СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации инклюзивной смены в загородном лагере

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Положительный педагогический эффект такой формы работы возможен для обеих категорий детей. Для здоровых детей: распространение среди детей доброжелательного, сочувственного отношения к людям с ограниченными возможностями; создание условий для формирования ценностного отношения к жизни и своему здоровью.

Для детей с ОВЗ: возможность смены обстановки; создание условий для осознания ребёнком себя как полноценного члена общества; создание условий для социализации и реабилитации детей: как правило, дети с ОВЗ имеют ограниченный круг общения. В детском лагере появляется возможность общения с более широким кругом детей и взрослых, сюда же входят и люди с подобными заболеваниями– продуктивное общение с ними поможет понять ребенку, что он не одинок в своей проблеме.

mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Воспитатель областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного центра «Юность» с 28.04. 2001года.

Педагог дополнительного образования областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного центра «Юность» с 03.07.2007г.,  руководитель детского объединения «Пламя».  

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации инклюзивной смены в загородном лагере»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»


«РАССМОТРЕНО»


на заседании МО педагогических работников ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность»

Протокол №______

От «____» _____________20____ г.

Руководитель МО ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность»:______________Г.Л.Ванюкова

«____»______________ 20___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»


Директор ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность»


__________________ Т.В.Кондикова

«____»______________ 20___ г.






Методические рекомендации

«Особенности организации инклюзивных смен в загородном лагере»






Составитель: воспитатель Чечнёва Наталья Викторовна






Димитровград-2016

Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но и для всего образования в целом [1]. Если инклюзивное образование в рамках общего в последнее время стало широко обсуждаемой и разрабатываемой проблемой, то инклюзия в среде детского лагеря является еще педагогической инновацией.

Безусловно, некоторый опыт совместного пребывания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в летних лагерях есть, однако он имеет скорее эпизодический, нежели системный характер. Как показывает практика, основными факторами, затрудняющими развитие данного направления, являются:

- нежелание родителей здоровых детей, чтобы их ребенок отдыхал совместно с детьми с ОВЗ;

- недостаточная разработанность методической базы;

- отсутствие целенаправленной подготовки педагогов к работе сданной категорией детей;

- недостаточное техническое обеспечение лагеря.

Между тем вопрос социальной исключенности детей с ОВЗ вынесен в блок основных проблем в сфере детства в«Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.». Среди ключевых принципов национальной стратегии выделена необходимость разработки и внедрения форм работы с такими детьми, позволяющих преодолевать их социальную исключенность и способствующих реабилитации и полноценной интеграции в общество[2].

Одной из таких форм мы считаем совместное пребывание здоровых детей и детей с ОВЗ в загородном лагере. Положительный педагогический эффект такой формы работы возможен для обеих категорий детей. Для здоровых детей: распространение среди детей доброжелательного, сочувственного отношения к людям с ограниченными возможностями; создание условий для формирования ценностного отношения к жизни и своему здоровью.

Для детей с ОВЗ: возможность смены обстановки; создание условий для осознания ребёнком себя как полноценного члена общества; создание условий для социализации и реабилитации детей: как правило, дети с ОВЗ имеют ограниченный круг общения. В детском лагере появляется возможность общения с более широким кругом детей и взрослых, сюда же входят и люди с подобными заболеваниями– продуктивное общение с ними поможет понять ребенку, что он не одинок в своей проблеме.

Подобная смена очень специфична, поэтому для ее качественной реализации необходима серьезная подготовка. Она заключается прежде всего в тщательном подборе детей на смену. Здоровые дети – участники смены должны быть готовы к встрече в лагере с детьми с ОВЗ, к совместному с ними «проживанию» смены. Их родители обязательно должны быть поставлены в известность о задачах и программе смены, от них должно быть получено согласие на пребывание их детей в лагере. Заезд детей с ОВЗ мы рекомендуем проводить на 3–4 дня позже основного заезда. Этот период для остальных участников смены станет подготовительным. В ходе него рекомендуется провести огоньки и беседы на темы ценности жизни, взаимопомощи и доброго отношения к окружающим, а также ролевые игры, которые учат принимать людей такими, какие они есть. Вместе с детьми готовятся сюрпризы и концерт– открытие смены к заезду детей с ОВЗ. Ведь инклюзия– это не механическое соединение, это прежде всего готовность адаптировать среду и адаптироваться самому, чтобы человеку с ограниченными возможностями стало удобно[3].

Момент заезда и первые несколько часов пребывания детей с ОВЗ в лагере должны быть наполнены радостью, чтобы ребята почувствовали, что их здесь ждали, и что им здесь рады. Это поможет им быстрее адаптироваться к новым условиям, побороть свои страхи и смущение. Все дела первых двух дней совместного пребывания должны быть направлены на знакомство детей и сплочение временных детских коллективов. В программу смены в завершение первой недели советуем включить вожатский концерт с девизом «Мы разные, но мы вместе!». Он будет способствовать преодолению эмоционального спада у детей и подчеркнет главную идею смены.

Основной период смены должен быть насыщенным и продуктивным для детей обеих категорий. Необходимо продумать ряд коллективных творческих дел, которые способствовали бы раскрытию различных талантов и способностей детей. Мы предлагаем по возможности организовывать встречи со взрослыми, состоявшимися людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: реальные жизненные истории помогут детям с ОВЗ понять, что они могут многого добиться в жизни, несмотря на свои недуги, а здоровые дети смогут почувствовать, что от их поддержки и внимания зависят будущие успехи их новых друзей.

Стоит организовать ряд мастер-классов, которые будут проводить взрослые, с целью научить детей чему-то новому, а также провести ярмарку талантов, где каждый ребенок сможет попробовать научить других тому, что он любит делать и что у него хорошо получается. Ближе к концу основного периода, к родительскому дню, советуем подготовить совместный творческий концерт, где дети обеих категорий смогли бы на одной сцене показать то, чему научились. Здесь же необходимо продумать несколько интерактивных творческих площадок, где родители детей обеих категорий также смогли бы взаимодействовать друг с друг, что могло бы стать началом их знакомства и дальнейшего общения.

Сетку мероприятий можно разнообразить просмотром фильмов– участников международного кинофестиваля «Лучезарный ангел», девиз которого «Доброе кино возвращается», с последующим их обсуждением на круглых столах. Для старших детей советуем просмотр фильмов «Со мною вот что происходит» В. Шамирова и«Мы с дедушкой» А. Кулямина. Для детей среднего возраста– фильмы«Снежинка» Г. Султанова, «Путевка в жизнь» О. Галина. Для младших ребят – анимационное кино«Пилипка», «Это мой выбор», «Подарки черного ворона». Просмотр фильмов– одно из средств развития эмпатийности у подростков, а последующее их обсуждение поможет им научиться выражать свои мысли. Кроме того, эти картины повествуют о том, как всегда оставаться открытым для добра, любви и справедливости, что бы ни случилось; они заставляют задуматься о самом главном в жизни.

По окончании итогового периода с целью продолжения общения ребят вне лагеря рекомендуем организовать обмен контактами (адреса, телефоны) между детьми, что можно сделать в яркой творческой форме. Обязательно стоит провести огоньки рефлексии и подвести итоги смены на отрядных и общелагерном сборах, наградить самых активных и отличившихся на смене детей. Учитывая специфику смены, стоит предусмотреть возможность пребывания на территории лагеря родителей тех детей с ОВЗ, которые не обладают достаточными навыками самообслуживания. Необходимо, чтобы в штат сотрудников лагеря была включена психологическая служба, способная помочь вожатым и педагогам найти корректный выход из возможных ситуаций, а также помочь в организации продуктивного пребывания детей в лагере.

Большое внимание необходимо уделять состоянию здоровья детей с ОВЗ на протяжении всей смены, поэтому нужно обеспечить подбор квалифицированных медицинских кадров, которые смогут обеспечить своевременную помощь детям с ОВЗ, проконсультировать вожатых об особенностях здоровья отдельных детей и дать им необходимые рекомендации. Практика проведения инклюзивных смен еще недостаточно обширна, чтобы достоверно говорить об эффективности такой формы работы. Однако именно в ней нам видится возможность успешной социализации детей с ОВЗ. Ведь это процесс реального включения таких детей в среду сверстников, в значимую активную творческую и общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества.

Адаптация детей с ОВЗ в таком случае будет менее навязчива. Проведение инклюзивных смен способствует изменению взглядов общества на проблемы людей с ОВЗ в целом.


Список литературы

1. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Москва14–16 ноября2010 г.): материалыVI Всерос. науч.-практ. конф. – М., 2010.

2. Указ Президента РФ от1 июня2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на2012–2017 годы»/ [Электр. ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/70183566/ #ixzz41 SedGPYa.

3. Шаги инклюзии ведут в лагерь. [Электр. ресурс]. – URL: http://samaradesnica.ru/chto-takoe-inklyuziya/.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!