СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению учебных заданий для самостоятельной работы для учащихся 1 класса художественного отделения ДШИ, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной программе "Живопись"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пособии представлены задания по дисциплинам "Рисунок", "Живопись", "Пленэр", даны описания заданий, а так же требования, предъявляемые к их выполнению. Кроме того, даны рекомендации по материалам, технике и методике выполнения заданий.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению учебных заданий для самостоятельной работы для учащихся 1 класса художественного отделения ДШИ, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной программе "Живопись"»

Список заданий для самостоятельной работы учащихся 1 класса, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной программе.


Рисунок


Наименование задания

Методические рекомендации

Материал

Формат

Цель

Задачи

Коли-чество работ

Задание 1.

Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок лежащей на плоскости стола книги.

Рабочее место разместить фронтально к краю стола. Книга располагается под произвольным углом.

графитный карандаш

А-4

Закрепление понятия о линии горизонта и перспективном сокращении с двумя точками схода; закрепление понятия объёма предмета.

Грамотно закомпоновать изображение в листе; построить книгу с учётом пропорций, линейной и воздушной перспективы; добиться выразительности линий и объёма.

1 шт.

Задание 2.

Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок деревянного ящика с введением лёгкого тона.

Освещение верхнее, боковое. Постановка ставится на полу. Тон вводится только в области собственных и падающих теней. Линии построения сохраняются.

графитный карандаш

А-3

Закрепление знаний о сквозном построении и методе передачи объёма куба с помощью светотени.

Грамотно закомпоновать изображение в листе; правильно построить ящик с учётом перспективных сокращений и связать основание ящика с плоскостью пола за счёт построения падающей тени.






1 шт.

Задание 3.

Линейный рисунок окружности в перспективе.

Вырезать из листа ватмана квадрат 50х50 см, вписать в него окружность. Линию окружности обвести маркером.




Квадрат с вписанной в него окружностью размещается на полу.

Рабочее место желательно расположить ыронтально по отношению к одной из сторон квадрата.

графитный карандаш

А-4

Закрепление знаний о методе построения окружности с учётом линейной и воздушной перспективы через нахождение основных и осевых линий.

Грамотно закомпоновать изображение в листе; точно построить окружность с учётом перспективного сокращения; добиться выразительности линий в пространстве.

1 шт.

Задание 4.

Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок ведра цилиндрической формы в вертикальном положении с введением легкого тона.


Освещение верхнее, боковое. Ведро цилиндрической формы ставится ниже линии горизонта. Тон вводится только в собственных и падающих тенях. Линии построения сохраняются.

графитный карандаш

А-3

Закрепление материала о построении окружности в перспективе на примере предмета быта.

Грамотно закомпоновать изображение в листе; построить ведро с учётом перспективных сокращений окружностей в его основаниях, выявив конструкцию ручки и её крепления к основному объёму; добиться выразительности линий и большой формы.

1 шт.

Задание 5.

Зарисовки фигуры человека.

На одном листе выполняются две схематичные зарисовки: взрослого человека и ребёнка в статичном состоянии.

графитный карандаш

А-4

Закрепление знаний об основных пропорциях взрослого человека и ребёнка.

Грамотно закомпоновать изображение в листе; выявить основные пропорции человеческих фигур.

1 шт.

Задание 6.

Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта.

Освещение верхнее, боковое. Натюрморт ставится на светло-сером фоне. Предметы цилиндрической (кружка и т.п.) и призматической (книга, коробка и т.п.) формы, разные по величине и тону (один больше, другой меньше; один – темнее, другой – светлее0. Постановка размещается ниже линии горизонта на одной плоскости. Линии построения сохраняются.

графитный карандаш

А-3

Закрепление понятия локального тона предмета; закрепление всего материала, пройденного в первом классе.

Грамотно закомпоновать изображение в листе; передать пропорции предметов относительно друг друга; поставить предметы на плоскость; построить предметы натюрморта с учётом перспективных сокращений, передать их объём, локальный тон и положение в пространстве.

2 шт.









Живопись



Наименование задания

Методические рекомендации

Материал

Формат

Цель

Задачи

Коли-чество работ

Задание 1.

Копирование лоскутка ткани.

Ткань в два-три цвета, имеющая несложный орнамент.

акварель

А-4

Закрепление понятий: цветовой тон, светлота, насыщенность.

Последовательное ведение работы; использование палитры, точное решение и нахождение нужного цвета; закрепление навыков и умений.

1 шт.

Задание 2.

Этюд с одним простым предметом быта цилиндрической формы (бидон) на светлой драпировке (голубой, розовой).

Предмет достаточно тёмный. Освещение боковое, тёплое.

акварель

А-4

Лепка формы цветом с учётом светотени; передача объёма предмета и пространства.

Выявить чёткие тональные и цветовые отношения предмета и фона; лепка формы цветом, решение силуэта предмета и цветовые полутона; передача пространства контрастами переднего плана.

1 шт.

Задание 3.

Гризайль.

Натюрморт с белым бидонов и фруктом на фоне драпировки.

Драпировка – контрастная предметам по тону, без складок. Фрукт – яблоко, гранат, груша и т.д. Освещение естественное, боковое.

акварель

А-3

Закрепление знаний о явлении светового контраста; решение его с учётом пространственной среды.

Выявление в процессе работы формы, объёма предмета, введение его в среду, разбор тональных отношений.

1 шт.

Задание 4.

Натюрморт с белым бидоном и двумя драпировками.

Одна драпировка – фоновая, нейтральная по тону и цвету, другая (лежащая на горизонтальной плоскости) – контрастная по цвету и тону. Например: Если фоновая драпировка темно-серая, то другая – синяя, красная, желтая и т.д., но светлее фоновой драпировки. Если фоновая драпировка бежевая или светло-серая, то другая – бордовая, темно-зелёная и т.д., но темнее фоновой драпировки. Освещение естественное, боковое.

акварель

А- 3

Закрепление понятия контраста; закрепление явления изменения локального цвета предмета в зависимости от окружения.

Найти связь между предметом и средой через рефлексы и полутона цвета; закрепление навыков работы акварелью.

1 шт.

Задание 5.

Натюрморт из двух предметов, различных по массе.

Один предмет – призматической формы (коробка, буханка хлеба, куб, книга и т.д.), другой – конической формы (корзина, кружка, кофейник и т.д.) Контрастный цветовой фон, чёткие тональные отношения. Освещение естественное, боковое.

акварель

А- 3

Использование в практической работе теоретических знаний.

Написать натюрморт с учётом цветовых и тональных отношений, влияния цветовой среды; выявить пространство и объём предметов; методически верно вести работу.

2 шт.



Пленэр


Задание 1. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения.


Выявление локальным цветом отдельно взятых элементов пейзажа.

На основе известных учащимся методов работы акварельными красками и понятий о цветовом тоне, теплых и холодных цветах, выполняется серия упражнений с натуры по выявлению предметного (локального) цвета лишь отдельных элементов пейзажа:

      для цветового решения растительности (групп деревьев, кустарника, травы);

      для цветового решения неба;

      для цветового решения земли.

Эти упражнения выглядят, как фрагменты пейзажа, выполненные локальным цветом. При этом используется метод нанесения широких или коротких акварельных заливок, а для насыщения цветового тона – лессировок.


Материал: акварель.

Формат: А 4.

Количество работ: 3-4 шт.


Задачи: Передача тоновых и цветовых отношений неба к земле. Знакомство с особенностями пленэрного освещения, теплохолодности, рефлексов. Изменение локального цвета.


Иллюстрации к теме: Восточные мотивы в работах А. Матисса, П. Гогена, пейзажные работы М. Сарьяна, П. Кузнецова. Пейзажи С. Щедрина, А. Иванова, Н. Крымова, Д. Констебла, К. Коро, Ш. Добиньи, Д. Дубовского (зелень растительности, небо, вода).



Задание 2. Этюды пейзажей на отношение «небо-земля» с высокой и низкой линией горизонта.


Выполняются 3 – 4  краткосрочных этюда, где цветовые отношения двух главных элементов – неба и земли – берутся сразу очень определенно (предварительно ведутся поиски на палитре).

Для этого необходимо выбирать мотивы с большим пространством и ясными планами (луг, поле, лес вдали и т. п.). Учитываются в работах пропорциональные отношения главных частей мотива.


Применяя известные сведения о картинной плоскости и линии горизонта, учащиеся по своему усмотрению в композиционном плане выделяют главный элемент пейзажа:

      А) Небо. Используется более низкий уровень зрения. Небо занимает большую часть формата листа, следовательно, играет более важную роль в пейзаже. Небо сравнивается по цвету и тону с землей, водой.

      Б) Земля (поле, луг). Используется более высокий уровень зрения. Учитывается рельеф местности выбранного мотива. В этом случае небо занимает незначительную часть в композиции. Земля и небо рассматриваются в этом задании, как главные тонально-цветовые отношения в пейзаже.


Материал: акварель.

Формат: А 4.

Количество работ: 3-4 шт.



Задачи: изучение в пейзаже основных цветотональных отношений.


Иллюстрации к теме: И. Шишкин, «Полдень в окрестностях Москвы»; М. Сарьян, «Октябрьский пейзаж»; В. Сидоров, «Качели»; Г. Нисский, «Подмосковье»; И. Левитан, «Сумерки», «Вечер на пашне».



Задание 3: Выполнение упражнений-этюдов на выделение в композиции главного элемента пейзажа.     

 

     Применяя известные сведения о картинной плоскости и линии горизонта, учащиеся выполняют серию краткосрочных упражнений-этюдов, в которых по своему усмотрению, в композиционном плане, выделяют главный элемент пейзажа.

      Небо. Используется более низкий уровень зрения. Небо занимает большую часть формата листа, следовательно, играет более важную роль в пейзаже. Небо сравнивается по цвету и тону с землей, водой.

      Земля (поле, луг). Используется более высокий уровень зрения. Учитывается рельеф местности выбранного мотива. В этом случае небо занимает незначительную часть в композиции. Земля и небо рассматриваются в этом задании, как главные тонально-цветовые отношения в пейзаже.

Задание можно разделить на две части:

1.Этюды, выполняемые методом «гризайль» акварельными красками – преследует цель нахождения не только пропорциональных, композиционных, но и главных тональных отношений в пейзаже.

2. Этюды, выполняемые методом локальной живописи (локальным цветом).


Задания желательно, по возможности, выполнять в разное время суток (утром, днем, вечером).   

Земля и небо рассматриваются в этом задании, как главные тонально-цветовые отношения в пейзаже. Здесь используются известные приемы акварельных заливок и лессировок.    


Материал: акварель.

Формат: А 4.

Количество работ: 3-4 шт.


Задачи: изучение в пейзаже основных цветотональных отношений.


Иллюстрации к теме: Д. Констебл, Т. Руссо, Ш. Добиньи,   С. Щедрин,  А. Иванов,  А. Саврасов, 

И. Левитан, Ф. Васильев, С. Рылов, Н. Крымов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!