Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по формированию учебного умения подбирать синонимы для устранения повторов в тексте»
Методические рекомендации по формированию учебного умения подбирать синонимы для устранения повторов в тексте
Синонимы - это (греч. synonymos — одноименный) слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания.
Работа над синонимами начинается с первого класса уже на страницах «Азбуки».
Практически, в большей части рассказов и стихотворений, присутствующих в книгах для чтения, есть синонимы, с которыми может быть проведена семантическая работа: большой и огромный, хорошо и прекрасно, и т.д. Целесообразно также работать над синонимами из разных произведений.
Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:
Умение обнаружить синонимы в тексте, объяснить значение и оттенки значений, найти различия между словами – синонимами;
Умение подбирать синонимы, которые могут служить заменой данному, и выяснять оттенки значений, различий употребления;
Специальные упражнения с синонимами (градация синонимов и др.);
Использование синонимов в речи, т.е. их активизация;
Исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов); замена слова другими, синонимичными ему и более уместными в данном тексте.
При обогащении речи детей синонимами можно следовать двум направлениям:
при чтении текста, учащиеся находят в нем, небольшие синонимические ряды с уместным их использованием;
подбор синонимов самими детьми, который направлен на обучение детей точному употреблению слов. Обобщается внимание на оттенки синонимов.
Для работы с синонимами необязательно искать в тексте их группу, можно это сделать самостоятельно. Такой вид занятий очень эффективен, т.к. он заставляет детей использовать свой словарный запас и повышает, таким образом, уровень познавательности активности школьников.
Работа с синонимами должна проводиться в следующей последовательности:
подбор слов, близких по значению;
выяснение понимания детьми значений слов;
составление словосочетаний и предложений с синонимами для уточнения оттенков их значений;
использование слов-синонимов и составленных с ними предложений в речи (например, при составлении рассказа по картинке).
Такая работа способствует как обогащению и активизации словарного запаса детей, так и формированию умения подбирать синонимы для устранения повторов в тексте