СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для практических (лабораторных) занятий по учебной дисциплине ОП. 01. Основы материаловедения для студентов 1 курса по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания для практических (лабораторных) занятий предназначены для проведения учебных лабораторных работ по курсу ОП.01. Основы материаловедения по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для практических (лабораторных) занятий по учебной дисциплине ОП. 01. Основы материаловедения для студентов 1 курса по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»


















Методические указания для практических (лабораторных) занятий

по учебной дисциплине ОП. 01. Основы материаловедения

для студентов 1 курса

по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ


















2015

Методические указания для практических (лабораторных) занятий предназначены для проведения учебных лабораторных работ по курсу ОП.01. Основы материаловедения по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.

Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины ОП.01. Основы материаловедения.

  • формирование общих компетенций;

  • формирование профессиональных компетенций.

Лабораторные и практические работы по материаловедению формируют понимание и ощущение самого материала, умение определить его свойства в соответствии с требованиями ГОСТ к строительным материалам, умение провести стандартные испытания, приготовить стандартные образцы и сделать выводы по использованию материала в строительном производстве.

Перед выполнением работы студент должен изучить порядок ее проведения, соответствующий раздел учебника по изучаемой теме.

В специальной тетради по лабораторным работам должна быть записана изучаемая тема. Студент должен писать ход выполнения работы, применяемые формулы, посчитать результаты испытания, занести их в таблицы, ответить на вопросы.

По результатам работы по изучаемой теме предложены контрольные вопросы, которые студенты должны выполнить.

Защита лабораторной работы проводится по результатам после ее выполнения по предложенным вопросам и задачам.




Содержание


1. Практическое занятие № 1. Составление таблицы: Комплектующие материалы для СФТК.

2. Лабораторная работа № 1. Определение сроков схватывания гипса.

2. Лабораторная работа № 2. Определение различных видов вяжущих по внешним признакам.

3. Лабораторная работа № 3. Определение зернового состав и модуля крупности песка.

4. Лабораторная работа № 4 Определение по внешнему виду и описание заполнителей.

5. Лабораторная работа № 5. Определение подвижности растворной смеси.

6. Практическая работа № 2. Определение состава раствора.

7. Практическая работа №3. Составление таблицы технических характеристик ГКЛ и ГВЛ.

8. Лабораторная работа № 5. Определение качества керамических плиток.

9. Лабораторная работа № 6 «Расчет керамической плитки в ряд и по

диагонали».
































Практическое занятие № 1.

Составление таблицы: Комплектующие материалы и изделия для СФТК.


      1. Цель работы

Научиться определять виды ГКЛ, знать их назначение.


Обеспечивающие средства

  1. Инструкция по монтажу СФТК

Ход работы 1. Изучить Инструкция по монтажу СФТК

2. Повторить тему "Дополнительные комплектующие изделия"

3. Заполнить таблицу

      1. Таблица результатов


№ п/п

Наименование изделия

Назначение

1

фасадная щелочестойкая сетка


2

декоративные штукатурки


3

теплоизоляционные плиты


4

клеевой состав


5

уголки усиливающие


6

профили примыкания


7

цокольные шины


8

подкладки


9

герметики


10

дюбель-гвозди



Ответьте на вопросы.

1. Что такое СФТК?

2. Какие применяют теплоизоляционные материалы и изделия  в СФТК?

3. Для чего дополнительно армируют СФТК?

4. Какие требования к системным материалам и изделиям в составе СФТК?

5. Перечислите технические требования к анкерам с тарельчатым дюбелем.

Лабораторная работа № 1

Определение срока схватывания гипса

      1. Цель работы

Научиться определять срок схватывания гипса, замерить его при затворении гипса водой с одной из добавок и определить тип добавки.

      1. Список инструментов, приспособлений и материалов
  1. Фарфоровая чаша

  2. Круглая лопатка

  3. Секундомер

  4. Прибор Вика

  5. Гипс, вода и различные добавки


      1. Ход работы
    1. Приготовить гипсовое тесто стандартной консистенции (диаметр расплывания лепешки 180±5 мм). Включить секундомер в момент затворения гипса водой.

    2. Через 1мин. после затворения водой, гипсовое тесто выливают в кольцо прибора Вика

    3. поместите кольцо с тестом под иглу прибора Вика

    4. Закрепить иглу на уровне поверхности теста

    5. Отпустить стопорный винт

    6. Стержень с иглой поднять, закрепить и через 30 сек. Опустить в тесто (в другом месте)

    7. так поступать (с интервалом 30 с.) до тех пор пока игла впервые не дойдет до пластинки на 1-2 мм – это начало схватывания – запишите время в минутах от момента затворения водой до этого момента.

    8. продолжить опускать иглу до тех пор пока игла не станет погружаться в гипсовое тесто менее чем на 1 мм – это окончания схватывания – запишите время в минутах от момента затворения водой до этого момента.


      1. Таблица результатов

Гипс, затворенный водой:

Время схватывания, мин

Без добавки


С добавкой



      1. Упражнение по лабораторной работе №1
  1. Определение сроков схватывания гипса

1.Назовите замедлители схватывания гипса

Известь

Квасцы

Поваренная соль

ЛСТ (лигносульфонаты)

2.Назовите ускорители схватывания гипса

Известь

Квасцы

Cульфат натрия и калия

Поваренная соль

3.Назовите три группы гипса по срокам схватывания

сверх быстро схватывающиеся

медленно схватывающиеся

быстро схватывающиеся

сверх медленно схватывающиеся

нормально схватывающиеся



4.Срок начало схватывания гипса группы А не раньше …

2 мин

5 мин

10 мин

5.Срок конец схватывания гипса группы Б не позднее …

20 мин

30 мин

40 мин

60 мин



Ответьте на вопросы.

1. Что является исходным сырьем для получения гипсовых вя­жущих материалов? Назвать формулу.

2.Какие стадии проходит процесс твердения строительный гипс?

3.Как влияет процесс твердения на объём гипсовых вяжущих?

4. Почему гипсовые вяжущие применяют для отделочных работ только в сухих помещениях ?

5 .Назовите недостатки гипсовых вяжущих.




Лабораторная работа № 2

Определение различных видов вяжущих по внешним признакам


Цель работы:


Научиться определять различные виды вяжущих по внешним признакам.


      1. Список инструментов, приспособлений и материалов

1)Чашки

2)Известь, гипс, цемент

3)Вода

4)Пластмассовая лопатка


Ход работы

1. Осмотреть образцы коллекции, прочитать надписи на этикетках и по возможности запомнить вещество по внешнему виду, цвету и состоянию.

2. Поместить образцы в чашки. Изучить образцы гипса, извести и цемента.

3. Путем сравнения материалов с образцами коллекции определить вид и наименование вяжущего, запомнить внешние признаки.

4. Изучить образцы материалов по внешним признакам (, обратив внимание на цвет, состояние ( твердое, сыпучее, жидкое), тонкость помола (на ощупь), запах и прочее.

4. От каждого вяжущего, подлежащего исследованию взять около 20 г., поместить в чашку и залить водой около 30мл. После вскипания определить, какой из материалов гасится водой.

5.Результаты наблюдений записать в таблицу.


Таблица результатов.


Номер образца

Внешние признаки

Взаимодействие с водой

Цвет

Запах

Состояние

Тонкость помола (на ощупь)

Гасится или не гасится

Время запустевания или потери пластичности

1







2







3







      1. Упражнение по лабораторной работе № 2


1.Гипс относится к:

Минеральным вяжущим

Органическим вяжущим

Синтетическим вяжущим

2.Марку портландцемента определяют по пределу прочности на …

изгиб

сжатие

растягивание

кручение

сдвиг



3.Назовите вяжущие, способные поглощать влагу из воздуха.

Глина

Портландцемент

Известь

Гипс

4.Какое вяжущие вещество при твердении увеличивается в объеме?

Глина

Портландцемент

Известь

Гипс

5.Назовите вяжущие вещества, которые можно применять без заполнителя?

Глина

Портландцемент

Известь

Гипс


      1. Ответить на вопросы

1.Назовите недостатки гипсовых вяжущих.

2.На какие виды подразделяется негашеная известь в зависи­мости от времени её гашения?

3. Назовите основные виды цементов по их прочности при твердении. Укажите марки этих цементов.

4.Как изменяется объем портландцемента при воздушном твердении?

5.Почему известь называют гидравлической ?





Лабораторная работа № 3.

Определение зернового состав и модуля крупности песка.



      1. Цель работы

Научиться определять зерновой состав, модуль крупности и группу песка.

      1. Список инструментов, приспособлений и материалов
  1. Сита с круглыми отверстиями (5мм и 2,5 мм)

  2. Сита с сетками (1,25 мм; 0.63 мм; 0,315 мм; 014 мм)

  3. Весы

  4. Щетка

  5. Песок

      1. Ход работы
    1. Взять 1 кг сухого просеянного через сито  5 мм песка

    2. Сита вставить одно в другое в следующей последовательности: сверху сито с отверстиями  2,5 мм, затем сита с сетками №1,25; №0,63; №0,135; №0,14 и поддон.

    3. На верхнее сито высыпать песок и качай колонку сит, просеять его.

    4. Остатки на каждом сите взвесить – это частные остатки сит

    5. Взвесить пылевидные частицы в поддоне

    6. Сложить массы всех частных остатков и массы частиц на поддоне – их сумма должна быть равна 1 кг (допускаются потери 3-5 г.)

    7. Определить полные остатки песка в %

    8. Вычислите модуль крупности песка по формуле:




      1. Таблица результатов

Остатки песка на ситах

Размер ячеек сит, мм

Количество пыли прошедшее через сито 0,14 мм

Сумма

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16



Частные, г








Частные, %








Полные, %











Ответить на вопросы

  1. Какова роль заполнителя в растворе?

  2. От чего зависит химический состав песка?

  3. Что представляет собой песок?

  4. Как вычисляется модуль крупности песка?

  5. Как определить степень загрязнения песка пылевидными примесями?







































Лабораторная работа № 4

  1. Определение по внешнему виду и описание заполнителей

  2. Цель работы:

  3. Научиться определять различные виды заполнителей по внешнему виду с описанием.

Список инструментов, приспособлений и материалов

1)Чашки

2)Образцы коллекции: песок речной, морской, щебень, керамзит, мраморная крошка.


Ход работы

1. Осмотреть образцы коллекции, прочитать надписи на этикетках и по возможности запомнить вещество по внешнему виду, цвету и состоянию.

2. Поместить образцы в чашки. Изучить образцы песка речного, щебня, керамзита, мраморной крошки, опилки.

3. Путем сравнения материалов с образцами коллекции определить вид заполнителя и дать его описание.

4. Результаты наблюдений записать в таблицу.


      1. Таблица результатов


Название заполнителя

Форма

Цвет

Применение

песок речной




песок морской




щебень




керамзит




мраморная крошка







      1. Ответить на вопросы

      2. 1. Назначение заполнителей.

2. На какие группы подразделяют заполнители по происхождению?

3. Какими качественными показателями должны обладать заполнители?

4. Перечислите виды заполнителей.

5. Как определяется наличие в песке пылевидных, глинистых и илистых частиц?




Лабораторная работа № 5
  1. Определение подвижности растворной смеси
      1. Цель работы

Научиться определять подвижность растворной смеси с помощью стандартного конуса.

Список инструментов, приспособлений и материалов

  1. сито с отверстием 2,5 мм

  2. сито с сеткой №09

  3. стандартный конус

  4. конусный сосуд для раствора

  5. металлическая чаша сферической формы для приготовления раствора

  6. лопатка

  7. весы

  8. часы

  9. штыковка 10-12мм

  10. колба с водой

  11. цемент, песок

      1. Ход работы
  1. Приготовить цементно-песчаную растворную смесь заданного состава, например, 1:4 по массе

  2. Растворную смесь поместить в сосуд (конусный), 25 раз проштыковать стальным стержнем , 5-6 раз встряхнуть легким постукиванием о стол

  3. Сосуд поставить под конус так, чтобы конус касался растворной смеси.

  4. Нулевое деление поставить против стрелки прибора

  5. Нажать пружинную кнопку, чтобы конус свободно погружался в растворную смесь

  6. Через 10 сек. Отпустить зубчатую штангу до соприкосновения со стержнем конуса и произвести отсчет с точностью до 0,2см

  7. Повторить с новой порцией раствора того же состава

  8. Вычислить показатель подвижности растворной смеси как среднее арифметическое из результатов двух испытаний

  9. Сделать вывод о подвижности раствора

      1. Таблица результатов

Состав раствора по массе

Количество материалов на один замес

Глубина погружения конуса в раствор

Подвижность растворной смеси

Цемента, кг

Песка, кг

Воды, л

1-ое испытание

2-ое испытание

Среднее


1:4

1

4

1





1:3

1

3

1






































      1. Упражнение по лабораторной работе № 5
  1. Определение подвижности растворной смеси


1.Подвижность растворной смеси определят при помощи:

Усеченного конуса

Стандартного конуса

Прибора Вика

2.В каких единицах измеряется подвижность раствора?

м3

кг

кг/м3

см

3.Пластичность растворной смеси характеризуется

Подвижностью

Водоудерживающей способностью

4.Для обрызга применяют раствор с подвижностью:

10-12 см

7-9 см

8-12 см

5.Масса стандартного конуса равна:

300 г

500 г

1 кг



Ответить на вопросы:


1. Как влияет на подвижность растворной смеси увеличение содержания вяжущего материала и воды?

2. От каких факторов зависит удобоукладываемость рас­творной смеси?

3. При помощи чего можно уменьшить усадку раствора.

4. С помощью каких строительных материалов можно изме­нить прочность раствора ?

5. От чего зависит водоудерживающая способность рас­творной смеси?





      1. Практическая работа № 2

Определение состава раствора


      1. Цель работы

Научиться определять состав раствора.

Обеспечивающие средства

1. Задачи для 1 и 2 варианта.

2. Таблица


Таблица. Рекомендуемые марки цемента в зависимости от марок раствора.


Марка раствора

25

50

75

100

150

200

Марка цемента

300

300...400

300...500

300...-500

300...500

400...500


      1. Ход работы

Состав раствора определяют расчетом и используют формулы, таблицы и графики, полученные экспериментальным путем. Исход­ными данными для расчета являются заданная марка, подвижность и назначение раствора, условия производства работ, а также ха­рактеристики исходных материалов.

Вариант 1. Требуется подобрать состав раствора марки 50 для оштукатуривания по кирпичу помещения с относительной влаж­ностью 45 ...35%. Работают в теплом помещении. Подвижность растворной смеси 9 ... 10 см. Исходные материалы: природный мел­кий песок с насыпной плотностью 1150 кг/м3 при влажности 5%, известковое тесто плотностью 1400 кг/м3.

Вариант 2. Определить расход материалов на один замес ра­створа. Состав раствора марки 50. Исходные материалы: природный мел­кий песок с насыпной плотностью 1150 кг/м3 при влажности 5%, известковое тесто плотностью 1400 кг/м3. Растворную смесь изготовляют в растворосмесителе СО-46Б с объемом барабана 65 дм3 (0,065 м3).


      1. Ответить на вопросы

1. Дайте определение строительного раствора.

2. Какую функцию выполняет в растворе заполнители?

3. Как классифицируются строительные растворы?

4. Какие растворы относят к жирным и тощим?

5. Перечислите виды строительных растворов.





Практическая работа № 3

      1. Составление таблицы технических характеристик ГКЛ и ГВЛ


      1. Цель работы

Научиться определять виды ГКЛ, знать их технические характеристики.


Обеспечивающие средства

  1. Альбом рабочих чертежей "Комплектные системы КНАУФ";

  2. Б.А. Буданов, В.В. Поплавский, Технология монтажа каркасно-обшивных конструкций, учебник для НПО;

  3. Задание

Заполнить таблицы:

технические характеристики ГКЛ и ГВЛ;

виды кромок;

размеры ГКЛ

Ход работы

1. Изучить альбом рабочих чертежей "Комплектные системы КНАУФ".

2. Повторить тему "Гипсокартонные листы"

3. Заполнить таблицы


      1. Таблица результатов


Наименование гипсокартонного листа

Цвет картона

Цвет маркировки

Обычный (ГКЛ)





Влагостойкий (ГКЛВ)





Огнестойкий (ГКЛО) с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени



Влагостойкие (ГКЛВО) с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени






Таблица результатов


      1. наименование
      1. толщина, мм
      1. ширина, мм
      1. длина, мм
      1. ГКЛ
















      1. ГКЛВ






      1. ГКЛО











      1. ГКЛВО







      1. Таблица результатов


Виды кромок

Условные обозначения































































Упражнение по практическому занятию № 3


1.ГКЛ облицованы с двух сторон:

Гипсом

Картоном

Стекловолокном

Материалом

2.Обычные ГКЛ имеют цвет картона:

Зеленый

Голубой

Серый

Красный

3.ГКЛ изготавливают из строительного гипса марки не ниже:

Г-2



Г-3



Г-4



Г-5



4. ГВЛВ применяются для облицовки помещений:

Сухих

С повышенной влажностью

С воздействием огня

5. В зависимости от точности изготовления ГВЛ бывают следующих групп:

В,Г

А,Б

А,Д

С,Д


Ответьте на вопросы.

1. Что представляют собой гипсокартонные листы?.

2. На какие виды подразделяются листы в зависимости от свойств?

3. Как маркируются листы ГКЛ?

4. Каковы размеры ГКЛ?

5. Какие листы более твердые ГКЛ или ГВЛ?





Лабораторная работа № 5.

Определение качества керамических плиток


Цель работы – научиться по внешним признакам и на основании

несложных испытаний определять качество керамических плиток,

применяемых для внутренней облицовки стен.


Список инструментов, приспособлений и материалов
  1. Штангенциркуль

  2. Металлический угольник

  3. Линейка

      1. Ход работы

Определить однотонность цвета лицевых поверхностей плиток.

Для этого устанавливают вертикально на открытом месте щит площадью 1 м2 и укладывают на него плитки вплотную друг к другу.

Осматривают цвет поверхности плиток на расстоянии 3 м, он должен быть одного тона и соответствовать утвержденному эталону.

 Определить наличие дефектов (трещин, посечек, цеков, щербин,

зазубрин и т.д.).

 Наличие невидимых трещин определяют на слух, путем простукивания деревянным или металлическим молоточком массой 0,25 кг. Плитки, имеющие трещины, при простукивании издают дребезжащий звук.

 С помощью штангенциркуля с точностью до 0,2–0,3 мм измерить размеры плиток и определяют отклонения от номинальных размеров по длине, ширине и толщине.

 Металлическим угольником проверить правильность прямых углов плиток (косоугольность).

Для этого угольник последовательно прикладывают ко всем углам плитки так, чтобы одна его сторона плотно прилегала к грани плитки, и измеряют наибольший зазор между другой стороной угольника и гранью плитки.

 Определяют кривизну лицевой поверхности плиток.

Для этого линейку поставит ребром по диагонали плитки и измерить другой линейкой наибольший зазор между поверхностью плитки и ребром линейки.



      1. Таблица результатов

Наименование плиток __________________

Форма плиток _________________________

Номинальные размеры, мм ______________




п/п

Наименование показателя


Результат

определения

1

Однотонность цвета лицевой поверхности


2

Состояние лицевой поверхности (наличие дефектов)


3

Наличие невидимых трещин


4

Отклонение от линейных размеров, мм:

а

b

h


5

Косоугольность, мм


6

Кривизна лицевой поверхности, мм



По результатам определения дать заключение о качестве керамических плиток для внутренней облицовки стен.


Ответьте на вопросы.


1. По каким показателям определяется качество керамических плиток?

2. Какие дефекты лицевой поверхности керамических плиток Вы знаете?

3. Как определяется термическая стойкость керамических плиток?

4. Каким показателем оценивается твердость лицевой поверхности плиток?

5. Каким водопоглощением по ГОСТ 6141B91 должны обладать плитки керамические для внутренней облицовки стен?




















Лабораторная работа № 6

Расчет керамической плитки при укладке в ряд и по диагонали

      1. Цель работы

Рассчитать количество плитки для облицовки пола помещения при укладке в ряд и по диагонали.

      1. Список инструментов, приспособлений и материалов
  1. Рулетка

  2. Калькулятор

      1. Ход работы

Определение количества плитки в ряд (без фриза)

  1. Определить площадь помещения

  2. Определить площадь одной плитки

  3. Определить необходимое количество плитки (разделить площадь помещения на площадь плитки)


Определение количества плитки по диагонали

  1. Определить периметр помещения

  2. Определить количество плиток для фризового ряда (разделить периметр помещения на ширину плитки для фризового ряда)

  3. Определить внутренний периметр фризового ряда

  4. Определить количество диагональных плиток (разделить внутренний периметр фризового ряда на диагональ плитки)

  5. Определить площадь оставшейся поверхности (из площади помещения вычесть площадь фризового ряда и вычесть площадь треугольной плитки)

  6. Определить количество плитки для фона (разделить площадь оставшейся поверхности на площадь одной плитки)


      1. Таблица результатов


Параметры помещения

Значения

Параметры плитки

Значения

Ширина


Ширина


Длина


Длина


Способ настила






Упражнения по лабораторной работе № 6
  1. Расчет количества плитки при укладке в ряд и по диагонали

1.Количество плитки при укладке в ряд зависит от:

Площади помещения

Периметра помещения

Площади плитки

Толщины плитки

2.Какая должна быть подвижность раствора для настилки плитки на пол?

10-12 см

7-9 см

5-6 см

3.Для чего используется рейка Болотина?

Для разметки промежуточных маяков

Для разметки осевых линий

4.К чему примыкают треугольные плитки длинной стороной при диагональной настилке?

Фриз

Основной фон

5.Плитки по цвету и оттенкам сортируются:

Визуально

Сравнивая с принятым эталоном


      1. Ответить на вопросы

1.Какими свойствами обладают плитки?

2.Что является сырьем для изготовления облицовочной плитки для стен?

3.Каковы достоинства плитки?

4.Как классифицируют плитки по характеру покрытия и черепка?

5.Какой должна быть оборотная сторона плитки?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!