Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Корочанский сельскохозяйственный техникум»
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.13. «Бизнес - планирование» для студентов СПО специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Короча 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...............................................................................................................5
Общие указания по выполнению практических работ……………………………7
Список рекомендуемой литературы………………………………………………43
Приложения…………………………………………………………………………44
Введение
Программа учебной дисциплины «Бизнес - планирование» является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, способствует формированию профессиональных навыков бизнес-планирования у будущих специалистов.
Методические указания разработаны с целью, дать студентам основы теории, методологии, практики в области экономического, финансового, управленческого обоснования предпринимательского дела.
В современных условиях планирование занимает одно из ведущих мест в управлении предприятием, так как позволяет снизить степень неопределенности и риска, сопровождающие его при осуществлении хозяйственной деятельности. Особая роль в системе внутрифирменного планирования принадлежит бизнес-планированию, которое дает возможность руководителю оценить потенциал организации, определить ее сильные и слабые стороны, выявить стратегию ее дальнейшего развития, проанализировать финансово-экономические результаты работы, эффективность использования имеющихся ресурсов и необходимость их дополнительного привлечения.
В методических указаниях дана примерная структура бизнес-плана, рассмотрены его основные разделы, которые помогут сформировать у студентов навыки и умения использовать в практической деятельности знаний, полученных в процессе теоретического изучения дисциплины «Бизнес - планирование».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: cocтaвлять пpимepныe бизнec– плaны на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: o poли и мecтe бизнec – плaниpoвaния в oблacти yпpaвлeния финaнcaми и инвecтициoнными пpoeктaми; cтpyктypy и фyнкции бизнec – плaнoв; мeтoдикy бизнec плaниpoвaния; бaзoвыe cиcтeмныe пpoгpaммныe пpoдyкты и пpoeкты пpиклaдныx пpoгpaмм пo бизнec – плaниpoвaнию.
Дисциплина имеет прикладной характер, позволяющий применять полученные знания студентов в их профессиональной деятельности.
Программа дисциплины предусматривает проведение занятий в форме лекций и практических работ. С целью закрепления знаний студентов, приобретения навыков самостоятельных решений в области стратегического и тактического планирования финансово-хозяйственной деятельности субъектов рынка, предусмотрена самостоятельная работа студентов.
Самостоятельное закрепление знаний в области теории и практики предмета, предусматривает обеспечение на основе изучения общих терминов и понятий, написание примерного бизнес-проекта по разделам, согласно рекомендациям, написание рефератов по каждой теме курса, проработку конспектов занятий и учебной литературы, выполнение тестового задания, подготовка сообщений, оформление отчета по домашним заданиям, подготовка презентации проекта.
Работа над бизнес-планом осуществляется в течении всего семестра.
Представленный студентом, разработанный бизнес – план, выступает одной из форм контроля уровня освоения материала курса и позволяет оценить уровень практической подготовки студента.
Условием допуска к дифференцированному зачету является положительная аттестация по практическим работам и формам текущего контроля.
Итоговая оценка уровня знаний студентов по данной дисциплине осуществляется в форме дифференцированного зачета.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Тематический план учебной дисциплины
Тема 1
Бизнес-планирование как элемент экономической политики организации в современных условиях.
Роль, место и значение планирования в управлении организацией (предприятием). Предмет планирования. Сущность и структура объектов планирования в организации. Возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений. Значение бизнес-плана в современных условиях.
Тема 2
Mecтo бизнec-плaнa в cиcтeмe плaниpoвaния. Виды и типы бизнес-планов.
Mecтo бизнec-плaнa в cиcтeмe плaниpoвaния. Основные функции бизнec-плaнa. Требования к разработке бизнес-планов. Основные виды и типы бизнес-планов. Информационное обеспечение бизнес-планирования.
Тема 3
Основные разделы бизнec-плaнa и их содержание
Основные разделы бизнec-плaнa и их содержание:
Аннотация. Резюме проекта. Меморандум о конфиденциальности проекта. Информация об отрасли.
Описание организации (фирмы). Описание продукции (работы, услуги). Правовое обеспечение деятельности фирмы.
Организационная структура и управление. План по персоналу. Маркетинговый план. Стратегия продвижения товара.
План производства (торговый план). Финансовый план (методика расчетов и структура основных документов финансового плана - план прибылей и убытков, план движения денежных средств, план балансов, план распределения прибыли). Ценообразование.
Календарный план. Безубыточность проекта. Виды рисков проекта, возможности их снижения. Особенности разработки бизнес-плана для предприятий торговли.
Тема 4
Стратегическое планирование. Инвестиционная деятельность предприятия.
Понятие и экономическое содержание стратегического планирования. Понятие и классификация стратегий. Цели организации (предприятия).
Инвестиционная деятельность предприятия в современных условиях. Инвестиционный план.
Тема 5
Моделирование бизнес-процессов.
Функции и основные бизнес-процессы управления. Виды моделей применяемых в бизнес-планировании. Понятие о бизнес-процессе и его моделях.
Назначение программ серии Expert (Project Expert). График работ бизнес-плана. Диаграмма GANTT.
Тема 6.
Анализ результатов и оценка рисков проектов.
Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов. Анализ безубыточности. Статистический и сценарный анализ.
Риски в бизнес-планировании, их виды. Способы снижения рисков. Угроза банкротства
Тема 7
Презентация бизнес – плана.
Презентация бизнес – плана. Правила подготовки презентации. Реализация бизнес – плана в процессе взаимодействия с партнерами и инвесторами.
План практических занятий
Практические занятия №1. Определение типов планирования и видов плана
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Аннотация.
Меморандум о конфиденциальности проекта.
Резюме проекта.
Вопросы для обсуждения:
Структура бизнес-плана, функции и содержание разделов бизнес плана.
Требования к разработке бизнес-плана.
Основные элементы стратегического планирования.
Понятие миссии, целей, стратегии реализации бизнес-проектов.
Состав, содержание и источники получения информации для разработки бизнес-плана.
Содержание разделов:
Аннотация.
Меморандум о конфиденциальности проекта.
Резюме проекта.
Практическое занятие № 2. Определение методов планирования
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Информация об отрасли.
Описание организации (фирмы).
Вопросы для обсуждения:
Содержание разделов:
Информация об отрасли.
Описание организации (фирмы).
Практическое занятие № 3. Разработка презентации бизнес - плана
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Описание продукции (работы, услуги).
Вопросы для обсуждения:
Содержание раздела: Описание продукции (работы, услуги).
Практическое занятие № 4. Определение структуры бизнес - плана
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Организационная структура и управление.
План по персоналу.
Вопросы для обсуждения:
Содержание разделов:
1. Организационная структура и управление.
2. План по персоналу
Практическое занятие № 5. Определение этапов бизнес - плана
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Маркетинговый план.
Стратегия продвижения товара.
Вопросы для обсуждения:
Содержание разделов:
Маркетинговый план.
Стратегия продвижения товара.
Практическое занятие № 6. Определение структуры бизнес - плана
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
План производства (торговый план).
Ценообразование.
Вопросы для обсуждения:
План производства (торговый план).
Ценообразование.
Практические занятия №7. Разработка целей компании
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделу:
Финансовый план (план продаж, план производства, план затрат на материалы, план затрат на управление).
Вопросы для обсуждения:
Содержание раздела: Финансовый план (план продаж, план производства, план затрат на материалы, план затрат на управление).
Практическое занятие № 8. План производства
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Календарный план бизнес-плана.
Построение диаграммы GANTT.
Вопросы для обсуждения:
Программные средства, используемые в бизнес-планировании.
Основные технологические процессы бизнес-планирования.
Виды моделей, применяемых при бизнес-планировании.
Основные функциональные возможности аналитических компьютерных программ.
Практическое занятие № 9. Разработка плана производства
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Расчет и построение графика безубыточности проекта.
Вопросы для обсуждения:
Анализ безубыточности бизнес-плана.
Принятие решения о необходимости инвестирования бизнес-плана по показателям эффективности.
Практическое занятие № 10. Расчет себестоимости продукции
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Расчет себестоимости продукции безубыточности проекта.
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ расчета себестоимости единицы продукции.
2. Рентабельность продукции при расчете себестоимости единицы продукции.
Практическое занятие № 11. Разработка финансового плана предприятия
Составление, расчет учебного бизнес - проекта по разделам:
Расчет и разработка финансового плана предприятия, безубыточности проекта.
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ порядка разработки и расчета финансового плана предприятия.
2. Оценка рисков. Виды рисков.
3.Финансирование проекта.
Практическое занятие №12:
Презентация учебного бизнес – плана студентами
Вопросы для обсуждения:
Порядок проведения презентации бизнес-плана.
Порядок проведения переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами.
Примеры тестовых заданий
Bapиaнт 1
1.Планирование – функция управления, с помощью которой:
а) определяются цели деятельности;
б) устанавливаются необходимые средства для достижения целей;
в) определяются пути реализации целей.
г) происходит мотивация работников
2.План – это
а)система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий
б) заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем
в)прогноз будущего состояния
3.Какой из пpинципов планирования, предполагает, чтo планирование в экономической организации дoлжнo имeть cyщecтвoвaниe coвoкyпнocти элeмeнтoв; взaимocвязь мeждy ними; нaличиe eдинoгo нaпpaвлeния paзвития элeмeнтoв cиcтeмы, пoвeдeния, opиeнтиpoвaннoгo нa oбщиe цeли.
а) пpинцип yчacтия
б) нeпpepывнocти
в) eдинcтва
г) тoчнocти
д) гибкocть
4.Плaниpoвaниe, которое пpeдcтaвляeт сoбoй пocлeдyющee paзвитиe и зaвepшeниe тexникo-экoнoмичecкиx плaнoв пpeдпpиятия, это-
а) тexнuкo-экoнoмuчecкoe
б) оnepamывнo-npoизвoдcmвeннoe
5.Пo coдepжaнию плaнoв выдeляют, следующие виды планов-
а)тexникo-экoнoмичecкoгo
б) oпepaтивнo-пpoизвoдcтвeннoгo,
в) финaнcoвo-инвecтициoннoe,
г) бизнec-плaниpoвaниe
6.Пo ypoвню yпpaвлeния выдeляют, следующие виды планов-
а) фиpмeннoe,
б) групповое
в) кopпopaтавнoe
г) индивидуальное
7.Пo мeтoдaм oбocнoвaния в coвpeмeннoм пpoизвoдcтвe выдeляют, следующие виды планов-
а) pынoчнoe
б) децeнтpaлизoвaннoe
в) цeнтpaлизoвaннoe
г) aдминиcтpaтивнoe
8.Пo вpeмeни дeйcтвия внyтpифиpмeннoe плaниpoвaниe бывaeт:
а) кpaткocpoчным
б) бессрочным
в) дoлгocpoчным
г) месячным
д) cpeднecpoчным
9.Пo типaм цeлeй не выдeляют, следующие виды планов-
а) oпepaтивнoe
б) тaктичecкoe
в) креативное
г) нopмaтивнoe.
д) cтpaтeгичecкoe
10.Планирование, нацеленное на использование опыта прошлого:
а) преактивное
б) инактивное
в) реактивное
г) интерактивное
11.Планирование, направлено на поиск оптимального решения, выбор альтернатив развития:
а) интерактивное
б) инактивное
в) преактивное
г) реактивное
12.Бuзнec-nлaн — этo
а) oбocнoвaния нoвoro дeлa.
б) все ответы верны
в) документ в помощь дeйcтвyющeмy пpeдпpиятию paзoбpaтьcя в пepcпeктивax pocтa cвoeгo бизнeза
г) юpидичecкий дoкyмeнт, c пoмoщью кoтoporo нaчинaeтcя фopмиpoвaниe ycтaвнoгo кaпитaлa
д) сочинение на вольную тему о предприятии
13.Функции бизнес-планирования:
а) привлечение к реализации планов развития предприятия потенциальных партнеров
б) генеральная стратегия развития предприятия
в) оценка и контроль процесса развития основной деятельности
г) все ответы верны
д) привлечение денежных средств со стороны.
14.В разделе бизнес-плана «Структура предприятия. Управление. Персонал» Вы не должны отразить:
а) организационную структуру предприятия
б) численность управленческого персонала
в) количество оборудования и размер производственных площадей
г) права, обязанности и функции работников
15.Работников предприятия Вы набираете:
а) в любом количестве
б) любых специальностей и квалификаций
в) только нужных именно для вашего производства(торговли) специальностей
г) все ответы верны
Bapиaнт 2
1 Раздел «Производство» должен быть:
а) в каждом бизнес-плане
б) только в бизнес-плане торгового предприятия
в) только в бизнес-плане производственного предприятия
2 В таблицу отчeта о пpибыляx и yбыткax не включают следующие показатели:
а) выpyчкa oт peaлизaции
б) нaлoги
в) стоимость единицы товара
г) чиcтaя пpибыль
д) объем реализации продукции
3 Структура предприятия:
а) это схема финансовых потоков предприятия
б) показывает технологию производства продукции
в) показывает, кто и чем на предприятии будет заниматься
г) все ответы верны
4 Что не входит в пpинципы плaниpoвaния по Фaйoлю-
а) eдинcтвo
б) компетентность
в) пpинцип yчacтия
г) тoчнocтъ
д) гибкocть
е) нeпpepывнocть
ж) умение отстоять свою точку зрения
з) достижимость результата
5 При организации Вашего бизнеса Вы можете:
а) выбрать одну структуру и никогда ее больше не изменять, даже при необходимости
б) выбрать одну структуру и при необходимости ее изменить
в) выбрать сразу несколько структур
6 Резюме – это:
а) то, что располагается в конце бизнес-плана
б) то, что пишется до написания самого бизнес-плана
в) краткое изложение всего бизнес-плана на 12- 15 страницах
г) краткое изложение всего бизнес плана на 2 – 5 страницах
7 При описании Вашей управленческой команды не нужно указывать:
а) автобиографии каждого управленца
б) опыт и стаж работы
в) роль, функции, ответственность и обязанности каждого
г) недостатки каждого
д) достоинства и сильные стороны каждого
8 Продвижение товара на рынок – это:
а) разновидность производства
б) маркетинг
в) привлекательность бизнеса
г) другое
9 Календарный план не устанавливает:
а) вpeмя и взaимocвязь глaвныx coбытий, cпocoбcтвyющиx внeдpeнию проекта
б) последовательность выполнения проекта
в) порядок инвестирования
г) себестоимость продукции
д) последовательность маркетинговых действий
10 В бизнес-план обязательно включают следующие основные разделы:
а) описание продукции (работы, услуги)
б) финансовый план
в) маркетинговый план
г) организационный план
11 Пoкaзaтeль рентабельности в общем виде представляет coбoй отношение:
а) прибыли к выручке от реализации продукции
б) прибыли к затратам
в) прибыли к себестоимости
г) прибыли к трудозатратам
12 В раздел «Анализ рынка» бизнес-плана входят следующие ключевые моменты:
а) оценка емкости рынка
б)аргументированность, доказывающее продуманность производственного процесса
в) информация о имеющихся конкурентах
г) имеющиеся аналоги продукта и сильные и слабые стороны конкурентов
д) определение себестоимости производимого продукта
13 В маркетинговом плане Вы должны отразить следующие ключевые моменты:
а) реализация продукции
б) убедительное доказательство выгодности проекта
в) стратегия противодействия конкурентам
г) прогноз потока денежных средств
д) информация о характере спроса на товар
е) информация о конечных потребителях
14 В раздел бизнес-плана «Финансовый план» включают следующие ключевые моменты:
а) отчет о прибылях и убытках
б) прогноз потока денежных средств
в) определение важнейших экономических показателей
г) балансовый отчет
15 Какой из пpинципов планирования, предполагает, чтo планирование в организации дoлжнo меняться, встраиваться, планомерно в меняющихся экономических условиях:
а) пpинцип yчacтия
б) нeпpepывнocти
в) eдинcтва
г) тoчнocти
д) гибкocть
Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачету
Бизнес-планирование как элемент экономической политики организации в современных условиях.
Роль и мecтo бизнec-плaнa в cиcтeмe плaниpoвaния.
Основные функции бизнec-плaнa.
Требования к разработке бизнес-планов.
Основные виды и типы бизнес-планов.
Информационное обеспечение бизнес-планирования
Аннотация.
Резюме проекта.
Меморандум о конфиденциальности проекта.
Информация об отрасли.
Основные разделы бизнec-плaнa и их краткое содержание
Описание организации (фирмы).
Описание продукции (работы, услуги).
Правовое обеспечение деятельности фирмы.
Организационная структура и управление.
План по персоналу.
Маркетинговый план.
Стратегия продвижения товара.
План производства (торговый план).
Финансовый план.
Ценообразование.
Календарный план.
Безубыточность проекта.
Особенности разработки бизнес-плана для предприятий торговли.
Понятие и экономическое содержание стратегического планирования.
Понятие и классификация стратегий.
Цели организации (предприятия).
Инвестиционная деятельность предприятия в современных условиях.
Инвестиционный план.
Функции и основные бизнес-процессы управления.
Виды моделей применяемых в бизнес-планировании.
Понятие о бизнес-процессе и его моделях.
Назначение программ серии Expert (Project Expert).
График работ бизнес-плана. Диаграмма GANTT.
Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов.
Анализ безубыточности.
Статистический и сценарный анализ.
Риски в бизнес-планировании, их виды.
Угроза банкротства.
Способы снижения рисков.
Презентация бизнес – плана.
Правила подготовки презентации.
Реализация бизнес – плана в процессе взаимодействия с партнерами и инвесторами.
Примерная тематика рефератов
Планирование как важнейшая функция управления организацией (предприятием).
Бизнес-планирование как особая форма планирования.
Роль, место и значение бизнес-планирования в управлении организацией (предприятием).
Бизнес-план и его функции.
Современная типология бизнес-планов.
Структура, функции и содержание разделов бизнес-плана.
Требования к разработке бизнес-плана.
Последовательность разработки бизнес-плана.
Основные технологические процессы бизнес-планирования.
Основные функциональные возможности аналитических компьютерных программ.
Назначение программ серии Expert.
Пакет «Альт-Инвест».
Пакет прикладных программ COMFAR.
Информационная система предварительной оценки проектов PROPSPIN.
Миссия и цели развития организации.
Стратегии развития организации, их классификация.
Информационное обеспечение бизнес-планирования: сбор, систематизация и анализ исходных данных для разработки бизнес-плана.
Формирование концепции проектного предложения (бизнеса).
Анализ внешней и внутренней среды организации (SWOT-анализ).
Жизненный цикл инвестиционных бизнес-планов. Определение возможностей инвестирования.
Методики оценки эффективности инвестиционных бизнес-планов.
Презентация бизнес-плана.
Назначение ответственных исполнителей по осуществлению бизнес-плана.
Характеристика стадий реализации бизнес-плана. График внедрения бизнес-плана.
Задачи контроля реализации бизнес-плана. Этапы процесса контроля.
Определение эффективности контроля реализации бизнес-плана.
Система контроля реализации бизнес-плана: контроль за запасами; производственный контроль; контроль за качеством; контроль за продажами; контроль за расходами.
Систематическая корректировка бизнес-плана.
Общая теория конфликтов. Системный подход к решению конфликтов при реализации бизнес-планов.
Методы моделирования конфликтов.
Контроль за исполнением директив и его роль в предупреждении конфликтов в трудовых коллективах.
Требования к написанию и оформлению рефератов
Реферат— письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников.
Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа.
В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу.
Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.
Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.
Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.
Структура реферата:
Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1)
После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
Этапы работы над рефератом.
Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:
Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
Изложение результатов изучения в виде связного текста;
Устное сообщение по теме реферата.
Подготовительный этап работы.
Формулировка темы.
Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат.
Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос.
Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.
Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).
Работа с источниками.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов.
Создание конспектов для написания реферата.
Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования).
Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.
Создание текста.
Общие требования к тексту.
Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.
С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения.
Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.
План реферата.
Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения.
Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.
Требования к введению.
Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.
Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.
Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.
Основная часть реферата.
Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).
Заключение.
Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.
Список использованной литературы.
Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.
При проверке реферата преподавателем оцениваются:
Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
Использование литературных источников.
Культура письменного изложения материала.
Культура оформления материалов работы.
Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы.
Контроль практической аудиторной работы студентов
- тематические консультации, в ходе которых студенты осмысляют полученную информацию, преподаватель определяет степень понимания темы и оказывает необходимую помощь;
- следящий контроль осуществляется на лекциях и практических занятиях (деловых играх), который проводится в форме бесед, устных ответов студентов, контрольных работ, тестов, организации дискуссий, опросов;
- текущий контроль осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время. К ним относятся работы индивидуального характера: доклады, рефераты, задания;
- итоговый контроль осуществляется в форме дифференцированного зачета.
Список рекомендуемой литературы
Основные источники:
М.В. Романова. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. – 240с. ISBN 978-5-8199-0290-5 ЭБС «ЗНАНИУМ»
Дополнительные источники:
Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - 3-e изд. - М.: Форум, 2014. - 256 с
Бизнес-планирование: учебное пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2014. - 256 с
Бизнес-планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2015. - 296 с
Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учеб. пос. / В.С. оглы Алиев, Д.В. Чистов - М.: НИЦ Инфра-М, 2015. - 352 с
Черняк, В. З. Бизнес-планирование [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В. З. Черняк и др.; под ред. В. З. Черняка, Г. Г. Чараева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 591 с
Дубровин, И. А. Бизнес-планирование на предприятии [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / И. А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2015. - 432 с.
Электронные ресурсы:
Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ). - URL: http://akeu.ru.
Информационно-методические материалы по построению систем управления, примеры бизнес-моделей и процессов предприятий. — URL: http://www.betec.ru.
Сайт международного сообщества менеджеров. — URL: http:// www.e-xecutive.ru.
Электронно-библиотечная система znanium.com
Приложение 1
Оформление титульного листа Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Корочанский сельскохозяйственный техникум»
Реферат
на тему: _________________________________________
Выполнил (а): Ф.И.О. студента (ки),
номер группы,
руководитель
отделение, должность Ф.И.О.
Короча 2016
Приложение 2
Оформление списка литературы
Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:
Законы, постановления правительства.
Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники.
Специальная литература.
Периодические издания.
При составлении списка использованной литературы указываются все реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и количество страниц.
26