Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
«СОГЛАСОВАНО» на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин Протокол №3 от «21» октября 2016г. Председатель ЦМК Швецова Т. Ю.______________ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
для студентов медицинского колледжа I курса
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Методические рекомендации подготовлены
преподавателем биологии
З.М.СМИРНОВОЙ
г. Севастополь
2016 г
Пояснительная записка
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся составлены на основе рабочей программы по учебной дисциплине Биология.
Самостоятельная работа студентов является основной формой образовательного процесса и способствует формированию общих компетенций:
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Цели самостоятельной работы:
- систематизировать и закреплять полученные теоретические знания и практические умения;
- структурировать большой объём теоретического материала;
- формировать умения использовать специальную и дополнительную литературу;
- развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить;
- формировать самостоятельное мышления;
- развивать исследовательские умения.
Объем самостоятельной работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и является обязательной для каждого студента.
Контроль и оценка качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы осуществляются в рамках текущего контроля.
Методические рекомендации должны помочь обучающемуся овладеть учебным материалом в процессе подготовки к занятиям и экзамену.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема. Уровни организации живой природы. Признаки живых организмов
Задание 1.
- Охарактеризовать свойства живого.
- Заполнить таблицу «Признаки живых организмов»
Фундаментальные свойства живого
Самовоспроизведение Саморегуляция Самообновление
Задание 2. Дать характеристику признакам живым организмов. Заполнить таблицу.
Признаки живых организмов
N п\п | Признак | Характеристика |
1 | Единство химического состава | |
2 | Обмен веществ и энергии | |
3 | Самовоспроизведение и наследственность | |
4 | Изменчивость | |
5 | Развитие и рост | |
6 | Адаптация | |
7 | Саморегуляция | |
8 | Дискретность и целостность | |
Задание 3. Охарактеризовать уровни организации живой материи. Заполнить таблицу.
Уровни организации живой материи
N п\п | Уровни | Характеристика |
1 | Молекулярно - генетический | |
2 | Клеточный | |
3 | Тканевый | |
4 | Организменный | |
5 | Популяционно-видовый | |
6 | Биогеоценотический | |
7 | Биосферный | |
Тема «Химический состав клетки»
Задание 1. Заполнить структурно-логическую схему
Химические вещества клетки
Неорганические Органические
Функции Функции Функции Функции Функции Функции Функции
-……….. -……….. -……….. -……….. -……….. -……….. -………..
-……….. -……….. -……….. -……….. -……….. -……….. -………..
Задание 2. Заполнить структурно-логическую схему
Углеводы
Моносахариды Олигосахариды Полисахариды
Строение……. Строение……. Строение…….
Свойства…… Свойства…… Свойства……
Представители… Представители… Представители…
Задание 3. Сделать сравнение сроения и функций ДНК и РНК
Сравнение ДНК и РНК
ДНК РНК
-…………….. -……………..
-…………….. -……………..
-…………….. -……………..
Функции: Функции:
-……………. -……………...
Тема «Многообразие живой природы»
Задание 1. Заполнить структурно-логическую схему «Структурно-функциональные части прокариотической клетки»
Структурно-функциональные части прокариотической клетки:
Поверхностный аппарат Цитоплазма Генетический материал
- ………..
- ……….. Гиалоплазма Цитоплазматические - …………………
- ……….. - …………. структуры - …………………
- ………. -………….. - …………..
- …………..
-……………
-……………
Тема «Структурно-функциональные части эукариотической клетки»
Задание 1. Заполнить структурно-логическую схему «Структурно-функциональные части прокариотической клетки»
Структурно-функциональные части эукариотической клетки
Поверхностный аппарат Цитоплазма Ядро
- ……..
Пламалемма Субмембранный Гиалоплазма - ……..
- ……… комплекс - …….. Цитоплазматические - …….
- ……… - ………. - …….. структуры
Надмембранный - …………
комплекс:
в животной - ….
в растительной - ….
грибы - ………
Задание 2. Заполнить структурно-логическую схему «Структурно-функциональные части цитоплазмы эукариотической клетки»
Структурно-функциональные части цитоплазмы эукариотической клетки
Гиалоплазма Органеллы Включения:
- ………….
-…… -…… Общего значения Специального значения - ………….
- ………….
мембранные немембранные: мембранные немембранные:
-……….. -……….. -………..
-……….. -……….. -………..
-………..
одномембранные двумембранные
органеллы: органеллы:
-………….. -………….
-…………. -………….
-………….
-………….
Задание 3. Сравнить особенности строения про- и эукариотических организмов. Заполнить таблицу.
Сравнение про- и эукариотических организмов
| Прокариоты | Эукариоты |
Размер клеток | | |
Метаболизм | | |
Органеллы | | |
ДHК | | |
Цитоплазма | | |
Деление клеток, клеточная оpганизация | | |
Генотип | | |
Задание 4. Сравнить растительную и животную клетки.
Эукариотический тип организации
Признаки | Растительная клетка | Животная клетка |
Пластиды | | |
Способ питания | | |
Синтез АТФ | | |
Клеточный центр | | |
Клеточная стенка | | |
Вакуоли | | |
Тема «Ядро клетки. Наследственный аппарат клетки человека»
Задание 1. Заполнить структурно-логическую схему «Структурные компоненты ядра»
Структурные компоненты ядра
Ядерная – Кариоплазма –
оболочка
Наружная Внутренняя Ядрышко –
мембрана – мембрана –
Функция – Хроматин –
Поры (строение; функции)
Функции ядерной оболочки: Эухроматин Гетерохроматин
- …………
- …………
Функция хроматина –
- ……….
- ……….
Задание 2. Изучить и схематично зарисовать строение хромосом с нормальным и удвоенным количеством ДНК с краткой записью хромосомного набора.
Строение хромосом
С нормальным количеством ДНК С удвоенным количеством ДНК
(однохроматидная хромосома – 1n1c) (двухроматидная или метафазная
плечо хромосома –1n2c)
центромера или первичная перетяжка
плечо центромера соединяет хроматиды
хроматида хроматида
Задание 4. Охарактеризовать виды хромосом
Виды хромосом
Аутосомы – Гетерохромосомы –
……………. …………………….
Задание 5. Охарактеризовать клетки, отличающие по набору хромосом
Клетки, отличающиеся по набору хромосом
Соматические – Половые –
………………… …………………
Тема «Обмен веществ и превращение энергии в клетке»
Задание 1. Заполнить структурно-логическую схему «Обмен веществ и превращение энергии в клетке»
«Обмен веществ и превращение энергии в клетке»
Энергетический обмен – Пластический обмен –
диссимиляция (катаболизм) ассимиляция (анаболизм)
I этап – подготовительный: Автотрофные организмы Гетеротрофные
(зеленые растения) – организмы
(животные) –
II этап – анаэробный (гликолиз): Миксотрофные
– неполное окисление организмы –
III этап – аэробный
– полное окисление:
Задание 2. Заполнить таблицу «Этапы энергетического обмена»
Этапы | Химические реакции | Образование АТФ |
I этап Подготовительный (в пищеварительной системе) | | |
II этап (анаэробный) Гликолиз или цикл пировиноградной кислоты. (в цитоплазме клетки) | | |
III этап (аэробный) (клеточное дыхание) | | |
Итоговое уравнение | | |
Тема «Генетический код. Биосинтез белка»
Задание 1. Заполнить структурно-логическую схему «Этапы биосинтеза белка»
Этапы биосинтеза белка
I этап – транскрипция II этап – трансляция
– ……. –……..
процессинг…. Стадии:
………
………
………
………
……….
Тема «Размножение на клеточном уровне»
Задание 1. Охарактеризовать основные формы размножения
Формы размножения
Бесполое Половое
Задание 2. Дать определение способам бесполого размножения и привести примеры
Бесполое размножение
Одноклеточных организмов: Многоклеточных организмов:
- Простое деление надвое………. - Вегетативное размножение растений…...
- Шизогония, или множественное - Вегетативное размножение животных
деление………………………….. (фрагментация и полиэмбриония)……….
- Почкование…………………….. – Спорообразование у растений…………..
- Спорообразование……………..
Задание 3. Дать определение способам полового размножения
Половое размножение
Одноклеточных организмов: Многоклеточных организмов:
- Коньюгация…………. С оплодотворением Без оплодотворения
- Копуляция
Тема «Воспроизведение клеток»
Задание 1. Дать краткую характеристику типам деления эукариотических клеток
Типы деления эукариотических клеток
Амитоз – Митоз – Мейоз –
прямое деление непрямое деление
…………… ……………. ……………
Задание 2. Изучить митотический цикл клетки. Охарактеризовать изменения наследственного аппарата в каждый период интерфазы и митоза.
Задание 3. Охарактеризовать изменения наследственного аппарата клетки после интерфазы, I и II делений мейоза.
Задание 4. Сравнить митоз и мейоз.
Фаза | Митоз | Мейоз |
1 деление | 2 деление |
Интерфаза | | | |
Профаза | | | |
Метафаза | | | |
Анафаза | | | |
Телофаза | | | . |
Задание 5. Составить краткую, обобщенную характеристику овогенеза и сперматогенеза
Признаки | Сперматогенез | Овогенез |
Половые железы, половые клетки | | |
Характерные особенности половых клеток: - относительные размеры - подвижность - форма - наличие питательных веществ | | |
Особенности развития половых клеток на разных стадиях: - стадия размножения - стадия роста - стадия созревания - стадия формирования | | |
Литература
Основная:
Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/
[В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.
Константинова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,
2014. 320 с.
3. Биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций с прил.
на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С.
Кучменко, Т. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.
Дополнительная:
1. Лекции по мед. биологии под ред. В.О. Королёва, В.М. Ярыгина. К., Высшая школа,
1993 г.
2. Сухомлин Н.И. Биология в понятиях, терминах, таблицах и схемах. К., ТОВ «Лотос», 1997 г.
3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М., Мир, 1988 г.
4. Основы общей биологии под ред. Э. Либерта. М., Мир, 1982 г.