СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации: "Помощь ребёнку с нарушениями процессов чтения и письма".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальные рекомендации для родителей и учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации: "Помощь ребёнку с нарушениями процессов чтения и письма".»

Учитель – логопед Мазай Е.И.

Помощь ребёнку с нарушениями

процесса письма и чтения.

Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: окино — окно и т. п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

Классификация дисграфических ошибок

1.Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

  • пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;

  • пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;

  • пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,

  • замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен, люгкий — легкий;

  • замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, боказываед — показывает;

  • перестановки букв и слогов: онко — окно,

  • недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;

  • наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;

  • искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;

  • слитное написание слов и их произвольное деление: два— два, бойчасов — бой часов, в ся—вся; неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

  • нарушение смягчения согласных: болшой—большой,толко —только, умчалис — умчались, мач — мяч.

2.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

  • нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;

  • нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;

  • замена слов по звуковому сходству;

  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;

  • пропуски слов в предложении.

3. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

  • замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

   

  • замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

  • замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

  • зеркальное написание букв: с,э,ю;

  • пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

4.Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии

  • безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;

  • правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;

  • обозначение смягчения согласных;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет родителю, как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

Виды нарушений письма.

Выделим следующие виды нарушений процесса письма:

             В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: «Как слышат, так и пишут»

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

2.Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).

3. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

4. Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи.

На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

5. Оптическая дисграфия

Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (ы-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).

Определив вид нарушений процесса письма, Вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма

Процесс письма связан с устной речью. Если у ребенка нарушено звукопроизношение, т. е. он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эти дефекты.

Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».

1.             Журналисты

Детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать, что на ней нарисовано. Затем необходимо подсчитать количество слов в этом предложении.

2.             Какое число я задумал?

Ведущий предлагает детям отгадать, какое число он задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое он скажет.

3.             Я начну, а ты продолжи

Играть можно парами или группой. Первый ребенок говорит предложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 слову, чтобы предложение получилось развернутое и красивое. Кто не придумал слово — выбывает.

13.         Точка, найди свое место

Прочитать текст и разделить его на предложения. Списать текст, расставить знаки препинания.

II.      Слоговой анализ и синтез

Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове.

1.Шифровальщики

а)      Выделить устно из слов первый слог

Хорек, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично.

б)     Выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение.

Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.)

в)     Детям нужно выделить в словах ударные слоги, (письменно) и составить из них предложение.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума — пустая сума).

г)      Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи:

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. (При-ла-га-тель-но-е.)

III.   Фонематический анализ и синтез

В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.

1.Узнай, кто ты

Из первых звуков сложи слово.

Муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк. (Молодец)

2.Последний звук

Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.

Кенгуру, мяч, кружки, уметь. (Учить) Хожу, дом. (Ум)

3. Кто быстрей

В течение двух минут:

а)      составить как можно больше слов на определенный звук;

б)     составить предложение с большим количеством слов;

в)     составить слова из 1,2, 3 и более слогов.

В течение трех минут составить 3 слова и 3 предложения и т. п.

4. Звук и буква

а)      Написать 2 буквы и 3 звука. Записать буквы, которые не обозначают звука. Назвать слово с заданным звуком и составить с этим словом предложение и т.п.

б)     Подобрать и записать в тетрадях и на доске слова: слово, в котором 4 буквы и 4 звука; слово, в котором количество букв равно количеству звуков, больше или меньше.

в)     Подобрать слово, начинающееся с пятой буквы алфавита. Составить с ним предложение. Произвести звуко-буквенный анализ слова.

г)      Назвать слова с двумя гласными. Определить количество звуков, букв, слогов.

д)     Записать в тетради первые буквы диктуемых слов.

5. Игра в кубик

Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.

6.  Слово-загадка

На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т. д.

7.Цепочка слов

На доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. (Дом —мак — кот и т. д.)

8. Составь слово

Детям предлагается слово, например, картинка. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов, состоящих из данных букв: карта, ракита, рана, тина, тара, рак, кит, нитка, танк.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!