СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению рабочей программы»

Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Качественное планирование образовательного процесса –  залог  успешной деятельности  учителя.

Качественное планирование образовательного процесса – залог успешной деятельности учителя.

Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога  Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений  (п. 6 и 7 ст. 32  Закона РФ «Об образовании»).

Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

1. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе.   2. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.   3. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе.   4. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

1. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. 2. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. 3. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. 4. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

Рабочая учебная программа – это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении. (по О.Г. Важновой)

Рабочая учебная программа

это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении.

(по О.Г. Важновой)

Что это такое? Рабочая программа – индивидуальный  инструмент педагога , в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.  Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения . Например, «Рабочая программа химии в 8 классе».

Что это такое?

Рабочая программаиндивидуальный инструмент педагога , в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения .

Например, «Рабочая программа химии в 8 классе».

К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам; программы дополнительного образования; программы элективных курсов; программы факультативных занятий.

К рабочим программам относятся:

  • программы по учебным предметам;
  • программы дополнительного образования;
  • программы элективных курсов;
  • программы факультативных занятий.

Что значит составить рабочую учебную программу по предмету?    Это значит переработать и модифицировать существующие примерные программы, с этой целью: сравнить содержание примерных программ и содержание ФГОС; сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием ФГОС; выявить расхождения, зафиксировать их; добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы; перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре.

Что значит составить рабочую учебную программу по предмету?

Это значит переработать и модифицировать существующие примерные программы, с этой целью:

  • сравнить содержание примерных программ и содержание ФГОС;
  • сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием ФГОС;
  • выявить расхождения, зафиксировать их;
  • добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы;
  • перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре.
Функции рабочей программы: нормативная  информационно-методическая   организационно-планирующая

Функции рабочей программы:

  • нормативная

  • информационно-методическая

  • организационно-планирующая
Исходные документы для составления рабочих программ Закон «Об образовании» - http://www.consultant.ru/popular/edu/ ФГОС второго поколения- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 Базисный учебный план общеобразовательных учреждений; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования - http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/ Авторские программы

Исходные документы для составления рабочих программ

  • Закон «Об образовании» - http://www.consultant.ru/popular/edu/
  • ФГОС второго поколения- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
  • Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования - http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/
  • Авторские программы
Алгоритм разработки рабочей программы   Сопоставить  ФГОС с содержанием примерной программы  Дополнить  рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу.  Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.  Провести  организацию и структурирование отобранного содержания.  Разработать новый календарно-тематический план  Определит ь результаты усвоения программы (УУД).  Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.  Составить  пояснительную записку.  Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.  Утвердить рабочую программу.

Алгоритм разработки рабочей программы

  • Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы
  • Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу.
  • Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.
  • Провести организацию и структурирование отобранного содержания.
  • Разработать новый календарно-тематический план
  • Определит ь результаты усвоения программы (УУД).
  • Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.
  • Составить пояснительную записку.
  • Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.
  • Утвердить рабочую программу.

Требования к оформлению рабочих программ.   Текст рабочей программы педагога включает  8 (9) основных структурных элементов: 1. Титульный лист (название программы).  2. Пояснительная записка.  3. Учебно-тематический план.  4. Содержание тем учебного курса.  5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.  6. Критерии оценивания учащихся.  7. Календарно-тематическое планирование.  8 . Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).  9 . Приложения к программе (по необходимости).

Требования к оформлению рабочих программ. Текст рабочей программы педагога включает 8 (9) основных структурных элементов:

  • 1. Титульный лист (название программы). 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание тем учебного курса. 5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. 6. Критерии оценивания учащихся. 7. Календарно-тематическое планирование. 8 . Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной). 9 . Приложения к программе (по необходимости).
      Все структурные элементы рабочей программы  должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

1. Титульный лист - полное наименование образовательного учреждения,  - гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и зам. директора по УВР школы с указанием даты);  - название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;  - указание параллели, на которой изучается программа;  - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);  - название города, населенного пункта;  - год разработки программы.

1. Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения, - гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и зам. директора по УВР школы с указанием даты); - название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа; - указание параллели, на которой изучается программа; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких); - название города, населенного пункта; - год разработки программы.

2. Пояснительная записка  --- концепция (основная идея ) программы;  - обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);  - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;  - кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;  - указание на место и роль курса в обучении;  - цели, задачи;  - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);  - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;  - предполагаемые результаты;  - система оценки достижений учащихся;  - инструментарий для оценивания результатов;  - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений .

2. Пояснительная записка

--- концепция (основная идея ) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения; - указание на место и роль курса в обучении; - цели, задачи; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; - предполагаемые результаты; - система оценки достижений учащихся; - инструментарий для оценивания результатов; - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений .

3. Учебно-тематический план перечень разделов , тем , последовательность их изучения;   - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;   - вид занятий (теоретические или практические, количество часов)  !!! ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ

3. Учебно-тематический план

  • перечень разделов , тем , последовательность их изучения;
  • - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
  • - вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

!!! ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ

4. Содержание тем учебного курса -перечень и название раздела и тем курса;  - необходимое количество часов для изучения раздела, темы;  - содержание учебной темы:  -основные изучаемые вопросы;  - практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;  - требования к знаниям и умениям обучающихся;  - формы и вопросы контроля;  - возможные виды самостоятельной работы учащихся.

4. Содержание тем учебного курса

-перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: -основные изучаемые вопросы; - практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; - требования к знаниям и умениям обучающихся; - формы и вопросы контроля; - возможные виды самостоятельной работы учащихся.

5.Результаты усвоения программы   Личностные результаты Метапредметные результаты  Регулятивные УУД  Познавательные УУД  Коммуникативные УУД Предметные результаты

5.Результаты усвоения программы

  • Личностные результаты
  • Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  • Предметные результаты
6. Критерии оценивания учащихся.

6. Критерии оценивания учащихся.

7. Календарно-тематический план  (в соответствии с Положением ОУ)   №   Тема урока Кол-во  ч-ов Элементы содержания Требования  к уровню подготовки  обучающихся Хар-ка деятельности уч-ся Контрольно-измери- тельные мат-лы Дом.зад. Дата

7. Календарно-тематический план (в соответствии с Положением ОУ)

Тема урока

Кол-во ч-ов

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Хар-ка деятельности уч-ся

Контрольно-измери-

тельные мат-лы

Дом.зад.

Дата

8. Перечень учебно-методического обеспечения.  Список литературы (основной и дополнительной) - методические и учебные пособия;  - оборудование и приборы;  - дидактический материал;  - литература, использованная при подготовке программы;  - литература, рекомендованная для учащихся;  - образовательные диски.

8. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)

- методические и учебные пособия; - оборудование и приборы; - дидактический материал; - литература, использованная при подготовке программы; - литература, рекомендованная для учащихся; - образовательные диски.

9. Приложения к программе - основные понятия курса;  - списки тем рефератов;  - темы проектов;  - темы курсовых и творческих работ;  - методические рекомендации; - Интернет-ресурсы.

9. Приложения к программе

- основные понятия курса; - списки тем рефератов; - темы проектов; - темы курсовых и творческих работ; - методические рекомендации;

- Интернет-ресурсы.

Литература

Литература

Успехов в работе!

Успехов в работе!

Интернет-ресурсы http://school22-pr.ucoz.ru/st3.jpg http://www.niro.nnov.ru/?id=4622 http://59428.edusite.ru/images/p51_p1672395.jpg http://e-educ.ru/uploads/posts/2010-10/thumbs/1286381709_cover.jpg http://www.stihi.ru/pics/2011/01/20/5193.jpg Журнал

Интернет-ресурсы

  • http://school22-pr.ucoz.ru/st3.jpg
  • http://www.niro.nnov.ru/?id=4622
  • http://59428.edusite.ru/images/p51_p1672395.jpg
  • http://e-educ.ru/uploads/posts/2010-10/thumbs/1286381709_cover.jpg
  • http://www.stihi.ru/pics/2011/01/20/5193.jpg
  • Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 6, 2011 года


Скачать

© 2018, 532 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!