ФГОУ СПО «Курский электромеханический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по учебной дисциплине «Микропроцессорные системы современных автомобилей»
для специальности
190501 Эксплуатация транспортного электрооборудования
и автоматики (по видам транспорта)
2009
Составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины по специальности «Эксплуатация транспорта электрооборудования и автоматики (по видам транспорта» | Одобрена предметной (цикловой) комиссией ___________________ (наименование комиссии) Протокол №__________ от «__»___________200_ г. Председатель ПЦК _________ Е. В. Кулинич | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _________О. Г. Мальцева «____»__________200_ г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по учебной дисциплине «Микропроцессорные системы современных автомобилей»
для специальности (группы специальностей) специальности 190501
«Эксплуатация транспорта электрооборудования и автоматики (по видам транспорта)»
Автор: Седых И.В.
преподаватель ФГОУ СПО «Курский электромеханический техникум».
Рецензенты: В.Н. Соловьев
начальник технического отдела ОАО «Курск Лада»
В.И. Паньков
заведующий отделением специальности 190501 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта)» ФГОУ СПО «Курский электромеханический техникум»
Содержание:
Практическая работа №11 Двухтактные двигатели
Практическая работа №12 Диагностика с помощью видео
Практическая работа №13 Система управления топливом компании saab
Практическая работа №14 Тенденции двигателестроения
Практическая работа №15 Диагностика ошибок системы зажигания
Практическая работа №16 Серебряная батарея bosch
Практическая работа №17 Новые разработки электрических систем шасси
Практическая работа №18 Пассивный доступ с признаком входа и выхода
Практическая работа №19 Передовая технология управления температурой
Практическая работа №20 Новые разработки в системах освещения
3
Практическая работа №11
ДВУХТАКТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Цель работы:
Изучить проблемы связанные с разработкой двухтактных двигателей.
Изучить проблемы связанные с применением альтернативных видов топлива
Место проведения: учебный кабинет.
Виды самостоятельной работы
1.Изучение литературы по заданной теме.
2.Работа со справочной литературой.
3.Изучение методических указаний.
4.Подготовка отчета по практическому занятию.
Задание:
Изучить вопросы разработки двухтактных двигателей.
Изучить вопросы альтернативных видов топлива.
Предварительная подготовка к выполнению практической работы:
Изучить литературу:
Т.Дентон. «Автомобильная электроника»— М.: «НТ Пресс, 2008. — 576 с.
Пояснения к работе и порядок ее выполнения:
Двухтактные двигатели
Двухтактный двигатель мог бы помочь решить проблемы эмиссии, но эксперты имеют по этому поводу различные мнения. Главная причина возникновения разговоров о двухтактном двигателе в том, что потенциальные возможности усовершенствования для четырехтактной системы практически исчерпаны. Заявленные преимущества двухтактного двигателя — меньший вес, меньшее потребление топлива и более высокая плотность мощности на единицу веса. Впрочем, эти преимущества зависят от конструкции двигателя. Основными недостатками такого
4
двигателя являются менее стабильное управление, меньший срок эксплуатации и более высокий уровень эмиссии NOx. Австралийская компания Orbital внесла значительный вклад в технологию двухтактных двигателей. В ее системе используется простое управление дроссельной заслонкой. В материалах компании однолитровый двухтактный двигатель сравнивался с однолитровым четырехтактным двигателем. Двухтактный двигатель весит на 30% меньше, имеет меньшее потребление топлива и низкий уровень NOx, будучи сопоставимым по всем другим показателям. Двигатель может использовать прямой впрыск со стратификацией топлива.
«Устройство двигателя — наука об оборудовании и калибровке двигателя, целью которой является достижение максимально возможного чистого выхлопа при поддержании высшего качества работы двигателя и экономии топлива и при непрерывной диагностике ошибок системы. Однако важность этих приоритетов обычно разная в разных странах, что отражает различия в государственных нормативных актах, ожиданиях клиентов и условий движения, а также совокупности типов транспортных средств и их количества.
Как правило, система оптимального управления двигателем объединяет многочисленные элементы, включая:
модуль управления двигателем (ЕСМ);
программное обеспечение управления и диагностики;
подсистему ввода и контроля воздуха; модуль подготовки топлива;
модуль впрыска топлива;
подсистему зажигания;
каталитический конвертер;
подсистему работы с парами топлива;
совокупность датчиков и соленоидов».
Компания Delphi заявляет: «Мы не начинаем с нулевой отметки работу с каждым клиентом, с каждым рынком, с каждым автомобилем. Мы используем модульную архитектуру систем, инструменты быстрой разработки средств калибровки и управления, основанные на реальных мировых моделях. При малейшей возможности мы используем имеющиеся в наличии взаимозаменяемые аппаратные
5
средства и программное обеспечение, которые будут работать в большинстве систем и с большинством процессоров. Мы используем самонастраивающиеся инструменты типа «plug-and-play» с генерацией автокода, поэтому у нас нет необходимости заново калибровать всю систему, когда мы изменяем часть ее.
Современный подход к разработке управления двигателем имеет следующие черты:
модульная архитектура систем;
блочной подход к построению систем управления двигателем из набора «обобщенного», взаимозаменяемого программного обеспечения и электронных средств в двигателе или модулях контроля мощности;
♦ совместимость изделий OEM с выполненными на заказ системами на различных рынках;
♦ программное обеспечение имеет возможность расширения/удаления;
♦ системы разрабатываются с минимальным числом базовых электронных контроллеров, которые при желании могут быть расширены;
♦ составляющие аппаратные средства систем взаимозаменяемы;
♦ программное обеспечение может использоваться в разнообразных системах;
♦ для проверки правильности решения результаты могут быть испытаны на заводских моделях и опытных образцах;
♦ применяются средства управления на основе математических моделей (model-based controls - MBQ;
алгоритмы управления уточняются на основе физических моделей или математического представления «реального мира»;
вносимое усовершенствование требует изменения только калибровочных данных, а не всей системы;
6
♦ МВС-технологии включают средства оценки гидродинамических и температурных моделей управления подачей топлива и управления топливом в отдельном цилиндре.
Такой блочный подход имеет следующие преимущества:
♦ уменьшается стоимость затрат на разработку;
♦ обеспечивается большая гибкость производства;
♦ легче адаптироваться к запросам множества клиентов, от развивающихся рынков до самых высоких требований;
можно исполъзовйтъ компоненты «с полки» с минимальными повторными калибровками после модификации;
обеспечивает соответствие различным требованиям к регулированию эмиссии в широком диапазоне условий вождения, привычек водителя и его ожиданий и типов автомобилей;
экономит топливо и уменьшает вредные выбросы;
сокращает производителям время обновления модельного ряда».
Альтернативные виды топлива
Для перехода на спирт (например этанол) не требуется изменения главных элементов конструкции бензиновых двигателей. Компоненты топливной системы должны только лучше противостоять коррозии, и, кроме того, необходима несколько иная стратегия холодного пуска. Все, что для этого требуется, — изменения в прошивке памяти для двигателя. Если датчик спирта установить в топливном баке автомобиля, работающего на смеси бензина со спиртом, система управления могла бы адаптироваться к изменениям в зависимости от процента используемого спирта. Очевидны некоторые преимущества этанол-бензиновых смесей с точки зрения эмиссии. В то же время существует мнение, что использование спиртосодержащих топ лив является скорее политической, нежели технической проблемой.
Двигатели с газовым питанием сейчас используются, но представляет проблему хранение в автомобиле подходящего количества газа. Однако эти двигатели действительно дают меньшие концентрации СО, НС и СОг Водородные транспортные
7
средства обладают потенциалом, чтобы достичь ультранизких пределов эмиссии (ultra low emission vehicle — ULEV), но они все еще находятся на ранних стадиях разработки. Многие изготовители, однако, уже имеют действующие опытные образцы.
Если рассмотреть все альтернативы, станет ясно что двигатели, использующие бензин, и дизели, не так легко заменить. К тому же все еще есть много возможных областей для их дальнейших усовершенствований.
Отчет о работе:
В отчете отразить:
Проблемы связанные с разработкой двухтактных двигателей.
Проблемы связанные с применением альтернативных видов топлива.
Сделать выводы о проделанной работе.
Контрольные вопросы
Перечислите преимущества двухтактного двигателя?
Перечислите недостатки двухтактного двигателя?
Перечислите элементы системы оптимального управления двигателем?
Перечислите характерные черты современного подхода к разработке системы управления двигателем?
Перечислите альтернативные виды топлива?
8
Практическая работа №12
ДИАГНОСТИКА С ПОМОЩЬЮ ВИДЕО
Цель работы:
Изучить вопросы диагностики с помощью видео.
Изучить вопросы активного охлаждения двигателей.
Место проведения: учебный кабинет.
Виды самостоятельной работы
1.Изучение литературы по заданной теме.
2.Работа со справочной литературой.
3.Изучение методических указаний.
4.Подготовка отчета по практическому занятию.
Задание:
Изучить вопросы диагностики с помощью видео.
Изучить вопросы активного охлаждения двигателей.
Предварительная подготовка к выполнению практической работы:
Изучить литературу:
Т.Дентон. «Автомобильная электроника»— М.: «НТ Пресс, 2008. — 576 с.
Пояснения к работе и порядок ее выполнения:
Диагностика с помощью видео
Некоторые из производителей ввели применение ручные видеокамеры для помощи в анализе неисправностей. Это оправдано для всех областей диагностики автомобиля, так же как и в системах оптимизации двигателя.
Камера может быть связана через Интернет как с дилерами, так и с производителями. Следовательно, техник имеет возможность показать, как прошли испытания, а также описать суть проблемы инженеру (специалисту).
Активное охлаждение - Valeo
Компания Valeo разработала систему активного охлаждения, известную как THEMIS. Эта система использует электронный контроль для управления и оптимизации температуры двигателя. Основные компоненты системы — электронный
9
клапан, электронно-управляемый вентилятор и электрический водяной насос. Температура двигателя контролируется эффективным распределением хладагента и воздуха внутри и вокруг двигателя. Преимущества этой системы:
уменьшенное потребление топлива;
снижение вредных выбросов;
меньший износ узлов двигателя.
Рис. 10.72. Pumptronic® - электрический водяной насос (источник: Valeo)
Рис. 10.73. Fantronic -электрическиуправляемый вентилятор (источник: Valeo)
Рис. 10.74. Электронно-управляемый клапан (источник: Valeo)
10
Больший комфорт кабины достигнут благодаря дополнительной подаче тепла на низких оборотах двигателя, причем тепло в кабине при холодной погоде сохраняется и после того, как двигатель выключен.
Разработка компанией Valeo системы теплового контроля THEMIS, полностью управляемой электроникой, началась в 1995 г. с целью обеспечить соответствие двигателя требованиям по уровню эмиссии Евро IV и Евро V и требованиям Усредненной корпоративной экономии топлива (Corporate Average Fuel Economy — CAFE) для Северной Америки. Компания Valeo спроектировала и изготовила опытные прототипы нескольких вариантов THEMIS (рис. 10.72, 10.73, 10.74). Они были всесторонне проверены на различных европейских и американских автомобилях на двигателях от L4 с объемом 1,4 л до V6 с объемом 3,8 л.
Архитектура системы включает в себя:
электронный водяной насос Pumptronic®.. В этой системе используется бесколлекторный электромотор, «мокрый» ротор и магниты из редкоземельных элементов. В результате общая эффективность мотора выросла более чем на 55%;
систему вентиляции Fantronic® с непрерывно регулируемой скоростью. В системе используется интегрированный привод с изменяемой шириной импульса, который охлаждается лопастями собственного вентилятора;
многоканальный электронный клапан пропорционального регулирования;
В дополнение к улучшенной топливной эффективности, меньшим уровням выбросов, повышенному комфорту кабины и большей надежности двигателя оказалось возможным реализовать режим автопредупреждения о неисправностях, опции самодиагностики и диагностики при сервисном обслуживании. Потребление топлива и эмиссия были проверены на соответствие европейским и американским испытательным циклам в лабораторных условиях. Испытание в полевых условиях было выполнено при самых низких температурах в Северной Европе и при самых высоких температурах в Южной Европе.
11
Чтобы обеспечить быстрый нагрев двигателя, хладагент не циркулирует в течение периода прогрева. Это ограничивает тепловые потери. Во время испытательных циклов выброс НС уменьшался на 10% и выброс СО - на 0-20%. Содержание в выхлопе NOx оставалось неизменным. На низких и средних нагрузках возможна повышенная температура хладагента (110/115 °С против 95 °С). Это приводит к более эффективному сгоранию, экономии топлива на 2-5% и пропорциональному сокращению эмиссии С02. Очевидны также следующие плюсы системы:
прокачка потока хладагента в холодную погоду обеспечивает подачу тепла в кабину в течение до 30 минут даже после того, как двигатель остановлен!
когда нагрева кабины не требуется, хладагент в нагреватель не подается, что оптимизирует систему управления климатом;
снижено изменение тепловых зазоров и местное кипение в головке цилиндра. При высокой нагрузке на двигатель ECU понижает температуру хладагента до 90 °С для максимально эффективной работы;
не наблюдается никаких тепловых ударов или пиков нагрева при остановке двигателя. Электрический водяной насос увеличивает поток хладагента, чтобы гарантировать при необходимости устойчивое снижение температуры;
может быть нейтрализована потенциальная неприятность. В случае быстрого повышения температуры контроллер увеличивает поток хладагента и/или запускает систему вентиляции.
Система THEMIS Valeo непрерывно регулирует и контролирует работу различных компонентов. Если один компонент работает неправильно, система может компенсировать дефект, нагружая в большей степени другой компонент. Этот способ известен как автопредупреждение неисправностей, водителя о неисправности предупреждает индикатор. В целом эта система активного охлаждения уменьшает также мощность, потребляемую водяным насосом. Внедрение системы ожидается в 2005 г.
12
Отчет о работе:
В отчете отразить:
Вопросы диагностики с помощью видео.
Вопросы активного охлаждения двигателей.
Начертить схемы «основных узлов системы активного охлаждения двигателей».
Сделать выводы о проделанной работе.
Контрольные вопросы
Для чего используется диагностика с помощью видео?
Что называют системой активного охлаждения?
Преимущества системы активного охлаждения?
Архитектура системы активного охлаждения?
13
Практическая работа №13
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВОМ КОМПАНИИ SAAB
Цель работы:
Изучить система управления топливом компании Saab
Место проведения: учебный кабинет.
Виды самостоятельной работы
1.Изучение литературы по заданной теме.
2.Работа со справочной литературой.
3.Изучение методических указаний.
4.Подготовка отчета по практическому занятию.
Задание:
Изучить система управления топливом компании Saab
Предварительная подготовка к выполнению практической работы:
Изучить литературу:
Т.Дентон. «Автомобильная электроника»— М.: «НТ Пресс, 2008. — 576 с.
Пояснения к работе и порядок ее выполнения:
Система управления топливом компании Saab
Система управления топливом компании Saab (Saab combustion Control - SCC) (рис. 10.70) была разработана с целью уменьшить потребление топлива и значительно сократить при этом вредные выбросы. Однако это ничуть не ухудшило характеристики двигателя. Ключевая идея системы SCC — использование выхлопных газов.
Рис-. 10.70. Инжектор со свечой системы управления сгоранием (источник: Saab)
14
Благодаря рециркуляции значительной доли выхлопного газа в процессе сгорания, потребление топлива может быть уменьшено на 10%. К тому же выбросы можно сократить до значения, лежащего ниже уровня требований американской инструкции снижения эмиссии ULEV2 и европейской инструкции ЕВРО 4. Эта технология почти вдвое сократила выброс окиси углерода и углеводородов, а выброс окиси азота — до 75%.
Система SCC, непохожая на стандартные системы прямого впрыска, имеет множество преимуществ, не нарушая при этом идеальное отношение воздушно-топливной смеси (14,7:1). Поддержание этого отношения необходимо, чтобы мог работать в нормальном режиме обычный каталитический конвертер с тремя реакциями. Наиболее важные аспекты системы SCC таковы:
♦ впрыск топлива, поддерживаемый воздушной струей, с генератором турбулентности -инжектор и свеча объединены в один узел, получивший название «инжектор со свечой» (spark plug injection — SPI). Топливо впрыскивается непосредственно в цилиндр при помощи сжатого воздуха, а еще одна струя воздуха создает в цилиндре турбулентность перед моментом воспламенения топлива. Этот прием поддерживает процесс горения и сокращает время сгорания;
изменяемое время функционирования клапанов — используются изменяемые кулачки, чтобы система SCC могла варьировать время открытия и закрытия клапанов впуска и выпуска. Это позволяет смешивать выхлопной газ с воздушно-топливной смесью в цилиндре. Ключевой аспект здесь — выгода от прямого впрыска при одновременном сохраненении лямбда-показателя, равного единице, в большинстве условий эксплуатации двигателя. Точный процент рециркуляции выхлопного газа зависит от режима работы двигателя, но до 70% объема цилиндра во время сгорания может состоять из выхлопного газа;
переменный промежуток свечи зажигания с высокой энергией искры — промежуток свечи зажигания изменяется в диапазоне от 1 до 3,5 мм. Искра создается между центральным подвижным электродом SPI и неподвижным земляным электродом с промежутком в 3,5 мл, или на имеющий потенциал земли поршень. Очень высокая энергия искры (около 80 мДж) необходима, чтобы воспламенить
15
воздушно-топливную смесь, смешанную с 70% выхлопных газов.
Рассмотрим процесс SCC с такта расширения (рабочего такта). На рис. 10.71 приведены следующие моменты работы цилиндра:
Рис. 10.71. Стадии управления сгоранием топлива (источник: Saab)
Рабочий такт происходит обычным способом — воздушно-топливнаясмесь сгорает, давление в цилиндре увеличивается, что вызывает движение поршня вниз.
Как только поршень достигает конца рабочего хода, выпускные клапаны открываются и выводят большую часть выхлопа через выхлопные патрубки. Остающиеся выхлопные газы выводятся по мере движения поршня вверх на такте выпуска.
16
Топливо вводится в цилиндр через SPI непосредственно перед тем, как поршень достигает верхней мертвой точки. Впускные клапаны открываются в то же самое время. Выхлоп, смешанный с топливом, выводится из цилиндра через клапаны впуска и выпуска.
В начале такта впуска выпускные и впускные клапаны открыты, и смесь выхлопа с топливом всасывается из выпускного коллектора обратно в цилиндр.
По мере перемещения поршня вниз, выпускные клапаны закрываются, но клапаны впуска продолжают оставаться открытыми. Смесь выхлопных газов и топлива, которая зашла во впускной коллектор, теперь втягивается в цилиндр.
Когда поршень приближается к нижней мертвой точке, вся смесь из выхлопа и топлива втянута обратно в цилиндр. К концу такта впуска в цилиндр засасывается только воздух.
Когда поршень в течение такта сжатия перемещается вверх, клапаны впуска закрыты и смесь выхлопа, воздуха и топлива сжимается. Приблизительно на половине хода такта сжатия SPI подает в цилиндр сильную струю воздуха. Она бурно перемешивает смесь, чем облегчает-ее горение и сокращает время сгорания.
Непосредственно перед тем, как поршень достигает верхней мертвой точки, искра от электрода SPI зажигает смесь (а), и начинается следующий такт расширения (Ь).
Каталитический конвертер с тремя реакциями — все еще самый важный элемент контроля выхлопной эмиссии, потому что он может преобразовать до 99% вредных компонентов выхлопных газов. Однако каталитический конвертер не оказывает никакого влияния на эмиссию углекислого газа, которая прямо пропорциональна потреблению топлива.
Прямой впрыск бензина - хороший способ понизить потребление топлива. Поскольку отмеренное количество топлива вводится непосредственно в цилиндр, можно более точно управлять его расходом. Однако гореть может только область вокруг свечи, потому как остальная часть объема цилиндра заполнена воздухом. В стандартных системах прямого впрыска это уменьшает потребление топлива, но приводит к более высокому уровню выбросов окислов азота.
17
Получающиеся выхлопные газы совершенно не подходят для обычного каталитического конвертера с тремя реакциями. Поэтому должен быть использован специальный каталитический конвертер с «ловушкой окислов азота». Он дороже, потому что содержит благородные металлы. Кроме того, такие конвертеры более чувствительны к температуре и при работе с полной нагрузкой нуждаются в охлаждении. Это часто обеспечивается впрыском дополнительного количества топлива. Чтобы восстановить улавливатель NOx, когда он «полон», двигателю нужно некоторое время поработать на более богатой топливно-воздушной смеси.
Система SCC также вносит вклад в сокращение насосных потерь. Они выше, когда двигатель работает с низкой нагрузкой при почти закрытом дроссельном клапане. В этих условиях поршень в цилиндре в течение такта впуска работает под частичным вакуумом. Дополнительная энергия, необходимая, чтобы толкать поршень вниз, приводит к увеличенному потреблению топлива. В двигателе SCC цилиндр питается только тем количеством топлива и воздуха, которые необходимы в любой конкретный момент времени. Остальная часть цилиндра заполнена выхлопными газами. Это означает, что поршень не должен втягивать дополнительный воздух, и, следовательно, насосные потери уменьшаются. Выхлопные газы составляют 60-70% объема камеры сгорания, в то время как 29-39% занимает воздух. Доля топлива составляет менее 1%. Вообще говоря, когда двигатель работает с малой нагрузкой, используется и более высокая пропорция выхлопного газа.
При низких нагрузках искра зажигается от центрального электрода инжектора на неподвижный земляной электрод через промежуток 3,5 мм. При высоких нагрузках искра проскакивает позже (задерживается). Плотность газа в камере, сгорания в этих условиях является слишком высокой, чтобы искра могла пробить 3,5 мм. Поэтому' в качестве земли используется выступ на поршне. Искра проскочит на электрод поршня, когда промежуток станет меньше, чем 3,5 мм.
Сейчас система управления сгоранием компании Saab находится в эксплуатации и показывает очень высокую эффективность. Компания продолжает разработки в этом направлении.
18
Отчет о работе:
В отчете отразить:
1. Описание системы управления топливом компании Saab.
2. Начертить схемы «Стадий управления сгоранием топлива».
3. Сделать выводы о проделанной работе.
Контрольные вопросы
Что такое система управления топливом компании Saab?
Перечислите важные аспекты системы SCC?
Перечислите стадии управления сгоранием топлива?
Что такое прямой впрыск бензина?
19
Практическая работа №14
ТЕНДЕНЦИИ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
Цель работы:
Изучить тенденции двигателестроения
Место проведения: учебный кабинет.
Виды самостоятельной работы
1.Изучение литературы по заданной теме.
2.Работа со справочной литературой.
3.Изучение методических указаний.
4.Подготовка отчета по практическому занятию.
Задание:
Изучить тенденции двигателестроения
Предварительная подготовка к выполнению практической работы:
Изучить литературу:
Т.Дентон. «Автомобильная электроника»— М.: «НТ Пресс», 2008. — 576 с.
Пояснения к работе и порядок ее выполнения:
Тенденции двигателестроения - зажигание от свечи
В конце 2003 г. в Европе автомобили с дизельными двигателями (compression ignition - CI) начали превосходить по объему продаж версии с искровым воспламенением (spark ignition - SI). Это соревнование, а также появление транспортных средств на альтернативном топливе, заставило инженеров активизировать разработки двигателей SI. Ключевые моменты соревнования — увеличение мощности, уменьшение потребления топлива и выбросов вкупе с более эффективной компоновкой автомобиля. Далее коротко рассмотрены некоторые из новшеств, находящихся в разработке и/или в эксплуатации.
Переменная степень сжатия
Более высокая степень сжатия приводит к большей термической эффективности. Однако это также заставляет двигатель работать в более горячем режиме, а нагрузка на
20
его компоненты возрастает. Новый подход заключается в том, чтобы по возможности изменять степень сжатия при определенных скоростях и нагрузках двигателя. Компания Saab проделала значительную работу в этой области.
Электромеханическое управление клапанами
Полный контроль работы клапанов означает, что блок управления двигателем может взять на себя больший объем функций регулирования. Однако автономное функционирование клапанов трудно обеспечить — таким образом, распределительный вал все же сохранит свои позиции в течение не некоторого времени. Инженеры компаний Lotus существенно продвинулись в данном направлении, используя гидравлические механизмы.
Высокоэффективные нагнетатели
Новые нагнетатели потребляют меньше энергии от двигателя. Электрические нагнетатели, кроме того, могут полностью управляться электроникой.
Дезактивация цилиндра
Этот технический прием был опробован давно, а потом забыт на многие годы. Объем, например 3-литрового двигателя У8 уменьшается, когда он используется в движении по городу, с пропорциональным сокращением потребления топлива и выбросов. Компания GM использует эту систему на своем двигателе XV8. Прием называется «отключением по требованию».
Прямой впрыск под высоким давлением
Прямой впрыск бензина теперь становится повсеместным. Тем не менее, продолжается работа с целью увеличить давление при вводе топлива, поскольку это приводит к большим возможностям для управления зарядом топлива в цилиндре. Само собой разумеется, что компания Bosch тоже работает в этой области!
Насосы подачи топлива с меньшим током
Простой, но эффективный метод, который может привести к снижению выбросов и потребления топлива, состоит в том, чтобы уменьшить ток, потребляемый насосом. Компанией Visteon был разработан топливный насос, который может увеличить пробег автомобиля за счет экономии топлива на 0,2 мили на галлон (3,8 л).
21
Интеллектуальный контроль клапана
Компания Honda создала двигатель для модели RSX, который использует интеллектуальный контроль клапана. Подъемом клапана и фазой открытия можно управлять с помощью электроники. Результат — внушительная экономия и снижение выбросов.
Электронная педаль газа
Это понятие было введено в обиход компанией BMW некоторое время назад. Идея заключается в том, что нажатие водителя на педаль газа интерпретируется электронной системой, и дроссельный клапан перемещается так, чтобы обеспечить оптимальную работу двигателя. Например, для полного ускорения водитель жмет педаль «в пол», что полностью открывает дроссельный клапан, как и в традиционной системе, но в отличие от нее открытие клапана подстраивается при помощи системы электронного управления под условия движения.
Прямой впрыск с подачей дополнительного воздуха
Важный аспект прямого впрыска топлива состоит в том, что заряд топлива в цилиндре может быть стратифицированным. Другими словами, область вокруг свечи имеет идеальное отношение смеси, но большая часть цилиндра заполнена воздухом или, что лучше, повторно направляемыми в цилиндр выхлопными газами. В арсенале компании Ford теперь есть двигатель, который может работать на чрезвычайно бедных смесях — порядка 60:1.
W-образная конфигурация двигателя
Интересна конфигурация расположения цилиндров (весьма кстати разработанная именно компанией VW) в форме «двойного V» или «W». Эта концепция позволяет двигателю W12 быть столь же компактным, как и V8. В результате достигается очень стабильная работа двигателя при относительно низкой массе. При этом за счет уменьшения массы повышается эффективность двигателя.
Отчет о работе:
В отчете отразить:
1. Описание тенденций двигателестроения
2. Сделать выводы о проделанной работе.
22
Контрольные вопросы
Ответьте на следующие вопросы для закрепления материала главы:
Опишите, что обозначается термином «управление двигателем».
Обоснуйте, к чему относится термин «очистка» в отношении каталитических конвертеров.
Опишите назначение бортовой диагностики (OBD).
Опишите информацию, получаемую с помощью потенциометра дроссельного клапана.
Обоснуйте четыре метода снижения выбросов дизельного двигателя..
Объясните действие системы прямого впрыска бензина (GDI).
23
Практическая работа №15
ДИАГНОСТИКА ОШИБОК СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
Цель работы:
Изучить схему диагностика системы зажигания
Место проведения: учебный кабинет.
Виды самостоятельной работы
1.Изучение литературы по заданной теме.
2.Работа со справочной литературой.
3.Изучение методических указаний.
4.Подготовка отчета по практическому занятию.
Задание:
Изучить испытательные процедуры.
Изучить диагностику системы зажигания без распределения.
Изучить диагностику свечи зажигания.
Изучить работу катушки зажигания.
Предварительная подготовка к выполнению практической работы:
Изучить литературу:
Т.Дентон. «Автомобильная электроника»— М.: «НТ Пресс», 2008. — 576 с.
Пояснения к работе и порядок ее выполнения:
Диагностика ошибок системы зажигания
Введение
Как и для всех систем, в данном случае нужно пройти шесть стадий поиска:
Проверить наличие ошибки.
Собрать дальнейшую информацию.
Оценить полученные факты.
Выполнять дальнейшие испытания в логической последовательности.
Устранить проблему.
Проверить все системы.
Процедура, описанная в следующем разделе, связана, прежде всего, со стадией поиска ошибок.
24
Испытательные процедуры
Caution/Achtung/Внимание - высокое напряжение может серьезно повредить вашему здоровью!
Следующая процедура выполняется в первую очередь и с небольшими адаптациями может быть применена к любой системе зажигания. Если сомневаетесь, обратитесь к рекомендациям изготовителя:
Проверьте состояние зарядки батареи (не менее 70%).
Осмотрите и проверьте все соединения (в порядке и чистые).
Проверьте цепь от источника питания к катушке зажигания (падение напряжения в пределах 0,5 В).
Проверьте наличие искры от катушки через заведомо хороший высоковольтный кабель (промежуток до земли 10 мм, но не пробуйте долго).
Если искра хорошая, проверьте систему высокого напряжения. Проверьте условия работы свечи (высоковольтные проводники должны иметь максимальное сопротивление приблизительно 30 кОм/м на каждом высоковольтном проводе). Если нет никакой искры, или она проскакивает только на коротком расстоянии до земли, продолжайте поиск неисправности (цвет искры не имеет значения).
Проверьте целостность обмоток катушки зажигания (первичная имеет сопротивление 0,5—3 Ом, вторичная — несколько кОм).
Присоедините питание и землю к модулю управления (минимальное напряжение источника 12 В, падение напряжение на земляном проводе не более 0,5 В).
Подайте напряжение на генератор импульсов, если есть соответствующий источник (10-12 В).
Оцените выходной сигнал генератора импульсов (индуктивный при проворачивании двигателя дает приблизительно 1 В переменного тока, датчик Холла переключается от 0 В до 8 В постоянного тока).
Проверьте целостность проводов в цепи низкого напряжения питания катушки зажигания (0-0,1 Ом).
Если все вышеописанные испытания закончились положительно, замените модуль управления.
25
Диагностика системы без распределения (DIS)
DIS-система очень надежна из-за отсутствия каких-либо движущихся частей. Однако при попытках исследовать высоковольтные осциллограммы во время диагностики могут возникать проблемы из-за отсутствия центрального высоковольтного проводника. Эти проблемы обычно могут быть преодолены при помощи специального адаптера, но все же потребуется перемещать съемный зажим на каждый высоковольтный провод поочередно.
Катушка DIS-системы может быть проверена при помощи омметра. Сопротивление каждой первичной обмотки должно быть порядка 0,5 Ом, а вторичных обмоток- 11-16 кОм. Катушка должна создавать напряжение более 37 кВ при размыкании цепи.
Провода свечей имеют защитные наконечники, предохраняющие клеммы от вибрации и попадания влаги. Максимальное сопротивление для высоковольтного провода - 30 кОм на каждый провод.
Отчет о работе:
В отчете отразить:
Вопросы диагностики системы без распределения.
Вопросы диагностики свечи зажигания.
Работу катушки зажигания.
Сделать выводы о проделанной работе.
Контрольные вопросы
Ответьте на следующие вопросы для проверки своих знаний:
Опишите назначение системы зажигания.
Обоснуйте пять преимуществ электронного зажигания по сравнению с контактной системой.
Изобразите схему системы программного зажигания и отметьте каждую часть.
Объясните, что обозначается моментом зажигания, и почему в определенных условиях требуется изменять этот момент.
Используя в качестве примера систему программного зажигания, приспособленную для работы с датчиком детонации, объясните, почему контроль детонации — это управление с замкнутым контуром.
Перечислите все главные компоненты базовой (не ESA) электронной системы зажигания и обоснуйте назначение каждого компонента.
26
Практическая работа №16
СЕРЕБРЯНАЯ БАТАРЕЯ BOSCH
Цель работы:
Исследовать серебряную батарею Bosch
Место проведения: учебный кабинет.
Виды самостоятельной работы
1.Изучение литературы по заданной теме.
2.Работа со справочной литературой.
3.Изучение методических указаний.
4.Подготовка отчета по практическому занятию.
Задание:
Произвести исследование серебреной батареи Bosch
Предварительная подготовка к выполнению практической работы:
Изучить литературу:
Т.Дентон. «Автомобильная электроника»— М.: «НТ Пресс», 2008. — 576 с.
Пояснения к работе и порядок ее выполнения:
Серебряная батарея Bosch - пример для исследования
Компания Bosch начала выпуск новой серии батарей с инновационной серебряной технологи для грузовиков, эксплуатируемых в экстремальных условиях. Новая мощная батарея для транспортных средств Тестахх обладает исключительно высоким резервом мощности как при очень высоких, так и при низких температурах. Кроме того, использование пластин серебра означает, что батарея Тестахх абсолютно не требует обслуживания.
Инновационная, безопасная новая батарея грузовика может быть размещена даже внутри корпуса автомобиля. Заново разработанная верхняя часть батареи со средствами безопасности (включая заглушки) такова, что из батареи не может вытечь ни капли кислоты, даже если автомобиль подвергается экстремальной вибрации.
Батарею без риска можно даже положить на бок. Средства безопасности, встроенные в верхнюю часть батареи, препятствует возгоранию газа батареи от искры или огня. Любые газы, образующиеся внутри батареи, например, вследствие перегрузки или перезарядки,
27
удаляются через главную систему вентиляции. Уровень зарядки батареи может быть определен при взгляде на индикатор системы контроля зарядки (рис. 5.17).
Рис. 5.17. Батарея легкового автомобиля с индикатором зарядки (источник: Bosch Press)
Рис. 5.18. Батарея грузовика компании Bosch (источник: Bosch Press)
Серебряная металлизация и оптимизированные характеристики холодного запуска означают, что всего две модели Тестахх могут заменить целое семейство батарей разной мощности. Доступны батареи Тестахх с номиналом 140 и 170 А/ч (рис. 5.18).
28
Интересно отметить, что две трети всей помощи автомобилям, оказанной в зимнее время, вызваны проблемами запуска — как правило, из-за слабых батарей!
Топливные элементы - Dana
Топливные элементы способны когда-нибудь заменить двигатель внутреннего сгорания. Разработка топливных элементов является, вероятно, наиболее желанной технологией в транспортной индустрии сегодняшнего дня, поскольку разработчики ежегодно тратят колоссальные суммы в поисках жизнеспособной альтернативы (или дополнения) двигателю внутреннего сгорания. В течение нескольких последних лет инженеры компании Dana направили свои производственные и технические возможности на решение задачи уменьшения зависимости автомобиля от традиционных источников энергии. На протяжении истории человечества основные источники энергии изменялись от твердых видов топлива (типа древесины и угля) в сторону жидких (нефти). В ближайшие годы, как полагают многие, газообразные продукты постепенно станут доминирующим источником энергии во всем мире.
Если коротко, топливный элемент — электрохимическое устройство, в котором энергия химической реакции преобразуется непосредственно в электричество, тепло и воду. Этот процесс изменяет в лучшую сторону низкую эффективность традиционного термомеханического преобразования носителя энергии (рис. 5.19).
Рис.5.19. Автомобиль с топливными элементами.
29
Водород - первый пример возобновляемого газообразного топлива, которое позволяет вести такую реакцию и, в конечном счете, получать электрическую энергию. И этот процесс не загрязняет окружающую среду.
Типичная модель топливного элемента с использованием энергии водорода включает в себя водород, текущий в сторону анода топливного элемента, где посредством электрохимического процесса в присутствии платинового катализатора молекулы водорода расщепляются на электроны и положительно заряженные ионы. Электроны идут в обход протонной обменной мембраны (proton exchange membrane - РЕМ), тем самым генерируется электрический ток. В то же самое время положительные ионы водорода продолжают диффундировать через топливный элемент сквозь РЕМ. Затем электроны и положительные ионы водорода объединяются с кислородом на стороне катода, образуя воду и выделяя тепло. В отличие от традиционного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, здесь электричество сохраняется в батареях или идет непосредственно в тяговые электродвигатели, которые, в свою очередь, приводят во вращение колеса (рис. 5.20).
Рис.5.20. Топливные элементы на автомобиле.
Одно из препятствий для систем на базе топливных элементов — это отсутствие в настоящее время инфраструктуры для изготовления или поставки достаточных объемов водорода. В результате главной нерешенной проблемой остается наличие специфичного вида
30
топлива, используемого в топливном элементе. Бензин и метанол самые вероятные носители энергии для топливных элементов. Однако каждый вид топлива все еще стоит перед своими собственными проблемами.
В настоящее время разрабатывается технология для композитных биполярных пластин, спаянных в виде сетки, трубопроводов и интегрированных изоляторов. Инженеры разрабатывают металлические биполярные пластины со специальными покрытиями, высокотемпературными каналами области тока, высокотемпературными изоляторами и со средствами высокотемпературной защиты. Они также разрабатывают методы управления и конструкцию топливных процессоров, пароконденсаторов, предварительных нагревателей и модулей охлаждения с интегрированными вентиляторами и моторами. Продолжается разработка решений для транспортировки водорода, углеродосодержащих жидкостей, деионизированной воды и воздуха к различным частям системы. Группа фильтрации компании Dana разрабатывает фильтры для воздушного входного отверстия системы топливного элемента.
Отчет о работе:
В отчете отразить:
Преимущества серебряной батареи Bosch.
Сделать описание топливных элементов - Dana.
Начертить схемы «топливных элементов на автомобиле».
Сделать выводы о проделанной работе.
Контрольные вопросы
Расшифруйте термин «свинцово-кислотная» батарея.
Назовите три метода классификации батарей.
Объясните, почему батарея оценивается с разных позиций.
Приведите шесть факторов, которые нужно учитывать при размещении батареи на транспортном средстве.
Расскажите, как измерить внутреннее сопротивление батареи.
Опишите два метода зарядки батареи.
Объясните, почему важна «плотность энергии» батареи.
31
Практическая работа №17
НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ ШАССИ
Цель работы:
Изучить новые разработки электрических систем шасси
Место проведения: учебный кабинет.
Виды самостоятельной работы
1.Изучение литературы по заданной теме.
2.Работа со справочной литературой.
3.Изучение методических указаний.
4.Подготовка отчета по практическому занятию.
Задание:
Изучить электрическую рулевая колонка.
Изучить электрический тормоз.
Изучить систему Magne Ride компании Delphi.
Предварительная подготовка к выполнению практической работы:
Изучить литературу:
Т.Дентон. «Автомобильная электроника»— М.: «НТ Пресс», 2008. — 576 с.
Пояснения к работе и порядок ее выполнения:
Электрическая рулевая колонка
В настоящее время все системы рулевого привода с усилителем, находящиеся в серийном производстве, поддерживают механическую связь между передними колесами транспортного средства и рулем. Если система поддержки, будь она электрической или гидравлической, откажет, механическая связь все еще сохраняет работоспособность как резервная. Более того, действующие сегодня инструкции требуют обязательного наличия такой механической связи. Однако жесткая механическая связь -это доминирующий недостаток, поскольку он влияет на
32
характеристики функционирования системы. Проблемы типа шума, вибрации и низкочастотного громыхания (noise, vibration, harshness -NVH), и склонности приводить к авариям - все это следствия данной жесткой системы.
Успехи в мехатронных системах означают, что жесткая механическая связь может быть заменена проводами. Автомобили с электрической колонкой преобразуют вращение руля в поворот передних колес, используя датчики и привод, управляемый с помощью электроники, вместо обычной рулевой стойки (рис. 15.39).
Рис.15.39. Компоновка отказоустойчивой системы электрической рулевой колонки
Обратная связь для водителя — важная особенность рулевой системы — создается при помощи привода обратной силы, размещаемого позади руля. Пункт инструкции о жесткой связи заменяется Понятно, что развитие систем электрического руля определяется надежностью используемых компонентов. Сейчас ведется много разработок по «архитектуре системы, толерантной к отказам», то есть отказоустойчивым системам. Целью работ является достижение потока фатальных отказов менее 10-7 в час рабочего времени. Этот показатель не может быть достигнут в настоящее время при использовании одноканальных электронных блоков управления (ECU). Чтобы получить «уровень целостности» (integrity value), сопоставимый с таковым с системами с механической связью, электрическая рулевая колонка должна быть в состоянии игнорировать одиночные электрические или электронные ошибки в любой из ее подсистем. Она должна также включать метод обнаружения этих ошибок (рис. 15.40). Такая толерантность, Похоже, исключила бы возможность внезапного
33
фатального отказа. Однако соответствующая обработка ошибки может привести к ограничению скорости транспортного средства, а в критических условиях она препятствовала бы автомобилю стронуться с места.
Рис. 15.40. Архитектура системы электрической рулевой колонки
Обратная связь с передачей, усилия на рулевое колесо, как принято считать, является менее критической в смысле безопасности. Однако для высокоскоростного пассажирского автомобиля может быть критическим время реакции водителя. По этой причине привод обратной силы должен также быть частью отказоустойчивой системы. Полная архитектура системы рулевой колонки, толерантной к отказам, должна иметь значительную избыточность. Другими словами, это означает, что почти все компоненты дублируются и должны быть обеспечены отказоустойчивой системой электропитания.
Электрический тормоз
Разработки многих разделов в области электрических тормозов продвинулись весьма далеко. Однако постепенно приходит осознание того, что полностью электрическая работа тормозов, то есть с удалением гидравлической/механической связи, будет все же реализована несколькими годами позже. Тем не менее, уже сейчас функции тормозной системы претерпевают плавную и непрерывную эволюцию2.
Полностью электрическая система тормозов обеспечивает значительные функциональные и конструктивные преимущества. Некоторые их них состоят в следующем:
34
безопасность — сокращенное время реакции всего на полсекунды смогло уменьшить число летальных исходов при лобовых столкновениях приблизительно на 30-50%;
окружающая среда— тормозная жидкость ядовита и требует замены в течение срока службы транспортного средства;
управление — последовательный и интегрированный подход поможет реализации и других функций, например, таких как адаптивный круиз-контроль и контроль устойчивости;
комфорт - более слабое и регулируемое усилие на педаль, а также возможность реализации режима движения типа «подъем-спуск» служат хорошим дополнением к мастерству водителя.
Развитие электрических тормозов будет продолжаться, потому что эта система имеет потенциал для значительного улучшения тормозных характеристик автомобиля!
Отчет о работе:
В отчете описать:
Управление по проводам.
Электрическую педаль газа.
Электрическую рулевая колонка.
Электрический тормоз.
Систему Magne Ride компании Delphi.
Начертить архитектуру системы электрической рулевой колонки.
Начертить схему системы управления автомобилем.
Сделать выводы о проделанной работе.
Контрольные вопросы
Опишите три главные фазы управления в системе ABS.
Опишите, что значит «поиск ошибок по методу черного ящика».
Объясните при помощи размеченного эскиза действие датчика скорости колеса.
Обоснуйте четыре преимущества управления рулем посредством электрической энергии.
Перечислите восемь систем шасси, которые могут управляться электронными средствами.
35
Практическая работа №18
ПАССИВНЫЙ ДОСТУП С ПРИЗНАКОМ ВХОДА И ВЫХОДА
Цель работы:
Изучить пассивный доступ с признаком входа и выхода
Место проведения: учебный кабинет.
Виды самостоятельной работы
1.Изучение литературы по заданной теме.
2.Работа со справочной литературой.
3.Изучение методических указаний.
4.Подготовка отчета по практическому занятию.
Задание:
Изучить пассивный доступ с признаком входа и выхода
Изучить «Менеджер диалога» компании GM
Предварительная подготовка к выполнению практической работы:
Изучить литературу:
Т.Дентон. «Автомобильная электроника»— М.: «НТ Пресс», 2008. — 576 с.
Пояснения к работе и порядок ее выполнения:
Пассивный доступ с признаком входа и выхода
Когда водитель садится в автомобиль, пульт остается у него в кармане, или, по крайней мере, пульт будет находиться внутри транспортного средства. Если пульт опознается, то запуск двигателя может быть выполнен простой кнопкой старта. После нажатия кнопки происходит тот же самый опознавательный процесс, который имеет место для замков двери, и двигатель запустится. Двигатель может быть запущен и тут же выключится, даже если пульт-ключ находится в автомобиле, что является проблемой для конструкторов. Например, пульт мог быть в пиджаке, висящем выше заднего сидения, или оказаться в пиджаке, лежащем снаружи на крыше автомобиля.
36
Компания Philips Semiconductors создала систему с идентификацией интенсивности принимаемого сигнала (receive signal strength identification — RSSI), которая способна обнаружить, находится ли электронный ключ внутри или снаружи транспортного средства. После того как пассажиры и водитель оставили автомобиль, двери могут быть заперты путем нажатия на ручку или за счет того, что водитель покидает область чувствительности устройства распознавания. Определение «внутреннего/внешнего» положения ключа также необходимо для того, чтобы ключ не мог быть заперт в автомобиле.
Ввод со вспомогательной клавиатуры
В транспортных средствах, оборудованных системой ввода от вспомогательной клавиатуры, двери транспортного средства и багажник могут быть закрыты и открыты без ключа (рис. 16.59).
Рис. 16.59. Числовая вспомогательная клавиатура на двери (источник: Ford)
Перед отпиранием багажника или пассажирской двери, должна быть открыта дверь водителя. Как правило, система сбрасывается, если прошло более пяти секунд между вводом чисел на клавиатуре и код нужно вводить снова.
Чтобы отпереть дверь водителя, вводится заводской код или же личный код. Все коды имеют пять чисел. После того как пятое число нажато, дверь водителя отпирается. Далее могут быть открыты пассажирские двери, если нажать 3/4 кнопок в течение пяти секунд после отпирания двери водителя. Чтобы отпереть багажник, 5/6 кнопок необходимо нажать также в течение пяти секунд. Если это время превышено, должен быть повторно введен код, открывающий дверь водителя.
37
Вспомогательная клавиатура может также использоваться, чтобы заблокировать двери. Чтобы закрыть все двери в автомобиле, нужно нажать 7/8 и 9/0 в тот же интервал времени, при этом нет необходимости вводить код вспомогательной клавиатуры. Это же действие переведет в режим охраны противоугонную систему, если она установлена.
«Менеджер диалога» компании GM
Новая технология, которая позволяет «узнать», когда водитель слишком занят, чтобы получать определенную информацию, была разработана компаниями GM-Saab. Поскольку водители требуют больше информации о своих автомобилях, изготовители должны были найти безопасные способы предоставлять эту информацию. Разработанная технология имеет целью уменьшить требования к водителю в части внимания к информации и адаптировать предоставляемую информацию о транспортном средстве к статусу водителя и/или его предпочтениям.
Система разработана, чтобы оптимизировать поток информации для водителя на основе анализа текущей ситуации. Для этого в системе учитываются такие факторы, как скорость автомобиля, движения стеклоочистителя и другие параметры транспортного средства. На основе этих данных «Менеджер диалога» (Dialog Manager) решает, является ли данный момент подходящим для передачи водителю сообщений информационного центра. Если автомобиль «почувствует», что водитель испытывает напряжение при вождении, то система задержит сообщения, которые не являются критическими для безопасности, до того момента, когда автомобиль «обнаружит» менее напряженную ситуацию.
Подобные системы разрабатываются, чтобы уменьшить рабочую нагрузку водителя, как физическую, так и интеллектуальную. Исследователи GM уже работают над более утонченной версией «Менеджера диалога». Они хотят учесть больше факторов и классифицировать информацию, получаемую от транспортного средства, по большему количеству категорий.
Один пример более сложной версии «Менеджера диалога» заключается в том, чтобы «Менеджер» позволил транспортному средству планировать маршрут путешествия для водителя - без ручного ввода адреса - исходя исключительно из пра-
38
вильного анализа привычек водителя, его личного календаря и мест, намеченных для посещения в течение дня. В конечном счете эта технология может стать способной идентифицировать проблемы на первоначально намеченном маршруте и в результате изменить маршрут транспортного средства, чтобы достигнуть выигрыша во времени и расходе энергии. Другой пример, можно позволить транспортному средству задерживать входящие звонки на подсоединенный телефон в случае тяжелых транспортных ситуаций.
Отчет о работе:
В отчете отразить:
Вопросы пассивного доступа с признаком входа и выхода.
Работу «Менеджера диалога» компании GM.
Сделать выводы о проделанной работе.
Контрольные вопросы
Ответьте на следующие вопросы для закрепления материала главы:
Дайте определение тому, что называется активной и пассивной безопасностью.
Определите пять источников радио интерфуренции.
Объясните, почему поиск неисправностей иногда включает «игру в вероятность».
Определите термин «запирающееся реле».
Дайте обоснование четырем преимуществам интеллектуальной воздушной подушки.
Объяснить ключевые особенности высококачественных охранных систем.
39
Практическая работа №19
ПЕРЕДОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРОЙ
Цель работы:
Изучить передовую технологию управления температурой
Место проведения: учебный кабинет.
Виды самостоятельной работы
1.Изучение литературы по заданной теме.
2.Работа со справочной литературой.
3.Изучение методических указаний.
4.Подготовка отчета по практическому занятию.
Задание:
Изучить электрический обогрев и кондиционирование воздуха.
Предварительная подготовка к выполнению практической работы:
Изучить литературу:
Т.Дентон. «Автомобильная электроника»— М.: «НТ Пресс», 2008. — 576 с.
Пояснения к работе и порядок ее выполнения:
Новые разработки в системах управления температурой
Нагревание освежает
Два интересных изобретения от компании Valeo показывают, как системы обогрева могут оказаться фактически весьма освежающими! Вот они:
датчик загрязнения;
фотокатализатор.
Датчик загрязнения обеспечивает улучшенное качество воздуха кабины, создавая дополнительный комфорт пассажирам транспортного средства. Датчик обнаруживает основные загрязнители атмосферы (угарный газ и диоксиды азота), присутствующие в окружающей среде. Датчик вставляется во входные воздушные отверстия системы обогрева и кондиционирования. Электронное управление, учитывая показания датчика, автоматически
40
активизирует режим рециркуляции воздуха внутри автомобиля, ограждая кабину от вредного загрязнения воздуха. Створки могут быть закрыты всего за 1,8 с. Это приводит к 20-процентному уменьшению концентрации загрязнений, и на 40% сокращается число пассажиров, замечающих появление неприятных запахов.
Использование фотокатализатора позволяет улучшить воздух в кабине за счет удаления газов-загрязнителей. Эти газы могут быть разрушены действием ультрафиолетового света фотокатализатора. Например, основные вредные вещества — летучие органические компоненты окислов азота и серы. Воздух также может быть очищен от бактерий, так как они погибают на фильтре. Фотокатализатор, сделанный из окиси титана (ТЮ2), обладает свойством самовосстанавливаться, что гарантирует eгo долгий срок службы. Система показала 70-процентную эффективность после шести минут работы в режиме рециркуляции воздуха в салоне, насыщенного толуолом. Однако эта система не может запускаться автоматически одновременно с датчиком загрязнений.
Электрический обогрев и кондиционирование воздуха
Увеличенная потребность в электроэнергии способствует сдвигу внимания производителей автомобилей в сторону систем с питанием 42 В. Этот переход позволяет надеяться, что в поисках возможностей достижения лучшего комфорта с меньшим потреблением энергии и меньшей эмиссией когда-нибудь будут рассматриваться и другие возможные устройства и принципы. Устройства контроля климата будут играть важную роль в этом отношении. Некоторые малые компоненты систем кондиционирования воздуха, используемые в системах 42 В, могут использоваться и в системах 14 В. Однако два главных агрегата вынудят перейти на питание 42 В с учетом их расхода энергии. Это:
Максимальная мощность мотора наддува может достигать 400 Вт, то есть в системе 14 В он будет потреблять ток примерно 30 А. Если в автомобиле не будут использоваться генераторы переменного тока на 14 В, потребуется конвертер постоянного тока 42/14 В. Кабельная сеть в этом случае должна быть особенно продуманной. Мощность, потребляемая электронагревателями, лежит между 500 и 1500 Вт. Следовательно, они еще более критичны к
41
переходу на 42 В. По этим причинам компрессоры систем кондиционирования практичны только в системах 42 В. При использовании PTC-R электронагревателей (маленьких электрических печек!), тепло не отбирается от системы охлаждения двигателя. В целом, правильное решение состоит в том, чтобы перевести все компоненты непосредственно на питание 42 В.
Использование управления на основе широтно-импульсной модуляции для мотора наддува — один из способов увеличить диапазон регулирования скорости. Потребление тока у моторов на 42 В составит лишь одну треть от тока моторов на 14 В. Это также приводит к повышению эффективности работы электронных компонентов системы транспортного средства. Другое главное устройство — компрессор кондиционирования воздуха.
Изготовители уже заметно улучшили механические компрессоры. Однако использование электрического компрессора позволит сделать шаг в направлении дальнейшего повышения эффективности его работы и управления им. Электрические компрессоры потребляют приблизительно 3—4 кВт, поэтому их использование в сети 14 В непрактично. Более того, по сравнению с низкой эффективностью 14-вольтовых генераторов переменного тока (около 50%), 42-вольтовые машины будут работать намного лучше и с эффективностью около 80%. Изменение питания на 42 В означает также, что максимальный ток электрического компрессора будет ниже 100 А.
Эффективность механических систем кондиционирования была улучшена за счет использования методов, которые позволяют регулировать их эффективность охлаждения. Удалось минимизировать и оптимизировать давление испарения, что, в целом, приводит к лучшему балансу между необходимой и произведенной мощностями охлаждения.
Часто предполагается, что обычная система кондиционирования должна повторно заправляться каждые три или четыре года в связи с утечками хладагента. Есть три идентифицированных источника утечки (кроме очевидных неисправностей):
некачественные соединения;
гибкие проницаемые шланги;
уплотнение фланцев компрессора.
Поскольку в электрическом компрессоре не используются уплотнения фланцев, полная утечка уменьшается примерно на 30%. Кроме того, так как электрический компрессор не
42
будет крепиться на двигатель, вместо гибких шлангов будет использоваться больше алюминиевых труб. Поэтому обслуживание системы кондиционирования могло бы быть почти устранено, если использовать улучшенные соединения с двойным уплотнением.
Потребности в повышении эффективности работы системы А/С и уровня комфорта дают надежду, что стандартная Е-АС-технология — дело не слишком далекого будущего.
Отчет о работе:
В отчете отразить:
Вопросы теплопередачи.
Вопросы электрического обогрева и кондиционирования воздуха.
Сделать выводы о проделанной работе.
Контрольные вопросы
Ответьте на следующие вопросы для закрепления материала главы:
Коротко опишите различие между «потоком электронов» и «условным током».
Объясните, что называется «частотной характеристикой» операционного усилители.
Опишите, как работает датчик удара.
Опишите работу шагового мотора с постоянным магнитом и определите три характеристики этого привода.
Перечислите шесть стадий процесса, необходимых обычно при создании программы компьютера.
43
Практическая работа №20
НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ В СИСТЕМАХ ОСВЕЩЕНИЯ
Цель работы:
Изучить новые разработки в системах освещения.
Место проведения: учебный кабинет.
Виды самостоятельной работы
1.Изучение литературы по заданной теме.
2.Работа со справочной литературой.
3.Изучение методических указаний.
4.Подготовка отчета по практическому занятию.
Задание:
Изучить гибкий свет.
Изучить передовую систему переднего освещения (AFS).
Изучить использование светоизлучающих диодов (LED) и газоразрядных ламп.
Предварительная подготовка к выполнению практической работы:
Изучить литературу:
Т.Дентон. «Автомобильная электроника»— М.: «НТ Пресс», 2008. — 576 с.
Пояснения к работе и порядок ее выполнения:
Новые разработки в системах освещения
Обязательные функции освещения. Гибкий свет
Компания Valeo развивает технологию фары, которую она называет «гибким светом» (Bending Light). Этот метод позволяет автоматически направлять свет с учетом изгибов дороги, чтобы ночью оптимизировать видимость перед автомобилем. Технология вносит существенный вклад в комфорт и удобство, уменьшая усталость водителя
Система «гибкий свет» состоит из биксеноновой фары или рефлектора, которые могут поворачиваться относительно штатного положения. Чтобы дать больше света в зону поворота дороги, можно использовать дополнительную фару, рефлектор или комбинацию этих двух
44
приборов. Моторизованным световым модулем внутри каждой фары управляет электронный блок, использующий сигналы от датчиков скорости, колес и руля. Если потребуется, можно также использовать связь со спутниковой навигационной системой (GPS).
Система «гибкий свет» является первой из адаптивных систем переднего освещения нового поколения, которые выпущены Valeo после проведения обширной исследовательско-конструкторской программы. Диапазон разработок включает три различных типа освещения:
освещение автострады — типичная скорость выше 80 км/ч. Ближний свет фары в этом режиме приподнимается, используя сигнал от датчика скорости колес, чтобы привести в действие систему самовыравнивания, которая увеличивает видимость дороги для водителя на высоких скоростях;
освещение при неблагоприятной погоде — обеспечивает видимость в сложных условиях: при тумане, дожде и снеге;
дополнительное освещение — помогает удержать в поле зрения край дороги, в то время как свет удаляется с переднего плана, чтобы уменьшить отражение от влажной дороги;
освещение в городских условиях - на хорошо освещенных городских улицах яркость переднего луча света снижена, а боковой свет увеличен, чтобы улучшить идентификацию пешехода и велосипедиста на перекрестках, а также уменьшить вероятность ослепления.
Система «гибкий свет» — интеллектуальная система управления фарами, которая оптимизирует освещение в ночное время на извилистых дорогах. Чтобы автоматически передать увеличенное количество света в дорожные изгибы, системы «гибкий свет» используют несколько конструктивных решений. Динамический «гибкий свет» (Dynamic Bending Light - DBL) использует лампу висмут-ксенон, размещенную в каждом модуле фары вместе с приводом и электронным блоком управления. Эта конструкция обеспечивает горизонтальное вращение лампы Bi-Xenon до 15° от нормального («прямо вперед») положения. Поворотом управляет микроконтроллер, получающий в режиме реального времени по сети передачи данных транспортного средства сигналы от датчика угла поворота руля и датчиков скорости колес. Фиксированный «гибкий свет» (Fixed Bending Light — FBL) использует дополнительную лампу, интегрированную в модуль фары под углом 45°.
Передовая система переднего освещения (AFS)
Продвинутая система переднего освещения компании Visteon (Visteon's Advanced Frontlighting 45
System - AFS) включает инновационные электронные средства регулирования света фары таким образом, чтобы направление луча зависело от определенных условий движения, таких как направление и скорость транспортного средства (рис. 11.29).
Рис. 11.29. Механическая конструкция системы AFS (источник: Visteon)
Водитель автоматически получает оптимальное распределение света в соответствии с конкретной ситуацией, которое, таким образом, улучшает видимость дороги и повышает безопасность ночного вождения.
Передовые системы переднего освещения включают:
♦ основные функциональные узлы:
электронный модуль управления;
подвижная фара ближнего света;
галогенная лампа ближнего света;
♦ дополнительные функции:
электронный модуль управления;
сдвиг луча вверх на высоких скоростях, вниз и наружу на низких скоростях;
совместимость с источниками 42 В;
способность перемещать луч ближнего света вверх, когда активируется дальний свет;
46
более дальнее и узкое распределение света, улучшающее видимость на больших расстояниях;
возможность активировать/дезактивировать систему.
Каждая система оборудована выключателем, датчиками, которые обнаруживают изменение внешних условий, электронным блоком управления, который обрабатывает данные от датчиков, и электронными исполнительными механизмами фар. Алгоритм управления каждой системой и приводами фар разработан компанией Visteon. Центральный процессор управляет светом фары в режиме реального времени, получает данные от датчика рулевого колеса (угол поворота руля), датчика скорости и датчиков осей установки фары (рис. 11.30).
Рис. 11.30. Ситуация, в которой AFS помогает освещению дороги
Когда, например, транспортное средство огибает угол, у внешней фары сохраняется прямое направление луча, в то время как луч внутренней фары освещает набегающий поворот. AFS реагирует на скорость транспортного средства, выбирая оптимальную функцию отклонения луча для различных скоростей. При активировании дальнего света система дополнительно поднимает луч ближнего света, чтобы еще более расширить диапазон обзора.
Одним из важнейших свойств систем компании Visteon является возможность учитывать потребности изготовителя. Система AFS может использовать рентабельные галогенные лампы. Собственные исследования компании Visteon показали, что хотя покупатели транспортного средства понимают выгоды технологии ксенона, их может отпугивать более высокая цена этой лампы. В зависимости от потребностей изготовителя системы AFS могут
47
быть модифицированы для разнообразных дорожных условий. Они также могут быть реализованы на транспортных средствах с электрическими системами 14 и 42 В.
Системы AFS компании Visteon также обеспечивают дизайнерам автомобилей высокую степень гибкости при конструировании. Эти системы хорошо вписываются в недавно возникшую моду на фары прожекторного стиля, они также могут быть легко скомпонованы как модуль, состоящий из отдельных компонентов, в фаре отражательного стиля. Возможности AFS и варианты конструктивных решений представлены на рис. 11.31, 11.32 и 11.33.
Рис. 11.31. Четыре функции системы AFS (источник: Visteon)
Рис. 11.32. Светодиодное освещение (источник: Visteon)
Рис. 11.33. Ксеноновое освещение (Источник: Visteon)
48
Другие разработки в освещении автомобиля
Существуют две другие области автомобильного освещения, в которых постоянно ведутся новые разработки — использование светоизлучающих диодов (LED) и газоразрядных ламп (GDL).
Типичный срок службы светодиодов равен 25-ти срокам службы ламп накаливания. Источники света на автомобиле должны выдерживать экстремальные изменения температуры и влажности, а также серьезные удары и вибрацию. Наилучшим образом для подобных условий подходят светодиоды. Они более дороги, чем лампы, но потенциальное снижение конструкторских затрат, обусловленное герметичностью модулей и большей свободой в выборе конструкции, могли бы перевесить дополнительный расход. Еще одно их преимущество состоит в том, что они включаются более быстро, чем обычные лампы, — это важно при их использовании в качестве стоп-сигналов.
Выгода ксенонового освещения заключается в том, что ксеноновая лампа испускает в два раза большее количество света, чем галогенная лампа, потребляя при этом только половину ее мощности. Поэтому водитель может лучше видеть дорогу, а в автомобиле имеет место экономия энергии для питания других устройств.
Чистый белый свет, производимый ксеноновой лампой, подобен дневному свету. Исследование показало, что это позволяет водителям лучше концентрировать свое внимание во время езды. Практически срок службы ксеноновой лампы равен продолжительности жизни автомобиля, то лампа будет заменяться только в исключительно случаях.
Светодиодные источники
Светодиодные индикаторы начали использовать много лет назад в приборных панелях и измерительных устройствах. Однако до недавнего времени не предполагалось, что светодиоды будут использоваться в качестве замены ламп для внешнего освещения. Светодиоды имеют намного более высокую надежность и существенно меньший расход энергии, а так же требуют меньшего объема обслуживания.
Недавние достижения в увеличении яркости расширении цветовой гаммы этих приборов создали предпосылки для использования светодиодов вместо ламп накаливания. Чтобы получить светоотдачу наравне с обычной лампой, в настоящее время требуется не один
49
светодиод, а группа. Но группа при той же светоотдаче потребляет только около 15% мощности лампы накаливания. Лампа требует замены приблизительно после 1000 часов работы, тогда как светодиод может эксплуатироваться до 100 000 часов.
Недавно благодаря появлению сверх ярких светодиодов с нитридом галлия (GaN) и нитрида галлия, легированного индием (InGaN), началось вытеснение ими ламп накаливания. Синий цвет ключевой вопрос для светодиодов, его необходимо добавить к матрице красных и зеленых диодов, чтобы произошло объединение трех цветов и матрица могла излучать белый или любой другой цвет. Однако в то время как белый цвет может быть создан методом RGB, покрытие синего светодиода (InGaN) фосфором непосредственно создает белый свет, этот процесс обычно называется методом фосфорной конверсии.
Ряд изготовителей сосредоточилось на производстве или закупке светодиодов InGaN. Недавно они упали в цене более чем на 50% и, как ожидается, то же самое произойдет еще раз в ближайшем будущем. Светодиоды становятся все более и более популярными для все менее традиционных вариантов использования.
Отчет о работе:
В отчете отразить:
Понятие о гибком свете.
Принцип работы передовой системы переднего освещения (AFS).
Использование светоизлучающих диодов (LED) и газоразрядных ламп на автотранспорте.
Начертить схемы четырех функции системы AFS.
Сделать выводы о проделанной работе.
Контрольные вопросы
1. Объясните причину, почему лампы фар оснащаются плавкими предохранителями независимо друг от друга.
Опишите действие газоразрядной лампы.
Перечислите преимущества и недостатки газоразрядных ламп.
Объясните действие инфракрасного освещения и сделайте набросок блок-схемы компонентов системы.
Определите термин «экспертное или интеллектуальное освещение».
50
Перечень литературы и средства обучения
1. Основная литература
Т.Дентон. «Автомобильная электроника»— М.: «НТ Пресс, 2008. — 576 с.
А. К. Нарышкин. Цифровые устройства и микропроцессоры. — М.: «Академия», 2006. — 320 с.
Ю.П. Чижков «Электрооборудование автомобилей» Часть 2 М. 2003г .
В.Е. Ютт «Электрооборудование автомобилей» М.: Горячая линия-Телеком 2006 г .
2. дополнительная литература
Угрюмое Е. П. Цифровая схемотехника. -СПб.: БХВ — Петербург, 2001. — 528 с.
Калабекое В. А. Цифровые устройства и микропроцессорные системы- — М.: Горячая линия — Телеком, 2000. — 336 с.
Опадчий Ю. Ф., Глудкин О. П., Гуров А. И, Аналоговая и цифровая электроника. — М.: Горячая линия — Телеком, 2000. — 768 с.
Новиков Ю. В. Основы цифровой схемотехники. — М.: Мир, 2001. - 379 с.
Браммер Ю. А.. Пащук И. Н. Цифровые устройства. — М.: Высшая школа, 2004 — 229 с.
3. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебники.
Методические разработки по проведению практических занятий.
Плакаты, мини-плакаты.
Электроизмерительные приборы (амперметры, вольтметры, ваттметры и т.д.).
Медиоресурсы (мультимедийные слайды, фильмы и т.д.)
51