СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по созданию образовательного квеста

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Популярная форма проведения игры-путешествия для детей разного возраста

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по созданию образовательного квеста»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы г. Белорецк МР Белорецкий район Республики Башкортостан











Методические рекомендации по созданию образовательного квеста







Автор-составитель: заведующая методическим отделом, педагог дополнительного образования Калиничева Т.Ю.









2018 год



Образовательный квест (ОК)— это учебная игра-путешествие. Квест предполагает общую игровую ситуацию (сюжет), маршрутный лист с картой, нанесёнными на ней точками и заданиями для выполнения на точках. Школьники по группам проходят весь маршрут, выполняя задания, возможно, читая после выполнения заданий справочную информацию (которая даётся на тех же маршрутных листах). Все элементы ОК (в этом его отличие от развлекательных квестов), подчинены общей учебной задаче. В процессе прохождения квестов школьники узнают что-то новое, выполняя разного рода задания, учатся работать с документами, приобретают навыки групповой работы и самоорганизации (поэтому эта методика может оказаться очень полезной и для решения тех или иных воспитательных задач, стоящих перед педагогом). Квест может быть подчинён соревновательной логике: несколько команд школьников соревнуются, кто быстрее пройдёт маршрут. Проведение квеста возможно как на минимальной площади (например, в УДО или клубе), так и в пространстве большого города (например, по территории микрорайона). Но основополагающей характеристикой ОК является то, что это активная форма учебного путешествия. В образовательном процессе квест  - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

  • линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

  • штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

  • кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное - заинтересовать участников. Детей заинтриговать значительно легче, чем взрослых (родителей, педагогов), поэтому очень важно продумать этот момент, чтобы родители стали партнерами и активными участниками, т.к. это является одной из главных задач, которая прописано в «Законе об образовании».

Структура образовательного квеста может быть следующей:

1. Введение (в котором прописывается сюжет, распределяются роли).

2. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания).

3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы).

4. Оценка (итоги, призы).

Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить:

    • цели и задачи квеста;

    • целевую аудиторию и количество участников;

    • сюжет и форму квеста, написать сценарий;

    • определить необходимое пространство и ресурсы;

    • количество помощников, организаторов;

    • назначить дату;

    • как заинтриговать участников.

Таким образом, образовательный квест, как вид интерактивных технологий, позволяет решить следующие задачи:

образовательную - вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме);

развивающую - развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;

воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению, здоровьесбережение и здоровьесозидание.

 Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.  Целью активного путешествия (в отличие от пассивного) является личностное освоение и осмысление пространства (культурного, географического, природного...): ученик является не пассивным потребителем новой информации, а активным её «добытчиком».

Как готовить квест? Первым этапом подготовки ОК всегда будет формулировка основной идеи и цели. Нужно представлять себе главную идею всего ОК, которая может быть сформулирована как тезис, а может быть заложена в игровую интригу всего ОК. За основу игрового сюжета квеста можно брать литературное произведение (например, «Остров сокровищ» или «Гарри Поттер»), события известного фильма (например, «Иван Васильевич меняет профессию») или самую простую сюжетную завязку (например, «выйти из лабиринта»).

После описания идеи и цели важно составить примерный список той информации, которую школьники должны получить, выполняя задания ОК. Следующий этап подготовки — собственно создание маршрутного листа. Основу маршрутного листа составляют задания (и тут нужно ориентироваться на уже имеющиеся у нас идею и цель, перечень фактической информации, а также на общий сюжет ОК), Если квест выполняется на большой территории, необходимо создать карту маршрута. Каждое задание выполняется в определённой точке (и нужно правильно точки и задания соотнести). Эти точки необходимо нанести на карту, которая раздаётся всем школьникам вместе с заданиями. Карта может быть распечатанная или нарисована, цифрами на картах отмечаются номера заданий из маршрутного листа.

Пример:

Маршрутный лист


Название станции

Кабинет

Отметка о прохождении

1

«Копим на мечту»

7


2

«А у нас День рождения»

4


3

«Продовольственная корзина»

3


4

«Скатеерть-самобранка»

11


5

«Учимся экономить»

8


6

«Образование»

6


7

«Здоровая семья»

5


8

«Русские пословицы»

2


9

«Эрудит»

1


10

«Подведем итоги»

12




Задания должны показывать что-то необычное, интересное, вести школьника от зрительных наблюдений к получаемым знаниям и идеям. Хорошо, когда задания встраиваются в единый сюжет, перекликаются между собой, а в финале все ответы складываются у школьников в понятную фигуру (это может быть некоторая законченная идея, а может быть и игровой финал: собранная карта, нарисованный цельный рисунок, найденный предмет и т.д.)











Пример создания сценария квеста:

Каждый сценарий начинается с идеи. Например: «По стопам великих писателей». Приключение проходит по домам или местам, где жили и бывали русские писатели.

Задания.

Далее на идею нанизываются прототипы заданий. Существуют три основных типа заданий (все остальное – это их комбинации):

1. Исследовательские Участнику нужно найти информацию «В доме Льва Толстого во внутреннем дворике написан важный принцип, которому писатель следовал во время всей своей жизни. Что это за принцип?»

2. Соревновательные Участнику нужно как можно быстрее выполнить задание «Посчитайте стулья в доме Булгакова? На это задание у вас 2 минуты»

3. Ребусы Нужно разгадать загадку - «Я памятник воздвиг нерукотворный. В музее автора этих строк вы получите следующее задание.

Метки (подсказки)

После этого оживляем придуманный сценарий, добавляя метки.

Метка – это заметный объект или надпись, за которую можно зацепиться при составлении задания или ответа на задание.

Например: 1. «Что написано на 3-ей колонне Большого Театра» 2. «От дерева с дуплом в виде кленового листа сделайте три шага на Север и копайте»

Организуем команду

Формируем команды. Придумываем название и девиз, выбераем капитана команды. Можно распределите роли: фотограф, искатели, хронограф, оформитель. ВАЖНО! Думают в команде все!

Частой ошибкой при создании ОК является неправильный расчёт времени, которое школьники потратят на выполнение заданий. Если становится понятно, что ОК занимает более двух с половиной часов, то лучше разделить его на несколько дней или сократить маршрут.



Обучающиеся в процессе работы над таким квест-проектом постигают реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

    Выполняя квест-проект, школьник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Эта технология пользуется огромной популярностью у современных школьников и способна не только расширить кругозор учащихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к учебе в целом. За ней - будущее.



























Информационное обеспечение:

  1. Магич Е.А., Скулачёв А.А. журнал "Школьные технологии" (2015 г)

  2. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 

  4. https://znanio.ru/medianar/12/

  5. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004

  6. Николаева Н. В. http://mir-nauki.com/

  7. Василенко А. В. https://www.predmetnik.ru/

  8. Каравка А. А. http://mir-nauki.com/

  9. Романцова Ю. В., http://festival.1september.ru/articles/513088/

  10. Козина А. А. https://multiurok.ru/files/kviest-ighra-moi-piervyie-shaghi


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!