СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению заданий на психолого-педагогическую практику ПМ 02 по специальности "Дошкольное образование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по выполнению заданий на психолого-педагогическую практику по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»,  ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием по специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» подготовлены коллективом педагогов ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж". Материал предназначен в помощь студентам для обследования сформированности у дошкольников умений в различных видах деятельности, а также анализа организации воспитателями игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей.

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению заданий на психолого-педагогическую практику ПМ 02 по специальности "Дошкольное образование"»

ГОСУДАРсТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
















Методические рекомендации

по выполнению заданий на психолого-педагогическую практику

по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей

по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»,

ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием

по специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»


















Тула, 2015



Организация-разработчик:

государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области «Тульский педагогический колледж №1»


Разработчики:

Жукова Т.В., заведующая дошкольным отделением, преподаватель психолого-педагогических дисциплин ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»;

Вакуленко О.И., преподаватель специальных дисциплин ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»;

Кубарькова Н.В., преподаватель психолого-педагогических дисциплин ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»;

Павлова Т.М., преподаватель психолого-педагогических дисциплин ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»;




























Рассмотрена на заседании ПЦК психолого-педагогических дисциплин протокол № ___ от ___ января 2015г.

Рекомендована Методическим советом ГОУ СПО ТО ТПК №1, протокол № ___ от ___ января 2015г.

Рассмотрена Советом колледжа ГОУ СПО ТО ТПК №1, протокол № ___ от ___ января 2015г.

Утверждена директором ГОУ СПО ТО ТПК №1, приказ № ___ от ___ января 2015г.

Задание 1. Анализ предметно-пространственной развивающей среды для организации различных видов деятельности

Показатели анализа предметно-пространственной развивающей среды (для игровой деятельности):

  1. Наличие игрового материала, атрибутов для игр;

  2. Разнообразие игровой атрибутики, обеспеченность всех видов игр (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, строительно-конструктивных, дидактических, подвижных, музыкально-дидактических);

  3. Соответствие игрового материала возрастным возможностям и потребностям детей;

  4. Педагогическая целесообразность размещения игрового материала;

  5. Оснащение игр на прогулке в соответствии с сезоном и возрастом детей, хранение игрового материала.

Показатели анализа предметно-пространственной развивающей среды (для трудовой деятельности)

  1. Наличие в группе уголка трудовой деятельности, экрана дежурств;

  2. Соответствие представленного в уголке оборудования возрастным возможностям детей;

  3. Обеспеченность оборудованием всех доступных детям данного возраста видов труда;

  4. Наличие фартуков, косынок, нарукавников для выполнения работ различного рода;

  5. Педагогическая целесообразность и доступность размещения инструментов и оборудования для труда;

  6. Отражение на экране дежурств очередности работы детей.

Проанализируйте построение предметно-развивающей среды для изобразительной деятельности:

1. Какие из условий созданы в группе для активизации самостоятельной изобразительной деятельности детей:

- наличие уголка (зоны, центра) изобразительной деятельности, его правильное расположение;

- оформление уголка, его привлекательность для детей;

- оборудование, его соответствие виду деятельности, возрасту детей;

- наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;

- доступность материала для детей, удобное расположение.

2. Какие современные требования к построению развивающей среды реализованы в базовом дошкольном учреждении?

3. Какие советы, рекомендации вы бы дали по дальнейшему изменению и совершенствованию предметной среды? Принять участие в оформлении помещений детского сада к празднику, развлечению (в изготовлении костюмов, декораций, других атрибутов праздника).




Задание 2. Особенности общения ребенка со взрослыми

Цель: Определить характер отношения взрослого к ребёнку.

План наблюдения:

  1. Характер обращения воспитателя к ребёнку (по имени, фамилии, сухо, приветливо, добродушно и т. д.)

  2. Как внешне выражено отношение воспитателя к ребёнку (в голосе, интонации, позе, мимике и т.д.)

  3. Какая позиция преобладает в общении («сверху» или нет, назидательная, поучающая и т.д.)

  4. Слушает ли воспитатель ребёнка в процессе диалога, стремится ли понять выражение глаз, мимику ребёнка?

  5. Учитывает ли воспитатель индивидуальные особенности детей?

  6. Есть ли разница в общении с мальчиками и девочками?

  7. Как преимущественно выражает воспитатель своё поощрительное отношение (похвалой, улыбкой, позой, голосом)?

  8. Как наказывает и порицает за ошибки в поведении, недисциплинированность?

  9. Как реагируют дети на похвалу и поощрение?

  10. Как реагируют на порицание и наказание?

  11. Есть ли дети, которых воспитатель выделяет, симпатизирует им? Как это проявляется?

  12. Есть ли противопоставление детей /послушных и непослушных, активных и пассивных?

  13. Что бы вы посоветовали изменить в характере общения воспитателя с детьми, если бы он попросил вашего совета?


Протокол оформляется в виде таблицы

№ п/п

Параметры наблюдения

результаты наблюдения

1.

Характер обращения воспитателя к ребёнку


2..

Как внешне выражено отношение воспитателя к ребёнку


3.



4.




Анализ результатов наблюдения: (оформляется в виде текста в дневнике)


Задание 3. Определение уровня развития у детей умений в ролевых играх.

Ознакомьтесь с характеристикой игровых умений детей данной возрастной группы1. На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за сюжетно-ролевыми, режиссерскими или театрализованными играми 2 – 3 детей.

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников организуйте ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников. Тема игры задается человеком, который и осуществляет диагностическое наблюдение.

Наблюдатель не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр («Больница», «Строители» и т. д.) нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).

Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Результаты наблюдений внесите в протокол, затем проанализируйте по предложенным ниже показателям и определите уровень сформированности у детей игровых умений в ролевых играх. В протоколе необходимо отразить все выполняемые детьми действия и высказывания.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Виды игр: _________________________________________________________

__________________________________________________________________


Имя ребенка

Распреде-ление ролей

Основное содер-жание игры

Ролевое поведение

Игровые действия

Использование атрибутики и предметов-заместителей

Исполь-зование ролевой речи

Выполнение правил


































Соотнесите полученные данные с моделью уровней сформированности умений в ролевых играх и сделайте вывод об уровне сформированности игровых умений у обследуемых детей.

Распределение ролей

1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более чело­век). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

Основное содержание игры

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

Ролевое поведение

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

Игровые действия

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зави­симости от сюжета.

Использование атрибутики и предметов-заместителей

1 уровень — использование   атрибутики   при   подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предме­тов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «боль­ной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

Выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

По результатам анализа составьте описание сформированности игровых умений и навыков, отметьте положительные стороны, недостатки. Определите направления коррекции и улучшения положения, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.


Задание 4. Формы общения ребенка со взрослыми

Цель: Определить форму общения ребёнка со взрослыми

Подготовка к исследованию: подобрать игрушки для организации игры; книги познавательного характера (о зверях, машинах и пр.) с картинками в соответствии с возрастом детей; составить вопросы для беседы с ребенком на личные темы.

Проведение исследования:

На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел сделать:

поиграть с игрушками;

почитать книжки;

поговорить со взрослым.

Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза.

Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена – не более 20 мин.

В протоколе фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.

Показатель


Выбор ситуации

Основной объект внимания в первую минуту эксперимента

Особенности

поведения

Речевые

Высказывания ребенка

поиграть с игрушками




почитать книжки




поговорить со взрослым





Во всех трёх ситуациях взрослый должен быть доброжелателен к ребенку, высказывать готовность прийти на помощь, общаться с ним, не выдвигать никаких требований по ходу действий, никак не оценивать поведение ребенка.

Оценка результатов:

Выявляют, какая форма общения сформирована у ребенка.

При выборе

- совместной со взрослым игры с игрушками – ситуативно-деловое общение;

- чтения книг познавательного содержания – внеситуативно-познавательная форма общения,

- беседы на личностные темы – внеситуативно-личностная форма общения.


Задание 5. Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей.

Проанализируйте задачи формирования трудовых умений детей для данной возрастной группы, содержание и объем трудовых действий в разных видах труда для данной возрастной группы (по программе «От рождения до школы»). На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за организацией воспитателя трудовой деятельности детей или их самостоятельными трудовыми проявлениями.

Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже вопросам. В протоколе необходимо отразить все структурные части трудового процесса: мотивацию и постановку цели труда, планирование трудового процесса, подготовку и уборку оборудования и материалов, ход труда, оценку его результатов.

Все обращения воспитателя к детям и их ответы по возможности впишите в протокол в прямой речи. Более детально проведите наблюдение за 1 – 2 детьми, как можно подробнее фиксируя все их проявления, реакцию на действия и речь воспитателя и сверстников.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Содержание работы: ________________________________________________

__________________________________________________________________

Количество участвующих детей: ______________________________________

Формы организации труда: _________________________________________ (для коллективного труда – формы объединения детей в труде)

__________________________________________________________________


Структурная часть

Действия и речь педагога

Действия и речь детей

Примечания

Мотивация детей на труд




Постановка цели труда




Планирование трудового процесса




Подготовка оборудования, материалов, себя и рабочего места




Ход работы




Уборка материалов и оборудования




Оценка результатов труда





Вопросы для анализа организации труда, формирования умений трудовой деятельности дошкольников:

  1. Определите соответствие содержания и объема работы требованиям образовательной программы для данной возрастной группы.

  2. Определите соответствие поставленных педагогом задач программным требованиям, особенностям отдельных детей.

  3. Определите соответствие форм организации труда (в коллективном труде – форм объединения детей) уровню развития трудовой деятельности детей, имеющемуся у них опыту.

  4. Оцените воспитательное значение приемов мотивации и постановки цели труда педагогом:

    1. насколько убеждают детей в значимости работы:

    2. как воздействуют на чувства, стимулируют желание добиться поставленной цели;

    3. насколько учат самостоятельно определять необходимость работы, ее качественного выполнения;

  5. Оцените воспитание детей в процессе планирования трудового процесса:

    1. какой способ планирования выбран педагогом (действие детей по плану, предложенному воспитателем, планирование – указания, планирование по вопросам к детям, коллективное планирование детьми), соответствует ли он опыту детей;

    2. охватывает ли содержание плана все этапы планирования (организацию работы, подготовку себя, последовательность и способы исполнения трудовых операций), предусматривает ли самоконтроль работы детьми;

    3. в коллективном планировании оцените, как и в чем проявляются дружеские отношения между детьми, как педагог побуждает их к этому;

  6. Оцените воспитание детей в процессе выполнения работы:

    1. насколько педагогически оправдано участие воспитателя в работе детей;

    2. какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников в труде и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним (предотвращает либо разрешает конфликты);

    3. насколько приемы руководства педагога способствуют решению поставленных задач по формированию трудовых умений и воспитанию положительных качеств личности детей;

    4. оцените трудовые действия детей с точки зрения их рациональности, целесообразности, последовательности действий; как педагог совершенствует трудовые навыки детей в процессе труда;

  7. Оцените отношение детей к результату своей (или общей) трудовой деятельности:

    1. отношение детей к результату деятельности, степень адекватности полученным результатам;

    2. самостоятельность детей в оценке своей работы, работы сверстников;

    3. характер оценки работы сверстников (положительный, критический, негативный);

    4. какими приемами пользуется педагог для формирования у детей умений оценки своего труда, нахождения причин ошибок или удач.

По результатам анализа составьте описание состояния организации трудовой деятельности детей данной группы, отметьте положительные стороны работы, ее недостатки. Определите направления коррекции и улучшения работы, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.


Задание 6. Наблюдение и анализ организации продуктивной деятельности детей

Выполните анализ занятия (рисование, лепка) по предложенной схеме:

Дата N° ДОУ группа

Вид занятия

Этап: обучение, закрепление, совершенствование (нужное подчерк­нуть).

I. Организационный аспект:

Готовность помещения к проведению занятия:

  1. наличие оборудования и материалов, необходимых для работы детей и педагога (выберите один ответ):

  • оборудование и материалы разнообразны и полностью соответствуют типу и содержанию занятия;

  • оборудование и материалы не полностью продуманы и не всегда соот­ветствуют педагогическим нормам;

  • имеющееся оборудование и материалы не соответствуют организуемо­му занятию;

  • свой вариант;

    1. соблюдение психологических и гигиенических требований к проведе­нию занятия;

    2. стилистическое оформление помещения для занятий по развитию детского изобразительного творчества:

  • оформление помещения стилистически гармонично;

  • оформление для занятий традиционно, многие аспекты не отражают единой концепции;

  • в оформлении наличествует полный стилистический хаос;

  • свой вариант;

  1. функциональность помещения:

  • помещение функционально, удобно в использовании;

  • помещение не всегда удобно и практично;

  • помещение не практично и функционально неудобно;

  • свой вариант;

  1. конструктивность помещения:

  • конструктивная сторона в помещении соподчинена остальным аспектам (функции и эстетике), зонирование продуманное;

  • конструктивная сторона в помещении не всегда соподчинена остальным аспектам, зонирование не всегда гибко продуманно;

  • конструктивная сторона в оформлении помещения не соответствует ни функциональному назначению, ни его эстетике, в помещении не наблюда­ется гибкости и динамичности зон;

  • свой вариант;

  1. доступ детей к материалам и пособиям:

  • дети имеют свободный доступ к материалам;

  • дети имеют ограниченный доступ к материалам;

  • дети совсем ни имеют самостоятельного доступа к материалам;

  • свой вариант;

Готовность педагога к проведению занятия:

    1. наличие конспекта занятия или плана-конспекта;

    2. наличие различных пособий и стимулирующего материала;

    3. эстетичность и педагогическая целесообразность подготовленного материала;

    4. психологический настрой педагога перед занятием и на всем его про­тяжении.

Организационные умения педагога:

      1. профессионализм в организации детей на занятии; создание положи­тельной атмосферы в группе; способность заинтересовать детей;

      2. умение педагога правильно распределить время между всеми частями занятия;

      3. умение педагога варьировать, по необходимости, части занятия без нарушения его целостности;

      4. умение педагога завершить занятие;

      5. умение качественно и педагогически верно провести анализ занятия и анализ деятельности детей;

      6. принципы деления детей на подгруппы (или деление отсутствует).

        1. Дидактический аспект:

          1. правильность постановки задач;

          2. степень реализации педагогом поставленных задач, выполнение про­граммного содержания;

          3. характеристика методов и приемов, используемых педагогом на за­нятии;

          4. целесообразность методов и приемов;

          5. соответствие методов и приемов возрастной группе;

          6. владение педагогом материалом;

          7. умелое использование стимулирующего материала;

          8. способность педагога осуществлять индивидуальный подход к детям;

          9. наличие разноуровневых заданий;

          10. наличие межпредметных связей на занятии.

        2. Воспитательный аспект:

          1. степень решения воспитательных задач;

          2. наличие связи изобразительного творчества с другими сторонами вос­питания;

          3. характер формирования эстетического вкуса у детей.

        3. Личностный аспект:

          1. внешний вид педагога;

          2. педагогическая культура;

          3. речь педагога;

          4. умение педагога урегулировать возникающие конфликты или негатив­ные моменты, проявляющиеся со стороны детей на занятии;

5) умение педагога поддерживать настроение и интерес детей на протя­жении всего занятия.

V. Деятельность детей:

            1. степень заинтересованности;

            2. степень активности;

            3. навыки работы в конкретном виде творчества;

            4. владение детьми материалами;

            5. владение приемами работы;

            6. владение цветом;

            7. владение формой;

            8. владение композиционным построением;

            9. владение техниками;

            10. наличие индивидуального стиля в детских работах;

            11. выразительность создаваемого детьми образа;

            12. способность детей поэтапно выполнять свою работу;

            13. способность детей возвращаться на один из этапов, в случае не­удачи;

            14. умение детей приходить на помощь к другим детям;

            15. характер взаимоотношений детей друг с другом на занятии:

  • дети работают самостоятельно, изолированно друг от друга, во время занятия не общаются;

  • дети общаются, но только по теме занятия;

  • дети не общаются друг с другом, но постоянно прибегают к помощи педагога;

  • дети стараются подглядывать друг у друга, копировать, но при этом не высказывать недовольства;

  • дети часто жалуются друг на друга во время занятия;

  • во взаимоотношениях ярко выражена напряженность, дети проявляют зависть и агрессию по отношению друг к другу;

  • свой вариант:

    1. способность детей анализировать свою работу и работы других де­тей.

Резюме:

Положительные моменты занятия:_______________________________

Отрицательные моменты занятия: _______________________________

Общие выводы:_______________________________________________


Подсчитайте эффективность занятия

Темы для наблюдения


Возможная сумма баллов


Набранная сумма баллов


1. Цель занятия, соответствие ее современным требова­ниям (задачи обучения, развития, воспитания).

2. Условия проведения занятия (гигиенические, психо­лого-педагогические, эстетические).

3. Соответствие содержания занятия его цели.

2


2


2

28


4. Методы обучения, обеспечивающие:

а) мотивацию детской деятельности;

б) активное усвоение содержания;

в) взаимодействие педагога с детьми и детей между собой;

г) контроль и самоконтроль.

2

2

2

2

2


5. Соответствие методов обучения содержанию и цели занятия.

6. Формы организации познавательной деятельности (фронтальная, подгрупповая, совместная (парами), инди­видуальная), которые должны быть отобраны в соответ­ствии с содержанием и методами обучения.


2


2


7. Уровень достижения цели занятия:

а) образователь­ный аспект;

б) воспитательный аспект;

в) развивающий аспект.


2

2

2

2


Примечание: 2 балла — реализовано полностью; 1 балл — реа­лизовано частично; 0 баллов — не реализовано.

Формула для выведения эффективности занятия

Максимально возможная сумма — 28 баллов, т. е. 100 %.

Критерии оценки эффективности:

85 % и выше (23-28 баллов) — признано отличным,

65%—84% (18-22 балла) — проведено хорошо,

45 % —64 % (12-17 баллов)— проведено удовлетворительно,

ниже 44 % (11 баллов и ниже)— проведено неудовлетворительно.


Задание 7. Наблюдение за процессом самостоятельной деятельности

(рисование, лепка) одного ребёнка

В своей возрастной группе во 2 половине дня проведите наблюдение за процессом самостоятельной деятельности (рисование, лепка) одного ребенка младшего (старшего) возраста. Наблюдение следует вести за деятельностью, возникающей по инициативе ребенка. По окончании работы ребёнка провести с ним беседу по поводу его рисунка (примерные вопросы студентам выдаются). В конце беседы нужно сделать общие педагогические выводы.

Организация наблюдения

Наблюдение следует вести за деятельностью, возникающей по инициативе ребенка. При этом важно сохранить естественность ситуации и процесса изображения (не вмешиваться в деятельность ребенка, стараться не обращать на себя внимание, не отвлекать его ни словом, ни действием и т. п.). Однако следует откликаться на общение, возникающее по инициативе ребенка. В протоколе наблюдения нужно отметить время начала и окончания процесса изображения, фиксировать действия ребенка, их последовательность, речевые проявления, эмоциональные реакции и т. п.

Конкретные задачи наблюдения на разных этапах изображения

Начало рисования (лепки)

1. По возможности определить, что побудило ребенка к рисованию (любовь к
рисованию, материал, подражание другим детям, интерес к теме, нужды
другой деятельности — игры и т. п.). Ситуацию можно прояснить в беседе с
ребенком, воспитателем после окончания рисования.

2. Определить характер целеполагания ребенка: формулирует тему изображения вслух или приступает к изображению молча; сразу и четко
определяет тему или колеблется в выборе темы; избирает привычную для
себя тему, может быть любимую, или тема относительно новая, обусловленная свежими впечатлениями ребенка, сиюминутной ситуацией и
т. п.

3. Выяснить особенности рождения образа. Замысел предшествует процессу изображения или ребенок начинает рисовать сразу, не раздумывая. Если замысел предваряет процесс изображения, то размышляет ребенок вслух или молча. Размышляя, рассказывая вслух, ребенок определяет только содержание замысла или и способы его воплощения (чем будет рисовать, как, в какой последовательности).

Процесс рисования (лепки)

1. Проследить целенаправленность деятельности ребенка: наличие интереса, увлеченность процессом изображения (мимика, реплики; количество и длительность отвлечения; целенаправленный поиск способов изображения, их оценка, коррекция и т. п.). Отметить возрастание (снижение) интереса к моменту завершения рисунка; факт выполнения (невыполнения) замысла или полное изменение его, даже изменение темы.

2. Проследить характер развития и воплощения замысла в процессе изображения (отметить, рисует молча, или разговаривает), а именно:

- роль речи в развитии замысла (планирует, констатирует, комментирует,
поясняет, оценивает);

- наличие игровых средств в развитии замысла, их характер;

- соотношение игровых, речевых, изобразительных способов развития и
воплощения замысла; отметить, как это сказывается на качестве рисунка —
его выразительности, грамотности, оригинальности; сделать предположение
о причинах сосуществования разных способов создания образа;

- соответствие изобразительных средств замыслу; легкость их нахождения и использования (или, наоборот, затруднение);

- технику рисования (лепки): смелость, легкость, уверенность действий или робость, неуверенность; разнообразие технических приемов; самостоятельность применения известных способов действия или инициативный поиск новых действий и т. п.

3. Заметить и охарактеризовать состояние ребенка в процессе изображения: «входит» в образ, видит его «живым», чувствует себя участником изображаемых событий. Как это проявляется?

Отметить, проявляются ли детские чувства и каким образом; каков их характер (качество и сила проявления); чем они вызваны (выявляют отношение ребенка к содержанию образа или его эстетическую оценку, оценку степени успешности воплощения задуманного и т. п.).

По возможности объяснить то или иное поведение ребенка.

Окончание изображения

Отметить отношение ребенка к конечному результату: он недоволен,
равнодушен или любуется, бережно относится, вслух комментирует,
обыгрывает; пытается ли привлечь внимание других людей к своей работе;
предназначает, дарит кому-то рисунок, собирается взять домой или
использовать в детском саду в другой деятельности.

Отметить качество рисунка (поделки): выразительность, оригинальность,
грамотность исполнения.

Исходя из текущего анализа процесса изображения, спроектировать и
реализовать содержание разговора с ребенком по поводу его рисунка.

Примерные вопросы к ребенку по поводу его рисунка:

Нравится ли тебе твой рисунок? Что тебе нравится в нем?

Удалось ли тебе нарисовать все, что ты хотел?

Что не получилось? Почему? Что (как) надо было сделать?

Как ты думаешь, понравится твой рисунок ребятам (маме, бабушке,
воспитателю)?

Подобный разговор с ребенком позволит в какой-то степени определить уровень самооценки и притязаний ребенка, отношение к деятельности, к окружающим людям, осознание своего положения в сообществе детей и взрослых.

Важно отметить, объективна ли самооценка ребенка (соответствует ли его результату); отмечает ли он только достоинства или видит и недостатки; аргументирует ли свое мнение; детальна ли оценка ребенка или носит общий характер.

В конце беседы нужно сделать общие педагогические выводы.


Задание 8. Определение уровня сформированности технических умений в рисовании у 2-3 детей

С помощью воспитателя выберите 2-3 детей, проявляющих интерес к рисованию. Подготовьте необходимое оборудование для рисования. Предложите знакомую им тему для рисования, выбранную с воспитателем. Не объясняйте и не показывайте приёмы рисования, не вмешивайтесь в процесс создания рисунка. Проанализируйте процесс создания изображения (наблюдая за ребёнком) и результат изображения (рисунок), используя предложенные показатели. Адаптируя предложенные показатели, ориентируйтесь на программные требования своей возрастной группы. Занесите данные в диагностический лист. Сделайте обоснованные выводы на основе проведённого анализа технических умений.

Анализ выполняйте по следующим показателям

Показатели



Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

высокий уровень 2 балла

средний уровень 1 балл

низкий уровень 0 баллов

1

2

3

4

1. Технические навыки и умения владения раз­личными изобра­зительными ма­териалами

Умеет правильно держать кисть, карандаш, пользоваться акварель­ными красками и гуашью. Созна­тельно применяет выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряжен­ность и характер линий)

Не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется крас­ками. Слабо владеет графичностью карандашного рисун­ка (тонировка, штрих, напря­женность и характер линий)

Не умеет держать правильно карандаш и кисть, пользоваться красками. Не владеет графичностью каран­дашного рисунка (графические приемы использует несознательно)


1.1. Умение пользоваться ка­рандашом

Регулирует нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения, получения интенсивного цвета и оттенков

Не всегда может регулировать нажим и направление штри­ховки при использовании карандаша

Использует карандаш без регулиро­вания нажима и направления штри­ховки

1.2. Умение пользоваться кис­точкой и краска­ми

Регулирует силу нажима и на­правления движения кисти при передаче изображения. Владеет техникой работы с художествен­ными материалами. Умеет накла­дывать краски в одном направле­нии, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность; умеет размывать и смешивать краски для получения других цветов и оттенков цвета, добавлять белила

Умеет использовать кисть при передаче изображения. Пра­вильная техника работы предлагаемыми художествен­ными материалами для полу­чения оттенков цвета приме­няется не всегда. Закрашивает изображения с просветами, недостаточно аккуратно

Владеет элементарными навыками использования кисти. Не владеет техникой работы предлагаемыми художественными материалами для получения оттенков цвета

1.3. Владение нетрадиционны­ми техниками рисования

По собственной инициативе в соответствии с замыслом исполь­зует нетрадиционные техники рисования (НТР). Эксперименти­рует с изобразительными и нетра­диционными материалами для создания художественного образа

НТР использует фрагментар­но, чаще всего после подска­зок педагога. Эксперименти­рует с материалами в основ­ном по предложению педаго­га

НТР использует только под руковод­ством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа

2. Владение формообразую­щими движения­ми

Умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Регу­лирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии легкие. Использует мелкие штрихи, различные сочетания линии

Не всегда верно рисует гори­зонтальные, вертикальные линии, круг. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура. Линия дрожащая, слабая, прерыви­стая. Часто обращается за помощью взрослого

Закрашивает беспорядочными ли­ниями (мазками), не умещающими­ся в пределах контура. Не регулиру­ет силу нажима. Линии грубые, же­сткие. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику

3. Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ

3.1. Умение пе­редавать форму предмета

Форма сложная, передана точно

Форма простая, есть незначи­тельные искажения. Ребенок делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали

Форма не удалась, искажения зна­чительные. Объект неузнаваемый

3.2. Выражение отношения к соз­даваемому образу через цвет в ри­сунке

Умеет выделять смысловой центр посредством контрастности цвета по отношению к второстепенным элементам рисунка. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Исполь­зование в рисунках различных оттенков цвета.

Передача цветовых соотношений как близких к реальным, так и наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. В декоративном рисовании — наличие гармоничного соотноше­ния цветового решения узора с фоном



Использует цвет как графиче­ский материал для передачи контура предмета. Соотнесе­ние цвета с общим содержани­ем сюжета изображения и его элементов без передачи оттен­ков — контрастность цветов с четким разделением границ закрашиваемых областей.

Цвет предметный, связан только с конкретным предме­том (иногда шаблонным). Со­ответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Количество используемых цветов небольшое

Цвет предмета передан неверно, преобладание одного-двух цветов. Краски смешивает до грязного пят­на. Отсутствие соотнесения цвета с содержанием изображения — ис­пользование «любимых» каранда­шей и красок безотносительно к тому, что закрашивается.

Цветовые соотношения, близкие к реальному, но бывают отступления. Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется в редких случаях

.3.3. Умение пра­вильно передавать пропорции пред­мета

Пропорции предмета соблюдают­ся. Правильно определяет величи­ну изображения в зависимости от размера листа. Соблюдает про­порции между элементами сю­жетных изображений



Есть искажения пропорцио­нальности предмета. Не всегда верно определяет величину изображения в зависимости от размера листа и пропорции между элементами сюжетных рисунков

Пропорции предмета переданы неверно. Не учитывает размер лис­та при определении величины предмета. При сюжетном единстве изображения пропорции не соблю­даются

3.4. Умение пра­вильно передавать пространствен­ное положение

предмета и его частей

Части предмета расположены верно. Правильно передает в ри­сунке пространство (близкие предметы — ниже на бумаге, дальние — выше, передние — крупнее равных по размерам, но удаленных)


Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошиб­ки в изображении пространст­ва

Части предмета расположены не­верно. Отсутствие ориентировки изображения как в отношении к пространственной ориентации лис­та, так и в расположении изобра­жаемых предметов по отношению друг к другу

3.5. Умение пра­вильно строить

композицию предметов на лис­те

Композиция интересная (много­уровневая), предметы расположе­ны по всему листу. Присутствует композиционное равновесие дета­лей рисунка на площади листа. Ориентировка изображения с уче­том пространства листа с соблю­дением основных пропорций ме­жду элементами сюжета

Нет композиционной целост­ности, изображение фризовое (на полосе листа). Нарушено композиционное равновесие. Отсутствует перспектива. Возможно деление изображе­ния на верх, где изображается то, что далеко и высоко, и низ, где на одной линии представ­лены элементы сюжета

Присутствует изображение не­скольких моментов на одном листе, композиция «скученная». Нет ком­позиционного равновесия

3.6. Эмоцио­нальность соз­данного образа, предмета или яв­ления

Яркая эмоциональная выразитель­ность, где проявилось отношение автора к содержанию рисунка (эмо­циональные жесты, мимика персо­нажей, состояние природы). Ис­кренность, правдивость, непосред­ственность переживаний

Имеют место отдельные эле­менты эмоциональной вырази­тельности

Изображение лишено эмоциональ­ной выразительности


3.7. Разрабо­танность содер­жания изображе­ния








Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Содержание базируется на наблюдениях и впе­чатлениях автора. У ребенка есть потребность самостоятельно допол­нить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (соз­дать новую комбинацию из усвоен­ных ранее элементов)

Ребенок детализирует художе­ственное изображение лишь по просьбе взрослого

Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла

3.8. Динамич­ность художест­венного образа




Динамические состояния персо­нажей или объектов изображения переданы достаточно четко и оп­ределенно. Умеет изображать движение посредством ассиметричного построения композиции с использованием характерной пла­стики

Передан начальный момент движения (движение какой-либо части предмета)

Статическое изображение


Далее прилагается диагностический лист, который необходимо заполнить

Диагностический лист результатов изучения уровня сформированности технических умений в рисовании

Показатели

Фамилия, имя ребенка

2

3

4

5

1. Технические навыки и уме­ния владения различными изо­бразительными материалами

Лена

Витя

Ма­ша


1.1. Умение пользоваться ка­рандашом




1.2. Умение пользоваться кис­точкой и красками




1.3. Владение нетрадицион­ными техниками рисования




2. Владение формообразую­щими движениями




2.1. Изображение прямых линий (вертикальных, горизонтальных)




2.2. Рисование геометрических фигур (круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника)




2.3. Регуляция силы нажима на карандаш, кисть




2.4.Характер линии




2.5. Закрашивание в пределах контура (амплитуда, размах кисти)




3. Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ




3.1. Умение правильно пере­давать форму предметов




3.2. Умение правильно пере­давать цвет предметов




3.3. Умение правильно пере­давать пропорции предметов




3.4. Умение правильно пере­давать пространственное поло­жение предметов и их частей




3.5. Умение правильно строить композицию предметов на листе




3.6. Эмоциональность создан­ного образа предмета или явления




3.7. Разработанность содер­жания изображения




3.8. Динамичность художест­венного образа




Средний балл





Результаты наблюдения и анализ их рисунков в соответствии с каче­ственной и количественной характеристикой показателей (см. табл.) отражается в диагностическом листе балловой оценкой. Далее подсчитайте все баллы и определите средний балл. Определите уровень сформированности умений по следующей таблице

Уровни

Количественные границы уровней

Низкий

От 0 до 0,6

Средний

От 0,7 до 1,5

Высокий

От 1,6 до 2

Обобщите результаты и сделайте обоснованные педагогические выводы


Задание 9. Определение уровня сформированности у детей трудовых умений и навыков.

Ознакомьтесь с характеристикой трудовых умений и навыков детей данной возрастной группы2. На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за трудовой деятельностью 2 – 3 детей (в разных видах труда).

В случае, если дети не проявляют трудовой инициативы, предложите им поухаживать за растениями, навести порядок в игровом уголке. По необходимости помогите детям в организации данного процесса.

Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже показателям и определите уровень сформированности у детей трудовых умений и навыков. В протоколе необходимо отразить все выполняемые детьми действия и высказывания.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Виды труда: ________________________________________________

__________________________________________________________________



Имя ребенка

Объем способов действий

Качество способов действий


Приме-чания

Выполняемые действия и их количество

Последова-тельность действий

Точность выполнения движений

Техника выполнения операций

Самостоя-тельность выполнения действий
























Показатели для анализа сформированности у детей трудовых умений и навыков:

  1. Определите объем сформированных у детей трудовых умений и навыков. Для этого подсчитайте количество выполняемых детьми трудовых действий в каждом виде труда;

  2. Определите качество способов трудовых действий. Для этого оцените:

  1. Последовательность действий. Она выражается в поочередном совершении операций, составляющих действие. Например, в стирке мелких изделий: готовится необходимое оборудование, разбираются цветные и белые изделия, стираются в мыльной воде (смачиваются, натираются мылом, растираются в руках, периодически смачиваясь), отжимаются, ополаскиваются в чистой воде, отжимаются, отряхиваются, развешиваются для просушки; убирается оборудование.

  2. Точность действий, предполагающая координацию руки и глаза ребенка во время совершения операций и действия в целом, умеренность их амплитуды, достижение определенного итога. Например, в стирке – равномерность намыливания, растирания пены, выполаскивание всего мыла, отжимание выкручивающим движением (от себя или на себя), хват двумя руками при встряхивании, сгиб изделия пополам при вывешивании на просушку.

  3. Технику операций, которая определяется характером движений руки и пальцев ребенка: плавные, слитные, без мельтешения и лишних движений, экономичные, целенаправленные, уверенные.

  4. Самостоятельность действий ребенка, определяющуюся проявлением инициативы в бытовой или трудовой деятельности; выполнением действий без подсказки и помощи взрослого, использованием инвентаря в процессе трудовых операций.

  1. Соотнесите полученные данные с моделью уровней сформированности трудовых умений и навыков и сделайте вывод об уровне сформированности трудовых умений у обследуемых детей.

На высоком уровне ребенок владеет трудовыми действиями. Совершает действия в логической последовательности, не меняя операции местами. Все операции совершает точно, координирует движения руки и глаза, движения экономичны, плавны; не отслеживает каждого мелкого движения пальцев рук. Самостоятельно (или с минимальной подсказкой взрослого) определяет потребность в труде, пользуется инвентарем, готовит его для последующей работы, убирает на место.

На среднем уровне владеет до 80% действий в различных видах труда (см. «Программу воспитания и обучения в детском саду»). В целом последовательность операций не нарушена, могут меняться местами 1 – 2 операции, но их выпадения не происходит. Некоторые малосущественные операции может производить неточно, увлекается процессом без контроля результата. Совершает некоторое количество лишних движений при выполнении трудовых операций. Потребность в наведении порядка, поддержании чистоты помещения и самого себя самостоятельно не определяет, но активно включается в деятельность по предложению и подсказке взрослого; в совершении операций опирается на подсказку взрослого или ориентируется на действия другого ребенка.

На низком уровне владеет приблизительно 40% действий в труде. Последовательность операций зачастую нарушена, ребенок может менять местами 4 - 5 операций, пропустить даже существенные операции и не вернуться к их выполнению. Операции производит неточно, старается быстрее достичь результата с потерей его качества. Совершает множество лишних движений при выполнении трудовых операций, движения рук резкие, отрывистые. Потребность в наведении порядка, поддержании чистоты самостоятельно не определяет, включается в деятельность по предложению и подсказке взрослого; в совершении операций опирается на подсказку и прямое руководство взрослого; может отказываться выполнить то или иное трудовое действие с мотивировкой «не знаю как, не умею делать».

По результатам анализа составьте описание сформированности трудовых умений и навыков, отметьте положительные стороны, недостатки. Определите направления коррекции и улучшения положения, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.


Задание 10. Анализ рисунков детей группы творческого занятия (по замыслу).

Прежде чем выполнить данное задание, необходимо прочитать теоретический материал в учебнике Григорьевой Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности - § 3 Факторы, определяющие своеобразие детского художественного творчества – стр. 114-131

1. Возьмите рисунки 10 детей своей возрастной группы с творческого занятия (по замыслу), попытайтесь дифференцировать их по особенностям воображения автора (эмоциональное и познавательное). Проверьте правильность своих суждений в беседе с воспитателем, а также наблюдая самостоятельную деятельность детей (по возможности)

2. Проанализируйте рисунки этих 10 детей, определив при этом предпочитаемые средства выразительности, наличие оригинальных и выразительных работ; их количественное соотношение у детей с разным типом воображения.

3. Сделайте и объясните предположение о возможных интересах, характере деятельности (направленности ее на результат или на процесс).

4. Продумайте примерное содержание бесед воспитателя по поводу их рисунков, учитывая разную направленность мотивов деятельности детей с эмоциональным и познавательным воображением. Например, особую потребность детей с эмоциональным воображением в защите, любви, стремлении к самоутверждению, самосохранению (внутренняя направленность мотивов); и направленность детей с познавательным воображением на деятельность, ее результат, предназначенный для других (преобладает внешняя направленность мотивов).

5. Сделайте и обоснуйте гипотетические выводы о перспективах индивидуальной работы с автором данного рисунка.

6. Подумайте, как увлечь родителей этого малыша перспективой совместной работы по развитию его изобразительной деятельности.


Задание 11. Определение уровня развития у детей умений в строительно-конструктивных играх.

Ознакомьтесь с характеристикой игровых умений детей данной возрастной группы3. На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за строительно-конструктивными играми 2 – 3 детей.

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников организуйте строительную или конструктивную игру в группе из 2 - 3 дошкольников. Тема игры задается человеком, который и осуществляет диагностическое наблюдение.

Наблюдатель не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы для постройки или конструкции имелся необходимый материал. В старшей и подготовительной группе можно заменить определенные детали взаимодополняющими (вместо 1 куба положить 2 полукуба и т.п.). Для начала игры в младших группах желательно построить образец, в старших группах можно внести рисунки, фотографии или схемы как основу постройки. Помимо строительно-конструктивного материала желательно внести мелкие игрушки для обстраивания (машинки, куклы, деревья на подставках, знаки дорожного движения и т.п.).

Начать игру можно, выложив на видное место строительно-конструктивный материал и игрушки для обстраивания. Если дети самостоятельно не заинтересуются ими, начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами построим для наших кукол большой дом, чтобы всем им было где жить. Кто из вас скажет, где это удобнее сделать, что нам для этого понадобится? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Результаты наблюдений внесите в протокол, затем проанализируйте по предложенным ниже показателям и определите уровень сформированности у детей игровых умений в строительно-конструктивных играх. В протоколе необходимо отразить все выполняемые детьми действия и высказывания.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Тематика игр: ______________________________________________________

__________________________________________________________________


Имя ребенка

Количество конструктивных задач

Целевое использование материала

Качество постройки

Украшение построек

Использование речи в процессе игры

Обыгрывание и сохранение постройки






























Соотнесите полученные данные с моделью уровней сформированности умений в строительно-конструктивных играх и сделайте вывод об уровне сформированности игровых умений у обследуемых детей.

Количество конструктивных задач

1 уровень — ставит 1 конструктивную задачу (создает постройку по предложенному образцу).

2 уровень — ставит 1 – 2 конструктивные задачи путем переделки первой, предложенной взрослым постройки.

3 уровень — самостоятельно ставит и решает 3 и более конструктивные задачи, полностью изменяя постройки в соответствии с новым замыслом.

Целевое использование материала

1 уровень — действие со строительно-конструктивным материалом неустойчивы, легко переходят в манипулирование, предметную деятельность; постройка не создается.

2 уровень — строительно-конструктивный материал используется по назначению, подбирается в соответствии с образцом или рисунком; ребенок испытывает затруднения в случае отсутствия необходимой детали вплоть до прекращения игры.

3 уровень строительно-конструктивный материал используется по назначению, подбирается в соответствии с образцом или рисунком; в случае отсутствия необходимой детали используется взаимозамена деталей.

Качество постройки

1 уровень — совмещение деталей неточное, постройка не соответствует образцу или картинке, неустойчивая.

2 уровень — детали достаточно точно совмещаются друг с другом, постройка делается в соответствии с предложенным образцом.

3 уровень — постройка сделана аккуратно, все детали точно совмещены, подобраны по цвету.

Украшение построек

1 уровень — постройка не украшается, ребенок теряет к ней интерес сразу по завершении строительства.

2 уровень — постройка оформляется дополнительно предложенными воспитателем материалами; ребенок не проявляет самостоятельности в украшении постройки.

3 уровень — самостоятельно производит украшение постройки строительно-конструктивными материалами, предметами для обстраивания.

Использование речи в процессе игры

1 уровень — отсутствие «внутренней» речи, сопровождающей постройку, и речи, обращенной к сверстникам; вопросы к воспитателю по последовательности строительства, использованию деталей.

2 уровень — наличие эпизодических обращений к сверстникам в процессе строительства: обращение к играющим с просьбой о замене детали, помощи.

3 уровень — наличие активной речи, сопровождающей процесс строительства, комментарии своего строительства, вопросы к сверстникам с просьбой оценки постройки, обращения с той же целью к воспитателю.

Обыгрывание и сохранение постройки

1 уровень — постройка не сохраняется, после завершения строительства разрушается самим ребенком.

2 уровень — ребенок воспроизводит несколько построек из одного и того же материала, перестраивает их; по окончании строительства каждой постройки по примеру взрослого обыгрывает их; спокойно реагирует на разрушение постройки кем-то другим.

3 уровень — постройки самостоятельно обыгрываются, перестраиваются в ходе развертывания сюжета с ними, появления новых персонажей; ребенок проявляет настойчивость в сохранении постройки даже по окончании обыгрывания, негативно реагирует на разрушение постройки кем-то другим.

По результатам анализа составьте описание сформированности игровых умений и навыков, отметьте положительные стороны, недостатки. Определите направления коррекции и улучшения положения, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.


Задание 12. Определение сформированности певческих и танцевальных умений у 2 – 3 детей.

Посетите музыкальное занятие и пронаблюдайте на нем за 2 – 3 детьми. Результаты наблюдений внесите в протокол, проанализируйте по предложенным ниже показателям и определите уровень сформированности у детей певческих и танцевальных умений. В протоколе необходимо отразить все выполняемые детьми действия и высказывания.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Танцевальные умения:

Имя ребенка


Показатели

умений




Маша Т.




Ваня А.




Сережа Л.

Проявление интереса к танцевальным движениям




Самостоятельное изменение движений в соответствии с характером музыки




Объем и качество освоенных танцевальных движений

Ритмичный ходят друг за другом




Ритмично бегают под музыку




Выполняют легкие прыжки на двух ногах




Ходят простым хороводным шагом




Ритмично выставляют ногу пятка/носок




Ритмично выполняют притопы




Ритмично выполняют «Топотушки»




Ритмично выполняют кружение в «лодочке»




Проявление интереса к пению




Объем и качество освоенных певческих умений

Поет напевным, протяжным звуком




Поет отрывисто




Чисто интонирует фразы мелодии или мелодию целиком




Правильно передает ритмический рисунок песни




Четко пропевает слова




Поет вместе со всеми




Поет один, с сопровождением и без сопровождения




Выразительно и правильно передает интонации, характеризующие песенный образ




Использует мимику и жесты





Поуровневые показатели для оценки сформированности певческих и танцевальных умений:

возраст

уровень

певческие умения

танцевальные умения

Младший возраст

низкий

У ребенка отсутствует интерес к пению. Певческие навыки и умения не усвоены – неправильная интонация, невыразительное исполнение, не четкая дикция и т. д.

У ребенка отсутствует интерес к музыкально – ритмическим движениям. При оказании любой помощи не воспринимает различия в темпе, регистре, динамике, не различает многие танцевальные движения, нет согласованности в исполнении движений под музыку.

средний

Ребенок проявляет интерес к пению, но недостаточно выразительно передает характер песни. Певческие навыки и умения в основном освоены, но ребенок требует помощи.

У ребенка сформирован интерес к музыкально – ритмической деятельности. Достаточно верно овладеет музыкально – ритмическими умениями и навыками, но требуется помощь взрослого.

высокий

Ребенок проявляет устойчивый интерес к пению. Освоил певческие умения и навыки - пение напевным, протяжным звуком, пение на одном дыхании небольших фраз, чисто интонирует несложные мелодии, умеет петь один, со всеми, с сопровождением и без него.

Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, самостоятельно меняет движения в соответствии с изменениями в музыке. Может ритмично ходить друг за другом, легко бегать под музыку, выполнять легкие прыжки на двух ногах, ходить простым хороводным шагом, выставлять правую ногу на пятку, выполнять притопы, «топотушки», кружение в лодочке.

Средний возраст

низкий

У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интереса к освоению новой песни, не умеет чисто интонировать, не всегда передает точно ритм песни, не использует в пении мимику и жест, дикция часто неправильная, невнятная, не использует в пении мимику и жест.

Затрудняется различать характер музыки и движений, при оказании любой помощи трудно осознает изменения движений в зависимости от изменения средств музыкальной выразительности, не достаточно качественно выполняет танцевальные движения.

средний

Ребенок проявляет интерес к пению, но недостаточно выразительно передает характер песни. Певческие навыки и умения в основном освоены, но часто ребенок поет невнятно пропевая слова, неправильно интонирует мелодию и неверно передает ритм песни.

Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, различает характер музыки и движений, понимает композицию танца, различает средства музыкальной выразительности и понимает необходимость изменения движений в зависимости от их смены при небольшой словесной помощи взрослого.

высокий

Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении новых песен. Освоил певческие умения и навыки - выразительно передает в пении изменения в характере, интонации, чисто интонирует отдельные фразы, иногда всю мелодию песни, правильно пропевает ритм песни, четко пропевает слова, умеет петь напевно и отрывисто, уверенно поет один, в хоре, с сопровождением и без него.

Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, способен легко различать характер музыки и движений, понимает композицию танца, самостоятельно различает средства музыкальной выразительности и понимает необходимость изменения движений в зависимости от их смены. Самостоятельно передает композицию танца и качественно выполняет движения танца.

Старший возраст

низкий

У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интереса к освоению новой песни. Недостаточно хорошо овладел певческими умениями и навыками – не умеет правильно передать мелодию и ритм песни, отказывается петь индивидуально. Исполняет знакомые песни не эмоционально.

У ребенка отсутствует интерес к исполнению танца, движения выполняет не качественно и не выразительно даже при оказании помощи взрослого.

средний

У ребенка сформирован интерес к певческой деятельности, но он довольно сдержан в эмоциях, недостаточно верно передает средства музыкальной выразительности – требуется словесная помощь взрослого. Затрудняется самостоятельно исполнять песни без музыкального сопровождения.

В целом у ребенка сформирован интерес к музыкально – ритмическим движениям, но он испытывает небольшие трудности при исполнении танца, что преодолевает при словесной помощи взрослого.

высокий

Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении новых песен. Освоил певческие умения и навыки – чисто интонирует мелодию песен, правильно передает ритмический рисунок, дикция внятная, правильная. В пении использует мимику и жесты, умеет правильно передавать яркие интонации, связанные с развитием музыкального образа.

Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, способен легко различать характер музыки и движений, хорошо владеет музыкально – ритмическими навыками и умениями, весь репертуар исполняет самостоятельно и выразительно.


По результатам анализа составьте описание сформированности певческих и танцевальных умений, отметьте положительные стороны, недостатки. Определите направления коррекции и улучшения положения, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.


Задание 13. Наблюдение и анализ организации игровой деятельности детей.

Проанализируйте задачи руководства различными видами игр для данной возрастной группы (по программе «От рождения до школы»). На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за организацией воспитателем игровой деятельности детей и их самостоятельной игрой.

Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже вопросам. В протоколе необходимо отразить все структурные части организации воспитателем игровой деятельности детей: выявление игровых интересов, помощь в распределении ролей, планирование пространства игры, подготовку и уборку игрового оборудования, атрибутики, участие педагога в игре, оценку ее результатов.

Все обращения воспитателя к детям и их ответы по возможности впишите в протокол в прямой речи. Более детально проведите наблюдение за 1 – 2 детьми, как можно подробнее фиксируя все их проявления, реакцию на действия и речь воспитателя и сверстников.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Содержание работы: ________________________________________________

__________________________________________________________________

Количество участвующих детей: ______________________________________

Виды игр, организованных педагогом: _________________________________

__________________________________________________________________

Виды игр, организованных детьми: ___________________________________

__________________________________________________________________


Структурная часть

Действия и речь педагога

Действия и речь детей

Примечания

Выявление игровых интересов




Помощь в распределении ролей




Планирование пространства игры




Подготовка игрового оборудования




Ход игры




Уборка игрового оборудования




Оценка результатов игры





Вопросы для анализа организации игровой деятельности, формирования игровых умений у дошкольников:

  1. Определите соответствие тематики игр возрасту детей и их разнообразие;

  2. Определите соответствие поставленных педагогом задач программным требованиям к развитию игровой деятельности;

  3. Укажите разнообразие организуемых видов игр, разнообразие тематики ролевых игр дошкольников:

    1. в какие игры дети играют до завтрака, их продолжительность;

    2. характер игр детей после завтрака, направление игр, которые задает воспитатель, их соответствие характеру и содержанию предстоящих занятий;

    3. какие игры организует воспитатель между занятиями, обеспечивают ли они отдых детей перед следующим занятием;

    4. виды игр на прогулке, их тематика;

    5. в какие виды игр дети играют самостоятельно, сколько детей принимает участие в одной игре;

    6. фактическое время, отпущенное для игр детей в период наблюдения, его соответствие режимным требованиям.

  4. Оцените значение приемов руководства игровой деятельностью педагогом:

    1. какой способ выявления игровых интересов выбран педагогом (вопросы к детям, сюрпризный момент, создание предметной обстановки), соответствует ли он опыту детей;

    2. предлагает ли воспитатель сюжеты детских игр, какие и в какой форме;

    3. какие приемы используются при распределении игровых ролей («волшебная стрелочка», желание детей, мотивированный выбор на роль);

    4. какие приемы используются для организации игрового пространства, подготовки и распределения игрового оборудования, атрибутики;

    5. организовано ли участие педагога в непосредственной игре, каким образом это сделано (игрового партнера на главных или дополнительных ролях, советчика);

    6. какие приемы используются для подведения итогов игры, создания установки на дальнейшее развитие данного вида игр;

    7. какие приемы используются для руководства самостоятельными играми детей (советы по выбору игр, партнеров по игре, помощь в создании игровой обстановки, распределении ролей, составлении плана-сюжета);

  5. Оцените воспитание детей в процессе игры:

    1. насколько педагогически оправдано участие воспитателя в игре детей;

    2. какие нравственные качества стимулируются у дошкольников в игре и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним (предотвращает либо разрешает конфликты);

    3. как педагог управляет детскими взаимоотношениями в игре (видит ли конфликты, правильно ли их решает);

    4. приемы включения в игру робких и застенчивых детей, способы оказания помощи в преодолении нерешительности;

    5. насколько приемы руководства педагога способствуют решению поставленных задач по формированию игровых умений и воспитанию положительных качеств личности детей.

По результатам анализа составьте описание состояния организации игровой деятельности детей данной группы, отметьте положительные стороны работы, ее недостатки. Определите направления коррекции и улучшения работы, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.


Задание 14. Наблюдение и анализ организации музыкально-дидактических игр детей

Проанализируйте задачи руководства музыкально-дидактическими играми для данной возрастной группы (по программе «От рождения до школы»). На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за организацией воспитателем музыкально-дидактических игр и их самостоятельными играми.

Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже вопросам.

Все обращения воспитателя к детям и их ответы по возможности впишите в протокол в прямой речи. Более детально проведите наблюдение за 1 – 2 детьми, как можно подробнее фиксируя все их проявления, реакцию на действия и речь воспитателя и сверстников.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Количество привлекаемых к игре детей: _______________________________

Виды музыкально-дидактических игр, организованных педагогом: ________

__________________________________________________________________

Виды музыкально-дидактических игр, организованных детьми: ____________

__________________________________________________________________


Структурная часть

Действия и речь педагога

Действия и речь детей

Примечания

Внесение игры




Рассматривание игрового материала




Постановка игровой задачи




Объяснение игровых действий и правил игры




Предоставление пробного хода




Характер участия воспитателя в игре




Оценка результатов игры





Вопросы для анализа организации музыкально-дидактических игр:

  1. Определите соответствие тематики музыкально-дидактических игр возрасту детей и их разнообразие;

  2. Определите соответствие поставленных педагогом задач программным требованиям к музыкально-игровой деятельности;

  3. Укажите разнообразие организуемых видов музыкально-дидактических игр, разнообразие их тематики:

  1. какие игры организованы до завтрака, после занятий (в вечернее время), их продолжительность;

  2. использование музыкально-дидактических игр на прогулке, их тематика;

  3. в какие виды музыкально-дидактических игр дети играют самостоятельно, сколько детей принимает участие в одной игре;

  4. фактическое время, отпущенное для музыкально-дидактических игр детей в период наблюдения, его соответствие режимным требованиям.

  1. Оцените значение приемов руководства музыкально-дидактическими играми воспитателем:

    1. как организовано внесение или предложение игры воспитателем (вопросы к детям, сюрпризный момент, создание предметной обстановки), соответствует ли он опыту детей;

    2. как организовано ознакомление детей с материалом игры;

    3. какие приемы используются при постановке игровой задачи, объяснении игровых действий и правил игры;

    4. какие приемы используются для организации игрового пространства, подготовки и распределения материала игры;

    5. какую роль в процессе музыкально-дидактической игры выполняет воспитатель;

    6. какие приемы используются для подведения итогов игры, создания установки на дальнейшее развитие музыкально-дидактических игр;

    7. какие приемы используются для руководства самостоятельными музыкально-дидактическими играми детей (советы по выбору игр, партнеров по игре, помощь в создании игровой обстановки, определении ведущего и т.п.);

  1. Оцените воспитание детей в процессе музыкально-дидактической игры:

    1. насколько педагогически оправдано участие воспитателя в игре;

    2. какие качества стимулируются у дошкольников в игре и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним (предотвращает либо разрешает конфликты);

    3. приемы включения в игру робких и застенчивых детей, способы оказания помощи в преодолении нерешительности;

    4. насколько приемы руководства педагога способствуют решению поставленных задач музыкально-игровой деятельности и воспитанию положительных качеств личности детей.

По результатам анализа составьте описание состояния организации музыкально-дидактических игр в данной группе, отметьте положительные стороны работы, ее недостатки. Определите направления коррекции и улучшения работы, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.


Задание 15. Определение уровня развития у детей умений в играх с правилами.

Ознакомьтесь с характеристикой игровых умений детей данной возрастной группы4. На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за строительно-конструктивными играми 2 – 3 детей.

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников организуйте дидактическую игру типа «гусек» или «лото» в группе из 2 - 3 дошкольников. Сами первоначально включитесь в игру в качестве игрового партнера. Наблюдение можно проводить и за игрой с правилами (дидактической, подвижной), возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Результаты наблюдений внесите в протокол, затем проанализируйте по предложенным ниже показателям и определите уровень сформированности у детей игровых умений в играх с правилами. В протоколе необходимо отразить все выполняемые детьми действия и высказывания.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Виды игр: _________________________________________________________

__________________________________________________________________


Имя ребенка

Определе-ние ведущего

Наличие установки на выигрыш

Характер действий с игровым материалом

Наличие элементов состязания

Соблюдение правил

Отношение к результату игры

Цикличность игры


































Соотнесите полученные данные с моделью уровней сформированности умений в играх с правилами и сделайте вывод об уровне сформированности игровых умений у обследуемых детей.

1 уровень – игра возникает вокруг игрового материала, ведущий определяется явочным порядком (тот, у кого кубик или мешочек с картинками); дети ориентированы не на выигрыш, а на предметные действия с игровым материалом (манипуляции с картинками, фишками и т.п.); состязательность отсутствует, ходы делаются не поочередно, а одновременно всеми детьми (карточки берутся из общей кучи); выигрыш условен, носит коллективный характер (все рано или поздно закрывают карты лото); игровой цикл продолжается до тех пор, пока каждый из участников не закрывает свои карты или не доводит фишку до конца игрового поля; игра заканчивается после второго цикла.

2 уровень – ведущим становится ребенок, первым взявший игру, появляются претензии на роль ведущего во втором и последующих циклах игры, возникают конфликты (решаемые путем нажима на сверстников, обоснования своего права на функцию ведущего захватом игрового материала - «Я вожу! У меня мешок!»); имеется ориентация на первенство окончания игры – выигрыш, появляется запрет на доигрывание остальных («Я выиграл, не надо доигрывать»), состязательность ярко выражена; действия ориентированы на выигрыш «любой ценой»; правила нарушаются в свою пользу, но их нарушение другими игроками резко осуждаются; проигрыш стимулирует повторение цикла игры.

3 уровень – порядок игры и правила оговариваются до игры, ведущий определяется жеребьевкой, его действия регулируются правилами; действия играющих регулируются правилами, направлены на достижение выигрыша; чередование ведущих определяется правилами (тот, кто выиграл); действия играющих контролируются друг другом, в случае нарушения одним из игроков правил хода следует немедленная реакция («Так неправильно! Надо ход пропустить!»); игровой цикл повторяется неоднократно.

По результатам анализа составьте описание сформированности умений в играх с правилами, отметьте положительные стороны, недостатки. Определите направления коррекции и улучшения положения, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.




1 См. программу «От рождения до школы», кн. Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой «Организация сюжетной игры в детском саду»

2 См. программу «От рождения до школы», кн. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» под ред. Р.С.Буре, кн. Г.Н.Годиной «Формирование трудовой деятельности у детей дошкольного возраста»

3 См. программу «От рождения до школы», кн. В.И.Корзаковой «Строительные игры в детском саду»

4 См. программу «От рождения до школы», кн. Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой «Игра с правилами в дошкольном возрасте»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!