СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к общеобразовательной программе " Экономика и население Ростовской области"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса отвечает целям географического образования, носит модульный характер, раскрывает содержание работы учащихся по изучению регионального содержания и формирует ИКТ- компетентности школьников.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к общеобразовательной программе " Экономика и население Ростовской области"»

 Предпрофильный курс «Экономика и население Ростовской области (создание образа территории с использованием сети Интернет)» рассчитан на 34 часа для учащихся 9 класса и носит интегрированный междисциплинарный характер. Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности социально-экономической географии Ростовской области. Курс имеет модульную структуру. Из данных модулей в зависимости от квалификации учителя и запросов учащихся можно выстраивать для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию, формировать навыки эффективного взаимодействия в групповой работе. Главный результат успешной работы - создание собственных продуктов (проектов), материалов для участия в сетевом проекте «Пять И» , участие в различных конкурсах учебных исследовательских проектов муниципального, регионального и федерального уровней. Формирование ученического портфолио, которое служит инструментом самооценки собственного труда ученика.

Предпрофильный курс «Экономика и население Ростовской области (создание образа территории с использованием сети Интернет)» рассчитан на 34 часа для учащихся 9 класса и носит интегрированный междисциплинарный характер. Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности социально-экономической географии Ростовской области. Курс имеет модульную структуру. Из данных модулей в зависимости от квалификации учителя и запросов учащихся можно выстраивать для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию, формировать навыки эффективного взаимодействия в групповой работе. Главный результат успешной работы - создание собственных продуктов (проектов), материалов для участия в сетевом проекте «Пять И» , участие в различных конкурсах учебных исследовательских проектов муниципального, регионального и федерального уровней. Формирование ученического портфолио, которое служит инструментом самооценки собственного труда ученика.

Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения. Формирование у учащихся информационно-коммукативной компетенции. Приобретение опыта исследовательской деятельности (с использованием индивидуальной и коллективной форм учебной работы). Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Создание условий для саморазвития и самовоспитания личности. социализация личности школьников, подготовка их к профессиональной деятельности в будущем на территории Ростовской области.
  • Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения.
  • Формирование у учащихся информационно-коммукативной компетенции.
  • Приобретение опыта исследовательской деятельности (с использованием индивидуальной и коллективной форм учебной работы).
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  • Создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.
  • социализация личности школьников, подготовка их к профессиональной деятельности в будущем на территории Ростовской области.

 Развитие умения анализировать информацию из различных источников, преобразовывать её в различные формы;  Формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта; Овладение практическими навыками работы с прикладными программами; Закрепление и расширение знаний по теме «Социально – экономическая география Ростовской области»; Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения; Формирование критического мышления, навыков работы в группе.
  • Развитие умения анализировать информацию из различных источников, преобразовывать её в различные формы;
  • Формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта;
  • Овладение практическими навыками работы с прикладными программами;
  • Закрепление и расширение знаний по теме «Социально – экономическая география Ростовской области»;
  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
  • Формирование критического мышления, навыков работы в группе.

 Познавательная деятельность  Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; Участие в проектной деятельности; Создание собственных продуктов с использованием компьютерных технологий; Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; Творческое решение практических задач: умение отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ.

Познавательная деятельность

  • Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • Участие в проектной деятельности;
  • Создание собственных продуктов с использованием компьютерных технологий;
  • Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
  • Творческое решение практических задач: умение отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ.
 Информационно-коммуникативная деятельность Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из сети-итнернет, отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); Использование мультимедийные ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентация результатов в познавательной и практической деятельности; Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Информационно-коммуникативная деятельность

  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из сети-итнернет, отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
  • Использование мультимедийные ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентация результатов в познавательной и практической деятельности;
  • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
  • Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  Рефлексивная деятельность   Самостоятельная организация учебной деятельности (постановкам целей, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.); Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; Поиск и устранение причин возникших трудностей; Оценивание своих учебных достижений.(самооценивание, портфолио и т.д.); Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Рефлексивная деятельность

 

  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановкам целей, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий;
  • Поиск и устранение причин возникших трудностей;
  • Оценивание своих учебных достижений.(самооценивание, портфолио и т.д.);
  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
  • Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

По информатике и ИКТ

По географии

Обучающиеся должны знать:

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

Обучающиеся должны знать:

уметь:

  • основные географические понятия и термины по курсу «Социально-экономическая география Ростовской области»
  • традиционные и новые методы географических исследований,
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов,
  • численность и динамику населения муниципальных образований Ростовской области, их этнографическую специфику,
  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства РФ,
  • особенности современного геополитического положения Ростовской области.
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • структурировать текст, использовать в тексте таблицы, изображения; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития социально-экономических процессов;
  • применять разнообразные источники географической информации для создания баз данных;
  • составлять комплексную географическую характеристику региона.

модуля

Темы

1.

2.

Особенности ЭГП и ПГП Ростовской области

Предметные результаты

3.

Метапредметные результаты

Понимать особенности географического положения Ростовской области, объяснять влияние ГП на экономику региона.

Исторические особенности формирования территории Ростовской области. Влияние природных условий на формирование хозяйства региона.

Знать исторические особенности формирования территории Ростовской области. Называть особенности природы и её влияния на формирование экономики региона. Называть крупнейшие и известнейшие  предприятия, отраслевой состав, анализировать перспективы развития хозяйства.

Личностные результаты

Технология обработки графической информации

Население Ростовской области

Развитие посредством изучения курса познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории, умений взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, представлять себя и результаты своей работы, вести дискуссию

Технология обработки текстовой информации (Word).

Объяснять перспективы развития непроизводственной сферы, составлять характеристику населения Ростовской области

Практ. работа

Технология обработки числовой информации .

Приложение Microsoft Excel

1

Самост. работа

3

Общ кол-во ч-ов

4

1

3

4

4

5

7

модуля

Темы

4.

Предметные результаты

5.

География межотраслевых комплексов

6.

Метапредметные результаты

Непроизводственная сфера региона

Составлять характеристику ключевых межотраслевых комплексов, получивших развитие на территории Ростовской области.

Технология создания мультимедийной информации Microsoft Power Point

Называть основные направления развития непроизводственной сферы, объяснять перспективы рекреационной сферы

Личностные результаты

Перспективы развития региона

Технология создания мультимедийной информации

Развитие посредством изучения курса познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории, умений взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, представлять себя и результаты своей работы, вести дискуссию

Составлять характеристику Ростовской области - ведущего региона Южного Федерального округа

Практ. работа

Технология хранения, поиска и сортировки информации

Создание проекта «Принцип пяти И»

2

Самост. работа

3

Общ кол-во ч-ов

2

3

6

5

0

5

6

Особенности ЭГП и ПГП Ростовской области. Технология обработки графической информации .

Особенности ЭГП и ПГП Ростовской области.

Технология обработки графической информации .

 Особенности ЭГП и ПГП Ростовской области. Технология обработки графической информации . Графический редактор Paint: возможности, интерфейс, инструменты, графические примитивы. Использование средств, графического редактора при изучении темы «Особенности ЭГП и ПГП Ростовской области». 1 . Практическая работа «Обозначение на контурной карте соседей первого и второго порядка Ростовской области» 2. Самостоятельная работа «Обозначение на к/к пограничных государств, морей и крайних точек Ростовской области» 3. Самостоятельная работа «Политико-административное устройство Ростовской области» 4. Подведение итогов работы над модулем №1 (написание эссе).  Критерии оценивания практической самостоятельных работ.  Критерии оценивания эссе.

Особенности ЭГП и ПГП Ростовской области.

Технология обработки графической информации . Графический редактор Paint: возможности, интерфейс, инструменты, графические примитивы. Использование средств, графического редактора при изучении темы «Особенности ЭГП и ПГП Ростовской области».

1 . Практическая работа «Обозначение на контурной карте соседей первого и второго порядка Ростовской области»

2. Самостоятельная работа «Обозначение на к/к пограничных государств, морей и крайних точек Ростовской области»

3. Самостоятельная работа «Политико-административное устройство Ростовской области»

4. Подведение итогов работы над модулем №1 (написание эссе).

Критерии оценивания практической самостоятельных работ.

Критерии оценивания эссе.

Отчет по работам представляет собой не просто демонстрацию созданного продукта, но и  публичную защиту, работу с интерактивной доской.
  • Отчет по работам представляет собой не просто демонстрацию созданного продукта, но и  публичную защиту, работу с интерактивной доской.
 Анализ теоретического материала данной темы по географии, создание презентаций и эссе,  Составление картосхем, таблиц данных и т.д.  видеоролика.
  • Анализ теоретического материала данной темы по географии, создание презентаций и эссе,
  • Составление картосхем, таблиц данных и т.д.

видеоролика.

 В оценивании учебных достижений обучающихся значимо участие в интернет-проектах, конференциях, конкурсах, предметной неделе.
  • В оценивании учебных достижений обучающихся значимо участие в интернет-проектах, конференциях, конкурсах, предметной неделе.
Активное участие в различных конкурсах учебных исследовательских проектов муниципального, регионального и федерального уровней. Региональный проект « Как у нас на Дону» Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся участников туриско-краеведческого движения «Отечество» областной конкурс « Славен Дон: природа, культура, этнос в рамках Всероссийского конкурса « Моя малая родина » Региональный конкурс « Как у нас на Тихом Дону» Региональный конкурс «Сохраним природу вместе» XXXVI научно-практическая конференция Донской академии наук юных исследователей Всероссийский заочный конкурс достижений талантливой молодежи  «Национальное достояние России» Всероссийская акция «Я – гражданин России»

Активное участие в различных конкурсах учебных исследовательских проектов муниципального, регионального и федерального уровней.

  • Региональный проект « Как у нас на Дону»
  • Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся участников туриско-краеведческого движения «Отечество»
  • областной конкурс « Славен Дон: природа, культура, этнос в рамках Всероссийского конкурса « Моя малая родина »
  • Региональный конкурс « Как у нас на Тихом Дону»
  • Региональный конкурс «Сохраним природу вместе»
  • XXXVI научно-практическая конференция Донской академии наук юных исследователей
  • Всероссийский заочный конкурс достижений талантливой молодежи

«Национальное достояние России»

  • Всероссийская акция «Я – гражданин России»
Творческая группа учащихся школы команда «Чароит» в количестве 9 человек зарегистрировалась на сайте проекта, разместила свои материалы, ждет итогов.

Творческая группа учащихся школы команда «Чароит» в количестве 9 человек

зарегистрировалась на сайте проекта, разместила свои материалы, ждет итогов.

« Мой портрет»   Титульная страница: название предпрофильного курса, Ф. И. ученика, период создания портфолио (дата начала и окончания). Вступительный информационный лист, разъясняющий назначение портфолио и порядок учета достижений учащегося.  « Мои достижения»  Лист прохождения модулей курса.   Приложение работ: текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей, фотографий и т.п. Лист учета мероприятий. Лист учета достижений.       критерии оценки ученических портфолио 1 этап – по изучению препрофильного курса 2 этап – школьный ученический конкурс «Ученик года» 3 этап – представление на муниципальный конкурс и т.д. .
  • « Мой портрет»

Титульная страница: название предпрофильного курса, Ф. И. ученика, период создания портфолио (дата начала и окончания). Вступительный информационный лист, разъясняющий назначение портфолио и порядок учета достижений учащегося. 

  • « Мои достижения»

Лист прохождения модулей курса.  Приложение работ: текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей, фотографий и т.п. Лист учета мероприятий. Лист учета достижений.

критерии оценки ученических портфолио

1 этап – по изучению препрофильного курса

2 этап – школьный ученический конкурс «Ученик года»

3 этап – представление на муниципальный конкурс и т.д. .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей