СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации должны помочь обучающемуся овладеть учебным материалом в процессе подготовки к занятиям и экзамену

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе по биологии»


Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»



«СОГЛАСОВАНО»

на заседании ЦМК

общеобразовательных дисциплин
Протокол №3 от «21» октября 2016г.

Председатель ЦМК

Швецова Т. Ю.______________






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

для студентов медицинского колледжа I курса

по специальности 34.02.01 Сестринское дело










Методические рекомендации подготовлены

преподавателем биологии

З.М.СМИРНОВОЙ
















г. Севастополь

2016 г

Пояснительная записка

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся составлены на основе рабочей программы по учебной дисциплине Биология.

Самостоятельная работа студентов является основной формой образовательного процесса и способствует формированию общих компетенций:

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Цели самостоятельной работы:

- систематизировать и закреплять полученные теоретические знания и практические умения;

- структурировать большой объём теоретического материала;

- формировать умения использовать специальную и дополнительную литературу;

- развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить;

- формировать самостоятельное мышления;

- развивать исследовательские умения.

Объем самостоятельной работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и является обязательной для каждого студента.

Контроль и оценка качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы осуществляются в рамках текущего контроля.

Методические рекомендации должны помочь обучающемуся овладеть учебным материалом в процессе подготовки к занятиям и экзамену.











ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Тема. Уровни организации живой природы. Признаки живых организмов

Задание 1.

- Охарактеризовать свойства живого.

- Заполнить таблицу «Признаки живых организмов»

Фундаментальные свойства живого



Самовоспроизведение Саморегуляция Самообновление



Задание 2. Дать характеристику признакам живым организмов. Заполнить таблицу.

Признаки живых организмов

N

п\п

Признак

Характеристика

1

Единство химического состава


2

Обмен веществ и энергии


3

Самовоспроизведение и наследственность


4

Изменчивость


5

Развитие и рост


6

Адаптация


7

Саморегуляция


8

Дискретность и целостность




Задание 3. Охарактеризовать уровни организации живой материи. Заполнить таблицу.

Уровни организации живой материи

N

п\п

Уровни

Характеристика

1

Молекулярно - генетический


2

Клеточный


3

Тканевый


4

Организменный


5

Популяционно-видовый


6

Биогеоценотический


7

Биосферный


Тема «Химический состав клетки»

Задание 1. Заполнить структурно-логическую схему

Химические вещества клетки

Неорганические Органические




Функции Функции Функции Функции Функции Функции Функции

-……….. -……….. -……….. -……….. -……….. -……….. -………..

-……….. -……….. -……….. -……….. -……….. -……….. -………..






Задание 2. Заполнить структурно-логическую схему

Углеводы

Моносахариды Олигосахариды Полисахариды

Строение……. Строение……. Строение…….

Свойства…… Свойства…… Свойства……

Представители… Представители… Представители…



Задание 3. Сделать сравнение сроения и функций ДНК и РНК

Сравнение ДНК и РНК

ДНК РНК

-…………….. -……………..

-…………….. -……………..

-…………….. -……………..

Функции: Функции:

-……………. -……………...











Тема «Многообразие живой природы»

Задание 1. Заполнить структурно-логическую схему «Структурно-функциональные части прокариотической клетки»

Структурно-функциональные части прокариотической клетки:



Поверхностный аппарат Цитоплазма Генетический материал
-
………..
- ……….. Гиалоплазма Цитоплазматические - …………………
- ……….. - …………. структуры - …………………
- ………. -………….. - …………..
- …………..
-……………
-……………





Тема «Структурно-функциональные части эукариотической клетки»

Задание 1. Заполнить структурно-логическую схему «Структурно-функциональные части прокариотической клетки»

Структурно-функциональные части эукариотической клетки

Поверхностный аппарат Цитоплазма Ядро
- ……..
Пламалемма Субмембранный Гиалоплазма - ……..
- ……… комплекс - …….. Цитоплазматические - …….
- ……… - ………. - …….. структуры
Надмембранный - …………
комплекс:
в животной - ….
в растительной - ….
грибы - ………













Задание 2. Заполнить структурно-логическую схему «Структурно-функциональные части цитоплазмы эукариотической клетки»

Структурно-функциональные части цитоплазмы эукариотической клетки

Гиалоплазма Органеллы Включения:

- ………….
-…… -…… Общего значения Специального значения - ………….
- ………….

мембранные немембранные: мембранные немембранные:

-……….. -……….. -………..

-……….. -……….. -………..

-………..


одномембранные двумембранные

органеллы: органеллы:

-………….. -………….

-…………. -………….
-………….
-………….


Задание 3. Сравнить особенности строения про- и эукариотических организмов. Заполнить таблицу.

Сравнение про- и эукариотических организмов


Прокариоты

Эукариоты

Размер клеток



Метаболизм



Органеллы



ДHК



Цитоплазма



Деление клеток, клеточная
оpганизация



Генотип







Задание 4. Сравнить растительную и животную клетки.

Эукариотический тип организации

Признаки

Растительная клетка

Животная клетка

Пластиды



Способ питания



Синтез АТФ



Клеточный центр



Клеточная стенка



Вакуоли





Тема «Ядро клетки. Наследственный аппарат клетки человека»

Задание 1. Заполнить структурно-логическую схему «Структурные компоненты ядра»

Структурные компоненты ядра


Ядерная – Кариоплазма –
оболочка


Наружная Внутренняя Ядрышко –
мембрана – мембрана –

Функция – Хроматин –

Поры (строение; функции)



Функции ядерной оболочки: Эухроматин Гетерохроматин
- …………
- …………
Функция хроматина –
- ……….
- ……….







Задание 2. Изучить и схематично зарисовать строение хромосом с нормальным и удвоенным количеством ДНК с краткой записью хромосомного набора.

Строение хромосом

С нормальным количеством ДНК С удвоенным количеством ДНК

(однохроматидная хромосома – 1n1c) (двухроматидная или метафазная

плечо хромосома –1n2c)

центромера или первичная перетяжка

плечо центромера соединяет хроматиды

хроматида хроматида









Задание 4. Охарактеризовать виды хромосом

Виды хромосом

Аутосомы – Гетерохромосомы –
……………. …………………….





Задание 5. Охарактеризовать клетки, отличающие по набору хромосом

Клетки, отличающиеся по набору хромосом

Соматические – Половые –
………………… …………………





Тема «Обмен веществ и превращение энергии в клетке»

Задание 1. Заполнить структурно-логическую схему «Обмен веществ и превращение энергии в клетке»

«Обмен веществ и превращение энергии в клетке»


Энергетический обмен – Пластический обмен –
диссимиляция (катаболизм) ассимиляция (анаболизм)



I этап – подготовительный: Автотрофные организмы Гетеротрофные
(зеленые растения) – организмы
(животные) –

II этап – анаэробный (гликолиз): Миксотрофные
– неполное окисление организмы –

III этап – аэробный
– полное окисление:





Задание 2. Заполнить таблицу «Этапы энергетического обмена»

Этапы

Химические реакции

Образование АТФ

I этап
Подготовительный

(в пищеварительной системе)



II этап (анаэробный) Гликолиз или цикл пировиноградной кислоты. (в цитоплазме клетки)



III этап (аэробный) (клеточное дыхание)



Итоговое уравнение







Тема «Генетический код. Биосинтез белка»

Задание 1. Заполнить структурно-логическую схему «Этапы биосинтеза белка»

Этапы биосинтеза белка

I этап – транскрипция II этап – трансляция

– ……. –……..

процессинг…. Стадии:

  1. ………

  2. ………

  3. ………

  4. ………

  5. ……….







Тема «Размножение на клеточном уровне»

Задание 1. Охарактеризовать основные формы размножения

Формы размножения

Бесполое Половое







Задание 2. Дать определение способам бесполого размножения и привести примеры

Бесполое размножение

Одноклеточных организмов: Многоклеточных организмов:
- Простое деление надвое………. - Вегетативное размножение растений…...
- Шизогония, или множественное - Вегетативное размножение животных
деление………………………….. (фрагментация и полиэмбриония)……….
- Почкование…………………….. – Спорообразование у растений…………..
- Спорообразование……………..



Задание 3. Дать определение способам полового размножения

Половое размножение

Одноклеточных организмов: Многоклеточных организмов:
-
Коньюгация…………. С оплодотворением Без оплодотворения
- Копуляция





Тема «Воспроизведение клеток»

Задание 1. Дать краткую характеристику типам деления эукариотических клеток

Типы деления эукариотических клеток


Амитоз – Митоз – Мейоз –
прямое деление непрямое деление

…………… ……………. ……………




Задание 2. Изучить митотический цикл клетки. Охарактеризовать изменения наследственного аппарата в каждый период интерфазы и митоза.

Задание 3. Охарактеризовать изменения наследственного аппарата клетки после интерфазы, I и II делений мейоза.







Задание 4. Сравнить митоз и мейоз.

Фаза

Митоз

Мейоз

1 деление

2 деление

Интерфаза




Профаза




Метафаза




Анафаза




Телофаза



.







Задание 5. Составить краткую, обобщенную характеристику овогенеза и сперматогенеза

Признаки

Сперматогенез

Овогенез

Половые железы, половые клетки



Характерные особенности половых клеток:

- относительные размеры

- подвижность

- форма

- наличие питательных веществ

 

 


 

 


Особенности развития половых клеток на разных стадиях:

- стадия размножения

- стадия роста

- стадия созревания

- стадия формирования

 


 

 

 

 






















Литература

Основная:

  1. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /

[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.

  1. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/

[В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.

Константинова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,

2014. 320 с.

3. Биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций с прил.
на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С.
Кучменко, Т. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.



Дополнительная:

1. Лекции по мед. биологии под ред. В.О. Королёва, В.М. Ярыгина. К., Высшая школа,
1993 г.

2. Сухомлин Н.И. Биология в понятиях, терминах, таблицах и схемах. К., ТОВ «Лотос», 1997 г.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М., Мир, 1988 г.

4. Основы общей биологии под ред. Э. Либерта. М., Мир, 1982 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!