СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.Написание сочинения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.Написание сочинения

Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.Написание сочинения»

А.Г. НАРУШЕВИЧ

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому
языку: планирование занятий, организация
урока, система упражнений





Написание сочинения

Основные требования к сочинению. Выявление проблемы тек­ста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторс­кой позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по рус­скому языку

Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избе­гайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напи­шите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на зна­ния, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумен­та). Объем сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочине­ние представляет собой пересказанный или полностью переписанный исход­ный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается ну­лем баллов.

Можно выделить следующие этапы работы по подготовке стар­шеклассников к написанию сочинения:

  1. ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и крите­риями его проверки;

  2. поэтапный разбор каждого содержательного критерия:

а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения про­блем текста, способы формулирования проблемы;

б) комментарий, виды комментария, способ оформления;

в) выявление позиции автора и способы ее оформления;

г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;

  1. работа над композицией сочинения;

  2. написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.

Итак, опишем примерную систему уроков по подготовке к напи­санию сочинения.

Урок 1. Проблема текста

Ключевые вопросы урока:

Что такое проблема?

  • Как выявить проблему текста?

  • Как сформулировать проблему текста?

Обратившись к толковым словарям, получаем ответ на первый воп­рос.

Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устрой­ство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир че­ловека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проб­лем.

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности раз­вития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касают­ся устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется че­ловек, с определенными правилами поведения.

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например:

Что делать, когда очень одиноко?

Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проис­текает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка — и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоцен­ность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и проч­нее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.

Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии на­пряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время про­извольной или непроизвольной, но бездеятельности.

(В.К. Харченко)

Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень одиноко? Далее автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.

Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны прове­рить овладение важнейшим видом речевой деятельности —

сознательным чтением. Поэтому они скорее всего не будут

слишком простыми с точки зрения замысла автора и его реализации. Ученику необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. По­мните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявле­ния какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Б семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят — удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Бремя идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изу­чить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все — потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем- нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки — специальные пробки, — и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Бот так и воспитывается сын Сверла — на пробках. Когда же прихо­дит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) — куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф.Кривин)

Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспитания молодого поколения. Автора волнуют сле­дующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни?В олицетворен­ных образах неодушевленных предметов мы без труда узнаем родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудно­стей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и самостоятельной жизни.

Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разум­ное в этом случае — попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения.

Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков — всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расстава­нии. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мерт­вой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в дет­дом для дефективных! Борьба за крест продолжалась.Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».

И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе сто­яла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важ­но только правильно их направить.) Администрация подкрашивает ста­тую, устанавливает слежку, сообщает и в МТБ. А надписи все появляют­ся, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отби­той, перевернутой и в пустоте ее — кал.

Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их пра­вилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех рас­стреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни де­тей расстрелять. Если б Сам узнал — он бы и сам распорядился.)

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши?

И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстре­лять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати — в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.

Да здравствует наша веротерпимость!

Да здравствуют дети — хозяева коммунизма!

Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!

(По А.И. Солженицыну)

Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицы­на «Архипелаг ГУЛАГ». Буквально аббревиатура ГУЛАГ означает Глав­ное управление лагерей — орган в системе Министерства внутренних дел в 1930—1950-е годы, в ведении которого находились тюрьмы, ла­геря. Архипелаг — это группа близко расположенных друг к другу мор­ских островов. Таким образом, название книги — это метафора: архи­пелаг ГУЛАГ — это сеть лагерей, опутавшая страну. После публикации книги слово ГУЛАГ получило новое значение — система слежки, до­носительства, подавление инакомыслия, отсутствие демократических свобод, состояние всеобщей подозрительности, духовной, политичес­кой, религиозной несвободы. Вопросы некоторых моих учеников по­казывают, что текст нуждается в комментарии: МТБ — Министерство государственной безопасности. Гебист (разг.) — сотрудник органов государственной безопасности. К сожалению, далеко не все видят, что в последних трех предложениях звучит горькая ирония автора. Так, типичный советский лозунг «Дети — хозяева коммунизма» на фоне этой и многих других историй о детях-заключенных звучит как циничная, грубая ложь.

В книге Солженицына приводится множество историй людей, не­справедливо обвиненных в различных преступлениях против существу­ющего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы. Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте?

Во-первых, как и во всей книге, здесь поднимается проблема бесче­ловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном госу­дарстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном госу­дарстве?).

Во-вторых, вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы веро­исповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).

В-третьих, история Зои Лещевой — это потрясающий пример че­ловеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим про­блему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человечес­кое достоинство в нечеловеческих условиях?).

Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для напи­сания сочинения, и все же, на мой взгляд, в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини.

Как мы помним, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы:

1. Проблема какая: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.

2. Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть воп­рос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким дол­жно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвя­щен текст Феликса Кривина. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? — над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.

Обратите внимание на то, что именно эти два способа формулировки проблем предлагаются в моделях ответа для экспертов, проверяющих со­чинения ЕГЭ.

Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

Урок 2. Комментирование проблемы и выявление
авторской позиции1

Ключевые вопросы урока:

  • Что такое комментарий?

  • Каковы типы комментирования текста?

  • Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Чтобы ответить на вопрос, что такое комментарий, вновь обраща­емся к толковому словарю: комментарии — рассуждения, пояснитель­ные замечания по поводу чего-либо.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно по­нята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

Можно выделить два типа комментария.

  1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение тек­ста, следование за автором в раскрытии проблемы.

  2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпре­тация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуще­ствляться с опорой на прочитанный текст.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие средства выразительности помогают выявить авторское от­ношение к проблеме?

Комментарий представляет собой логический переход от форму­лировки проблемы к изложению авторской позиции по данной про­блеме.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следу­ющее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комменти­руя, мы говорим о том, что делает автор.

Приведем пример комментария к одной из проблем разобранно­го ранее текста А.И. Солженицына.

Проблему духовной стойкости человека А.И. Солженицын раскрывает на примере сложной судьбы Зои Лещевой, которая вслед за другими членами своей семьи подверглась преследованиям за религиозные убеждения. Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе ребенка. Ведь даже взросло­му человеку трудно сохранить веру в себя и свои идеалы, когда он сталкивает­ся с насилием, ненавистью, ложью, а Зоя, несмотря ни на что, не захотела учиться воровать и сквернословить, т.е. стать такой, как окружающие ее малолетние преступники. Писатель восхищается мужеством девочки-под­ростка, которая сумела противостоять окружающему ее злу, не побоялась бросить вызов бесчеловечному режиму, поскольку была убеждена в своей правоте, искренне верила в Бога, в подлинные человеческие ценности — доб­ро, милосердие, справедливость.

Напомним, что при оценивании комментария учитываются фак­тические ошибки, связанные с искажением информации текста.

Если проблема текста — это вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя про­блему в виде вопроса, пишущий уже должен точно знать, как автор на него отвечает. Существует ошибочное мнение, что для выраже­ния позиции автора достаточно привести подходящую цитату из тек­ста. Возразить на это можно следующее: во-первых, далеко не всегда можно подобрать цитату, точно и полно выражающую основную мысль текста, во-вторых, именно ваша формулировка должна продемонст­рировать умение анализировать текст.

Кстати, следует помнить, что речь от первого лица в художествен­ном тексте обычно принадлежит герою, рассказчику, которого не сле­дует путать с автором, — их позиции могут не совпадать. Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошиб­ке: не так давно в сочинениях по отрывку из повести А.П. Чехова «Скуч­ная история» некоторые учащиеся совершенно серьезно писали о «про­блеме отношения А.П. Чехова к своим детям»!

Можно предложить различные способы формулирования авторс­кой позиции:

Позиция автора такова:...

Автор считает, что...

Автор стремится донести до читателя мысль

о том, что

Автор убеждает нас в том, что

Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конст­рукции типа:

В тексте доказывается мысль о том, что...

Основная мысль текста заключается в том, что

Например: Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста Ф.Кри- вина убеждает читателя в том, что правильное воспитание должно зака­лять характер, приучать ребенка к труду, к самостоятельной жизни.

Урок 3. Аргументация собственной позиции.

Виды аргументов

Ключевые вопросы урока:

  • Что такое аргументация?

  • Каковы основные виды аргументов?

Сформулировав позицию автора, выпускник должен выразить свое отношение к его точке зрения на данную проблему. Обратите внима­ние: недостаточно лишь формально заявить о своем мнении (Я согла­сен / не согласен с автором). Позиция пишущего должна быть под­креплена двумя аргументами. Разберемся в том, что такое аргумента­ция и какие виды аргументов можно использовать в сочинении.

В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи — убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого использует­ся логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой вы­деляются три части:

  1. тезис (положение, которое надо доказать);

  2. аргументация (доказательства, доводы);

  3. вывод (общий итог).

Аргументация — это приведение доказательств, объяснений, при­меров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (чита­телями) или собеседником.

Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргу­менты отвечают: потому что...

Поддерживающая и опровергающая аргументация

Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужо­го тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезисы совпадают. Обратите внимание на то, что нужно постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Внимание! Типичная ошибка! Если вы поддерживаете позицию ав­тора, не следует специально анализировать его аргументы: Для под­тверждения своей позиции автор использует такие аргументы, как

Не стоит тратить драгоценное время экзамена на работу, которая не предусмотрена заданием!

Аргументы «за» должны быть:

  • правдивыми, опираться на авторитетные источники;

  • доступными, простыми, понятными;

  • отражающими объективную реальность, соответствующими здра­вому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводи­мые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают кри­тики. В случае несогласия с автором выпускнику придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от него такта, подчеркну­той корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).

ТИПЫ АРГУМЕНТОВ

  1. Естественные доказательства.

Естественные доказательства — это показания свидетелей, докумен­ты, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является довод «к очевидному». Использование этого довода предпо­лагает ситуацию, в которой есть очевидец (очевидцы) какого-либо события, факта. Например:

  • Делали в этом доме капитальный ремонт? Нет. Я живу в нем с момента постройки и знаю, что его не ремонтировали.

  • Всем ли понравился новый фильм? — Нет, не всем. Я сам его еще не видел, но слышал от многих, кто его смотрел, что он им не понравился.

  1. В обычном виде этот довод едва ли может быть использован в сочинении, однако в качестве «очевидца» можно привлечь самого убеж­даемого (т.е. эксперта, который будет проверять сочинение). В этом случае мы используем в качестве аргумента ссылку на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) кащдый человек, т.е. апеллиру­ем к опыту, который одинаков у большинства и потому очевиден: каждый испытывал боль, каждому знакомо чувство обиды, большин­ству знакомо состояние вдохновения и т.п.

Используя этот вид аргументации, следует стремиться к тому, что­бы описание содержало конкретные детали, было ярким, образным, психологически убедительным. Следует занять позицию наблюдате­ля, свидетеля событий и описать их так, как будто они стоят перед глазами.

Приведем пример использования ссылки на общезначимый опыт в тексте Д.С. Лихачева.

Садово-парковое искусство — наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение ка­жется на первый взгляд странным. С ним как будто бы трудно согла­ситься. Почему, в самом деле, садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература, философия, театр, живо­пись и т.д.?

Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.

Вы идете в парк, чтобы отдохнуть — без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу; парк открывает вам все новые виды — поляны, аллеи, перспективы; и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ са­мого себя.

  1. В качестве аргумента могут быть использованы свидетельства самого автора сочинения. В этом случае ученик обращается к событиям из своей жизни или жизни окружающих, ссылаясь на факты, которые имеют прямое или косвенное отношение к доказываемому тезису.

Типичная ошибка при использовании этого способа аргументации заключается в том, что жизненные ситуации, к которым обращается автор сочинения, не являются подтверждением мысли автора исход­ного текста. Например, рассуждая над проблемой духовности/безду- ховности искусства, ученик пишет следующее:

Так, например, на зимних каникулах со мной произошел случай. Мои родители хотели вместе со мной сходить в театр. Но я им сказал, что не люблю такого рода мероприятия и не пойду с ними, хоть я и ценитель искусства. Меня не послушали. И так я понапрас­ну провел время.

Нетрудно заметить, что описанная ситуация имеет мало общего с указанной проблемой и определенным образом характеризует самого ученика.

Другой недочет заключается в том, что ученик, следуя за логикой автора, придумывает какие-либо «жизненные» ситуации, которые обыч­но выглядят наивно, а порой и смешно:

У меня есть один безграмотный, но очень духовный знакомый, который никогда не ходит в театр или в кино, однако с ним всегда интересно.

У меня есть еще одна одноклассница. Она постоянно посещает музеи, выставки, театры, но не может объяснить смысл фильма, который она посмотрела, или книги, которую прочитала, а лишь видит во всем развлечение, игру.

Я знаю пожилую женщину, которая всю жизнь стремилась к доб­ру, и даже на старости лет она испытывает «жажду правды» и ненасытный «голод по красоте».

1.3. Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного обществен­ного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к кол­лективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным ли­цом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавоч­ные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права

Мартин Лютер Кинг учил, что ; Гениальный русский ученый Д.И.

Менделеев однажды сказал, что ; Еще Петр Iговорил, что...; Любой

историк скажет вам, что ; Большинство врачей считают, что ;

Как установлено японскими учеными

Внимание! Типичная ошибка! Поскольку точного текста цитаты у выпускника не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так пишущий не поставит в затруднительное положение эксперта, кото­рый не может проверить точность приведенной фразы, и избежит об­винения в искажении цитаты.

  1. Пословицы, поговорки. Сами по себе пословицы и поговорки вряд ли могут быть убедительным аргументом. Особую роль здесь иг­рает демонстрация, т.е. объяснение связи процитированного фраг­мента с проблемой текста. Например: «Терпя, и горшок надсядется», «Терпя, и камень треснет», — едко, но метко говорят народные послови­цы. Триста лет под татарами, триста лет под Романовыми выработа­ли не только терпение героическое, кончавшееся взрывами народных вос­станий, но и терпение холопское — притерпелость.

(Е.Евтушенко)

  1. К сожалению, примеры из художественной литературы не час­тые гости в сочинениях единого экзамена. Школьники либо вообще не находят в своем интеллектуальном багаже подходящих примеров, либо избегают их из боязни допустить неточность. Надо сказать, что разного рода ошибок, связанных с искажением примеров из художественной литературы, встречается много. Приведем некоторые из них.

Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается один из героев произведения Горького «На дне», у которого всегда лежала на столе запыленная, открытая на одной и той же странице кни­га. Это указывает на бездуховность человека, его нестремление к новому, к постижению искусства.

Также можно привести в пример человека высокой духовности, ге­роя А. С. Пушкина — Евгения Онегина. Он не только читал новую лите­ратуру, но и делал пометки. Он стремился к познанию нового, он был томим духовной жаждой и был действительно человеком с душой.

Публицист С.Соловейчик использует в своем тексте строки из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», показывая страдания лири­ческого героя ввиду отсутствия духовности.

И все же в работах сильных учеников можно найти удачные приме­ры. Так, рассуждения над проблемой духовности иллюстрировались ду­ховными поисками Пьера Безухова и Андрея Болконского; или в сочи­нении о патриотизме уместно были приведены примеры ложного и под­линного патриотизма из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Разумеет­ся, художественная литература дает богатейший материал для построе­ния аргументации, и порой достаточно подсказать ученикам направле­ние поиска, чтобы связать их литературные знания с жизнью.

  1. Логические доказательства.

Их также называют доводами «к логосу» или доводами к размышле­нию. Древнегреческое слово logos означает «понятие; мысль, разум». Таким образом, доводы к логосу — это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму.

2.1. Один из вариантов этого вида доводов — рассувдение с дефи­ницией2. Подобная аргументация строится на определении, уточне­нии какого-либо понятия, когда необходимо установить существенные (самые важные) признаки какого-либо предмета или явления.

Обычно рассуждение начинается с вопроса о содержании уточня­емого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее пер­воначальные, неточные представления о предмете. Затем это опреде­ление (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение. Следует ограничиться только теми дефинициями, ко­торые имеют хотя бы некоторые признаки, совпадающие с правиль­ными. Каждое отличие правильной дефиниции от неправильной сле­дует разобрать.

Например: Кто такой писатель? Это человек, который умеет пи­сать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель — это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель — это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия.

Еще один пример рассуждения с дефиницией: Нередко считают, что культурный человек — это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.

(Д.С. Лихачев)

2 Дефиниция — краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова.

Обратите внимание! Подобное рассуждение может стать эффект­ным вступлением к сочинению. В этом случае уточняется ключевое понятие текста, так или иначе связанное с проблемой, затронутой автором.

    1. Более сложной формой рассуждения является силлогизм — де­дуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение).

Хрестоматийный пример силлогизма: Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен. Обычно силлогизмы опира­ются на общеизвестные истины и на элементарную логику, которая доступна каждому.

Например: Каждый патриот испытывает чувство любви к своей стра­не. Любая страна — это множество больших и малых городов, сел, деревень, хуторов, населенных людьми. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу — это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм — любовь к своему Отечеству.

    1. Аналогия — умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса.

Основой аналогии является наличие у двух предметов (явлений) общих признаков, и на этом основании делается вывод, что эти объек­ты имеют и другие общие признаки.

Различают физическую и обризную аналогию.

Физическия аналогии предполагает сопоставление близких или практически тождественных явлений и предметов.

В основе образной аналогии лежит сравнение отдаленных пред­метов действительности, сходство которых проявляется лишь в про­цессе сопоставления и имеет ярко выраженный образный характер.

Следует подчеркнуть, что аналогия нуждается в принципиально по­хожем примере. Например: Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться или даже погибнуть в лесной чаще, не найдя пра­вильного пути. Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе профессии: можно бесцельно потратить всю жизнь, занимаясь нелюби­мым делом, не найдя достойного применения своим способностям.

  1. Чувственные аргументы.

Чувственные аргументы называют также аргументами к пафосу3. Ис­пользуя эти аргументы, мы строим свою речь таким образом, чтобы выз­вать у адресата определенные чувства, эмоции и сформировать опреде­ленное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. По-

3 Пафос — воодушевление, подъем, энтузиазм.


добная аргументация уместна в том случае, если речь идет о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо.

Убеждающий стремится выразить свою позицию, заразить ею слу­шающего (читающего). С точки зрения чувств, которые стремится выз­вать убеждающий, можно выделить два типа аргументов к пафосу:

  1. аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо же­лательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловечес­кие ценности: сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство;

  2. аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оце­ниваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, кор­рупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жес­токость, подлость, предательство).

УПРАЖНЕНИЯ

  1. Подберите к приведенным тезисам собственные доводы, примеры. В каких случаях уместна опровергающая аргументация?

  1. Преподавание литературы в школе необходимо.

  2. Самая большая ценность народа — его язык.

  3. Милосердие в наше время умирает.

  4. Человек не должен отказываться от своего прошлого.

  5. Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.

  6. Деление людей на богатых и бедных противоестественно.

  7. Человек должен осознавать свою ответственность за все живое на земле.

  8. Профессионализм и высокое мастерство — это не одно и то же.

  1. Какие из приведенных понятий, по вашему мнению, подходят для рассуждения с дефиницией? Обоснуйте ответ. Напишите ваш вариант рас­суждения, используя одно из приведенных слов.

Дом, дружба, отпуск, любовь, счастье, талант, компьютер, бедность, пожар.

  1. В приведенном примере укажите тезис (если тезис явно не выра­жен, сформулируйте его), определите способ аргументации.

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и жел­тый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов — подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы.

(И.Соколов-Микитов)


  1. Свяжите с идеей пользы/вреда для убеждаемого следующую ин­формацию.

  1. Вежливость позволяет добиваться многого.

  2. Следует заботиться о стариках и инвалидах.

  3. Надо уметь писать грамотно.

  4. Нельзя забывать уроки исторического прошлого.

  5. Частично согласитесь с приведенным тезисом и в то же время частич­но возразите против него, приведя аргументы «за» и «против».

  1. Смотреть телевизор — бесполезное занятие.

  2. Преподавание литературы в школе следует отменить.

  3. Хорошо, когда ты единственный ребенок в семье.

  4. Театр — умирающий вид искусства.

Вопросы для закрепления материала

  1. Перечислите основные требования к содержанию сочинения- рассуждения.

  2. Каковы основные этапы работы по подготовке старшеклассни­ков к написанию сочинения?

  3. Каковы основные типы комментирования проблемы?

  4. Каковы основные виды аргументов?

Литература

  1. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку // газета «Рус­ский язык». № 12/2006.

  2. Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003.

  3. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Р/Д: Феникс, 2004.


1 Раздел написан с учетом материалов, представленных членами Федераль­ной предметной комиссии по русскому языку на сайте www.pedsovet.org.ru.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!