СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для студентов «Диагностика гриппа»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие для студентов «Диагностика гриппа»

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для студентов «Диагностика гриппа»»

Министерство Здравоохранения Челябинской области

ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»








Методическое пособие

для студентов


ПМ 01 Диагностическая деятельность

МДК 01.01 Раздел 2 Пропедевтика диагностических исследований в терапии

Тема 2.3 Диагностика инфекционных заболеваний

31.02.01 Лечебное дело


Тема: «Диагностика гриппа»
























г. Сатка

2017





Содержание

Пояснительная записка

3

1.Определение и классификация гриппа

8

2.Этиология гриппа

10

3.Эпидемилогия гриппа

11

4.Патогенез гриппа

13

5.Клиническая картина гриппа

15

6.Диагностика гриппа

17

7.Осложнения гриппа

23

8.Лечение гриппа

25

9.Профилактические мероприятия при гриппе

27

10.Контрольные задания

31

11.Эталоны ответов

37

12Список используемых источников

39

Пояснительная записка

Актуальность темы

В настоящее время грипп является наиболее распространенной инфекцией на земном шаре и регистрируется на всех континентах. Особенностью этой инфекции является невероятная быстрота распространения - большой город охватывается заболеванием за 1,5-2 нед, огромная страна - за 3-4 нед. При эпидемических вспышках заболевает до 30-50% населения пораженного региона, что приводит к огромным экономическим потерям. Гриппом болеют в самые «спокойные» годы около 30 млн человек. Пока еще грипп остается неконтролируемой и малоуправляемой инфекцией.

Цель учебно-методического пособия: оказать методическую помощь студентам «Саткинского медицинского техникума» при самоподготовке к занятию по диагностике инфекционных заболеваний на тему: «Диагностика гриппа».

Задачи:

1. Изучить этиологию, патогенез, клиническую картину, осложнения, диагностику, принципы лечения и профилактику гриппа.

2. Научиться применять теоретические знания при решении клинических задач, тестовых заданий, и на практике, в работе с пациентами.

Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и квалификационных характеристик медицинской сестры.

Рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов медицинского техникума отделения лечебное дело - 2 курса по дисциплине: «Диагностика инфекционных заболеваний», по теме: «Диагностика гриппа».

По программе на изучение темы всего предусмотрено 6часов: 2часа теоретические занятия - лекция, 4 часа - практика. При наличии в стационаре пациентов с изучаемой патологией практическое занятие проводится в клинике. При отсутствии пациентов в стационаре на момент проведения занятия, занятие можно проводить в кабинете доклинической практики, с использованием инновационных мультимедийных компьютерных технологий: просмотр слайдов и презентаций.

Методические указания:

Прежде чем приступить к изучению темы: «Диагностика гриппа», необходимо вспомнить из дисциплины «Анатомия» тему «Органы дыхания».

Из дисциплины «Фармакология» вспомните темы «противовирусная терапия», «Антибактериальная терапия»

Из дисциплины «Психология» тему «Психология общения с пациентом».

Из сестринского дела в терапии темы «Обследование пациента при заболеваниях органов дыхания, «Дополнительные методы обследования».

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:

Уметь:

  • Установить предварительный диагноз инфекционного заболевания

  • Составить план обследования инфекционного заболевания

  • Составить план обследования больного с инфекционным заболевание

  • Определить необходимость госпитализации больного с инфекционным заболеванием и возможность оставления его на дому

  • Оценить результаты лабораторных исследований (клинических, бактериологических, серологических и других)

  • Назначить адекватную этиотропную терапию, определить разовые, суточные

  • и курсовые дозы антибиотиков при конкретных инфекционных заболеваниях

  • Назначить адекватную оральную и инфузионную регидратационную терапию, определить состав и рассчитать объем вводимых растворов

  • Назначить адекватную дезинтоксикационную терапию, определить состав и рассчитать объем и дозы вводимых растворов и препаратов

  • Назначить адекватную серотерапию

  • Выписать необходимые лекарственные средства

  • Своевременно диагностировать осложнения и неотложные состояния при инфекционных заболеваниях

  • Определить показания к инструментальной диагностике при инфекционных заболеваниях

  • Определить показания к проведению люмбальной пункции, использовать результаты лабораторного исследования спинномозговой жидкости для диагностики

  • Составить план проведения первичных противоэпидемических мероприятий в очаге

Знать:

– Классификацию инфекционных болезней

  • Цикличность развития инфекционных заболеваний

  • Клинические симптомы, синдромы инфекционных заболеваний

  • Звенья эпидемического процесса и при конкретном инфекционном

заболевании

  • Клинические и эпидемиологические показания к госпитализации

  • инфекционных больных

  • Правила госпитализации инфекционных больных

  • Основные методы диагностики инфекционных болезней

  • Основные осложнения и исходы инфекционных болезней

  • Основные принципы лечения инфекционных болезней

  • Принципы и методы профилактики инфекционных болезней

  • Организацию неотложных противоэпидемических мероприятий при

  • подозрении на карантинную инфекцию

  • Клиника неотложных состояний при инфекционных заболеваниях



Освоить следующие компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 1.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 1.3

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.


ПК 1.4

Применять медикаментозные средства в соответствие с правилами их использования

ПК 1.5

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 1.6

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

















1.Определение и классификация гриппа

Грипп (франц. grippe), инфлуэнца — острая высококонтагиозная респираторная вирусная инфекция с воздушно-капельным механизмом передачи, вызываемая вирусами гриппа типа А, В и С (семейство Orthomyxoviridae, род Influenzavirus).

Данная инфекция имеет склонность к эпидемическому распространению, поражает все возрастные группы населения в различных географических условиях.

Заболевание характеризуется коротким инкубационным периодом, быстрым циклическим течением, наличием интоксикационного и катарального синдромов с преимущественным поражением эпителия слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

Тяжелое течение гриппа сопровождается поражением нижних дыхательных путей с признаками дыхательной недостаточности, отека легких, сосудистого коллапса, отека мозга, геморрагического синдрома и присоединением вторичных бактериальных осложнений.

Таблица 1 клиническая классификация гриппа

Этиология

Критерии диагностики

Форма тяжести

Критерии оценки

тяжести

Характер течения

Грипп

А, В, С

Эпидемический подъем заболеваемости;

Специфическая гриппозная интоксикация (высокая t, озноб, головные, мышечные боли и пр.)

Возможны: сегментарный отек легкого, синдром крупа, геморрагический отек легких.

Легкая, включая стертые и субклинические.

Среднетяжелая.

Тяжелая.

Гипертоксичекая (только при гриппе).

Температура тела нормальная или в пределах 38,5°С, симптомы инфекционного токсикоза слабо выражены или отсутствуют.

Температура тела в пределах 38,5-39°С; инфекционный токсикоз умеренный: слабость, головная боль, возможны: сегментарный отек легких, абдоминальный синдром.

Температура тела 40°С.

Головокружение, бред, судороги, галлюцинации, рвота.

Гипертермический синдром

Менингоэнцефалитический

Геморрагический синдром.

1.Гладкое, без осложнений.

2. Вирус –

ассоциированные осложнения (энцефалит, серозный менингит, невриты, др.).

3. Бактериальные осложнения (пневмония, гнойно-некротический ларинготрахео-бронхит, отит и др.).

















2 Этиология гриппа

Возбудитель - РНК-геномный вирус рода Influenzavirus семейства Orthomyxoviridae.

Известно три типа вирусов - А, В, С. Тип вируса определяет набор внутренних антигенов, проявляющих слабую иммуногенность. Вирусы гриппа типа А поражают человека, некоторые виды животных (лошадей, свиней и др.) и птиц. Вирусы гриппа типов В и С патогенны только для людей.

Поверхностные Аантигены вирусов гриппа - гемагглютинин и нейраминидаза. Они играют важную роль в формировании иммунного ответа организма при гриппе и позволяют разделить вирус гриппа типа А на подтипы H1N1, H3N2 и др. Вирус типа А обладает наиболее выраженными вирулентными свойствами и склонен к эпидемическому распространению.

Особенность вирусов гриппа - их способность к антигенной изменчивости. Она может реализовываться путём «дрейфа» (частичная изменчивость антигенных детерминант) или «шифта» (полное замещение фрагмента генома, кодирующего синтез гемагглютинина или нейраминидазы). Наиболее часто «дрейф» происходит у вируса гриппа типа А, но встречается и у типа В. Антигенный «шифт» - специфическая особенность вируса гриппа типа А, приводящая к появлению его новых подтипов. Высокая изменчивость вирусов гриппа объясняет непредсказуемость эпидемий заболевания.

Вирус типа С менее изменчив и вызывает лишь небольшие эпидемические вспышки. Вирус гриппа может сохраняться при температуре 4 °С в течение 2-3 нед, прогревание при температуре 50-60 "С вызывает инактивацию вируса в течение нескольких минут, дезинфектанты быстро инактивируют вирус.





3 Эпидемилогия гриппа

Резервуар и источник инфекции - человек с явными и стёртыми формами болезни. Эпидемиологическую опасность больного человека определяют количество вирусов в отделяемом верхних дыхательных путей и выраженность катарального синдрома.

Контагиозность максимальна в первые 5-6 дней болезни.

Длительное выделение вируса наблюдают у немногих больных с тяжёлым или осложнённым течением заболевания. Наличие и эпидемиологическое значение скрытого виру-соносительства при гриппе не доказаны.

Вирус серотипа А выделен также от свиней, лошадей и птиц. Возможность спорадического заражения человека вирусом гриппа животных неоднократно чётко документировали в отношении вируса гриппа свиней в США и во время локальной вспышки, вызванной «куриным» вирусом гриппа A (H5N1) в Гонконге в 1997 г. В настоящее время существует предположение о роли перелётных птиц в эпидемическом процессе гриппа. Возможно, что при эпизоотии гриппа среди птиц, реже млекопитающих (свиней, лошадей и др.) формируются новые антигенные варианты вируса, поражающие затем человека.

Механизм передачи - аэрозольный, путь передачи - воздушно-капельный. Вирус выделяется с каплями слюны, слизи и мокроты при дыхании, разговоре, плаче, кашле и чихании. Сохранение вируса гриппа в воздушной среде зависит от степени дисперсности аэрозоля, содержащего вирусные частицы, а также от воздействия на него света, влаги и нагревания. Не исключена возможность инфицирования бытовым путём через инфицированные предметы обихода.

Естественная восприимчивость людей высокая, но имеет индивидуальные колебания; восприимчивость к новым серотипам возбудителя особенно выражена.

Материнские противогриппозные антитела выявляют у детей, находящихся на естественном вскармливании, до 9- 10-го месяца, а у находящихся на искусственном - только до 2-3 мес. Однако они не в состоянии предохранить от заболевания.

При вспышках гриппа в родильных домах новорождённые заболевают чаше и болеют тяжелее, чем их матери. Постинфекционный иммунитет при гриппе, вызванном вирусом типа А, длится 1-3 года, а вирусом типа В - 3-4 года. Формирующаяся клеточная иммунологическая память, особенно после повторного контакта с тем или иным подтипом вируса гриппа, сохраняется длительное время.

Основные эпидемиологические признаки

Болезнь распространена повсеместно и проявляется в виде вспышек и эпидемий, охватывающих значительную часть восприимчивого населения, что представляет серьёзную социальную и медицинскую проблему.

Периодически (через каждые 2-3 года) возникают пандемии гриппа, связанные с формированием новых антигенных вариантов вируса. Главным образом это касается вируса гриппа А. Эпидемии гриппа В распространяются медленнее и поражают не более 25% населения. Грипп С регистрируют как спорадические случаи. Заболевания регистрируют в течение всего года, они значительно учащаются в осенне-зимний период, чему способствуют скученность населения и влияние климатических факторов. Смертность от самого гриппа невелика, однако смертность от гриппа, других ОРВИ и острой пневмонии, являющейся наиболее частым и опасным постгриппозным осложнением, у детей до 1 года составляет 30% общей смертности и 90% смертности от инфекционных болезней, а у детей до 2 лет - 15% общей смертности.

Быстрому распространению гриппа способствуют короткий инкубационный период, аэрогенный путь передачи, высокая восприимчивость людей к гриппу, а также социальные условия жизни населения, в первую очередь характер современных транспортных средств, обеспечивающих быстрое передвижение населения и тесный контакт не только между соседними странами, но и между континентами.


4 Патогенез гриппа

Вирус гриппа избирательно поражает эпителий респираторного тракта (преимущественно трахеи).

Размножаясь в клетках цилиндрического эпителия, вызывает их дегенеративные изменения, используя содержимое эпителиальных клеток для построения новых вирусных частиц.

Массированный выход зрелых вирусных частиц нередко сопровождается гибелью эпителиальных клеток, а некроз эпителия и связанное с этим разрушение естественного защитного барьера приводит к вирусемии.

Токсины вируса гриппа вместе с продуктами распада эпителиальных клеток оказывают токсическое действие на сердечно-сосудистую, нервную (центральную и вегетативную) и другие системы организма. Гриппозная инфекция приводит к подавлению иммунитета, а при внедрении вторичной бактериальной флоры через некротизированную поверхность слизистой оболочки дыхательных путей могут возникнуть различные осложнения.

В патогенезе гриппа выделяют пять основных фаз патологического процесса:

  • I - репродукция вируса в клетках дыхательных путей;

  • II - вирусемия, токсические и токсико -аллергические реакции;

  • III - поражение дыхательных путей с преимущественной локализацией процесса в каком-либо отделе дыхательного тракта;

  • IV - возможные бактериальные осложнения со стороны дыхательных путей и других систем организма;

  • V - обратное развитие патологического процесса.

В основе поражения различных органов и систем при гриппе ведущую роль играют циркуляторные расстройства, причиной которых являются нарушения тонуса, эластичности и проницаемости сосудистой стенки, прежде всего капилляров.

Повышение проницаемости сосудистой стенки приводит к нарушению микроциркуляции и возникновению геморрагического синдрома (носовые кровотечения, кровохарканья, а при тяжелом течении - кровоизлияния в вещество и оболочки головного мозга, в альвеолы, что проявляется синдромом инфекционно -токсической энцефалопатии или геморрагическим токсическим отеком легких).

Грипп обусловливает снижение иммунологической реактивности. Это приводит к обострению различных хронических заболеваний, а так же к возникновению вторичных бактериальных осложнений. Наиболее частое и серьезное осложнение гриппа - острая пневмония. В настоящее время общепризнано, что пневмония при гриппе носит смешанный вирусно-бактериальный характер вне зависимости от сроков ее возникновения.

Воспалительный процесс в легких может быть обусловлен присоединением различной бактериальной флоры (чаще пневмококками), но в последние годы все большее значение приобретает золотистый стафилококк


















5 Клиническая картина гриппа

Инкубационный период короткий - от нескольких часов до 3 дней. Заболевание может протекать в виде лёгких, среднетяжёлых и тяжёлых вариантов неосложнённой формы либо приобретать осложнённое течение.

Заболевание начинается остро и характеризуется резким повышением температуры тела до 38°C и выше, наличием выраженных симптомов интоксикации (озноб, головная боль, ломота в суставах, боль в мышцах и при движении глазных яблок) с последующим присоединением катарально-респираторных симптомов (сухость слизистых верхних дыхательных путей, першение в горле, саднение или боли за грудиной, сухой кашель, одышка).

Клиническая картина гриппа может существенно варьировать в зависимости от возраста больных, состояния иммунной системы, сопутствующих заболевания, а также от серотипа вируса. В большинстве случаев грипп протекает доброкачественно в течение 3–7 дней, исход благоприятный, хотя кашель и общее недомогание могут сохраняться в течение более 2-х недель.

Бессимптомное течение заболевания также возможно, однако вклад бессимптомной инфекции в распространение вируса гриппа является недостаточно хорошо изученным.

Таблица 2 Симптомы и синдромы пандемического гриппа

Синдром

Симптомы

Интоксикационный

Повышение температуры тела (82%)

Боли в мышцах, ломота в суставах (48%)

Головная боль (47%)

Катарально- респираторный

Кашель (98%)

Одышка (51%)

Боль в горле (50%)

Фарингит (39%)

Насморк (33%)

Лихорадка в сочетании с кашлем и трахеитом (81%)

Астено-вегетативный

Слабость (59%)

Диспепсический

Тошнота, рвота (18%)

Диарея (13%)

Наиболее распространенными осложнениями гриппа являются: первичная вирусная пневмония, обострение сопутствующих заболеваний легких или сердечно-сосудистых заболеваний, вторичная бактериальная пневмония, синусит или отит среднего уха, а также коинфекции с другими вирусными или бактериальными возбудителями.

Тяжелые осложненные формы заболевания наблюдаются, в том числе, и среди молодых и ранее здоровых лиц. Главной причиной госпитализации больных, инфицированных вирусом является развитие диффузного вирусного поражения легких, с последующим развитием острой дыхательной недостаточности
















6 Диагностика гриппа

Ранняя диагностика гриппа чрезвычайно важна для выбора тактики ведения больного, как на поликлиническом, так и на госпитальном этапе.

В таблице 3 перечислены основные методы диагностики гриппа и их описание.

Таблица 3 Способы и методы диагностики гриппа

Методы диагностики

Описание

1. Беседа с больным

Опрос жалоб больного

Необходимо уточнить наличие симптомов, как на момент осмотра, так и на момент заболевания.

Сбор анамнеза

Особое внимание следует уделить следующим моментам: - когда и как остро началось заболевание; - как протекало заболевание с момента его начала; - имел ли пациент предшествующие заболеванию контакты с больными гриппом; - проводилась ли вакцинопрофилактика от гриппа; - принимал ли пациент противовирусные препараты; - есть ли у пациента какие-либо сопутствующие хронические заболевания или иные состояния (беременность).

2. Данные объективного осмотра

Осмотр




Оттенок и влажность кожных покровов (гиперемия, сухость видимых слизистых, инъецированность склер), положение и поведение больного, наличие одышки или затрудненного дыхания.


Пальпация




Пальпация лимфоузлов, ригидности грудной клетки, голосового дрожания. Перкуссия Перкуссия легких (сравнительная, топографическая).

Аускультация



Аускультация легких (тип дыхания, наличие дополнительных шумов: крепитация, шум трения плевры, хрипы).

Жизненно-важные показатели

Частота дыхательных движений, артериальное давление, частота сердечных сокращений и частота пульса, термометрия.

3. Лабораторные и инструментальные методы исследования

Клинический анализ крови



Без характерных особенностей для больных неосложненными формами гриппа. Используется в качестве скрининга на наличие иных острых/неотложных состояний.

Биохимический анализ крови



















Молекулярно-биологическое исследование( ПЦР)





Без характерных особенностей для больных неосложненными формами гриппа. Используется в качестве скрининга на наличие иных острых/неотложных состояний, обострений сопутствующих хронических заболеваний.

1. Исследование газового состава крови (парциальное давление кислорода (PO2), углекислого газа (PCO2), рН, содержание кислорода (O2CT), насыщение кислородом SaO2, концентрации HCO3);

2. Исследование электролитного состава крови (натрий, калий, кальций, магний, неорганический фосфор, хлориды); 3. Исследование уровня факторов свертывания в крови;

4. Бихимические маркеры повреждения ткани печени (аланинаминотрансфераза, аспартатаминотрансфераза);

5. Биохимические маркеры нарушения функции почек (креатинин, мочевина);

6. Определение уровня глюкозы крови.

7. Маркеры системной воспалительной реакции (С–реактивный белок, прокальцитонин).

В настоящее время, по рекомендации ВОЗ, молекулярно- биоллогическая диагностика является предпочтительным методом выявления вирусов гриппа. ПЦР обладает наибольшей чувствительностью по сравнению с другими известными методами диагностики. Разработаны методики и алгоритмы тестирования, позволяющие определить тип вируса гриппа и расшифровать принадлежность вируса гриппа A к различным субтипам (H1, H3, H9, H5 и т.д.), а также провести дифференциальную диагностику с возбудителями других респираторных инфекций.

Вирусологические исследования (ена куриных вибрионах, или в культуре тканей)

Используют для ретроспективной диагностики гриппа, идентификации циркулирующих штаммов, производства вакцин.

Иммуносерологические исследования

Метод ИФА или ELISA для выявления свободных антигенов вируса гриппа

Иммунохроматограф ические экспресс тесты

Быстрые методы детекции вирусных антигенов (иммунохроматографических, иммуносенсорных, флюорометрических) используются в качестве простых и удобных методов массовой иммунодиагностики, доступных широкой практике.

Серологические методы исследования

РНГА, РСК, РТГА и др. для определения антител к антигенам вирусов гриппа и ОРВИ. Используются для ретроспективной диагностики (парные сыворотки). Серологические методы остаются актуальными в эпидемиологической практике (мониторинг заболеваемости, оценка иммуногенности вакцин, изучение уровня естественного популяционного иммунитета).

Бактериологические методы

Бактериологическое исследование крови на стерильность, бактериологическое исследование мокроты.

Пульсоксиметрия




Спирометрия










Рекомендуется использование данного метода на всех этапах оказания медицинской помощи больных гриппом с целью ранней диагностики респираторных нарушений.


Метод исследования функции внешнего дыхания, включающий в 28 (исследование неспровоциро- ванных дыхательных объемов и потоков) себя измерение объёмных и скоростных показателей дыхания. Рекомендуется проведение данного исследования больным гриппом среднетяжелой и тяжелой формы с целью оценки состояния аппарата дыхания и ранней диагностики рестриктивных/обструктивных нарушений. Основные показатели, оцениваемые при проведении спирометрии: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ), объем форсированного выдоха за первую секунду (ОФВ1), индекс Тиффно (отношение ОФВ1/ЖЕЛ, выраженное в процентах), пиковая объемная скорость (ПОС), мгновенная объемная скорость (МОС).

ЭКГ

Рекомендуется проведение электрокардиографии всем больным с диагнозом грипп или «гриппоподобное заболевание».

Рентгенография (томография)/флюорография

Рекомендуется проведение лучевой диагностики легких всем больным с диагнозом грипп или «гриппоподобное заболевание». При наличии в анамнезе воспалительных заболеваний придаточных пазух носа, рекомендуется проведение соответствующей лучевой диагностики всем больным гриппом вне зависимости от тяжести заболевания.
























7 Осложнения гриппа

Самое распространенное осложнение после гриппа - пневмония (воспаление легких). Узнать ее не сложно: вам кажется, что вы уже пошли на поправку после гриппа, и тут внезапно повышается температура тела до 39-40°С, появляется озноб, боль в грудной клетке, сильный кашель (вначале сухой, а затем с мокротой, иногда с кровохарканьем).

Довольно частым осложнением после гриппа является гайморит. При гайморите слизистая оболочка носовых ходов и гайморовых пазух просто перестает очищать нос от содержимого и бактерии начинают стремительно размножаться, вызывая воспаление. На этом этапе выделения из носа перестают быть прозрачными и приобретают коричневый или зеленый оттенок. Далее к насморку присоединяется головная боль, отдающая в область зубов, ощущение тяжести или сдавливания в лице, болезненность при надавливании на область придаточных пазух (щеки, лоб) и повышение температуры тела до 38 °С.

Нервная система также очень восприимчива к вирусам гриппа. Самые распространенные осложнения, которые поражают эту систему, - полиневрит, радикулит и невралгия. Менингит начинается с нарастающей головной боли (как правило, на 5-7 день заболевания). Она вызвана раздражением болевых рецепторов мозговых оболочек и их сосудов. Головная боль имеет распирающий, разрывающий характер. Далее появляются тошнота и рвота, не связанные с приемом пищи, возникающие на фоне усиления головной боли, и светобоязнь. У детей часто развиваются судороги. Поэтому при внезапной головной боли (при отсутствии температуры) важно как можно раньше обратиться к врачу. Арахноидит и менингит лечат только в стационаре, комплексно и часто несколькими курсами (при менингите показана мозговая пункция, чтобы исключить наличие гноя).

У пожилых людей могут наблюдаться осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы, например, перикардит или миокардит. Миокардит начинается на фоне инфекции с упорных болей в сердце, сердцебиения и одышки, изредка - с болезненности в суставах. Температура тела при этом нормальная или слегка повышенная. Перикардит проявляется болью в груди, усиливающейся при кашле, дыхании, при перемене положения тела, одышкой и лихорадкой. Оба заболевания очень опасны и требуют лечения в стационаре. Они могут осложниться развитием сердечной недостаточности, появлением тромбов в полостях сердца, которые, в свою очередь, разносясь током крови, вызывают омертвение других органов (тромбоэмболии).
























8 Лечение гриппа

На протяжении всей длительности гриппа, больному рекомендуется соблюдать строгий постельный режим, чтобы предотвратить развитие возможных  серьезных осложнений, поскольку достаточно часто заболевание поражает сердечно-сосудистую систему и почки. Рекомендуется значительно увеличить обьем ежедневного количества употребляемой жидкости до 2 - 2,5 л., чтобы ускорить процесс вывидения с организма различных токсических веществ (нужно побольше пить горячего чая с мёдом, лимоном, малиной).
Лекарственные препараты применяемые при гриппе гриппа

1.противовирусные (амизон, тамифлю, афлубин, ремантадин, анаферон) рекомендуется принимать обязательно по 1 т. 2 - 3 р. в день; жаропонижающие (панадол, нурофен, аспирин, парацетамол) способствуют быстрому и эффективному снижению температуры тела; 2.лекарственные препараты, снимающие головную боль (фармадол, цитрамон) по 1 т. 1-2 р. в день при боли; противовоспалительные (ибупрофен, нимесил, парацетамол) нужно принимать по 1 т. 2 р. в день, препараты значительно уменьшают воспалительный процесс в организме;

3.антигистаминные (супрастин, L-Цет, лоратадин) следует пить по 1 т. 1 - 2 р. в день.

4.противокашлевые и отхаркивающие (амброксол, бромгексин, АЦЦ, либексин, лазолван, гербион, мукалтин) необходимо принимать при наличии кашля по 1 т. 2 р. в день после приема пищи;

5.капли, позволяющие снять насморк (пиносол, виброцил, називин, фармазолин, гриппферон), капать следует в каждый носовой ход 3 - 4 р. в день;

6.ингаляционные спреи (ингалипт, ангилекс, хлорофилипт, биопарокс), рекомендуется применять регулярно при сильной боли в горле 3 - 4 р. на день;

7.витамины (ундевит, декамевит, умкалор) способствуют укреплению иммунитета организма в период болезни. Рекомендуется принимать ежедневно по 1 т. 1 - 2 р. в день;

8. иммуномодулирующих препаратов.Больным легкой или среднетяжелой формой гриппа рекомендуется назначение одного из перечисленных иммуномодулирующих препаратов: Интерферон гамма — интраназально по 2 капли в каждый носовой ход 5 раз в день (разовая доза — 4000 ME, суточная доза — 20000 ME) до 3 дня болезни или в течение 5–7 дней в период реконвалесценции (B-II); Кагоцел —перорально по 24 мг (2 табл.) 3 раза в сутки в первые 2 дня, затем по 12 мг (1 табл.) 3 раза в сутки в течение 2-х дней (курсовая доза 216 мг, 18 табл.) до 4 дня болезни или по указанной схеме лечения в период реконвалесценции (B-II). 8.5 Патогенетическая и сиптоматическая тера

9.антибиотики (азитромицин, амоксил, бисептол, амоксиклав, кларитромицин) назначаются лечащим врачом только в том случае, когда возникают бактериальные осложнения гриппа (бронхит, ларинготрахеит, пневмония).













9 Профилактические мероприятия при гриппе

Специфическая профилатика гриппа:

  • Вакцины первого поколения могут быть живыми и инактивированными. Примером живой гриппозной вакцины служит Ультравак, ее применение в современной медицинской практике ограничено. Инактивированная неживая вакцина первого поколения – это Грипповак. Живые вакцины распыляются в полость носа человека и формируют длительный иммунитет. Однако их существенным недостатком является то, что они выдают большой процент побочных реакций.

  • Вакцины второго поколения представлены так называемыми сплит-вакцинами. Они содержат в себе разрушенные частицы вируса с его поверхностными и внутренними белками. Это такие вакцины, как: Флюарикс, Ваксигрипп, Бегривак, Флюваксин. При использовании этих вакцин также сохраняется высокая вероятность развития побочных явлений.

  • Вакцины третьего поколения содержат в себе только высокоочищенные поверхностные белки вируса. Они отвечают современным требованиям медицины относительно безопасности применения прививок среди населения. Примерами таких вакцин могут служить Инфлювак и Агриппал S1.

  • Вакцины четвертого поколения кроме высокоочищенных поверхностных белков содержат Полиоксидоний. Это такие вакцины, как: Гриппол и Гриппол плюс. Они не только защищают от гриппа, но и способствуют повышению иммунных сил организма за счет входящего в их состав иммуномодулятора. Эта вакцина хорошо переносится не только взрослыми, но и детьми.

Введение вакцины позволяет:

  • Снизить частоту заболеваемости гриппом;

  • Уменьшить количество и силу побочных эффектов в том случае, если заражение все же произошло;

  • Ускорить выздоровление, облегчить течение заболевания;

  • Снизить смертность от гриппа.

Особая необходимость во введении вакцины стоит перед следующими социальными группами:

  • Пожилые люди;

  • Дети дошкольного и школьного возрастов;

  • Работникам образовательной, медицинской, торговой и иных сфер;

  • Беременные женщины;

  • Лицам с ослабленным иммунитетом, с хроническими заболеваниями.

Стоит в обязательном порядке воздержаться от вакцинации следующим категориям граждан:

  • Людям в период острой стадии болезни гриппа или ОРВИ;

  • Людям, перенесшим грипп (не ранее, чем через 3 месяца после инфекции);

  • Детям в возрасте до полугода;

  • Людям с индивидуальной непереносимость компонентов, входящих в состав вакцины;

  • Людям с повышением температуры тела выше 37 градусов, независимо от причины, ее вызвавшей;

  • Людям с болезнями крови.

Неспецифическая пролактина гриппа:

  • Поддержание оптимальных параметров температуры воздуха и его влажности в помещениях с большим скоплением людей.

  • Регулярное проветривание помещений.

  • Прогулки на свежем воздухе.

  • Полноценное питание. Пища должна обеспечивать необходимое поступление в организм белков, жиров, углеводов и витаминов.

  • Адекватный питьевой режим позволяет восполнить запасы организма в жидкости и увлажнить слизистые. Доказано, что вирусам намного проще внедряться в клетки эпителия верхних дыхательных путей, когда они пересохшие и на них имеются микротрещины.

  • Физическая активность, которая включает в себя ежедневные занятия спортом.

  • Полноценный отдых. В первую очередь – это здоровый сон. Для поддержания функционирования иммунитета, следует спать не менее 8 часов в сутки.

  • Поддержание чистоты в помещении, ежедневная влажная уборка с минимальным использованием средств бытовой химии.

  • Введение масочного режима в период эпидемий гриппа и простуды. Маску не стоит касаться руками, после того, как она будет закреплена на лице. Ее повторное использование недопустимо.

  • Избегание мест массового скопления людей.

  • Тщательное мытье рук после посещения общественных мест. До этого момента не следует прикасаться к лицу, губам, носу.

  • В плане гигиены внимание следует уделять не только рукам, но и носовым путям. Туалет носа нужно осуществлять после каждого посещения общественного места. Для этого подойдут специальные растворы и спреи на основе морской воды, а также обычный физиологический раствор. В дополнении к этой процедуры можно полоскать горло раствором соды и соли.

  • Во время разговора следует держаться на расстоянии, как минимум, одного метра от собеседника.

  • В помещениях медицинских учреждений, в учебных классах, в группах детского сада, в университетах целесообразно использование ультрафиолетовых ламп.

  • Правила неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ существуют не только для здоровых людей, но и для тех, которые уже заболели.

Им необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Следует соблюдать постельный режим, отказаться от посещения любых общественных мест. При первых симптомах заболевания важно вызвать врача на дом.

  • Следует держаться как можно дальше от здоровых людей и использовать маску во время вынужденных контактов.

  • Больной должен находиться в отдельной комнате, в которой необходимо проведение регулярной влажной уборки и проветривания.

  • Во время кашля и чихания рот следует прикрывать индивидуальным платком, чтобы предотвратить распространение вируса на дальние расстояния.

  • Одноразовые макси должны использоваться не более 2 часов, а по истечении этого времени их нужно утилизировать.

  • После каждого контакта с респираторными выделениями руки нужно обработать антисептическим гелем или тщательно вымыть с использованием мыла.

  • За всеми людьми, контактирующими с больным человеком, необходимо наблюдение в течение одной недели.


















10 Контрольные задания


Тестовые задания

1. Для экспресс-диагностики гриппа используют:

А. Толстая капля крови

В. Иммуноферментный анализ

С. Вирусологический анализ

D. РПГА

Е. Реакция цепной полимеризации

2.Какой препарат не используют для профилактики гриппа:

А. Ремантадин

В. Оксолиновая мазь

С. Теброфеновая мазь

D. Рибовирин

3. К какому роду вирусов относится возбудитель гриппа:

A. Парамиксовирус

B. Ортомиксовирус

C. Пикорнавирус

D.Аденовирус

4. Укажите антиген, которого нет в вирусе гриппа В:

A.HBsAg

B.HBeAg

C. HBcorAg

D.Все ответы неверны

E. Все ответы верны

5. Какое осложнение гриппа имеет инфекционно-аллергический характер:

А. Пневмония

B. Отит

С. Миокардит

D. Синусит

6. Какой симптом указывает в пользу гриппа при проведении дифф. диагноза с парагриппом:

А. Значительная интоксикация

B. Насморк с незначительными серозными выделениями:

С. Развитие синдрома крупа

D. Развитие мезаденита

7. Какой противовирусный препарат используется в лечении гриппа:

А. Ремантадин

В. Интрон

С. Вальтрекс

D. Зовиракс

Е. Все ответы верны

8. Назовите механизм передачи вируса:

А. контактный

В. аэрогенный

С.половой

D. воздушно-капельный

9.Назовите сезонность гриппа:

А. лето-осень

В. весна-лето

С.зима-весна

D.осень-зима

10.Назовите возбудителя гриппа:

А. ДНК-содержащий вирус

В. бацилла

С.РНК-содержащий вирус

D.вибрион



Ситуационные задачи

№ 1

Больная У., 21 год, медсестра роддома, заболела вчера остро, когда появились головная боль, разбитость, резкая общая слабость, повышение температуры тела до 39,1°С с ознобом.

На второй день появился сухой кашель, боли за грудиной, заложенность носа, боли в глазных яблоках, ломота в пояснице, мышцах, суставах. Температура тела оставалась повышенной до 39- 40°С.

При осмотре: в ротоглотке яркая гиперемия, дужки мягкого неба отечны, гиперемированы. Пульс 100/мин., ритмичный, мягкий. Тоны сердца приглушены, АД-110/70 мм рт.ст. В легких - рассеянные сухие хрипы. Язык обложен серо-грязным налетом. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень не увеличена. Селезенка не пальпируется. Менингеальный синдром отсутствует. В семье все здоровы.

В периферической крови: L-4,4*109 /л, п-14%, с-51%, лимф.-29%, м-6%, СОЭ-10 мм/час.

Задание:

1.Ваш диагноз и его обоснование.

2.Назначьте обследование, подтверждающее диагноз.

№ 2

У студента, навестившего больного товарища в соседней комнате общежития, на 2-е сутки появился озноб, повысилась температура тела до 39°С, появились сильная головная боль в лобной области, боли в глазных яблоках, ломота в теле, тошнота. К концу 1-го дня заболевания появились заложенность носа, першение в горле, сухой надсадный кашель с болями за грудиной.

При осмотре отмечены гиперемия и одутловатость лица, инъекция сосудов склер и конъюнктивы, заложенность носа, в зеве разлитая гиперемия мягкого неба, дужек, миндалин, задней стенки глотки. На мягком небе миллиарная зернистость, на задней стенке глотки гранулезная зернистость. В легких жесткое дыхание, единичные хрипы. Пульс-102/мин., ритмичный. Тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Менингеальных симптомов нет.

Задание:

1. Ваш диагноз и его обоснование.

2. Назначьте обследование, подтверждающее диагноз.

№ 3

Больной Ю., 20 лет, студент 3 курса института, проживает в общежитии. Заболел остро 7 дней назад.

Повысилась температура до 38,6°С, беспокоили головная боль, насморк, сухой кашель. В комнате, где проживает больной, аналогичным заболеванием болеют еще 2 студента. Лечился симптоматически по назначению терапевта. Состояние и самочувствие стало улучшаться, температура снизилась до 37°С, кашель уменьшился. Вчера состояние ухудшилось: температура снова повысилась до 38-39°С, усилился кашель с необильной густой мокротой, появились боли в грудной клетке справа.

При осмотре: кожные покровы бледные, в ротоглотке застойная гиперемия, миндалины до I степени, в легких выслушивается жесткое дыхание по всем полям, справа ниже угла лопатки резко ослаблено. ЧДД – 23/мин., АД- 100/65 мм рт.ст., ЧСС – 105/мин. В периферической крови на 2-й день болезни: L – 3,5*109 /л, п-3%, с-53%, лимфоциты-40%, м-4%, СОЭ-5 мм/час; в день поступления в больницу: L- 12,5* l09 /л, п-23%, с-45%, лимфоциты-25%, м-7%, СОЭ- 32 мм/час.

Задание:

1. О каком заболевании можно думать? Какие осложнения возникли? Дайте обоснование диагноза.

2. Укажите методы диагностики, подтверждающие возникшее осложнение.

№ 4

Больной М., 50 лет, поступил в больницу на 3-й день болезни. Заболел остро.

С первого дня заболевания и до поступления держалась постоянно высокая температура 39° С. Беспокоили озноб, сильная головная боль в лобной части, ломота в теле, бессонница, редкий сухой кашель, носовые кровотечения, сухость в носу.

В квартире, где живет больной, имеются больные с идентичными симптомами.

При осмотре отмечены тяжелое состояние, гиперемия и одутловатость лица, инъекция сосудов склер.

Носовое дыхание затруднено. Кожа чистая, без сыпи.

Температура тела 40°С.

В зеве разлитая гиперемия, геморрагии на мягком небе.

Дыхание жесткое, рассеянные сухие хрипы.

Тоны сердца приглушены. Тахикардия. АД-90/60 мм рт.ст. Язык обложен. Живот мягкий, безболезненный.

Печень и селезенка не увеличены. Менингеальных симптомов нет.

Задание:

1.Поставьте и обоснуйте диагноз.

2. Составьте план обследования.

№ 5 Больная Г., 36 лет, заболела остро 2 дня назад, когда температура тела к вечеру повысилась до 38°С, беспокоила сильная головная боль, была небольшая заложенность носа с незначительными серозными выделениями, сухой кашель.

Участковый врач, вызванный на дом, поставил диагноз «Грипп», назначил аспирин, анальгин. На следующий день состояние больной резко ухудшилось. Была вызвана бригада скорой помощи, которая застала больную в тяжелом состоянии: температура тела 40°С, резкая слабость, сильная головная боль в лобной части, выраженная одышка. Лицо бледное, слизистые губ с цианотичным оттенком, на лбу капли пота. АД снижено, тахикардия.

Доставлена в инфекционное отделение с диагнозом «Лакунарная ангина».

При осмотре: состояние тяжелое, адинамия, выраженная бледность кожных покровов, плотный диффузный отек шейной клетчатки до середины шеи. Гиперемия слизистой ротоглотки с цианотичным оттенком, зев отечен, на поверхности гипертрофированных миндалин плотный блестящий белого цвета налет, распространяющийся на мягкое и твердое небо. Регионарный лимфаденит.

Пульс 90/мин. АД 90/60 мм рт.ст.

На 10-ый день пребывания в стационаре у больной появилась жалобы на боли в области сердца, усиленное сердцебиение.

При осмотре выявлены адинамия, вялость, выраженная бледность кожных покровов. Границы сердца расширены на 1,5-2 см, тоны сердца глухие, систолический шум на верхушке. Максимальное АД снижено до 70 мм рт.ст., тахикардия до 120/мин.

Задание:

1. Ваш диагноз, его обоснование.

2. Составьте план обследования больной.















11 Эталон ответов

Эталоны ответов к тестовым заданиям

1.В

2.D

3. В

4. D

5.C

6.А

7.А

8. В

9. D

10.С


Эталоны ответов к ситуационным задачам

№ 1

1.Грипп, среднетяжелое течение.

Обоснование: острое начало, выраженная интоксикация с высокой лихорадкой, миалгии, артралгии, катаральные явления.

2. Смывы и мазки из носоглотки и ротоглотки на ИФА, ПЦР – диагностика, сыворотка крови на РТГА, РСК, ИФА со специфическими диагностикумами.

№ 2

1.Грипп, среднетяжелое течение.

Диагноз выставлен на основании острого начала после контакта с больным, интоксикационного и катарального синдромов с преобладанием интоксикации.

2.Общеклиническое, смывы и мазки из носоглотки и ротоглотки на вирусологию, ПЦР–диагностика, сыворотка крови на серологическое исследование (ИФА, РТГА, РСК) с типоспецифическими гриппозными диагностикумами.

№ 3

1.Грипп, осложненный трахеобронхитом. Правосторонняя внебольничная пневмония. Обоснование: острое начало после контакта с больными, катаральный и интоксикационный синдромы, ухудшение с усугублением интоксикации, признаками деструкции бронхо-легочной ткани, появление лейкоцитоза и сдвига формулы влево в гемограмме.

2. Необходима рентгенография грудной клетки, исследование мокроты, общеклиническое, бактериологическое обследование.

№ 4

1.Грипп, среднетяжелое течение, осложнение носовое кровотечение.

На основании контакта с больными в семье, острого начала заболевания, интоксикации, катаральных явлений, возникновения носовых кровотечений.

2. Общеклиническое, вирусологическое исследование, ИФА, РСК, РТГА, ПЦР- диагностика, осмотр ЛОР – врача.

№ 5

1.Грипп, тяжелое течение, период разгара заболевания, осложненное отеком легких. Обоснование: острое начало, катаральные явления, интоксикация, ухудшение состояния - одышка, клокочущее дыхание, притупление перкуторного звука, масса влажных мелкопузырчатых хрипов в легких, бледность и цианоз кожных покровов.

2. Общеклиническое, смывы и мазки из носоглотки и ротоглотки на вирусологию, ПЦР-диагностика, сыворотка крови на серологическое исследование (ИФА, РТГА, РСК) с типоспецифическими гриппозными диагностикумами, рентгеноргафия грудной клетки.




12 Список используемых источников

  1. Вирусные болезни [Электронный ресурс] : учебное пособие / под ред. Н. Д. Ющука. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 640 с.

  2. Инфекционные болезни [Электронный ресурс] : учебник / Аликеева Г. К. и др.; Под ред. Н. Д. Ющука, Ю. Я. Венгерова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 704 с.

  3. Атлас инфекционных болезней [Электронный ресурс] / Под ред. В. И. Лучшева, С. Н. Жарова, В. В. Никифорова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. -  224 с.


40



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!