Министерство образования Московской области
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
Гуманитарно-педагогический колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению практической работы
по общепрофессиональной дисциплине «Теория и методика социальной работы»
39.02.01 Социальная работа
2015 г.
ОДОБРЕНА Предметно-цикловой комиссией социально-экономических дисциплин (наименование комиссии) Протокол № __ от «___» __________20___г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии / специальности среднего профессионального образования _39.02.01 Социальная работа (код, наименование профессии/специальности) _______________________________________ |
Председатель предметно-цикловой комиссии __________________ / __А.Ю.Самошкина Подпись ФИО | Зам. директора по учебной работе __________________ / _____Е.Б. Титова____ Подпись ФИО |
Составитель (автор): | Преподаватель специальных дисциплин, ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» Гуманитарно-педагогический колледж | Карпец Екатерина Дмитриевна |
Цели и задачи организации практической работы по предмету Теория и методика социальной работы:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы;
оперировать основными понятиями и категориями специальности;
использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ТЖС клиента;
собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
категории и понятия социальной работы, специфику профессии;
традиции российской и международной благотворительности;
основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;
основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;
общие и частные технологии, методы социальной работы;
особенности объекта и субъекта социальной работы;
основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);
принципы деятельности социального работника;
понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.
Практическая работа призвана способствовать формированию общих и профессиональных компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
ПК 1.1. | Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи. |
ПК 1.2. | Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента. |
ПК 1.3. | Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа. |
ПК 1.4. | Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам. |
ПК 1.5. | Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов. |
ПК 2.1. | Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи. |
ПК 2.2. | Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей. |
ПК 2.3. | Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). |
ПК 2.4. | Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС. |
ПК 2.5. | Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей. |
ПК 3.1. | Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска. |
ПК 3.2. | Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска. |
ПК 3.3. | Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). |
ПК 3.4. | Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска. |
ПК 3.5. | Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска. |
Виды практической работы и время на её реализацию (14 часов)
№ | Название темы | Виды практической работы | Время | Формируемые компетенции |
1. | Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом. | Обсуждение информационных сообщений по вопросам преподавателя. | 2 ч. | ОК 1, ОК 10. |
2. | Социальная работа как система деятельности. | Написание сочинения-рассуждения на тему: «Целесообразность рассмотрения социальной работы как целостной системы». | 2 ч. | ОК 1-4, ОК 6-9, ПК 1.2, ПК 2.2, ПК 3.2 |
3. | Теории и модели социальной работы. | Сравнительный анализ социолого-ориентированных моделей социальной работы. | 2 ч. | ОК 2, ОК 4, ОК 9. |
4. | Методы познания в социальной работе. | Сравнительный анализ общенаучных и частно-научных методов, используемых в социальной работе. | 2 ч. | ОК 2, ОК 5, ОК 9, ПК. 1.1-1.5, ПК 2.1-2.5, ПК 3.1-3.5 |
5. | Модели социальной политики. | Рассмотрение основных положений «Конвенции о правах ребенка» и написание сочинения-рассуждения на тему: «Роль социальной политики государства в сфере защиты детства». | 2 ч. | ОК 1, ОК 3, ОК 7, ПК 2.1-2.5 |
6. | Социальная работа как область подготовки специалистов. | Составление профессиограммы современного социального работника. | 2 ч. | ОК 1-11, ПК 1.1-1.5, ПК 2.1-2.5, ПК 3.1-3.5 |
7. | Частные технологии социальной работы. | Рассмотрение теории и практики социальной работы в России и за рубежом. Составление обобщающей таблицы. | 2 ч. | ОК 10 |
Практические занятия.
Практическое занятие №1 «Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом». Цель: изучение исторического опыта социальной работы в различные периоды времени. Вопросы для обсуждения: Зарубежный опыт теоретического осмысления моделей социальной поддержки. Исторический опыт развития социальной работы за рубежом. Современная практика социальной работы за рубежом (на примере Англии, Франции, Германии, США). Время выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки выполнения задания | З 1.Категории и понятия социальной работы, специфику профессии. | - Воспроизведение основных терминов. - Описание специфики форм социального обслуживания населения в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Социальный работник», утвержденного Приказом Минтруда России от 18.11.2013 № 677 Н. и Кодекса профессиональной | З 4.Основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом. | Перечисление исторических этапов развития социальной работы. - Изложение сущности этапов исторического развития социальной работы. - Распознание этапа по его характеристике. - Активное участие в профессионально значимых мероприятиях (конференциях, проектах) | З 9.Понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей. | - демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и практического обучения, производственной практики. | |
Практическое занятие №2 «Социальная работа как система деятельности». Цель: обоснование целесообразности рассмотрения социальной работы как целостной системы. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки выполнения задания | З 6.Особенности объекта и субъекта социальной работы. | - Изложение существующих подходов к классификации категорий, находящихся в ТЖС | З 7.Основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.). | - Изложение сущности подходов к социальной работе. - Распознание подхода по его характеристике. | З 9.Понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей. | - демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и практического обучения, производственной практики. | |
|
Практическое занятие №3 «Теории и модели социальной работы». Цель: раскрыть содержание социально ориентированных моделей социальной работы. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки выполнения задания | З 3.Основные современные концепции и модели социальной работы, их основания. | -Обоснование эффективности модели социальной работы - Активное участие в профессионально значимых мероприятиях (конференциях, проектах) | |
|
Практическое занятие №4 «Методы познания в социальной работе». Цель: сравнительный анализ общенаучных и частно-научных методов, используемых в социальной работе. Определение области их применения. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки выполнения задания | З 5. Общие и частные технологии, методы социальной работы. | - Анализ ининноваций в области профессиональной деятельности. | |
|
Практическое занятие №5 «Модели социальной политики». Цель: определение основных приоритетов социальной политики в условиях реформировании российского общества. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки выполнения задания | З 2.Традиции российской и международной благотворительности. | - Описание особенностей филантропической деятельности. | З 4.Основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом. | Перечисление исторических этапов развития социальной работы. - Изложение сущности этапов исторического развития социальной работы. - Распознание этапа по его характеристике. | |
|
Практическое занятие №6 «Социальная работа как область подготовки специалистов». Цель: раскрыть значимость профессионализма социального работника в современном мире. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки выполнения задания | З 8.Принципы деятельности социального работника. | - Изложение сущности принципа деятельности социального работника. - Распознание принципа по его характеристике. - Выполнение самоанализа и корректировки собственной деятельности. | З 9.Понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей. | - Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и практического обучения, производственной практики. | |
|
Практическое занятие №7 «Частные технологии социальной работы». Цель: установление взаимосвязи теории и практики социальной работы. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки выполнения задания | З 1.Категории и понятия социальной работы, специфику профессии. | - Воспроизведение основных терминов. - Описание специфики форм социального обслуживания населения в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Социальный работник», утвержденного Приказом Минтруда России от 18.11.2013 № 677 Н. и Кодекса профессиональной | З 5.Общие и частные технологии, методы социальной работы.. | - Анализ инноваций в области профессиональной деятельности. | |
Заполнить таблицу по изученному материалу:
Страны | Теория | Практика |
Россия | | |
Германия | | |
Франция | | |
Англия | | |
США | | |
| | |
Список рекомендуемой литературы
Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова Теория и методика социальной работы: Москва Издательский центр «Академия» 2014 г.
Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 416с.
Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие по специальности «Социальная работа». – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2011.
Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001.
Костина Е.Ю. История социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, - 2003.
Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб. пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.
Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы (Текст): Сборник научных статей. М.: АНО «СПО «СОТИС». 2008. – 144с.
Основы социальной работы: Учебник/ отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд.. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 395с.
Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427с.
Фирсов М.В. история социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 236с.