СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Биология Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная внеаудиторная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся . Она направлена на систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, углубление и расширение теоретических знаний, формирование умений использовать справочную документацию, дополнительную литературу, интернет-ресурсы, развитие познавательной способности и активности обучающихся, формирование самостоятельного мышления, развития исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает подготовку и  выполнение конкретных видов заданий: самостоятельное изучение определенных тем учебной дисциплины, выполнение презентаций, составление и решение кроссвордов, графологических структур, подготовку сообщений, решение генетических задач,  заданий на соответствие, заполнение словаря основных биологических терминов и понятий и др.        Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине Биология выполняется обучающимися  по заданиям предложенным преподавателем по соответствующей теме дисциплины.

Результаты работы вносятся в сводную ведомость контроля и оценки внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Биология Специальность 34.02.01 Сестринское дело»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Московский областной медицинский колледж №4»

Дмитровский филиал




Утверждаю:

Зав. отделом по УВР

Сергеева О.В

«____»_________________2016 г.








Методические рекомендации


по организации самостоятельной работы студентов


по дисциплине


Биология


Специальность

34.02.01 Сестринское дело












Дмитров

20 уч. год




Содержание


Пояснительная записка стр. 3


Введение стр. 4

Раздел 1. Учение о клетке стр. 5-11


Раздел 2 . Размножение и индивидуальное развитие организмов стр. 12-14


Раздел 3. Основы генетики и селекции стр. 15-19


Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. стр. 20-23

Эволюционное учение.


Раздел 5. Происхождение человека стр. 24


Раздел 6. Основы экологии стр. 25-29


Раздел 7. Бионика стр. 29


Терминологический словарь стр. 30-31


Перечень рекомендуемой литературы стр. 32






















Пояснительная записка.


Цели и задачи самостоятельной работы студентов.

Формирование у обучающихся научного мировоззрения; понимания строения и функционирования биологических объектов: клеток, генов, хромосом, сообществ, экосистем, сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности организмов, видообразования, круговорота веществ и превращения энергии в клетке, организме, экосистемах, биосфере, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.


Согласно требованиям ФГОС СПО и плана учебного процесса, каждый обучающийся обязан выполнить по учебной дисциплине Биология внеаудиторной самостоятельной работы в объеме 73 часов.

Самостоятельная внеаудиторная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся . Она направлена на систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, углубление и расширение теоретических знаний, формирование умений использовать справочную документацию, дополнительную литературу, интернет-ресурсы, развитие познавательной способности и активности обучающихся, формирование самостоятельного мышления, развития исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает подготовку и выполнение конкретных видов заданий: самостоятельное изучение определенных тем учебной дисциплины, выполнение презентаций, составление и решение кроссвордов, графологических структур, подготовку сообщений, решение генетических задач, заданий на соответствие, заполнение словаря основных биологических терминов и понятий и др. Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине Биология выполняется обучающимися по заданиям предложенным преподавателем по соответствующей теме дисциплины.

Результаты работы вносятся в сводную ведомость контроля и оценки внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.


















Введение.

Биология как наука. Признаки живых организмов. Уровни организации живой материи.


Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о основных свойствах живой природы: единстве химического состава, обмене веществ, самовоспроизведении, авторегуляции, раздражимости и др. свойствах, уровнях организации живой материи многообразии живых организмов, истории развития науки о клетке.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, А.Г Резанова, Е.О Фадеевой, стр 5 – 6, 7 - 9

* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу по характеристике основных свойств

живой природы.

* выполнить задание № 2 – заполнить схему соответствия уровней организации живой

природы с соответствующими иллюстрациями.



Задание № 1

Характеристика основных свойств живой природы.


Свойство


Характеристика



















И т. д





Задание № 2

Заполнить схему по уровневой организации живой природы. (схема прилагается)







Раздел 1. Учение о клетке

Тема 1.1 Химическая организация клетки.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о химическом составе клетки, основных биологически важных неорганических химических элементах, строении и функциях органических компонентов клетки: белков, жиров, углеводов, типах нуклеиновых кислот, их строении, функциях, значении и строении АТФ.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, А.Г Резанова,

Е.О Фадеевой, стр 11- 22

* выполнить задание № 1 - заполнить таблицу «История развития учения о клетке»

* выполнить задание № 2 – составить графологическую структуру «Химический состав

клетки».

* выполнить задание № 3 - составить кроссворд по теме: « Химическая организация

клетки»

* выполнить задание № 4 - заполнить таблицу: « Органические компоненты клетки.»

* выполнить задание № 5 – заполнить схему уровней структурной организации белков.

* выполнить задание № 6 - заполнить таблицу по сравнительной характеристике ДНК и

РНК

* выполнить задание № 7 – нарисовать схему строения нуклеотидов ДНК и РНК.

* выполнить задание № 8 – заполнить таблицу: «Биологически важные химические элементы

клетки»

Задание № 1

История развития науки о клетке.


Год (век)

Фамилия ученого

Вклад в развитие науки о клетке


















Задание № 2

Составить графологическую структуру «Химический состав клетки». . (используя методические рекомендации по составлению графологических структур).

Задание № 3

Составить кроссворд по теме: « Химическая организация клетки» . ( в соответствии с методическими рекомендациями по составлению кроссворда)




Задание № 4

Органические компоненты клетки.


Вещества

Строение и свойства

Функции

Липиды





Углеводы

а) моносахариды

б)

в)



Белки





Нуклеиновые кислоты

а) ДНК

б)



АТФ






Задание № 5

Уровни структурной организации белка.

Зарисовать и дать характеристику структурам белковых молекул.


Первичная структура

Вторичная структура

Третичная структура

Четвертичная структура













Задание № 6

Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот.


Элементы

ДНК

РНК

Месторасположения



Количество цепей в молекуле



Мономеры



Компоненты мономера



Азотистые основания, входящие в состав мономеров



Углевод, входящий в состав мономеров



Функции





Задание № 7


Строение нуклеотидов ДНК и РНК.


Нуклеотид ДНК







Нуклеотид РНК






Задание № 8


Биологически важные химические элементы клетки

Их значение

Натрий


Калий


И т.д
























Тема 1.2 Строение и функции клетки.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о строении и функциях органоидов клетки, отличии в строении растительной и животной клетки, про и эукариотических клетках. Работа по подготовке сообщения будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, А.Г Резанова,

Е.О Фадеевой, стр 26 - 38

* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу : « Органоиды цитоплазмы, особенности

строения , функции»

* выполнить задание № 2 – подготовить презентацию по строению органоидов клетки.

* выполнить задание № 3 - заполнить рисунок – схему.

* выполнить задание № 4 – заполнить таблицу по сравнительной характеристике

прокариот и эукариот.

* выполнить задание № 5 – подготовить сообщение по теме : « Профилактика вирусных

инфекций»


Задание № 1

Органоиды цитоплазмы, особенности строения , функции.


Органоиды

Особенности строения

Функции




















Задание № 2

Подготовить презентацию по теме: «Строение и функция органоидов клетки»

( в соответствии с методическими указаниями по подготовке презентаций)



Задание № 3

Заполнить рисунок – схему по сравнительной характеристике растительной и животной клеток.



Задание № 4


Сравнительная характеристика прокариот и эукариот.


Параметры сравнения

Прокариотическая клетка

Эукариотическая клетка

Наличие ядра и ядерной оболочки




Местонахождения и структура ДНК




Наличие клеточной мембраны




Наличие цитоплазмы




Наличие мембранных структур: ЭПС, аппарата Гольджи, лизосом, митохондрий, пластид





Наличие защитной капсулы





Наличие рибосом





Наличие мембран, осуществляющих

клеточное дыхание




Наличие фотосинтезирующих мембран





Способность к фиксации атмосферного азота





Предназначение образования спор







Задание № 5


Подготовить сообщение по теме : « Профилактика вирусных инфекций»

(в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения).


Тема 1.3 Метаболизм – основа существования живых организмов.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о процессе обмена веществ, этапах обмена веществ, характеристике энергетического обмена в клетках животных, фазах фотосинтеза, ДНК как носителе генетической информации, процессе репликации молекулы ДНК , генетическом коде, механизме биосинтеза белка.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, А.Г Резанова,

Е.О Фадеевой, стр 39 - 44

* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу по характеристике этапов энергетического

обмена в клетках.

* выполнить задание № 2 – зарисовать схему фотосинтеза.

* выполнить задание № 3 – заполнить таблицу по характеристике фаз фотосинтеза.

* выполнить задание № 4 – зарисовать схему процесса репликации молекулы ДНК.

* выполнить задание № 5 – зарисовать схему процесса биосинтеза белка.



Задание № 1

Этапы энергетического обмена в клетках животных.


Этап

Где происходит

Что происходит (суммарное уравнение реакции)

Сколько молекул АТФ образуется

Подготовительный







Неполное бескислородное расщепление (гликолиз)





Полное кислородное расщепление (клеточное дыхание)








Задание № 2

Зарисовать и проанализировать схему фотосинтеза. (см. учебник Биология. под редакцией В.м Константинова, А.Г Резанова, Е.О Фадеевой, стр. 47. рис 1.19 )







Задание № 3

Фотосинтез


Фазы фотосинтеза

Процессы, происходящие в этой фазе

Результаты процессов


Световая




Темновая





Задание № 4

Зарисовать схему процесса репликации молекулы ДНК.



Задание № 5

Зарисовать схему процесса биосинтеза белка.





Тема 1.4 Жизненный цикл клетки.


Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о процессе деления клетки – митозе, стадиях жизненного цикла клетки, реализации наследственной информации в клетках, биологическом значении митоза.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, А.Г Резанова,

Е.О Фадеевой, стр. 50 - 55

* выполнить задание № 1 – зарисовать схему последовательности стадий митоза и дать им

характеристику.
















Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Тема 2.1 Размножение организмов.


Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о видах размножения организмов, особенностях полового размножения, образовании и строении половых клеток, фазах и последовательных стадиях мейоза, биологическом значении мейоза, отличиях митоза и мейоза.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, А.Г Резанова,

Е.О Фадеевой, стр. 56 - 65

* выполнить задание № 1- зарисовать рисунок-схему последовательности фаз мейоза, дать

характеристику каждой стадии.

* выполнить задание № 2 – заполнить таблицу по сравнительной характеристике митоз и мейоза.

* выполнить задание № 3 - зарисовать схему гаметогенеза.

* выполнить задание № 4 – раскрыть сходство и отличие в строении женской и мужской

половых клеток.

* выполнить задание № 5 – составить схему: «Формы размножения организмов»


Задание № 1

Зарисовать рисунок-схему последовательности фаз мейоза. (см. учебник Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 60, рис. 1.22)


Задание № 2

Сравнительная характеристика митоза и мейоза.

Деление клетки

Фазы деления

Митоз

Мейоз


I деление

II деление

Профаза








Метафаза








Анафаза








Телофаза










Задание № 3.

- Зарисовать схему гаметогенеза.


Задание № 4.

Раскрыть сходство и отличие в строении женской и мужской

половых клеток.


Тема 2.2 Индивидуальное развитие организмов.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о этапах эмбрионального развития организмов, формировании зародышевых листков и их производных., постэмбриональном периоде развития , причинах нарушений в развитии организмов .Работа по подготовке сообщения будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, А.Г Резанова,

Е.О Фадеевой, стр. 65 - 72

* выполнить задание № 1 - зарисовать последовательно этапы дробления и развития

оплодотворенного яйца.

* выполнить задание № 2 – заполнить таблицу : « Зародышевые листки и их

производные»

* выполнить задание № 3 – ответить на контрольные вопросы темы (учебник Биология

под редакцией В.М Константинова, стр. 73.)


Задание № 1

Зарисовать последовательно этапы дробления и развития оплодотворенного яйца.

(см. учебник Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 68, рис. 1.24 )

Задание № 2.

Зародышевые листки и их производные.


Зародышевой листок



Производные


Эктодерма






И т.д













Тема 2.3 Индивидуальное развитие человека.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о репродуктивном здоровье человека, последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Работа по подготовке сообщения будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал лекции.

* выполнить задание № 1 – подготовить сообщение по теме: « Влияние алкоголя,

никотина, наркотических средств, факторов внешней среды на развитие организма»


Задание № 1

Подготовить сообщение по теме: « Влияние алкоголя, никотина, наркотических средств, факторов внешней среды на развитие организма» (в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения).






























Раздел 3. Основы генетики и селекции.

Тема 3.1 Основы учения о наследственности и изменчивости.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о закономерностях наследственности открытых Г. Менделем, хромосомном определении пола, хромосомной теории наследственности открытой Т Морганом. Решение генетических задач будет способствовать формированию логического мышления, пониманию взаимосвязи законов Г. Менделя, цитологических основ скрещивания.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр.76 – 91.

* выполнить задание № 1 – дополнить словарь основными биологическими терминами и

понятиями по теме.

* выполнить задание № 2 – заполнить таблицу : « Варианты хромосомного определения

пола»

* выполнить задание № 3 – решить предложенные генетические задачи.

* выполнить задание № 4 – составить конспект мини-лекции об одном из наследственных

заболеваний человека.

Задание № 1


Дополнить словарь основными биологическими терминами и понятиями по теме.

( см. словарь биологических терминов с № 1 по 23)

Задание № 2

Варианты хромосомного определения пола.


Женский пол



Мужской пол

Примеры




















Задание № 3

Задачи.

№ 1.

Какой цвет будут иметь плоды томатов со следующими генотипами:

а) Bb; б) bb; в) BB, если известно, что красный цвет доминирует над желтым?



№ 2.


У морской свинки черная окраска шерсти доминирует над белой. Каким будет потомство в результате скрещивания гомозиготной черной свинки с белой свинкой?

№ 3.


Скрестили гетерозиготные растения гороха. Каковы генотипы и фенотипы родителей? Какое потомство следует ожидать, если известно, что высокий рост – признак доминантный, а карликовый рецессивный?


№ 4.


У кроликов волнистая шерсть доминирует над гладкой. При скрещивании двух кроликов с волнистой шерстью в потомстве некоторые крольчата имели гладкую шерсть. Каковы генотипы родителей?

№ 5.


При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды оказались красными шаровидными. Определить генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.


№ 6.


Какие гаметы образуют организмы, имеющие генотипы:

  1. CcKk ; б) MMpp; в) PpDD; г) LLNN; д) DDNn


№7.


У свиней черная окраска щетины доминирует над рыжей окраской, длинная форма щетины – над короткой. Определите генотипы родителей и формулы расщепления гибридного потомства, если скрещивают дигетерозиготное животное с гомозиготным черным, имеющим короткую щетину.

№ 8.


У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а праворукость над леворукостью. У кареглазых праворуких родителей родился ребенок левша с голубыми глазами. Определите генотипы родителей и генотип ребенка.


№ 9.


Самку морской свинки, имеющую шерсть черного цвета, скрестили с самцом, имеющим шерсть белого цвета. Все потомство имело шерсть черного цвета. Определите генотип самки, если известно, что белый цвет шерсти – признак рецессивный.

№ 10.


Определите фенотипы слив, имеющих следующие генотипы:

а) ААВв; б) Аавв; в) ааВВ; г) АаВв; д) ааВв; ж) ААВВ; з) аавв

№ 11.

Какова вероятность рождения ягненка с короткими ушами от скрещивания длинноухой овцы и короткоухого барана, если известно, что длинные уши – доминантный признак, отсутствие ушей – рецессивный признак, а короткие уши имеют гетерозиготные организмы, поскольку ген длинноухости не полностью доминирует над геном безухости?



Тема 3.2 Закономерности изменчивости организмов.


Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о закономерностях изменчивости, типах изменчивости, сравнительной характеристике фенотипической и генотипической изменчивости, видах мутаций и их характеристикой, методах изучения наследственности человека и их сущности. Работа по подготовке сообщения будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 100 – 108.

* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу по сравнительной характеристике форм

изменчивости.

* выполнить задание № 2 – подготовить сообщение по теме: « Успехи современной

генетики в медицине и здравоохранении»

* выполнить задание № 3 – заполнить таблицу по классификации и характеристике

мутаций.

* выполнить задание № 4 – заполнить таблицу по методам изучения наследственности

человека.

* выполнить задание № 5 – дополнить словарь основными биологическими терминами и

понятиями. ( см. словарь № 24 – 39)

* выполнить задание № 6 - Составить конспект по теме: «Влияние условий среды на

качественные и количественные признаки организмов».

* выполнить задание № 7 – проанализировать наличие возможных мутагенов в пищевых

продуктах.

Задание № 1

Характеристика форм изменчивости.


Фенотипическая (ненаследственная)

Генотипическая

(наследственная)


1. Изменение фенотипа


2.



3.



И т.д




1. Изменение генотипа



Задание № 2

Подготовить сообщение по теме: «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении» (в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения).



Задание № 3

Классификация мутаций, их характеристика.



Мутации


Характеристика

1. Генные







  1. Хромосомные







  1. Геномные









Задание № 4

Методы изучения наследственности человека.

Название метода


Его сущность



















Задание № 5

Дополнить словарь основными биологическими терминами и понятиями. ( см. словарь № 24 – 39)



Тема 3.3 Основы селекции.


Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о методах и успехах современной селекции.


Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 115- 139.

* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу по основным направлениям современной

биотехнологии.

* выполнить задание № 2 – заполнить таблицу «Главные центры происхождения

культурных растений» учебник В.М Константинов, стр. 118

* выполнить задание № 3 – подготовить сообщение по теме: «Достижения в селекции

растений и животных»

Задание № 1

Основные направления современной биотехнологии.


Направление


Сущность

Значение

































Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о теориях возникновения жизни на Земле, современном взгляде и основных условиях возникновения жизни, усложнении живых организмов в процессе эволюции, этапах развития жизни на Земле.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 223 -237

* выполнить задание № 1 – подготовить доклад по предложенной теме.

* выполнить задание № 2 – заполнить схему: «Основные условия возникновения жизни на

Земле»

* выполнить задание № 3 – Распределить по названным эрам события в эволюции жизни

на Земле.

Задание № 1

Подготовить доклад по теме: «Развитие представлений о возникновении жизни на Земле, современные взгляды на возникновение жизни» (в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения)



Задание № 2

Основные условия возникновения жизни














Задание № 3

Распределить по названным эрам события в эволюции жизни на Земле, используя цифровые обозначения.

Эры:

Архей ______________________________________________________


Протерозой _______________________________________________________


Палеозой ________________________________________________________


Мезозой ________________________________________________________


Кайнозой ________________________________________________________






Основные события в эволюции жизни на Земле:

1. вся жизнь практически была сосредоточена в водной среде.

2. возникли многоклеточные водоросли, имевшие дифференцированные слоевища (талломы.)

  1. произошел выход растений и беспозвоночных животных на сушу.

  2. широкое распространение получили хвощи, плауны, папоротники, появились голосеменные.

  3. произошло почти полное вымирание папоротникообразных и большинства земноводных.

  4. произошел крупнейший ароморфоз – появились животные с двусторонней симметрией тела.

  5. в болотистых местах достигли своего разнообразия земноводные, а сухие места стали заселять появившиеся примитивные рептилии.

  6. властелинами планеты стали динозавры.

  7. появились черви, моллюски, примитивные членистоногие.

  8. появились примитивные челюстноротые панцирные рыбы, давшие начало акулам и кистеперым рыбам.

  9. возникли и быстро распространились покрытосеменные растения, вытесняя голосеменные.

  10. произошло массовое вымирание многих видов животных, в том числе динозавров.

  11. наблюдался расцвет трилобитов, появились ракоскорпионы, а позднее головоногие моллюски.

  12. появились первые птицы.

  13. следы биополимеров, появление прокариот.

  14. господство птиц, расцвет млекопитающих.

  15. появление и развитие человека.




Тема 4.2 История развития эволюционных идей.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о возникновении и развитии эволюционных представлений , жизни и деятельности Ч. Дарвина, основных принципах эволюционной теории Ч. Дарвина.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 156 –162.

* выполнить задание № 1 – подготовить доклад по предложенной теме.


Задание № 1

Подготовить доклад по теме: «История возникновения и развития эволюционных представлений», «Жизнь и труды Ч. Дарвина, основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина» (в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения)








Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о популяции как структурной единицы вида и эволюции, движущих силах эволюции, приспособленности организмов, как результате действия факторов эволюции, основных направлениях эволюционного процесса.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 162 – 205.

* выполнить задание № 1 – Описать сходство начальных стадий эмбрионального

развития позвоночных, как эмбриологическое доказательство эволюции.

* выполнить задание № 2 – заполнить таблицу по характеристике приспособленностей

организмов к условиям среды обитания.

* выполнить задание № 3 – заполнить таблицу: «Формы приспособленности организмов к

условиям среды»

* выполнить задание № 4 – заполнить таблицу: «Сравнительная характеристика

естественного и искусственного отбора».

* выполнить задание № 5 – дополнить словарь основными биологическими терминами и

понятиями.

* выполнить задание № 6 – заполнить таблицу : «Доказательства эволюции»

* выполнить задание № 7 – Заполнить таблицу: «Борьба за существование»

* выполнить задание 8– составить схему последовательности событий при

видообразовании.

* выполнить задание № 9 – заполнить таблицу: « Критерии (признаки) вида»

* выполнить задание № 10 – подготовить конспект по теме: «Основные ароморфозы в

эволюции органического мира»

* выполнить задание № 11- Заполнить таблицу: « Морфологические особенности

растений»

Задание № 1

Описать сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных, как эмбриологическое доказательство эволюции. (стр. 195, рис.3.21)

Задание № 2

Приспособленность организмов к условиям среды обитания и ее относительный характер.


Название растения или животного

Условия среды обитания

Черты приспособлен-

ности

Механизм возникновения приспособления

Относительный характер приспособления
















Задание №3

Формы приспособленности организмов к условиям среды.


Формы приспособленности организмов


Примеры

1. Покровительственная окраска


2.


И т.д





Задание № 4

Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.


Параметры сравнения


Естественный отбор

Искусственный отбор

Определение



Что поставляет материал для отбора



Отбирающий фактор



Отбираемые признаки



Результат отбора



Задание № 5

Дополнить словарь основными биологическими терминами и понятиями. (см. словарь № 40 – 53)

Задание № 6

Доказательства макроэволюции.

Группа доказательств

Значение

Примеры










Задание № 7

«Борьба за существование»

Форма борьбы

Определение

Причины

Примеры









И т.д




Задание 8

Составить схему последовательности событий при видообразовании. (стр. 181)


Задание № 9. « Критерии (признаки) вида»

Критерий

Характеристика

Морфологический


И т.д



Задание 11.

Морфологические особенности растений.

Признаки для сравнения

Объект 1

Объект 2

Объект 3

Высота и тип побега




Расположение листьев на стебле




Форма и размеры листьев




Тип жилкования




Тип корневой системы




Соцветие




Цветок




Вывод



5. Происхождение человека.

Тема 5.1 Антропогенез.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о этапах эволюции человека, доказательствах родства человека с млекопитающими животными, современными гипотезами о происхождении человека.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр.239-250.

* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу по характеристике этапов антропогенеза.

* выполнить задание № 2 – составить логико-структурную схему сходства и отличий

человека и человекообразных обезъян.

* выполнить задание № 3 – раскрыть сущность биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля.

Задание № 1.

Этапы антропогенеза.


Представители рода Homo


Исторический возраст

Характерные признаки























Тема 5.2 Человеческие расы.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о родстве и единстве происхождения человеческих рас, опасности расизма. Работа по подготовке сообщения будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 250-253.

* выполнить задание № 1 – подготовить сообщение.

Задание № 1.

Подготовить сообщение по теме: « Человеческие расы. Опасность расизма»



Раздел 6. Основы экологии.

Тема 6.1 Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о сообществе, экосистеме, свойствах и смене экосистем, определите отличительные особенности био и агроценоза, биоценотических взаимоотношениях организмов. Работа по подготовке презентации будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, гл.6.

* выполнить задание № 1 – приготовить презентацию по одной из предложенных тем.

* выполнить задание № 2 – заполнить таблицу по сравнительной характеристике

биоценоза и агроценоза.

* выполнить задание № 3 – зарисовать и проанализировать предложенный график,

характеризующий действие экологического фактора на живые организмы.

* выполнить задание № 4 – заполнить таблицу по характеристике биоценотических

взаимоотношений между организмами.

* выполнить задание № 5 – заполнить таблицу: «Структурные компоненты

биогеоценозов»

* выполнить задание № 6 – Составить схемы пищевых цепей, решить экологические

задачи, составить терминологический словарь.

Задание № 1

Подготовить презентацию по одной из предложенных тем:

- Позитивные взаимоотношения популяций.

- Антибиотические взаимоотношения популяций.

- Сообщества. Экосистемы, свойства экосистем.

- Смена экосистем. Сукцессия.

- Поток энергии и цепи питания в экосистеме.

Задание № 2

Сравнительная характеристика биогеоценоза и агроценоза.


Сравниваемая категория


Биогеоценоз

Агроценоз

Направление действия отбора



Использование энергии в пищевых цепях




Круговорот веществ




Видовое разнообразие и устойчивость




Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости




Задание № 3


Зарисовать и проанализировать предложенный график, характеризующий действие экологического фактора на живые организмы.


Задание № 4

Биоценотические взаимоотношения между организмами.



Название взаимо-

отношения



Характеристика

Значение

для двух видов, извлекаемое из взаимо

отношения



Примеры взаимоотношений

Мутуализм






Комменсализм






Кооперация






Конкуренция






Хищничество






Паразитизм






Аменсализм






Нейтрализм







Задание № 5

«Структурные компоненты биогеоценозов»


Группы организмов

Представители группы

Выполняемые функции в биоценозах

1.Продуценты




2.



3.




Задание № 6.

Составить схемы пищевых цепей, решить экологические задачи, составить терминологический словарь. ( учебный материал стр. 266)




Тема 6.2 Биосфера – глобальная экосистема.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о составе и функциях биосферы, круговороте основных химических элементов в природе, роли живых организмов в биосфере.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, гл. 7

* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу по составу и функции биосферы.

* выполнить задание № 2 – составить схемы круговорота веществ в природе.

* выполнить задание № 3 – ответить устно на контрольные вопросы по разделу.

Задание № 1

Биосфера и ее границы.


Геологические оболочки Земли

Протяженность

Границы

Строение и значение

Атмосфера












Литосфера












Гидросфера




















Задание № 2

Составить схемы круговорота веществ в природе.



Круговорот углерода














Круговорот азота














Круговорот фосфора












Задание № 3

Ответьте устно:

  1. Какие организмы играют особенно важную роль в круговороте азота?. Ответ обоснуйте.

  2. Почему хозяйственная деятельность человека может привести к снижению плодородия почвы?

  3. Контрольные вопросы по разделу 7, стр. 299, 301, 305.


Тема 6.3 Биосфера и человек.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о последствиях деятельности человека в окружающей среде, рациональном природопользовании и охране природы, правилах поведения людей в окружающей природной среде.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр.301-305.

* выполнить задание № 1 – подготовить сообщение по предложенной теме.

* выполнить задание № 2 – составить графологическую структуру по классификации

природных ресурсов.

* выполнить задание № 3 – дополнить словарь основными биологическими терминами и

понятиями.

* выполнить задание № 4 - описать антропогенные изменения в естественных природных

ландшафтах своей местности.

* выполнить задание № 5 – подготовить сообщение по теме: « Производственные

факторы, влияющие на здоровье медицинской сестры»

Задание № 1

Подготовить сообщение по теме: «Охраняемые территории и памятники природы» ( в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения).

Задание № 2

Составить графологическую структуру по классификации природных ресурсов ( в соответствии с методическими рекомендациями по составлению графологических структур)

Задание № 3

Дополнить словарь основными биологическими терминами и понятиями. ( № 54 – 76)

Задание № 4

Описать антропогенные изменения в естественных природных ландшафтах своей местности.

Задание № 5.

Подготовить сообщение по теме: « Производственные факторы, влияющие на здоровье медицинской сестры» ( в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения).

Раздел 7. Бионика.

Тема 7.1 Бионика – как одно из направлений биологии и кибернетики.

Цели самостоятельной работы:

Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о бионике как науке, изучающей возможности применения в технике, промышленности принципов организации и функций живых организмов.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Для овладения знаниями необходимо:

* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр.307-315.

* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу

Задание № 1

Заполнить таблицу: «Формы живого в природе и их промышленные аналоги»

Формы живого в природе

Промышленные аналоги






Словарь основных биологических терминов и понятий.


1. Ген –

2. Гомологичные хромосомы –

3. Гомозигота-

4. Гетерозигота-

5. Аллельные гены –

6. Альтернативные признаки –

7. Доминантный признак –

8. Рецессивный признак –

9. Фенотип –

10.Генотип –

11. Гаметы –

12. Гаплоидный набор хромосом -

13. Диплоидный набор хромосом –

14. Моногибридное скрещивание –

15. Дигибридное скрещивание –

16. Аутосомы-

17.Кариотип –

18. Гомогаметный пол –

19. Гетерогаметный пол –

20. Сцепленное наследование –

21. Конъюгация –

22. Кроссинговер –

23. Наследование сцепленное с полом –

24. Модификационная изменчивость –

25. Комбинативная изменчивость –

26. Норма реакции –

27. Вариационный ряд –

28. Мутации –

29. Мутагены –

30. Генные мутации –

31. Нуклеотид –

32. Хромосомные мутации –

33. Делеция –

34. Транслокация –

35. Инверсия –

36. Дупликация –

37. Геномная мутация –

38. Полиплоидия –

39. Анеуплоидия –

40. Атавизмы –

41. Аналоги –

42. Гомологи –

43. Рудименты –

44. Биологический прогресс –

45. Биологический регресс –

46. Идиоадаптация –

47. Дегенерация –

48. Ароморфоз –

49. Вид –

50. Популяция –

51. Параллелизм –

52. Дивергенция –

53. Конвергенция –

54. Экология –

55. Оптимум –

56. Абиотические факторы –

57. Биотические факторы –

58. Антропогенные факторы –

59. Фотопериодизм –

60. Биоценоз –

61. Биогеоценоз –

62. Биотоп –

63. Экосистема –

64. Продуценты –

65. Консументы –

66. едуценты –

67. Конкуренция –

68. Хищничество –

69. Симбиоз –

70. Парвазитизм –

71. Мутуализм –

72. Комменсализм –

73. Аменсализм –

74. Нейтрализм –

75. Сукцессия –

76. Агроценоз –

77. Бионика -











* ознакомиться с материалом дополнительной литературы, учебник Общая биология,

авт.В.Б Захаров, С.Г Мамонтов, Н. И Сонин.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

1. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного

профилей/В.М Константинов, А.Г Резанов, Е.О Фадеева. М. 2016 , изд «Академия»

  1. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс: учебник для образоват. учреждений /Д.К Беляев, П.М Бородин и др. 10 изд. М.: Просвещение , 2011 - 304 с.ил.

  2. Биология. .Общая биология. Профильный уровень. 10 кл: учебник для общеобразов. учреждений / В.Б Захаров, С.Г Мамонтов, Н. И Сонин – 6-е изд, - М. : Дрофа, 2010 – 352 С.:ил.

  3. Биология. .Общая биология. Профильный уровень. 11 кл: учебник для общеобразов. учреждений / В.Б Захаров, С.Г Мамонтов, Н. И Сонин – 6-е изд, - М. : Дрофа, 2010 – 283 с.:ил.

  4. Общая биология. 10 – 11 кл.: Рабочая тетрадь к учебникам «Общая биология 10 - 11 класс./ Т.С Сухова, Т.А Козлова, Н.И Сонин – 6-е изд. – М. Дрофа, 2006 - 171 с: ил.


Дополнительные источники:

  1. Биология с основами медицинской генетики: учебник для студентов образ. учрежден средн. проф. образования / Л.В Акуленко, И.В Уваров – под ред. О.О Якушевича и С.Д Арутюнова . – М. : ГЭОТАР – Медиа, 2011 – 368 с: ил.

  2. Борисова Г.Н. Сохрани свое здоровье/ Г.Н Борисова, С.В Гайнутдинова, И.П Мавзютова, Н.Ю Разбежкина – изд. 2е, изм, доп. – Казань : КМК, 2007. – 32с.

  3. Вернадский В.Н. Биосфера и ноосфера / М. Медицина, 1989. – 182 с.

  4. Карташев А.Г Введение в экологию : учеб. пособие / А.Г Карташев. – Томск: Водолей, 1998 – 384 с.

  5. Коробкин В.И Экология: учебник для вузов/ В.И Коробкин , Л.В Передельский. – изд. 15, допол, перер. – Ростов н/Д, : Феникс, 2009. – 602с.

  6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учеб. пособие для вузов/ Ю.В Новиков . – М.: ФАИР, 1998. – 320 с.

  7. Реймерс Н.Ф. Экология теории, законы, правила, принципы и гипотезы/ Н.Ф Реймерс – М.: Россия Молодая, 1994. – 368 с.

  8. Биология: учеб. Пособие для студентов мед.училищ/под ред. В.Н Ярыгина. – М. Владос, 2001. – 464 с.


Информационно – правовое обеспечение:

  1. Справочная правовая система «Консультант Плюс»

  2. Справочная правовая система « Гарант».

Профильные web – сайты Интернета:

  1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ – http // www. minzdravsoc.ru

  2. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения -

http // www. mednet.ru












35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!