СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (В. В. Ткачева)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта методика была разработана в связи с отсутствием по­добного рода диагностического инструментария для изучения детей с выраженными нарушениями развития. Необходимость изучения эмо­ционально-личностной сферы детей определена тем, что именно в этой области в процессе коррекционной работы с детьми, страдающими тяжелыми пороками развития, в первую очередь может проявиться позитивная динамика

Просмотр содержимого документа
«Методика «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (В. В. Ткачева)»

Методика «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (В. В. Ткачева)

Эта методика была разработана в связи с отсутствием по­добного рода диагностического инструментария для изучения детей с выраженными нарушениями развития. Необходимость изучения эмо­ционально-личностной сферы детей определена тем, что именно в этой области в процессе коррекционной работы с детьми, страдающими тяжелыми пороками развития, в первую очередь может проявиться позитивная динамика.

Опросник позволяет раскрыть особенности контакта между детьми с тяжелыми отклонениями в развитии и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определения перспектив разви­тия ребенка по ряду параметров.

Особенности личности и эмоциональных контактов детей изучаются с помощью 9 шкал. Оценка результатов осуществляется про­стым подсчетом баллов. При выраженном снижении интеллекта, низ­ком уровне общения или тяжелых двигательных расстройствах квали­фикация результатов деятельности ребенка осуществляется исходя из доступных его психофизическим возможностям заданий. Анкета за­полняется специалистом (педагогом, психологом) и является его эмпи­рической оценкой особенностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка.

Анкета

1.   Отношение к пребыванию в школе и к обучению

баллов — отказ идти в школу;

1 балл — согласие идти в школу только потому, что этого требует взрослый;

2 балла — желание идти в школу для того, чтобы там играть;

3 балла — желание идти в школу, чтобы учиться и общаться с другими детьми и взрослыми.

2.   Способы взаимодействия со взрослым (педагогом)

баллов — проявление откровенной агрессии при попытке взрослого установить контакт;

1 балл — проявление упрямства и негативизма при попытках взросло­го установить с ребенком положительный контакт;

2 балла — проявление радостного оживления (улыбки, объятий, сме­ха) при появлении конкретного взрослого;

3 балла — проявление желания идти на урок заниматься с конкретным взрослым (учителем, воспитателем, психологом).

3.   Принятие доступной пониманию инструкции

баллов — отказ от принятия инструкции (откровенный негативизм);

1 балл — проявление упрямства;

2 балла — частичное выполнение инструкции;

3 балла — полное выполнение инструкции.

4.   Соблюдение доступных правил поведения

баллов — нарушение нормативных правил поведения (крики, воз­гласы, возможные драки с другими детьми) в течение всего времени пребывания в школе;

1 балл — нарушение поведения во время урока (отсутствие умения слу­шать педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени, постоянные и необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение внимания на другие объекты и др.);

2 балла — частичное нарушение правил поведения (нарушение правил поведения в случае потери интереса к уроку и правильное поведение, если интерес возобновился);

3 балла — нормативное поведение в течение всего урока и на перемене.

5.   Эмоциональные реакции

баллов — слезы, крики, желание подраться, выражение страха или напряженности (на начальном этапе адаптационного периода в учеб­ном учреждении);

1 балл — общая замкнутость и заторможенность;

2 балла — состояние покоя, нормализация состояния;

3 балла — смех, улыбка на лице как проявление положительных реак­ций.

6.   Продолжительность занятий

баллов — отсутствие способности выполнять посильное задание на фронтальном занятии;

1 балл — выполнение посильных заданий в течение 5 мин;

2 балла — выполнение посильных заданий в течение 5—10 мин;

3 балла — выполнение посильных заданий в течение 10—15 мин.

7.   Установление доступных контактов с другими детьми

баллов — отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми (драки из-за игрушек, пособий и др.);

1 балл — демонстрация желания играть с игрушкой, которая находит­ся в руках другого ребенка;

2 балла — проявление способности подождать, пока другой ребенок занят интересующим первого ребенка предметом;

3 балла — демонстрация просьбы дать игрушку.

8.   Приобретение новых навыков (в течение учебн. года)

баллов — отсутствие навыков;

1 балл — приобретение одного навыка;

2 балла — приобретение двух навыков;

3 балла — приобретение трех и более навыков.

9.   Взаимодействие с матерью

баллов — отвержение матери (откровенная агрессия);

1 балл — отсутствие теплых отношений с матерью, проявление к ней требовательности для удовлетворения собственных желаний;

2 балла — проявление послушания как стремление установить связь с матерью;

3 балла — проявление ласки и нежности по отношению к матери.

Подсчет баллов:

Высокий уровень

24—27 баллов

Средний уровень

16—23 балла

Низкий уровень

8—15 баллов

Очень низкий уровень

Ниже 8 баллов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!