Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Московский областной медицинский колледж №4»
Дмитровский филиал
| Утверждаю: Зав. отделом по УВР Сергеева О.В «____»_________________2016 г. |
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов
по дисциплине
Биология
Специальность
34.02.01 Сестринское дело
Дмитров
20 уч. год
Содержание
Пояснительная записка стр. 3
Введение стр. 4
Раздел 1. Учение о клетке стр. 5-11
Раздел 2 . Размножение и индивидуальное развитие организмов стр. 12-14
Раздел 3. Основы генетики и селекции стр. 15-19
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. стр. 20-23
Эволюционное учение.
Раздел 5. Происхождение человека стр. 24
Раздел 6. Основы экологии стр. 25-29
Раздел 7. Бионика стр. 29
Терминологический словарь стр. 30-31
Перечень рекомендуемой литературы стр. 32
Пояснительная записка.
Цели и задачи самостоятельной работы студентов.
Формирование у обучающихся научного мировоззрения; понимания строения и функционирования биологических объектов: клеток, генов, хромосом, сообществ, экосистем, сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности организмов, видообразования, круговорота веществ и превращения энергии в клетке, организме, экосистемах, биосфере, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды.
Согласно требованиям ФГОС СПО и плана учебного процесса, каждый обучающийся обязан выполнить по учебной дисциплине Биология внеаудиторной самостоятельной работы в объеме 73 часов.
Самостоятельная внеаудиторная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся . Она направлена на систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, углубление и расширение теоретических знаний, формирование умений использовать справочную документацию, дополнительную литературу, интернет-ресурсы, развитие познавательной способности и активности обучающихся, формирование самостоятельного мышления, развития исследовательских умений.
Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает подготовку и выполнение конкретных видов заданий: самостоятельное изучение определенных тем учебной дисциплины, выполнение презентаций, составление и решение кроссвордов, графологических структур, подготовку сообщений, решение генетических задач, заданий на соответствие, заполнение словаря основных биологических терминов и понятий и др. Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине Биология выполняется обучающимися по заданиям предложенным преподавателем по соответствующей теме дисциплины.
Результаты работы вносятся в сводную ведомость контроля и оценки внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
Введение.
Биология как наука. Признаки живых организмов. Уровни организации живой материи.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о основных свойствах живой природы: единстве химического состава, обмене веществ, самовоспроизведении, авторегуляции, раздражимости и др. свойствах, уровнях организации живой материи многообразии живых организмов, истории развития науки о клетке.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, А.Г Резанова, Е.О Фадеевой, стр 5 – 6, 7 - 9
* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу по характеристике основных свойств
живой природы.
* выполнить задание № 2 – заполнить схему соответствия уровней организации живой
природы с соответствующими иллюстрациями.
Задание № 1
Характеристика основных свойств живой природы.
Свойство | Характеристика |
| |
| |
| |
И т. д | |
Задание № 2
Заполнить схему по уровневой организации живой природы. (схема прилагается)
Раздел 1. Учение о клетке
Тема 1.1 Химическая организация клетки.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о химическом составе клетки, основных биологически важных неорганических химических элементах, строении и функциях органических компонентов клетки: белков, жиров, углеводов, типах нуклеиновых кислот, их строении, функциях, значении и строении АТФ.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, А.Г Резанова,
Е.О Фадеевой, стр 11- 22
* выполнить задание № 1 - заполнить таблицу «История развития учения о клетке»
* выполнить задание № 2 – составить графологическую структуру «Химический состав
клетки».
* выполнить задание № 3 - составить кроссворд по теме: « Химическая организация
клетки»
* выполнить задание № 4 - заполнить таблицу: « Органические компоненты клетки.»
* выполнить задание № 5 – заполнить схему уровней структурной организации белков.
* выполнить задание № 6 - заполнить таблицу по сравнительной характеристике ДНК и
РНК
* выполнить задание № 7 – нарисовать схему строения нуклеотидов ДНК и РНК.
* выполнить задание № 8 – заполнить таблицу: «Биологически важные химические элементы
клетки»
Задание № 1
История развития науки о клетке.
Год (век) | Фамилия ученого | Вклад в развитие науки о клетке |
| | |
Задание № 2
Составить графологическую структуру «Химический состав клетки». . (используя методические рекомендации по составлению графологических структур).
Задание № 3
Составить кроссворд по теме: « Химическая организация клетки» . ( в соответствии с методическими рекомендациями по составлению кроссворда)
Задание № 4
Органические компоненты клетки.
Вещества | Строение и свойства | Функции |
Липиды | | |
Углеводы а) моносахариды б) в) | | |
Белки | | |
Нуклеиновые кислоты а) ДНК б) | | |
АТФ | | |
Задание № 5
Уровни структурной организации белка.
Зарисовать и дать характеристику структурам белковых молекул.
Первичная структура | Вторичная структура | Третичная структура | Четвертичная структура |
| | | |
Задание № 6
Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот.
Элементы | ДНК | РНК |
Месторасположения | | |
Количество цепей в молекуле | | |
Мономеры | | |
Компоненты мономера | | |
Азотистые основания, входящие в состав мономеров | | |
Углевод, входящий в состав мономеров | | |
Функции | | |
Задание № 7
Строение нуклеотидов ДНК и РНК.
Задание № 8
Биологически важные химические элементы клетки | Их значение |
Натрий | |
Калий | |
И т.д | |
Тема 1.2 Строение и функции клетки.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о строении и функциях органоидов клетки, отличии в строении растительной и животной клетки, про и эукариотических клетках. Работа по подготовке сообщения будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, А.Г Резанова,
Е.О Фадеевой, стр 26 - 38
* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу : « Органоиды цитоплазмы, особенности
строения , функции»
* выполнить задание № 2 – подготовить презентацию по строению органоидов клетки.
* выполнить задание № 3 - заполнить рисунок – схему.
* выполнить задание № 4 – заполнить таблицу по сравнительной характеристике
прокариот и эукариот.
* выполнить задание № 5 – подготовить сообщение по теме : « Профилактика вирусных
инфекций»
Задание № 1
Органоиды цитоплазмы, особенности строения , функции.
Органоиды | Особенности строения | Функции |
| | |
Задание № 2
Подготовить презентацию по теме: «Строение и функция органоидов клетки»
( в соответствии с методическими указаниями по подготовке презентаций)
Задание № 3
Заполнить рисунок – схему по сравнительной характеристике растительной и животной клеток.
Задание № 4
Сравнительная характеристика прокариот и эукариот.
Параметры сравнения | Прокариотическая клетка | Эукариотическая клетка |
Наличие ядра и ядерной оболочки | | |
Местонахождения и структура ДНК | | |
Наличие клеточной мембраны | | |
Наличие цитоплазмы | | |
Наличие мембранных структур: ЭПС, аппарата Гольджи, лизосом, митохондрий, пластид | | |
Наличие защитной капсулы | | |
Наличие рибосом | | |
Наличие мембран, осуществляющих клеточное дыхание | | |
Наличие фотосинтезирующих мембран | | |
Способность к фиксации атмосферного азота | | |
Предназначение образования спор | | |
Задание № 5
Подготовить сообщение по теме : « Профилактика вирусных инфекций»
(в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения).
Тема 1.3 Метаболизм – основа существования живых организмов.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о процессе обмена веществ, этапах обмена веществ, характеристике энергетического обмена в клетках животных, фазах фотосинтеза, ДНК как носителе генетической информации, процессе репликации молекулы ДНК , генетическом коде, механизме биосинтеза белка.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, А.Г Резанова,
Е.О Фадеевой, стр 39 - 44
* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу по характеристике этапов энергетического
обмена в клетках.
* выполнить задание № 2 – зарисовать схему фотосинтеза.
* выполнить задание № 3 – заполнить таблицу по характеристике фаз фотосинтеза.
* выполнить задание № 4 – зарисовать схему процесса репликации молекулы ДНК.
* выполнить задание № 5 – зарисовать схему процесса биосинтеза белка.
Задание № 1
Этапы энергетического обмена в клетках животных.
Этап | Где происходит | Что происходит (суммарное уравнение реакции) | Сколько молекул АТФ образуется |
Подготовительный | | | |
Неполное бескислородное расщепление (гликолиз) | | | |
Полное кислородное расщепление (клеточное дыхание) | | | |
Задание № 2
Зарисовать и проанализировать схему фотосинтеза. (см. учебник Биология. под редакцией В.м Константинова, А.Г Резанова, Е.О Фадеевой, стр. 47. рис 1.19 )
Задание № 3
Фотосинтез
Фазы фотосинтеза | Процессы, происходящие в этой фазе | Результаты процессов |
Световая | | |
Темновая | | |
Задание № 4
Зарисовать схему процесса репликации молекулы ДНК.
Задание № 5
Зарисовать схему процесса биосинтеза белка.
Тема 1.4 Жизненный цикл клетки.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о процессе деления клетки – митозе, стадиях жизненного цикла клетки, реализации наследственной информации в клетках, биологическом значении митоза.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, А.Г Резанова,
Е.О Фадеевой, стр. 50 - 55
* выполнить задание № 1 – зарисовать схему последовательности стадий митоза и дать им
характеристику.
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Тема 2.1 Размножение организмов.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о видах размножения организмов, особенностях полового размножения, образовании и строении половых клеток, фазах и последовательных стадиях мейоза, биологическом значении мейоза, отличиях митоза и мейоза.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, А.Г Резанова,
Е.О Фадеевой, стр. 56 - 65
* выполнить задание № 1- зарисовать рисунок-схему последовательности фаз мейоза, дать
характеристику каждой стадии.
* выполнить задание № 2 – заполнить таблицу по сравнительной характеристике митоз и мейоза.
* выполнить задание № 3 - зарисовать схему гаметогенеза.
* выполнить задание № 4 – раскрыть сходство и отличие в строении женской и мужской
половых клеток.
* выполнить задание № 5 – составить схему: «Формы размножения организмов»
Задание № 1
Зарисовать рисунок-схему последовательности фаз мейоза. (см. учебник Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 60, рис. 1.22)
Задание № 2
Сравнительная характеристика митоза и мейоза.
Деление клетки |
Фазы деления | Митоз | Мейоз |
| I деление | II деление |
Профаза | | | |
Метафаза | | | |
Анафаза | | | |
Телофаза | | | |
Задание № 3.
- Зарисовать схему гаметогенеза.
Задание № 4.
Раскрыть сходство и отличие в строении женской и мужской
половых клеток.
Тема 2.2 Индивидуальное развитие организмов.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о этапах эмбрионального развития организмов, формировании зародышевых листков и их производных., постэмбриональном периоде развития , причинах нарушений в развитии организмов .Работа по подготовке сообщения будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, А.Г Резанова,
Е.О Фадеевой, стр. 65 - 72
* выполнить задание № 1 - зарисовать последовательно этапы дробления и развития
оплодотворенного яйца.
* выполнить задание № 2 – заполнить таблицу : « Зародышевые листки и их
производные»
* выполнить задание № 3 – ответить на контрольные вопросы темы (учебник Биология
под редакцией В.М Константинова, стр. 73.)
Задание № 1
Зарисовать последовательно этапы дробления и развития оплодотворенного яйца.
(см. учебник Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 68, рис. 1.24 )
Задание № 2.
Зародышевые листки и их производные.
Зародышевой листок | Производные |
Эктодерма | |
И т.д | |
| |
Тема 2.3 Индивидуальное развитие человека.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о репродуктивном здоровье человека, последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Работа по подготовке сообщения будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал лекции.
* выполнить задание № 1 – подготовить сообщение по теме: « Влияние алкоголя,
никотина, наркотических средств, факторов внешней среды на развитие организма»
Задание № 1
Подготовить сообщение по теме: « Влияние алкоголя, никотина, наркотических средств, факторов внешней среды на развитие организма» (в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения).
Раздел 3. Основы генетики и селекции.
Тема 3.1 Основы учения о наследственности и изменчивости.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о закономерностях наследственности открытых Г. Менделем, хромосомном определении пола, хромосомной теории наследственности открытой Т Морганом. Решение генетических задач будет способствовать формированию логического мышления, пониманию взаимосвязи законов Г. Менделя, цитологических основ скрещивания.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр.76 – 91.
* выполнить задание № 1 – дополнить словарь основными биологическими терминами и
понятиями по теме.
* выполнить задание № 2 – заполнить таблицу : « Варианты хромосомного определения
пола»
* выполнить задание № 3 – решить предложенные генетические задачи.
* выполнить задание № 4 – составить конспект мини-лекции об одном из наследственных
заболеваний человека.
Задание № 1
Дополнить словарь основными биологическими терминами и понятиями по теме.
( см. словарь биологических терминов с № 1 по 23)
Задание № 2
Варианты хромосомного определения пола.
Женский пол | Мужской пол | Примеры |
| | |
| | |
| | |
Задание № 3
Задачи.
№ 1.
Какой цвет будут иметь плоды томатов со следующими генотипами:
а) Bb; б) bb; в) BB, если известно, что красный цвет доминирует над желтым?
№ 2.
У морской свинки черная окраска шерсти доминирует над белой. Каким будет потомство в результате скрещивания гомозиготной черной свинки с белой свинкой?
№ 3.
Скрестили гетерозиготные растения гороха. Каковы генотипы и фенотипы родителей? Какое потомство следует ожидать, если известно, что высокий рост – признак доминантный, а карликовый рецессивный?
№ 4.
У кроликов волнистая шерсть доминирует над гладкой. При скрещивании двух кроликов с волнистой шерстью в потомстве некоторые крольчата имели гладкую шерсть. Каковы генотипы родителей?
№ 5.
При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды оказались красными шаровидными. Определить генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.
№ 6.
Какие гаметы образуют организмы, имеющие генотипы:
CcKk ; б) MMpp; в) PpDD; г) LLNN; д) DDNn
№7.
У свиней черная окраска щетины доминирует над рыжей окраской, длинная форма щетины – над короткой. Определите генотипы родителей и формулы расщепления гибридного потомства, если скрещивают дигетерозиготное животное с гомозиготным черным, имеющим короткую щетину.
№ 8.
У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а праворукость над леворукостью. У кареглазых праворуких родителей родился ребенок левша с голубыми глазами. Определите генотипы родителей и генотип ребенка.
№ 9.
Самку морской свинки, имеющую шерсть черного цвета, скрестили с самцом, имеющим шерсть белого цвета. Все потомство имело шерсть черного цвета. Определите генотип самки, если известно, что белый цвет шерсти – признак рецессивный.
№ 10.
Определите фенотипы слив, имеющих следующие генотипы:
а) ААВв; б) Аавв; в) ааВВ; г) АаВв; д) ааВв; ж) ААВВ; з) аавв
№ 11.
Какова вероятность рождения ягненка с короткими ушами от скрещивания длинноухой овцы и короткоухого барана, если известно, что длинные уши – доминантный признак, отсутствие ушей – рецессивный признак, а короткие уши имеют гетерозиготные организмы, поскольку ген длинноухости не полностью доминирует над геном безухости?
Тема 3.2 Закономерности изменчивости организмов.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о закономерностях изменчивости, типах изменчивости, сравнительной характеристике фенотипической и генотипической изменчивости, видах мутаций и их характеристикой, методах изучения наследственности человека и их сущности. Работа по подготовке сообщения будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 100 – 108.
* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу по сравнительной характеристике форм
изменчивости.
* выполнить задание № 2 – подготовить сообщение по теме: « Успехи современной
генетики в медицине и здравоохранении»
* выполнить задание № 3 – заполнить таблицу по классификации и характеристике
мутаций.
* выполнить задание № 4 – заполнить таблицу по методам изучения наследственности
человека.
* выполнить задание № 5 – дополнить словарь основными биологическими терминами и
понятиями. ( см. словарь № 24 – 39)
* выполнить задание № 6 - Составить конспект по теме: «Влияние условий среды на
качественные и количественные признаки организмов».
* выполнить задание № 7 – проанализировать наличие возможных мутагенов в пищевых
продуктах.
Задание № 1
Характеристика форм изменчивости.
Фенотипическая (ненаследственная) | Генотипическая (наследственная) |
1. Изменение фенотипа 2. 3. И т.д | 1. Изменение генотипа |
Задание № 2
Подготовить сообщение по теме: «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении» (в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения).
Задание № 3
Классификация мутаций, их характеристика.
Мутации | Характеристика |
1. Генные | |
Хромосомные | |
Геномные | |
Задание № 4
Методы изучения наследственности человека.
Название метода | Его сущность |
| |
Задание № 5
Дополнить словарь основными биологическими терминами и понятиями. ( см. словарь № 24 – 39)
Тема 3.3 Основы селекции.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о методах и успехах современной селекции.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 115- 139.
* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу по основным направлениям современной
биотехнологии.
* выполнить задание № 2 – заполнить таблицу «Главные центры происхождения
культурных растений» учебник В.М Константинов, стр. 118
* выполнить задание № 3 – подготовить сообщение по теме: «Достижения в селекции
растений и животных»
Задание № 1
Основные направления современной биотехнологии.
Направление | Сущность | Значение |
| | |
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.
Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о теориях возникновения жизни на Земле, современном взгляде и основных условиях возникновения жизни, усложнении живых организмов в процессе эволюции, этапах развития жизни на Земле.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 223 -237
* выполнить задание № 1 – подготовить доклад по предложенной теме.
* выполнить задание № 2 – заполнить схему: «Основные условия возникновения жизни на
Земле»
* выполнить задание № 3 – Распределить по названным эрам события в эволюции жизни
на Земле.
Задание № 1
Подготовить доклад по теме: «Развитие представлений о возникновении жизни на Земле, современные взгляды на возникновение жизни» (в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения)
Задание № 2
Основные условия возникновения жизни |
Задание № 3
Распределить по названным эрам события в эволюции жизни на Земле, используя цифровые обозначения.
Эры:
Архей ______________________________________________________
Протерозой _______________________________________________________
Палеозой ________________________________________________________
Мезозой ________________________________________________________
Кайнозой ________________________________________________________
Основные события в эволюции жизни на Земле:
1. вся жизнь практически была сосредоточена в водной среде.
2. возникли многоклеточные водоросли, имевшие дифференцированные слоевища (талломы.)
произошел выход растений и беспозвоночных животных на сушу.
широкое распространение получили хвощи, плауны, папоротники, появились голосеменные.
произошло почти полное вымирание папоротникообразных и большинства земноводных.
произошел крупнейший ароморфоз – появились животные с двусторонней симметрией тела.
в болотистых местах достигли своего разнообразия земноводные, а сухие места стали заселять появившиеся примитивные рептилии.
властелинами планеты стали динозавры.
появились черви, моллюски, примитивные членистоногие.
появились примитивные челюстноротые панцирные рыбы, давшие начало акулам и кистеперым рыбам.
возникли и быстро распространились покрытосеменные растения, вытесняя голосеменные.
произошло массовое вымирание многих видов животных, в том числе динозавров.
наблюдался расцвет трилобитов, появились ракоскорпионы, а позднее головоногие моллюски.
появились первые птицы.
следы биополимеров, появление прокариот.
господство птиц, расцвет млекопитающих.
появление и развитие человека.
Тема 4.2 История развития эволюционных идей.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о возникновении и развитии эволюционных представлений , жизни и деятельности Ч. Дарвина, основных принципах эволюционной теории Ч. Дарвина.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 156 –162.
* выполнить задание № 1 – подготовить доклад по предложенной теме.
Задание № 1
Подготовить доклад по теме: «История возникновения и развития эволюционных представлений», «Жизнь и труды Ч. Дарвина, основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина» (в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения)
Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о популяции как структурной единицы вида и эволюции, движущих силах эволюции, приспособленности организмов, как результате действия факторов эволюции, основных направлениях эволюционного процесса.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 162 – 205.
* выполнить задание № 1 – Описать сходство начальных стадий эмбрионального
развития позвоночных, как эмбриологическое доказательство эволюции.
* выполнить задание № 2 – заполнить таблицу по характеристике приспособленностей
организмов к условиям среды обитания.
* выполнить задание № 3 – заполнить таблицу: «Формы приспособленности организмов к
условиям среды»
* выполнить задание № 4 – заполнить таблицу: «Сравнительная характеристика
естественного и искусственного отбора».
* выполнить задание № 5 – дополнить словарь основными биологическими терминами и
понятиями.
* выполнить задание № 6 – заполнить таблицу : «Доказательства эволюции»
* выполнить задание № 7 – Заполнить таблицу: «Борьба за существование»
* выполнить задание 8– составить схему последовательности событий при
видообразовании.
* выполнить задание № 9 – заполнить таблицу: « Критерии (признаки) вида»
* выполнить задание № 10 – подготовить конспект по теме: «Основные ароморфозы в
эволюции органического мира»
* выполнить задание № 11- Заполнить таблицу: « Морфологические особенности
растений»
Задание № 1
Описать сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных, как эмбриологическое доказательство эволюции. (стр. 195, рис.3.21)
Задание № 2
Приспособленность организмов к условиям среды обитания и ее относительный характер.
Название растения или животного | Условия среды обитания | Черты приспособлен- ности | Механизм возникновения приспособления | Относительный характер приспособления |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Задание №3
Формы приспособленности организмов к условиям среды.
Формы приспособленности организмов | Примеры |
1. Покровительственная окраска | |
2. | |
И т.д | |
Задание № 4
Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.
Параметры сравнения | Естественный отбор | Искусственный отбор |
Определение | | |
Что поставляет материал для отбора | | |
Отбирающий фактор | | |
Отбираемые признаки | | |
Результат отбора | | |
Задание № 5
Дополнить словарь основными биологическими терминами и понятиями. (см. словарь № 40 – 53)
Задание № 6
Доказательства макроэволюции.
Группа доказательств | Значение | Примеры |
| | |
| | |
| | |
Задание № 7
«Борьба за существование»
Форма борьбы | Определение | Причины | Примеры |
| | | |
| | | |
И т.д | | | |
Задание 8
Составить схему последовательности событий при видообразовании. (стр. 181)
Задание № 9. « Критерии (признаки) вида»
Критерий | Характеристика |
Морфологический | |
И т.д | |
Задание 11.
Морфологические особенности растений.
Признаки для сравнения | Объект 1 | Объект 2 | Объект 3 |
Высота и тип побега | | | |
Расположение листьев на стебле | | | |
Форма и размеры листьев | | | |
Тип жилкования | | | |
Тип корневой системы | | | |
Соцветие | | | |
Цветок | | | |
Вывод
5. Происхождение человека.
Тема 5.1 Антропогенез.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о этапах эволюции человека, доказательствах родства человека с млекопитающими животными, современными гипотезами о происхождении человека.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр.239-250.
* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу по характеристике этапов антропогенеза.
* выполнить задание № 2 – составить логико-структурную схему сходства и отличий
человека и человекообразных обезъян.
* выполнить задание № 3 – раскрыть сущность биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля.
Задание № 1.
Этапы антропогенеза.
Представители рода Homo | Исторический возраст | Характерные признаки |
| | |
| | |
| | |
Тема 5.2 Человеческие расы.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о родстве и единстве происхождения человеческих рас, опасности расизма. Работа по подготовке сообщения будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр. 250-253.
* выполнить задание № 1 – подготовить сообщение.
Задание № 1.
Подготовить сообщение по теме: « Человеческие расы. Опасность расизма»
Раздел 6. Основы экологии.
Тема 6.1 Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о сообществе, экосистеме, свойствах и смене экосистем, определите отличительные особенности био и агроценоза, биоценотических взаимоотношениях организмов. Работа по подготовке презентации будет способствовать у Вас развитию творческих способностей, воспитывать умение организовать свою самостоятельную деятельность, работать с дополнительной литературой, выделять основную информацию по заданной теме.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биологии под редакцией В.М Константинова, гл.6.
* выполнить задание № 1 – приготовить презентацию по одной из предложенных тем.
* выполнить задание № 2 – заполнить таблицу по сравнительной характеристике
биоценоза и агроценоза.
* выполнить задание № 3 – зарисовать и проанализировать предложенный график,
характеризующий действие экологического фактора на живые организмы.
* выполнить задание № 4 – заполнить таблицу по характеристике биоценотических
взаимоотношений между организмами.
* выполнить задание № 5 – заполнить таблицу: «Структурные компоненты
биогеоценозов»
* выполнить задание № 6 – Составить схемы пищевых цепей, решить экологические
задачи, составить терминологический словарь.
Задание № 1
Подготовить презентацию по одной из предложенных тем:
- Позитивные взаимоотношения популяций.
- Антибиотические взаимоотношения популяций.
- Сообщества. Экосистемы, свойства экосистем.
- Смена экосистем. Сукцессия.
- Поток энергии и цепи питания в экосистеме.
Задание № 2
Сравнительная характеристика биогеоценоза и агроценоза.
Сравниваемая категория | Биогеоценоз | Агроценоз |
Направление действия отбора | | |
Использование энергии в пищевых цепях | | |
Круговорот веществ | | |
Видовое разнообразие и устойчивость | | |
Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости | | |
Задание № 3
Зарисовать и проанализировать предложенный график, характеризующий действие экологического фактора на живые организмы.
Задание № 4
Биоценотические взаимоотношения между организмами.
Название взаимо- отношения | Характеристика | Значение для двух видов, извлекаемое из взаимо отношения | Примеры взаимоотношений |
Мутуализм | | | |
Комменсализм | | | |
Кооперация | | | |
Конкуренция | | | |
Хищничество | | | |
Паразитизм | | | |
Аменсализм | | | |
Нейтрализм | | | |
Задание № 5
«Структурные компоненты биогеоценозов»
Группы организмов | Представители группы | Выполняемые функции в биоценозах |
1.Продуценты | | |
2. | | |
3. | | |
Задание № 6.
Составить схемы пищевых цепей, решить экологические задачи, составить терминологический словарь. ( учебный материал стр. 266)
Тема 6.2 Биосфера – глобальная экосистема.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о составе и функциях биосферы, круговороте основных химических элементов в природе, роли живых организмов в биосфере.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, гл. 7
* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу по составу и функции биосферы.
* выполнить задание № 2 – составить схемы круговорота веществ в природе.
* выполнить задание № 3 – ответить устно на контрольные вопросы по разделу.
Задание № 1
Биосфера и ее границы.
Геологические оболочки Земли | Протяженность | Границы | Строение и значение |
Атмосфера | | | |
Литосфера | | | |
Гидросфера | | | |
Задание № 2
Составить схемы круговорота веществ в природе.
Задание № 3
Ответьте устно:
Какие организмы играют особенно важную роль в круговороте азота?. Ответ обоснуйте.
Почему хозяйственная деятельность человека может привести к снижению плодородия почвы?
Контрольные вопросы по разделу 7, стр. 299, 301, 305.
Тема 6.3 Биосфера и человек.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о последствиях деятельности человека в окружающей среде, рациональном природопользовании и охране природы, правилах поведения людей в окружающей природной среде.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр.301-305.
* выполнить задание № 1 – подготовить сообщение по предложенной теме.
* выполнить задание № 2 – составить графологическую структуру по классификации
природных ресурсов.
* выполнить задание № 3 – дополнить словарь основными биологическими терминами и
понятиями.
* выполнить задание № 4 - описать антропогенные изменения в естественных природных
ландшафтах своей местности.
* выполнить задание № 5 – подготовить сообщение по теме: « Производственные
факторы, влияющие на здоровье медицинской сестры»
Задание № 1
Подготовить сообщение по теме: «Охраняемые территории и памятники природы» ( в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения).
Задание № 2
Составить графологическую структуру по классификации природных ресурсов ( в соответствии с методическими рекомендациями по составлению графологических структур)
Задание № 3
Дополнить словарь основными биологическими терминами и понятиями. ( № 54 – 76)
Задание № 4
Описать антропогенные изменения в естественных природных ландшафтах своей местности.
Задание № 5.
Подготовить сообщение по теме: « Производственные факторы, влияющие на здоровье медицинской сестры» ( в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке доклада (сообщения).
Раздел 7. Бионика.
Тема 7.1 Бионика – как одно из направлений биологии и кибернетики.
Цели самостоятельной работы:
Выполнив задания, вы закрепите и углубите знания о бионике как науке, изучающей возможности применения в технике, промышленности принципов организации и функций живых организмов.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Для овладения знаниями необходимо:
* изучить материал учебника Биология под редакцией В.М Константинова, стр.307-315.
* выполнить задание № 1 – заполнить таблицу
Задание № 1
Заполнить таблицу: «Формы живого в природе и их промышленные аналоги»
Формы живого в природе | Промышленные аналоги |
| |
Словарь основных биологических терминов и понятий.
1. Ген –
2. Гомологичные хромосомы –
3. Гомозигота-
4. Гетерозигота-
5. Аллельные гены –
6. Альтернативные признаки –
7. Доминантный признак –
8. Рецессивный признак –
9. Фенотип –
10.Генотип –
11. Гаметы –
12. Гаплоидный набор хромосом -
13. Диплоидный набор хромосом –
14. Моногибридное скрещивание –
15. Дигибридное скрещивание –
16. Аутосомы-
17.Кариотип –
18. Гомогаметный пол –
19. Гетерогаметный пол –
20. Сцепленное наследование –
21. Конъюгация –
22. Кроссинговер –
23. Наследование сцепленное с полом –
24. Модификационная изменчивость –
25. Комбинативная изменчивость –
26. Норма реакции –
27. Вариационный ряд –
28. Мутации –
29. Мутагены –
30. Генные мутации –
31. Нуклеотид –
32. Хромосомные мутации –
33. Делеция –
34. Транслокация –
35. Инверсия –
36. Дупликация –
37. Геномная мутация –
38. Полиплоидия –
39. Анеуплоидия –
40. Атавизмы –
41. Аналоги –
42. Гомологи –
43. Рудименты –
44. Биологический прогресс –
45. Биологический регресс –
46. Идиоадаптация –
47. Дегенерация –
48. Ароморфоз –
49. Вид –
50. Популяция –
51. Параллелизм –
52. Дивергенция –
53. Конвергенция –
54. Экология –
55. Оптимум –
56. Абиотические факторы –
57. Биотические факторы –
58. Антропогенные факторы –
59. Фотопериодизм –
60. Биоценоз –
61. Биогеоценоз –
62. Биотоп –
63. Экосистема –
64. Продуценты –
65. Консументы –
66. едуценты –
67. Конкуренция –
68. Хищничество –
69. Симбиоз –
70. Парвазитизм –
71. Мутуализм –
72. Комменсализм –
73. Аменсализм –
74. Нейтрализм –
75. Сукцессия –
76. Агроценоз –
77. Бионика -
* ознакомиться с материалом дополнительной литературы, учебник Общая биология,
авт.В.Б Захаров, С.Г Мамонтов, Н. И Сонин.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного
профилей/В.М Константинов, А.Г Резанов, Е.О Фадеева. М. 2016 , изд «Академия»
Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс: учебник для образоват. учреждений /Д.К Беляев, П.М Бородин и др. 10 изд. М.: Просвещение , 2011 - 304 с.ил.
Биология. .Общая биология. Профильный уровень. 10 кл: учебник для общеобразов. учреждений / В.Б Захаров, С.Г Мамонтов, Н. И Сонин – 6-е изд, - М. : Дрофа, 2010 – 352 С.:ил.
Биология. .Общая биология. Профильный уровень. 11 кл: учебник для общеобразов. учреждений / В.Б Захаров, С.Г Мамонтов, Н. И Сонин – 6-е изд, - М. : Дрофа, 2010 – 283 с.:ил.
Общая биология. 10 – 11 кл.: Рабочая тетрадь к учебникам «Общая биология 10 - 11 класс./ Т.С Сухова, Т.А Козлова, Н.И Сонин – 6-е изд. – М. Дрофа, 2006 - 171 с: ил.
Дополнительные источники:
Биология с основами медицинской генетики: учебник для студентов образ. учрежден средн. проф. образования / Л.В Акуленко, И.В Уваров – под ред. О.О Якушевича и С.Д Арутюнова . – М. : ГЭОТАР – Медиа, 2011 – 368 с: ил.
Борисова Г.Н. Сохрани свое здоровье/ Г.Н Борисова, С.В Гайнутдинова, И.П Мавзютова, Н.Ю Разбежкина – изд. 2е, изм, доп. – Казань : КМК, 2007. – 32с.
Вернадский В.Н. Биосфера и ноосфера / М. Медицина, 1989. – 182 с.
Карташев А.Г Введение в экологию : учеб. пособие / А.Г Карташев. – Томск: Водолей, 1998 – 384 с.
Коробкин В.И Экология: учебник для вузов/ В.И Коробкин , Л.В Передельский. – изд. 15, допол, перер. – Ростов н/Д, : Феникс, 2009. – 602с.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учеб. пособие для вузов/ Ю.В Новиков . – М.: ФАИР, 1998. – 320 с.
Реймерс Н.Ф. Экология теории, законы, правила, принципы и гипотезы/ Н.Ф Реймерс – М.: Россия Молодая, 1994. – 368 с.
Биология: учеб. Пособие для студентов мед.училищ/под ред. В.Н Ярыгина. – М. Владос, 2001. – 464 с.
Информационно – правовое обеспечение:
Справочная правовая система «Консультант Плюс»
Справочная правовая система « Гарант».
Профильные web – сайты Интернета:
Министерство здравоохранения и социального развития РФ – http // www. minzdravsoc.ru
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения -
http // www. mednet.ru
35