СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика использования интерактивных технологий на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. В связи с этим происходят изменения и в образовании, зафиксированные в федеральных государственных образовательных стандартах.

Просмотр содержимого документа
«Методика использования интерактивных технологий на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО»

Методика использования интерактивных технологий на уроках

математики в условиях реализации ФГОС ООО

«Идеальное образование –

это свободное самообразование,

роль учителя –ненавязчиво помогать»

В.В.Гузеев


Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. В связи с этим происходят изменения и в образовании, зафиксированные в федеральных государственных образовательных стандартах.

        Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, делающий акцент на развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть при завершении каждого этапа обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

         С введением ФГОС меняется и цель образования – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

В настоящее время в педагогике различают несколько моделей обучения:

Взаимосвязь

Модели обучения

Учитель

Ученик Ученик


ПАССИВНЫЕ - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

Учитель

Ученик Ученик

АКТИВНЫЕ - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)


Учитель

Ученик Ученик

ИНТЕРАКТИВНЫЕ - активное взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения- это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учениками и учителем, между самими учениками.


Особенностями пассивной модели является то, что ученики выступает в роли «объекта» обучения (слушают и смотрят), особенностью активной - ученики выступают «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания). Интерактивное обучение предполагает моделирование жизненных ситуаций, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций. Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр. Наиболее эффективным способом организации занятий с применением интерактивных форм и методов обучения является коллективный способ организации занятий, который в большей степени отвечает задачам интерактивной деятельности обучаемых. Групповая работа позволяет:

  • за короткий срок изучить и обсудить объемный и, порой противоречивый для осмысления и понимания блок материала;

  • решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока;

  • продуктивно формировать общеучебные умения и учебную деятельность, которую они реализуют;

  • оптимизировать и активизировать процессы социализации школьников.

 Основным признаком групповых форм занятий является общность учебной ситуации, когда все обучающиеся класса выполняют одно и то же задание за определенный промежуток времени, одним и тем же способом и одинаковыми средствами. Второй признак групповых занятий — одинаковый маршрут освоения учебной программы, подразумевающий единство последовательности изучения разделов, тем учебного материала.

В процессе интерактивного общения в парах, группах у обучающихся формируются:

  • знания, в том числе и собственное мнение по тому или иному событию, явлению;

  • активная жизненная позиция;

  • творческие способности;

  • развивается речь;

  • чувство ответственности за общее дело.

Вопросы и задания, которые предлагаются для изучения, обсуждения обучающимся, непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера, разного уровня трудности и сложности.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Интерактивное обучение также решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность, развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач. Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, смене форм деятельности, переключении внимания на узловые вопросы темы урока. Интерактивные технологии способствуют не только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, трудовой активности учащихся, ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.

Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

1. Работа в парах: обсуждение, взятие интервью у напарника, анализ творческой работы партнера, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя, составление блоков взаимного контроля и самоконтроля.
2. Работа в малых группах (мозговой штурм, круглый стол, дебаты): когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом.

3. Ротационные (сменные) тройки: состав группы из трёх человек меняется от задания к заданию

4. Мозговой штурм: участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике
5. Дерево решений: учащиеся делятся на 3 или 4 равночисленные группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

6. Метод пресс, который состоит из четырёх этапов:

• высказывание собственной точки зрения (я считаю, что)

• обоснование своей мысли (так как);

• примеры и аргументы (например);

• вывод, обобщение (итак). То есть, используя этот метод, обучающиеся учатся формулировать высказывание аргументировано.

7. Ролевая (деловая) игра.

8. Дебаты: убедить других в том, что его подход к решению проблемы правилен.

9. Интерактивная игра.

10. Конференции. Движущей силой любой конференции является диалог- диспут.

11. Аквариум.

12. Карусель.

13. Дерево решений.

14. Броуновское движение.

15. Синквейн.

16. Фишбоун.

Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.

В ходе подготовки содержания урока на основе интерактивных форм обучения перед учителем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению обучающихся.

Методы интерактивного обучения:

1. Универсальный, т.е. эвристическая беседа, где на ряд проблемных вопросов ожидается ответ с учетом их жизненного опыта и логическое рассуждение, где совершают открытия, получают новые знания.
2. Кейс - метод или анализ конкретных практических ситуаций. Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному подходу.

3. Метод- тренинг.

4. Дискуссии - это публичные обсуждения или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями, мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы, в ходе которого учащиеся учатся самостоятельно мыслить, вести суждения, аргументировать положения. Формы дискуссий: круглый стол, форум, дебаты, заседания, симпозиум. Дискуссия - наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма групповой работы.

5. Метод проектов. Расширяет умение работать самостоятельно, учитывая актуальность проблемы, учит ориентироваться в информационном пространстве, расширяет познавательные, творческие умения и навыки.
Ещё одно направление интерактивных методов обучения – это использование возможностей, предоставляемых компьютерными технологиями и Интернет. Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

В завершении своего выступления я хочу остановиться на преимуществах интерактивного обучения:

  • применение образовательных информационных технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать учеников;

  • использование интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и восприятие учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения;

  • интерактивные и мультимедиа технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.

  • имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а также собственные разработки, позволяют учителю повысить эффективность обучения.

Использование на учебных занятиях технологии интерактивного обучения дает ученику:

  • развитие личностной рефлексии;

  • осознание включенности в общую работу;

  • становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

  • развитие навыков общения;

  • принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

  • повышение познавательной активности;

классу:

  • формирование класса как групповой общности;

  • повышение познавательного интереса;

  • развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

учителю:

  • нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

  • формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.


И в заключении я приведу формулу интерактивной технологии:

«Вперед и вместе:

через живое общение,

через работу в группах,

где каждый обучающийся субъект познания нового».




.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!