Методические рекомендации по формированию мотивации к изучению математики у учащихся системы пенитенциарного образования.
Прежде чем призвать человека к какой-либо
деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой
деятельности, что у него напряжены все
силы, необходимые для неё.
Л.С. Выготский
Образование – процесс становления и обучения человека, направленный на формирование его умственных и физических возможностей, приобретение знаний и навыков.
В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, согласно уголовно-исполнительному законодательству, образование выступает как основное средство их исправления. Поэтому в пенитенциарных учреждениях созданы общеобразовательные школы, учебно-консультационные пункты, открыты профессиональные училища.
Многие осужденные желают учиться в школе, связывая учебу с дальнейшими перспективами в жизни (поступление в техникум, ВУЗ, работа по приобретенной профессии и т.д.). Но основная часть из этих осужденных, имеют значительный перерыв в учебе, неудачный предыдущий опыт, связанный со школой, поэтому утратили навыки и привычки учебной работы, интерес к познавательной деятельности. Часть осужденных, подлежащих обучению, негативно относится к обучению, поэтому либо отказываются посещать школу, либо идут учиться, мотивируя личными факторами: «чтобы быстрее проходило время», «заставляют», «чтобы не быть наказанными», «получить поощрение в виде условно-досрочного освобождения или социальных выплат».
Поэтому педагоги, работающие в школах системы пенитенциарного образования находятся в педагогическом поиске более успешных форм и методов пробуждения у учащихся – осужденных желания получать знания, выработки у них положительной мотивации к обучению.
Психолого - педагогическое осмысление: мотивация как основа деятельности человека.
Человек - существо, которое постоянно находится в деятельности. Причем, деятельность человека всегда целенаправлена и мотивированна.
Мотивация – побуждение к действию определенным мотивом. Понятие мотива у разных ученных трактуется по-разному. Наиболее распространённой точкой зрения является определение мотива А.Н. Леонтьева как цель.
Х. Хекхаузен трактует понятие мотива как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление.
Мотивация является важнейшим компонентом учебной деятельности, а выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий сформированности личности.
Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность.
Иногда термин «учебная мотивация» ставится в синонимический ряд с понятием научения, учения, обучение.
Мотивация учения – комплекс учебных мотивов, имеющих определенную структуру (иерархию), включающая в качестве побуждений идеалы, убеждения, интересы, социальные установки личности.
В психологии и педагогике выделяют две большие группы учебных мотивов:
Внутренние или познавательные мотивы, заложенные в самой учебной деятельности;
Внешние или социальные мотивы, которые лежат вне учебной деятельности.
Другими словами, мотивацией к учебной деятельности для одних обучающихся является процесс познания в ходе учения, для других - отношения с другими участниками учебно - воспитательного процесса.
Познавательные и социальные мотивы имеют разные уровни.
Уровни познавательных мотивов:
- широкие познавательные (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, стремление проникнуть в суть явления);
- учебно - познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний);
- мотивы самообразования (ориентация на самостоятельное добывание знаний).
Уровни социальных мотивов:
- широкие социальные мотивы (долга, ответственности, понимание значения знаний для будущего, получение развития в результате обучения);
- узко личные мотивы (стремление получить одобрение, поощрение, желание быть первым, занять достойное место среди одноклассников);
- отрицательные мотивы (стремление избежать неприятностей).
Учебная мотивация, как и любой вид мотивации, определяется рядом специфических факторов:
- образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
- организацией образовательного процесса;
- субъективными особенностями самого обучающегося (возраст, пол, интеллектуальные способности, самооценка, взаимоотношения с другими участниками учебно - воспитательного процесса);
- субъектными особенностями педагога, прежде всего отношением его к обучающимся, к педагогической деятельности;
- спецификой учебного предмета.
Математика является сложным предметом. Обучающийся не всегда понимает учебный материал, часто не видит связи математических понятий с окружающей жизнью, испытывают во время обучения негативные эмоции.
Формирование мотивации к изучению математики у учащихся системы пенитенциарного образования.
Формировать, развивать и поддерживать мотивацию обучающегося- это значит поместить его в такие условия и ситуации, побуждающие к активной деятельности, где желательные мотивы и цели складывались бы и развивались с учетом жизненного опыта обучающихся, их возрастных и индивидуальных способностей.
Основными факторами повышения мотивации к изучению математики у учащихся системы пенитенциарного образования являются:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- взаимоотношение в системе «учитель - ученик»
1. Содержание учебного материала:
а) Связь учебного материала с практикой и профессиональной деятельностью.
Для проявления интереса у взрослых обучающихся – осужденных к изучению математики необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения математики в целом и отдельных ее разделов. Практико-ориентированные задачи, применяемые систематически на уроках математики, являются сильнейшим средством повышения мотивации к изучению математики.
Обучающиеся школы системы пенитенциарного образования - взрослые люди. И некоторые из них уже имеют какую - либо специальность или обучаются параллельно в профессиональном училище, созданными при большинстве исправительных колоний. Поэтому значительную роль в повышении мотивации к изучению математики играет использование на уроках задач с производственно- техническим содержанием.
б) Материал, содержащий познавательные сведения.
Материал или задача, которые включают исторические факты, демонстрируют современные достижения и технологии, отражают практическую значимость, воспринимаются обучающимися с интересом и являются основой для активной деятельности по решению таких задач.
в) Занимательность материала.
Задачи с занимательным сюжетом оживляют урок, развивая сообразительность, природную смекалку, создают положительное отношение к математике. Поэтому задачи и упражнения с занимательным содержанием на уроках математики применять нужно, но дозировано.
2. Организация учебной деятельности:
а) Создание проблемных ситуаций.
На каждом этапе урока необходимо создавать проблемные ситуации. Это позволяет учащемуся проявить себя в активной позиции в познавательном поиске. Следствием этого является формирование познавательной (внутренней) мотивации.
б) Дифференцированное обучение.
Учитывая особенности спец контингента школы системы пенитенциарного образования (разный уровень знаний, умений; разный темп усвоения учебного материала; разные интеллектуальные способности и т.д.) целесообразно организовывать на уроках математики дифференцированное обучение: при изучении нового материала, закреплении и повторении, контроле знаний, умений, навыков. Дифференцированное обучение позволяет каждому обучающемуся выполнять посильные задания, что ведет к достижению успеха в учебной деятельности.
в) Нетрадиционные формы организации урока.
Развитию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и др.), повышению уровня познавательной активности, интереса к математике способствует проведение уроков нетрадиционной формы (урок-соревнование, урок – деловая игра, урок взаимообучения, смотр знаний, урок - зачет, урок викторина, урок лекция и др.).
г) Коллективные формы организации учебной деятельности.
Групповая (парная) форма работы на уроке позволяет «втянуть» в активную деятельность даже пассивных, слабо мотивированных обучающихся. Групповая форма обучения активизирует познавательную деятельность обучающихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создает положительный фон через решение проблемных ситуаций, деловых игр, активного диалога, создает атмосферу поддержки и команды.
3. Взаимоотношение в системе «учитель - ученик».
Немаловажный аспект формирования мотивов учения - взаимоотношения обучающегося и учителя. Тесное взаимодействии учителя и ученика в общеобразовательном процессе обеспечивает возможность обратной связи, благодаря которой оцениваются достижения и определяются зоны трудностей.
Чтобы деятельность педагога была эффективной, необходимы следующие личностные качества:
- максимальная гибкость;
- способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), восприимчивость к потребностям обучающихся;
- эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность;
- эрудиция, внутренняя мотивация к педагогической деятельности.
В плане общения, отношения с обучающимися - осужденными очень важны:
- без оценочное, уважительное отношение к обучающемуся;
- подчеркивание значимости, уникальности личности обучающегося;
- в любом виде деятельности создание ситуации успеха;
- использование похвалы и одобрения не только за результат, но и за процесс деятельности;
- бесконфликтное взаимодействие, готовность нейтрализовать негатив учащихся при взаимодействии;
- стиль работы на уроке - взаимопомощь.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое - учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.
4