СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Учебно-исследовательские работы на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Учебно-исследовательские работы учащихся на уроках русского языка и литературы» включают в себя мой опыт работы  в течение трёх лет над темой «Оптимальное использования современных приемов и методов обучения».

            Цель данных рекомендаций -  оказать   помощь учителю в организации  учебно-исследовательской деятельности  учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Учебно-исследовательские работы на уроках русского языка и литературы"»

Методические рекомендации

«Учебно-исследовательские работы учащихся на уроках русского языка и литературы»
















Методические рекомендации



Учебно-исследовательские работы учащихся на уроках русского языка и литературы













Караганда

2017




Пояснительная записка


Ребенок воспитывается   разными случайностями,

его окружающими. Педагогика должна дать направление

этим случайностям.
В. Ф. Одоевский


В наше время современному человеку намного сложнее: столько информации, объем знаний нужен, технологии быстро устаревают. Поэтому в нашем стремительно развивающемся обществе объективной реальностью стала модернизация образования. От учителя требуется новый подход к педагогическому процессу. Конечно, каждый учитель стремится провести урок как можно эффективнее. Но сейчас учителю намного труднее: стремительные изменения происходят и в сфере образования. Уже создано свыше 300 новых технологий. Какая же из технологий работает на то, чтобы ученик, обладающий неким объемом знаний, умел учиться искать и находить необходимую информацию, решал те или иные проблемы, использовал разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретал дополнительные знания? Об этом и не только методические рекомендации.

Методические рекомендации «Учебно-исследовательские работы учащихся на уроках русского языка и литературы» включают в себя мой опыт работы в течение трёх лет над темой «Оптимальное использования современных приемов и методов обучения» в Назарбаев Интеллектуальной школе.

Цель данных рекомендаций - оказать помощь учителю в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В «Руководстве для учителя» говорится о качественном преподавании так: «Качественное преподавание может быть представлено как симбиоз обучающихся, окружающей среды и возможностей преподавания и обучения» (страница 113). Мы должны стремиться к качественному преподаванию. После трехмесячных курсов третьего (базового) уровня мы внедряем в практику преподавания и обучения Программу 7 модулей.

  1. «Новые подходы в преподавании и обучении»

Новые подходы – обучение и преподавание через диалог с учителем и между учащимися - помогают ученикам самостоятельно формировать и развивать собственное мышление.

  1. « Обучение критическому мышлению»

Чтоб научить детей критически мыслить, надо самим измениться и мыслить критически. На каждом уроке использую 4-5 разных стратегий.

  1. «Оценивание для обучения и оценивание обучения»

Один из самых сложных модулей. На уроках использую самооценивание и оценивание учителя (рабочая карта урока), взаимооценивание, оценивание группы.

  1. «Использование ИКТ в преподавании и обучении»

О плюсах этого модуля можно говорить бесконечно. Но после курсов мы многому научились, мы стали компетентными в цифровых технологиях.

  1. Следующий модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников»

Для развития Казахстана важно выявить и развить талантливых и одаренных детей.

  1. «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями»

Этот модуль взаимосвязан со всеми модулями. Все задания я планирую с учетом возрастных особенностей.

  1. «Управление и лидерство в обучении»

Данный модуль зависит от способности учителя критически мыслить.

Использование и взаимосвязь всех модулей способствуют совершенствованию моей практики.

Проводить на уроках поисковые работы, мини-исследования, создавать, решать проблемы,

писать проекты научно-исследовательских работ, защищать результаты исследований – эти работы способствуют развитию исследовательской культуры учеников.

Особенно ценна учебно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы тем, что на всех этапах работы над проектом развивается речь, обогащается словарный запас.


Глава 1. Развитие исследовательской культуры на уроках русского языка и литературы

«Основные пути умственного воспитания – систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения, и внеклассная работа по развитию их умственной культуры»*. Метод проектов и другие исследовательские работы именно такими путями способствуют развитию умственной культуры обучающихся, так как всё, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем в его жизни. Учебно-исследовательские работы предлагают использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на практический результат.

На уроках русского языка и литературы, используя различные формы и методы обучения, учитель обеспечивает интеллектуальную самостоятельность и «привитие ему определенных развитых интеллектуальных навыков»**. Этому способствуют и коллективный способ обучения, и использование стратегий критического мышления, и модульная технология. Но исследовательские работы остаются в выигрышном положении, так как именно этот метод позволяет ученикам выполнять самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности и выбирать различные формы внеклассной работы с новыми источниками и уже готовыми исследованиями.

В начале года ученикам даются темы проектов. Например, в 2014-2015 учебном году на уроках русского языка были даны такие темы: «Национально-культурные концепты времен года в казахской и русской литературе», «Языковое своеобразие произведений О. Сулейменова в отражении экологических проблем». В течение полугода ученики работали над проектами: собирали материал, отбирали нужную информацию, систематизировали, обобщали исследованное, анализировали. Затем на уроке делились опытом, показывали, что успели оформить, планировали дальнейшие действия. На заключительном этапе презентовали проекты. Лучшие проекты рекомендовали на научно-практическую конференцию и публикацию в сборник исследовательских работ. С проектом «Национально-культурные концепты времен года в казахской и русской литературе» Скворцова Ирина и Байгутанова Айтолкын (11 «G») стали лауреатами научной конференции в Семее,

*Педагогика: учеб. Пособие.- М., Просвещение, 1988.- с. 141.

** Песталоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цeли метода. – М., 1981.- т. 1. – с. 222.

с учебно-исследовательской работой «Языковое своеобразие произведений О. Сулейменова в отражении экологических проблем» ученица 11 «Д» победила на Наурызовских встречах в Астане.


На уроках русского языка ученики проводят и мини-исследования, и пишут научно-исследовательские работы. Это такие уроки в 11 классе: «Взгляды на социальное неравенство» и «Свободное время как показатель развития общества».


Метод проектов и развитие интеллектуального потенциала школьников

«Активизируют умственную деятельность познавательные потребности, формируемые под влиянием педагогов, родителей, средств массовой информации, художественной и научно-популярной литературы».* Средств развития интеллектуального потенциала школьников много: обучение в сотрудничестве, модульное обучение, «Портфолио ученика», проект «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и др. Метод проектов, возникший в начале XX века, был связан с поисками способов и путей развития активного самостоятельного мышления ребенка, с тем, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые им дает школа, а уметь применять их на практике. Актуальность этого метода бесспорна: в наше стремительное время, полное новшеств и внедрений высоких технологий в различные области человеческой деятельности, знания быстро устаревают. Просто запоминать и воспроизводить знания – сейчас этого мало.

А в основе проекта всегда лежит определенная проблема, для решения которой требуется не только знание одного предмета, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, умений, навыков.

Метод проектов способствует выявлению, поддержке и развитию интеллекта у школьников.

В Назарбаев Интеллектуальной школе химико-биологического направления большое внимание уделяется проектной деятельности учеников и учителей. Многие учащиеся сами выбирают тему, с огромным желанием работают над научными проектами.


* Педагогика: Учеб. пособие.- М., Просвещение, 1988.- с. 146.

Большую помощь ученикам и учителям оказывают научные руководители из Карагандинского Государственного университета им Е. Букетова. Работой школьников над научными проектами по языкознанию руководит кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии Токсанбаева Ш.А.: направляет, корректирует проектную деятельность учеников.

Как и любой другой метод, проектная технология может быть реализована с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: различные мультимедийные средства, электронные базы данных, интерактивное телевидение, компьютерные телекоммуникации, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео и пр. Но это могут быть и традиционные средства: книги, видеозаписи, разного рода справочники и др.

Глава 2. Основные принципы использования проектного обучения

1. Коммуникативность

Мотивированное речевое высказывание слушателя в проектной деятельности является главным условием, которое служит наилучшей предпосылкой формирования речевой деятельности.
В процессе проектной деятельности слушателю дается возможность поделиться опытом, выражать свои собственные мнения, чувства. Например, во время составления кластера «Социальное неравенство» каждый ученик высказал много составляющих этого определения. Происходило это эмоционально, так как всем хотелось поделиться своими предположениями. Работа в командах значительно повышает мотивацию слушателей, дает им возможность помогать друг другу, обмениваться идеями, поддерживать друг друга.

2. Принцип ситуативной обусловленности[6]

В процессе проекта организуется совместная работа слушателей на личностно-значимые темы. Например, во время работы над исследовательской работой «Взгляды на социальное неравенство» была проведена ролевая игра «Я богатый», «Я бедный», «Я представитель среднего класса». Таким образом, ученики принимают активное участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации.

3. Принцип проблемности[6]

В основе творческого решения проблемы, как ведущей составляющей проектного обучения, лежит не только знание русского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых для решения этой проблемы. Процесс интеграции при проектном обучении русскому языку помогает слушателям осознать роль языковых знаний, которые становятся основным средством при успешном овладении речевой деятельностью, помогает формировать свои мыслительные стратегии, овладевать культурными образцами мышления.

4. Принцип автономности[6]

Проектная работа устраняет зависимость слушателя от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Следовательно, одним из главных принципов работы по проектной методике при обучении русскому языку является предоставление обучаемым реальной автономии и возможности проявления самостоятельности и инициативы в процессе мыслительной деятельности.

5. Принцип сочетания исследовательской, проектировочной и педагогической деятельности подразумевает, что исследовательская и проектировочная деятельность едины по отношению к субъекту. Принцип основывается на концепции Ю.П. Дубенского о единстве исследования, проектирования и организации педагогического процесса. Требуется согласование исследовательской и проектной деятельности по всем параметрам. Качество исследовательской деятельности по изучению объекта в значительной степени определяет качество проекта.


6. Принцип личностного развития

Проекты должны предусматривать возможность для самореализации, личностного развития, самоконтроля. При этом важной частью проектирования становится преобразование самого субъекта проектирования.


7. Принцип мультикультурности

Проектирование должно содержать возможности формирования культуры обращения с информацией, познания, досуга, изобретательства, эксплуатации технических средств.


Глава 3. Применение проектной технологии

Проектная деятельность применяется, как правило, для освоения учащимися наиболее сложных тем.

Применение проектной технологии на уроках русского языка и литературы предполагает двухчастную организацию. В первой части выполняется работа над начальными этапами проекта:

  1. Поисковый, который включает в себя

  • постановку цели проекта;

  • определение тематического поля и темы проекта;

  • поиск и анализ проблемы.

  1. Аналитический предполагает

- сбор и изучение информации;

-анализ имеющейся информации;

- дальнейший поиск информации;

- поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;

- составление плана реализации проекта, пошаговое планирование работ;

- анализ ресурсов.

  1. Практический этап состоит из следующих шагов:

  • выполнение запланированных технологических операций;

  • текущий контроль качества;

  • внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

Вторая часть работы над проектом состоит из завершающих этапов:

  1. Презентационный (подготовка презентационных материалов):

  • презентация проекта;

  • изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

  1. Контрольный этап:

  • анализ результатов выполненного проекта;

  • оценка качества выполнения проекта.

Технология проектного обучения на уроках русского языка – предмета по выбору

Этапы разработки проекта

Методика организации учебного процесса

1. Начальная ступень

На вводном занятии «Социальное неравенство»

рассказала ребятам о проектной деятельности. Затем опросила учеников, какие темы их интересуют, над какими вопросами они хотели бы поработать. Так выявила желающих участвовать в проектной деятельности. Были сформированы группы из учащихся Р1, Р2, Р3, Р4. Тема научно-исследовательской работы «Взгляды … на социальное неравенство». Чьи взгляды будут исследовать ученики? Им был предоставлен выбор: взгляды историков, социологов, домохозяек, учителей, строителей и др.


1.1 Определение проблемы, выявление противоречия и обоснование актуальности, формулирование темы проекта

Учеников сегодняшняя ситуация тревожит: социальное неравенство воспринимается и переживается людьми (безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Современный человек знает лозунг «Свобода, равенство, братство!» - Великий лозунг Великой французской революции. Неотъемлемым качеством нового мира должно было стать равенство людей. Социальное неравенство пытались уничтожить революции. Их было немало. Что изменилось? Равны ли люди сегодня? Чьи взгляды на социальное неравенство кажутся интересными для учащихся? Во время обсуждения противоречий, актуальности проекта были сформулированы такие темы:

Взгляды историков на социальное неравенство

Взгляды социологов на социальное неравенство

Взгляды педагогов на социальное неравенство

Взгляды женщин на социальное неравенство



1.2. Определение цели проекта и постановка поэтапных задач

Учащиеся после определения темы проектов занялись постановкой целей и задач. Здесь я помогла ученикам в формулировке целей, задач. Цель проектирования: развитие исследовательской культуры учащихся.

Основными задачами посчитали:

  • найти, изучить и отобрать литературу, ресурсы;

  • систематизировать все полученные данные;

  • сформулировать взгляды определенной группы на социальное неравенство.

1.3. Формулировка

гипотезы о результатах и путях их достижения

Во время обсуждения гипотезы пришли к такой формулировке: «Если мы исследуем взгляды на социальное неравенство определенной группы, то результаты исследования могут помочь найти способы социальной стабилизации».

2. Планирование работы

Ученики на этом этапе составляли план, который фиксировали в рабочих тетрадях. План состоял из таких разделов:

1. Поиск и отбор литературы

2. Работа в Интернете, распечатка.

3. Систематизация материала.

4. Оформление проекта

5. Работа со словарями.

В группе работали четыре ученика.

2.1 Обсуждение критериев оценки качества проекта

Критерии оценки качества проекта составили члены жюри. В качестве критериев использовали такие показатели:

  • полнота и разносторонность в раскрытии темы,

  • элемент исследования и новизны результата,

  • уровень презентации (речь, наглядность, ответы на вопросы, уверенность, степень активности каждого участника команды).

Способ оценивания - «Достиг» - «Стремится», содержательное рецензирование учителем.

2.2. Выбор средств и методов выполнения проекта

При групповом обсуждении на этом этапе остановились на таких средствах и методах выполнения проекта: метод самостоятельной работы с книгой (изучение и анализ литературных источников;

поисковый (запросы через Интернет); наблюдение по специальной программе; теоретическое моделирование и обобщение.

2.3. Выбор способов оформления результатов и их презентация

Предложила различные способы оформления проектов. Ученики выбрали способ презентации – защиту проектов на открытых обобщающих уроках + слайд-шоу.

3. Реализация проекта

Учащиеся в соответствии с групповыми и индивидуальными заданиями, планом и графиком работы осуществляли самостоятельную конструктивную деятельность. Ответственные за обобщение материала и оформление проекта получали консультации, я корректировала все разделы проекта.

3.1.Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников

Большую часть работы ученики выполняли самостоятельно, обращались за источниками в Интернет и библиотеку. Также провела лекционное занятие и ролевую игру – «Богатые или бедные», « Богатый, бедный, средний класс».


3.2. Проведение исследования

Оказывала помощь в разработке проекта, при составлении специальной программы наблюдения, при проведении анкетирования учащихся и учителей.


3.3. Подготовка иллюстративного материала

Учащиеся выбрали способы представления наглядно-графического материала. Все группы остановились на оформлении плаката и слайд-шоу. Также некоторые группы выбрали диаграммы, рисунки, картинки для оформления результатов исследования и анкетирования. «Журнал научного исследования» вели все группы.


4. Экспертиза проекта

После презентации было организовано обсуждение результатов проекта по плану:

  • сопоставление первоначальных целей и результатов;

  • подведение итогов.

Жюри в специальной таблице (ведомости) оценивает в баллах вклад каждой группы в разработку проекта и его качество. На основании суммарных баллов можно установить рейтинг групп.

4.1. Рефлексия

Предложила ученикам дать оценку качеству проекта. Все отметили интересный проект «Взгляды женщин на социальное неравенство». Затем я написала рецензии и выдала удостоверение каждому участнику.







ПРИМЕРНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этап разработки плана работы.

  • Определение сроков выполнения проекта, составление плана.

  • Выбор средств и методов выполнения.

  • Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.

  • Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.

  • Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

Реализация проекта:

  • Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

  • Проведение исследования, выполнение расчетов,

  • Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).

  • Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)

  • Контроль и коррекция промежуточных результатов.

Завершение проекта:

  • Общественная презентация проекта.

  • Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

  • Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.



Полный комплект проекта должен иметь следующие документы:

паспорт проекта;

задачи группы;

планы выполнения проекта и его отдельных этапов;

индивидуальные задания каждого участника проектной группы;

итоги работы каждого этапа;

отчеты о выполненной работе на каждом этапе;

вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Интернета;

результаты исследования и анализа;

записи всех гипотез, идей и решений;

отчеты о сотрудничестве: совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

краткое описание всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способы их решения;

наброски, эскизы, чертежи;

иллюстрации, диаграммы и другие материалы к презентации;

другие черновые рабочие материалы.


Основные требования к оформлению проекта


Проект, оформленный учащимися, должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой:

Титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название

проекта, научный руководитель, место издания, год издания).

Содержание (перечень частей проекта).

Краткая аннотация – краткая характеристика содержания (при необходимости на иностранном языке).

Эпиграф (от греч. еpigraphe – надпись, которая поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица).

Введение

Основная часть (главы, разделы, параграфы).

Заключение

Список используемых источников литературы

Приложения

Заключение

Учебно-исследовательские работы учеников на уроках позволяют внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Создание данных работ способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда могут ученики выбрать дело по душе в соответствии со своими интересами и способностями. В-третьих, обеспечивается содержательное единство тем проектов по предмету. В-четвертых, можно оказать помощь другим учителям и учащимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе. И, наконец, положительные результаты в учебно-воспитательном процессе. Процеcс усвоения знаний уже не носит характер рутинного заучивания и организуется в продуктивный творческий процесс с использованием многообразных форм поисковой, проектной, мыслительной деятельности.

Для осуществления проектной деятельности учащихся необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Есть пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайcкая пословица). Метод проектов требует высокого мастерства от учителя, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности детей, в совершенстве владеть проектной технологией.


ГЛОССАРИЙ

Интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека.

Компетентность – обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Портфолио (папка документов). Это оформление материалов проекта в единый логический труд, имеющий четыре блока: полный комплект проекта с приложениями (демонстрационные материалы, документы, мультимедийные презентации, схемы, рисунки и пр.), доклад, тезисы, аннотацию.

Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед),

1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем; 2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления; 3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении.

В последнее время появилось и широко распространяется еще одно значение слова «проект». Речь идет о проекте как некой акции, деле, предприятии,

имеющем определенные цели, например, «Атомный проект», «Проект Курчатова» и др. Здесь проект выступает не как результат, а как некая организационная

форма построения целенаправленной деятельности.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учеником комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающейся созданием продукта.

Проектирование – происходит от слова «проект» и обозначает деятельность, инициируемую проблемой, включающую строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату. Поэтому основным для слова «проект» будет его значение образа будущего.

Социализация – процесс освоения человеком существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Маркус Н. Сущность, задачи и этапы организации работы над исследовательскими проектами учащихся. – В журнале «Воспитание школьников» №2, 2009 г., с. 31-34.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1974.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – 1989.

5. Сидоренко А.С. Метод проектов: история и практика применения. – В журнале «Завуч» №6, 2003г.- с. 96-111.

6. http://www.allbest.ru/

7. Руководство для учителя. – 2012 г.







Приложение № 1



Темы творческих работ


  1. Конкурс сценариев «Защита проектов»

  2. «Проба пера» - конкурс эссе на научные темы

  3. Конкурс буклетов «Проектная деятельность»

  4. Выставка коллажей «Научно-исследовательские работы»

  5. Презентация информационных бюллетеней

  6. Конкурс газет «Исcледовательская деятельность»

  7. Организация общешкольного экрана «Проект – 2015»

  8. Викторина «Проектная технология»

  9. Конкурс на лучший «Журнал научного исследования»



Темы проектов


    1. Национально-культурные концепты времен года в казахской и русской литературе.

    2. Герой и художественные средства его создания.

    3. Анализ этапов развития образов художественной литературы.

    4. Использование средств выразительной речи в стихотворениях.

5. Лирический герой в казахской поэзии (на выбор).

6. Лирический герой в произведениях русской поэзии (на выбор)

7. Основные темы в сонетах Шекспира.

8. Тема здорового образа жизни в литературе

9. Богатство речи

10. Языковое своеобразие произведений Олжаса Сулейменова в отражении экологических проблем


Приложение № 2


ИНСТРУКЦИЯ

по ведению ежедневного журнала научного исследования



  1. Надо вести постоянную запись о том, чему вы учитесь в течение этой недели. Это похоже на ежедневник, в который следует записать подобные вещи:

    • основные идеи и информация, которая кажется вам важной;

    • методы применения новой информации или идей для развития ваших навыков;

    • новые ценности или способы мышления, которые, как вам кажется, могли бы повлиять на вашу точку зрения;

    • все, что вам хотелось бы иметь для справок в будущем и пригодится в формулировании основных положений исследовательской работы.

  2. В журнал заносятся обобщающие главные события, ситуации или опыт, значимые для вас.

3. Ведя журнал, вы не забывайте о ваших реакциях на происходящее. Когда вы сталкиваетесь с новыми идеями, информацией, мнениями, вы разочарованы, озадачены или что-то еще? Попробуйте описать свои чувства.












Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления г. Караганда

0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!