СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по формированию учебного умения подбирать синонимы для устранения повторов в тексте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по формированию учебного умения подбирать  синонимы для устранения повторов в тексте

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по формированию учебного умения подбирать синонимы для устранения повторов в тексте»

Методические рекомендации по формированию учебного умения подбирать синонимы для устранения повторов в тексте


Синонимы - это (греч. synonymos — одноименный) слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания. 

Работа над синонимами начинается с первого класса уже на страницах «Азбуки».

Практически, в большей части рассказов и стихотворений, присутствующих в книгах для чтения, есть синонимы, с которыми может быть проведена семантическая работа: большой и огромный, хорошо и прекрасно, и т.д. Целесообразно также работать над синонимами из разных произведений.

Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

  1. Умение обнаружить синонимы в тексте, объяснить значение и оттенки значений, найти различия между словами – синонимами;

  2. Умение подбирать синонимы, которые могут служить заменой данному, и выяснять оттенки значений, различий употребления;

  3. Специальные упражнения с синонимами (градация синонимов и др.);

  4. Использование синонимов в речи, т.е. их активизация;

  5. Исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов); замена слова другими, синонимичными ему и более уместными в данном тексте.

При обогащении речи детей синонимами можно следовать двум направлениям:

  • при чтении текста, учащиеся находят в нем, небольшие синонимические ряды с уместным их использованием;

  • подбор синонимов самими детьми, который направлен на обучение детей точному употреблению слов. Обобщается внимание на оттенки синонимов.

Для работы с синонимами необязательно искать в тексте их группу, можно это сделать самостоятельно. Такой вид занятий очень эффективен, т.к. он заставляет детей использовать свой словарный запас и повышает, таким образом, уровень познавательности активности школьников.

Работа с синонимами должна проводиться в следующей последовательности:

  • подбор слов, близких по значению;

  • выяснение понимания детьми значений слов;

  • составление словосочетаний и предложений с синонимами для уточнения оттенков их значений;

  • использование слов-синонимов и составленных с ними предложений в речи (например, при составлении рассказа по картинке).

Такая работа способствует как обогащению и активизации словарного запаса детей, так и формированию умения подбирать синонимы для устранения повторов в тексте





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!