СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "География"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая рекомендация для студентов, обучающихся по специальности Автомеханик, Электромонтер.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "География"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Уважаемый студент!


Данные методические рекомендации по дисциплине «География» для студентов профессий технического профиля 23.01.03 Автомеханик, 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) помогут Вам организовать свою работу на практических занятиях.

Практические задания выполняются в тетрадях для практических занятий по учебной дисциплине. Все записи в процессе выполнения ведутся аккуратно.

Приступая к выполнению практического задания, Вам необходимо внимательно прочитать цель практического задания, ознакомиться с краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического задания.

Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для получения дифференцированного зачета по учебной дисциплине «География», который проводится по окончании изучения дисциплины.

Пропуски практических занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии на практическом занятии практические задания выполняется в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем.

Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при их выполнении у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, обращайтесь к преподавателю для получения консультации.


Желаем Вам успехов!


Содержание

Стр.

Пояснительная записка

3

Практическое занятие №1 Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения

6

Практическое занятие №2 Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов

8

Практическое занятие №3 Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира

10

Практическое занятие №4 Определение ведущих регионов и стран мира по уровню экономического развития

12

Практическое занятие №5 Определение уровня развития черной и цветной металлургии в различных странах мира

13

Практическое занятие №6 Определение уровня развития легкой промышленности в различных странах мира

16

Практическое занятие №7 Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства

18

Практическое занятие №8 Изучение особенностей географического положения стран Зарубежной Европы

21

Практическое занятие №9 Изучение особенностей политической системы стран Зарубежной Европы

22

Практическое занятие №10 Изучение особенностей географического положения стран Зарубежной Азии

23

Практическое занятие №11 Изучение территориальной структуры хозяйства стран Зарубежной Азии

24

Практическое занятие №12 Изучение природно-ресурсного потенциала стран Зарубежной Азии

26

Практическое занятие №13 Изучение отраслей международной специализации стран Африки

28

Практическое занятие №14 Изучение особенностей политической системы стран Северной Америки

29

Практическое занятие №15 Изучение территориальной структуры хозяйства стран Латинской Америки

30

Практическое занятие №16 Условия формирования и развития стран Латинской Америки

33

Практическое занятие №17 Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира

35

Практическое занятие №18 Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России

36

Практическое занятие №19 Определение территориальной структуры внешней торговли товарами России

37

Практическое занятие №20 Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией

38

Список рекомендуемых источников

41


Практическое занятие №1

НАНЕСЕНИЕ НА КОНТУРНУЮ КАРТУ СТРАН МИРА, КРУПНЕЙШИХ ПО ПЛОЩАДИ И ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ


Цель: научиться наносить на контурную карту названия и столицы стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения.


Студент должен:

уметь: составлять контурные карты по предложенным заданиям с применением традиционных картографических обозначений; отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи;

знать: картографические обозначения, названия крупнейших стран мира и регионов по площади и численности населения;

иметь сформированные компетенции: оценка и анализ полученной при отборе и анализе информации.


Обеспеченность занятия

Оборудование и инструменты: географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, контурные карты регионов мира, цветные и простые карандаши.

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий, справочники и энциклопедии по географии.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Таблица 1. Крупнейшие по площади территории страны мира


Место в мире

Страна

Регион

Площадь территории, тыс. км2 (доля общей площади обитаемой суши, %)

1

Россия

Европа, Азия

17075 (12,7)

2

Канада

Северная Америка

9972 (7,4)

3

Китай

Азия

9597 (7,2)

4

США

Северная Америка

9363 (7,0)

5

Бразилия

Латинская Америка

8512 (6,4)

6

Австралия

Австралия и Океа­ния

7687 (5,7)

7

Индия

Азия

3 288 (2)

8

Аргентина

Латинская Америка

2 777 (2,1)

9

Казахстан

Азия

2 717 (2,0)

10

Судан

Африка

2 506 (1,9)


10 крупнейших по площади территории стран мира

73494 (54,8)


Общая площадь обитаемой суши

134 000 (100)


Таблица 2. Страны мира с численностью населения свыше 100 млн. чел.


Место в мире

Страна

Регион

Численность населении млн чел. (доля населения мира, %)

1

Китай

Азия

1335 (20,0)

2

Индия

Азия

1136 (17,0)

3

США

Северная Америка

303 (4,5)

4

Индонезия

Азия

226 (3,4)

5

Бразилия

Латинская Америка

188 (2,8)

6

Пакистан

Азия

163 (2,4)

7

Бангладеш

Азия

148 (2,2)

8

Нигерия

Африка

144 (2,2)

9

Россия

Европа, Азия

143 (2,1)

10

Япония

Азия

129 (1,9)

11

Мексика

Латинская Америка

109 (1,6)


11 стран мира с численностью на­селения свыше 100 млн чел.

4 024 (60,3)

Мир

6 671 (100)


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Рассмотрите таблицы 1 и 2. На контурной карте мира единой фоновой окраской (одним цветом) выделите крупнейшие по площади территории страны частей света. Подпишите названия этих стран и их столиц.

3. Крупными римскими цифрами обозначьте на контурной карте пять самых больших по площади территории стран мира (в порядке убывания).

4. На контурной карте мира специальной штриховкой вы­делите крупнейшие по численности населения страны регионов. Подпишите названия стран и их столиц.

  1. Напишите, в каком регионе мира наибольшее количество стран с численностью населения более 100 млн чел. В каких регионах мира нет стран с численностью более 100 млн чел.

  2. Сравните пять стран мира с наибольшей площадью территории и пять стран с наибольшей численностью населении.

  3. Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Какие факторы влияют на площадь территории стран?

  2. Назовите столицы Китая, Японии, Мексики.

  3. Может ли меняться численность населения стран? Ответ обоснуйте.

  4. Назовите 5 стран-лидеров по площади территории.

  5. Перечислите страны, крупнейшие по численности населения.

Практическое занятие №2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ И СТРАН МИРА ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ


Цель: научиться оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей.


Студент должен:

уметь: применять теоретические знания о ресурсообеспеченности стран или регионов мира на практике; решать экологические проблемы;

знать: виды природных ресурсов, уровень ресурсообеспеченности стран мира; экологические проблемы;

иметь сформированные компетенции: систематизация и анализ полученной информации.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий, учебники, справочники и атласы по географии.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Природные ресурсы — компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.

По принадлежности к разным геосферам природных ресурсов, выделяют ресурсы литосферы, гидросферы, биосферы, климатические ресурсы.

По применимости их в различных отраслях хозяйства их группируют в энергетические, металлургические, химические природные ресурсы и др.

По возможной длительности и интенсивности использования, их разделяют на почерпаемые и практически неисчерпаемые природные ресурсы, возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. Практически неисчерпаемые природные ресурсы — это ресурсы, уменьшение которых неощутимо даже в процессе очень длительного использования: энергия солнечного излучения, ветра, морских приливов, климатические ресурсы и др. Почерпаемые природные ресурсы — это ресурсы, сокращающиеся по мере их использования; большинство видов природных ресурсов относится к исчерпаемым природным ресурсам, которые делятся на возобновляемые (или возобновимые) и невозобновляемые природные ресурсы. Возобновляемые природные ресурсы — это ресурсы, скорость восстановления которых сравнима со скоростью их расходования. К возобновляемым природным ресурсам относятся ресурсы биосферы, гидросферы, земельные ресурсы. Невозобновляемые природные ресурсы — это ресурсы, не восстанавливающиеся самостоятельно и не восстанавливаемые искусственно. К ним относятся, главным образом, полезные ископаемые.

Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и объёмами их использования. Она выражается запасами из расчёта на душу населения, тогда необходимо величину запасов данного ресурса поделить на численность населения страны. Или количеством лет, на которые хватит данного природного ресурса при существующих объёмах добычи, тогда размеры запасов данного ресурса необходимо поделить на современный объём добычи. Расчет ресурсообеспеченности необходим в целях долгосрочного прогнозирования использования имеющихся ресурсов.


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Прочитайте краткий теоретический материал по теме практического занятия.

Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:

3. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа и материалов учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.

4. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.

5. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
6. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
7. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Нужно ли рационально использовать природные ресурсы? Ответ обоснуйте.

  2. От чего зависит ресурсообеспеченность стран и регионов мира?

  3. Какие пути решения экологических проблем Вы можете предложить?

  4. Приведите по 2 примера к каждому из видов ресурсов.

  5. Назовите страны, имеющие скудные запасы природных ресурсов.

Практическое занятие №3

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ И РЕГИОНАХ МИРА


Цель: научиться сравнивать качество жизни населения различных стран мира.


Студент должен:

уметь: выявлять аспекты демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения; сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира, используя различные источники информации;

знать: типы воспроизводства населения, виды трудовых ресурсов;

иметь сформированные компетенции: комплексный анализ материала учебника, справочных и статистических материалов с целью оценки уровня и качества жизни населения в разных странах и определения влияния этих факторов на среднюю продолжительность жизни населения.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия


Статистические материалы для практического задания


Страна

Численность населения

Естественный прирост

(кол-во чел. на 1000 жителей)

Возрастной состав

Доля городского населения

Занятость

В промышленности

В сельском хозяйстве

В сфере услуг

Бразилия

192,5 млн.

11,43

0-14 – 26,3%

15-64 – 57%

65 и старше - 6,7%

83,1 %

14%

20%

66%

Франция

65,4 млн.

4,25

0-14 – 18,6%

15-64 – 65%

65 и старше-16,4%

77 %

24,4%

4,1%

71,5%

Монголия

2,7 млн.

14,64

0-14 – 27,9%

15-64 – 68,4%

65 и старше – 3,7%

60,2%

10%

42%

48%


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Используя материал учебника, заполните таблицу:

Демографическая политика.


Страны первого типа воспроизводства населения

Страны второго типа воспроизводства населения

Характерные черты естественного движения населения



Примеры стран (по пять)



Цель демографической политики



Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики




3. Используя материал учебника и справочные материалы, заполните таблицу:

Страна

Уровень социально-экономического развития (размер ВВП на душу населения)

Наличие\отсутствие экологических проблем

Средняя продолжительность жизни

Япония




Швеция




Россия




Индия




Руанда




- Сделайте вывод о взаимосвязи уровня социально-экономического развития страны и качества жизни населения

  1. Определите две страны для сравнения, одну страну, относящуюся к первому типу воспроизводства населения, другую – ко второму типу воспроизводства населения.

  2. Сравните доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран. Сделайте вывод о причинах отличия в структуре занятости населения.

  3. Сделайте сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу.

    Страна

    Численность населения

    Естественный прирост

    Возрастной состав

    Половой состав


    Занятость населения


    в промышлен-

    ности

    в

    сельском хозяйстве

    в сфере услуг

















  4. Сформулируйте и запишите общий вывод о проделанной работе.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Сформулируйте цель демографической политики одной из стран мира.

  2. Каким образом связаны социально – экономическое развитие страны и качество жизни населения?

  3. Назовите страны первого и второго типа воспроизводства (по 3 страны).

  4. В чем отличия долей экономически активного населения развитых и развивающихся стран?

  5. Как можно определить уровень урбанизации страны?


Практическое занятие №4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ РЕГИОНОВ И СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Цель: научиться составлять комплексную экономико – географическую характеристику стран.


Студент должен:

уметь: давать характеристику странам; комплексно использовать справочные материалы;

знать: развитие экономики, отрасли специализации, место страны на мировой политической арене;

иметь сформированные компетенции: использование информационных технологий для решения научных задач.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

План описания экономико-географического положения страны (региона)

  1. Общие сведения о стране: государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях (при описании региона этот пункт опускается).

  2. Размеры страны (региона).

  3. Положение страны на материке (или региона в стране).

  4. Вид страны (региона) по географическому положению.

  5. Приграничные страны (и регионы).

  6. Океаны и моря, омывающие берега страны (региона).

  7. Особенности географического положения.

  8. «Горячие точки» и соседние страны, угрожающие безопасности страны (региона).


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Прочитайте краткие теоретические материалы по теме практического занятия. Письменно охарактеризуйте любую, выбранную вами страну по предложенному плану.

3. Сформулируйте и запишите вывод о работе.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Какие факты учитывают при составлении экономико – географической характеристики страны?

  2. Чем Вы руководствовались при выборе страны для написания характеристики?

  3. Какое значение имеют приграничные страны друг для друга?

  4. О чем говорит положение страны на материке?

  5. От чего зависят размеры стран?

Практическое занятие №5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧЕРНОЙ И ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА


Цель: научиться определять уровень развития черной и цветной металлургии в различных странах мира.


Студент должен:

уметь: работать с табличными данными, сравнивать и анализировать имеющиеся данные;

знать: страны – лидеры в производстве и выплавке чугуна и стали,

иметь сформированные компетенции: комплексный анализ материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения уровня развития черной и цветной металлургии в различных странах мира.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия


Таблица 3 Страны лидеры в выплавке чугуна и стали в 1950 г.

Страна

млн т

Страна

млн т


Выплавка чугуна


Выплавка стали

1

США

59,4

1

США

87,9

2

СССР

19,2

2

СССР

27,3

3

Китай

12,6

3

Великобритания

16,6

4

ФРГ

11,2

4

ФРГ

14,0

5

Великобритания

9,8

5

Франция

8,7

6

Франция

7,7

6

Япония

4,8

7

Бельгия

3,7

7

Бельгия

3,8

8

Люксембург

2,5

8

Канада

3,1

9

Канада

2,2

9

Люксембург

2,5

10

Япония

2,2

10

Италия

2,4

Мир

144

Мир

189

На 10 ведущих стран приходится 91% от всего мирового производства чугуна

На 10 ведущих стран приходится 90% от всего мирового производства стали



Таблица 4 Страны лидеры в выплавке чугуна и стали в 2010 г.

Страна

млн т

Страна

млн т


Выплавка чугуна


Выплавка стали

1

Китай

600,0

1

Китай

626,7

2

Япония

82,0

2

Япония

1096

3

Россия

48,0

3

США

80,5

4

Индия

39,0

4

Индия

68,3

5

Бразилия

32,0

5

Россия

66,9

6

Республика Корея

31,0

6

Республика Корея

58,4

7

США

29,0

7

ФРГ

43,8

8

ФРГ

29,0

8

Украина

33,4

9

Украина

26,0

9

Бразилия

32,9

10

Франция

10,0

10

Турция

291

Мир

1000,0

Мир

1414,0

На 10 ведущих стран приходится 92% от всего мирового производства чугуна

На 10 ведущих стран приходится 81% от всего мирового производства стали



Таблица 5 Доля регионов в мировой выплавке стали, %

Регионы

1950

1970

1990

2010

Зарубежная Европа

31,9

33,7

26,2

12,6

СССР/СНГ

14,4

19,5

19,8

7,7

Северная Америка

48,1

22,6

14,3

7,9

Центральная

Америка и

Южная

Америка

0,5

1,6

3,8

3,2

Азия

4,1

20,6

33,0

67,1

Африка

0,4

0,9

1,8

1,1

Австралия и Океания

0,6

1,1

1,1

0,6


Таблица 6 Мировое производство рафинированных цветных металлов, млн т

Металлы

1900

1930

1950

1960

1970

1980

1990

2010

Увеличение

(в раз)

Алюминий

(выплавка первичного алюминия

0,01

0,3

2,0

5,7

11,0

15,3

18,1

41,4

Медь

0,5

1,6

2,9

4,3

7,6

9,3

10,7

16,2

Цинк

0,5

1,4

1,8

2,7

5,2

6,0

6,9

12,0

Свинец

0,9

1,7

1,6

2,4

3,2

3,6

5,2

4,1

Олово

0,1

0,18

0,18

0,15

0,18

0,25

0,21

0,26

Никель

0,01

0,07

0,2

0,3

0,4

0,6

0,8

1,55


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Письменно выполните задания 1 – 3.

Задание 1. Используя материалы таблиц 3 и 4, сделайте анализ изменения стран лидеров в производстве чугуна и стали, объясните, с чем это связано? Сформулируйте и запишите общий вывод о проделанной работе.

Задание 2. Используя данные таблицы 5, постройте диаграмму изменения доли регионов в выплавке стали. Какие изменения произошли в объемах выплавки стали по регионам мира, с чем это связано. Приведите примеры стран лидеров по выплавке стали в регионах.

Задание 3. Используя таблицу 6, постройте диаграмму динамики мирового производства рафинированных цветных металлов, объясните с чем связано увеличение объемов их получения? Рассчитайте, во сколько раз произошло увеличение объемов производства рафинированных цветных металлов, полученные результаты впишите в таблицу.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Какие страны мира обладают наиболее крупными запасами железных, марганцевых руд, коксующихся углей (по отдельности и в комплексе)?

  2. Вспомните значение понятий «материалоемкие», «трудоемкие», «наукоемкие» отрасли. К какому типу отраслей относится предприятия черной металлургии?

  3. Назовите основные факторы, влияющие на размещение е предприятий черной металлургии в настоящее время. Изменились ли факторы размещения за последние 50 лет?

  4. Растет или снижается роль цветной металлургии в наши дни? Роль и значение, каких цветных металлов растет особенно быстрыми темпами?

  5. Какие страны мира являются лидерами по добыче сырья для алюминиевой, медной и оловянной промышленности мира?

Практическое занятие №6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА


Цель: научиться определять уровень развития легкой промышленности в различных странах мира.


Студент должен:

уметь: работать с табличными данными, сравнивать и анализировать имеющиеся данные;

знать: страны – лидеры в производстве и выплавке чугуна и стали,

иметь сформированные компетенции: комплексный анализ материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения уровня развития черной и цветной металлургии в различных странах мира.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Таблица 7 Мировая торговля текстилем (начало XXIв.)

ЭКСПОРТ

ИМПОРТ

Страна

Объем млрд долл.

Страна

Объем млрд долл.

Китай

43,1

США

70,0

Сянган

34,6

Германия

30,7

Италия

15,3

Сянган

27,3

Германия

19,3

Япония

20,9

США

17,8

Великобритания

19,4

Южная Корея

16,5

Франция

18,9

Тайвань

13,9

Тайвань

12,2

Франция

13,0

Италия

11,8

Таблица 8

Отрасли текстильной промышленности

Страны-лидеры производства

1


2


3


4


5




Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Письменно выполните задания 1 и 2.

Задание 1. Используя приведенные в таблице 7 данные, отобразите на контурной карте десятку крупнейших экспортеров-импортеров текстиля, выделите страны, в которых экспорт текстиля превосходит его импорт и наоборот. Почему развитые страны преимущественно являются неттоимпортерами текстиля? Какие страны составляют при этом исключение?

Задание 2. Используя учебную литературу и атлас, заполните таблицу 8. Сделайте вывод.

Задание 3. На основе полученных знаний, учебной литературы заполните схему и сделайте вывод о закономерностях размещения отраслей легкой промышленности.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Какие тенденции в развитии и сдвиги в размещении производственных мощностей подотраслей легкой промышленности на мировом и региональном уровнях вы смогли бы отметить?

  2. Какие отрасли входят в состав пищевой промышленности?

  3. Охарактеризуйте связь пищевой промышленности с сельским хозяйством.

  4. Какие факторы оказывают влияние на размещение предприятий пищевой промышленности в разных странах мира?

  5. Какие страны являются лидерами по производству мясной продукции, животных и растительных масел и др. продукции пищевой промышленности?

Практическое занятие №7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗМЕЩЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА


Цель: научиться определять особенности размещения различных отраслей мирового хозяйства Австралии.


Студент должен:

уметь: работать с контурными картами, справочными материалами;

знать: пути транспортировки основных экспортных товаров Австралии;

иметь сформированные компетенции: оценка и анализ полученной при отборе и анализе информации.


Обеспеченность занятия

Оборудование и инструменты: географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, контурные карты регионов мира, цветные и простые карандаши.

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий, справочники и энциклопедии по географии.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Австралия экспортирует мясо, сливочное масло, сыр, шерсть, пшеницу, железную руду и концентраты, каменный уголь, некоторые виды машин и оборудования и т. д.

В импорте на первом месте по стоимости стоят различные машины и капитальное оборудование (свыше трех пятых общей стоимости), ввозит Австралия также потребительские и продовольственные товары, особенно минеральное сырье и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, фосфаты и т.д.).

Главные торговые партнеры Австралии — США, Япония, Великобритания и ФРГ, причем первое место в австралийском экспорте занимает сейчас Япония, а в импорте — США. Расширяются торговые связи Австралии с Новой Зеландией и развивающимися странами Океании и Юго-Восточной Азии. Торгует Австралия также с СССР и некоторыми другими социалистическими государствами. (СНГ).

Партнёры по экспорту

 КНР 29.5%
 Япония 19.3%
 Республика Корея 8.0%
 Индия 4.9%

Партнёры по импорту

 КНР 18.2%
 США 11.6%
 Япония 7.8%
 Сингапур 5.9%
 Германия 4.6%
 Таиланд 4.2%
 Республика Корея 4.0%


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Прочитайте краткий теоретический материал по теме практического занятия. Выполните задания.

1. На контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Австралии.

2. Подпишите названия стран - основных потребителей австралийской продукции.

3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути австралийского импорта.

4. Постройте круговые диаграммы по экспорту и импорту Австралии.

4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Австралии.

5. Сформулируйте и запишите вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Австралии и о структуре её импорта и экспорта.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Что такое экспорт и импорт?

  2. Перечислите продукты экспорта Австралии.

  3. Поясните причины импорта различных товаров.

  4. Назовите страны-партнеры по экспорту и импорту Австралии.

  5. Какие существуют пути транспортировки товаров?

Практическое занятие №8

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ


Цель: изучить особенности географического положения стран Зарубежной Европы.


Студент должен:

уметь: характеризовать страны в зависимости от их географического положения;

знать: страны и особенности географического положения стран Зарубежной Европы;

иметь сформированные компетенции: оценка и анализ полученной при отборе и анализе информации.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий, справочники и энциклопедии по географии.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Зарубежная Европа простирается с севера на юг на 5 тысяч километров, а с запада на восток – на 3 тысячи километров. Ее территория в общем занимает 5, 4 млн. квадратных километра, а население составляет 520 миллионов человек.

Зарубежная Европа представляет собой один их очагов мировой цивилизации, и имеет несравнимое значение для мировой политики, экономики и культуры.

На ее территории расположены 40 суверенных государств, которые связаны между собой историческим прошлым, тесными культурными и политическими отношениями.

Если говорить о экономико-географическом положении стран, то оно определено двумя главными критериями. Страны зарубежной Европы относительно близко расположены друг к другу, они либо вплотную граничат по природным рубежам, либо между ними есть незначительное расстояние, которое никак не влияет на удобство транспортных связей.

Вторым основным критерием является приморское положение большинство стран, которые связаны между собой и странами других континентов морскими путями.

Такие страны, как Италия, Испания, Португалия, Великобритания, Норвегия, Дания, Нидерланды с самых давних времен связаны с морем.


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме практического занятия и учебником Е.В.Баранчикова составьте характеристику географического положения стран Зарубежной Европы по плану:

  1. Территория зарубежной Европы (без стран СНГ).

  2. Рельеф.

  3. Приморское положение большинства стран.

  4. Соседское положение.

  5. Природные ресурсы.

  6. Сформулируйте и запишите вывод.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Перечислите страны Зарубежной Европы.

  2. Назовите страны-соседи стран Зарубежной Европы.

  3. Дайте общую характеристику природным ресурсам стран Зарубежной Европы.

  4. Перечислите страны Зарубежной Европы, которые имеют морские границы с другими странами.

  5. Назовите особенности рельефа стран Зарубежной Европы.

Практическое занятие №9

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ


Цель: изучить особенности политической системы стран Зарубежной Европы.


Студент должен:

уметь: характеризовать страны в зависимости от политической системы;

знать: страны и особенности политической системы стран Зарубежной Европы;

иметь сформированные компетенции: оценка и анализ полученной при отборе и анализе информации.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий, справочники и энциклопедии по географии.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Политическая картина зарубежной Европы значительно менялась трижды на протяжении 20-го века.

Первая и вторая мировые войны существенно меняли ее, а также в конце века произошли значительные изменения, связанные с пришедшими к власти социал-демократическими партиями.

Что касается устройства государств на этой территории, то в Зарубежной Европе есть республики, унитарные государства, монархические и федеративные.

К 21 веку возникла Организация по безопасности и сотрудничеству – ОБСЕ, состав которой представлен 56 странами (также в нее входят США, Канада и страны СНГ).


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме практического занятия и учебником Е.В.Баранчикова, выполните задания 1 и 2.

Задание 1. Напишите названия стран и их столицы, входящие в ООН, ЕС, НАТО.

Задание 2. Напишите страны, Зарубежной Европы которые являются республиками, монархиями.

3. Сформулируйте и запишите вывод об особенностях политической системы стран Зарубежной Европы.

Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

1. Назовите страны-княжества Зарубежной Европы.

2. Назовите страну Зарубежной Европы, которая является древнейшей республикой?

3. Расшифруйте аббревиатуры: ООН, ЕС, НАТО.

4. Перечислите страны Зарубежной Европы, крупнейшие по территории.

5. Проведите анализ форм государственного устройства стран Зарубежной Европы.

Практическое занятие №10

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ


Цель: изучить особенности географического положения стран Зарубежной Азии.


Студент должен:

уметь: характеризовать страны в зависимости от их географического положения;

знать: страны и особенности географического положения стран Зарубежной Азии;

иметь сформированные компетенции: оценка и анализ полученной при отборе и анализе информации.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий, справочники и энциклопедии по географии.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Зарубежная Азия (З.А.) - самый крупный по площади и населению регион мира, причем это первенство он сохраняет, по существу, на протяжении всего существования человеческой цивилизации.

Площадь З.А. - 27 млн. км2, она включает более 40 суверенных государств. Многие из них относятся к древнейшим в мире.

З.А. - один из очагов зарождения человечества, родина земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей и научных достижений. Большинство стран региона — развивающиеся.

В состав региона входят разные по размеру страны: две из них относятся к странам-гигантам, остальные, в основном, к довольно крупным странам. Границы между ними проходят по хорошо выраженным природным рубежам.

Экономика стран Азии определяется их соседским положением, приморским положением большинства стран, глубинным положением некоторых стран.

Первые две особенности оказывают благоприятное воздействие на их хозяйство, а третья затрудняет внешние экономические отношения.


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме практического занятия и учебником Е.В.Баранчикова, выполните задания.

Задание 1. Напишите названия стран З.А. и их столицы, расположенных в глубине континента.

Задание 2. Составьте сравнительную характеристику географическому положению Китая и Монголии.

3. Сформулируйте и запишите вывод об особенностях географического положения стран Зарубежной Европы.

Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Назовите страны-гиганты Зарубежной Азии.

  2. Покажите на контурной карте субрегионы Зарубежной Азии: Юго-Западную Азию, Южную Азию, Юго-Восточную Азию, Центральную Азию, Восточную Азию (назовите страны).

  3. Дайте краткую характеристику «рисовым» и «чайным» ландшафтам в Зарубежной Азии.

  4. Перечислите крупнейшие городские агломерации Зарубежной Азии.

  5. Назовите самые маленькие по территории страны Зарубежной Азии.

Практическое занятие №11

ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВА ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ


Цель: изучить особенности территориальной структуры хозяйства Зарубежной Азии.


Студент должен:

уметь: характеризовать страны в зависимости от территориальной структуры их хозяйства;

знать: страны и особенности территориальной структуры хозяйства стран Зарубежной Азии;

иметь сформированные компетенции: оценка и анализ полученной при отборе и анализе информации.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий, справочники и энциклопедии по географии.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Роль зарубежной Азии в целом в мировом хозяйстве за последние десятилетия значительно возросла. Но различия в уровнях развития и специализации отдельных стран выражены здесь лучше, чем в зарубежной Европе. Можно выделить 6 групп стран: Япония - занимает обособленное положение, так как это «держава № 2» западного мира, единственный член «большой семерки» в этом регионе. По многим важным показателям она занимает лидирующие позиции среди экономически развитых стран Запада; Китай и Индия - также добились больших успехов в экономическом и социальном развитии за короткое время. Но по душевым показателям их успехи пока невелики; новые индустриальные страны Азии - Республика Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур, а также Таиланд и Малайзия. Сочетание выгодного ЭГП и дешевых трудовых ресурсов сделало возможным при участии западных ТНК провести в 70-80-х гг. перестройку экономики по японскому образцу. Но их экономика ориентирована на экспорт; нефтедобывающие страны - Пакистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия - страны Персидского залива, которые благодаря «нефтедолларам» за короткий срок сумели пройти путь развития, на который им потребовалось бы несколько столетий. Сейчас здесь развивается не только добыча нефти, но и нефтехимия, металлургия и другие отрасли; страны с преобладанием в структуре промышленности горнодобывающих отраслей или легкой промышленности - Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан, Иордания; наименее развитые страны - Лаос, Камбоджа, Непал, Бутан, Йемен - в этих странах современная промышленность практически отсутствует.

Сельское хозяйство. В большинстве стран Азии основная часть ЭАН занята в сельском хозяйстве. В целом для региона характерно сочетание товарного и потребительного хозяйства, помещичьего землевладения и крестьянского землепользования, резкое преобладание в посевах продовольственных культур. Продовольственная проблема во многих странах еще не решена, в Южной и Юго-Восточной Азии десятки миллионов людей находятся на грани голода.

В соответствии с распределением агроклиматических ресурсов, населения и традиций сложились 3 крупных района сельского хозяйства: район рисосеяния (охватывает муссонный сектор Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии) в сочетании с выращиванием чая в более высоких частях; район субтропического земледелия (побережье Средиземноморья); на остальной территории преобладает выращивание пшеницы, проса, пастбищное животноводство.


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме практического занятия и учебником Е.В.Баранчикова, выполните задания.

Задание 1. Напишите названия и столицы стран-лидеров Зарубежной Азии по развитию сельского хозяйства;

Задание 2. Письменно составьте сравнительную характеристику мировому хозяйству Японии и Кореи по плану:

  1. Ведущие отрасли страны.

  2. Животноводство.

  3. Растениеводство.

  4. Сельскохозяйственный район, к которому относится страна.

3. Сформулируйте и запишите вывод об особенностях развития мирового хозяйства стран Зарубежной Европы.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Характеристика стран Зарубежной Азии в международном разделении труда.

  2. Главная продовольственная культура Зарубежной Азии.

  3. Развитие животноводство в Зарубежной Азии.

  4. Страны-лидеры по производству крупного рогатого скота.

  5. «Экономические столицы» Индии.

Практическое занятие №12

ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ


Цель: изучить природно – ресурсный потенциал стран Зарубежной Азии.


Студент должен:

уметь: характеризовать страны в зависимости от природно – ресурсный потенциала;

знать: страны и особенности природно – ресурсного потенциала стран Зарубежной Азии;

иметь сформированные компетенции: оценка и анализ полученной при отборе и анализе информации.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий, справочники и энциклопедии по географии.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Ресурсообеспеченность – соотношение между количеством природных ресурсов на определенной территории и масштабами их использования. Единицей выражения ресурсообеспеченности является либо число лет, на которое должно хватить ресурсов при текущем уровне использования, либо величина запасов на душу населения.

Формула для расчета ресурсообеспеченности:

Р = З/Д, где Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча.

Таблица 9. Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

394

3541

4700

906

 

 

 

Россия

6,7

200

71,0

304

281

107

 

 

 

Германия

0,2

111

2,9

12

249

0

 

 

 

Китай

3,9

272

40,0

160

1341

170

 

 

 

Саудовская Аравия

35,5

0

0

404

0

0

 

 

 

Индия

0,6

29

19,3

36

282

60

 

 

 

США

3,0

445

25,4

402

937

58

 

 

 

Канада

0,7

50

25,3

126

73

42

 

 

 

Бразилия

0,7

12

49,3

61

29

162

 

 

 

ЮАР

0

130

9,4

0

206

33

 

 

 

Австралия

0,2

90

23,4

29

243

112

 

 

 

Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Используя краткий теоретический материал по теме практического занятия, карты атласа и учебник Е.В.Баранчикова, выполните задания.

Задание 1. Заполните таблицу 9, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов.

Задание 2. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Какие из стран Зарубежной Азии обладают запасами международного значения?

  2. По каким причинам в Зарубежной Азии существенно снижены возможности сельского хозяйства?

  3. В чем причина нынешнего уровня природных минеральных ресурсов Зарубежной Азии?

  4. Что является главным богатством региона?

  5. Какие страны Азии являются странами-экспортерами древесины?

Практическое занятие №13

ИЗУЧЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СТРАН АФРИКИ


Цель: изучить отрасли международной специализации стран Африки.


Студент должен:

уметь: характеризовать отрасли международной стран Африки;

знать: страны и особенности международной специализации Африки;

иметь сформированные компетенции: оценка и анализ полученной при отборе и анализе информации.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий, справочники и энциклопедии по географии.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Африка – экономически наиболее отсталая часть мирового хозяйства. По основным показателям экономического и социального развития она существенно уступает другим регионам. Африка занимает последнее место по уровню индустриализации, транспортной обеспеченности, развитию здравоохранения и науки, урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства. По доли в мировом ВВП (4,5%) Африка опережает только малонаселенную Австралию.

В международном разделении труда Африка представлена продукцией добывающей промышленности.

Ведущая отрасль сельского хозяйства Африки — растениеводство. В структуре растениеводства выделяются два направления: производство продовольственных культур для местного потребления и производство экспортных культур.

Транспорт региона характеризуется неразвитой транспортной системой. В эпоху колониализма в интересах метрополий развивался только морской и железнодорожный транспорт (хотя протяженность железных дорог невелика). Сейчас развивается автомобильный и воздушный транспорт.


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Используя краткий теоретический материал по теме практического занятия, карты атласа и учебник Е.В.Баранчикова, выполните задания.

Задание 1. Дайте краткую характеристику регионам Африки, которые являются главными экспортерами благородных металлов.

Задание 2. Выпишите страны Африки, в которых наибольшее развитие получили текстильная и пищевая промышленность. Перечислите основные отрасли пищевой промышленности.

3. Сделайте вывод о международной специализации стран Африки.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

    1. Перечислите культуры, потребляемые в странах Африки.

    2. Охарактеризуйте уровень животноводства Африки.

    3. Дайте краткую характеристику транспорту региона.

    4. Назовите тип отраслевой структуры хозяйства Африки.

    5. Охарактеризуйте энергетику Африки.

Практическое занятие №14

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СТРАН СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

Цель: изучить особенности политической системы стран Северной Америки.


Студент должен:

уметь: характеризовать страны в зависимости от политической системы;

знать: страны и особенности политической системы стран Северной Америки;

иметь сформированные компетенции: оценка и анализ полученной при отборе и анализе информации.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий, справочники и энциклопедии по географии.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Северная Америка — один из 6 материков планеты Земля, расположенный на севере Западного полушария Земли.

Политическая система США определена в 1787 году. Конституция США, а также в поправках к Конституции и в других законах. В Конституции США заложен принципы разделения властей, по которому Федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих отдельно друг от друга.На данный момент Конституция состоит из преамбулы, в которой выделены 85 основных целей принятия Конституции, 7 статей и 27 поправок.

Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент — Конгресс США: Палата представителей США и Сенат США. Высшей судебной инстанцией США является Верховный суд.  Президент США — глава государства, правительства, главнокомандующий вооруженными силами.


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме практического занятия и учебником Е.В.Баранчикова, выполните задания 1 и 2.

Задание 1. Охарактеризуйте Конституцию США: принципы разделения властей.

Задание 2. Напишите имя и фамилию действующего президента США и перечислите его полномочия.

3. Сформулируйте и запишите вывод об особенностях политической системы США.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Назовите высший орган законодательной власти США.

  2. На какой срок выбираются сенаторы США? Сколько сенаторов приходится на 1 штат США?

  3. Перечислите компетенции Верховного суда США.

  4. Кем и на какой срок избираются президент и премьер-министр США?

  5. Перечислите полномочия президента США.

Практическое занятие №15

ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВА СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ


Цель: изучить особенности территориальной структуры хозяйства стран Латинской Америки.


Студент должен:

уметь: характеризовать страны в зависимости от территориальной структуры хозяйства;

знать: страны и особенности территориальной структуры стран Латинской Америки;

иметь сформированные компетенции: оценка и анализ полученной при отборе и анализе информации.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий, справочники и энциклопедии по географии.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Страны Латинской Америки имеют территориальную структуру хозяйства различной степени «зрелости», которая, в свою очередь, зависит прежде всего от общего уровня развития экономики, характера процессов урбанизации. Наиболее ярким примером страны с уже довольно сложной полицентрической ТСХ может служить Бразилия. Полицентрическая система территориальной организации хозяйства и общества сложилась и продолжает совершенствоваться в Мексике, Аргентине, Венесуэле, Колумбии, Чили. Наряду с этим в Латинской Америке есть еще немало стран с более простой, «одноядерной» ТСХ.

И тем не менее, несмотря на имеющиеся различия, территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран обладает многими чертами сходства, возникшими, как правило, еще в эпоху их колониального и полуколониального прошлого. Главные из этих черт заключаются в общей сдвинутости экономической активности к океанским побережьям, в гипертрофированной роли столичных городов как главных «фокусов» всей национальной территории, в формировании «коридоров роста» между столицами и главными портами и «линий проникновения», связывающих порты с некоторыми глубинными районами.

Сдвинутость к океанским побережьям, объясняющаяся как природными предпосылками, так и всей историей европейской колонизации, хорошо прослеживается на рисунке. Фактически она характерна для всех стран региона, имеющих выход к Атлантическому или Тихому океану. В свою очередь, она отражает и то обстоятельство, что столичные города и агломерации большинства стран Латинской Америки также тяготеют либо к побережьям океанов, либо к приокеаническим зонам.

Многие страны региона, особенно самые крупные, после Второй мировой войны начали более активно проводить региональную политику, направленную на преодоление столь ярко выраженной приморской ориентации производительных сил и освоение глубинных районов, на децентрализацию экономических функций. В Мексике это прежде всего сдвиг в северные, приграничные с США, но также и в южные районы. В Бразилии – выход за пределы «промышленного треугольника». В Аргентине – сдвиг на юг, в малоосвоенную, но богатую природными ресурсами Патагонию. На Кубе уже длительное время осуществляется территориальное планирование, направленное на отход от прежней моноцентрической ТСХ промышленности с гипертрофированной ролью Большой Гаваны и превращение ее в полицентрическую – прежде всего путем общего сдвига производительных сил на восток.

Рис. Территориальная структура хозяйства Латинской Америки


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме практического занятия и учебником Е.В.Баранчикова, выполните задания 1 и 2.

Задание 1. Составьте сравнительную характеристику нефтяной и горнодобывающей промышленности Аргентины и Мексики.

Задание 2. Перечислите и охарактеризуйте интеграционные группировки Латинской Америки.

3. Сформулируйте и запишите вывод об особенностях территориальной структуры хозяйства стран Латинской Америки.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Перечислите особенности территориальной структуры стран Латинской Америки.

  2. Назовите меры, применяемые для территориальной децентрализации экономики в странах Латинской Америки.

  3. Расшифруйте сокращения ЛАИ, ЛАЭС, КАРИКОМ.

  4. Приведите примеры субрегиональных экономических группировок.

  5. Перечислите крупнейшие морские порты в странах Латинской Америки.

Практическое занятие №16

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Цель: изучить условия формирования и развития стран Латинской Америки.


Студент должен:

уметь: определять уровень формирования и развития стран;

знать: названия и столицы стран Латинской Америки; условия формирования и развития стран;

иметь сформированные компетенции: использование информационных технологий для решения научных задач.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Площадь всей территории около 20 млн. км2; 15% территории земного шара. В начале 20 в. – 95 млн. человек, в настоящее время – 45.

Латиноамериканская интеграция. В начале 20 в. - 20 независимых государств.

В 60 – 80-е гг. – прибавилось еще 13 стран в бассейне Карибского моря. Сейчас – 33 государства ЛА. Бразилия- 150 млн. чел.

Страны ЛА в историческом развитии прошли несколько стадий:

1. Доколумбовый период. Основные территории стран находились в стадии первобытнообщинного строя. Исключение: Мезоамерика, Анды – проживали высокоразвитые майя, ацтеки, инки, чипча (4 – 2 тыс. до н.э.).

2. Завоевание европейцами (с 1492 г.) – колониальный период.

3. Война за независимость (1810-1826) и образование независим государств ЛА.

К началу 20 в. из 20 независимых государств 18 были испаноговорящими. Бразилия - португальский, о. Гаити – французский.

Особенности экономического развития в 20-е гг. Производительность труда ниже, чем в США, Европе. Наибольшее развитие с точки зрения промышленного производства – Аргентина, Уругвай, Чили, Бразилия, Мексика. Уже существовало – фабричное правительство. Пролетариат не менее 1/3 всего населения. Отсутствует тяжелая промышленность.

Спецификой и основной особенностью стран ЛА является наличие латифундий. (Носили разнообразные формы, некоторые носили товарный, капиталистический характер, некоторые феодальный характер. Многоукладная экономика (с капиталистическими отношениями сокращаются классические феодальные формы (латифундии) и общинные формы землевладения).

Сочетание традиционных форм с новыми вело к консерватизму экономики.

§ фабрично-заводские формы труда,

§ западноевропейские монополии (их сочетание),

§ докапиталистические формы организации экономики,

§ сложность в социальной структуре,

§ преобладание консервативных идеологий.

Роль иностранных инвестиций. Начались в 19 в. – Англия. После Первой мировой войны основные инвестиции шли от США. Отношение к США до сих пор неоднозначно. Благодаря США в ЛА появляются ж/д, электростанции, школы, больницы, крупные предприятия, автомобили.


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Прочитайте краткие теоретические материалы по теме практического занятия. Письменно охарактеризуйте тенденции развития стран Латинской Америки (ЛА) в первой половине 20 века.

3. Сформулируйте и запишите вывод о работе.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Перечислите стадии исторического развития стран Латинской Америки.

  2. Опишите особенности экономического развития стран Латинской Америки в 20 веке.

  3. Охарактеризуйте экономические взаимоотношения США и Латинской Америки.

  4. Опишите социальную структуру Латинской Америки.

  5. Назовите страну-гигант Латинской Америки и расскажите о ней.

Практическое занятие №17

СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКОНОМИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН И РЕГИОНОВ МИРА


Цель: научиться составлять комплексную экономико – географическую характеристику стран.


Студент должен:

уметь: давать характеристику странам; комплексно использовать справочные материалы;

знать: развитие экономики, отрасли специализации, место страны на мировой политической арене;

иметь сформированные компетенции: использование информационных технологий для решения научных задач.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

План описания экономико-географического положения страны (региона)

  1. Общие сведения о стране: государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях (при описании региона этот пункт опускается).

  2. Размеры страны (региона).

  3. Положение страны на материке (или региона в стране).

  4. Вид страны (региона) по географическому положению.

  5. Приграничные страны (и регионы).

  6. Океаны и моря, омывающие берега страны (региона).

  7. Особенности географического положения.

  8. «Горячие точки» и соседние страны, угрожающие безопасности страны (региона).


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Прочитайте краткие теоретические материалы по теме практического занятия. Письменно охарактеризуйте любую, выбранную вами страну по предложенному плану.

3. Сформулируйте и запишите вывод о работе.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Какие факты учитывают при составлении экономико – географической характеристики страны?

  2. Чем Вы руководствовались при выборе страны для написания характеристики?

  3. Какое значение имеют приграничные страны друг для друга?

  4. О чем говорит положение страны на материке?

  5. От чего зависят размеры стран?

Практическое занятие № 18

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ


Цель: оценить геополитическое и геоэкономическое положения России.


Студент должен:

уметь: выявлять положительные и отрицательные черты геополитического и геоэкономического положения России;

знать: тенденции развития России; силовые структуры России;

иметь сформированные компетенции: использование информационных технологий для решения научных и профессиональных задач.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий, учебники по географии Е.В.Баранчиков (2014 г).


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

План описания геополитического и геоэкономического положения страны:

  1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:

а) уровень экономического развития соседних стран

б) принадлежность соседних стран к политическим и экономическим блокам

в) принадлежность России к политическим и экономическим группировкам и блокам

г) стратегическая оценка государственной границы, возможных рисков и угроз

2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции:

а) возможность использования морского и речного транспорта

б) торговые отношения и другие экономические связи с соседними странами

в) обеспеченность страны сырьем

3. Отношение к «горячим точкам» планеты:

а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам

б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом

в) отношение правительства страны к международной разрядке, разоружению

4. Общая оценка геополитического и геоэкономического положения страны на современном этапе.

5. Прогноз тенденций дальнейших процессов геополитики и геоэкономики.


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Прочитайте краткие теоретические материалы по теме практического занятия, по плану опишите геополитическое и геоэкономическое положение России.

3. Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

1. Дать анализ и объяснение современного геополитического и геоэкономического положения России.

2. Каким образом изменилось геополитическое положения России в последнее время? С чем это связано?

3. Что может усилить экономическую и геополитическую позиции России?

4. Охарактеризуйте морские границы России.

5. Каковы прогнозы развития геоэкономики России?

Практическое занятие №19

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ РОССИИ


Цель: изучить территориальную структуру внешней торговли товарами России.


Студент должен:

уметь: давать характеристику стране по плану;

знать: государственные границы и связи России с другими странами;

иметь сформированные компетенции: использование информационных технологий для решения научных и профессиональных задач.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий, учебники по географии Е.В.Баранчиков (2014 г).


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

План характеристики территориальной структуры внешней торговли:

  1. Распределение внешнеэкономической деятельности по федеральным округам.

  2. Первая десятка субъектов РФ по объему внешней торговли.

  3. Роль Москвы во внешнеторговом обороте России.

  4. Регионы России в формировании внешнеторгового потенциала страны.


Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Прочитайте краткие теоретические материалы по теме практического занятия, по плану опишите территориальную структуру внешней торговли товарами России:

3. Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Перечислите меры государственной финансовой поддержки экспорта.

  2. В каких федеральных округах сосредоточен наибольший процент российского внешнеторгового оборота?

  3. Назовите первую десятку субъектов РФ по объему внешней торговли.

  4. Перечислите страны- торговые партнеры России.

  5. Какие отрасли преобладают в импорте товаров России?

Практическое занятие №20

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕГИОНОВ С НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ


Цель: систематизация теоретических знаний о цепях питания и видах экосистем.


Студент должен:

уметь: работать с географическими картами, выявлять регионы с неблагоприятной экологической ситуацией;

знать: географические аспекты глобальных проблем человечества, пути их решения;

иметь сформированные компетенции: выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций в русле решения глобальных проблем человечества.


Обеспеченность занятия

Оборудование: атлас, простые и цветные карандаши.

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий, учебники по географии Е.В.Баранчикова (2014г).


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы — это проблемы, которые: во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов, социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в-третьих, могут быть решены только при сотрудничестве в общепланетарном масштабе. Приоритетными проблемами человечества являются:

- проблема мира и разоружения;

- экологическая;

- демографическая;

- энергетическая;

- сырьевая;

- продовольственная;

- использование ресурсов Мирового океана;

- мирное освоение космоса;

- преодоление отсталости развивающихся стран. 

Суть глобальных проблем и возможные пути их решения

Проблема мира и разоружения — проблема предотвращения третьей мировой войны остается важнейшей, самой приоритетной проблемой человечества. Во второй половине XX в. появилось ядерное оружие и возникла реальная угроза уничтожения целых стран и даже континентов, т.е. практически всей современной жизни.

Пути решения:

Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием;

Сокращение обычных вооружений и торговли оружием;

Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил. Экологическая — деградация глобальной экологической системы, в результате нерационального природопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности.

Пути решения:

Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;

Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;

Экологическая безопасность населения;

Создание особо охраняемых территорий.

Демографическая — продолжение демографического взрыва, быстрый рост численности населения Земли и как следствие перенаселение планеты.

Пути решения: Проведение продуманной демографической политики. Топливно-сырьевая — проблема надежного обеспечения человечества топливом и энергией, в результате быстрого роста потребления природных минеральных ресурсов.

Пути решения:

Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.).

Развитие атомной энергетики.

Продовольственная — по данным ФАО (организации по продовольствию и сельскому хозяйству) и ВОЗ (Всемирной организации по здравоохранению) в мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд. человек.

Пути решения:

Экстенсивный путь решения заключается в расширении пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий.

Интенсивный путь — это увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет механизации, химизации, автоматизации производства, за счет освоения новых технологий, выведения высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.

Использование ресурсов Мирового океана — на всех этапах человеческой цивилизации Мировой океан был одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. В настоящее время океан - это не просто единое природное пространство, но и природно-хозяйственная система.

Пути решения:

Создание мировой структуры морского хозяйства (выделение зон нефтедобычи, рыболовных и рекреационных зон), совершенствование инфраструктуры портово-промышленных комплексов.

Охрана вод Мирового океана от загрязнения.

Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов.

Мирное освоение космоса. Космос — глобальная среда, общее достояние человечества. Испытание разного рода оружия может угрожать всей планете сразу. «Замусоривание» и «засорение» космического пространства.

Пути решения:

«Немилитаризация» космического пространства.

Международное сотрудничество в освоении космического пространства. Преодоление отсталости развивающихся стран — большая часть населения мира живет в бедности и нищите, которые можно считать крайними формами проявления отсталости. Доход на душу населения в некоторых странах составляет менее 1 долл. в день.

Пути решения:

Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам.

Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ).

Новое время диктует и появление новых проблем, решение которых задача мирового сообщества. Одной из таких проблем можно назвать — международный терроризм. Эта серьезная угроза мирного, благополучного существования всего человечества. Здоровье населения Земли и появление различных инфекционных заболеваний, которые так же ставят под угрозу саму основу существования жизни на планете Земля.

Содержание отчёта по выполнению практического задания

  1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Используя карты атласа и учебник, выполните задания:

1. Нанесите на контурную карту США государственные границы страны.

2. Используя атлас и учебник Е.В. Баранчикова, условными знаками обозначьте на контурной карте важнейшие районы добычи минеральных ресурсов и главные промышленные пояса США.

3. Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации природной среды в результате деятельности человека: под воздействием добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС и т.д.

4. Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и морских акваторий.

5. Назовите пути решения экологических проблем в США и меры, которые следует предпринять правительству США для улучшения экологического состояния страны.

6. Сделайте вывод о перспективах развития экологической ситуации в США.


Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Перечислите глобальные проблемы человечества и пути их решения.

  2. Каким образом можно выявить районы с неблагоприятной экологической ситуацией?

  3. Какая из отраслей промышленности является по Вашему мнению самой экологически опасной?

  4. Спрогнозируйте развитие экологической ситуации России.

  5. Раскройте понятие «немилитаризация» космического пространства.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2015.

  2. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.

  3. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.

  4. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.

  5. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

  6. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.

  7. Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.




Версия: 1.0

Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки.

Дата и время распечатки: 06.10.2014, 09:20

Стр.3 из 20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!