СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к документально-методическому комплексу по дисциплине «История»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации, разработанные для эффективного применения текстов исторических документов на учебных занятиях

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к документально-методическому комплексу по дисциплине «История»»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум»







Методические рекомендации

к документально-методическому комплексу

по дисциплине «История»























Комсомольск-на-Амуре, 2014

Рассмотрена на заседании ПЦК

Протокол № от «_» ___ 20_ г.

Председатель ПЦК

____________ /Синишина И.В./








Рекомендации составлены в целях усвоения теоретического материала по дисциплине для изучения различных исторических объектов. Предназначены для подготовки к текущей и промежуточной аттестации. Для студентов всех специальностей.







Разработчик: Мартынов Игорь Николаевич - преподаватель социально-экономических дисциплин




Пояснительная записка

В процессе обучения истории на основе всех компонентов УМК преподаватель может самостоятельно создавать документально-методические комплексы (ДМК). ДМК – это дидактическое средство для организации проектно-исследовательской деятельности студентов на практических занятиях, дискуссиях и семинарах. Это способ развития умений искать, обрабатывать, представлять в новом виде, анализировать информацию из разных источников, сопоставлять противоречивые версии и оценки, формировать собственное отношение к дискуссионным вопросам прошлого и современности, взращивать в себе гражданские качества.

Примерный алгоритм разработки ДМК

  1. Выбор темы и проблемы для ДМК, формулирование целевой установки ДМК в соответствии с общими целями изучения истории, целевыми ориентирами учебного курса и ключевыми вопросами учебной темы (тематического блока).

  2. Поиск и отбор источников по разным каналам информации (учебник, электронное пособие, другие компоненты УМК, СМИ, Интернет и т.д.).

  3. Атрибуция отобранных источников: название, вид документа, авторы, время и место создания / хранения / публикации, другие сведения, обогащающие исследование источника.

  4. Разработка вопросов и заданий к ДМК.

ДМК можно разрабатывать к дидактическим единицам содержания учебного курса разного уровня: к отдельным тематическим блокам, к темам учебных занятий или к конкретным вопросам.

Историческим источником могут быть все виды свидетельств о прошлом: текстовые (устные, печатные), наглядные, вещественные. Письменные источники, обладающие научно-историческим статусом, называют документами. Они чаще других источников используются в практике обучения истории по своему сущностному назначению.

Принципы работы с документами:

  • анализ документов ориентирован на видовое разнообразие письменных исторических источников. Каждый вид документа обладает только ему присущими свойствами и поэтому «требует» адекватного отношения к себе со стороны исследователя;

  • учебный разбор документов осуществляется в связи с особенностями структуры их содержания. В документе могут быть представлены следующие структурные компоненты исторических сведений: факт-событие, факт-явление, факт-процесс, хронологические сведения, картографические сведения, имена собственные, ссылки на источники и / или чье-то мнение, цитаты из источников, понятия разной степени обобщения, относительно устоявшиеся и принятые в науке объяснения причинно-следственных связей, авторские интерпретации фактов и оценочные выводы.

  • Структурный анализ содержания документа, который делает его текст «прозрачным», более доступным для понимания прочитанного, фактов и интерпретаций. Структурный анализ документа в образовательном процессе – не цель, а способ перехода от чтения «по листу» к чтению «вглубь», «внутрь». Исследование документа проходит также с точки зрения заявленных в нем субъектов: предков, современников и потомков исторических событий. Это – многосубъектный подход к анализу источника, который оживляет и озвучивает немой текст, протягивает нити общения сквозь века и десятилетия, организует диалог между представителями разных культур и поколений;

  • Способ определения значимости исторического документа в познании прошлого и перспектив дальнейшего изучения затронутой в нем проблемы условно можно назвать гносеологическим и многоперспективным. Обучающимся необязательно каждый раз проходить все четыре этапа гносеологического и многоперспективного анализа документов.

  • Значение источника, его «темные места» и планы дальнейшей работы над исторической темой можно обсуждать в любом порядке и выборочно, выделив наиболее значимые в конкретной учебной ситуации аспекты. Возможно, и бывает необходимым, сопоставление двух и более документов, «проходящих по одному делу».

Исследование источников может включать в себя все выше представленные подходы и претендовать на многоуровневый анализ документов.

Многоуровневый подход к анализу документов

1. «Паспортизация» или атрибуция источника

к вопросам первого уровня относятся вопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания, хранения, публикации и находки, а также определить вид данного источника.

2. Историко-логический анализ содержания источника

вопросы второго уровня направлены на «выборочное чтение» источника и работают с информацией, «лежащей на поверхности текста». Условно называемые историко-логическими, эти вопросы задают исследователю определенный угол зрения для выделения главного, существенного в изучаемом источнике, т.е. фактов, о которых рассказывает автор документа, причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу этих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого


3. Аксиологический анализ письменного источника

вопросы третьего уровня выводят нас на аксиологический анализ документа. В отличие от вопросов двух предыдущих уровней они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, исторических деятелей или социально-политических организаций, которые представлены в документе, - а также с изучением ценностных установок самого автора документа


4. Критический анализ письменного источника

вопросы четвертого уровня представляют собой внутреннюю критику источника. На этом этапе работы с документом исследователь подвергает сомнению его достоверность, пытается понять мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками, оценить степень надежности и объективности документа в освещении исторических фактов

5. Завершающий анализ источника

вопросы пятого уровня проясняют ценность и значение документа в изучении конкретной темы или учебной проблемы.


Пример ДМК на тему «Раскол послевоенного мира на два лагеря»

Источники

Вопросы и задания

Источник 1. «Из Фултонской речи У.Черчилля» (учебник, с.11)

Источник 2. «Из интервью И.В.Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне (14 марта 1946 г.)» (учебник, с.11 – 12)

Источник 3. Фотография лидеров стран-победителей во время Потсдамской конференции (учебник, с.10)

Источник 4. Карта «Мир после Второй мировой войны» (комплект карт, атлас по новейшей истории России)

и т.д.


К источникам 1 и 4.

1) По карте проведите черту, названную У.Черчиллем в его речи «железным занавесом».

2) Придумайте названия двум частям Европы, оказавшимся по обе стороны этого раздела.

3) В речи У.Черчилля найдите слова, объясняющие причины этого раскола. Обратите внимание на их эмоциональную силу и экспрессию.

4) Как вы думаете, почему британский политик выступал в Фултоне столь эмоционально. Насколько характерен такой стиль выступлений для У.Черчилля?

К источнику 2.

5) Как Сталин оценивает речь Черчилля? Ответ на этот вопрос представьте краткими цитатами или метафорами из источника.

6) Почему Сталин воспринимает речь Черчилля как заявление о готовящейся войне Запада против СССР?

7) Насколько обоснованным, по вашему мнению, был этот вывод советского руководителя?

К источнику 3.

8) Как вы думаете, когда была сделана эта фотография: до или после подписания всех соглашений на Потсдамской конференции? Почему вы так думаете?

6) Можно ли, глядя на эту фотографию, предположить, что через несколько месяцев союзники превратятся во врагов?


В результате, обучающийся полностью изучает предложенный документ, умеет ориентироваться в нем и может сформулировать собственное отношение и оценку данной исторической ситуации и/или объекту.

Уровни познания при изучении документа

  1. Информационность источника:

Что я узнал(а) из источника?

О чем рассказывает этот источник? И т.п.

2. Перспективы уточнения и расширения информации источника:

Какие вопросы у меня возникли:

- по содержанию документа?

- к автору документа?

- по времени и условиям создания документа? и т.п.

3. Ценность и значение источника:

Что нового я узнал (а) из источника?

Как этот документ помогает мне понять прошлое и настоящее?

Чем этот источник уникален в изучении истории? и т.п.

4. Перспективы дальнейшего исследования темы:

Что еще в связи с этим документом мне хотелось бы узнать?

В чем ограниченность этого источника? Чем ее можно объяснить?

О чем он умалчивает? Что и почему может скрывать автор?

Какие другие источники мне могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы? и т.п.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!