СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие к авторской образовательной программе "Краски лета" (профильная смена дневного пребывания детей)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие к авторской образовательной программе "Краски лета"  поможет начинающим педагогам дополнительного образования и учителям начальных и средних классов общеобразовательных школ. 

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие к авторской образовательной программе "Краски лета" (профильная смена дневного пребывания детей)»

62


Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

«Цетр дополнительного образования» г. Искитима Новосибирской области






Дидактический материал

к дополнительной образовательной программе «Краски лета»

(профильная смена дневного пребывания)









Автор составитель:

педагог дополнительного образования

Дмитриева Мария Ивановна









г. Искитим



Перечень приложения

  1. Режим дня (Авторская разработка).

  2. Техника безопасности труда.

  3. Совместное планирование «Нам предстоит» (Авторская разработка) .

  4. Правила жизни в смене. Система роста участников.

7. План мероприятия (Авторская разработка).

8. Содержание плана мероприятий (Авторская разработка).

9. Наши песни.

10. Об «Огоньке» (Авторская разработка) .

Таблицы:

  1. Возрастные особенности детей.

  2. Особенности организации игровой деятельности.

Игры:

  1. Дидактические игры.

  2. Игры на знакомства.

  3. Игры на взаимопонимание и доверие.

  4. Подвижные игры.

  5. Интеллектуальная игра «5х5» (Авторская разработка) .

Диагностические карты:

  1. Карта уровня освоения учебной программы (Авторская разработка).

  2. Карта настроения (Авторская разработка).

Методы изучения воображения.


Приложение 3

Режим дня

9.00 – 9.45 – Сбор детей в лагере. Утренний информационный сбор

9.45 – 10.00 - Зарядка

10.00 – 10. 45 – Занятие.

10.45 – 11.00 – уборка рабочего места

11.00 – 11.30 – Обед.

11.30 – 12.00 – Игровой час на улице.

12.00 – 12.45 – Занятие

12.45 – 13.00 – Музыкальный час.

13.00 – 13.30 – Игровой час на улице.

13.30 -14.00 - «Огонек» - анализ (подведение итогов за день).

14.00 – До свидания! До завтра!

14.00 – 14.15 – Работа с дежурными командирами завтрашнего дня.



Приложение

На первых занятиях профильной смены детей следует познакомить с основами гигиены и санитарии, с правилами техники безопасности; как избежать возникновения опасных ситуаций на занятиях.

Правила по технике безопасности на уроке.


  • Работу начинай только с разрешения учителя.

  • Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу, не отвлекайся во время работы.

  • Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

  • Употребляй инструмент только по назначению.

  • Не просверливай лезвиями ножниц отверстий.

  • Не работай не исправными и тупыми инструментами.

  • При работе держи инструменты, так как показал учитель.

  • Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

  • Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

  • Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем месте.

  • Не разговаривай во время работы.

  • Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторенними делами.

Правила по технике безопасности при работе с ножницами


    • Храни ножницы в указанном месте в определенном порядке.

    • При работе внимательно следи за линией разреза.

    • Не работай тупыми ножницами и ножницами с ослабленным шарнирным креплением.

    • Не держи ножницы концами вверх.

    • Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

    • Не режь ножницами на ходу.

    • Не подходи к товарищу во время резания.

    • Передавай товарищу закрытые ножницы, кольцами вперед.

    • Во время резания придерживай материал рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

    • Пользуйся ножницами с закругленными концами.

Правила по технике безопасности при работе с красками.

  • Кисти, краска и палитра находятся на рабочем столе справа.

  • Бумага для эскизов находится на рабочем столе слева.

  • При обработке дерева наждачной бумагой, во избежание травмы рук, использовать приспособление – деревянный брусок.

  • Нельзя сдувать пыль при ошкуривании, она может попасть в глаза. Пыль осторожно сметают щеткой или лоскутком ткани в специальную емкость или на газету.

Правила по технике безопасности при работе с канцелярским ножом

    • Помни, что резать ножом можно только на специальной подрезной доске под наблюдением преподавателя.

    • Режь ножом картон или бумагу по специальной линейке с высоким фальцем. Не применяй складной нож.

    • При резке бумаги, картона ножом не пытайся сразу прорезать весь материал, режь со слабым нажимом постепенно.

    • Не работай тупым и неисправным ножом.

    • Не держи нож лезвием вверх. Подавай нож, убрав лезвие.

    • Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием.

    • По окончании работы прибери на рабочем месте.

Приложение 5

Совместное планирование «Нам предстоит».

Цель: составить план работы на смену; учить детей совместному планированию жизнедеятельности коллектива в условиях лагеря дневного пребывания; учить работать, принимать решения в микрогруппах; учить доброжелательному отношению к мнениям других.

Форма: практикум.

Подготовительная работа.

Образцы к предлагаемым занятиям. Начерченная на ватмане план-сетка, маркеры 3х – 4х цветов. Листы бумаги, ручки. Небольшие игры для разминки.

Совет для ведущего: следите за временем – очень важно не затягивать планирование!!! Оптимальная продолжительность сбора 1,5 – 2 часа, не больше!

Содержание.

Вопросы, которые необходимо обсудить на сборе:

  1. Правила проживания в нашем лагере (предъявление педагогами единых требований к режиму дня).

  2. Как будет называться наша команда?

  3. Нужен ли отряду командир, если да, то постоянный (на всю смену) или временный (на день)? Что будет входить в его обязанности?

  4. Система роста (поощрения) участников смены.

Вступительное слово педагога о том, что ожидается интересного этим летом в нашем лагере. Ребятам предлагается ряд тем для занятий по прикладному творчеству. Участникам смены необходимо выбрать из списка только 10 тем. Для того чтобы было легче сделать выбор, прилагаются образцы, которые педагог заранее готовит по каждой теме.

Далее ребятам необходимо вместе подумать, что самое интересное и полезное стоит включить в совместный план работы.

После этого формируются 5 микрогрупп (по 4 -5 человек), каждая из них садится кругом. Педагог предлагает ответить на вопрос: какими вы хотели бы видеть дела в нашей смене? После недолгого обсуждения в микрогруппах каждой предоставляют слово (дети отвечают с места). Все ответы фиксируются на доске без комментариев, при этом просят группы не повторяться.

Дети часто видят дела такими: веселыми, дружными, красивыми, «чтобы были интересными», для всех и т.д. Ведущий, подводя итог, предлагает еще одно условие, которое очень важно при проведении любого дела (это прилагательное — НОВОЕ).

Работа продолжается в микрогруппах. В течение 5 минут на листочках записывают те дела, которые хотят включить в классный план. Не забывая, что дела должны быть и веселыми, и интересными, и новыми.

Затем педагог методом мозговой атаки фиксирует все предложения на доске; после того как слово было предоставлено каждой микрогруппе, ведущий записывает и индивидуальные предложения, которые не были учтены в микрогруппах. Важно, чтобы в ходе мозгового штурма между его участниками были установлены свободные и доброжелательные отношения.

После этого с согласия авторов даются пояснения по тем идеям, которые не совсем понятны из формулировки, и опять же с согласия авторов похожие идеи объединяются, если согласие не достигнуто, то предложения остаются в первоначальном виде.

Все идеи пересчитываются с учетом изменений. Полученное количество делится на три, результат — это количество голосов, которое может отдать каждый участник за понравившиеся идеи (например, методом мозгового штурма была выбрана 21 идея, делим на 3, полученное число 7. Т.е. семь раз каждый участник имеет право проголосовать).

Идеи, получившие после ранжирования ноль голосов, отпадает. По такому алгоритму поступают до тех пор, пока не останется 3 дела.

В ходе мозгового штурма появляются интересные неожиданные идеи и даже если они не получили должного отклика, не торопитесь от них отказываться! Далее создаются 4 микрогруппы (по 5 человек), с помощью жеребьевки каждая из них получает карточку с одной из только что выбранных идей. В течение 10-15 минут каждой микрогруппе предстоит ответить на следующие вопросы: зачем это дело нам необходимо? Кто будет участвовать? Будут ли зрители? Необходима ли домашняя подготовка? Нужно ли жюри? По истечении отведенного времени каждой группе предоставляется слово: ребята отвечают на те вопросы, которые предлагались для обсуждения. Другие группы внимательно слушают и после выступления задают вопросы на уточнение, высказывают пожелания. По этому плану выступают остальные группы.

После завершения этого этапа работы каждому ребенку в течение 5-7 минут предоставляется право выбрать то дело, которое он вместе со своими товарищами хотел бы организовать. Таким образом, формируются советы дела. Ребята должны знать о том, при подготовке любого дела педагог будет помогать им.

Учитель вместе детьми планируют дни, когда будут проведены эти дела. Остается запланировать и дату, время первого сбора совета дел. На листах с названием дела и фамилиями появляется дата и время первого сбора совета дела. Составленный совместно с детьми план работы оформляется и размещается в отрядном уголке, чтобы ребята всегда могли к нему обратиться.

Советы дела, учитывая предыдущие предложения, пожелания придумывает интересные задания, продумывает красивое оформление, подбирает музыкальное сопровождение, выбирает ведущих, приглашает компетентное жюри, не забывает о зрителях, подбирают помощников, заботятся и о призах для победител


Приложение 6

Правила жизни в смене

  • Лагерь – наш дом, мы – хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от тебя.

  • Закон 00. Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя и беспокоить напрасно других.

  • Закон зелени.

  • Уважительного отношения к песне.

  • Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.

  • Игра – это зеркало жизни. Не забывай про свое отражение, смотрись в зеркало чаще.


Система роста участников смены

  • Ежедневно на отрядном круге выбираются те, кто проявил себя в течение дня. Их имена вписываются на лучи «солнца».

  • По итогам смены присваиваются звания: ?


        • Победитель – победитель интеллектуальных игр и прошедший «тропу испытаний».

        • Кавалер Ордена Солнца I степени – активный участник и организатор игр.

  • Кавалер Ордена Солнца II степени – активный участник игр.

  • Кавалер Ордена Солнечного зайчика – младшие дети, принимавшие активное участие в игре.


Приложение 7

План мероприятий


День смены

Мероприятия

1 день

Организационный момент.

«Здравствуй друг!» (Игры на знакомство, сплочение)

Совместное планирование культурно – досуговой деятельности.


2 день

«Я и природа»

3 день

«Путешествие в страну любителей сказки!»

4 день

«Спорт, мир, дружба!» веселые старты с шефами.

5 день

Познавательная игра «Путешествие в цветочный город»

6 день

Конкурс «Загадочное лето»

7 день

«День вежливости»

8 день

«Я приглашаю друзей». Детский концерт «КВЧГ». Закрытие профильной смены.


Содержание плана мероприятий.

I день - «Здравствуй друг!»

Цель: Познакомить участников смены. Положительная мотивация включения участников в деятельность профильной смены, раскрытие своего «Я».

Создание доброжелательной атмосферы на занятие.

План работы:

  1. Зарядка с элементами игры.

  • Игры на свежем воздухе, на знакомство, сплочение (приложение)

  • Диагностика творческих способностей детей. Анкетирование (приложение ).

  • Совместное планирование (приложение ).

  • Что означает мое имя», краткий обзор.

  • Получение «жетона участника».


II день - «Я и природа»

Цель: Получение навыков нахождения в природе материалов, для творческого развития. Умение увидеть прекрасное в обычном природном материале.

План работы:

  • Зарядка с элементами окружающей природы.

  • Сбор природного материала.

  • Создание композиций из собранного материала

  • Получение «жетона участника».



III день «Путешествие в страну любителей сказки»

Цель: Раскрытие проблемы понимания человека человеком через сказку. Раскрытие личности ребенка через образ сказочных героев.

Организационный момент:

  • Подготовка костюмов.

  • Оформление сцены.

  • Приготовление реквизитов.

  • Подбор музыкального сопровождения.

План работы:

  • Зарядка с элементами движений сказочных героев.

  • Инсценировка сказки «Астрологический зоопарк», автор: участник профильной смены Женя Копылов.

  • Сочинение продолжения сказки.

  • Получение «жетона участника».



IV день - «Спорт, мир, дружба!» веселые старты с шефами.

Цель: Разнообразить досуг детей увлекательными играми, состязаниями, привлечение к активному виду отдыха. Получение навыков командной работы

Организационный момент:

  • Определение участников конкурса.

  • Выбор жюри.

  • Подготовка карточек для поведения итогов участия.

  • Определение места проведения (погодные условия).

План работы:

  • Разминка – зарядка.

  • Проведение эстафеты.

  • Чаепитие.

  • Получение «жетона участника».



V день – «Путешествие в Цветочный город!»

Цель: Формирование навыка выражения характера через перевоплощение.

Организационный момент:

  • Оформление зала.

  • Подготовка бейджиков

  • Подбор музыкального сопровождения.

План работы:

  • Зарядка с элементами движений цветов.

  • «Мое новое имя», присвоение цветочного имени.

  • Интеллектуальная викторина о растениях.

  • Разучивание танца цветов.

  • Получение «жетона участника».

VI день - Конкурс «Загадочное лето»

Цель: Развитие памяти,воображения, получение новых знаний.

План работы:

  • Зарядка с элементами знаков препинания.

  • Конкурс загадок.

  • Расширение кругозора о растениях, о морских обитателях, о грибах.

  • Получение «жетона участника».

VII день - «День вежливости»

Цель: Расширение кругозора, повышение общего культурного уровня детей, обогащение духовного мира детей.

План работы:

  • Зарядка с элементами этикета

  • Изучение правил поведения в общественном месте.

  • Шутки об этикете.

  • Конкурс «Школа этикета» с группой ребят вожатых.

  • Получение жетона участника.

VIII день – «Я приглашаю друзей» (Закрытие профильной смены)

Цель: Анализ творческой работы и коллективных дел в профильной смене.

Сплочение коллектива, повышение общего культурного уровня детей.

Этап подготовки мероприятия:

  • Оформление праздничного зала.

  • Подготовка сценария чествования.

  • Подбор музыкального сопровождения.

План работы:

      1. Зарядка с элементами движения человека и повадками животного.

      2. Праздничное оформление кабинета.

      3. Подготовка участников к концерту.

      4. Проведение концерта «КВЧГ»

  • Чествование именинников.

  • Беспроигрышная лотерея (по полученным звездам).

  • Подведение итогов работы профильной смены.

  • Награждение грамотами, подарками.

  • Чаепитие.


Приложение 10

ОБ «ОГОНЬКЕ»


«Огоньки» - это одна из добрых традиций лагерей. Традиция, которая дошла до нас через не один десяток лет. Это особая форма общения известна, пожалуй, каждому вожатому.

Что такое «огонек»? Прежде всего, это разговор, доверительный разговор, где каждый его участник может рассказать о своих впечатлениях за день, высказать свою точку зрения, свое мнение. «Огонек» помогает учиться понимать, слушать и слышать других людей, позволяет проанализировать не только дело, занятие, но и сложившуюся ситуацию.

Эта форма общения помогает решать ряд задач:

  • Учить коллективному анализу, самоанализу.

  • Преодолевать боязнь быть неуслышанным, непонятым и др.

От «огонька» к «огоньку» педагог должен стремиться, чтобы от чисто эмоциональных «нравиться – не нравиться» отряд переходил к трезвому анализу, обоснованному обсуждению дел, прожитого дня.

Для успешного проведения такого разговора требуется соблюдение следующих условий:

  • Участники обычно располагаются по кругу так, чтобы каждый видел и слышал каждого.

  • Наличие в центре круга «живого» огня /свечка, костер/.

  • «Огонек» готовится заранее педагогом или ведущим.

  • Оформление, соответствующее теме предстоящего разговора.

  • Создание необходимого эмоционального настроя.

  • Взрослым, находящимся на «огоньке», следует следить не только за своей интонацией (избегать повышенных тонов), но и за выражением лица, жестами.

  • Поддержание доброжелательной атмосферы (каждый участник имеет полное право на высказывание личного мнения, но, не перебивая другого).

  • Тема разговора должна быть интересна и актуальна для большинства.

  • У группы могут быть свои традиции проведения «огонька».

Готовясь к проведению «огонька» необходимо помнить об этапах формирования временного детского коллектива в условиях лагеря.


«Огонек» организационного периода

Конец первого дня в смене – это особое время закладки традиции собираться всем вместе.

Первый «огонек» проводит педагог. «Огонек» знакомства призван помочь адаптации ребенка в условиях ВДК, к новым условиям жизни, быта.

Педагогическая задача «отрядного круга» первых дней – научить ребят правилам и выступления на «круге», приучить их к мысли о том, что они будут собираться вместе и анализировать каждый прожитый в лагере день.

Первое время ребята просто переполнены впечатлениями. У них есть потребность поделиться тем, что запомнилось, что понравилось. А у педагогов есть возможность подкорректировать планы.

«Огоньки» основного периода

Особое внимание в течение смены уделено «огонькам» - анализам. Проведение таких «огоньков» в строгой системе помогает научить ребенка анализировать не только прожитый день, проведенное дело или сложившуюся ситуацию, но и воспитывается потребность в самоанализе.

«Огонек» заключительного периода

Последний в смене «огонек» «Расскажи мне обо мне». На этом прощальном «огоньке» говорят о каждом. Что хорошего в этом человеке, какие способности он показал в течение смены. Обязательное правило – начинать разговор о человеке только с хорошего. Тот, о ком идет разговор, сам говорит, от кого из товарищей он хотел бы услышать мнение о себе, остальные могут что-либо добавить самостоятельно.

«Огонек» не должен превратится в разбирательство, идет откровенный разговор друзей.


Приложение 11

Возрастные особенности детей

Знание возрастных особенностей и подростков, характеристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте поможет педагогу в процессе проведения профильной смены. Нагляднее всего (это удобно и для запоминания) предоставить такие сведения в виде таблицы.

Данные возрастных особенностей детей


Физический рост и развитие

Особенности поведения

Советы педагогу

Развитие детей младшей группы

- руки и ноги растут быстрее тела


- общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7-ми годам

- высокий уровень активности


- стремление к общения вне семьи

- стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо

- понимание различий пола

- стремление получить время на самостоятельные занятия

- ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным

- организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега;

- развитие умения лазать и пользоваться качелями

- использование ритмических видов деятельности; пение, драматические постановки

- обучение правильным навыкам труда

- обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении

- предоставления детям свободы действия, развития способностей






Развитие детей старшей группы (9 – 11лет)

- рост девочек опережает рост мальчиков

- в начале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее

- стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек

- энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны

- часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности

- стремятся к большой мускульной активности

- любят коллективные игры

- шумны, спорят

- влюбчивы

- боятся поражений, чувствительны к критике

- интересы постоянно меняются

- мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству

- начинают осознавать нравственные нормы

- пробуждается интерес ко всему вокруг.

- учет того обстоятельства, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале

- использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности

- организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам

- организация разумного руководства; разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру; стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей

Развитие детей старшей группы (12 - 14 лет)

- девочки обычно выше мальчиков

- половое созревание

- быстрый рост мускулатуры

- переутомление опасно

- девочки менее активны

- мальчики склонны к групповому поведению

- дети испытывают внутреннее беспокойство

- антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга

- мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых

- дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета

- стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды

- сопротивление критике

- появляется интерес к заработку

- кумирования.

- организация коллективных игр (различных для мальчиков и девочек)

- предпочтение спортивным играм

- использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий

Развитие подростков (15 - 18 лет)

- наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам)

- завершение роста скелета

- различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть

- мальчики отстают в развитии на 2 года

- девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками

- наблюдается беспокойство о своей внешности

- растет социальная активность

- стремление к достижению независимости от своей семьи

- поиск себя

- происходит выбор будущей профессии

- возникновение первой любви

- появляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»

- оказание помощи подросткам в том, чтобы все они были приняты своими сверстниками

- руководство поведением подростков построить так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых

- создание необходимых условий для отдыха

- учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу

- учет того обстоятельства, что для мальчиков лучше организовать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т.д.

Приложение 12

Особенности организации игровой деятельности

Младший возраст

Особенности физического развития:

Характерные черты

Рекомендации по организации и проведению игр:

  • сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;

  • невелик запас прочности опорного аппарата, слаба мускулатура, особенно спины, брюшного пресса, что, повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т.д.), нарушение осанки.

  • любознательность;

  • конкретность мышления;

  • подвижность;

  • неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном;

  • высокий авторитет старшего товарища;

  • все предложения, которые принимаются ребенком, выполняются им очень охотно;

  • суждения и оценки взрослых становятся суждениями и оценками самих детей.

  • подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений;

  • недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом;

  • если по правилам игры ребенок вынужден выйти из ее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения;

  • дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функций торможения;

  • все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», « он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры»… Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры;

  • детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу;

  • заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков.


Средний возраст

Особенности физического развития:

Характерные черты

Рекомендации по организации и проведению игр:

  • начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);

  • учащается сердцебиение;

  • чаще появляется головная боль;

  • ускоряется развитие скелета, рук, ног;

  • одновременно с этим активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.


  • мыслят более отвлеченно, критично;

  • укрепляется волевая сфера;

  • бурно проявляются эмоции;

  • повышенное стремление к спорам, неуступчивость;

  • склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями, хотя в контакт с другими вступают легко;

  • стремятся «испытать» себя, стремятся к активной практической деятельности;

  • увлекает совместная коллективная деятельность;

  • легко и охотно выполняют поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;

  • далекие цели и перспективы не увлекают так же, как и неконкретные поручения, отвлеченные беседы;

  • неудача вызывает резкую потерю интереса к делу;

  • успех вызывает эмоциональный подъем.

  • подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;

  • некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек;

  • объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна.

Подростковый возраст

Особенности физического развития:

Характерные черты

Рекомендации по организации и проведению игр:

  • половое созревание

  • завершение роста скелета;

  • быстрый рост мускулатуры;

  • девочки вначале выше мальчиков;

  • мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года;

  • различия среди детей усиливаются, так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.

  • остро ощущаемая потребность в активности;

  • горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может;

  • формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки;

  • развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых

  • подростки не принимают на веру все, что слышат от взрослых;

  • способны противостоять влиянию окружающих

  • могут воздействовать на сверстников, утверждая среди них то, что они сами считают несомненно правильным;

  • проявляется стремление к объединению в различные группы; ставятся цели: быть как все, не отставать от друзей, выделиться среди сверстников, занять место лидера.

  • игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная;

  • она может быть рассчитана на длительную подготовку;

  • важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность ее.


Приложение 13


Дидактические игры и упражнения

Упражнение на снятие негативного переживания.

Цель: посредством активных действий выплеснуть негативные переживания.

«Ящик с обидками»

Реквизиты: картонный ящик и газета.

Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику.

Когда ребёнок устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.

1 раздел Упражненние на развитие воображения пространственной ориентации.

Цели и задачи:

1.Развитие творческого воображения и пространственной ориентации.

2.Формирование конструкторского мышления и навыков.

3. Научить контролировать свои действия.

Возраст: от 6 и старше

«Зашифрованный рисунок».

Упражнение – первое знакомство детей с координатной сеткой. Аналогично известной игре «Морской бой» детям поочередно называются координаты точек, отмечаемые ими в пределах игрового поля, При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляются соответствующие зашифрованные рисунки По мере освоения задания темп диктовки координат возрастает.

«Разговор с руками»

Форма проведения: индивидуальная.

Правила проведения: Психологу обвести на листе силуэт ладоней ребенка дошкольника. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что), но иногда не слушаются своего хозяина.

2 раздел Упражнение на выражение гнева

Цель и задачи:

    1. Снятие агрессивного поведения.

    2. Расслабление мышечного напряжения.

Возраст: для детей от 5 лет и старше

«Король Боровик не в духе»

Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.

Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе;
Короля покусали мухи.

«Сердитый дедушка»

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?

Мимика. Нахмуренные брови.

Во время этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и Волк», тема дедушки.

3 раздел Упражнения на саморасслабление, снятие раздражения.

Возраст: для детей от 5 и старше


«Кулачок»

Ход занятия: Положить в руку ребенку маленький предмет, игрушку, конфетку так, чтобы он не смотрел и попросить сжимать кулачок сильно – сильно, как можно сильнее. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его - рука расслабится (отметить приятное чувство расслабления) на ладошке будет лежать приятная вещь.


4 раздел Упражнение на развитие координации движения и снятия мышечного напряжения.

Цельи задачи:

Упражнение повторить несколько раз

«Коготки и лапки»

Возраст: от 5 и старше

Ведущий предлагает детям превратиться в котят и объясняет: «Если у котят хорошее настроение, то у них мягкие, расслабленные лапки. А если котята разозлились, то они выпускают коготки (ручки напряжены)». Ведущий предлагает помяукать котятам: ласково, показывая лапки, и – зло, показывая коготки.

Если весело живется – делай так!


Ведущий говорит слова и показывает движения. Все вместе повторяют их.

Первая строчка повторяется дважды. После повтора каждой строчки надо выполнить одно из четырех движений:

  • Похлопать в ладоши,

  • Пощелкать пальцами,

  • Похлопать по коленям,

  • Потопать ногами.

Куплет повторяется четыре раза с изменением движений. Исполняя куплет пятый раз, игроки заменяют слова «делай так» на «делай все» и повторяются все четыре движения друг за другом:

Если весело живется - делай так!

Если весело живется - делай так!

Если весело живется – мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется – делай так!!!


«Раз - коленка, два - коленка»
Снова садятся все на стулья в тесный круг. Затем каждый должен положить руку на правое колено соседу слева. Положили? Так, а теперь начиная с вожатого, по часовой стрелке по всем коленкам по очереди должен пройти лёгкий хлопок рукой. Сначала - правая рука вожатого, затем левая рука его соседа справа, затем правая рука соседа слева, затем левая рука вожатого и т.д.
Первый круг проводится для того, чтобы ребята поняли, как надо действовать. После этого начинается игра. Тот, кто ошибся в процессе игры, убирает руку, которая либо задержалась со своим хлопком, либо произвела его раньше. Если игрок убрал обе руки, он выходит из круга, а игра продолжается. Для усложнения задачи вожатый всё быстрее и быстрее даёт счет, под который должен быть произведён хлопок. Выигрывают три игрока, оставшиеся последними.

I. Упражнение на развитие самоконтроля.

Цели и задачи:

1. Развитие навыков самоконтроля и устойчивости внимания.

2.Развитие стремления обучающихся к размышлению и формированию учебной мотивации..

«Поиск ошибок в тексте»

Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок – как грамматических, доступных для данного возраста, так и логических.

II. Упражнения на развитие внимания.

Цели и задачи:

1. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

2. Развитие навыков совместной деятельности.

«Муха»

Для ведущего: доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 и кусочек пластилина (играет роль «дрессированной мухи»).

Ход игры

Доска ставится вертикально и ведущий игры разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее «вылета» за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

Эта игра требует от играющих постоянной сосредоточенности. После того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например, до 4х4) или количество «мух», в последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.

III. Упражнение на развитие функции мелкой моторики рук.

Цели и задачи:

1. Развитие чувства уверенности в своих силах.

2. Развитие пространственной ориентации.

«Графический диктант».

Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может предъявляться как в виде изображения на доске, так и в форме аудиальной инструкции (например: одна клетка - вправо, одна - вверх, одна - вправо, две – вниз и т. д.) В целях усложнения могут быть использованы узоры с двумя и более различными цветами.

IV. Упражнения на развитие фантазии и аккуратности.

Цели и задачи:

1. Формирование конструкторских навыков и развития фантазии.

2. Развитие познавательной активности.

«Мозаика».

Детям предлагается из имеющегося набора карточек трех видов составить различные двухцветные картинки по приведенному образцу. При рассмотрении образцов мозаики с детьми обсуждаются ассоциации, которые вызывают у них те или иные картинки, что способствует развитию фантазии и навыков пространственного анализа и синтеза

V. Упражнение на развитие невербального мышления

Цели и задачи:

1. Развитие наглядно - образного мышления.

2. Уметь строить простейшие обобщения.

«Дорисуй девятое».

Детям предлагается дорисовать (или выбрать из числа имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности. Чтобы облегчить детям выполнение данного задания независимо от уровня его сложности, следует ознакомить их эффективным алгоритмом поиска решения. Сначала необходимо определить общее количество изменяющихся признаков, а затем работать отдельно с каждым. Для каждого признака необходимо выявить закономерность его изменения в первом ряду, затем определить за исключением сохраняется ли эта закономерность и во втором ряду, и, наконец установить его вид для недостающего изображения последнего неполного ряда. При этом в ряде случаев целесообразнее рассматривать изменение признаков не по рядам (строкам), а по столбцам.

VI. Упражнения на развитие вербального мышления

Цели и задачи:

1.Развитие наглядно - образного мышления.

2.Развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

«Исключи лишнее».

Детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию.

VII. Упражнения на развитие визуальной памяти

Цели и задачи:

1. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти.

2. Развитие фантазии и творческого воображения.

«Зрительный диктант».

Детям поочередно предъявляется несколько картинок (от 3-х до 7-ми), которые они затем воспроизводят по памяти в тетради.

«Найди отличия».

Обучающимся предъявляются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями (в качестве раздаточного материала можно использовать, например, аналогичные задачи, публикуемые в детских журналах). Необходимо найти все различающиеся детали. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и последовательно. Кроме картинок, могут быть использованы также последовательности геометрических фигур или числовые ряды, различающиеся, например, порядком расположения элементов.

Приложение 14

Игры на знакомства


«Математика»
Дети сидят в кругу. Вожатый даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя».
Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

«Снежный ком»
Эту игру лучше проводить на «огоньке знакомства», когда ребята сидят в большом тесном кругу.  Начать игру должен вожатый, назвав своё имя. Сидящий слева от него должен назвать имя вожатого и своё. Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же вожатый, назвав по имени весь отряд. Задача сложная, но реальная и выполнимая. Попробуйте - успех обеспечен.

Полслова

Участники игры встают или садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит первый слог своего имени, тот, кто ловит мяч, должен быстро произнести вторую половину имени. Если он называет правильно, то бросающий говорит: «Да» и называет имя полностью. Если имя названо неправильно, то он говорит: «Нет» и ждет, кто назовет его имя верно, тому он перекидывает мяч и т.д.

Лови палку

Участники игры становятся по кругу и называют свои имена. Ведущий становится в центре круга. В руках у него палка высотой около метра. Он ставит один конец палки на пол. Другой придерживает рукой. Затем громко называет чье-нибудь имя и быстро отпускает палку, отбегая в сторону. Играющий, имя которого назвал ведущий, должен подбежать и схватить палку, прежде чем она упадет. Затем этот участник называет также чье-либо имя, подбежать должен участник, имя которого названо и т.д.

Откроем сердце другу

Каждый игрок получает жетон в виде сердечка, на котором пишет свое имя. Ведущий идет с коробкой по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко в коробку. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков – достать из коробки одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить кому оно принадлежит, и отдать его хозяину.

Приложение 15

Игры на взаимопонимание и доверие

Фигуры

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо закрыть глаза и, не размыкаясь построить квадрат, треугольник, звездочку, используя только устные переговоры.

Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений.

Из наблюдений можно сделать вывод о сплоченности группы, ее организованности, выявить лидеров

Пальчики

Играющие сидят на стульях. Ведущий показывает несколько пальцев на руке и ровно столько человек должны подняться.

Ведущий проигрывает несколько комбинаций (2,6,1,5…), наблюдая при этом, кто чаще встает. Таким образом, выявляются те, кому в оргпериод можно что-либо поручать, у кого можно найти поддержку. Это так называемая «совесть группы».

Делай раз, делай два

Играющие стоят за стульями. По команде ведущего «Делай раз!» должны поднять стулья и одновременно опустить их, но уже без команды ведущего.

Важно заметить того человека, кто первым покажет пример опустить стулья. По команде ведущего «Делай два!» играющие обегают стулья, а по команде одного из игроков садятся на них.

Эта игра помогает выявить лидера-организатора.

Спутанные цепочки

Все игроки встают в тесный круг и вытягивают вперед правую руку. По сигналу ведущего каждый находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Сцепившись правыми руками, все вытягивают вперед левую руку. Снова надо найти «партнера по рукопожатию», но ни в коем случае не того же самого, кому была протянута правая рука.

Когда все руки соединились, образовалась путаница, и теперь группе предлагается ее распутать, не разъединяя рук и никому не причиняя боли. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.


Приложение 16

Игра на развитие внимания и быстроту реакции.

«Карабас»
Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят.
Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще.
Рекомендуется повторить игру 4-5 раз

Приложение 17


Подвижные игры

Ручеек

Игроки берутся попарно за руки и поднимают сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Пары располагаются друг за другом. Теперь тот участник, который остался без партнера, а если осталось двое, то оба, по очереди, должны пройти под сомкнутыми руками и выбрать себе партнера. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеек с противоположной стороны и ищет себе пару и т.д.

Вороны и воробьи

На расстоянии 1-1,5 метра чертятся две параллельные линии. От них отмеряется еще 4-5 метров и прочерчиваются еще по линии. Первые две линии – это линии старта, вторые – «домики». Команды вытраиваются спиной друг к другу около первых линий, т.е. на расстоянии 1-1,5 метра. Команд две, одна из них называется «воробьи», а другая – «вороны». Ведущий встает между командами и называет слова: воробьи или вороны. Если ведущий сказал «вороны», то вороны догоняют воробьев, которые пытаются убежать за вторую линию, т.е. спрятаться в «домик». Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит «воробьи», то воробьи бегут и ловят ворон. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной команде не останется играющих. Или игра идет определенное количество раз, и тогда побеждает команда, в которой больше играющих.

Отыщи свою обувь

Играющие становятся в круг. Снимают с левой ноги ботинок. Затем завязывают глаза, несколько раз поворачиваются вокруг оси.

В это время обувь перемешивают в кучу. По команде ведущего игроки делают шаг в центр, где лежит обувь, находят свою, возвращаются на место, обуваются. После этого снимают повязки с глаз. Побеждает тот, кто раньше сделает это.

Атомы и молекулы

Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы – более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока – «атома» сливаются в одну «молекулу». Если ведущий произносит: «Реакция идет по пять!», то уже пятеро играющих должны схватиться друг за друга. Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служат команды ведущего: «Реакция окончена». Если ребята еще не знают, что такое «атом», «молекула», «реакция», - взрослый человек должен популярно им объяснить. Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идет по одному».

Подмигиши

Все игроки стоят парами по кругу, один игрок за спиной у другого. Руки у всех опущены вниз. На линии круга стоит и ведущий. У него за спиной нет партнера. Он должен посмотреть в глаза кому-нибудь из игроков первой линии и подмигнуть. Тот, кому подмигнули, бежит со своего места и встает за спиной водящего. Но у него это может не получиться, потому что игрок второй линии внимательно следит за водящим и если видит, что подмигнули его партнеру, может удержать его. Если он успел это сделать, водящий вынужден подмигивать еще раз, до тех пор, пока его подмигивание не окончится результативно. Если же игрок второй линии не среагировал во время и не успел схватить первого, он становится водящим, т.е. встает в первую линию и сам начинает подмигивать. Игра может продолжаться долго, пока не наскучит

Выплесни рыбку

В глубокий таз наливается вода, бросаются спички. Команда «рыбаков» встает на расстоянии, определенным ведущим, и по очереди кидают мяч, стараясь попасть в таз. Количество выплеснувшихся спичек и будет считаться уловом.

Сантики – фантики – лим – по – по

Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит на небольшое расстояние. За это время играющие выбирают, кто будет «показывающим». Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживания по голове, притопывания ногой и т.д.). Все остальные должны тут же повторять его движения. После того, как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. В его задачу входит определить, кто показывает все движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом, на протяжении всей игры хором произносятся слова «Сантики – фантики – лим – по - по». В незаметный для водящего момент показывающий демонстрирует новое движение. Все должны его мгновенно перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У водящего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.



Приложение 18


Карта уровня освоения учебной программы

Наименование объединения: Профильная смена «Краски лета », ЦДО.


Ф.И. ________________________________________________________






Тема

Критерии

Творческий замысел

Правильность выполнения


самостоятельность

Экономное расходование материала

Аккурат-ность

Проявление инициативы, творческого подхода

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10









Условные обозначения:

- высокий уровень; - средний уровень; - низкий уровень.


Приложение 19


Дорогой друг! Пусть каждый день в нашем лагере запомниться чем-то необычным, а эта карта поможет понять, что же было для Вас самым главным.


















Обозначь в кружочке свое настроение в конце дня:


3 – прекрасное, восторженное;

2 – хорошее, радостное, теплое;

1 – светлое, приятное;

0 – спокойное, уравновешенное;

* - неудовлетворенное, грустное;

** - тревожное, напряженное;

*** - полный упадок, уныние.


Что больше всего повлияло на твое настроение (укажи соответствующую цифру):


I. Содержание работы в лагере.

II. Твое участие в мероприятиях лагеря.

III. Отношения с товарищами.

IV. Отношения с педагогами.

V. Твои отношения с другом или подругой.

Какую позицию ты занимал в течение дня (поставь соответствующий значок):


. – пассивно наблюдал;

! – активно участвовал;

!! – подавал идеи;

!!! – организовывал товарищей;

!!!! – проводил игру, занятие.

Каковы были твои отношения с товарищами в течение дня (поставь условный знак):


= - ровные;

# - безразличные;

Zнеуважительные;

~ - уважительные;

- конфликтные.


Твой личный итог работы в течение всего дня (обозначь заглавной буквой):


П – преодолел себя; Д – нашел друга, подругу, друзей;

Н – научился; И – изменил точку зрения;

О – открыл в себе новое; Ч – что-то еще.

Приложение 20

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ


Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

1. Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

Методика 13. «Вербальная фантазия»

(речевое воображение)

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение мин. Ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек. Отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. Наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.

Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяется по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов. 1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная. 2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.

Если образы, использованные ребенком в его рассказе, мало интересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 0 баллов. Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается по высшему баллу – 2.

Таким образом, максимальное количество баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное – 0.

Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экспериментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его воображения по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице. Ее надо готовить заранее, до начала проведения обследования.


Схема протокола в методике «Вербальная фантазия»


Оцениваемые параметры воображения ребенка

Оценка этих параметров в баллах


0

1

2

  1. Скорость процессов воображения.

  2. Необычность, оригинальность образов.

  3. Богатство фантазии (разнообразие образов).

  4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

  5. Впечатлительность, эмоциональность образов.





По ходу рассказа ребенка в нужной графе этой таблицы крестиком отмечаются оценки фантазии ребенка в баллах

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Методика 14. «Рисунок»

В этой методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производится таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

Методика 15. «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин. Смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнения задания время (5 мин.) он так и не смог ничего придумать и сделать своими руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.


Скачать

© 2017 153 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!