АННОТАЦИЯ
Учебным процессом предусмотрено изучение теоретического материала и привитие практических навыков по решению задач и проблемных ситуаций в области анализа затрат на производство продукции предприятия.
Данная методическая разработка дает возможность студентам закрепить знания теории, совершенствовать практические навыки, анализировать полученные результаты и делать вывод об эффективности использования затрат
Методическая разработка полностью раскрывает методику анализа себестоимости продукции, что может оказать незаменимую помощь студенту при написании работы на тему: «Оценка и анализ затрат на производство и реализацию продукции.
СОДЕРЖЕНИЕ.
Введение 4
1. Характеристика затрат производства и их классификация 6
2. Показатели, характеризующие производственные затраты 16
3. Расчет факторов, влияющих на себестоимость 21
Список использованных источников 26
Приложения 27
Введение
Производство продукции (работ, услуг) требует определенных затрат, которые составляют ее себестоимость. Вместе с тем организации несут ряд расходов, возмещаемых за счет других источников (прибыли, фондов специального назначения, целевого финансирования и целевых поступлений, государственного бюджета и т. п.).
Себестоимость является объективной экономической категорией. На ранних этапах развития общества отношение к данному показателю было неодинаково. До настоящего времени отдельные экономисты не придают ему значения, трактуя его как некоторые промежуточный показатель, без которого вполне можно обойтись, вследствие чего он теряет свою актуальность. Другие наоборот, считают его важнейшим показателем хозяйственной деятельности предприятия, который оказывает непосредственное влияние на величину прибыли.
На наш взгляд значение показателя себестоимости продукции (работ, услуг) в условиях перехода к рыночной системе можно определить следующими положениями.
Во-первых, себестоимость выступает в качестве основного показателя эффективности производства. Это можно объяснить тем, что чем эффективнее используются в производственном процессе экономические ресурсы, рабочая сила, научные открытия, тем ниже себестоимость и выше прибыль, а значит, высокая устойчивость в конкуренции.
Во-вторых, данные о затратах производства используются для определения результатов работы самостоятельных внутрихозяйственных подразделений, которые составляют основу предприятия в условиях рыночной системы. Чтобы определить прибыль в целом по предприятию и распределить ее между подразделениями, необходимо в начале определить размер затрат понесенных каждым внутрихозяйственным подразделением в отдельности, а затем прибыль и рентабельность.
В-третьих, себестоимость является одним из факторов, определяющих формирование цен. Для сопоставления с ценой она рассчитывается на единицу продукции и является ее частью. Нижний предел цены, на которую может пойти предприятие без риска получения больших убытков, соответствует себестоимости данного вида.
В-четвертых, себестоимость является основным показателем при определении производительности труда.
В-пятых, исчисление себестоимости необходимо для расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий, для обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятии с производства устаревших.
Таким образом, есть все основания считать себестоимость основным показателем хозяйственной деятельности предприятия, который должен существовать и в условиях рыночных отношений. Однако в новых условиях хозяйствования должно быть уточнено его содержание.
1. Характеристика затрат производства и их классификация
Деятельность производства в первую очередь связана с затратами живого и овеществленного труда, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Любой предприниматель, начиная свою деятельность, должен иметь соответствующие ресурсы и быть готовым их использовать с целью выполнения производственной программы, реализации продукции или оказания услуг и получения на их основе доходов. Эти доходы должны превышать произведенные затраты; чем больше этот разрыв, тем выше прибыль и эффективность его деятельности.
Каждый предприниматель, осуществляя свою деятельность, стремится, чтобы его затраты были полезными и необходимыми, связанными с хозяйственным процессом и приносили ему доход и прибыль. Бесполезные и ненужные затраты должны быть, по возможности, исключены или доведены до минимума.
Всего этого можно достигнуть в результате умелого управления затратами, в которое входит их планирование, учет и анализ. А это, в свою очередь, требует владения категорией «затраты», видами и показателями, их характеризующими, методами учета, планирования и анализа затрат.
Все затраты классифицируются по категориям, на основе следующих признаков:
роли в системе управления;
степени их прослеживания;
их функционального изменения;
элементов затрат;
статьей калькуляции;
учета и включения их в себестоимость продукции.
По их роли в системе управления затраты объединены в две группы:
а) производственные затраты;
б) непроизводственные (общефирменные) затраты.
Производственные затраты связаны непосредственно с производством продукции, Они, в свою очередь, подразделяются на:
прямые затраты материалов;
прямые затраты на оплату труда;
производственные накладные расходы.
Прямые затраты материалов и прямые затраты на оплату труда называются первичными затратами, так как они непосредственно связаны с выпуском продукции и относятся прямо на себестоимость единицы продукции. Производственные накладные расходы, называются конверсионными расходами, т. е. расходами, переносящими свою стоимость на готовую продукцию. Сумма первичных и конверсионных затрат образует полную производственную себестоимость продукции.
Непроизводственные затраты не связаны непосредственно с производством продукции. Они включают расходы по реализации продукции, научные исследования и разработки, административно-управленческие расходы, расходы по сбыту, выплату процентов по кредитам и другие расходы, не связанные непосредственно с производственной деятельностью предприятия.
Разграничение на производственные и непроизводственные расходы обусловлено необходимостью обособленного учета, анализа и методики расчетов влияния факторов на результаты деятельности предприятия. Кроме того, руководители предприятий на их основе могут делать выводы о доле производственных и непроизводственных расходов в общей сумме затрат и принимать управленческие решения по снижению и экономии затрат. Увеличение доли непроизводственных расходов, как правило, приводит к снижению прибыли и эффективности производства в целом.
Данные о сумме производственных и непроизводственных расходов приводятся в финансовой отчетности: форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; а также в статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции организации».
По степени их прослеживания, т. е. возможности отнесения к конкретному объекту калькуляции себестоимости, затраты делятся на прямые и косвенные (не прямые) затраты.
Прямые затраты - это затраты, связанные с производством отдельных видов продукции, на себестоимость которых они могут быть непосредственно отнесены.
Следует различать прямые затраты на конкретную продукцию и прямые затраты на подразделения. Если затраты можно напрямую отнести на конкретную продукцию - это прямые затраты для данного продукта. Затраты, непосредственно связанные с подразделением предприятия, прямые затраты этого подразделения, но по отношению к конкретной продукции, выпускаемой в данном подразделении, они будут считаться как косвенные расходы.
Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость продукции в размере произведениях затрат. Эти затраты полностью переносят свою стоимость hi конкретную произведенную продукцию.
Основными статьями прямых затрат являются:
сырье и основные материалы;
покупные изделия и полуфабрикаты;
основная заработная плата производственных рабочих;
силовая электроэнергия.
Косвенные расходы, их еще называют накладными расходами, невозможно непосредственно отнести на конкретный вид продукции (если производят несколько видов продукции). Затраты, которые одновременно относятся к разным видам продукции (работ, услуг), называются затратами совместного или комплексного производства и входят в категорию косвенных затрат. Например, оплата труда работников цехового персонала (начальника цеха, обслуживающего персонала), коммунальных услуг, амортизация здания цехов и оборудования общего пользования и т. п.
Основными статьями косвенных расходов являются:
Затраты могут быть прямыми для подразделения, но при этом косвенными для продукции. Затраты на заработную плату начальника ремонтно-механического цеха являются прямыми для цеха, но косвенными для множества видов продукции, изготавливаемой в данном цехе.
Прямые затраты находят отражение непосредственно на счете «Основное производство», а косвенные расходы относятся на счет «Общепроизводственные расходы», а в конце месяца они списываются на счет «Основное производство», по видам изделий, путем применения соответствующего метода распределения затрат.
Руководство предприятий, изучая прямые и косвенные расходы, должно принимать управленческие решения по снижению себестоимости продукции, не ухудшая ее качества.
По функциональным изменениям затраты делятся на переменные и постоянные.
Переменные - это такие затраты, которые изменяются в целом и прямо пропорционально изменению объема производства или услуг. Например, расходы сырья и материалов, заработная плата производственных рабочих, расходы бензина на транспорт и т. п.
Постоянные - это затраты, которые остаются в целом неизменными, несмотря на изменения в объеме выпуска продукции и услуг. Например, административно-управленческие расходы, расходы на аренду, страхование и выплату налогов.
Деление затрат на переменные и постоянные необходимо для их планирования, анализа, а также определения маржинальной прибыли, точки безубыточности, расчета заданной прибыли и калькуляции себестоимости продукции.
В практике планирования, анализа и учета, затраты на производство и реализацию продукции группируются также по их элементам, основными статьями которых являются
сырье и материалы;
вспомогательные материалы;
топливо и электроэнергия со стороны;
амортизация основных средств;
фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала;
начисления на социальное страхование и социальное обеспечение;
• прочие денежные расходы.
Такая группировка затрат по их элементам позволяет определить структуру затрат на производство продукции, планировать объем по их видам, обеспечить бесперебойное снабжение необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
В зависимости от преобладания тех или иных элементов затрат различают трудоемкие, материалоемкие, энергоемкие и фондоемкие отрасли деятельности.
Трудоемкими считаются такие предприятия, где преобладают затраты на оплату труда. С внедрением в производство новейшего оборудования, с автоматизацией и компьютеризацией производства самые трудоемкие отрасли постепенно превращаются в фондоемкие, где высокая производительность труда.
Как было отмечено выше, затраты предприятий являются составной частью цены товаров. На их основе предприятия определяют уровень цены, по которой могут реализовывать свою продукцию и получать искомую прибыль. А для этого каждое предприятие должно составлять калькуляцию себестоимости выпускаемой продукции (работ и услуг). Основными статьями калькуляции себестоимости продукции являются:
• начисление на социальное страхование и социальное обеспечение по оплате труда производственных рабочих;
Как видно из приведенных выше статей, все статьи расходов, за исключением общепроизводственных и общезаводских расходов, относятся к прямым расходам. При планировании этих статей, как правило, используется нормативный метод. Общепроизводственные и общезаводские расходы относятся к комплексным расходам. Они распределяются на единицу продукции согласно установленной учетной политикой методике.
Сравнивая фактическую себестоимость продукции в целом и по их статьям с планом или прошлым годом, определяют абсолютное и относительное (экономию или перерасход) отклонение и выясняют их причины. Затем на основе факторного анализа принимаются управленческие решения по эффективному расходованию средств.
Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» все затраты предприятий и организаций подразделены на три группы:
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. К ним также относятся расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
В организациях, предметом деятельности которых являются и других виды деятельности (временное владение и пользование по договору аренды; предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и др. видов интеллектуальной собственности), расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
Расходы по обычным видам деятельности (согласно ПБУ 10/99) формируют:
расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
В соответствии с экономическим содержанием эти расходы сгруппированы по следующим элементам:
Для целей управления в бухгалтерском учете (управленческий учет) организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.
В элементе «Материальные затраты» отражаются расходы, связанные с приобретением со стороны сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива всех видов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), упаковки продукции, технологические цели. Затраты по работам и услугам производственного характера со стороны, связанным с доставкой материальных ресурсов. В эту группу также относятся потери от недостачи поступивших материалов в пределах норм естественной убыли.
В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсации женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также затраты по оплате труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.
В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, пенсионного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования, от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу «Затраты на оплату труда» (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются).
В элементе «Амортизация основных средств» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством
В элементе «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относятся налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, а также другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг).
Операционными расходами являются расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; расходы с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, товаров и продукции; проценты, уплачиваемые организацией за предоставленние ей в пользование денежных средств (процентов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обеспечение вложений в ценные бумаги и др.) и др.
Внереализационными расходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы списанных дебиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных к взысканию; курсовые разницы; суммы уценки активов; перечисленные средства (взносы, выплаты и т. д.), связанные с благотворительными и социальными мероприятиями.
Совместные предприятия, акционерные общества, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, наряду с годовой бухгалтерской отчетностью, сформированной с учетом ПБУ 10/99 и положения о составе затрат, применяемых в Российской Федерации, должны составлять годовую бухгалтерскую отчетность исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, и представлять ее организатору торговли на рынке ценных бумаг, инвестору и другим заинтересованным лицам по их требованию.
По международному стандарту все затраты группируются в четыре группы:
• затраты, включаемые в производственную себестоимость продукции;
Затраты, включаемые в производственную себестоимость продукции, совпадают с «Расходами по обычным видам деятельности», отраженными по ПБУ 10/99.
Расходы периода - это затраты и расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом, они объединены в следующие группы:
В связи с тем, что эти расходы не связаны непосредственно с выпуском продукции (работ, услуг), их иначе называют операционными расходами. Они не зависят от объема выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг), а более связаны со временем, продолжительностью хозяйственной деятельности. Эти расходы суммируются и списываются на себестоимость продукции в том отчетном периоде, в котором они возникли.
Расходы по финансовой деятельности - это такие расходы, которые не связаны с основной производственной деятельностью предприятия, а относятся к общехозяйственной, связанной с банковскими операциями, получением кредитов и займов, выпуском и реализацией ценных бумаг, с валютными операциями.
Чрезвычайные убытки - это, по международному стандарту, статьи необычных расходов, возникающих в результате событий или операций, выходящих за рамки обычной деятельности хозяйствующих субъектов, получение которых не ожидалось и не повторялось.
2. Показатели, характеризующие производственные затраты, и методы их анализа
Вышеприведенная классификация затрат, как было уже отмечено, используется руководством предприятия для планирования, анализа, правильности исчисления и уплаты налогов, а также управления затратами с целью их эффективного расходования, увеличения объема выпуска и реализации продукции, улучшения ее качества. Однако наряду с этим для правильного и умелого руководства затратами необходимо знать и использовать показатели, их характеризующие. К ним относятся:
• абсолютное и относительное отклонения затрат по сравнению с данными бизнес-плана и базисного периода.
Сумма производственных затрат характеризует произведенные затраты в денежном измерении за определенный период в целом по предприятию, по подразделениям, отдельным видам продукции (работ, услуг), за определенный период времени. На их основе можно определить объем произведенных затрат, их динамику за ряд лет и дать количественную оценку их изменения.
Этот показатель необходим менеджерам для планирования затрат по их видам и в целом, а также выделения денежных средств по приобретению необходимых товарно-материальных запасов и затрат трудовых и финансовых ресурсов.
Структура затрат определяется долей отдельных видов затрат в общей их сумме. На их основе можно определить трудоемкость, материалоемкость предприятия, где используется значительный объем сырья и материалов, где высокий уровень механизации и автоматизации труда. Изучая изменение структуры затрат, можно принять управленческие решения по дальнейшему улучшению структуры производимых затрат и повышению их эффективности.
Данные для определения структуры затрат берутся из финансовой отчетности, форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», а также статистической отчетности «Отчет о производственных затратах».
Покажем методику расчета структуры затрат на примере ОАО «Вымпел» за 2000 год, по сравнению с прошлым годом (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Структура затрат ОАО «Вымпел» за 2011 год по сравнению с прошлым годом (сумма - в тыс. руб., уд. вес. - в % к итогу)
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | Отклонение |
| сумма | Уд. вес | сумма | Уд. вес | сумма | Уд. вес |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 6947 | 60,1 | 11427 | 66,9 | 4480 | 6,8 |
Коммерческие расходы | 40 | 0,3 | 43 | 0,2 | 3 | -0,1 |
Управленческие расходы | 1616 | 14,0 | 1425 | 8,3 | -191 | -5,7 |
Операционные расходы | 1200 | 10,4 | 1995 | 11,7 | -795 | 1,3 |
Внереализационные расходы | 821 | 7,1 | 102 | 0,6 | -719 | -6,5 |
Налог на прибыль и иные аналогичные, обязательные платежи | 943 | 8,1 | 2095 | 12,3 | 1152 | 4,2 |
Чрезвычайные расходы | | | | | | |
Всего | 11567 | 100 | 17087 | 100 | 5520 | - |
На основании таблицы 2.1 видно, что общая сумма затрат за год увеличилась на 5520 тыс. руб. В общей сумме затрат возросла доля производственной себестоимости реализованной продукции на 6,8 % и составила 66,9 %, снижена доля управленческих расходов на 5,7 % и составила 8,3 % всех расходов. Значительную долю всех расходов составляют операционные расходы -11,7 % и уплаченные налоги на прибыль - 12,3 %. За отчетный период возросла также и сумма по этим расходам. В целом структура затрат за отчетный период улучшилась, так как возросла доля затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
Уровень затрат - это доля затрат на один рубль готовой, товарной или реализованной продукции. Он рассчитывается для определения эффективности затрат, их динамики и для расчета относительного отклонения (экономии или перерасхода) затрат. Уровень затрат () определяется как отношение затрат от основной деятельности () к выручке от реализации продукции (), т. е. по формуле:
Данные для расчета уровня производственных затрат берутся из финансовой отчетности, форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Для изучения уровня затрат по их видам составляется следующая таблица (табл. 9.2).
На основании таблицы 2.2 делаются выводы об изменении уровня затрат, т. е. изменении эффективности произведенных расходов. Уменьшение уровня затрат указывает на снижение затрат, приходящихся на один рубль реализованной продукции, т. е. экономии средств по производству и реализации товаров, работ, услуг.
В нашем примере уровень затрат по основной деятельности предприятия по сравнению с прошлым годом снизился на 7,9 % к сумме реализованной продукции, т. е. на каждый рубль реализованной продукции по сравнению с прошлым годом предприятие имеет экономию на 7,9 копейки, а по внереализационным расходам - 7,7 копейки. Это увеличило сумму прибыли и уровень рентабельности. Налог на прибыль и иные аналогичные, обязательные платежи, по сравнению с прошлым годом, возросли не только в сумме, но и на каждый рубль реализованной продукции, что снизило рентабельность предприятия на 3,3 % к сумме реализованной продукции.
Таким образом, уровень затрат является качественным показателем, характеризующим эффективность затрат предприятия.
Таблица 2.2
Уровень затрат хозяйственной деятельности ОАО «Вымпел» за 2011 год по сравнению с прошлым годом (сумма - в тыс. руб., уровень - в % к сумме реализации)
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | Отклонение |
| сумма | уровень | сумма | уровень | сумма | уровень |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 6947 | 69,8 | 11427 | 69,6 | 4480 | -0,2 |
Коммерческие расходы | 40 | 0,4 | 43 | 0,3 | 3 | -0,1 |
Управленческие расходы | 1616 | 16,2 | 1425 | 8,7 | -191 | -7,6 |
Итого расходы от основной деятельности | 8603 | 86,4 | 12895 | 78,6 | 4292 | -7,9 |
Операционные расходы | 1200 | 12,1 | 1995 | 12,1 | -795 | - |
Внереализационные расходы | 821 | 8,3 | 102 | 0,6 | -719 | -7,7 |
Налог на прибыль и иные аналогичные, обязательные платежи | 943 | 9,5 | 2095 | 12,8 | 1152 | 3,3 |
Чрезвычайные расходы | | - | | - | - | - |
Выручка от продажи товаров, работ, услуг | 9951 | | 16428 | | 6477 | |
Динамика затрат характеризует изменение суммы и уровня затрат по сравнению с прошлым и базисным периодом. Она определяется такими показателями, как абсолютное и относительное отклонение, темпы роста и прироста.
Пример. Производственная себестоимость реализованной продукции в 2001 году составила 6 947 тыс. руб., а в 2002 году -11427 тыс. руб. Абсолютный прирост затрат составляет 4480 тыс. руб. (11427 - 6947), темп роста - 164,5% (11427 : 6947 х 100), темп прироста 64,5 % (164,5 - 100), абсолютное значение 1,0 % прироста составляет 69,5 тыс. руб., т. е. увеличение или уменьшение производственных затрат на 1,0 % по сравнению с прошлым годом дает изменение затрат на 69,5 тыс. руб.
Показатели динамики затрат служат аналитикам и аудиторам основой для выводов и рекомендаций, менеджерам - для принятия управленческих решений по снижению и экономному расходованию средств.
При изучении динамики затрат необходимо сравнивать темпы изменения затрат, чистой выручки и общей суммы доходов. Превышение темпа роста доходов над расходами указывает на увеличение прибыли и рентабельности, т. е. эффективности работы предприятия.
Абсолютное отклонение затрат рассчитывается как разность между фактическими затратами с данными бизнес-плана или базисного периода. На основании этого показателя делается вывод о количественном изменении произведенных затрат, например, на какую сумму увеличились затраты в целом или по отдельным их видам.
3. Расчет факторов, влияющих на себестоимость
Для качественной характеристики изменения затрат необходимо рассчитать их относительное отклонение, т. е. экономию или перерасход по затратам в сравнении с базисным периодом или бизнес-планом.
Относительное отклонение рассчитывается определением уровня производственной себестоимости.
Для определения экономии или перерасхода по затратам, то есть относительного отклонения затрат, необходимо разницу между фактическим и базисным уровнями затрат умножить на фактическую сумму реализованной продукции, по формуле:
∆Зат.осн деят = (Ур.зат.факт— Урзат.баз) Х Реал.прод.факт.,
где: ∆Зат.осн деят - относительное отклонение затрат (экономия, перерасход);
Урзат.факт. - фактический уровень затрат;
Урзат.баз- - базисный уровень затрат;
Реал.прод.факт. - фактическая сумма реализованной продукции за отчетный период.
Покажем этот расчет на конкретном примере ОАО «Вымпел» (табл. 3.1).
Расчет экономии (перерасхода) производственной себестоимости реализованной продукции (сумма - в тыс. руб.)
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | Отклонение |
Чистая (нетто) выручка от реализации продукции | 9951 | 16428 | 6477 |
Производственная себестоимость реализованной продукции | 6947 | 11427 | 4480 |
Затраты на 1 рубль реализованной продукции (уровень производственных затрат), в коп. | 69,8 | 69,6 | -0,6 |
Экономия (-), перерасход (+) производственных затрат | | | -9,9 |
Данные таблицы 9.3 показывают, что в результате снижения затрат на один рубль реализованной продукции ОАО «Вымпел» в 2002 году по сравнению с прошлым годом имеет экономию затрат на сумму 9,9 тыс. руб. (-0,6 х 16428).
В дальнейшем необходимо изучить и рассчитать влияние внутренних и внешних факторов на размер затрат предприятия. К основным факторам, влияющим на сумму и уровень затрат предприятия, относятся:
• количественный и качественный состав производственных работников и управленческого персонала;
• эффективность использования основных средств и нематериальных активов;
• эффективность использования оборотных средств;
• организация расчетно-платежной дисциплины и своевременное и качественное составление контрактов с покупателями и поставщиками.
Каждый из этих факторов влияет на те или иные затраты, имеет свою методику расчета. Руководители предприятий, аналитики и аудиторы при изучении и анализе затрат должны уметь рассчитать влияние этих факторов, проанализировать каждый
фактор в отдельности и на их основе выявить резервы снижения и экономного расходования средств, разработать конкретные рекомендации по принятию управленческих решений по эффективности затрат.
Рассмотрим методику расчета влияния факторов на сумму затрат от основной деятельности (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Расчет влияния на сумму затрат ОАО «Вымпел» за 2011 год по сравнению с прошлым годом, изменения объема реализации и уровня затрат (сумма - в тыс. руб.)
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | Отклонение | В т. ч. за счет изменения |
| | | | реализации | уровня затрат |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 9951 | 16428 | 6477 | X | X |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг Сумма Уровень, в % к сумме выручки | 6947 69,812 | 11427 69,558 | 4480 - 0,254 | 4522 | -42 |
Коммерческие расходы Сумма Уровень, в % к сумме выручки | 40 0,402 | 43 0,262 | 3 -0,140 | 26 | -23 |
Управленческие расходы | 1616 | 1425 | -191 | _ | -191 |
Итого расходы от основной деятельности | 8603 | 12895 | 4292 | 4548 | -256 |
Операционные расходы | 1200 | 1995 | +795 | | +795 |
Внереализационные расходы | 821 | 102 | -719 | | -719 |
Чрезвычайные расходы | - | - | — | _ | |
Всего расходы | 10624 | 14992 | 4368 | 4548 | -180 |
Для расчета данные следует взять из финансовой отчетности формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». При этом необходимо учесть деление затрат на переменные и условно-постоянные. К переменным затратам следует отнести «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» и «Коммерческие расходы». К постоянным расходам (не зависящим от объема производства и реализации продукции) относятся: «Управленческие расходы», «Операционные расходы», «Внереализационные расходы» и «Чрезвычайные расходы».
Переменные статьи затрат, как было отмечено выше, зависят от объема произведенной и реализованной продукции и изменяются пропорционально их изменению. Поэтому, чтобы определить влияние на сумму переменных статей изменения объема реализованной продукции, необходимо отклонение суммы реализации товаров умножить на базисный уровень себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Расчет производится по формуле:
Данные таблицы 9.4 показывают, что ОАО «Вымпел» по статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» в 2002 году израсходовало средств, по сравнению с прошлым годом, больше на 4480 тыс. руб. В результате увеличения объема реализации продукции, затраты возросли на 4522 тыс. руб. (6477 х 69,812:100). Другие факторы способствовали снижению производственных затрат, которые отразились на их уровне.
Для определения влияния изменения уровня затрат (других факторов) необходимо фактическую сумму реализованной продукции за отчетный период умножить на разность уровней производственных затрат отчетного и прошлого годов
В ОАО «Вымпел», в результате снижения уровня производственных затрат их сумма уменьшилась на 42 тыс. руб. (16428 х (69,558 - 69,812) : 100). Таким образом, себестоимость проданных товаров, отчетного года по сравнению с прошлым годом увеличилась на 4480 тыс. руб. (абсолютное отклонение). Это произошло за счет:
увеличения объема производства и реализации продукции, что увеличило расходы на 4522 тыс. руб.;
сокращения уровня (экономии) расходов, что уменьшило затраты на 42 тыс. руб.
Таким образом, влияние этих двух факторов дает общее отклонение производственных затрат отчетного года по сравнению с прошлым годом:
4480 тыс. руб. = 4522 тыс. руб. - 42 тыс. руб.
Такой же расчет производится по статье «Коммерческие расходы».
На расходы, относящиеся к группе «постоянные», объем реализации продукции не оказывает влияние. Поэтому на изменение суммы затрат по ним оказывают влияние такие факторы, как: режим экономии, изменение цен на сырье и материалы, тарифов за услуги, изменение окладов управленческого и обслуживающего персонала и т. п. Их отклонение по сравнению с прошлым (базисным) периодом прямо отражается на сумме затрат предприятия.
Таким образом, на общую сумму увеличения расходов предприятия, по сравнению с прошлым годом в размере 5520 тыс. руб., оказали влияние:
рост объема выпуска и реализации продукции увеличил сумму затрат на 4548 тыс. руб. (4522 + 26);
снижение уровня себестоимости проданных товаров уменьшило сумму затрат на 42 тыс. руб.;
экономия по коммерческим расходам снизила затраты на 23 тыс. руб.;
снижение управленческих расходов уменьшило общие затраты на 191 тыс. руб.;
увеличение операционных расходов способствовало росту затрат на 795 тыс. руб.;
снижение внереализационных расходов уменьшило затраты на 719 тыс. руб.
В дальнейшем необходимо изучить каждый из этих факторов, выявить причины и возможности дальнейшего снижения и экономного расходования средств и разработать по ним конкретные рекомендации и принять управленческие решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНОКОВ.
Абдукаримов И.Т., Абдукаримова Л.Г., Смагина В.В., Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. Тамбов. ТРО ВЭО России, Изд-во ТГУ им. Державина, 2005г.
Ковалев В.В. Финансовый анализ. М: Финансы и статистика, 2008 год
Савицкая Г.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия, Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007г.
Чуев И.Н. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Учеб. пособие – 2006г.
Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. М.- ИНФРА –М, 2008 г.
Приложение 1
Отчет о прибылях и убытках за 2011 год
Наименование показателей | За отчетный период | За аналогичный период прошлого года |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | | |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 16428 | 9951 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 11427 | 6947 |
Валовая прибыль (010 - 020) | 5001 | 3004 |
Коммерческие расходы | 43 | 40 |
Управленческие расходы | 1425 | |
Прибыль (убыток) от продаж (010 - 020 - 030 - 040) | 3533 | 1348 |
Операционные доходы и расходы | | |
Проценты к получению | 9 | 14 |
Проценты к уплате | 1650 | 950 |
Доходы от участия в других организациях | 30 | -- |
Прочие операционные доходы | 2994 | 1743 |
Прочие операционные расходы | 345 | 250 |
Внереализационные доходы и расходы | | 1057 |
Внереализационные доходы | 387 | |
Внереализационные расходы | 102 | 821 |
Прибыль (убыток) до налогообложения (050 + 060 -070 + 080 + 090 - 100 + 120 - 130) | 4856 | 2141 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи | 2095 | 943 |
Прибыль (убыток) от обычной деятельности | 2761 | 1198 |
Чрезвычайные доходы и расходы | | |
Чрезвычайные доходы | - | _ |
Чрезвычайные расходы | - | _ |
Чистая прибыль | 2761 | 1198 |
28