ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
Методическое пособие для вожатых ДОЛ
Автор-составитель: Григорян М.Р., преподаватель
Краснодар, 2017
Содержание
Нормативно-правовая основа деятельности вожатого…………………………………………………………………………3 стр.
Должностные обязанности вожатого………….………………………………4 стр.
Педагогическое табу ………………………………...…………………………5 стр.
Заповеди вожатого………………………………...……………………………6 стр.
Нравственные принципы вожатого ……………………………………...……8 стр.
Взаимодействие напарников ………………………………………………..…9 стр.
Как разговаривать с детьми …………………………………………….……10 стр.
Как разговаривать с родителями ………………………………………….…12 стр.
Наказания ………………………………………………………………….…..13 стр.
Авторитет вожатого ………………………………………………….……….14 стр.
Отрядный огонёк ……………………………………………………………...16 стр.
Вожа́тый — педагог, работающий с детским объединением.
Должность «вожатый» входит в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Нормативно-правовая основа деятельности вожатого Конвенция о правах ребёнка
Трудовой Кодекс РФ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция).
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 124-ФЗ.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» с 01.01.2009 г. от 27.12.07 г. № 656.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление от 01.04.2014 г. № 09-613.
Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (приложение к письму № 2 Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № 73 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 „Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей“»
Должностные обязанности вожатого В образовательных организациях (лагерях) вожатые играют одну из важнейших ролей в воспитательных системах.
Вожатый осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря. В своей работе вожатый подчиняются начальнику лагеря, старшему вожатому. Рабочий день вожатого — ненормированный, рабочая неделя — 6 дней.
Обязанности вожатого:
Организационные:
Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.
Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.
Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений.
В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.
Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.
Педагогические:
Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учётом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей).
Организует коллективно-творческую деятельность.
Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих организациях, объединениях.
Создаёт благоприятные условия, позволяющие обучающимся (воспитанникам, детям) проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся (воспитанников, детей).
Своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей и подростков.
Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками.
Ответственность вожатого:
Несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение полиции и ставит в известность начальника лагеря.
Несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей.
Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.
Педагогическое табу
Обращения вожатого к воспитанникам должны быть во всех случаях доброжелательны. Это не исключает права на строгость, суровость, иногда специально подчеркнутую сдержанность тона. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление, и автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприимчивость к его словам. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселяется чувство страха. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его. Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого. Даже не пытайтесь воевать с детьми – проиграете в любом случае.
Проследите за своей речью, и исключите из нее такие выражения как:
Я кому говорю?
Я вам русским языком говорю.
Кому неинтересно - может выйти.
Откроешь рот - пойдешь прямо к начальнику лагеря.
Ну что же вы не понимаете таких простых вещей!
Вот приедут родители, они о тебе все узнают.
Умней ничего не придумал?
И кто это тебе сказал?
И так далее...
Табу также распространяется:
На несоответствующие стилистике летнего лагеря приказы, команды, установки: «Сейчас же перестань!», «Еще одно слово, и ты вылетишь из комнаты!», «Чтобы я этого больше не слышала!», «Немедленно замолчите!» и т. п.
На угрозы, предупреждения, предостережения такого рода: «Смотрите, как бы вам не стало хуже!», «Если еще раз повторится, я вызову родителей!», «Если по моей команде не выйдете из воды, больше никогда не будете купаться!» и др.
На безрезультатные нотации, а также нравоучения и нудные проповеди: «Не забывайте, сколько на вас потрачено денег!», «Ведите себя, как подобает, на вас смотрят окружающие!», «Перестаньте болтать за столом, это неприлично!» и т.д. Из этих сентенций дети ничего не запоминают, не узнают ничего нового, они их слышали много раз - в одно ухо влетает, в другое вылетает.
На все, что оскорбляет достоинство ребенка: реплики, оценки, подозрения, которых, увы, хватает в некоторых лагерных буднях. Например: «Ну, от тебя-то ничего умного не услышишь!», «Не болтай, как попка-дурак!». Сюда же относится высмеивание, тем более обзывание: «Что ты разнюнилась, смотри, какая цаца!», «Ты не парень, а размазня!» Дети реагируют абсолютно адекватно: «Сама ты цаца!», «На себя посмотри!» и т.д.
Если поведение ребенка не соответствует ожиданиям вожатого, нужно наедине тактично объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков и девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе. Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят. Воспитателю всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.
Заповеди вожатого
Каждый имеет право сказать другому то, что, по его мнению, плохо, но только если сам знает, как сделать, чтобы стало хорошо.
Помни - человек сложен, даже если ему десять лет. Не считай себя умней детей. Возможно, у тебя больше мудрости, т.е. жизненного опыта, но вот ум дается от природы.
Какие бы дружеские чувства и симпатии ты не испытывал к детям, помни, что ты - воспитатель, прежде всего, и поэтому всегда соблюдай дистанцию.
Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез, но если ты не понимаешь шуток…пиши пропало.
Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши. Не будь занудой.
Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
Не делай сам того, что можно и допустимо перепоручить детям.
Если ребенку плохо, поставь себя на его место.
Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.
Соблюдай спокойствие в общении с ребятами. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.
Не сердись долго на ребенка, это непрофессионально.
Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: спасибо, пожалуйста, будь добр и т.д.
Если ты входишь в комнату или палатку, пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце.
Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя. Хвали. Похвала повышает самооценку.
Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой. Давай детям возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
Когда вы в работе идете из ниоткуда в никуда, то хотя бы не виляйте по дороге.
Нравственность должна опережать, а не только идти в ногу со всеми нашими делами. Опережать их всегда.
Нельзя превращать интимное «Я» ребенка в достояние вожатской комнаты.
Улыбнись и дети улыбнутся тебе в ответ.
Высвети в ребенке все доброе, опирайся на лучшее в нем.
Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой.
Хвали. Похвала повышает самооценку.
Доверяй и тебе будут доверять.
Нравственные принципы вожатого
«Принцип Красной линии». За «Красную линию» выходят панибратство, лжедружба, наказуемая интимность отношений. Не заигрывайся с детьми.
«Принцип могучей кучки». Хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию души детей в неподражаемом мире досуга, найди единоверцев, окружи себя и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на дерзость, фантазию, на воодушевление детей, на организацию высоких образцов досуга.
«Принцип фельдмаршала Кутузова». Наблюдать и ждать. Главное помочь понять детям, как осуществить ту или иную идею.
«Принцип горы». Нельзя терять высоты. Ни в чём!!!
«Принцип антиканонов». Помочь детям выйти за грани стереотипов.
«Принцип камня, брошенного в воду». Надо, чтобы каждый ребёнок самореализовался.
«Принцип положительного в ребёнке». Ищи в ребёнке хорошее.
«Принцип репутации напарника». Поддерживай «репутацию напарника».
Взаимодействие напарников
Помните, как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой (тройкой) и любимыми напарниками. Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия - не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать. Отзовите в сторону и поговорите. Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Старайтесь находить компромиссы для совместной деятельности и будьте откровенны.
Напарники всегда придерживаются одной точки зрения. (Если один сказал «нельзя», другой не может разрешить!). Поэтому обо всем надо договариваться заранее!
Обычно автоматически получается, что обязанности распределяются. Например, один вожатый становится более строгим. Но нельзя забывать, что если вы становитесь «добрым» вожатым, вашему напарнику придется стать «злым», а это не всегда приятно.
Авторитет напарника. Говорить детям про другого вожатого хорошие вещи, если у него недостаточно высокий авторитет. Обращать их внимание на положительные качества.
На вожатские чаи и планерки (вечерние или утренние) ходить по очереди!
Все друг другу рассказывать, в особенности об отряде (о каких-то ситуациях, проблемах)
Договориться о таких мелочах, как возраст (если напарник не говорит детям сколько ему лет на самом деле) и о таких важных вещах, как кто проводит зарядку, кто ведет огоньки (конечно идеальный вариант – всё по очереди, но бывает, что удобно по-другому)
Отношения напарников. Если напарник что-то делает неправильно (по вашему мнению) или как-то обижает, надо ли высказать это сразу или сохранить атмосферу на отряде? Можно завести тетрадку («Дупло Дубровского»), куда напарники будут писать друг другу. Часто бывает проще написать что-то чем сказать в глаза.
Важно распределение обязанностей. Не забыть про бытовые проблемы, которые ложатся на плечи вожатых. Надо договориться заранее с напарником, кто что делает.
"ЗАПРЕЩЕННЫЕ" ТЕМЫ ДЛЯ РАЗГОВОРА В ПРИСУТСТВИИ ДЕТЕЙ
выяснение отношений между вожатыми;
обсуждение детей;
обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;
решение вопросов личного характера.
И еще раз - перед приездом детей вам с напарниками следует договориться о трех вещах:
все ваши требования к детям должны быть едины. Иными словами, подопечные должны четко осознавать, что если один из вожатых что-то не разрешает делать (например, выходить за территорию лагеря без сопровождения взрослых), то и другие его наверняка поддержат. Если один из вожатых будет что-нибудь запрещать, а другой это же самое разрешать, ни о какой дисциплине в отряде не может идти и речи. Это позволит ребятишкам избежать деления вожатых на «злых» и «добрых».
вожатые никогда не должны выяснять отношения на глазах у детей, более того, жаловаться последним на других вожатых или руководство.
Если между вожатыми существуют какие-либо разногласия, поднапрягитесь и общие интересы поставьте немного выше личных, хотя бы на время смены.
Как разговаривать с детьми
С детьми не надо сюсюкаться, особенно со старшими и называть их не «дети», а «ребята».
Вожатый должен проявлять неподдельный интерес к рассказам ребят и при таком общении спускаться до уровня детей, то есть рассказывать и смеяться над их анекдотами, обсуждать, что же произошло с героем популярного мультфильма в последней серии и т.д.
Вожатый должен учить детей, делиться своим жизненным опытом, рассказывать истории, произошедшие с ним и его знакомыми и делать поучительные выводы.
Когда речь идёт о деле, вожатый должен приподниматься над уровнем детей и говорить уверенным голосом.
Дети во всём должны брать с вожатого пример. А свои негативные стороны вожатый должен умело скрывать.
Мальчишкам старших отрядов, как правило, нравится, когда их называют «мужиками», а девчонкам нравится, когда им делают комплементы и обращаются с ними нежно, называя их «красавицами» и т.п.
На детей нельзя кричать! В противном случае они будут понимать только крик. Детям можно всё доходчиво объяснить спокойным голосом.
Если Вы хотите, например, пригрозить детям наказанием за то, что они шалят и не спят после отбоя, то говорить с ними надо очень строгим голосом и главное в данном случае, какими бы весёлыми не были их шалости, не засмеяться самому. Иначе детей уже точно будет не успокоить долгое время.
Отношения между детьми и вожатым должны строиться на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый - это старший товарищ, к которому можно придти за советом или помощью и обязательно её от него получить.
У начинающего вожатого всегда встает вопрос о том, как правильно выстроить дистанцию между детьми, сохранив при этом теплые и доверительные отношения. Это как будто сидеть на двух стульях одновременно. Профессионализм в работе вожатого как раз и заключается в том, чтобы найти этот баланс. Для молодого человека найти этот баланс тем сложнее, что еще не так много жизненного опыта, но если задаться целью, то все возможно.
Для начала несколько типичных ошибок-крайностей начинающих вожатых:
Вожатый-добряк. Вожатый, который втирается в доверие детям, стирая все границы и убирая любые барьеры для общения. Такие вожатые зачастую становятся самыми популярными вожатыми в лагере после директора лагеря. Так как они чувствуют, что намного ближе к детям, чем другие вожатые и становятся местным авторитетом еще и за счет небольшой разницы в возрасте. Но такой вожатый теряет возможность отвечать за жизнь и здоровье таких детей, он становится с ними на одну ступень. Если такой вожатый захочет застроить разбушевавшийся отряд, то у него это не получится. Дети лишь разочаруются в нем и выкинут из своего круга. Поэтому в скором времени такой вожатый окажется в плену своей же доброты. И, как правило, к середине смены ребята найдут себе нового авторитета, а про вожатого просто забудут.
Вожатый-злодей. Многие начинающие вожатые так теряются, что начинают строить немыслимые барьеры между собой и детьми. В конце концов, все превращается лишь в дрессировку, где вожатый дрессировщик, который постоянно в плохом настроении и кричит, а дети из страха ему подчиняются.
Очень часто два этих типа встречаются на одном отряде, и тогда начинается игра в плохого и хорошего полицейского. Отряд с такими вожатыми просто потерян для лагерной жизни. Они будут всю смену разбираться в своих отношениях и наводить мосты.
Несколько советов об общих правилах эффективного общения с детьми
Беседуйте с подростками дружелюбно, в уважительном тоне. Чтобы воздействовать на него, постарайтесь сдерживать свой критицизм и усиливать позитивную сторону общения.
Слушая ребёнка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте его, а затем кратко, своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьёте сразу трёх зайцев: ребёнок убедится, что вы его слышите, он сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства, и, наконец, он убедится в том, что вы его поняли правильно. Поглощённый проблемой или чем-то ещё расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, вы поможете ребёнку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.
Слушая ребёнка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них всё в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза, из которых готовы брызнуть слёзы, говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают — всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Поддерживайте и подбадривайте ребёнка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребёнка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы. Скажите об этом ребёнку откровенно, обещайте подумать. Но при этом непременно вернитесь к теме разговора.
Поощряя ребёнка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, о чём он вам говорит. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне ещё вот о чём…»
Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роли судьи.
Снизьте контроль. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.
Поддерживайте подростка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, показывайте всем своим поведением, что понимаете его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда подросток не достигает успеха.
Имейте мужество изменить иногда своё поведение. Это требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться — остановитесь, проанализируйте переживания и поступки — подростка и свои. В результате в следующий раз вы будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
Демонстрируйте полное доверие к подростку, уверенность в нём, уважение к нему как к личности.
Как разговаривать с родителями
Перед началом разговора предложите присесть или пройтись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Выбирая позицию для общения с родителями, нужно помнить, что разговор лучше вести в каком-нибудь тихом месте, где вам не будут мешать. Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы.
Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам.
В общении выбирайте позицию на равных. Это даст вам возможность плодотворно обсудить возникшую проблему. Не занимайте позицию «защиты» или «нападения», это будет свидетельствовать о вашей некомпетентности и неумении вести деловые разговоры.
В первые же секунды беседы выясните имя и отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще, чтобы собеседник чувствовал заинтересованность.
Если вожатый собирается о чем-либо рассказать родителям, желательно поговорить прежде об этом с ребенком.
Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…». Не торопитесь жаловаться на ребенка, родители могут быть разные. Стоит задуматься: а будет ли польза для ребенка после вашего разговора.
Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Свой ответ нужно построить на позитивных нотах, показав вашу заинтересованность в разговоре о ребенке. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр-бор», уже снята.
Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть, лучше…» «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…» «А как вы отнесетесь, если мы поступим так…» Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.
Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами. Комплименты, которые вы говорите родителям, должны быть искренними, ненавязчивыми и к месту.
Не беритесь за разговор с родителями, если вы не уверены, что сможете сделать это компетентно, не "завести" родителей и не сделать лагерь врагом №1 для их и ребенка!
Закончите разговор фразой на позитивной ноте, например начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..» или «У вас замечательный ребенок, и без него наш отряд не был бы таким дружным и интересным». И, например, заканчивающейся словами «Мне было очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо Вам».
Наказания
Как НЕЛЬЗЯ наказывать детей НИКОГДА:
Запрещены любые физические наказания (как различные «упражнения», так и рукоприкладство) и наказания трудом;
Нельзя наказывать едой (лишение десерта, полдника и.т.д);
Сном (т.е. лишать их сна);
Купанием (детей в лагере купают не для забавы, а для здоровья детей), как впрочем нежелательно наказывать детей и лишением любых других благ, которые положены им по режиму;
Нельзя наказывать способом, который может нанести ребенку психологическую травму. Как можно (но не нужно - см. выше Вступление) наказывать детей:
Важно:
Проявлять терпение
Выслушать обе стороны
Нельзя наказывать: за то, что ребенок отличается от других; за то, что он имеет отличную от вашей точку зрения.
Маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только все объяснять.
При разговоре с провинившимся ребенком нужно делать акцент на том, что накажут не только его, но еще и вожатого.
Необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребенок ежедневно «проверяет» вожатого.
Необходимо создать себе такой авторитет, чтобы обида вожатого была для ребенка худшим наказанием.
Правила, ограничения обязательно должны присутствовать в жизни ребенка. Но их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими.
Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружески-разъяснительным, чем повелительным.
Авторитет вожатого
Для начала о том, каким он НЕ должен быть.
– Дешёвый авторитет
Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать.
-Можно мы сегодня на зарядку не пойдём?
-Да, пожалуйста! Она и самому мне надоела!
Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины. Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Но очень скоро станет понятно, что любовь эта не настоящая. Потому что в ней нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит. Ну и за что уважать такого вожатого? Да и любить-то его не за что. Дешёвый авторитет — это ещё и большая подстава напарника. Ведь напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым». Плюс ко всему, у такого вожатого нет никаких рычагов воздействия на детей.
– Злой авторитет
Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один — угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. И что тогда? Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить. Стоит ли говорить о том, что к злому вожатому нет никакого уважения? Потому что уважают всегда за что-то хорошее. Есть ещё один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жёстко, то у вас нет «зазора» для применения жёсткости в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе» (даже не повышая голоса, а лишь изменив интонацию), всем сразу понятно: что-то не так. И это очень хорошо действует. А злой вожатый и так всё время на взводе. Ему добавлять металл уже некуда.
+ Авторитет (с большой буквы А)
А теперь о том, каким же авторитет должен быть.
Правильный авторитет строится на доверии и уважении. Дети уважают вожатого за его справедливость, за его выдающиеся качества. Дети доверяют вожатому, как другу, готовы слушаться его как старшего и мудрого товарища. Как такого добиться? Когда у вожатого есть авторитет, у детей нет толчков к нарушению дисциплины. Действительно, зачем же вредить любимому вожатому? И дети будут слушаться не потому, что им что-то за это пообещали или чем-то пригрозили, а просто потому, что вожатый так сказал. Когда у вас правильный авторитет, вам открыт путь к детским душам. Вы можете создавать атмосферу на отряде, можете зажигать и вдохновлять детей на творчество. А ведь для этого и нужны вожатые. Не стремитесь завоевать любовь детей. Стремитесь завоевать уважение.
Как добиться авторитета? Самые важные здесь первые три дня. Вот несколько советов, которые могут помочь:
Работать как можно добросовестней.
Иметь план действий.
Следить за имиджем.
Следить за дисциплиной.
Использовать любой удобный случай для общения с детьми.
Беречь свои силы.
Сразу брать дело в свои руки.
Не быть ребёнком.
Установить традиции в общении.
Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр.
Веди дневник.
Будь разным в делах, но стабильным в отношении к делу.
В столовой смотрите за тем, чтобы всем детям хватило столовых приборов, порций, стульев. Если ребёнок плохо ест, необходимо выяснить причину.
Отрядный огонек
Цели:
Учитывая цели огонька, он, как правило, имеет 3 направленности:
Эмоциональная (снятие напряжения, повышение настроения, повышение самооценки ребенка).
Аналитическая (анализ дела, ситуации, дня, дискуссия на тему).
Информационная (правила, законы, легенды, погружение в игру).
«Огонек», как любое другое мероприятие, требует подготовки. Но, учитывая специфику, подготовка к нему несколько отличается. Чтобы огонек был успешным необходимо учитывать некоторые позиции.
Для начала необходимо ответить на вопрос: «Чего я хочу от сегодняшнего огонька?»
Второе – очень четко определить свое собственное отношение ко дню, делу и т.д.
Необходимо подобрать формы, соответствующие поставленной цели.
В течение дня готовить отряд к огоньку именно этой тематики (найти тех, кого выбранная проблема интересует, узнать мнение большинства по поводу того или иного вопроса и т.д.).
Если необходимо, то подготовить наглядное оформление (рисунки, карты, жетоны, карточки и пр.), подобрать музыкальное оформление (аудио-записи, тематические песни под гитару).
«Огонек» имеет свою структуру. Любой огонек можно провести по плану:
Приветствие, эмоциональный настрой.
Объявление темы, постановка проблемы.
Погружение в проблему.
Решение проблемы.
Песни.
Ритуал прощания.
Как любое мероприятие, «огоньки» требуют определенных условий проведения. Основные из них:
Вожатый заранее продумывает ход поведения «Огонька»: обозначает его тему, намечает цели, формулирует задачи с учетом желаемых результатов. Проведенный экспромтом, он не позволит в полной мере добиться положительного эмоционального настроя у его участников.
Тематика «огонька» должна быть актуальной и вызывать интерес у всех собравшихся положительный настрой «огонька», динамика его проведения в значительной степени зависят от смысловой нагрузки и эмоциональной наполненности вводных слов руководителя группы.
Участники располагаются, как правило, по кругу, чтобы можно было видеть друг друга, выражение лица, позу собеседника.
В центре круга находится зажженная свеча, либо горит костер.
Говорит только тот, кто держит в руках горящую свечу или другой предмет (веточку, игрушку, мячик, шишку)
Вечерний "огонек" – это почти семейное, домашнее дело, на "огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.
Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.
"Огонек" - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На "огоньке" идут самые важные разговоры о делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.
"Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.
Для вечернего "огонька" существуют правила:
Дети должны быть заранее настроены и готовы к "огоньку".
Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):
" Когда говорит один - все молчат"
" Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки"
" Закон свободного микрофона"
" Все сказанное на "огоньке" не должно "выноситься" за его пределы"
"Огонек" - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют"
"Через центр круга переходить нельзя".
"Огонек" проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни. Основной, самый главный элемент "огонька" - анализ прожитого дня.
После того как к костру (свече) в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:
Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?
Что сегодня в нашем отряде было хорошо?
Что было не очень хорошо и даже плохо?
Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?
Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый. Дети делятся на "разговорившихся" и "неразговорившихся". Вторые начинают исчезать примерно со второго "огонька" и к концу смены их, как правило, не бывает.
Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний "огонек" песней из серии "День закончен, спать пора" и "сонной" речёвкой. Хороший "огонек" никогда не хочется завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо. Очень важно помнить, что "огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении "огоньков".
Типичные ошибки
Выделим наиболее распространенные ошибки в проведении отрядных огоньков:
Самотёк. Иногда политруки думают, что достаточно усесться кругом, объявить начало огонька, произнести известную триаду вопросов "Что было хорошо, что не удачно, что нужно изменить?" и, о, чудо! - огонёк пойдет сам собой. Однако дети могут просто не начать говорить, начать говорить не о том, да мало ли случайностей подстерегает нас на этом пути! Огонек надо готовить, планировать, вести - это аксиома.
Формалистика. Однообразие течения огонька губит самые лучшие чувства. Если дети друг с другом повторяют стандартный набор фраз, значит, огонёк вы не подготовили. Не будет ни искренности, ни переживаний, ни нужного воспитательного эффекта,
Чрезмерное веселье. Оно не способствует осмыслению, но способно профанировать любые высокие слова. А огонёк - это именно тот случай, когда должны звучать высокие слова, рождать высокие переживания и чувства. Смех без причины - признак слабой работы по созданию настроя огонёк в отряде.
Обвинительный тон. Плохо, если огонёк превращается в высказывание обвинений, неважно, кто и в чей адрес. Нужно здраво разобраться в причинах, подумать об их устранении, а не искать виноватого. Огонёк - не суд, а круг дружеского участия и совета.
Провокация зазнайства. Легко добиться чувства ложной сплоченности, противопоставляя себя другим. Лагерь - это место, где ко всем относятся с уважением. Не должно быть, чтобы вожатые или кто-то из ребят высказывался в духе "Мы - лучше всех, другие отряды - плохие".
Дети - слушатели. Если огонёк превращается в мероприятие, т.е. форму работы, когда все дети пассивно слушают, то это и не огонёк вовсе. Огонёк - это активный разговор неравнодушных людей.
Час наставлений. Каким бы замечательным проповедником морали не был вожатый, не надо наполнять огонёк нравоучениями. Нравственные, истины ценны лишь тогда, когда добыты усилиями собственной души ребенка.
Неуправляемая активность детей. Иногда вечернее дело производит такой эмоциональный эффект, что детей невозможно настроить на разговор. Тогда - не проводите огонёк, ограничьте ритуалом.
Вечер записных ораторов. Бывает, что на огоньках всё чаще выступают с длинными речами одни и те же ребята. Возможно, Вы не поговорили с ними перед огоньком о необходимости дать слово каждому в условиях ограниченного времени.
Ухмыляющаяся оппозиция. Если такая группа появилась, значит в отряде не все в порядке. Посоветуйтесь с коллегами, начальником. А пока - постарайтесь доброжелательно включить их в разговор по одному (желательно, начиная с лидера или того, кто наиболее расположен лично к Вам). Не давите, но и не оставляйте без внимания. Ни в коем случае не подчёркивайте обособленность этой группы во мнении отряда.
Автономные группы. Такое происходит по принципу «старички – новички», «девочки – мальчики» по интересам, по уровню культуры или ожиданиям от смены. Постарайтесь смешать группы при рассадке.
Не успели. Что делать, если разговор в самом разгаре, а время кончилось? По возможности корректно закончить огонёк. Используйте этот момент для иллюстрации ценности огонька, предложите вернуться к разговору завтра, а пока обдумать уже сказанное.
19