрывать автор? Какие другие источники мне могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы? и т.п. |