СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной работы по дисциплине "Право" для специальности ЭиБУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной работы по дисциплине "Право" для специальности ЭиБУ

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной работы по дисциплине "Право" для специальности ЭиБУ»


ГАПОУ

«Новотроицкий строительный техникум»



















методические указания по выполнению

внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ПРАВО

для специальности

38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»





















Новотроицк

2017

Составлены в соответствии с требованиями к компоненту Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки Составлено в соответствии с требованиями к Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39,от (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69)) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) для специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»




Рассмотрено ПЦК гуманитарных дисциплин

Протокол №_______от «____»____________ 2017 г.

Председатель__________И.В. Атаманчук



Согласовано

Зам. директора по ООД__________Ю.Н. Маркелова

от «____»___________ 2017 г.
























Содержание


стр

1. Общие положения ………………………………………………….…………………….…..4

2. Характеристика заданий……………………………………………………………………...5

3. Перечень самостоятельных работ по обществознанию……………………………..…....16

4. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов…………..…..…17

5. Приложения………………………………………………………………………………….18

6. Литература………………………………………………………………………….………..21
















1. Общие положения

В связи с введением в образовательный процесс  нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа обучающихся является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. По дисциплине право практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы обучающихся:

  • Лабораторные и практические работы;

  • индивидуальные задания (решение задач, подготовка сообщений, докладов, исследовательские работы и др.);

  • тестирование по материалам, разработанным преподавателем;

  • деловая игра;

  • подготовку к контрольным работам, зачетам и экзаменам.

  • отработку изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;

  • Изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;

  • подготовка к практическим, лабораторным занятиям;

  • выполнение контрольных, самостоятельных работ;

  • выполнение семестровых индивидуальных заданий;

  • подготовка кратких сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ, самостоятельное составление задач по изучаемой теме (по указанию преподавателя);

  • работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.), проектов;

Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, вовремя внеклассных мероприятий, дома.

Целью самостоятельной работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. 

Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Обучающемуся предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Обучающийся должен уметь планировать и выполнять свою работу.

В связи с этим напоминаем правила по планированию и реализации самостоятельной учебной дея­тельности:

  1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности.

  2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно.

  3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.

  4. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.

  5. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа.

  6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь

2. Характеристика заданий



1. Создание материалов-презентаций – это вид само­стоятельной работы обучающихся по созданию наглядных инфор­мационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систе­матизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание мате­риалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся обучающимся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной рабо­ты, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степе­ни трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч

Критерии оценки

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • эстетичность оформления, его соответствие требова­ниям;

  • работа представлена в срок.


2. Написание конспекта первоисточника (статьи, моногра­фии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеауди­торной самостоятельной работы обучающегося по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если обучающийся излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов ис­точника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки кон­спектов преподавателем.

Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч

Критерии оценки:

  • содержательность конспекта, соответствие плану;

  • отражение основных положений, результатов работы
    автора, выводов;

  • ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

  • наличие схем, графическое выделение особо значимой
    информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • грамотность изложения;

  • конспект сдан в срок.

6. Содержание и оформление опорных конспектов. Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.

Опорный конспект должен содержать все то, что обучающийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы (приложение 3).

Основные требования к содержанию опорного конспекта

  1. Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.

  2. Логически обоснованная последовательность изложения.


Основные требования к форме записи опорного конспекта

  1. Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.

  2. По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса .

  3. Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.

  4. Не должен содержать сплошного текста.

  5. Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).


Методика составления опорного конспекта

  1. Разбить текст на отдельные смысловые пункты.

  2. Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.

  3. Придать плану законченный вид (в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).

  4. Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.


Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных осо­бенностей обучающегося и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 2 ч

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • аккуратность и грамотность изложения;

  • работа сдана в срок.


3. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы обучающегося по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 4). Формирование структуры таблицы отражает склонность обучающегося к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Крат­кость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создают­ся как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оцени­вается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и опреде­ляется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • логичность структуры таблицы;

  • правильный отбор информации;

  • наличие обобщающего (систематизирующего, структури­рующего, сравнительного) характера изложения информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • работа сдана в срок.

4. АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ЭССЕ

Эссе– это рассуждение на определенную тему с приведением аргументов в защиту своего мнения. Эссе необходимо писать по следующему плану:

Сформулировать смысл проблемы:

«В данном высказывании автор поднимает проблему…»,

«Автор считает, что…»;

Обозначить свою позицию по отношению к точке зрения автора:

«Я согласна с мнением автора…»,

«Я не согласен с мнением автора …»,

«Не могу не согласиться с мнением автора…»,

«Анализируя высказывание автора, можно отметить…»,

«Далее следует сказать…»,

«Следует считать верным…»,

«Это можно опровергнуть тем, что…»,

«Кажется на первый взгляд верным…»,

«Это можно опровергнуть тем, что…» и т.д.

Теоретическая обоснованность – в рассуждении использование терминов, понятий, цитат, ссылок на источники или другие точки зрения.

Примеры – 2-3 шт. из истории, литературы, обществознания, собственного опыта.

Обобщение:

«Таким образом, приведенные научные положения (точки зрения, данные теории)…»,

«Примеры подтверждают, что…» и т.д.

Свои предположения о перспективах решения поднимаемой автором проблемы.

Критерии оценивания эссе

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании.

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представление о его понимании.

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции

Представлена и пояснена собственная позиция

1

Представлена без пояснения собственная позиция (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).

ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена.

0

К3

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

 

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

3

 

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.

ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.

ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов.

ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации.

2

 

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

1

 

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

0

 

Максимальный балл

5


Если вы набираете 4-5 баллов, то вы получаете оценку 5.

Если вы набираете 3 балла, то вы получаете оценку 4.

Если вы набираете 2 балла, то вы получаете оценку 3.

Если вы набираете менее 2 баллов, то вы получаете оценку 2.


5. Составлению схем

Действия при составлении схемы могут быть такими

Подберите факты для составления схемы.

Выделите среди них основные, обще понятия.

Определите  ключевые  слова,  фразы,  помогающие  раскрыть  суть основного понятия.

Сгруппируйте факты в логической последовательности.

Дайте название выделенным группам.

Заполните схему данными.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • логичность структуры схемы;

  • правильный отбор информации;

  • наличие обобщающего (систематизирующего, структури­рующего, сравнительного) характера изложения информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • работа сдана в срок.



  1. Перечень тем самостоятельных работ по праву

Вопросы для самостоятельного изучения

Кол–во

часов

Форма отчета

Законотворческий процесс в России.

1

конспект

Законные интересы

1

конспект

Формы права

1

схема

Правовые системы современности

1

презентация

Правотворчество

1

эссе

Толкование права

1

Презентация

Объяснение смысла конкретных норм права

1

конспект

Правопорядок.

1

презентация

Юридический конфликт

1

схема

Правосознание

1

конспект

Правовая культура

1

презентация

Формы государства

1

схема

Основы конституционного права

1

презентация

Способы приобретения гражданства

1

схема

Избирательная система

1

таблица

Избирательный процесс

1

презентация

Альтернативная гражданская служба

1

конспект

Права и обязанности налогоплательщиков.

1

конспект

Правоохранительные органы, их виды и полномочия.

1

схема

Правосудие.

1

эссе

Особенности уголовного судопроизводства

1

конспект

Объекты гражданского права

1

схема

Организационно правовые формы предпринимательской деятельности.

1

схема

Сделки

1

конспект

Способы защиты неимущественныхправ

1

схема

Наследование

1

конспект

Правовые средства государственного регулирования экономики.

1

конспект

Брачный контракт.

1

контракт

Права, обязанности и ответственность членов семьи.

1

презентация

Безработица

1

конспект

Расторжение трудового договора

1

конспект

Рабочее время и время отдыха.

1

схема

Составление претензии

1

претензия

Дисциплинарная ответственность

1

конспект

Правовые основы социальной защиты и обеспечения.

1

конспект

Способы защиты трудового права

2

схема

Административные правоотношения.

1

презентация

Основания административной ответственности.

1

схема

Производство по делам об административных правонарушениях.

1

конспект

Органы и способы рассмотрения административных споров

1

таблица

Преступление

1

схема

Действие уголовного закона.

1

конспект

Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе.

1

презентация

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.

1

таблица

Экологические правонарушения

1

презентация

Субъекты международного права.

1

схема

Международный договор

1

схема

Международная защита прав человека в условиях мирного времени.

1

презентация

Международная защита прав человека в условиях военного времени.

1

презентация

Профессиональное юридическое образование.

1

презентация

Основные юридические профессии

1

таблица

Специфика профессиональной юридической деятельности

2

презентация



4. Критерии оценки

внеаудиторной самостоятельной работы

обучающихся

Оценка 5 ставится, если обучающийся

  • обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответ­ствующий материал

  • дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

  • использует компьютерные технологии (презентация Power Point, Flash–презентация, видео-презентация  и др.);

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы препода­вателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала

Оценка 4

неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;

  • при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;

  • дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

Оценка 3 – неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;

  • при изложении была допущена 1 существенная ошибка;

  • знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;

  • излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;

  • затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.

Оценка 2 – неполно (менее 50% от полного) изложено задание;

  • при изложении были допущены существенные ошибки.
    Оценка 1 – работа обучающимся не представлена.

Приложения

____________________________________________________


Приложение 1

Образец титульного листа




Наименование

учебного заведения





ПРОЕКТ


Тема:








Выполни л (а)

Ф. И. О. студента,

курс, группа,

специальность



Руководитель:

Ф.И.О. преподавателя




Новотроицк 20___







Образец оглавления



ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение ............................................................................................... 2


Глава 1 .................................................................................................. 3


Глава 2 .................................................................................................. 6


Глава 3 ................................................................................................ 10


Заключение ........................................................................................ 14


Список литературы............................................................................ 16



Приложение 2


Образец оформления конспекта



КОНСПЕКТ

Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)


«_______________________________________________»

выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность



Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания


План (схема простого плана):


1.

2.

3.

4.

План (схема сложного плана):


1. ________________________;

________________________:

а) _____________________;

б) _____________________;

в) _____________________.

1.2. _______________________:

а) _____________________;

б) _____________________.

2. ________________________.

2.1. __________________ и т.д.


(далее раскрываются вопросы плана)

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.




Приложение 3

Образец оформления опорного конспекта (фрагмент)


Опорный конспект темы

"Человек"


выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Мировоззрение:

обыденное, религиозное, мифологическое, научное, философское, гуманистическое.

Деятельность – человеческая активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и себя. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность. Объект – то, на что деятельность направлена.

Структура деятельности:

Мотив——цель—— средства——-действия——результат.

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию.

Цель – осознанный образ ожидаемого результата.

Приложение 4


Образец сводной (обобщающей) таблицы по теме

Сводная таблица по теме

"Человек"

выполнена Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Человек

Индивид

Индивидуальность

Личность

Высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры

Единичный представитель человеческого рода

Неповторимые, самобытные черты и качества, присущие человеку (биологические, психологические, социальные)

Совокупность социально-значимых черт, характеризующих человека как члена данного общества, человек как субъект отношений и сознательной деятельности

Теории происхождения: религиозная, эволюционная (Ч.Дарвин), марксистская (труд сделал человека). Биосоциальная проблема – проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Человек

Животное

Изменяет, преобразует природу, не только физические, но и духовные, культурные потребности, обладает сознанием, речью, деятельность, целеполагание.

Приспосабливается к природе, существует инстинктами, изменяется по потребностям своего вида.





Литература.

Основной список учебных пособий
  1. Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры. В 2 ч. (базовый и углубленный уровни) 10 класс «Русское слово»
  2. Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры. В 2 ч. (базовый и углубленный уровни) 11 класс «Русское слово»
Нормативные правовые акты



  1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2015.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ))

  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 30 октября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 08.06.2015 № 14-П)

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015)

  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 13.07.2015 № 265-ФЗ)

  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ (в ред. от 13.07.2015)

  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 № 290-ФЗ)

  8. Закон Российской Федерации «Об образовании» 26.12.2012  № 273 (в ред. ФЗ от 03.02.2014 № 15-ФЗ)

  9. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 31.12.2014)

  10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015)

  11. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред.  от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ)

  12. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1992 г. № 2300 –ФЗ (ред. от 13.07.2015)

  13. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 12.11.2012 № 182-ФЗ)

  14. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014)



3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!