СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к уроку МХК на тему "Романский стиль в архитектуре"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка поможет учителю при подготовке и подборке материала к уроку МХК по теме "Романский стиль". Также к этому уроку подготовлена слайд-презентация.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к уроку МХК на тему "Романский стиль в архитектуре"»

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ


После распада Римской империи на территорию западной ее части вторглись различные племена — готы, франки, бургунды, норманны.

Эти народы, недавние кочевники и язычники теперь образовали свои государства, приняли христианство. Произошло столкновение высокой, но умирающей античной цивилизации и первобытной варварской культуры, столкновение христианских идей и языческих представлений.

Сложившиеся в этих условиях религия и искусство имели в центре внимания не возвышенный и совершенный духовный мир, как это было в Византии и Древней Руси, а несовершенство грешного человечества.

Личность представлялась ареной борьбы добра и зла, души и тела, а путь к достижению идеала мыслился мучительным и драматическим.

Храмы, которые стали строить в новых государствах Западной Европы, перенимали план римских базилик, но поначалу были небольшими, скромными (церковь Санта-Мария в Наранко).

Гордые римляне в пору расцвета империи утверждали: "Все дороги ведут в Рим! Потом эту поговорку забыли. И было время, когда мостовые древнего города поросли травой. Но в 1000 году нашей эры по всем дорогам Европы снова потянулись в Рим десятки тысяч людей.

Уже к середине декабря город был переполнен. Жили на улицах, в садах, на площадях. Казалось, нет больше свободного места. А люди все приходили и приходили. Несмотря на многолюдье, в городе царила непривычная тишина. И жители Рима, и пришедшие ходили в темных одеждах, молчаливые, задумчивые. Все ждали конца света. Он должен был наступить с началом нового тысячелетия, в ночь с 31 декабря на 1 января.

Так утверждали монахи, так было предсказано в речениях пророка Даниила и апостола Иоанна Богослова, в проповедях святого Августина. Пророчествам верили безусловно.

С утра 31 декабря все пришедшие в Рим потянулись к базилике Святого Петра. Она стояла на месте старого цирка, где когда-то император Нерон дикими зверями травил первых христиан.

На этом печальном месте по преданию похоронили апостола Петра. А потом воздвигли над могилой огромный пятинефный храм.

К нему двигалась разноликая, разноязычная толпа. Когда сгустились сумерки, появились монахи. Они двигались, неся перед собой зажженные свечи и шепча молитвы.

Когда колокол ударил полночь, вся толпа пала на землю. И страшный рев потряс Рим и его окрестности. Десятки тысяч собравшихся возопили: "Помилуй!"

Колокол пробил последний раз. И ничего не произошло. Конец света не наступил. Возликовавшая толпа в едином порыве запела: "Тебя, Господи, хвалим" Наступило утро 1 января 1001 года.

Вскоре после этого повсеместно приступили к постройке церквей. Их строили даже тогда, когда в том не было необходимости. Каждая христианская община спешила воздвигнуть каменный храм.

Причем храм-крепость, ибо после распада в империи Карла Великого в Европе наступил период феодальной раздробленности, когда набеги и сражения стали неотъемлемой частью повседневной жизни.

Так родился романский стиль архитектуры более всего проявившийся в соборах и замках крепостного характера.

В основу храма легла римская базилика, но сильно видоизмененная. Почему? Причина в том, что постепенно церковные службы обретали все большую пышность и театральность. Увеличивалось число служителей и певчих, принимавших в них участие. В конце концов, настал момент, когда хор — площадка перед алтарем — уже не могла их всех вместить. Тогда появился на свет поперечный неф — трансепт.

Храм в плане стал напоминать вытянутый крест. Такая форма воплощает идею "крестного пути", пути страданий и искупления, которая составляет основную идею католичества.

Грандиозные размеры собора внушали мысль о слабости человека. Снаружи и внутри романский храм суров и массивен. Подобно замку-крепости он увенчан несколькими башнями.

Для того, чтобы подчеркнуть центр базилики и придать новой форме храма композиционную красоту, на перекрестии центрального нефа и трансепта начали сооружать световую башню с высокой пирамидальной крышей.

Вторая башня служила колокольней. Колокола сзывали на молитву, их звон служил своего рода часовой мерой.

Третья башня служила наблюдательной вышкой. Окруженный крепостной стеной город был деревянным, храм зачастую был единственным сооружением из камня, и являлся последним рубежом обороны. С его башни можно было заметить приближение врага и успеть снести под защиту его каменных стен в час опасности богатства города.

Потом уже появились и другие башни. Их могло быть и 6, и 7, и 9. Но их сооружали уже лишь для красоты и величия всего строения, да еще для освещения.

Наружный облик романского храма исполнен спокойной и торжественно-суровой силы. Это впечатление подчеркивали массивные стены, толщина которых была зрима в проблемах ступенчато углубленных окон и порталов.

Потолок имел крестовые своды, придуманные еще римлянами: каждый квадрат потолка, образованный четырьмя колоннами, перекрыт двумя полуцилиндрами, пересекающимися крест-накрест.

Все ребра получившихся изогнутых арок (нервюр) утолщили, усилили, и теперь не весь свод, а только они давили на опоры. Треугольные же пространства между ребрами, как и в парусах крестово-купольных храмов, заполнили облегченными плитами, тем самым сделав легче весь свод.

Нервюра — арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода.

Античную колонну мастера романского стиля превратили с одной стороны в часть декоративного оформления (вспомните полуколонки храмов Владимиро-Суздальской школы).

С другой стороны, эти же колонны видоизменились в мощный опорный столб. Но это именно колонна — с особой, так называемой романской капителью — в виде перевернутой острием на ствол колонны, расплющенной тяжестью свода пирамиды.

От римлян заимствовали и арки. Но архитекторы словно играют ими. Возьмем окно: две маленькие арочки с общей небольшой колонкой посередине расположены в раме большой арки.

Углубляя портал, подчеркивая мощь кладки, постепенно уменьшаются арки входа.

Как ожерелье под самой крышей апсиды, а иногда и вдоль всего фасада тянется аркатурный фриз (аркатура) тоже уже знакомая нам по Владимиро-Суздальской школе.

Вход в романский собор, как правило, находился сбоку. Или посередине базилики, или иногда в торцах трансептов.

В раннем романском стиле принято было покрывать стены живописью, но уже с конца XI века появились и стали господствовать рельефы, особенно на порталах, фасадах и капителях.

Например, бронзовые двери церкви в Хильдесхейме — один из ранних романских рельефов — здесь 16 сцен из Ветхого и Нового завета. Рельефы простодушны и грубоваты, словно никогда не было изысканной и утонченной античности.

Народные, языческие основы особенно отчетливо видны в изображениях различных существ на капителях и у подножия колонн соборов, на окнах и рельефах стен: здесь и львы и полуящеры-полуптицы, и обезьяны и всякого рода фантастические существа. Не случайно церковные деятели часто не одобряли скульптурного убранства храмов.

Особую роль играли рельефы полукруглых тимпанов над входами в соборы. Здесь как бы проходила граница двух миров — мирского, грешного и церковного, священного.

Чаще всего здесь помещали сцены Страшного суда. Как на тимпане собора Сен Лазар в Отеке (Франция).

Страшный суд, это по христианскому учению о конце света, предстоящий в "конце времен" суд вторично пришедшего Иисуса Христа над всеми, когда-либо жившими людьми, воскресающими во плоти в этот день.

Они получают сообразно со своими делами либо вечные блаженство в раю, либо вечное наказание в аду.

На рельефе тимпана огромная фигура Христа окружена святым сиянием, которое поддерживают четыре ангела.

Слева от Христа изображены праведники, попадающие в рай (ангелы помогают им влезть на стены).

Справа — взвешивание души и ад, внизу длинной чередой идут на суд воскресшие из мертвых.

Бог в романских рельефах представлен как судья и защитник, он не парит высоко над миром (как в Византии или на Руси), а непосредственно окружен праведниками и грешниками.

Богоматерь с младенцем тоже вполне земная с простоватым лицом одной из местных жительниц.

Шедевром романского стиля принято считать архитектурный ансамбль в Пизе, включающий в себя собор, баптистерий (крещальню) и кампанилу (колокольню), известную всему миру как падающая Пизанская башня (1174—1372).


Пизанская богиня и собор

По легенде 150 тысяч бочек земли на пятистах кораблях привезли с горы Голгофы и ссыпали под фундамент будущего соборного ансамбля "Каппо-Санто".

Так, одним махом, строители придали всему сооружению должную святость, а его фундаменту — твердость.

Ведь когда собрались строить собор, вся территория города была плотно застроена. Вся, кроме заболоченного участка на окраине. Его и решили пустить в дело.

Пришлось отвести русло протекавшей невдалеке речки, периодически затоплявшей площадь, и привезти "из-за тридевяти земель" грунт под фундамент.

Под заболоченным участком оказался каменный пласт. Собор и баптистерий построены на нем, а колокольня — кампанила оказалась наполовину стоящей на прочном основании, наполовину — на оседающей грунте. Южная сторона башни начала проседать уже при строительстве.

Из-за этого строительство несколько раз прерывалось и было завершено лишь к 1350 году, то есть через 206 лет после начала.

Уже со второго яруса башню стали строить с коррективами: колонны, стоящие с южной стороны, делали более высокими, чем северные.

Во 2-м ярусе на 3 см

в 3-м — на 4

в 4-м — на 7

в 5-м — на 8

в 6-м — на 9

в 7-м — на 14 см

Таким образом, ось башни получила характерное, присущее только ей одной искривление, которое в сочетании с наклоном и придает башне особую прелесть и устойчивость и одновременно делает невозможными все проекты "выпрямления" этого "падающего чуда".

Семь ярусов аркатуры на стенах башни, аркатура по фасаду собора, облицовка цветным камнем обеспечивают этому архитектурному ансамблю светлое, праздничное звучание.

Другой тип романской архитектуры — укрепленное жилище феодала — замок. Зачастую использовались естественные укрепления — холмы или скалы, острова или излучины рек.

На равнине стены замка окружали валами и рвами, через которые перекидывались подъемные мосты.

На мощных стенах и башнях вверху сделаны навесные бойницы-машикули для литья расплавленной смолы и кипятка и стрельбы по вплотную подошедшему врагу.

Линии стен, прорезанные боевыми щелями, следовали рельефу местности, приспосабливаясь к нему.

Замки господствовали над округой как наглядное выражение могущества сюзерена.

Они прекрасно гармонировали с природным окружением, повторяя и обогащая естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом строительства, органично сочетался с почвой и зеленью.

Непременной составной частью романского замка была главная, стоящая в самом недоступном месте башня-донжон, служившая последним убежищем при нападении неприятеля.

Внутри башни одно над другим были расположены жилые помещения.

В подвале часто делали колодец с водой и хранили запасы продуктов на случай осады. Здесь же была и замковая темница.

В толще стены башни делали винтовую лестницу. По ней можно было спуститься в подземный ход, выводивший в реке или густому лесу.

Среди шедевров романской замковой архитектуры, — знаменитый лондонский Тауэр — замок-крепость на берегу Темзы служивший в свое время и королевской резиденцией (до XVII в.) и главной английской государственной тюрьмой, где умертвили или казнили нескольких коронованных особ, в том числе Генриха VI Ланкастера, убитого здесь по приказу его соперника в войне Алой и Белой розы Эдуарда IV Йорка в конце XV века.

Именно Тауэр видел кончину жен знаменитого Генриха VIII из династии Тюдоров.

Имена эти, возможно, знакомы вам по фильмам и книгам, а события будут рассматриваться на уроках истории.

Запомните "Белую башню" Тауэра (1078—1085).

Тем же, кто больше любит приключенческие романы Александра Дома-отца, стоит вспомнить знаменитый форт Ла Рошель из "Трех мушкетеров".

Архитектура романского стиля, развиваясь во многочисленных герцогствах, княжествах и королевствах Европы имела ряд местных особенностей, но в целом всегда сохраняла ясность плана и композиции, внушительную монолитность, рождающую ощущение подлинного величия и силы.

Господствуя над округой замки были наглядным выражением могущества феодала, а соборы подобием града Божьего на земле.

Родился романский стиль из римской архитектуры.

Черты этого стиля есть в русском зодчестве владимиро-суздальской школы.

А сам романский стиль стал колыбелью готики, о которой мы будем говорить на следующем уроке.

Итак, романский стиль — художественный стиль X—XII веков в Европе сложившийся на основе римских традиций.

Признаки романского стиля:

1. крестовый свод на нервюрах (нервюры — арки из тесаных клинчатых камней, укрепляющие ребра свода)

2. романская капитель

3. аркатурный пояс из полуколонок

4. романское окно

5. перспективные порталы и окна

6. тимпан — полукруглая, треугольная или стрельчатая ниша с рельефом или живописью над окном или дверью

7. донжон — главная башня замка с подземным ходом в лесу или реке

Шедевры романского стиля:

1. Пизанская башня (падающая)

2. Тауэр — резиденция английских королей и главная английская тюрьма.


4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!