СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к проведению комплексных уроков по авторской программе "Новичок" подготовки будущих первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначается для учителей начальных классов, которая поможет организовать и провести комплексные уроки по подготовке будущих первоклассников к школе. Игровые задания, графические диктанты помогут будущему первокласснику полюбить учение и учиться с увлечением.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к проведению комплексных уроков по авторской программе "Новичок" подготовки будущих первоклассников»

Методические рекомендации к проведению уроков предшкольной подготовки к программе «Новичок»


День первый.


Рабочая тетрадь страница 1-4.

Занятие 1.

Тема: Знакомство. Введение понятия один – много. Число 1. Цифра 1.

Цель:

1. Знакомство друг с другом.

2. Введение знака 1.


Ход занятия.

I. Организационный момент.

Встреча детей. Помощь выбора места в классе.

II.Сообщение темы и цели занятия. Знакомство друг с другом.

Дети, сегодня наше первое занятие мы посвятим знакомству друг с другом. Как вы думаете, чему мы должны научиться на занятии? (Как знакомиться, узнать имена друг друга). Да, мы должны узнать имена детей в классе. А кто знает, как люди знакомятся? (Называют свое имя). Верно. Давайте сейчас громко каждый из вас назовет свое имя на счет раз, два, три. А на этот знак (пален па губы) молчок. Хорошо. Начинаем знакомиться "раз, два, три". Кто скажет, как зовут этого мальчика? А эту девочку? Получилось ли у нас знакомство? Почему? (Дети с места выкрикивают ответы).

III. Введение знака 1.

  1. Дети, я ничего не могу понять. Вы все говорите сразу и мне

ничего не понятно. А для того, чтобы я вас понимала, в школе есть определенное правило: Хочу ответить поднимаю ... (руку). Верно. А кто-нибудь умеет поднимать руку no-школьному? Покажите, пожалуйста. Это школьное правило обозначим специальным знаком.

А теперь ответим по - школьному: почему не получилось у нас знакомство? ( Говорим все вместе никто ничего не слышал).

Вывод: Всем вместе говорить не стоит. Говорить надо по очереди. Как понимаете выражение по - очереди.

А теперь познакомимся правильно, и поможет нам в этом волшебный карандаш. Тот, кто его получит должен встать, назвать свое имя и немного рассказать о себе. Сейчас волшебный карандаш у меня. Можно начнем наше знакомство с меня. (3-4 предложения о себе). Затем карандаш передается каждому из учеников. А теперь вы слышали имена всех детей? Кто запомнил имя этого мальчика (девочки)? Сразу запомнить все имена очень трудно. Сегодня мы постараемся запомнить имя соседа по парте. Еще раз назовите друг другу ваши имена, при этом улыбнитесь или пожмите друг другу руки. Опрос имен соседей.

Какой предмет помог нам познакомиться? Чтобы мы не забыли, оформим нашу страничку волшебными карандашами. Оформляем страничку по периметру.

И так, говорить надо по очереди, по одному, а число один на письме обозначается так Цифра 1 состоит из двух элементов – палочек, одна из которых короче другой. Сначала пишется маленькая палочка. Начинают писать её немного выше центра клетки и ведут к верхнему правому углу клетки. Затем пишут основную наклонную палочку от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.


Запишем цифру 1 и запомним, что говорить нужно по одному.

Физминутка.

  1. Поиграем-посчитаем. Рассмотрите картинки в тетради. Сейчас мы с вами попробуем определить число предметов на картинке и обозначить их цифрой.

- Что нарисовано на первой картинке? Сколько шариков? Обозначим количество шариков числом 1. (Такая работа проводится с каждой картинкой).

IV. Закрепление.

А теперь скажите, есть ли в нашем классе Насти? Сейчас вы еще маленькие и имя у вас маленькое, а когда вы вырастите, имя ваше будет звучать по-взрослому. Кто сейчас Настя, будет Анастасия, Миша - Михаилом, Катя - Екатериной. Встаньте те из детей, у кого одинаковые имена. Таких людей называют тезками. Какое необычное редкое имя встретилось? А знаете ли, что оно обозначает? Каждое имя что-нибудь означает.

Алена - светлая, солнечная

Юля - пушистая

Максим - величайший

Настя - воскрешенная

Мария - госпожа

Рита - жемчужина

Артем - здоровый

Саша - защитник, мужественный

Гена- благородный

Алеша - защитник

Таня - устроительница

Катя - чистая, непорочная

Антон - вступать в бой, состязаться

Миша - божественный

Женя - благородный

Сергей - высокочтимый

Дима - принадлежащий богине Земли.

V. Введение оценки.

Прежде чем заняться штриховкой, я хочу у вас спросить:

" Вы знаете, что в школе за каждую работу ставится оценка? Но в первом классе у нас будут необычные оценки. Сейчас я научу вас оценивать каждую работу с помощью линеечек или эмоций. На доске (петушок, правильно выполненной штриховкой, и рядом со штриховкой, где допущены ошибки). Мальчик Павлик выполнял штриховку по образцу. Сейчас мы оценим эту работу учитывая правильность выполнения штриховки.

.1) Если я считаю, что штриховка выполнена правильно, то я поставлю свою оценку в самом верху линеечки или веселого смайлика.

2) Если считаю, что допущено много ошибок, но можно выполнить работу еще хуже, то оценку ставлю здесь.

3)Если ошибок выполнено немного, то оценку ставлю, в первой части линии или грустного смайлика.

4)Если вся работа выполнена неверно, то оценку ставлю внизу или плачущего смайлика.

- Как вы считаете, какую оценку заслужил Павлик? Почему так считаете? За что можно оценить эту работу? (аккуратность)


VI. Итог урока.

Скажите, на нашем занятии мы учились или не учились?

(Указать на значок I). - Чему учились.

- А какое школьное правило узнали?

VII. Домашнее задание.

А сейчас вы все получите первое д/з. Дети, еще, чтобы лучше запомнить друг друга, можно сделать визитную карточку. Это может быть значок с вашим именем или карточка из картона, (показать образцы)

Попросите родителей, чтобы они помогли вам приготовить визитную карточку. Кто повторит д/з?


Занятие 2.

2. Тема: Знакомство. Расскажи мне о себе. Игра «Давайте познакомимся!». Режим дня школьника.

Цель: 1. Знакомство с распорядком дня школьника. Вводная диагностика.

Задачи:

1. Упражнения для выявления ведущей руки. Знакомство с карандашом и ручкой.

2.Ввести знаки "мы", "звонок".

3. Воспитывать бережное отношение ко времени

Ход занятия.

I. Организация детей.

II. Введение схемы времени.

  1. На первом уроке мы учились или не учились? Сейчас узнаем! Кто запомнил имя своего соседа?.. Я сразу вижу тех, кто чему-то научился на 1 уроке: они подняли руки ...

- Кто знает, как школьник обращается к учителю, когда хочет что-то сказать? -

- А сейчас мы поговорим еще об одном отличии школьников от дошкольников. Кто знает, что это такое? (показывает схему распорядка дня (времени)) Разбираем основные моменты.

III. Работа в тетради.

Ребята, а как понять, что уже пора вставать? (ответы детей: будильник звенит, солнышко встало). Действительно, утро начинается, когда солнышко встает. А чтобы у каждого из вас солнышко появилось в тетради, мы его нарисуем. Выполняем диагностический рисунок (предварительно повторить где находится лево-право, верх-низ):

В верхнем правом углу рисуем желтое солнышко, у которого 5 лучиков. Из левого верхнего угла к солнышку плывут 2 синие тучки. Снизу посередине листа растет дерево, у которого 3 ветки слева и 4 ветки справа. А на каждой веточке по 2 зеленых листика. Слева, под деревом сидит коричневый ежик, у которого 3 колючие иголки. Снизу, слева направо растет зеленая травка. Ну вот, наш ежик точно проснулся.

IV. Выделение последовательности дел до школы

1) Беседа:- А как вы просыпаетесь?

- В своем стихотворении «Победа» поэт В. Данько описал, как встают некоторые ребята. Интересно, есть ли среди нас такие?

Кровать вцепилась мне в плечо:

- Не отпущу! Поспи еще!

Я вырвался,

Но простыня

Схватила за ногу меня:

- Постой, дружок,

Не убежишь!

Еще немножко полежишь!

- Вставанье - дело неприятное!

Шепнуло одеяло ватное.

Подушки слышен голосок:

- Не торопись, поспи часок!

Хоть полчаса, хоть полминутки…

Но я вскочил

И крикнул:

- Дудки!!!

Я победил сегодня лень!

И это будет каждый день.

2) Работа в четвёрках

- А вспомните три дела, которые обязательно надо сделать утром до школы

- Как покажете, что вы готовы ? (знак «мы»)

- Выберите, кто будет отвечать. Как будете выбирать? (по очереди)

- Как покажет тот, кого вы брали, что он готов отвечать ? (поднимет руку)

Выслушиваются ответы групп.

3) Физминутка.

4) Обобщение

Какое первое дело выполняет настоящий ученик утром, как только поднялся с постели? (открывает форточку, делает зарядку)

- Какое следующее дело? Заправить кровать,

Умывание (чистка зубов, обтирание)

- И еще одно важное дело - завтрак (чтобы хорошо работала голова).

V. Введение знака "звонок" (школьное время)

1) - Следующий этап - работа в школе. Кто знает, как занимаются дети в школе? Какой знак поможет ответить? ("Я")

- Рабочий день ученика делится на уроки и перемены. Чем ученики занимаются на уроках? А на переменах?

- Как нужно отдыхать на переменах? (правила поведения, на переменах)

- Как узнать, когда заканчивается урок и начинается перемена? (вводится знак "звонок")

2) Игра "Звонок"

- Вы должны выполнять движения только в том случае, если я назову это движение и позвоню.

3) - Чем занимаются школьники после школы? Какие важные дела они должны сделать?

- убрать форму

- пообедать

- отдохнуть (кружки, секции, помощь по дому)

- выполнить уроки

- сложить портфель.

VI. Итог

- Какие важные дела школьников вы запомнили? Кто хочет ответить? (Показать на знак "Я").


Занятие 3.

Экскурсия по школе.

Цель: Знакомство с учебными и неучебными кабинетами, с их предназначением.

Задачи:

1. Создать условия для ориентации в пространстве школьного помещения.

3. Познакомить с правилами поведения в школе.


Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Тема, цель занятия.

I. Маршрут

- Чтобы совершить экскурсию, что для этого нужно? (Выйти из класса и посмотреть, что находится за пределами класса).

- Как будем выходить? Сейчас все встанем и побежим в разные концы?

- А как нужно правильно поступить?

- Построение (девочки - впереди, мальчики - за ними). Построение.

1) кабинет психолога

2) туалет

3) столовая

4) спортзал

5) кабинет музыки

I этап: II этаж:

1) туалет

2) кабинеты других начальных классов

3) кабинет английского языка.

4) кабинет информатики.

5) учительская

6) другие кабинеты

7) кабинет директора.

8) библиотека

9) кабинет социального педагога

10) 3 этаж кабинеты иностранных языков

V. Возвращение на I этаж.

I. Закрепление.

1. Какой этаж для нас является главным?

2. Где находится туалет для девочек, мальчиков? (Объяснить, что в туалет лучше ходить на перемене. В туалет выйти: "Можно выйти?")

3. На каком этаже находится столовая, спортивный зал, кабинет музыки?

4. На каком этаже должны находится на перемене?

Итог: Что больше всего запомнилось из экскурсии?




Методические рекомендации к проведению уроков предшкольной подготовки к программе «Новичок»


День второй.


Рабочая тетрадь страница 5-7.

Занятие 1.

Тема: Упражнения для закрепления правильного произношения. Скороговорки, чистоговорки, загадки – догадки, загадки – обманки.

Цель: введение новой ритуальной формы приветствия учителя, друг друга на уроке и перемене.

Задача:

Создать условия для ознакомления с правилами посадки за партой, расположение места на парте, положение ручки; объяснить значимость этих правил.


Ход занятия.

I. Организационный момент.

Дети, я желаю вам сегодня хорошего настроения и удачи на весь день.

II. Проверка д/з.

Кто помнит, какое д/з вы получили вчера? Многие дети его выполнили, и я вижу у них визитки. Кто ответит для чего они нужны? (Указать на значок 1). А если кто-нибудь не умеет читать, то, как можно узнать имя? Я надеюсь, что сегодня все дети будут внимательны и постараются запомнить д/з, которое получат сегодня.

III. Встреча, приветствие.

Вы вошли сегодня в класс, увидели учителя и детей. Какое первое слово вы сказали? ... Все встали. Когда прозвенит звонок, каждый подойдет к мальчику или девочке и скажет: "Здравствуй, Оля!, Миша, я рада тебя видеть!, Доброе утро, Вова!". А по звонку все сядете на свои места. Орден звонка получит тот ряд, дети которого первые сядут на место.

Учитель здоровается с классом: "Здравствуйте, дети!". Класс отвечает вразнобой. Так вы отвечаете на приветствие в детском саду. В школе с учителем и всеми взрослыми, которые входят в класс здороваются вот так: (молча, встают). Давайте попробуем поздороваться по - школьному.

Репетиция: учитель выходит из класса, входит, произносит: "Здравствуйте, дети!. А сейчас я - воспитательница, вхожу в комнату д/с. А сейчас я прихожу к вам в гости. Теперь пусть дети каждого ряда договорятся, кто они: школьники или дошкольники. Я войду, они меня поприветствуют, а все остальные скажут, какую роль сыграла каждая группа. Учитель хвалит настоящих школьников. А сейчас Катя, Настя и Антон покажут, как можно поприветствовать друг друга, если Катя и Настя уже в классе, а Антон только что пришел. Как по-другому можно поздороваться?

IV. Знакомство с правилами посадки за партой и работой с тетрадью и карандашом. Выполнение орнамента .

1)Чему мы сейчас учились на нашем занятии? А кто знает, что означает слово "Здравствуйте?" Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. В наше время за деньги можно купить многое, кроме здоровья. В школе мы будем учиться следить за своим здоровьем. А оно зависит даже от того, как мы сидим за партой. Сейчас мы с вами займемся очень важной и интересной работой - штриховкой. Но для этого надо знать, как правильно сидеть за партой при письме, как расположить лист на столе и как правильно держать карандаш и ручку. Учитель по порядку, указывая на плакат, объясняет данные правила

2)Выполнение орнамента по периметру листа .

Возьмите ручку зелёного цвета. Как правильно держать ручку? (указательный пальчик свободен –поиграйте им).

Тетрадь положите с наклоном.

- Первый узор: горизонтальная линия по нижней стороне клеточки, точка посередине нижней стороны следующей клетки и т.д. (показ на доске). _/ - /_ / -/ _

(Выполняют самостоятельно).

- Следующий узор. Кто знает, как называются эти линии?

Верно, наклонные линии из верхнего правого уголка в нижний левый. Показ //////////

(Выполняют самостоятельно).

Индивидуальная работа с каждым ребенком.

V. Скороговорки, чистоговорки, загадки – догадки, загадки – обманки. Загадки обладают большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, совершенствуют речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Попробуйте отгадать.

Загадки:

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И не куда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь.)


Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будет весь народ,

А сестра, наоборот, -

Спать немедленно зовет. (День и ночь.)


Прилетели галки в поле

И уселись на снегу…

Стану я учиться в школе -

Разобраться в них смогу! (Буквы.)


Что видно только ночью? (Звезды.)

То я в клетку, то в линейку,

Написать меня сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь.)


Из под снега вышел друг,

И весной запахло вдруг. (Подснежник.)


Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

- Эй, сними меня! - кричит. (Чайник.)

Скороговорки, считалки – помогают развивать слух и понять, как важно правильно произносить каждый звук в слове.

Скороворки:

Дятел дерево долбит

День-деньской кору долбит.


У зимы много забот,

Заболел у зайки живот.

Считалки:

Ежик-ежик, чудачек,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружек и ну считать,

Нам водилку выбирать!

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь стой и жди,

А не веришь – выходи.


Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит – это он,

Выходи из круга вон!

Разбираем чем похожи и чем отличаются. Пытаемся запомнить наизусть заучивая вместе как один.

Физминутка.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

VI. Итог занятия.

- Чему учились на занятии?

- Что нового узнали?


Занятие 2 и 3.

Тема: Ориентировка в пространстве (слева, справа, между, посередине, вверху, внизу). Графические диктанты. Число 2. Цифра 2. Словесное обозначение предметов и слуховые ощущения.

Цель: знакомство детей с разлиновкой тетради.

Задачи:

1. Формировать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости.

2. Воспитывать аккуратность.


Ход занятия.

I. Организация детей.

II. Рассматривание тетради (обложка, разлиновка)

То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним сумей-ка

Можешь и нарисовать.

Что такое я?-

(Тетрадь.)

-Почему тетрадь? Зачем нужна тетрадь? Рассмотрите обложку, разлиновку.

III. Знакомство с клеточкой.

- Вы сказали, что лист разделен на клеточки. Каждая клеточка имеет стороны: верхнюю, нижнюю, левую, правую, уголки: верхний левый (правый), нижний левый (правый).

- Зачем нужна клетка в тетради?

Выполнение задания 1.

  1. Рассмотрим клетку. Раскрасим: синим – левый нижний угол;

Красным – правый нижний угол;

Зелёным – верхний левый угол;

Жёлтым – верхний правый угол.

  1. Рассмотрим клетку. Раскрасим: синим – левую сторону;

Красным – правую сторону;

Зелёным – верхнюю часть;

Жёлтым – нижнюю часть.

  1. Рассмотрим клетку. Раскрасим диагональ из левого нижнего уголка в правый верхний уголок красным цветом.

IV. Правила посадки.

Кто знает, как нужно сидеть за партой? Зачем нужно соблюдать правила посадки? (Чтобы научиться красиво писать, для сохранения здоровья)

Парта - это не кровать,

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

(разбираются правила посадки)

V. Ориентировка в пространстве и на плоскости.

Беседа: говорим с детьми о том, зачем нужно уметь ориентироваться в пространстве и на плоскости; где на практике мы встречаемся с ориентировкой.

- Что находится от вас справа, слева, вверху, внизу?

Физпауза:

Девочки поднимите левую руку, мальчики -правую; посмотрите вверх, вниз; повернитесь налево и т.д.

VI. Выполнение графического диктанта.

Нужно не только уметь выполнять задания по образцу, но и учиться слышать и слушать.

- Что значит слышать? Что значит слушать?

- Сегодня мы будем учиться слушать и слышать, выполняя графический диктант.

- Сядьте правильно, положите тетрадь с наклоном. Возьмите ручки. Найдите в тетради задание 2.Его мы начнем выполнять, поставив свою ручку на точку – она стоит в левом нижнем уголке клетки. Слушайте меня внимательно и выполняйте. Поставили ручку на эту точку:

1- клетка по диагонали в правый верхний угол;

2 - клетки вниз;

1 - клетка по диагонали из правого верхнего уголка в левый нижний;

3 – клетки вниз;

1 – клетка из левого нижнего в правый нижний;

1 – клетка из правого нижнего в правый верхний;

2 – клетки вправо;

1 – клетка по диагонали из правого верхнего в левый нижний угол;

1 – клетка вниз;

2 – клетки из правого нижнего в левый нижний угол;

1 – клетка вниз;

-Что у вас получилось? Да, действительно, это цветок. Выполните графическое изображение второго цветка самостоятельно, пока я считаю до 10.Работа, которую мы сейчас выполнили называется - графический диктант.

Физпауза для пальцев.

VII.Знакомство с цифрой и числом 2.

- Сколько цветов мы с вами нарисовали? Да, два. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас посмотрел друг другу на лицо. Давайте сориентируемся, чего у вас по два? (глаза, ноздри, губы, щеки, брови, веки, уши, ресницы – 2 ряда). Два предмета на письме мы обозначаем цифрой 2.

Цифра 2 состоит из верхнего малого полуовала, наклонной и волнистой линий. Начинают писать цифру немного выше центра клетки, ведут линию вверх, закругляют её в правом верхнем углу, ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки. Затем вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию (вверх, вниз, вверх).

Выполняем задание 3 и 4. Учимся писать цифру 2. Сопоставлять количество предметов с цифрой.

VIII. Итог.

Чему учились на занятии?

Какое задание хотели бы выполнить еще раз?

Д/з принести любимую игрушку.



Методические рекомендации к проведению уроков предшкольной подготовки к программе «Новичок»


День третий


Рабочая тетрадь страница 8-11

Занятие 1 и 2.

Тема: Счет предметов. Сложение. Вычитание. Число 3. Цифра 3. Упражнения, подготавливающие руку к письму. Игры с росчерками.

Цель: 1. Создать условия для формирования у учащихся умения вести счет предметов (количественный и порядковый).


Ход урока.

II. Организационный момент.

III. Введение в тему урока.

1) Счет предметов.

- Ой, горе, горе! Мне хотят подарить колечки, а я не знаю сколько у меня пальцев на руке. Что же делать? Какая наука помогла нам? В повседневной жизни нам нужна математика? Верно! Сегодня на занятии мы проверим, умеете ли вы считать, быть внимательным. Что значит быть внимательным?

-Кто скажет, сколько здесь предметов? (быстро показать плакат с изображением 5 предметов) (5).

-А как вы узнали? (Посчитали).

-Кто покажет как считали? (По порядку).

Два способа счета. . или …….

1 2 3 4 5 первый второй пятый

- Посчитаем вместе. Мы считали слева направо.

- Изменится ли количество предметов, если посчитаем справа налево?

- Посчитайте, сколько кружков я выставлю на наборное полотно.(оооооо)

- Какое число назвали последним?

- Сколько кружков? (Доказать двумя способами)

- Что выставлено на наборном полoтне (10 разных предметов).

- Посмотрите как считала Мудрая сова1 2 2 3 4 5 6 7 8 9.

- Верно ли она посчитала? Кто не согласен? Кто посчитает правильно? Почему она ошиблась?

- Если считать слева направо, назовите, который по счету (Ежик, зайчик...)

А если считать справа налево, то которым по счету будет ( белка; лиса;…)

2) Прописываем орнамент.

Физминутка.

Присядьте столько раз, сколько я хлопну в ладоши. Сколько я хлопнула последний раз? 3 раза.

3)Знакомство с числом и цифрой 3.

Посмотрите, чего у нас в классе три? Три предмета на письме мы обозначаем цифрой 3.

Цифра 3 состоит из верхнего и нижнего малых правых полуовалов. Начинают писать цифру немного выше центра клетки (примерно в той же части клетки, что и цифру 2). Начало написания первого элемента цифры 3 очень похоже на первый элемент цифры два. Верхний полуовал доводят почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишут нижний полуовал. Нижний полуовал немного больше верхнего.



Выполняем задание 1 и 2. Учимся писать цифру 3. Сопоставлять количество предметов с цифрой.


4) Сложение и вычитание предметов.

А теперь поучимся предметы складывать и вычитать. У меня 1 конфета и у Мудрой совы 1 конфета. Как узнать, сколько у нас конфет? Учитель объясняет как складывать и как отнимать. Поработаем в тетради. А помогать нам будет волшебная линейка.

Выполнение задания 3.

IV. Решение задач в стихах.

- Доскажите словечко.

Я сижу, едва не плача

Очень трудная......(задача).

- А вы любите решать задачки? Незнайка составил для вас задачу. Послушайте.

На березе росли 3 груши и 2 яблока. Сколько фруктов росло на березе? (На березе фрукты не растут).

Эта задача на внимание ,т.е. на умение слушать и слышать. А сейчас послушаем веселые задачки.

  1. Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два под березой,

Один у осины. Сколько их будет

В плетеной корзине?

2. Пошла курочка гулять,

Собрала своих цыплят.

Шесть бежали впереди,

Три остались позади.

Беспокоится их мать

И не может сосчитать.

Посчитайте-ка, ребята,

Сколько было всех цыплят.

Почему?

3. Четыре сороки пришли на уроки

Одна из сорок не знала урок.

Сколько прилежно трудилось сорок?

4. В кружку сорвала Марина

Девять ягодок малины.

Пять дала своей подружке.

Сколько ягод стало в кружке?

- Как узнали?

Физминутка.

Сейчас мы будем работать в тетрадях.

Давайте разомнем пальчики.

V. Рисование узоров. Графический диктант.


VI. Итог занятия:

- Что больше всего запомнилось на занятии?

- Кому было трудно?

- В чем затруднялись? (Используя цветные сигнальные карточки).

- Поднимите зеленый цвет те, кто был внимательный на занятии. (Один ученик может посчитать количество детей.)



Занятие 3.

Тема: Развитие речи. Описание игрушки. Упражнения для развития связной речи.


Цель: создание условия для узнавания предмета по его описанию.

Задача:

1. Развивать внимание.

2. Развивать речь детей.



Ход занятия.

  1. Организация класса.

II. Повторение, целеполагание.

- Какое д/з вы получили на прошлом занятии? (принести игрушку).

- Одинаковые ли игрушки вы принесли? У каждого своя любимая игрушка.

- Сегодня мы посмотрим, умеете ли вы узнавать игрушки по их описанию?

Ш.Описание игрушки учителем.

Послушайте описание моей игрушки. Эта игрушка состоит из нескольких цветных колец, нанизанных на ось. Что это?

(Пирамидка).

- По каким признакам вы догадались?

Физминутка.

IVРабота в группах

- А теперь вы в группах должны составить описание своей игрушки так, чтобы остальные догадались, о чем идет речь. (Работа в группах: описываем игрушку, выслушиваются ответы).

- Что вам помогло составить описание игрушки?

(Выделение существенных признаков).

V. Физпауза.

VI. Штриховка.

Выполнение задания 5.

- Кого мы описывали? А вот у слона нет хозяина. Но он так любит когда его заштриховывают.

- Сегодня мы будем штриховать слона .

VII. Итог.

  • Чему учились? (Составлять описание игрушки, штриховать).

  • Что было интересно?





Методические рекомендации к проведению уроков предшкольной подготовки к программе «Новичок»


День четвертый.


Рабочая тетрадь страница 12 - 16

Занятие 1 и 2.

Тема: Знакомство с разными видами штриховки. Лекало. Упражнения на штриховку. Артикуляция. Пространственное представление.

Формирование фонематического восприятия. Звуки в речи. Гласные и согласные звуки. Цель: создание условия для выявления звуков в речи и их классификации.

Задача: 1.Познакомить с главными отличиями согласных и гласных звуков.


Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Я рада, что вы все уже научились здороваться как настоящие школьники. Желаю вам интересной и успешной работы на всех занятиях.

П. Введение в мир звуков.

- Посмотрите, что помещено на доске? (автобус).

- Можно на автобусе совершить путешествие? (Да).

- А если вы хотите отправиться в путешествие, то кивните головой два раза.

Мы сегодня отправимся в путешествие, а вот куда, узнаете чуть позже. Закройте глазки и помолчите. Прислушайтесь. Откройте глазки, что вы слышали (звучит аудиозапись: звон колокольчика, заводится машина, пение птиц, капли дождя…)

Можно сказать, что вы слышали разные звуки? (Да). Сегодня мы совершим путешествие на этом красивом автобусе в удивительный мир звуков. Наше транспортное средство отправляется. Посмотрите в окно – над нами пролетает самолет.А кто знает, как гудит самолет? Произнесем все этот звук [у-у-у]. Когда еще люди произносят этот звук? (Когда пугаются или удивляются). А вон, за окошком, на скамейке, мама укачивает малыша. Как вы думаете, какой звук она произносит? [а-а-а]. А теперь мы проезжаем больницу. А в ней ведет прием врач. Какой звук будет произносить пациент на приеме? [а-а-а]. (Учитель машет перед собой руками). Ой, жужжит пчела. Как она жужжит? [ж-ж-ж]. А вот комар. Как он звенит? [з-з-з]. А вот собака рычит? [р-р-р]. Повторите, какие звуки услышали за время путешествия, [у, а, ж, з, р]. Звуки мы слышим и произносим. Одинаково ли произносятся эти звуки? Назовите звуки, которые только поются, [а, у]. Как они произносятся? (Легко, свободно). Назовите такие же звуки. Кто знает, как они называются? А какие звуки было трудно произносить? [ж, з, р]. Кто знает, как называются такие звуки? Назовите еще звуки, которые произносятся трудно. Как они называются?

Итак, что слышали, путешествуя на автобусе? Что узнали про звуки? Как произносятся гласные звуки? А согласные?

А вот как в своем стихотворении В. Берестов рассказывает о звуках русского языка.

Гласные тянутся

К песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Первичное заучивание этого стихотворения.

Физминутка.

III. Выполнение штриховки.

  1. Орнамент.

На чем мы с вами отправились в путешествие? (автобусе) А дорога была очень извилистая. И сейчас мы с вами эту дорогу отобразим в орнаменте. Она была очень длинная. Выполняем по периметру страницы росчерк - «бежит волна и падает».

  1. Штриховка.

А чтобы наш автобус стал красивым, мы заштрихуем его.

IV . Упражнение в различии гласных и согласных звуков.

Сейчас проверим, как вы умеете отличать гласные звуки от согласных. Хлопайте в ладоши, когда я произнесу гласный звук [ш, с, а, т, л, у, м, р, ф, о, э]. Выделите последний звук в слове СОМ, ДУБ, АННА, ШКАФ. Какие это звуки?

- Дети, а вы любите сказки? А хотите попробовать сочинить сказку вместе со мной.

Белка.

В дупле на деревк жил зверек, в названии которого есть звук [б]. (Белка). У неё была кладовая, где она хранила припасы, в названии которых есть звук [р]. Как вы думаете, что припасла белка? (орех, гриб, зерно...). Осенью она пригласила на обед своих соседей. Каждый принес белке подарок. Как вы думаете, что это были за подарки, если в их названии есть звук [к]. (Кукла, неваляшка, погремушка, хлопушка). Белочка была очень рада. Дети, вам понравилась сказка? А как бы вы озаглавили эту сказку?

V. Итог урока.

Наше путешествие подошло к концу.

- Что вам больше всего запомнилось?

- А чему учились во время путешествия?

- На какие две группы делятся звуки?

Занятие 2.

Тема: Сравнение количества предметов. Число 4. Цифра 4.

Цель: формирование умение вести правильный счет предметов.

Задачи:

1. Познакомить с приемом сравнения двух групп предметов.

2. Развивать внимание детей.


Ход занятия.

I. Организация класса.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте успехов на сегодняшний день.

П. Проверка счета.

- В школе есть такие дети, которые запоминают с первого урока, а некоторым надо повторить несколько раз. Иногда нам будет помогать слово СКОЛЬКО. Рассмотрите предметы на доске. Что это? (солнышки)

з

з

к

с




с

з





Придумайте вопросы со словом "Сколько?"

1) Сколько всего солнышек?

2) Сколько больших?

3) Сколько маленьких?

4) Сколько синих?

5) Сколько зеленых?

6) Сколько больших синих?

7) Сколько маленьких синих?

8) Сколько больших зеленых?

9) Сколько маленьких зеленых?

10) Сколько на первой полочке?

11) Сколько на второй полочке?

12) Сколько синих на первой полочке?

13) Сколько зеленых на первой полочке?

14) Сколько синих на второй полочке?

15) Сколько зеленых на второй полочке?

16) Сколько больших на первой полочке?

17) Сколько маленьких на первой полочке?

18) Сколько больших на второй полочке?

19) Сколько маленьких на второй полочке?

Вывод: эти вопросы помогают разделить предметы на группы по разным признакам (цвет, размер, ряд).


Физминутка.

III. Знакомство с числом и цифрой 4.

Посмотрите, чего у нас в классе четыре? Четыре предмета на письме мы обозначаем цифрой 4.

Цифра 4 состоит из трёх палочек. Начинают писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут её к центру клетки. От центра пишут горизонтальную линию вправо и чуть не доводят её до правой стороны клетки. Оторвав ручку от бумаги, пишут третью палочку, которая начинается чуть выше середины правой стороны клетки, и ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки.

Выполняем задание 2 и 3. Учимся писать цифру 4. Сопоставлять количество предметов с цифрой.


IV. Графический диктант.

V. Подготовка к новому материалу.

Выставляем два предмета.

-Чем похожи эти предметы? Чем различаются?

-Вывод: в жизни часто приходится сравнивать предметы, явления, события по различным признакам.

- Что значит сравнивать ? Зачем нужно учиться сравнивать?

- Сегодня на занятии мы будем учиться сравнивать.

VI. Сравнение предметов.

1) -Каких кругов больше по размеру?

- Почему их больше? Как доказать? (Установить соответствие).

- Что видим? (1 маленький круг остался без пары)

- Что это значит? (Больших меньше, маленьких больше)

- Как сделать, чтобы их стало поровну? (Добавить большой или убрать маленький). Выполнить практически.

2) Работа в тетради Задание 5.

- Нарисуй 5 квадратов синего цвета, отступите клетку вниз и нарисуйте треугольников на 1 больше.

- Сколько треугольников?

- Почему?

- Что значит на один больше? (Столько же да еще один)

- Что видим? (В верхнем ряду палочек меньше).

- Почему? ( Столько же, но без одного)

- Как сделать, чтобы их стало поровну? (Два способа уравнивания выполнить практически.)

VII. Итог:

- Чему учились на занятии? (Сравнивать количества предметов).

- Как можно уравнять две группы разных по количеству предметов?



Методические рекомендации к проведению уроков предшкольной подготовки к программе «Новичок»


День пятый.


Рабочая тетрадь стр. 17 - 21

Занятие 1 -2.

Тема: Гласные буквы и звуки. Предложение. Основные элементы букв. Учимся писать красиво.

Цель: создание условий для формирование понятия о предложении Задача:

- Развивать фонематический слух.

Формирование понятия о предложении.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Работа с орнаментом.

По всему периметру листа прописываем росчерки. Сегодня соединим два элемента: бежит волна и падает, и крючочек допишу. Когда пишите, шепотом проговаривайте.

III.Повторение пройденного. Упражнение в распознавании гласных и согласных звуков.

На доске напечатан отрывок: "Тише, мыши! Кот на крыше, а котята еще выше."

- Кто сможет прочитать (про себя - шепотом, вслух), что записано на доске?

- Что это?

- О ком говорится в этих строчках?

- Какой звук чаще всего встречается в этом четверостишии? [ш]. На что он похож?

- А кто может сказать, какой это звук? (согласный.) Почему? А какие еще бывают звуки? (гласные). Чем гласные звуки отличаются от согласных? Кто помнит стихотворение о гласных и согласных звуках? Давайте повторим его все вместе, а я вам помогу.

IV. Изучение нового.

Сегодня мы с вами познакомимся с гласными буквами и звуками, которые они обозначают. Гласные поются и тянутся. Пропеваем каждую букву, тянем их.

  1. Кто умеет читать - прочтите запись на доске:

А о у э ы

Я ё ю е и

  1. А теперь повторим все вместе. Кто запомнил наизусть повторите.

  2. Выполняем задание 2. Печатаем гласные буквы.

Физминутка

Будем приседать, когда услышим согласные звуки и поднимать руки, когда услышим гласные звуки [ о, к, а, ч, м, ы, э, т, и]

V. Формирование понятия о предложении.

1) О ком шла речь в этих строчках?

"Тише, мыши! Кот на крыше, а котята еще выше."

(На доске предметные картинки)

КОТ КОТЯТА

Как вы думаете, где могут быть котята? Давайте составим предложение.

Котята сидят на дереве.

2)Когда слова собрались вместе и стали друг другу подчиняться по вопросам, то их стали называть предложением. Любое предложение состоит из слов. Посчитаем сколько в этом предложении слов. 4 слова. А пока мы не умеем с вами писать буквы, то попробуем это предложение написать схематически. Каждое слово будем обозначать черточкой, а посмотрите все ли буквы одинаковы. Самую большую букву будем обозначать вертикальной чертой.




  1. Выполняем задание 1 страница 17. Потренируемся в составлении предложений и схем к ним.

Мыши спрятались в норке.

Кот ищет колбасу.

Маленькие котята играют с клубком.

IV. Итог урока.

Мы записали схемы предложений. Из чего состоят предложения? Подчеркните гласные звуки в схеме.

- А что еще интересного узнали на занятии?

- А что повторяли?


Занятие 2.

Тема: Треугольник. Квадрат. Число 5. Цифра 5

Цель: уточнение, обобщение и расширение знания детей о треугольнике.

Задача:

Развивать логическое мышление.


Ход занятия:

I. Организация класса

Закройте глаза и мысленно пожелайте всем детям успехов на занятии.

II. Повторение

- Чему мы учились на прошлом уроке математики? (сравнивать группы предметов)

- Посмотрите на наборное, полотно. По какому признаку мы делим круги на группы? (по размеру)

- А по какому признаку можно еще разделить? (по цвету)

- Каких кругов больше?

- Почему их больше?

- Как доказать? (составить пары)

- Как сделать, чтобы их стало поровну? (добавить 1 желтый или убрать 1 синий).

III. Упражнение на внимание (показываю клоуна из геометрических фигур несколько секунд)

- Кого вы увидели?

- Из каких геометрических фигур состоит?

- Какого цвета круги? Треугольники?

- Сколько кругов? Почему?

- Сколько треугольников? Почему?

Практическая работа.

В тетради Задание 7. Раскрась круг-синим, квадрат-красным, треугольник- зелёным.

IV. Знакомство с числом и цифрой 5.
Цифра 5 состоит из маленькой прямой палочки, правого полуовала и горизонтальной волнистой линии. Сначала пишется маленькая прямая палочка. Начинают её писать немного правее середины верхней стороны клетки (как и цифру 4) и ведут наклонно до центра клетки. Из этой точки пишут малый правый полуовал такой же, как второй элемент у цифры 3. Затем вверху слева направо пишется последний элемент (слегка прогнутая вниз палочка). Начало его совпадает с началом доводят её до правой стороны клетки. Оторвав ручку от бумаги, пишут третью палочку, которая начинается чуть выше середины правой стороны клетки, и ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки.

Выполняем задание 5 и 6. Учимся писать цифру 5. Сопоставлять количество предметов с цифрой.


V. Графический диктант.

Физминутка.

V. Признаки треугольника

1)Работа с треугольником.

- Как вы думаете, почему треугольник назвали треугольником?

- Какие признаки треугольника вы знаете? (3 вершины, 3 стороны, 3 угла - показать)

- Сколько карандашей надо взять, чтобы составить треугольник? Составьте.

- А теперь уберите 2 карандаша. Сколько осталось?

- Как на парте, используя 1 карандаш, получить треугольник?

2)Работа с квадратом.

- Раньше число четыре называли по-другому – квадро.

- Как вы думаете, почему квадрат назвали квадратом?

- Какие признаки квадрата вы знаете? (4 вершины, 4 стороны, 4 угла - показать)

- Сколько карандашей надо взять, чтобы составить квадрат? Составьте.

- Как с помощью пятого карандаша из квадрата получить два треугольника?

- Оказывается, на уроках математики надо не только уметь
решать числовые выражения, но и думать.

- Что значит думать?

VII. Итог

- Чему учились?

- Что было интересно? Трудно?





Методические рекомендации к проведению уроков предшкольной подготовки к программе «Новичок»


День шестой.


Рабочая тетрадь страница 22-25

Занятие 1 и 2.

Тема: Слово. Деление слова на слоги. Упражнения для развития связной речи. Росчерки. Штриховка.

Задачи:

  1. Учить находить гласные в словах, делить слова на слоги.

  2. Научить оценивать свои работы на правильность и аккуратность выполнения. 2. Развивать речь, прививать любовь к книгам.


Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем всем удачи и хорошего настроения.

II. Работа с орнаментом.

По всему периметру листа прописываем росчерки. Сегодня соединим два элемента: раз крючочек и петелька на себя. Когда пишите, шепотом проговаривайте.


III. Работа по теме урока.

Отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска ее боится.

  1. Кто умеет читать, прочтите эти слова

ВОЛК ПЕТУХ ВОРОНА подчеркните гласные.      

Чтобы слово разделить на слоги мы должны знать сколько в слове гласных букв. Какие гласные вы знаете? Повторяем.

Изображение лисы.

-Кто изображён на рисунке? (лиса) Сколько гласных в этом слове? Сделаем вывод: если в слове 2 гласные, значит в нем 2 слога. Проверим.

-Скажем хором слово «лиса».

-Послушайте как я произношу это слово: «ли-са».Произнесите также.

-Сколько частей в этом слове вы услышали? (две)

Изображение дятла.

-Кто здесь изображён? (дятел) Сколько гласных в этом слове? Сделаем вывод: если в слове 2 гласные, значит в нем 2 слога. Проверим

-Скажите это слово хором.

-Как мы это сказали – сразу или нет?

-Правильно, мы сделали небольшую остановку и произнесли это слово за 2 раза: дя-тел. Значит, в этом слове 2 части.

-Какой слог первый? (дя-)

- Какой слог второй? (-тел)

IV. Упражнения для развития связной речи.

А вы много сказок знаете?

- Какие бывают сказки? (волшебные, о животных, бытовые)

- Уточняем типы сказок. А еще бывают сказки, которые написал народ. Как их называют? (народные). Есть сказки, которые написали писатели (авторы). Кто догадался, как их называют? (авторские). Сейчас я прочту вам несколько отрывков из сказок, а вы попробуйте догадаться, что их объединяет?

1. Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки непростые,

Все скорлупки золотые,...

2.Свет мой зеркальце! «Скажи,

Да всю правду доложи;

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

3.Жил старик со своею старухой

У самого синего моря:

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.


- Что объединяет эти сказки?

Да их написал А. С. Пушкин (портрет на доске) (1799-1837) Он родился 6 июня. В нашей стране и во всем мире любят и чтят этого великого русского писателя. А кто знает, как называются сказки, отрывки из которых я прочитала?

- А кто узнает эту сказку?

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож как сосна

Шевельнется, встрепенется

И кричит " Кири - ку-ку,

Царствуй лежа на боку!

-Верно - это " Сказка о золотом Петушке ". Сегодня на уроке мы будем штриховать петушка.

.

IV. Штриховка по образцу, (петушок)

V. Самооценка.

- Дети оценивают свою работу с помощью линеечек за правильность и аккуратность.

VI. Итог занятия.

Чему учились на занятии?

Что больше всего понравилось?

За что можно оценивать свою работу?


Занятие 3.

Тема: Знаки «». Число 6. Цифра 6.Выполнение словесных поручений.

Цели: формирование понятий больше-меньше.

Задачи:

1. создать условия для развития мышления и воображения

2. развивать память, наблюдательность


Ход занятия:

I. Opг. момент, проверка готовности.

II. Беседа

- Мы сегодня отправимся с вами на прогулку в сказочный лес.

По тропинке в лесок

Покатился колобок.

Встретил серого зайчишку,

Встретил волка, встретил мишку

Да плутовку – лису

Повстречал еще в лесу.

Отвечай поскорей,

Сколько встретил он зверей?  

1)Выполнение задания 2.- Назовите соседей числа 4, 2, 3, 5

- Какое число следует за числом 3,2, 4, 1?

- Какое число предшествует числу 3, 5, 2,4?

III. Знакомство с числом и цифрой 6.

Цифра 6 состоит из большого левого и малого правого полуовалов. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки. В правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, ведут линию вверх, закругляя её влево немного выше середины клетки.
Выполняем задание 4 и 5. Учимся писать цифру 6. Сопоставлять количество предметов с цифрой.

IV. Объяснение нового.

Мы вышли на полянку. Какие грибы вы видите? (Белые и мухоморы) На какие другие две группы их можно разбить? (Съедобные и несъедобные)

- Передо мной две корзины. В одну положите съедобные грибы, в другую несъедобные грибы.

- Какие еще съедобные грибы знаете? Помните об этом, когда собираетесь в лес за грибами.

- Посчитаем, сколько тех и других грибов (3 и 2)

- В какой корзине больше грибов? Почему?

- Как вы сравнивали? (Поставили парами, друг под другом)

- Какой вывод делаем? (Белому грибу не хватило пары, значит белых грибов больше)

- Сколько белых грибов? (3)

- Какой цифрой обозначим? (3)

- Сколько мухоморов? (2)

- Какой цифрой обозначим? (2)

- Сравните количество грибов?

- Какое число при счете называют раньше: 3 или 2?

- Сравнили числа вы верно, но как это записать? (Ответы детей).

- Для того чтобы не писать слова «больше», «меньше», «равно» математики договорились обозначать их специальными знаками. Так слово «больше» мы будем обозначать знаком «». Посмотрите. На, что он похож? (На клювик птички).

Вы должны запомнить, что острие знака всегда показывает на меньшее число.

- Прочитаем запись (три больше двух): 3 2.

-Что мы можем сказать про число мухоморов? (Их два).

- Сколько белых? (3).

- Сделаем вывод: 2

- Читаем вслух (два меньше трёх).

- О чём должны помнить при записи неравенства? (Что остриё всегда показывает на меньшее число).

- Как сделать, чтобы грибов стало поровну? (Надо прибавить один мухомор) Работа у доски.

- Сколько белых грибов? (3).

- Сколько мухоморов? (3)

- Что можно сказать про их количество?

- 3=3.

- Прочитаем запись (три равно трём).

- Как по-другому можно сделать одинаковое количество грибов, уравнять их? (Один белый гриб убрать).

- Сколько стало белых грибов?(2).

- Сколько мухоморов?(2).

- Что мы можем сказать про их количество? (Одинаковое)

- Как записать?

- 2=2.

- Прочитаем запись (два равно двум).

- Хорошо! Посмотрите, какая у нас получилась запись. Скажите, с какими знаками вы сегодня познакомились?


V. Итог Чему научились сегодня? С какими математическими знаками познакомились?!






Методические рекомендации к проведению уроков предшкольной подготовки к программе «Новичок»


День седьмой.


Рабочая тетрадь страница 26-31

Занятие 1и 2.

Тема: Слово. Деление слова на слоги. Предложение. Основные элементы букв. Учимся писать красиво.

Цель: создание условия для формирования умения делить слова на слоги, составлять схемы предложений.

Задача:

Задачи:

  1. Учить находить гласные в словах, делить слова на слоги.

  2. Научить оценивать свои работы на правильность и аккуратность выполнения , прививать любовь к книгам.

  3. Развивать речь развивать мышление, внимание.


Ход занятия:

I. Организация класса.

- Каким бы вы хотели увидеть сегодняшнее занятие? (ответы)

- Давайте постараемся сделать его таким. Я желаю вам удачи.

II. Работа с орнаментом.

По всему периметру листа прописываем росчерки. Сегодня соединим два элемента: вверх крючочек и петля. Когда пишите, шепотом проговаривайте.

III. Работа по теме урока.

1) Выполнение упражнения 1.

Кто умеет читать, прочтите эти слова, подчеркните гласные. 

- Чтобы слово разделить на слоги мы должны знать сколько в слове гласных букв. Какие гласные вы знаете? Повторяем.

-Прочтите первое слово? Сколько гласных в этом слове?

Сделаем вывод: если в слове 3 гласные, значит в нем 3 слога. Проверим.

-Скажем хором слово «магазин».

-Послушайте как я произношу это слово: «ма-га-зин».Произнесите также.

-Сколько частей в этом слове вы услышали?

Физминутка.

2) Ориентировка в пространстве. Графический диктант. Выполнение задания 2.

Отгадайте загадку.

Не барашек и не кот, 
Носит шубу круглый год. 
Шуба серая - для лета, 
Для зимы - другого цвета. (Заяц)

3)Выполнение задания 3.

- Кого мы изобразили с вами? А что любит кушать зайка? Давайте составим об этом предложение и вспомним как записать схему предложения.

- Если слова связаны между собой по смыслу, то это предложение. Любое предложение состоит из слов. Посчитаем сколько в этом предложении слов. 4 слова. А пока мы не умеем с вами писать буквы, то попробуем это предложение написать схематически. Каждое слово будем обозначать черточкой, а посмотрите все ли буквы одинаковы. Самую большую букву будем обозначать вертикальной чертой.




4) Самооценка

IV. Итог.

- Чему учились?

  • Какое задание хотел бы выполнить еще раз?


Занятие 3.

Тема: Число 7. Цифра 7. Геометрические фигуры. Прямоугольник.

Цель: уточнение и обобщение знаний детей о прямоугольнике.

Задача:

1.развивать внимание, воображение


Ход занятия:

I. Организация класса.

II. Решение задачи с недостающими данными

Чему учились на прошлых уроках математики? (решать задачи, сравнивать...)

Зайка никак не может справиться с заданием и просит, чтобы вы ему помогли. Послушайте эту задачу:

Мишка пошел – 5 рублей нашел. А с волком пойдут - сколько найдут?

  • Почему? (выслушиваются ответы детей)

  • Вывод: нельзя дать ответ на данный вопрос, т.е. задача не имеет решения.

  • А если вы в классе найдете монетки, как поступите?

III. Повторение.

- Чему учились на прошлых занятиях математики? (правильно вести счет, сравнивать...) В жизни очень часто бывает необходимо уметь ориентироваться в пространстве. Сейчас мы выясним, как умеете это делать вы.

- Кто сидит слева от тебя? Справа?

- Слева или справа от вас находится окно? Дверь?

I V. Практическая работа

1)На доске

2 цветка 2 котенка

1 мяч 2 листика

5 квадратов 4 круга

- Назовите предметы, которые вы видите.

- Назовите только те, которых по 2; больше 2

- Где находятся цветы?

- Что еще находится слева?

- Где находятся круги?

- Что еще справа?

- Сколько всего предметов слева? Справа?

- Выложите на парте столько палочек, сколько предметов слева.

- А теперь ниже столько палочек, сколько справа.

- Где больше?

- На сколько?

- Почему?

2) Выполнение задания 4. Сравни .

V. Выделение признаков прямоугольников

- Какую форму имеет монетка?

- Какие еще знаете геометрические фигуры?

- Сравните альбомный лист, крышку стола, стены

- Чем похожи?

- Чем отличаются?

(Во время беседы подводим детей к определению прямоугольника, указываем его свойства)

- Назвать предметы , которые имеют прямоугольную форму.

  • Почему много?

1)Выполнение задания 5 .

Сколько раскрасили прямоугольников? Какими свойствами они обладают? (По две противоположные стороны равны или противоположные стороны равны).

2) Число и цифра 7. Выполнение задания 6.
Цифра 7 состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят её до верхнего правого угла клетки. Написание первого элемента цифры 7 совпадает с написанием последнего элемента цифры два (движение ручки вверх, вниз, вверх) с той разницей, что у двойки этот элемент расположен на нижней линии клетки, а у семёрки – под верхней линией клетки. Из верхнего правого угла проводят наклонную палочку к середине нижней стороны клетки как у цифры 1. Маленькая горизонтальная палочка должна перечёркивать длинную палочку примерно посередине.

VI. Работа в тетради.

Выполнение упражнений 7-10 на усмотрение учителя..

V. Итог

- Чему учились?

  • Что нового для себя узнали о прямоугольнике?

Д/з принести 3 веревочки, одна из них должна быть скрученная.






Методические рекомендации к проведению уроков предшкольной подготовки к программе «Новичок»


День восьмой.


Рабочая тетрадь страница 32-37

Занятие 1.

Тема: Слово как единица речи.

Цель: создание условия для осознания детьми значения слова в

нашей речи.




Ход занятия.

I. Организация детей.

II. Наблюдение над словом.

Выполнение Задания 2.

На доске предметные картинки:

водопроводный кран, подъемный кран

гаечный ключ, скрипичный ключ, дверной.

- Что изображено на картинках? Что вы произнесли? (слова) Мы уже знаем, что звуки, произнесенные в определенном порядке образуют слово. Если я произнесу слово кран, вам понятно о каком кране идет речь? А если укажу на картинку, понятно о каком кране говорю? Сколько предметов обозначает слово ключ?

- Какой можно сделать вывод? (некоторые слова обозначают несколько предметов).

- Да, в русском языке есть слова, которые звучат одинаково, пишутся одинаково, но многозначны, т.е. имеют несколько значений. А есть такие слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и тоже.

Бегемот-гиппопотам, радуется-веселится. Синенький и баклажан. Бурак и свёкла.

  • Как вы думаете, люди должны быть внимательными к слову? Почему?

  • - Давайте попробуем вместе разобраться, что могут обозначать слова? Какую роль они выполняют в нашей речи? Посмотрите вокруг. Нас окружает множество предметов, и все они имеют название, которое можно выразить в слове. Назовите эти предметы. Значит слово, обозначает предмет. А вы. можете указать признаки этих предметов? (Да) Укажите: - (красивый, деревянный). А можно указать на их действие? Пчела.....ученик...., учитель..., парта...

Вывод: Что обозначают слова? (предмет, признак, действие). В школе мы будем учиться дружить со словом, быть внимательными к слову, учиться правильно употреблять слова в своей речи.

А теперь давайте выясним, каким может быть слово? Можно ли с помощью слова в чем-то убедить? Взволновать?

- Бывает ли слово красивым, искренним?

Слово может быть: убедительное, волнующее, красивое искреннее.

  • А что может сделать слово?

Слово может: Обогатить, озадачить, растревожить, Успокоить Излечить , Спасти, Обидеть

III. Итог занятия.

  • Так почему же нужно быть внимательным к слову?


Занятие 2.

Обучение грамоте.

Тема: Слово как единица речи. (закрепление).

Цель: Создание условия для осознания детьми значения слова в нашей речи.


Ход занятия.

I . Организация детей.

II. Обобщение знаний о слове.

  • О чем говорили на первом занятии? (о слове) Итак, что же такое слово? Слово - это единица речи, которое выполняет в речи определенную роль (номенотивную, указывает на признак и действие предмета). В жизни человека слово играет важную роль. Послушайте стихотворение:

Слова все прекрасны –
Богаты и звучны,
То мощны и страстны,
То нежно-певучи.

В них есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны ими
Рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

(можно использовать доступный текст, если считаете, что стихотворение сложно для восприятия дошколят.)

  • Что же умеют делать слова?

III. Итог

- О какой единице речи говорили на занятии?

- Что узнали о слове?

  • Как нужно употреблять слова в речи?

IV. Закрепление.

Загадка. Послушайте и отгадайте загадку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)


Дети, а что вы знаете о бабочках?

- Ученые скучно называют бабочек чешуекрылые. Одно из самых удивительных превращений в живой природе - перерождение гусеницы в бабочку или мотылька. Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят главным образом листья растений и растут. Затем выросшие гусеницы окукливаются и куколка превращается в бабочку, (показать картинку)

- Скажите, а что обозначает слово бабочка?

- Назовите ее признаки. Какая она?

- Какие действия совершает бабочка?

V. Графический диктант.

Сегодня мы будем изображать бабочку.

А как можно оживить бабочку? (с помощью цветных карандашей)

VI. Самооценка.

А теперь оцените свою работу. За что можно оценить вашу работу? (правильность, аккуратность, красоту)


Занятие 3.

Тема: Длиннее - короче . Измерение длины. Число 8. Цифра 8.

Цели: дать представление о длине предмета, познакомить с величиной «Длина»

Задачи:

1. научить сравнивать предметы по длине, используя слова «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»

2.научить использовать разные способы сравнивания по длине: «на глазок», «способ наложения»

3.развивать творчество;

4. воспитывать аккуратность.


Ход занятия.

I. Организационный момент. Проверка готовности.

II. Тема, целеполагание

Посмотрите отрывок из м/ф «38 попугаев»(динамическая пауза)

- О чем сегодня мы будем говорить на уроке? Чему учиться?

- Что удав измерял? (Свой рост)

- Как можно по-другому сказать?

   (измерял длину своего тела)

- Что такое длина? Все ли предметы обладают этим свойством?

Игра «Да-Нет»

- Хлопните в ладоши, если я назову предмет, который имеет длину и не хлопайте, если предмет не имеет длины

- Карандаш, парта, линейка, песок, дорога, забор, воздух, машина, сахар…

- Вспомните, как можно сравнивать предметы? (по цвету, по размеру, по форме, и… по длине)

- Какие используют слова для сравнения по длине? («Длиннее», «короче»)

- Задание на доске.  Расположите машинки по длине в порядке убывания 

- Как вы с этим справились? Что использовали? Были ли затруднения?

 

- Как можно назвать этот способ действия?(сравнили «на глазок»)

- Всегда ли можно использовать этот способ?

Создание проблемной ситуации

- Посмотрите на эти предметы.

Достаю из корзинки 2 ремня и 2 веревки почти одинаковые по длине. Сравните…(разные ответы детей)

- Кто прав? Как сравнить?

- Как же можно сравнить предметы по длине?(на глазок и способом наложения)

Задание 2 (репродуктивное)

- Не трогая  предметы, какие можно сравнить «на глаз»? (карандаши)

- Почему?  (Они прямые)

- А веревочки? (Скрученные, сравнить «на глаз» сложно)

- Какой способ надо применить? (Наложения)

Работа в парах. Каждый проговорит своему соседу, что длиннее, что короче, продемонстрирует способы сравнивания. Вместе выясните у кого самая длинная или короткая палочка (веревочка) по длине. Найдите одинаковые по длине предметы

По завершении работы подайте сигнал «Мы готовы»

III Физ. минутка

Бабочка в траве проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

В зеркало росы взглянула,

Удивилась и вспорхнула.

IV.Выполнение задания .

Посмотрите на картинки и сравните машины (кораблики) «на глаз»

V .Число и цифра 8. Выполнение задания 4.


Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний овал немного меньше нижнего. Начинают писать её немного ниже и правее середины верхней стороны. Ведут линию вправо и вверх, закругляют в правом верхнем углу клетки, затем справа налево к середине нижней стороны клетки, закругляют и поднимаются вверх к начальной точке.


-V. Итог

Чему учились на уроке?

- Какие слова используют для сравнения длины?

- Кто узнал и запомнил 2 способа сравнения?

- Кто доволен собой и может себе сказать «Молодец»?

- Поблагодарите друг друга за работу в парах






Методические рекомендации к проведению уроков предшкольной подготовки к программе «Новичок»


День девятый.


Рабочая тетрадь страница 38-44

Занятие 1.

Тема: Предложение.

Цель: Выделение предложения как единицы речи, выражающую мысль, в которой о ком-то или о чем-то говорится.




Ход занятия.

I. Организация детей

- Здравствуйте, дети. Желаю вам интересной и успешной работы на наших занятиях,

II. Работа с орнаментом.

По всему периметру листа прописываем росчерки. Сегодня соединим два элемента: вверх крючочек и петля. Когда пишите, шепотом проговаривайте.

III. Наблюдение над предложением.

На доске картинки:

Машина кораблик Цветок

- Что помещено на доске? (игрушки, предмет)

- Мы можем назвать их словом?

- На что еще можем указать у этих предметов? (на признак предмета и действие)

- А кто скажет, из чего состоит наша речь?

На доске написано:

1. Машина кораблик цветок

2. Машина едет по дороге.

3. Кораблик плывёт по воде

4.В саду вырос цветок.

- Какое высказывание дает полную и правильную информацию? Почему? О ком узнаем из второго высказывания? Что узнаем о машине? Высказывание, в котором выражается полная мысль, в котором о ком-то или о чем-то говорится и где все слова взаимосвязаны, называется предложением.

- А теперь, объясните, почему то, что записано под цифрой 1 не предложение. А под цифрой 3, 4? Составьте предложение про кораблик. Из чего состоит предложение? Сколько слов в 1-ом предложении? А во втором?

- Послушайте, сколько предложений я произнесу: Я люблю цветы. Мои любимые цветы - тюльпаны.

- Как узнали, что 2 предложения? (2 мысли, понижала голос, пауза) О ком говорится в 1-ом предложении? А о чем говорится во 2-ом предложении? На письме чтобы отделить одно предложение от другого помогают специальные правила. Первое слово пишется с заглавной буквы (показать), а в конце предложения ставится знак препинания ( ., !, ?) - пояснить. Мы уже знаем, как не умея писать, можно обозначить предложение с помощью схемы.

- Определим, сколько слов в первом предложении? (3)

- Назовите 1-ое слово Я_, 2-ое люблю, 3-е цветы. Сколько слов во 2-ом предложении? (4) Как обозначим 1-ое слово? А остальные слова? Что поставим в конце предложения?

III. Закрепление.

1) Выполни штриховку мышки.

2)- О чем говорили на занятии? (о предложении)

- Что выражает предложение?

Мама пришла. Что я произнесла? (предложение)

- Как можно дополнить это предложение?

- Кто запишет на доске схему этого предложения? Составьте свое предложение к данной схеме.


I__________________ __________________ .

Дети работают на уроке. Уменьшите предложение так, чтобы оно соответствовало данной схеме.

IV. Итог урока.

- Что запомнилось на занятии?

- Что понравилось?

- А в чем затруднялись?


Занятие 2.

Тема: Число 9. Цифра 9.Обобщение

Цель: создание условия для обобщения знаний о правилах счета и геометрических фигурах.

Задача:

1. развивать логическое мышление


Ход занятия:

I. Организация класса.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мысленно пожелайте что – то хорошее себе и своим товарищам. Я желаю вам всем успехов.

- Какими бы вы хотели увидеть сегодняшнее занятие математики? (ответы детей)

- Что для этого нужно? (думать, быть внимательными ...)

II. Работа над задачей в стихах.

- Кто из вас любит решать задачи?

- Я предлагаю вам задачу в стихах, поэтому приготовьте ваши ручки

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек.

 «Приходите все на чай!»

Сколько чаек, отвечай!



Все ли здесь цыплята, дети,

Надо сосчитать наседке.

Шесть на грядке, три во ржи.

Сколько их всего, скажи?



Посадила мама в печь

Пироги с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы

Пироги уже готовы,

Да еще один пирог

Кот под лавку уволок.

Да еще из печки пять

Маме нужно вынимать.

Если можешь, помоги —

Сосчитай-ка пироги! (9)

(выслушиваются ответы детей)

- Как доказать? (посчитать)

III. Выполнений задания 2.

Какое число у нас получалось ?

Сегодня будем учиться писать число 9.




Цифра 9 состоит из малого левого овала и большого правого полуовала. Начинают писать цифру немного ниже правого верхнего угла клетки (примерно там, где и начало цифры 6), ведут линию вверх налево, закругляя её к центру клетки, затем направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишут большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.

Физминутка

IV.Работа с геометрическим материалом

Выполнение задания 4.

Повторяем всё, что знаем о геометрических фигурах.

VI. Работа в тетради

  1. Графический диктант.

2)Выполнение заданий 6-9 на усмотрение учителя.

3)Самооценка:

- За что мы можем оценить свою работу?

VII. Итог

- Чему учились?

- Что было интересно?

- Что было трудно?


Занятие 3.

Тема: Сказки К.И. Чуковского.

Цели: - создание условия для восприятия сказок на слух.

Задачи:

- познакомить со сказками Чуковского,

- развивать интерес к чтению, речь.


Ход занятия:

I. Opг. момент. Приветствие. Пожелание.

- Да ребята, среди множества сказок у каждого есть свои любимые, а среди сказочников есть Корней Иванович Чуковский (показ портрета), которого называют "дедушка Корней". Он написал очень много сказок (выставка книг), а ребятишки, еще не умея читать, с большим удовольствием слушают и сами рассказывают его сказки.

А как он стал сказочником? Ведь он сначала разбирал произведения различных авторов - был критиком. Сказки у него родились случайно. Заболел его сын. И когда они ехали в ночном поезде, под стук колес Корней Иванович стал рассказывать:

Жил да был крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил.


- Какая сказка была написана?

А знаменитый "Мойдодыр" начался с того, что его маленькая дочь Мурочка не желала умываться. Так и превратился Чуковский в детского поэта-сказочника.

III. Рассказывание сказки

- Сегодня на занятии вы сможете стать сказочниками - рассказать отрывок из сказки Чуковского, (дети рассказывают по очереди) Попробуем, как в театре, рассказать по ролям. А за автора буду читать я.

IV.Итог.

- С творчеством, какого сказочника сегодня познакомились?

- Отрывки, каких сказок вам рассказывали сказочники-ребята?



Методические рекомендации к проведению уроков предшкольной подготовки к программе «Новичок»


День десятый.


Рабочая тетрадь стр.45-49

Занятие 1.

Тема: Обобщение знаний.

Цель: обобщение знаний детей о предложении, слове, звуке как единицах речи.



Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте дети. Сегодня последний день наших занятий. Каким вы бы хотели его видеть? Пожелаем друг другу удачи.

II. Работа с орнаментом.

По всему периметру листа прописываем росчерки. Сегодня соединим два элемента. Когда пишите, шепотом проговаривайте.

III.Работа над пройденным материалом.

- Угадайте загадку:

Далеко живёт твой друг
Но его услышал вдруг
Звук бежит по проводам -
Скажешь здесь, а слышно там.
Как забуду зарядить, не смогу поговорить, (телефон)

- А у кого из известных детских писателей, есть произведение с таким названием? ( К.И.Чуковский)

- Вспомните предложение из этого произведения со словом телефон.

- У меня зазвонил телефон. Сколько слов в этом предложении? (4).

Составим схему этого предложения.

- Что такое предложение? (Это единица речи, которая выражает мысль.)

- А из чего состоит предложение? (из слов) Давайте вспомним, что могут обозначать слова? (предмет, признак, действие)

- О каком предмете говорится в нашем предложении?

- Что о нем говорится? Что обозначает слово зазвонил? Составим схему слова телефон. Произнесем слово, выделяя каждый слог

( Те-ле-фон). Определим количество гласных звуков. Разделим слово на слоги..

Физпауза.

III. Штриховка. Выполнение задания 2.

- Сегодня будем штриховать телефон.

1) Объяснение видов штриховки

2) Самооценка. За что будете оценивать свою работу?

  1. Итог занятия:

- Чему учились на занятиях обучения грамоте?

- Что вам больше запомнилось на этих занятиях?

Продолжим наши занятия в сентябре.


Занятие 2.

Тема: Итоговая тестовая работа. Число 0. Цифра 0. Заключительная диагностика.

Цель: выявление исходного уровня математических представлений детей.


Ход занятия:

I. Организация класса.

II. Работа по теме.

1) Нарисуйте 5 солнышек.

2) Нарисуйте столько синих квадратов, сколько лапок у котенка.

3) Нарисуйте столько красных кругов, сколько вам лет.

4) Запишите все цифры, которые ты знаешь.

5) Обозначь числом количество предметов.

6)Графический диктант


Самооценка.

III. Итог.

Поблагодарить всех за работу. Пожелать успехов на лето.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!