СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для 11-ых классов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (тестовые задания с 1 по 7) Часть 1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие поможет старшеклассникам справиться с решением тестовых заданий по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для 11-ых классов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (тестовые задания с 1 по 7) Часть 1»


Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»




Методическое пособие

для 11-ых классов

при подготовке к ЕГЭ

по русскому языку

(тестовые задания с 1 по 7)

Часть 1




Составитель: Бессонова Е.Б.,

учитель русского языка и литературы



2015 – 2016 учебный год

Единый государственный экзамен по русскому языку является обязательным экзаменом.

Задания экзаменационной работы по русскому языку позволяют объективно оценить общеобразовательную подготовку по русскому языку выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной итоговой аттестации и конкурсного отбора в организации высшего профессионального образования.

К основным концептуальным подходам к построению экзаменационной модели ЕГЭ по русскому языку относятся следующие:

 компетентностный подход, позволяющий в рамках разрабатываемой модели проверить следующие виды предметных компетенций: лингвистическую, т.е. умение проводить лингвистический анализ языковых явлений; языковую, т.е. практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; коммуникативную, т.е. владение разными видами речевой деятельнос-ти, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческую, т.е. осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;

 интегрированный подход, проявляющийся как во внутреннем, так и во внешнем по отношению к системе языка (речи) единстве измеряе-мых умений, в интеграции подходов к проверке когнитивного и речевого развития экзаменуемого и т.п.;

 коммуникативно-деятельностный подход, основой которого является система заданий, проверяющих сформированность коммуникативных умений, обеспечивающих стабильность и успешность коммуникативной практики выпускника школы;

 когнитивный подход, связанный с направленностью измерителя на проверку способности осуществлять такие универсальные учебные действия, как сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация, установление определённых закономер-ностей и правил и т.п.;

 личностный подход, предполагающий ориентацию экзаменационной модели на запросы, возможности экзаменуемого, адаптивность модели к уровням подготовки и интеллектуальным возможностям выпускников.

Заявленные подходы взаимообусловлены и дополняют друг друга.

Каждый вариант экзаменационной работы состоял из двух частей и включал в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания открытого типа, требующие записи самостоятельно сформулированного правильного ответа;

– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задания на установление соответствия.

Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Для оценки его выполнения была разработана система, включающая 12 критериев.

Одни предусматривали оценку соответствующего умения баллами от 0 до 1; другие – от 0 до 2; третьи – от 0 до 3 баллов. Максимальное количество первичных баллов за вторую часть работы составило 23 балла. Максимальный первичный балл (далее – п.б.)

за выполнение всей работы – 56 баллов.

Экзаменационная работа 2016 г. представляет собой системно выстроенные задания, связанные с проверкой: способности выпускников владеть нормами современного русского языка; умений экзаменуемых, связанных с восприятием смысловой, логической, типологической, языковой структуры текстов; умения воспринимать вторичные, подвергнутые компрессии микротексты; сформированности комплекса умений по созданию собственного текста. Все способы предъявления языкового материала в экзаменационной работе постоянно использу-ются в практике преподавания русского языка, известны школьникам и являются основой формирования предметных компетенций.

Среди новых заданий в экзаменационной работе 2016 г. – работа со словарной статьёй (задание 3), позволяющая проверить уровень сформированности информационных умений экзаменуемых. В экзаменационном варианте нет ни одного задания, которое не имело бы

практико-ориентированного характера. Чтобы выполнить задания по орфографии, необходимо проанализировать, какой частью речи являются приведённые слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, определить морфемную структуру слова. Задания по пунктуации требуют синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения

и между отдельными членами предложения. Так, например, традиционно сложным заданием экзаменационной работы является

задание, проверяющее умение делать верный выбор при написании -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Сложность обусловлена тем, что умение применять на практике правила орфографии основывается на умении правильно определять частеречную принадлежность слов и их морфемный состав. Несформированность грамматических умений неизбежно сказывается и на результатах выполнения задания,

проверяющего орфографические навыки. Умение выделять грамматическую основу предложения следует признать базовым в обучении синтаксису и пунктуации. Анализ статистики прежних лет позволяет сделать вывод о том, что выпускники испытывают затруднения при определении границ составного сказуемого, при определении подлежащего, функции которого в придаточной части сложноподчинённого предложения выполняют союзные слова (что, который); часто включают в состав грамматической основы второстепенные члены предложения – определения и обстоятельства. В экзаменационной модели умения, связанные с синтаксическим анализом предложения, востребованы при выполнении заданий, проверяющих владение пунктуационными нормами.

Анализ языкового материала, требующий владения лингвистической компетенцией, понадобился также при выполнении заданий, связанных с нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими). Так, например, выполнение задания 7, которое требовало определить характер грамматической ошибки в речи, можно успешно выполнить только тогда, когда

у экзаменуемого сформировано представление о грамматической системе языка, есть знания о законах создания речевых единиц. Задание на установление соответствия допущенной ошибки и её причины можно рассматривать как основу для исправления

ошибок в собственной речевой практике. Формулировки возможных причин грамматических ошибок знакомы выпускникам по школьному курсу русского языка: они изучали типы связи слов в словосочетании, правила построения предложений разной структуры и т.д. И при выполнении задания 7 необходимо применить знания на практике: в конкретной речевой ситуации – в работе с незнакомым языковым материалом. Вспоминая синтаксические нормы, необходимо используют ту терминологию, которая приводится в правой колонке в задании 7. Наряду с языковой и лингвистической компетентностью участники экзамена должны продемонстрировать способность к пониманию текста и элементарные навыки его продуцирования.

Далее в таблице представлены некоторые примеры грамматических ошибок – ошибки в структуре языковой единицы( не путать с речевыми ошибками – ошибками в употреблении языковой единицы). Грамматические ошибки определяются вне зависимости от контекстуального окружения, речевые ошибки выявляются в контексте.

Грамматические ошибки

Неправильное образование слова/формы слова

Угрюмство, слышав, душетрепещущий, восьмиста, слаже, ихний …

Нарушение согласования

Красивое колибри

Нарушение управления

указать о том

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Врач Петрова пришел; все, кто знали его, пришли

Нарушение в выражении сказуемого

Герои унижены и оскорблённые

У меня есть соседка, которая пенсионерка

Нарушения в построении предложений с причастным/деепричастным оборотами

Все мы знакомы с героями поэмы Некрасова, страдающих от нужды.

Играя в ансамбле, мне удалось обратить на себя внимание.

Ошибки в построении сложных предложений

Я много раз читал в газетах то, что нельзя вредить природе.

Ошибки в построении предложений с косвенной речью

Тарас Бульба сказал, что поворотись-ка сынку

Нарушение границ предложения

Мне вспоминаются страницы романа Тургенева «Отцы и дети». В котором автор изобразил нигилиста.

Нарушения видовременной соотнесенности глагольных форм

Слушая речь Павла Кирсанова Базаров молчал, но он сердится

Нарушения, связанные с употреблением местоимений

Разумихин пытается вытащить его друга Раскольникова из депрессии



Речевые ошибки

Употребление слова в несвойственном значении/нарушение сочетаемости

Это был одухотворённый подвиг.

Он показал свою человеческую сущность

Ошибки, связанные со смешением паронимов

Автор обсуждает Раскольникова за его высокомерие

Ошибки, связанные с неточным выбором слова из ряда понятийных /стилистических синонимов

Раскольников таскается по Петербургу;

Мармеладов злоупотребляет алкогольными напитками;

Борис Берг всегда держал нос по ветру, выставлялся перед начальством

Ахронии

Революция Емельяна Пугачева

Плеоназм, тавтология

Мне встретился старенький дедушка.

Творческие люди в своем творчестве нередко сообщают людям новое и необычное.

Неполнота

Автор считает, что в нас присутствует такое качество, которое искажает нас и делает ужасными

Нарушения в употреблении фразеологизмов

Базаров как нигилист претерпел фиаско.

Бедность речи

Однотипность конструкций

Мне нравится герой романа «Обломов», который ничуть не хуже людей, которые приходят к нему в гости.

Писатель говорит, что мы должны любить природу. Он говорит, что это важно.
























Комплекс материалов для подготовки учащихся

(Приложение)














Список использованной литературы


  1. Драбкина С.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. - Москва: Интеллект-центр, 2016. - 320 с.

  2. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Легион, 2010. – 495 с.


  1. И.П. Цыбулько, Е.В. Бузина, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, С.Л. Иванов. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ .- Москва, 2015. – 31с.







6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!