СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения метанию малого мяча учащихся младших классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использовать методику обучения на уроках физической культуры в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения метанию малого мяча учащихся младших классов»

Теоретическое обоснование экспериментальной методики

обучения метанию младших школьников


Процесс физического воспитания школьников характеризуется формированием у них специальных знаний, двигательных навыков, развитием физических качеств, улучшением антропометрических показателей.

Применительно к двигательной деятельности занятия физической культурой способствуют формированию наиболее важных навыков и развитию основных физических качеств.

До сих пор среди ученых - представителей педагогики, психологии, физиологии, теории и методики физической культуры существуют противоречивые мнения в определении понятий «навыки» и «умения».

Все их взгляды можно объединить в две группы. Представители одной группы считают, что вначале формируется двигательное умение, которое закрепляется затем за счет многочисленных повторений, оформляясь в автоматизированное действие - навык [15,21,30,47]. По их мнению, двигательное умение представляет собой такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля действия во всех отдельных операциях, невысокой быстротой, неустойчивостью к действиям сбивающих факторов, невысокой прочностью запоминания.

Двигательный же навык характеризует такой уровень, владения двигательным действием, который отличается минимальным участием сознания и автоматизированным выполнением действий. При этом действия в стадии навыка отличаются быстротой выполнения, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания.

Отметим, что определения, даваемые рассматриваемым категориям вышеперечисленными авторами, отличаются трактовкой, но сходны в том, что навык представляет собой более высокую степень управления движениями и более эффективный автоматизированный двигательный акт, чем умение.

Другая группа ученых [14,21,35,42 и др.] считает, что в теории и методике физического воспитания процесс обучения двигательным действиям включает три этапа:

  • формирование начального двигательного умения или двигательного
    представления;

  • формирование двигательного навыка;

  • формирование двигательного умения высшего порядка.

При всем многообразии трактовок вышеуказанные авторы сходятся в том, что останавливать процесс овладения двигательными действиями и способность применять их в условиях постоянного изменения окружающей обстановки на уровне лишь автоматизированного действия, то есть навыка, не только не корректно, но и не реально.

При таком подходе к оценке степени усвоения произвольных движений под начальным двигательным умением понимается способность выполнять двигательные действия с повышенной концентрацией внимания на составляющих его операциях и не всегда со стабильным итогом достижения цели.

Двигательный навык можно охарактеризовать, как способность выполнять двигательное действие с высокой степенью надежности, в привычных условиях, когда управление движениями происходит автоматизировано и внимание обучаемых концентрируется не на отдельных движениях, а на результате.

Двигательное же умение высшего порядка характеризует способность человека, в условиях постоянно меняющейся обстановки избирательно использовать сформированные знания, начальные двигательные умения и навыки для рационального решения двигательных задач [20, 45].

В начале у школьников на базе сложившихся понятий и представлений возникают простые умения, образующиеся в результате первых попыток самостоятельно выполнить метания. После неоднократного выполнения этого действия простые умения превращаются в простые навыки, благодаря которым действие выполняется автоматизировано, и почти не требует сосредоточения внимания. В этом случае метание выполняется более уверенно, без опасений.

Последующие тренировки приводят к формированию устойчивого сложного навыка в метании.

Разве можно утверждать, что уверенное, выполняемое автоматически метание, завершилось формированием навыка и дальнейшее совершенствование и невозможно, и нежелательно.

Очевидно, критериями сформированности навыка, определяющими степень его устойчивости и надежности являются оценки «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Разница, между которыми достигается 4-5 метрами у мальчиков и 2-3 метрами у девочек. Но то же можно сказать и о метании спортсменами. Критериями сформированности навыков у них будут уже служить разрядные нормативы 3,2,1 разрядов и т.д. В их исполнении метание - это уже не степень овладения навыком, а умение высшего порядка или умения мастерства [1,24,37].

При достижении такого уровня происходит индивидуализация техники метания: осваиваются различные варианты двигательного навыка, вырабатывается умение использовать приобретенный навык в сложных условиях.

При обосновании методики обучения младших школьников метанию учитывались возрастная специфика избранного контингента. В этой связи она охватывала этап формирования начальных двигательных умений и их перехода в стадию навыка.

Теоретической основой разработки экспериментальной методики обучения метаниям младших школьников является теория поэтапного формирования действий [13,21,39].

В качестве центрального звена теории поэтапного формирования действий выдвигается задача исследования строения самой деятельности и ее перехода из внешнего материального плана во внутреннюю психическую деятельность (устанавливаются последовательные этапы перехода внешних материальных действий во внутренние, психические).

Действие в данной концепции рассматривается как единица деятельности учения и как «единица любой человеческой деятельности» и выделяют в нем две стороны:

а) внешнюю, исполнительную, непосредственно приводящую к результату;

б) так называемую ориентировочную, внутреннюю, скрытую от постороннего наблюдателя.

В соответствии с данной концепцией успешное выполнение любого действия, в том числе и двигательного, в значительной степени зависит от организации ориентировочной основы деятельности. Ориентировочная основа деятельности - это такая система условий, на которую человек полностью опирается при выполнении задания. Благодаря ей, человек ориентируется в условиях деятельности, программирует свои действия и осуществляет рациональный выбор одного из множества и возможных исполнений. Такая ориентировка происходит не только перед началом исполнительской деятельности, но и в самом процессе выполнения. Она вызвана необходимостью установления соответствия между программой деятельности и ее выполнением.

В успешном овладении исполнительными действиями решающую роль играет ориентировочная основа деятельности, то есть все сведения и данные, необходимые и достаточные для осуществления исполнительного акта, представляющие «систему тех объективных условий, которые выделяются из ситуации и становятся условиями успешного выполнения задания» (П.Я. Гальперин). П.Я. Гальперин отмечал, что ошибки появляются как раз на тех участках действия, где отсутствуют необходимые показатели, заданные и достигаемые и, наоборот: там, где показатели устанавливаются и ориентировка на них обеспечивается, пробы и ошибки исчезают.

Таким образом, очень часто ошибки и неудачи при овладении двигательными действиями объясняются не малым количеством повторений, а тем, что не обеспечена должная ориентировка в задании.

Исходя из сказанного, необходимо изучать не то, как происходит формирование новых действий, а то, что нужно ученику, чтобы он мог правильно выполнять новое действие, которое затем превращается в навык.



2.3. Основные положения экспериментальной методики обучения метанию малого мяча младших школьников

В разработке экспериментальной методики обучения метанию младших школьников мы опирались на положения данной концепции. В связи с этим, в процессе обучения технике метания младших школьников использовали с целью создания ориентировочной основы двигательного действия сигналы различной модальности (зрительные, слуховые, проприорецептивные) в качестве сигналов обратной связи, что позволило ускорить процесс формирования двигательного навыка в метании у младших школьников, сделать его более эффективным и интересным.

Овладение рациональной техникой и ее закрепление в двигательных навыках имеют большое значение в решении образовательных задач школьного обучения.

Формирование двигательных навыков происходит в определенной зависимости от уровня развития двигательных качеств [25,48] но, в свою очередь, двигательные навыки влияют на развитие и проявление функциональных возможностей организма человека [14,24,31]. Поэтому, перед началом обучения нужно обратить внимание на уровень развития физических качеств и мышечных групп, которые обеспечивают выполнение метательных движений. Для успешного овладения навыками в метании легких снарядов необходимы достаточная подвижность в плечевом и локтевом суставе и высокий уровень развития координации движения. Развитие физических качеств - процесс продолжительный и высокий уровень их развития будет служить базой для успешного формирования не только навыка в метании, но и для освоения многих других двигательных действий. Поэтому уделять внимание развитию гибкости и координации движения желательно на протяжении всего учебного года, независимо от направленности уроков и задач обучения, чтобы необходимый уровень развития физических качеств был достигнут до начала обучения такому сложно - координационному двигательному действию, как метание.

На одном занятии используется небольшое количество упражнений для развития координационных способностей. Но они, по возможности, должны быть в каждом занятии, в разных его частях.

Существуют два пути развития координационных способностей [25].

Во-первых, координированность возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.

Во-вторых, она улучшается, если дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения.

Дети должны уметь применять освоенные умения в игровой ситуации или в более сложных условиях местности.

В.М. Зациорский рекомендует разнообразные методические приемы, которые, на наш взгляд, могут использоваться учителями физической культуры с целью повышающие двигательной координации у учащихся перед освоением сложно - координационного двигательного действия - метания:

  1. Применение необычных исходных положений.

  2. Зеркальное выполнение упражнений.

  3. Изменение скорости или темпа движений.

  4. Изменение пространственных границ, в которых выполняется
    упражнение.

  5. Смена способов выполнения упражнений (метание сверху, снизу, сбоку).

  6. Усложнение упражнения дополнительными движениями.

  7. Изменение противодействий занимающихся при групповых и
    парных упражнениях. Выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, по 3-4 человека, группой).

  8. Использование в упражнениях предметов различной формы,
    массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять
    движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела,
    требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений (метать мяч, мешочки, шишки, снежки, картонные диски).

  9. Усложнение условий игры. Игровой метод с дополнительными заданиями предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи ученик должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Для развития координации важно придерживаться двух методических принципов: упражнение должно выполняться правильно, чисто; упражнение нужно широко разнообразить, используя различные исходные положения [14,25].

На легкую атлетику, как правило, отводят уроки в 1 и 4 четвертях. Обучение технике метания малого мяча осуществляется в 1 четверти на уроках № 2-9 и в 4 четверти на уроках № 62-68. Обучение новым элементам техники метания лучше планировать в 4 четверти, а в 1 четверти на уроках легкой атлетики следует повторять и закреплять изученное в предыдущем классе. На метание в уроке надо отводить до 15 минут, обучение новым элементам техники лучше планировать в начало урока.

Для поддержания внимания учащихся разнообразить задания в метании. При постановке задач надо учитывать ограниченность объема внимания (2-3 объекта) у детей младшего школьного возраста. В связи с этим в структуре движений выделяют то, что, прежде всего надо усвоить детям на данном занятии [35,41].

Основной способ организации учащихся при обучении технике метания малого мяча должен быть фронтальный (или групповой). Для этого на начальном этапе обучения (младшие школьники) можно использовать не теннисные мячи, а самодельные, изготовленные из ткани или из пенопласта. Они легки в изготовлении; не раскатываются и тем самым повышают моторную плотность урока; исключают ушибы; позволяют отработать необходимую скорость движений, так как чтобы такой мяч долетел до достаточно удаленной вертикальной цели, надо совершить очень быстрое и хлесткое движение рукой, соблюдая рациональную структуру броска. Так же рекомендуем использовать сетку - занавес поперек спортивного зала. Сетка гасит скорость попадающего в него мяча, что облегчает и ускоряет процесс подбора снарядов; возможно встречное метание в сетку и проведение подвижных игр двумя группами одновременно, что повышает плотность урока в 3-4 раза; позволяет выполнять в зале метание утяжеленного мяча, весом 150 грамм. Для становления навыка в процессе обучения необходимо выполнять правильные движения с повторением не менее 8-10 раз, а при закреплении уже изученного движения - в пределах 25-30 раз.

В экспериментальной методике рекомендуется использовать горизонтальные цели только с предварительным перебрасыванием снаряда, например, через сетку, чтобы исключить ошибки, возникающие в технике выполнения метания и придать снаряду оптимальный угол вылета.

В школьной программе способ отведения снаряда не оговаривается. Но как показал анализ литературных источников, наиболее эффективный способ отведения снаряда (замах) по-дуге «вперед-вниз-назад», так как при его выполнении:

- увеличивается амплитуда замаха,

- больше свобода движений руки со снарядом отражает естественное движение + увеличивает возможность использования в работе мышц руки и туловища + используется, как в метании на точность (меткость), так и в метании на дальность;

- используется при метании различных снарядов (копья, гранаты), то есть, возможен положительный перенос.

Поэтому, именно этому способу отведения снаряда (по дуге «вперед-вниз назад») целесообразно обучать школьников, начиная с младших классов, и его мы используем в экспериментальной методике.

В процессе обучения технике метания малого мяча следует чередовать имитационные упражнения без снаряда, имитационные упражнения со снарядом, упражнения, завершающиеся броском мяча. Имитационные упражнения дают возможность выполнять задание одновременно всем учащимся, проанализировать внешнюю структуру движения и не тратить время на подбор снаряда, что повышает моторную плотность урока.

В школьной программе при обучении метанию метод обучения по частям, является основным. На наш взгляд это нецелесообразно, так как приводит к неоправданным временным затратам и не способствует формированию структуры целостного действия. Известно, что двигательный навык, не является суммой составляющих его отдельных движений. Техника выполнения двигательных действий рассматривается как система движений [25,43,47], последняя же характерна своей целостностью на основе тесного взаимодействия элементов. Поэтому в экспериментальной методике мы преимущественно используем метод обучения в целом.

В школьной программе метание с одного шага предусмотрено только в 4-ом классе, то есть обучение идет в статике. По экспериментальной методике метание с одного шага дается уже в 1-ом классе, а в 3-ем с трех бросковых шагов, обучение идет в динамике, что соответствует структуре метательного движения. Тем более что двигательный аппарат детей 6-10 лет приспособлен в основном к динамическим нагрузкам, а не к статическим.

Методическая последовательность обучения учащихся метанию способом «из-за головы через плечо» в школе представляет собой «наращивание» движений к основному движению - финальному усилию.

Но в связи с дискретностью процесса обучения метанию в школе и «зацикливанию» на элементах техники данная идея не работает, и на практике мы имеем не сформированную структуру метательного движения, которая характеризует степень овладения двигательным действием [25].

Правильное формирование координационной структуры основного упражнения, позволяющее овладевать техникой и видоизменять ее в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей занимающихся обеспечивается при следующих условиях:

- до начала обучения создать базу формирования навыка в метании,
т.е. необходимый уровень физических качеств;

- заниматься техникой метания не эпизодически - (только на уроках
л/а в 1 и 4 четвертях, а систематически, т.е. включая метание и его элементы на протяжении всего учебного года, в уроки разной направленности.

- основной принцип обучения «от главного к второстепенному».
Главное в метании - это само метание, выполняемое на основе усилий крупных мышечных групп [25,32]. С этой целью широко использовать утяжелённые снаряды (мешочки с песком). Упражнения в бросках Н. М. Весом 1 кг, что способствует включению в активность крупных мышц туловища и нижних конечностей и развитию координации в глобальных движениях.

Основной акцент при обучении делать на согласование движений
различными звеньями тела, что является необходимым условием
формирования структуры всего метательного действия, а не отдельных его частей. Поэтому в процессе занятий (в подготовительной
части урока) включать упражнения, требующие согласованных движений различными частями тела (туловища и рук; туловища и ног;
ног, туловища и рук). Стараться преимущественно использовать метод разучивания в целом в сочетании с методом обучения по частям (по мере необходимости).

При обучении целесообразно применять различные ориентиры: звуковые, зрительные, тактильные, с помощью которых создается ориентировочная основа действия, что ускоряет процесс формирования
двигательного навыка (разметка; подсчёт; выключение зрительного
анализатора).

Давать упражнения на дифференцировку в пространстве и по мышечному усилию, то есть развивать мышцу, как орган чувств.

Расширить арсенал средств обучения с помощью:

- изменения и.п.,

- широкого применения игр и эстафет с мячом,

- изменения темпа и скорости выполнения,

- использования снарядов разного веса и формы,

- изменения пространственных границ выполнения упражнения,

- рекомендуется использовать 'упражнения, которые по своей структуре соответствуют основным метательным движениям.

Для формирования навыка в технике метания малого мяча у учащихся 1-3 классов, рекомендуется следующая методическая последовательность:

1 класс

Цель: Научить технике выполнения метания с одного шага (акцент на согласование шага левой и замаха).

Задачи:

1. Создать у занимающихся представление о технике метания малого мяча.

2. Обучить технике держания и выпуска снаряда.

3. Обучить согласованному выполнению шага левой (правой) с одновременным отведением метающей руки со снарядом по дуге «вперед-вниз-назад».

4. Научить технике метания малого мяча с одного шага (перенос веса тела с правой на левую).

2 класс

Цель: Обучить технике метания мяча с 3-х бросковых шагов (акцент на согласованное выполнение 3-х шагов разбега).

Задачи:

Повторение пройденного в предыдущем классе.

Научить выполнению «скрестного» шага (прыжком).

Обучить технике метания с 3-х шагов разбега (согласованное
выполнение 3-х бросковых шагов).

3 класс

Цель: Совершенствование техники метания малого мяча с 3-х бросковых шагов (акцент на движения в фазе финального усилия, как наиболее сложно-координационные).

Задачи:

  1. Повторение пройденного в предыдущих классах.

  2. Обучить движениям в фазе финального усилия (последовательности включения в работу звеньев тела).

  3. Совершенствование техники метания с 3-х шагов разбега.

Экспериментальная методика обучения предложена в таблице 5. В ней, по задачам обучения, представлены средства (упражнения, задания), с помощью которых рекомендуется решать данные задачи. К каждому упражнению (заданию) даны методические и организационные указания, которые на наш взгляд, обеспечат более эффективное его выполнение. В процессе обучения переходить от одной задачи к другой, считаем целесообразным, когда решена предыдущая. Критерием освоения материала по задаче предлагаем использовать контрольные упражнения.

Таблица 1

Методика обучения метанию малого мяча учащихся младших классов


Задачи

Средства

Методические

указания

Организационные указания

Контрол.

упражн.

1

2

3

4

5

1.Создать у занимающих- ся представ- ление о тех-нике метания малого мяча.


1.Краткий рассказ об истории и технике метания мяча.


Рассказ должен

быть образным, интересным и занимать
не более 5 минут (рекомендуем использовать материал
"История изобретения мяча").

Учащиеся в

одношеренговом строю

Опрос

Демонстрация

техники метания

на кинограммах, рисунках, плакатах

Обратить внимание младших школьников на наиболее важные элементы техники, от которых зависит результативность двигательного действия.

Учащиеся в

одношеренговом строю

Опрос

3. Показ метания учителем в целом, затем по фазам и снова в полной координации.

Показывать технику метания мяча, располагаясь правым боком к занимающимся (при метании

правой рукой),

акцентируя внимание

на отдельных фазах движения и

их роли.

Учащиеся в

одношеренговом строю

Опрос

4. Опробования выполнения упражнения

Метание выполнять облегчёнными мячами (тряпочными или из пенопласта) в сетку, натянутую поперёк зала на h -130 - 140см, или в стену с ориентиром на той же высоте

Учащиеся располагаются

вдоль сетки

или стены на расстоянии

двух метров.


Опрос



Продолжение таблицы 1


1

2

3

4

5

2.Обучить технике держания и выпуска снаряда.


1. Упражнения в передачах, бросках и ловле мячей


Использовать мячи разного диаметра, начиная с большого, затем среднего и малого.


Учащиеся могут быть построены в колонну, в шеренгу, в круг и т. д. в зависимости от задания.


Тестиро-

вание

2. Упражнения с малым мячом из «Школы мяча» по В.Ф.Лесгафту (наиболее простая «школа мяча» описана в прил.).

По мере освоения переходить от одного класса к другому. Выполнять упражнения как правой, так и левой рукой.


Построение учащихся в зависимости от задания. Выпол-

нять задания как можно большим количеством учащихся одновременно.

  1. Эстафеты и игры с мячом, такие как: «Эстафета с приседа-нием» (Капитаны с мячом располагаются напротив своих команд, построенных в колонну. Капитан бросает мяч 1-ому из и.п.- стойка ноги врозь, мяч вверху; 1-вый поймав и бросив мяч капитану, приседает, так делает 2-ой. Побеждает команда, присевшая первой. Затем капитана меняют и эстафету повторяют снова).


Используется резино- вый мяч среднего диаметра. Можно усложнить, выполняя бросок одной рукой правой (левой), и придерживая мяч другой рукой.



«Мяч о стенку».


Можно усложнить: выполняя хлопок в ладоши после броска; ловля мяча до отскока от пола

Между стеной и колонной S- 2 м, на стене линия на h – 130-140см.






Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

3.Обучить согласован-ному выполне-нию шага левой с одновремен-ным отведением снаряда по дуге "вперед-вниз-назад"


1 .Ходьба с активной работой рук в переднезаднем направлении

Постепенно увеличивать амплитуду работы рук, доводя до уровня плеч.

Учащиеся передвигаются в колонну по 1-му, дистанция 3 шага.

Из и.п.- стой-

ка, левая на-

зад на носок, левая рука

вперед-вверх ладонью вниз правая с мячом у плеча.

Выполнение

шага левой с одновремен-

ным отведе-

нием снаряда

без зритель-

ного контроля.

Проверка правильности выполнения - попадание на разметку.


2.Ходьба с круговыми движениями рук вперед из и.п.-стойка левая назад на носок, руки вверх ладонями вперед.

На каждый шаг выполнять один круг руками.


3.Ходьба с круговыми движениями рук впе- ред из и.п -стойка левая назад на носок, правая рука отведена назад, левая вперед.

Движения рук и ног должны выполняться согласованно между собой (впереди правая нога и левая рука и наоборот).


4.И.П.-стойка левая назад на носок, правая рука(мет.) с мячом у плеча, левая рука вперед-вверх, ладонью вниз.

- левую на шаг вперед с одновре-
менным отведени-ем снаряда по дуге "вперед-вниз-назад" вернуться в и.п.

Вес тела оставлять на правой Сначала преподаватель выполняет с классом находясь к нему спиной, затем только считает. (На "раз" растянулись, как "резина" левая нога и правая рука в разные стороны.)

На полу разметка

для шага - две параллельные ли-

нии на h=30-40см. Ориентиром для отведения снаряда может быть резина, натянутая на уровне плеча и S вытянутой руки

занимающегося.

5.То же, постепенно увеличивая длину шага так, чтобы правая нога слегка сгибалась в коленном суставе.

Длину шага левой постепенно увеличивать до 50см.

Выполнять всем классом одновременно под счет учителя.


6.То же задание выполнять самостоятельно, без подсчета учителя.


Правильность выполнения
контролировать самостоятельно по разметке и касанию резины.

Выполнять в шеренге по 5-7 человек (возможность контроля)





Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

4.Научить технике метания малого

мяча с одного шага и переносу веса тела с одной ноги на другую


1.Упр.№4 по задаче 3, но на счет 2- выполнить имитацию

броска

Учитель сначала выполняет вместе с классом, стоя к нему спиной, затем только считает.

Построение в

3 шеренга,

уступами


Из и.п. – стой-

ка левая назад

на носок, правая рука с мячом у плеча, левая

рука вперед-вверх ладонью вниз. Выполнить шаг левой с одновремен-

ным отведении-

ем снаряда и бросок мяча в стену с S - 4м,

в цель d -1м,

на h-2,5м

"5"-3,"4"-2,

"3"-1 попада-

ние из 5.

То же на дальность отскока

2.То же с броском облегченного снаряда (тряпочного или из пенопласта).

Контролировать положение уч-ся после выполнения броска

(вес тела на левой,

руки соединены).

После 3 удачных бросков делать шаг назад (от сетки).

Бросок выполняют все одновременно в
сетку, натянутую
поперек зала на

h-2-3м, S до уч-ся 2
метра.


3.Метание малого мяча с одного шага через препятствие (резинка, сетка и т.п.) в заданную зону.

Упр. на ориентировку

в пространстве и по мышечному усилию. Метание через препятствие для создания правильного угла вылета снаряда.


Научить переносу веса тела с одной ноги на другую.


1. И.П.-О.С.

1-правую на шаг вперед, 2-вернугься

в и.п., 3-4-то же ле-

вой.

2. и.п.-стойка, пра-

вая (левая) на шаг вперед, на каждый

счет осуществлять перенос ОЦТ с ноги

на ногу.

3-4.упр. 1 и 2 в сторону (вправо, влево).
5. и.п.-присед

правую вправо на

всю стопу,

  1. вернуться в и.п.
    3-4 то же левой.


Сначала выполнять перенос отрывая" от пола то правую, то левую ногу, затем без "отрыва". Спина прямая, руки за головой.


Построение, как для ОРУ на месте.


1.Выполнение упр. уч-ся по заданию учите- ля без показа. З.Учитель выполняет внешне схожие упражнения (с переносом

ОТЦ с нога на ногу и без него), а уч-ся определяют какое упр. бы-

ло выполнено




Продолжение таблицы 1


1

2

3

4

5

5. Научить

выполнению "скрестного" шага.


1. Ходьба скрестными шагами правым
(левым) боком, левая (правая) перед правой (левой).

Руки держать в

стороны на уровне

плеч

По прямой или

по периметры

зала в колонну

по одному



2. То же, постепенно переходя на бег.

Увеличивать темп движения, задавая его, например, хлопками,подсчетом

По прямой или

по периметры

зала в колонну

по одному



3. Передвижение "скрестным" шагом правым (левым) боком по разметке, руки в стороны.

Постепенно увели-чивая длину шагов, следить, чтобы в
упражнение не вы-полняли высокого маха левой (правой) ногой.



4.То же, с акцентом

на опережающее" движение ног ("убегание").

Следить за положе-

нием туловища, оно должно быть под ту-

пым углом к дорож-ке (плечи отстают). Длина шагов левой-2,5-3 стопы, правой-1-2 стопы.

Выполнять по длине зала в колонне по

3-5 человек, по команде учителя.




5. и. п. стоя полу боком (левым, правым) по на-правлению дви-жения, левая

впереди, левая ру-ка по направлению движения, правая рука отведена на-зад на уровень плеча:

1.- выполнить "скрестный" шаг правой ногой; ноги

при выполнении

маха высоко не поднимать.

На счет "2" прийти в И.П. перед фи-нальным усилием.

Выпрыгивание невысокое "стелящееся"; ноги

при выполнении маха высоко не поднимать.

Выполнять можно шеренгами

по 5-6 человек с продвижением вперед. На полу разметка поперечные

линии.


Упражнение №5 выполнить самостоятельно и принять правильное и.п. перед

финальным усилием.




Продолжение таблицы 1


1

2

3

4

5

6. Научить техники метания с 3 бросковых шагов

1.Повторить контрольные упражнения по

задачам № 3,5.


Напомнить уч-ся основные моменты техники выполнения бросковых шагов,

обратить внимание

на типичные ошибки.

Выполнять одновременно

всем классом.


И.п.-стоя на правой, левая назад на носок, лицом по направлению движения; левая рука вперед-вверх, правая с мячом у плеча. Выполнить метание с 3-х шагов разбега в цель и на дальность (отскока).


2.И.П.- стоя лицом

по направлению движения на правой, левая назад на носок; левая рука вперед-вверх, правая со снарядом у плеча;

1-шаг левой с отведением снаряда

по дуге "вперед-вниз-назад"; 2-"скрестный" шаг правой; 3-шаг левой в упор; 4- вернуться в и.п.

Счет"1" выполнять медленнее, чем "2" и "3". Голосом задавать ритм выполнения бросковых шагов.

Темп постепенно увеличивать и перейти с шагов на выполнение "скрестного" шага прыжком. На данном упражнении долго не останавливаться, чтобы у уч-ся не сложился неверный стереотип выполнения метания.

Сначала выполняют вместе с учителем, учитель перед строем, спиной к уч-ся, затем

только под счет.


3.Упр. № 2,

но на счет"4" выполнить

имитацию броска.

Проверить положение уч-ся после выполне-

ния имитации броска - вес тела на левой,

руки соединены.

Выполнять одновременно всем классом, или разделиться

по 2-ое, 1-ые выполняют, 2-ые проверяют правильность

выполнения.

4.Выпольнить бро-

сок с 3-х шагов разбега в вертикаль-ную цель или через препятствие.

Следить за слит-

ностью выполнения шагов разбега.


5.Упр. № 4 выполнение броска на дальность отскока от стены.

На стене на h-150см нарисовать линию-ориентир, бросок

выше линии.

Уч-ся распола-гаются в шеренге по 5 человек

на S 4м от стены.





Продолжение таблицы 1


1

2

3

4

5

7. Обучить движениям

в фазе

финального

усилия

(последова-тельность включения

в работу

звеньев

тела)


1 .И.п.- стоя спиной

к гимнастической стенке, руки хватом сверху за рейку на уровне плеч. Шаг-

нуть левой (правой)

ногой вперед, прогнуться в груд-

ной часта позвоноч-ника, на 6-8 сек фиксировать конеч-

ное положение.

Выполнять упражнение без переноса веса тела на шагающую

ногу.

Уч-ся располагаются вдоль гимнастической стенке, по всей

ее длине.


Стоя боком

к гимнасти-

ческой стенке

в и.п.- перед финальным усилием,

правая рука

хватом снизу

за рейку на

уровне плеча.

Не отпуская

руку, проде-

монстриро-

вать последователь-

ность включе-

ния в работу звеньев тела в фазу финаль-

ного усилия.


2.И.П.- присед спи-

ной к гимнастичес-

кой стенке, руки

вверх, хватом снизу

за рейку.

1-2- выпрямляя ноги, вывести таз вперед,.
3-4-вернугься в и.п.

В упражнениях № 2,3,4 движение начинается с ног.

Прогнуться в грудном и поясничном отделе. Данные упражнения выполнять только

после разминки, медленно, растягивая мышцы.

3.Упр. № 2, из и.п,- присед на правой, левая прямая впе-ред, опирается на всю стопу.

4.Упр. № 3, но за

рейку держаться только правой (метающей) рукой, левая рука вперед-вверх, ладонью вниз.

5.И.П.- широкая

стойка ноги врозь, полуприсед (присед) на правой, руки за голову.

1-Правая нога вы-прямляется уско-ренным движением и таз поворачивает-ся к левой
ноге;
2- вернуться в и.п.

Левая нога работает

как стопор и не дает занимающемуся уйти вперед с правой ноги.


Выполняют все одновременно.




Продолжение таблицы 1


1

2

3

4

5

8.Совершен-

ствование техники метания малого

мяча с 3-х шагов

разбега

1 . Повторить конт-рольное упражнение к задаче № 6


Построение учащихся в зависимости от задания.


2.Выполнение мета-ния а цель: - гори-зонтальную, через препятствие, - вертикальную, движущуюся, в заданную зону.

Использовать различные по форме

и размеру цели, по возможности разнообразить

снаряды для метания.



3. Выполнение мета-ния на дальность броска, на дальность отскока.




4.Выполнение мета-ния в ограниченном пространстве ("коридоре").

Между 2-мя шнурами S-80, 90см.



5. Проведение соревнований, эста-фет, игр. Например: "Вытеснение партнера", 'Точный расчет".

Описание игр дается

в рекомендациях.



Решение данной задачи предлагаем вынести за уроки, непосредственно отведенные для обучения технике метания, так как считаем это возможным и целесообразным, с помощью предлагаемых средств.

Упражнения, рекомендованные для решения данных задач могут использоваться и раньше: в подготовительных частях уроков, как подводящие к метанию.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!