СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» 2 курс Специальность 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы  составлены для обучающихся 2 курса, специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство».

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности внеаудиторной самостоятельной работы, определении её содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы. 

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» 2 курс Специальность 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»»


ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»






«УТВЕРЖДАЮ»


Заместитель директора

по учебной работе__________ Спирин О.Н.






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по дисциплине «Информатика»


Специальность 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»





РАССМОТРЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных

дисциплин
Протокол № _ от « »___________2016г.

Председатель:

_________________ /И.А.Шарова /







СОСТАВИЛ

преподаватель

Чудоквасова Г.А.

______________











р.п. Красные Баки

2016г.

СОДЕРЖАНИЕ



1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО РАБОТЕ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ 4

3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 5

3. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы 6

Задания к выполнению самостоятельных работ. 6

Самостоятельная работа №1. 6

Самостоятельная работа №2. 7

Самостоятельная работа №3. 8

Самостоятельная работа №4. 9

Самостоятельная работа №5. 10

Самостоятельная работа №6. 10

Самостоятельная работа №7. 11

Самостоятельная работа №8. 11

Самостоятельная работа №9. 11

Самостоятельная работа №10. 12

Самостоятельная работа №11. 12

Самостоятельная работа №12. 13

Самостоятельная работа №13. 13

Самостоятельная работа №14. 14

Самостоятельная работа №15. 14

Самостоятельная работа №16. 15

Самостоятельная работа №17. 17

4. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы 18

4.1  Рейтинговая карта оценки самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» 18

За выполнение заданий студентам выставляется балл согласно рейтинговой карты, приведенной в таблице. 18

Таблица  – Рейтинговая карта 18

4.2  Критерии оценки самостоятельных работ 19

За выполнение самостоятельной работы студенту выставляется балл рейтинга по критериям, представленным в следующей таблице. 19

Таблица  – Критерии рейтинговой оценки самостоятельной работы студента 19

5. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Приложение 1 21


  1. ВВЕДЕНИЕ


Объем учебной дисциплины «Информатика» по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» в соответствии с рабочей программой:



максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:


лабораторные работы

20

практические занятия

16

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:


подготовка сообщений, докладов 12

создание презентаций 2

выполнение теста 4

выполнение творческих заданий 9

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.


Данная дисциплина состоит из шести разделов:

раздел 1 «Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технологии»,

раздел 2 «Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем, их программное обеспечение»,

раздел 3 «Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации»,

раздел 4 «Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации»,

раздел 5 «Прикладные программные средства»,

раздел 6 «Автоматизированные системы. Использование средств вычислительной техники в лесном хозяйстве», позволяющих сформировать необходимые общие и профессиональные компетенции.

Согласно п.28 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Контроль и оценка результатов самостоятельной работы обучающихся осуществляется преподавателем в пределах времени, отведённого на обязательные учебные занятия и проходит в письменной, устной или смешанной форме, с предоставлением продукта творческой самостоятельной деятельности обучающегося. В качестве форм и методов контроля могут быть использованы: тестирование, защита творческих работ, представление проектов и др.

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы (далее – ВСР) составлены для обучающихся 2 курса, специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство».

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности внеаудиторной самостоятельной работы, определении её содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.

Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» являются:

  • овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю специальности;

  • формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;

  • развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО РАБОТЕ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ



  1. Найти в методических указаниях тему внеаудиторной самостоятельной работы (в содержании указаны страницы).

  2. Выяснить содержание работы и алгоритм, то есть порядок действий при её выполнении.

  3. Познакомиться с критериями, по которым будет оцениваться внеаудиторная самостоятельная работа.

  4. В каждой теме внеаудиторной самостоятельной работы указана литература, которая используется при выполнении работы.

  5. Обратить внимание при подготовке внеаудиторной самостоятельной работы, на формат выполнения каждой работы.

Примечание: если обучающийся испытывает затруднения, не ясны задания, порядок их выполнения, обучающийся может получить консультацию у преподавателя.












  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Таблица 1.

Тема

Вид самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля






1

Информация, информационные процессы и информационное общество

Подготовка сообщения (доклада)

2

Выступление на уроке

2

Информация, информационные процессы и информационное общество

Подготовка сообщения

1

Выступление на уроке

3

Технологии обработки информации, управления базами данных; компьютерные коммуникации

Подготовка сообщения

2

Выступление на уроке

4

Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники.

Подготовка доклада

2

Выступление с докладом

5

Прикладное программное обеспечение: файловые менеджеры, программы-архиваторы, утилиты.

Составление схемы структуры программного обеспечения ПК, примеры программ

2

Проверка работы

6

Прикладное программное обеспечение: файловые менеджеры, программы-архиваторы, утилиты.

Выполнение теста

1

Компьютерное тестирование

7

Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации.

Подготовка сообщения.

2




Выступление на уроке.


8

Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации.

Составление плана-конспекта

1

Проверка работы

9

Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации.

Выполнение теста

1

Компьютерное тестирование

10

Электронные таблицы

Составление кроссворда

2

Проверка работы

11

Системы управления базами данных

Составление сравнительной таблицы СУБД

2

Проверка работы

12

Системы управления базами данных

Выполнение теста

1

Компьютерное тестирование

13

Графические редакторы

Составление сравнительной таблицы для растровой и векторной графики.


2

Проверка работы

14

Графические редакторы

Выполнение теста

1

Компьютерное тестирование

15

Информационно-поисковые системы

Подготовка сообщения.

1

Выступление на уроке.


16

Автоматизированные системы

Подготовка сообщения.

2

Выступление на уроке.


17

Использование прикладных программных средств в геодезии и охране леса.

Подбор материала, выполнение презентации

2

Защита презентации

Итого: 27 часов.

3. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы Задания к выполнению самостоятельных работ.


Самостоятельные работы выполняются индивидуально на домашнем компьютере или в компьютерном классе в свободное от занятий время.

Студент обязан:

  • перед выполнением самостоятельной работы, повторить теоретический материал, пройденный на аудиторных занятиях;

  • выполнить работу согласно заданию;

  • по каждой самостоятельной работе представить преподавателю отчет в виде результирующего файла на внешнем носителе;

  • ответить на поставленные вопросы.

При выполнении самостоятельных работ студент должен сам принять решение об оптимальном использовании возможностей программного обеспечения. Если по ходу выполнения самостоятельной работы у студентов возникают вопросы и затруднения, он может консультироваться у преподавателя. Каждая работа оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценки приведены в конце методических рекомендаций.

Самостоятельная работа №1.

Поиск информации о вкладе учёных в развитие информатики, подготовка сообщения


Цель работы: найти информацию об ученых, внесших существенный вклад в развитие информатики, подготовить сообщение.


Краткие теоретические сведения

Информатика— наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации.

Это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения. Информатика занимается изучением процессов преобразования и создания новой информации более широко, практически не решая задачи управления различными объектами, как кибернетика. Информатика появилась благодаря развитию компьютерной техники, базируется на ней и совершенно немыслима без нее. Кибернетика развивается сама по себе и, хотя достаточно активно использует достижения компьютерной техники, совершенно от нее не зависит, т.к. строит различные модели управления объектами.


Задание 1: Пользуясь дополнительной литературой и источниками информации, найдите информацию об ученых, внесших существенный вклад в развитие информатики.

Задание 2: Подготовьте сообщение по плану:

  1. фамилия, имя, отчество ученого,

  2. место и годы жизни,

  3. отношение к информатике,

  4. вклад в развитие информатики (изобретение, открытие),

  5. источник информации.


Примерный список ученых: БлезПаскаль, ШарльКсавьеТомасдеКольмар, ЧарльзБэббидж, ГерманХоллерит, АдаЛавлейс, ЛинусТорвальдс, ДжонБардин, УолтерБраттейн,УильямБрэдфордШокли, С.А. Лебедев, НорбертВинер, А.А. Ляпунов, А.П. Ершов, ЛеонардодаВинчи, ВильгельмШиккард, ГотфридВильгельмЛейбниц, АланТьюринг, Цузе, МорисУилкс, ДжонМочли, ПресперЭккерт, ДжонфонНейман, ДжорджБуль, КлодШеннон, В.Е.Лашкарев, Б.Е.Патон, А.П.Александров, В.М.Глушков, Н.П. Брусенцов, И.Я. Акушский, М.А. Карцев.


Интернет-источники:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/История_вычислительной_техники

  2. http://sdo.uspi.ru/mathem&inform/lek9/lek_9.htm- история развития ВТ,

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/История_вычислительной_техники- история ВТ


Контроль выполнения: Выступление на уроке

Срок выполнения: неделя


Самостоятельная работа №2.

Поиск информации о правовой ответственности за правонарушения в компьютерной области


Цель работы: познакомиться с документами, регламентирующими виды нарушений при использовании ПК, интернета, информационно-коммуникационных технологий и ответственность за правонарушения в компьютерной области.


Задание 1: Пользуясь интернет-источниками и технической литературой, найдите информацию о видах нарушений и ответственности при использовании ПК, Интернета, ИКТ при работе с информацией. Для этого можно воспользоваться статьями:

  • преступления в сфере информационных технологий - http://ru.wikipedia.org/wiki/Преступления_в_сфере_информационных_технологий,

  • правонарушения в области технической защищённости систем - http://ru.wikipedia.org/wiki/Правонарушения_в_области_технической_защищённости_систем,

  • ответственность за нарушения и преступления в информационной сфере - http://www.iso27000.ru/zakonodatelstvo/otvetstvennost-za-narusheniya-i-prestupleniya-v-informacionnoi-sfere,

  • административная и уголовная ответственность за нарушения в области информации, в том числе компьютерной - http://www.referent.ru/48/215998,

  • адвокат по компьютерным преступлениям (киберпреступлениям) - http://www.advodom.ru/services/cybercrime.php,

Задание 2: В тетради подготовьте список документов, которые регламентируют виды нарушений - компьютерных преступлений и ответственность за их свершение по плану:

  1. Вид документа, номер (если есть)

  2. Название документа

  3. Дата принятия (вступления в действие)

  4. Принявший орган

Задание 3: Для каждого документа определите виды нарушений и ответственности.


Контроль выполнения: Выступление на уроке

Срок выполнения: неделя


Самостоятельная работа №3.

Поиск информации об истории развития компьютерных систем


Цель работы: найти сведения об истории развития компьютерных систем.


Краткие теоретические сведения

Компьютер – это сложная вещь, комплекс, система программно-технических средств, объединенных одним понятием. Компьютер (англ. «вычислитель») — устройство или система, способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций. Электронная вычислительная машина (ЭВМ) — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач.

Состав оборудования компьютера меняется в зависимости от того, для каких целей он используется, но, тем не менее, существует базовая конфигурация, в которой обязательно присутствуют системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Классифицировать аппаратные средства можно в зависимости от выполняемых ими функций:

  • устройства вывода и отображения информации (монитор, принтер, акустическая система);

  • устройства ввода информации(клавиатура, сканер, графический планшет (дигитайзер);

  • устройства управления (мышь, джойстик);

  • устройства связи и передачи данных (модем);

  • устройства для создания локальной сети (сетевые платы, кабели, разъемы, хабы и т.д.);

  • устройства хранения и переноса информации (внешние дисководы);

  • устройства управления питанием (блок питания, источники бесперебойного питания).

Итак, компьютерная система – это аппаратная конфигурация, т.е. все функциональные компоненты компьютера и сопутствующее оборудование. В широком понимании компьютерная система – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих как единое целое ЭВМ, обеспечивающих выполнение определенной функции.


Задание: Пользуясь дополнительной литературой и источниками информации, найдите информацию об истории развития компьютерных систем, как в целом, так и отдельных аппаратных частей. Выберите тему для поиска, подберите материал, сохраните найденный материал в электронной папке.


Примерная тематика для поиска:

  1. Первые ЭВМ

  2. Поколения ЭВМ

  3. Персональные компьютеры

  4. Портативные компьютеры

  5. Мобильные компьютеры

  6. История появления и развития процессора

  7. История появления и развития внутренней памяти

  8. История появления и развития внешней памяти

  9. История появления и развития монитора

  10. История появления и развития мыши

  11. История появления и развития принтера

  12. История появления и развития клавиатуры

  13. История появления и развития сканера

  14. История появления и развития устройства связи и передачи данных

  15. Применение компьютерных систем в сферах человеческой деятельности (образование, медицина, строительство, политика, бизнес, искусство, наука, быт)


Интернет-источники:

  1. http://cdo.bseu.by/dl1/hardware/h1_1.htm - что такое компьютерная система,

  2. http://cdo.bseu.by/dl1/hardware/h1_3.htm - эволюция компьютерного аппаратного обеспечения,

  3. http://cdo.bseu.by/dl1/hardware/h1_4.htm - большие универсальные ЭВМ (мэйнфреймы), миникомпьютеры, микрокомпьютеры и суперкомпьютеры.


Контроль выполнения: Выступление на уроке

Срок выполнения: неделя


Самостоятельная работа №4.

Поиск информации и подбор материала о периферийных устройствах современных ПК, подготовка доклада


Цель работы: систематизировать материал об устройствах компьютерных систем.


Задание: Пользуясь лекционным материалом, материалом задания ВСР №3 и дополнительными источниками, подготовьте доклад по одной из предложенных тем по периферийным устройствам. При подборе материала для доклада обратите внимание на краткие исторические сведения (время разработки устройства, автор-разработчик устройства), классификация или виды устройства, примеры (картинки) устройств, технические характеристики современных устройств, перспектива развития. Сохраните ссылки на источники, из которых брали материал для доклада в целях соблюдения законодательства и авторских прав.


Тематика докладов

  1. Принтеры

  2. Сканеры

  3. Мониторы

  4. Звуковые устройства

  5. Игровые устройства

  6. Компьютерная мышь

  7. Устройства передачи данных

  8. Клавиатура

  9. Носители информации

  10. Дисководы

  11. Цифровые камеры

  12. Графический планшет

  13. Источники бесперебойного питания

  14. Модем

  15. Адаптеры и порты


Контроль выполнения: Выступление на уроке

Срок выполнения: неделя

Самостоятельная работа №5.

Составление схемы структуры программного обеспечения ПК, примеры программ


Цель работы: изучить виды программного обеспечения ПК, привести их примеры, использовать графические возможности текстового редактора для построения схемы ПО.


Задание 1: Повторите теоретический материал по структуре и классификации программного обеспечения ПК, его назначении и особенностях. Изучите классификацию ПО ПК (системное, прикладное, инструментальное).

Задание 2: Пользуясь графическими возможностями текстового редактора MS Word, составьте развернутую схему классификации программного обеспечения. В схеме укажите все виды ПО, назначение, их структуру и краткую характеристику.

Задание 3: Приведите примеры программ по видам ПО.


Контроль выполнения: проверка работы

Срок выполнения: к следующему занятию


Самостоятельная работа №6.

Выполнение теста по теме «Аппаратное и программное обеспечение»

Цель работы: закрепить основные понятия аппаратного и программного обеспечения, устройства компьютера, их определения и назначение.


Задание 1: Повторите основные составляющие устройства компьютера, состав аппаратного и программного обеспечения, пользуясь лекционным материалом.

Задание 2: Выполните тест «Аппаратное и программное обеспечение ПК» (А.В.Могилев, Н.И. Пак, Е.К.Хеннер Практикум по информатике. Архитектура ЭВМ(стр.488), Внешние устройства ЭВМ (стр. 495), Операционные системы (стр.167)).


Контроль выполнения: компьютерное тестирование

Срок выполнения: к следующему занятию






Самостоятельная работа №7.

Поиск информации и подбор материала о вирусах и антивирусных средствах защиты информации


Цель работы: систематизировать материал об антивирусной защите информации.


Задание: Пользуясь лекционным материалом и дополнительными источниками, подготовьте доклад по одной из предложенных тем. При подборе материала для доклада обратите внимание на краткие исторические сведения (время создания первого вируса, автор-создатель вируса), классификация или виды вирусов (антивирусных программ), примеры вирусов и антивирусных программ, функциональные характеристики современных антивирусных средств. Сохраните ссылки на источники, из которых брали материал для доклада в целях соблюдения законодательства и авторских прав.


Тематика докладов

  1. История возникновения компьютерных вирусов

  2. Разновидности компьютерных вирусов

  3. Пути проникновения вируса в компьютер

  4. Характеристика антивирусных программ

  5. Разновидности антивирусных программ

  6. Сравнительный анализ антивирусных программ



Контроль выполнения: Выступление на уроке

Срок выполнения: неделя

Самостоятельная работа №8.

Составление плана-конспекта текста «Службы интернет»


Цель работы: ознакомиться со службами и сервисами сети Интернет.


Задание: Пользуясь текстом «Службы Интернет», составьте в тетради конспект. Текст приведен в приложении 1.


Контроль выполнения: проверка работы

Срок выполнения: к следующему занятию


Самостоятельная работа №9.

Выполнение теста «Локальные и глобальные компьютерные сети»


Цель работы: закрепить основные понятия по компьютерным сетям и технологиям работы в сетях.


Задание 1: Повторите основные понятия компьютерных сетей, топологию сетей, компоненты сети, пользуясь лекционным материалом.

Задание 2: Выполните тест «Локальные и глобальные компьютерные сети» (А.В.Могилев, Н.И. Пак, Е.К.Хеннер Практикум по информатике. Локальные сети.(стр.508),глобальные сети (стр.511)).

Контроль выполнения: компьютерное тестирование

Срок выполнения: к следующему занятию



Самостоятельная работа №10.

Составление кроссворда по аппаратному и программному обеспечению ПК


Цель работы: закрепить основные понятия аппаратного и программного обеспечения ПК, знать терминологию.


Задание 1: Пользуясь программой MS Excel, создайте кроссворд по основным понятиям и составляющим аппаратного и программного обеспечения ПК. Лист 1 - Вопросы, Лист 2 - Ответы.

Задание 2: Оформите кроссворд: вставьте название в виде объекта WordArt, обозначьте номера слов по горизонтали и вертикали (в отдельной ячейке слева-направо по порядку).

Задание 3: Подготовьте кроссворд к печати: подберите соответствующую ориентацию страницы и расположение информации на листе.


Требования к кроссворду:

  • количество слов 25-30;

  • понятия и термины используются в единственном числе в виде одного слова на русском языке;

  • слова в кроссворде друг с другом не соприкасаются.


Контроль выполнения: проверка работы

Срок выполнения: неделя


Самостоятельная работа №11.

Составление сравнительной таблицы СУБД


Цель работы: познакомиться с системами управления базами данных современного рынка, дать сравнительную характеристику СУБД по видам классификации.

Краткие теоретические сведения

Система управления базами данных (СУБД) - специализированный комплекс программ, предназначенный для удобной и эффективной организации, контроля и администрирования баз данных.

В свободной энциклопедии Википедия предложена следующая классификация СУБД:

  1. по модели данных:

    • иерархические;

    • сетевые;

    • реляционные;

    • объектно-ориентированные;

    • объектно-реляционные;

  2. по степени распределённости:

    • локальные СУБД;

    • распределённые СУБД;

  3. по способу доступа к БД:

    • файл-серверные;

    • клиент-серверные;

    • встраиваемые.


Задание: Пользуясь ресурсами интернета, найдите информацию по СУБД. Изучите результаты поиска. Заполните в тетради сравнительную таблицу 2.Сделайте вывод об использовании видов СУБД в строительстве.


Таблица 2 - Сравнительная характеристика СУБД


Название СУБД

Время появления, разработчик

Вид СУБД (классифи-кация)

Особенности (основные характеристики, назначение)

Недостатки

Источник информации (адрес ссылки на ресурс)

MS Access






Paradox






dBase






FoxPro






Oracle






MySQL






Informix






Контроль выполнения: проверка работы

Срок выполнения: неделя



Самостоятельная работа №12.


Выполнение теста «СУБД»

Цель работы: закрепить основные понятия по системам управления базами данных.


Задание 1: Повторите основные понятия СУБД, пользуясь лекционным материалом.

Задание 2: Выполните тест «СУБД» (А.В.Могилев, Н.И. Пак, Е.К.Хеннер Практикум по информатике. Системы управления базами данных(стр.173)).

Контроль выполнения: компьютерное тестирование

Срок выполнения: неделя

Самостоятельная работа №13.

Составление сравнительной таблицы для растровой и векторной графики


Цель работы: изучить особенности растровой и векторной графики.


Задание 1: Ознакомьтесь с материалом на тему «Компьютерная графика».

Для этого можно воспользоваться следующими Интернет-ресурсами:

http://www.0zd.ru/programmirovanie_kompyutery_i/kompyuternaya_grafika.html

http://life-prog.ru/view_komputernaya_grafika.php?id=16

http://school497.ru/download/u/02/les15/les.html

http://lib.zabspu.ru/students/diploms/2003/coreldraw10/ur1.htm


Задание 2: Заполните в тетради сравнительную таблицу (табл. 3):


Таблица 3 - Сравнительная характеристика растровой и векторной графики


Характеристика

Компьютерная графика

Растровая

Векторная

Основное назначение



Особенность графики



Основные элементы



Основные понятия



Преимущества



Недостатки



Примеры графических редакторов



Форматы графических файлов



Контроль выполнения: проверка работы

Срок выполнения: неделя


Самостоятельная работа №14.

Выполнение теста «Графические системы»


Цель работы: закрепить основные понятия и характеристики растровой и векторной графики, особенности компьютерных изображений.


Задание 1: Повторите основные понятия, особенности растровой и векторной графики, пользуясь лекционным материалом.

Задание 2: Выполните тест «Графические системы» (А.В.Могилев, Н.И. Пак, Е.К.Хеннер Практикум по информатике. Графические системы.(стр. 172)).


Контроль выполнения: компьютерное тестирование

Срок выполнения: неделя


Самостоятельная работа №15.

Поиск информации об информационно-поисковых системах, подготовка сообщения


Цель работы: найти информацию об информационно-поисковых системах, подготовить сообщение.


Задание 1: Изучите предложенный материал об ИПС.

Информационно-поисковая система – это прикладная компьютерная среда для обработки, хранения, сортировки, фильтрации и поиска больших массивов структурированной информации.

Каждая ИПС предназначена для решения определенного класса задач, для которых характерен свой набор объектов и их признаков. ИПС бывают двух типов:

  • документографические,

  • фактографические.

В документографических ИПС все хранимые документы индексируются специальным образом, т. е. каждому документу присваивается индивидуальный код, составляющий поисковый образ. Поиск идет не по самим документам, а по их поисковым образам. Именно так ищут книги в больших библиотеках. Сначала отыскивают карточку в каталоге, а затем по номеру, указанному на ней, отыскивается и сама книга. В фактографичеких ИПС хранятся не документы, а факты, относящиеся к какой-либо предметной области. Поиск осуществляется по образцу факта.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на FTP-серверах, товары в Интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.

Задание 2: Пользуясь Интернет-ресурсами найдите материал по ИПС. Результаты поиска сохраняйте в свою рабочую папку.

Задание 3: Подготовьте сообщение об одной из найденных ИПС по плану:

  • название поисковой системы,

  • сведения из истории возникновения,

  • популярность среди пользователей,

  • способы поиска информации.

Контроль выполнения: Выступление на уроке

Срок выполнения: неделя

Самостоятельная работа №16.

Поиск информации о видах автоматизированных систем, подбор примеров, подготовка сообщения


Цель работы: найти информацию и познакомиться с автоматизированными системами в лесном и лесопарковом хозяйстве, подобрать примеры и подготовить сообщение.

Краткие теоретические сведения

Под автоматизированной системой (АС) понимается механизм, реализующий информационную технологию. Этот механизм содержит две составляющих: людей, занимающихся эксплуатацией и обслуживанием АС и информационную систему (ИС) как программный информационный технический комплекс. То есть ИС это совокупность базы данных, СУБД, приложений, реализующих задачи пользователей и соответствующих технических средств (компьютеры, сетевое оборудование, периферия и т.п.).

В соответствии с жизненным циклом инженерного изделия различают несколько видов АС (представлены в табл.4).

Таблица 4  – Виды автоматизированных систем

Вид АС

Основная цель

Решаемые задачи и инструментарий

АСНИ – автоматизированная система научных исследований

моделирование и проведение экспериментов

математическая статистика, планирование эксперимента, методы оптимизации, имитационное моделирование

САПР – система автоматизированного проектирования

автоматизация процессов расчетов и проектирования

изготовление конструкторской документации, смет, заказных спецификаций, оптимизация проектных решений, снижение сроков проектирования

АСТПП – автоматизированная система технологической подготовки производства

подготовить конкретное предприятие с его конкретными материальными и человеческими ресурсами к выпуску того или иного изделия или переходу на новую технологию

составление маршрутных и технологических карт, расчет и оптимизация загрузки людей и оборудования; расчеты потребностей и планирование запасов и т.п.

АСУТП – автоматизированная система управления технологическими процессами

управление изготовлением готовой продукции в основном для непрерывных производств

задачи автоматического управления и регулирования

ГПС – гибкие производственные системы (набор производственных модулей, станков с числовым программным управлением, промышленных роботов, из которых можно создать технологическую систему)

автоматизация дискретного производства, например, производство автомобилей

механическая, термическая и др. обработка, перемещение изделия и компонентов между производственными модулями, складирование и т.п.

АСУП – автоматизированная система управления предприятием

решает задачи организации управления и экономики

бух учет, планирование, кадры, снабжение, сбыт и т.п.

Классификация АСУП:

  • по отраслям производства, например: банковские учетные и управленческие системы, управление дискретным промышленным производством, системы профилактической и режимной деятельности органов МВД и др.,

  • по видам деятельности, например: управление работой склада, система маркетинговых исследований, аналитическая система для работы на фондовом рынке и др.,

  • по применяемым методам обработки информации, например: электронный архив, корпоративная система управления процессом выполнения офисных работ, система статистических расчетов и др.



Рисунок 1. Общая схема связи АС


В настоящее время синонимами АСУП являются термины: информационная система (ИС), автоматизированная ИС (АИС), корпоративная ИС (КИС), система обработки данных (СОД), автоматизированная СОД (АСОД) и др.

Задание 1: Ознакомьтесь с общей информацией об автоматизированных системах управления, целях автоматизации, функциях и видах АСУ по ссылке http://ru.wikipedia.org/wiki/Автоматизированная_система_управления.

Задание 2: Пользуясь технической литературой и интернет-источниками, найдите статьи об использовании автоматизированных систем в лесном и лесопарковом хозяйстве, подготовьте сообщение.

Задание 4: Подумайте, какие виды работ уже автоматизированы, какие виды деятельности в можно автоматизировать в лесном и лесопарковом хозяйстве (см. табл. 5). Сделайте вывод о целесообразности и необходимости автоматизации видов работ и деятельности. Заполните в тетради таблицу:

Таблица 5 - Автоматизация деятельности в лесном и лесопарковом хозяйстве


Автоматизированные виды работ

Можно автоматизировать

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Примеры АИС, АСУ:

Вывод:

Контроль выполнения: Выступление на уроке

Срок выполнения: две недели

Самостоятельная работа №17.

Подбор материала по теме «Лесное и лесопарковое хозяйство» для подготовки презентации «Моя будущая профессия»


Цель работы: найти информацию по теме «Лесное и лесопарковое хозяйство» и подготовить презентацию «Моя будущая профессия».


Задание 1: Пользуясь литературой, Интернет-ресурсами, собственными знаниями подготовьте текстовый и графический материал для презентации по плану:

  • сведения из истории,

  • сведения о профессии,

  • картинки, фотографии,

  • ссылки на источники информации.

Материал представьте в электронном виде.


Контроль выполнения: защита презентации

Срок выполнения: неделя



































4. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы



Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающихся. Итог внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся проводится в виде отметки, которая выставляется в журнале теоретических занятий.

Критерии оценки результатов ВСР.

Критерии оценки результатов ВСР обучающегося оформляются в соответствии с тематикой (реферат, презентация, практическая работа, решение задач и т.д.).


4.1  Рейтинговая карта оценки самостоятельной работы по дисциплине «Информатика»


За выполнение заданий студентам выставляется балл согласно рейтинговой карты, приведенной в таблице 6.


Таблица 6 – Рейтинговая карта


Тема

Деятельность студента

Мин. кол-во баллов

Макс. кол-во баллов

Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология.

1.1

1. Поиск информации о вкладе учёных в развитие информатики, подготовка сообщения

1

3

1.1

2.Поиск информации о правовой ответственности за правонарушения в компьютерной области

1

2

1.2

3. Поиск информации об истории развития компьютерных систем

1

2


Итого

3

7

Раздел 2. Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем, их программное обеспечение.

2.1

4. Поиск информации и подбор материала о периферийных устройствах современных ПК, подготовка доклада

1

3

2.4

5. Составление схемы структуры программного обеспечения ПК, примеры программ

3

5

2.4

6. Выполнение теста «Аппаратное и программное обеспечение»

3

5


Итого

7

13

Раздел 3. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации.

3.1

7. Поиск информации и подбор материала о вирусах и антивирусных средствах защиты информации

1

2


Итого

1

2

Раздел 4. Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации

4.1

8. Составление плана-конспекта текста «Службы Интернет»

1

2

4.1

9. Выполнение теста «Локальные и глобальные сети»

3

5


Итого

4

7

Раздел 5. Прикладные программные средства

5.2

10. Составление кроссворда по аппаратному и программному обеспечению ПК

3

5

5.3

11. Составление сравнительной таблицы СУБД

3

5

5.3

12. Выполнение теста «СУБД»

1

3

5.4

12. Составление сравнительной таблицы для растровой и векторной графики

3

5

5.4

13. Выполнение теста «Графические системы»

1

3

5.5

14. Поиск информации об информационно-поисковых системах, подготовка сообщения

1

3


Итого

12

23

Раздел 6. Автоматизированные системы. Использование средств вычислительной техники в лесном хозяйстве.

6.1

15. Поиск информации о видах автоматизированных систем, подбор примеров, подготовка сообщения

1

3

6.4

16. Подбор материала по теме «Лесное и лесопарковое хозяйство» для подготовки презентации «Моя будущая профессия»

1

3


Итого

2

6


Количество баллов по ВСР

29

58

4.2  Критерии оценки самостоятельных работ


За выполнение самостоятельной работы студенту выставляется балл рейтинга по критериям, представленным в следующей таблице 7.


Таблица 7 – Критерии рейтинговой оценки самостоятельной работы студента


п/п

Оцениваемые навыки

Метод оценки

Критерии оценки

Максимальный балл рейтинга

Средний балл рейтинга

Минимальный балл рейтинга

1.

Отношение к работе

Фиксирование срока сдачи работы

Работа сдана в требуемые сроки

Работа сдана с задержкой на 1-2 недели

Работа сдана с задержкой на 3-4 недели

2.

Способность самостоятельно выполнять работу

Просмотр файла в личной папке студента

Полное выполнение работы, отсутствие ошибок

Допускает одну ошибку (неточность) при выполнении работы

Допускает две, три ошибки при выполнении работы

3.

Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессиональной лексикой

Собеседование (защита) при сдаче работы

Грамотно отвечает на поставленные вопросы

Допускает незначительные ошибки в изложении алгоритма задания

Допускает ошибки в изложении алгоритма задания. Имеет ограниченный словарный запас

5. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Основные источники:

  1. Информатика и ИКТ : учебник для нач. и сред. проф. образования. М.С. Цветкова, Л.С.Великович. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 352 с.

  2. Практикум по информатике: учебник для нач. и сред. проф. образования. Михеева Е.В., М.: «Академия», 2013- 192 с.

Дополнительные источники:


Электронные учебники и пособия

  1. Данчул А.Н. Информатика. (Часть 1. Теоретические основы информатики) – М.: ТЕРМИКА, 2004.

  2. Аскеров Т.М. Информатика. (Часть 2. Технические средств реализации информационных процессов) / Под общ. ред. Данчула А.Н. – М.: ТЕРМИКА, 2004.

  3. Информатика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов/ А.В. Могилев, Н.И.Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 816 с.

  4. Практикум по информатике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.В. Могилев, Н.И.Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 608 с.

  5. Бородько В.П., Сафонова Т.Е. Информатика. (Часть 3. Программные средств реализации информационных процессов) / Под общ. ред. Данчула А.Н. – М.: ТЕРМИКА, 2004.

  6. Данчул А.Н., Гречишников А.В. Информатика. (Часть 4. Основы программирования)/ Под общ. ред. Данчула А.Н. – М.: ТЕРМИКА, 2004.

  7. Домрачев С.А. Информатика. (Часть 5. Сети ЭВМ)/ Под общ. ред. Данчула А.Н. – М.: ТЕРМИКА, 2004.

  8. Аскеров Т.М. Информатика. (Часть 6. Информационная безопасность и защита информации)/ Под общ. ред. Данчула А.Н. – М.: ТЕРМИКА, 2004.

  9. Информатика. 7-11 класс. М.: ИД «Равновесие», 2004.

  10. Экономика информатики. Электронное учебное пособие. – Нижний Новгород, Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 2001.

Интернет – ресурсы:


  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/window, свободный. — Загл. с экрана.

  2. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// nlr.ru/lawcenter, свободный. — Загл. с экрана.

  3. Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html, свободный.— Загл. с экрана.

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Свободная электронная энциклопедия «Википедия»

  5. http://inf.e-alekseev.ru/ - Алексеев Е.Г., Богатырев С.Д. Информатика: Мультимедийный электронный учебник – Саранск: Морд.гос. ун-т, 2009.

  6. http://tadviser.ru - российский интернет-портал





Приложение 1


СЛУЖБЫ ИНТЕРНЕТА

Когда говорят о работе в Интернете или об использо­вании Интернета, то на самом деле речь идет не об Ин­тернете в целом, а только об одной или нескольких из его многочисленных служб. В зависимости от конкрет­ных целей и задач клиенты сети используют те службы, которые им необходимы.

Разные службы имеют разные протоколы. Их со­блюдение обеспечивается и поддерживается работой специальных программ. Таким образом, чтобы восполь­зоваться какой-то из служб Интернета, необходимо ус­тановить на компьютере программу, способную рабо­тать по протоколу данной службы. Такие программы называют клиентскими или просто клиентами.


Пример. Для передачи файлов в Интернете используется специальный протокол FTP (FileTransferProtocol). Соот­ветственно, чтобы получить из Интернета файл, необходимо:

  • иметь на компьютере программу, являющуюся клиентом FTP(FTP-клиент);

  • установить связь с сервером, предоставляющим услуги FTP(FTP-сервером).

Пример. Чтобы воспользоваться электронной почтой, необходимо соблюсти протоколы отправки и получения сооб­щений. Для этого надо установить программу (почтовый клиент) и связь с почтовым сервером. Так же обстоит дело и с другими службами.


Обратите внимание на то, что сервер - это не всегда компьютер. Под сервером может пониматься и програм­мное обеспечение. Таким образом, один узловой компь­ютер Интернета может выполнять функции нескольких серверов и обеспечивать работу различных служб, оста­ваясь при этом универсальным компьютером, на кото­ром можно выполнять и другие задачи, характерные для средств вычислительной техники. Следует также учитывать, что клиенты в Интернете - это не всегда люди, чаще это программы.


ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА (E-MAIL)

Эта служба является одной из наиболее ранних. День рождения – 21 октября 1969г. –отправлено первое в мире электронное письмо, состоящее из 2-х букв. После его передачи один из компьютеров вышел из строя. Ее обеспечением в Интернете занимаются специальные почтовые серверы.

Почтовые серверы получают сообщения от клиентов и пересылают их по цепочке к почтовым серверам адре­сатов, где эти сообщения накапливаются. При установ­лении соединения между адресатом и его почтовым сер­вером происходит автоматическая передача поступивших сообщений на компьютер адресата. Главным пре­имуществом E-mail является независимость от времени. Электронное письмо приходит сразу же после его от­правления и хранится в почтовом ящике до получения адресатом. Кроме текста оно может содержать вложен­ные файлы любого формата, например звуковые, гра­фические, программные. Электронные письма могут от­правляться сразу по нескольким адресам. Кроме этого, к достоинствам электронных информационных сетей от­носятся низкая стоимость распространения информации в сравнении с бумажными технологиями и международ­ной телефонной связью, доступность с точки зрения тех­нических средств пользователя.

Электронная почта может использоваться как сама по себе, так и для получения с ее помощью сообщений из телеконференций, а также для получения электрон­ных книг и программ с файловых серверов мира. С по­мощью E-mail можно передавать информацию на пей­джер, телекс, факс и сотовый телефон. Можно также подписаться на тематические почтовые рассылки, кото­рые будут пересылаться по электронной почте. Однако если не защитить свое послание, то его смогут прочитать или подделать. Как средство защиты от этого существу­ет технология PGP (PrettyGoodPrivacy - надежная конфиденциальность) для защиты электронной почты.

Почтовая служба основана на двух протоколах: SMTP (SimpleMailTransferProtocol) и РОРЗ (PostOfficeProtocol).По первому происходит отправка кор­респонденции с компьютера на сервер, а по второму – прием поступивших сообщений. Почтовый ящик (E-mailaccount) предоставляется поставщиком услуг сети Ин­тернет и служит для приема писем, отправленных на Е-mail адрес, который связан с данным почтовым ящиком. При предоставлении почтового ящика поставщик услуг Интернета сообщает пользователю адрес РОРЗ сервера, адрес SMTP сервера, имя пользователя, назва­ние почтового ящика и пароль для входа на сервер.

Существует два возможных способа работы с элек­тронной почтой:

  • режим on-line, когда пользователь работает со своим почтовым ящиком как с обычной web-страницей;

  • режим off-line, когда пользователь предварительно готовит корреспонденцию в почтовой программе на своем локальном компьютере, и затем программа связывается с сервером, отправляет и принимает почту.

Существует большое разнообразие клиентских почто­вых программ. К ним относится, например, программа MicrosoftOutlookExpress, входящая в состав операци­онных систем семейства Windows, начиная с Windows 98 как стандартная. Из специализированных почтовых про­грамм хорошую популярность имеют программы TheBat! и EudoraPro.

В Интернет каждый пользователь идентифицирует­ся уникальным электронным адресом (некоторые могут иметь больше одного E-mail адреса), который определя­ет почтовый сервер и имя почтового ящика. За именем следует знак @. Все это слева присоединяется к имени компьютера. Обычная структура электронного адреса следующая: @.

Здесь – регистрационное имя пользователя компьютера, уникальное сочетание имени и фамилии пользователя, либо имя группы пользовате­лей почтового ящика; – доменное имя почтового сервера.

Пример: [email protected], здесь marina – имя поль­зователя почтового ящика, расположенного на сервере с име­нем spi.overta.ru.

Зарегистрировать электронный почтовый ящик мож­но на сервере провайдера, предоставляющего услуги Интернет.

Кроме того, существует достаточно много Интернет-серверов (rambler.ru, yandex.ru, mail.ru, hotmail.ru и др.), которые предоставляют возможность бесплатно зарегистрировать почтовый ящик и пользоваться им. С такой Web-почтой можно работать с использовани­ем Web-интерфейса, т.е. непосредственно из браузера.В этом случае желающему зарегистрировать почтовый ящик предлагается пользовательское соглашение, в ко­тором оговариваются условия предоставления услуги: размер почтового ящика, защита конфиденциальности корреспонденции, ответственность сторон, обслужива­ние в случае неполадок в работе почты, рассылка рекла­мы, ситуации, при возникновении которых почтовый адрес может быть аннулирован и т.д. Процесс регистра­ции нового пользователя (аккаунта) на всех сайтах ана­логичен.


WORLD WIDE WEB (ВСЕМИРНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СЕТЬ)

Как физическая сеть компьютеров Интернет сущест­вует уже тридцать лет. До последнего времени он неспешно развивался путем подключения в общую сеть других больших и малых локальных сетей. Колоссаль­ный информационный взрыв, произошедший в конце XX века, как раз и вызван появлением службы WWWи связанных с нею протоколов.

WorldWideWeb — это самая известная и самая по­пулярная служба Интернета. Часто ее называют просто Web. Она предоставляет возможность поиска и сбора информации. Работа в WWW похожа на виртуальное путешествие по миру с изучением интересных мест. Вот как сказано в "Книге рекордов Гиннесса 2000" о появлении универсального средства для просмотра страниц Интернет – WWW: "В 1989 г. Тим Бернер-Ли (Великобритания) предложил глобальный текстовый браузер, который начал применяться практически в 1991 г.".

В основе всей системы WWW лежат всего-навсего четыре понятия:

  • единый формат документов (HTML);

  • программы-клиенты для просмотра документов (браузеры);

  • гипертекст;

  • единая система адресации (URL).

Все документы службы WWW имеют одинаковый формат – так называемый формат HTML. Их называют Web-документами, HTML-документами или Web-страницами. Эти термины равнозначны.

Группа взаимосвязанных Web-страниц, объединен­ных единой тематикой, единым авторством, единым вла­дельцем и т.п. образует так называемый Web-узел. Для краткости Web-узлы называют просто сайтами. Термин "сайт" используют, когда речь идет об информации, раз­мещенной на Web-узле, но когда речь идет о структуре этой информации и о связи между отдельными Web-страницами, используют все-таки термин Web-узел.

Документов в Web-узле может быть очень и очень много. Но есть документ, который должен быть всегда и который всегда только один. Это титульная страница Web-узла. На ней обычно содержится приветствие посе­тителю, и отсюда открывается доступ ко всем прочим страницам.

ФорматHTML

Web-документы (Web-страницы) отличаются от обычных документов тем, что написаны в специальном формате HTML (HyperTextMarkupLanguage – язык разметки гипертекста).Формат HTML очень похож на обычный текст, поэтому Web-документы можно гото­вить в обычном текстовом редакторе. Разница только в том, что местами в текст вставлены специальные коды (их называют тегами), с помощью которых текст можно делать разноцветным, использовать шрифты разных размеров, встраивать в текст картинки, мультиплика­цию, видеофрагменты, звуковые и музыкальные клипы и многое-многое другое.

Перечислить это труднее, чем сделать. Все настоль­ко просто, что, вооружившись хорошей книгой по HTML, можно уже через пятнадцать минут приступать к тому, чтобы из обычного текста сделать Web-доку­мент, а потом выставить его на сервере для всеобщего обозрения.

Web-документы отличаются от обычных текстовых документов еще и тем, что файлы этих документов должны иметь расширение имени НТМ.

Программы-браузеры

Итак, все документы, циркулирующие в WorldWideWeb, имеют единый формат – HTML. А это зна­чит, что должны существовать программы (клиенты WWW), которые могут такие документы показывать на экране. Эти программы называют браузерами. В лите­ратуре также можно встретить термины браузер или обозреватель. Во всех случаях речь идет о некотором средстве просмотра Web-документов.

Браузер принимает документ, находит в нем теги и показывает документ на экране так, как они того тре­буют. Например, заголовки глав будут изображаться крупным и жирным шрифтом, а заголовки разделов – шрифтом поменьше. Там, где в текст вставлена картин­ка, браузер прочитает адрес, по которому хранится ее файл, обратится по указанному адресу (в любую точку света), загрузит эту картинку, встроит ее в текст и пока­жет на экране вместе с текстом.

Существует много разных браузеров. У каждого есть свои слабые и сильные стороны. Основными браузера­ми в настоящее время являются InternetExplorer, Operaи NetscapeNavigator. Сегодня самым популярным и наи­более распространенным браузером считается InternetExplorer. Его широкое распространение связано с тем, что он встроен в операционные системы семейства Windows, начиная с Windows 98.



Гипертекст

Это самое мощное свойство службы WorldWideWeb. Благодаря гипертексту работа с Интернетом стала такой же простой, как работа с левой кнопкой мыши.

Среди многочисленных тегов HTML есть специальная группа тегов, предназначенная для создания гипер­текстовых ссылок. Ссылки бывают текстовые или гра­фические. Выявить ссылку можно по изменившемуся кypcopy мыши на месте ссылки (он превращается в ла­донь) и появлению адреса данной гиперссылки в строке состояния. Если щелкнуть по ссылке левой кнопкой мыши, то начинается прием и воспроизведение докумен­та, который указан в этой ссылке. В новом документе могут присутствовать новые ссылки и так далее. В результате становится возмож­ным путешествовать по всему Интернету, щелкая на по­нравившихся вам ссылках. А еще на многих серверах бывают специальные документы, целиком и полностью состоящие из ссылок. Они работают как "распределите­ли". Например, загрузив такой документ, посвященный компьютерным играм, вы найдете в нем сотни ссылок на сайты фирм, выпускающих компьютерные игры.

Произвольное перемещение между документами в Web пространстве называют Web-серфингом. Целена­правленное перемещение между Web-документами на­зывают Web-навигацией (выполняется с целью поиска нужной информации).

Адреса URL

Гипертекстовая связь между сотнями миллионов документов, хранящихся на физических серверах Интернета, не могла бы существовать, если бы каждый документ в этом пространстве не обладал своим уникальным адресом. Адрес любого файла во всемирном масштабе определяетсяуниверсальным указателем ресурса – URL (UniformResourceLocator или простоLocation).

Адрес URL состоит из трех частей:

  1. Указание службы, которая осуществляет доступ к данному ресурсу (обычно обозначается именем прикладного протокола, соответствующего данной службе. Так, например, для службы WWW прикладным является протокол HTTP (HyperTextTransferProtocol – протокол передачи гипертекста). После имени протокола ставится двоеточие (:) и два знака "/" (слеш).

  2. Указание доменного имени компьютера (сервера), на котором хранится данный ресурс.

  3. Указание полного пути доступа к файлу на данном компьютере. В качестве разделителя используется символ "/".

Если по каким-то причинам адрес ресурса не найден, выдается сообщение о том, что ресурс недоступен (воз­можно, что сервер временно отключен или изменился адрес ресурса).


СЛУЖБА ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЙ (USENET)

Служба телеконференций похожа на циркулярную рассылку электронной почты, в ходе которой одно сооб­щение отправляется не одному корреспонденту, а боль­шой группе (такие группы называются телеконферен­циями или группами новостей).

Обычное сообщение электронной почты пересылает­ся по узкой цепочке серверов от отправителя к получателю. При этом не предполагается его хранение на про­межуточных серверах. Сообщения, направленные на сервер группы новостей, отправляются с него на все сер­веры, с которыми он связан, если на них данного сооб­щения еще нет. Далее процесс повторяется. Характер распространения каждого отдельного сообщения напо­минает лесной пожар.

На каждом из серверов поступившее сообщение хра­нится ограниченное время (обычно неделю), и все же­лающие могут в течение этого времени с ним ознако­миться. Распространяясь во все стороны, менее чем за сутки сообщения охватывают весь земной шар. Далее распространение затухает, поскольку на сервер, кото­рый уже имеет данное сообщение, повторная передача производиться не может.

Ежедневно в мире создается порядка миллиона сооб­щений для групп новостей. Выбрать в этом массиве дей­ствительно полезную информацию практически невоз­можно. Поэтому вся система телеконференций разбита на тематические группы. Сегодня в мире насчитывают порядка 50000 тематических групп новостей. Они охва­тывают большинство тем, интересующих массы. Особой популярностью пользуются группы, посвященные вы­числительной технике.

Основной прием использования групп новостей со­стоит в том, чтобы задать вопрос, обращаясь ко всему миру, и получить ответ или совет от тех, кто с этим во­просом уже разобрался. При этом важно следить за тем, чтобы содержание вопроса соответствовало теме данной телеконференции. Многие квалифицированные специа­листы мира (конструкторы, инженеры, ученые, врачи, педагоги, юристы, писатели, журналисты, программи­сты и прочие) регулярно просматривают сообщения телеконференций, проходящие в группах, касающихся их сферы деятельности. Такой просмотр называетсямониторингом информации. Регулярный мониторинг позволяет специалистам точно знать, что нового проис­ходит в мире по их специальности, какие проблемы бес­покоят большие массы людей и на что надо обратить особое внимание в своей работе.

В современных промышленных и проектно-конструкторских организациях считается хорошим тоном, ес­ли специалисты высшего эшелона периодически (один-два раза в месяц) отвечают через систему телеконферен­ций на типовые вопросы пользователей своей продук­ции. Так, например, в телеконференциях, посвященных легковым автомобилям, нередко можно найти сообще­ния от главных конструкторов крупнейших промыш­ленных концернов.

Телеконференции располагаются в сети на серверах конференций, электронные адреса которых выглядят следующим образом:

news@имя_сервера

newsserv@имя_сервера

newsserver @имя_сервера

news-server@имя_сервера

У каждой телеконференции есть свой собственный адрес в сети, организованный так же, как и обычный почтовый адрес пользователя, например: news.kids.ms. В этом адресе отсутствует лишь левая часть – персональное имя почтового ящика пользователя. Каждое слово в адресе телеконференции служит для уточнения содержания вопросов, обсуждаемых в телеконференции. Самое первое слово означает принадлежность конференции к определенному разделу в общепринятой иерархии телеконференций, обычно совпадающей с названием сети, где они проводятся.


Например:fido7.ccmail

relcom.comp.os.windows

glasnet.news.eng

Помочь пользователю сориентироваться в тематике конференций могут некоторые общепринятые названия групп телеконференций, например:

соmр. – компьютерная техника;

humanities. – гуманитарные науки и искусство;

news. – сами телеконференции;

гее. – хобби, отдых, развлечения;

sci. – наука;

soc. – социальные темы;

talk. – споры, болтовня на различные темы;

misc. – прочие темы, не поддающиеся классификации;

alt. – альтернативные (то есть отличные от общепри­нятых) дискуссии;

bionet. – биологические исследования;

info. – информация различного характера;

biz. – деловая информация о товарах и услугах;

k!2. – школьные проекты;

schl. – конференции для студентов и школьников.

При отправке сообщений в телеконференции приня­то указывать свой адрес электронной почты для обрат­ной связи. В тех случаях, когда есть угроза переполне­ния электронного "почтового ящика" корреспонденцией, не относящейся непосредственно к производственной деятельности, вместо основного адреса, используемого для деловой переписки, указывают дополнительный ад­рес. Как правило, такой адрес арендуют на сервере од­ной из бесплатных анонимных почтовых служб, напри­мер www.hotmail.com.

Огромный объем сообщений в группах новостей зна­чительно затрудняет их целенаправленный мониторинг, поэтому в некоторых группах производится предвари­тельный "отсев" бесполезной информации (в частности рекламной), не относящейся к теме конференции. Такие конференции называют модерируемыми. В качестве модератора может выступать не только человек, но и программа, фильтрующая сообщения по определен­ным ключевым словам. В последнем случае говорят oбавтоматической модерации.

Для работы со службой телеконференций существу­ют специальные клиентские программы. Так, например, приложение MicrosoftOutlookExpress, указанное выше как почтовый клиент, позволяет работать также и со службой телеконференции. Для начала работы надо на­строить программу на взаимодействие с сервером групп новостей, оформить "подписку" на определенные груп­пы и периодически, как и электронную почту, получать все сообщения, проходящие по теме этой группы. В дан­ном случае слово "подписка" не предполагает со сторо­ны клиента никаких обязательств или платежей - это просто указание серверу о том, что сообщения по ука­занным темам надо доставлять, а по прочим – нет. Отме­нить подписку или изменить ее состав можно в любой удобный момент.

IRC

Служба IRC (InternetRelayChat) предназначена для прямого общения нескольких человек в режиме реально­го времени. Иногда службу IRC называют чат-конфе­ренциями, или просто чатом. Тексты сообщений ваших собеседников и ответы на них появятся на экране сразу, как только они будут набраны на клавиатуре. По анало­гии с телевидением это "круглый стол в прямом эфире".

Для обслуживания Chat-конференций в Интернете существуют специальные IRC-серверы (серверы груп­повых дискуссий). Как в телеконференциях новости разбиты на группы по темам, так и собеседники в Chat-конференциях разделены на отдельные каналы. В про­тивном случае все пытались бы разговаривать со всеми, и беседа вряд ли состоялась.

Запустив у себя программу-клиент для Chat-конфе­ренций и соединившись с каким-либо IRC-сервером, вы можете познакомиться со списком открытых в настоя­щее время каналов, выбрать интересующую вас тему и стать участником беседы.

ICQ

Эта служба предназначена для поиска сетевого IP-адреса человека, подключенного в данный момент к Интернету. Необходимость в подобной услуге связана с тем, что большинство пользователей не имеют посто­янного IP-адреса. Название службы является акрони­мом выражения / seekyou – я тебя ищу. Для пользо­вания этой службой надо зарегистрироваться на ее центральном сервере (http://www.icq.com) и получить персональный идентификационный номер UIN (Uni­versalInternetNumber). Данный номер можно сооб­щить партнерам по контактам, и тогда служба ICQпри­обретает характер Интернет-пейджера. Зная номер UINпартнера, но не зная его текущий IP-адрес, можно через центральный сервер службы отправить ему сообщение с предложением установить соединение.

Как было указано выше, каждый компьютер, под­ключенный к Интернету, должен иметь четырехзнач­ный IP-адрес. Этот адрес может быть постоянным или динамически временным. Те компьютеры, которые вклю­чены в Интернет на постоянной основе, имеют постоян­ные IP-адреса. Большинство же пользователей подклю­чаются к Интернету лишь на время сеанса. Им выдается динамический IP-адрес, действующий только в течение данного сеанса. Этот адрес выдает тот сервер, через ко­торый происходит подключение. В разных сеансах ди­намический IP-адрес может быть различным, причем за­ранее неизвестно каким.

При каждом подключении к Интернету программа ICQ, установленная на нашем компьютере, определяет текущий IP-адрес и сообщает его центральной службе, которая, в свою очередь, оповещает наших партнеров по контактам. Далее наши партнеры (если они тоже яв­ляются клиентами данной службы) могут установитьс нами прямую связь. Программа предоставляет воз­можность выбора режима связи ("готов к контакту"; "прошу не беспокоить, но готов принять срочное сооб­щение"; "закрыт для контакта" и т.п.). После установ­ления контакта связь происходит в режиме, аналогич­ном сервису IRC.


СЛУЖБА ПЕРЕДАЧИ ФАЙЛОВ (FTP)

Прием и передача файлов составляют значительный процент от прочих Интернет-услуг. Необходимость в пе­редаче файлов возникает, например, при приеме файлов программ, при пересылке крупных документов (в част­ности книг), а также при передаче архивных файлов, в которых запакованы большие объемы информации.

Служба FTP имеет в мировой сети свои серверы, на которых хранятся архивы данных. Со стороны клиента для работы с серверами FTP может быть установлено специальное программное обеспечение, хотя в большин­стве случаев браузерыWWW обладают встроенными возможностями для работы и по протоколу FTP.

Протокол FTP работает одновременно с двумя TCP-соединениями между сервером и клиентом. По одному соединению идет передача данных, а второе соединение используется как управляющее. Протокол FTP также предоставляет серверу средства для идентификации об­ратившегося клиента. Этим часто пользуются коммер­ческие серверы и серверы ограниченного доступа, по­ставляющие информацию только зарегистрированным клиентам. Они выдают запрос на ввод имени пользова­теля и связанного с ним пароля. Однако существуют и десятки тысяч FTP-серверов с анонимным доступом для всех желающих. В этом случае в качестве имени пользователя надо ввести слово anonymous, а в качестве пароля задать адрес электронной почты. В большинстве случаев программы-клиенты FTP делают это автомати­чески.



















Приложение 2


ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессионального

образовательное учреждение Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБОУ СПО НО «КБЛК»)











РЕФЕРАТ


по дисциплине: « »

на тему: « »

по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»








Выполнил(а):

Студент(ка)__ курса, гр. _____

__________________________


Проверил(а):

__________________________









р.п. Красные Баки

2016г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!