Некоторые методические приемы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
Саранчина Анастасия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Задание №4 «Орфоэпические нормы».
Выполнение этого задания подразумевает знание современных орфоэпических норм русского языка. Трудности возникают у тех учащихся, которые мало читают, мало говорят (только онлайн общение), не слышат правильную речь в повседневной жизни. За короткий период выучить список слов с правильным ударением достаточно сложно. Предлагаем несколько методических приемов при работе с данным типом задания.
На первом этапе необходимо изучить с учащимися орфоэпический словник, предлагаемый ФИПИ. Выписать в отдельную тетрадь часто употребляемые слова, в которых допускаются ошибки. На втором этапе работы (постановка ударения в существительных, прилагательных, наречиях) следует использовать всем известный мнемонический прием – подбор рифм или составление четверостиший. Например:
КрасИвее | тот счастлИвее, кто красИвее |
завИдно | кому завИдно, тому обИдно |
донЕльзя | осмЕлься |
танцОвщица, танцОвщик | убОрщица убОрщик |
тОрты бАнты шАрфы | шОрты (Он в шОртах и в шАрфе купил бАнты и тОрты) |
каталОг | монолОг, диалОг |
квартАл | генерАл |
срЕдства | дЕтство (на дЕтство не срЕдства) |
цемЕнт | абонЕнт |
щавЕль | апрЕль |
оптОвый | пудОвый |
коклЮш | плЮш |
придАное | румЯное |
На третьем этапе работы необходимо упомянуть о постановке ударения в некоторых глаголах:
упрОчить | упрОчение |
облегчИть | облегчЕние |
обеспЕчить | обеспЕчение (на ПЕЧь) |
принУдить, пригУбить | УУ |
блокИровать - разблокИровать | |
чЕрпать - исчЕрпать | Но: вЫчерпать (приставка вы- перетягивает ударение) |
сорИт включИт- включИшь звонИт - звонИшь сверлИт | В таких глаголах, в основном, ударение падает на окончание |
баловАть - избаловАть балУю избалОванный бАловень | Надо запомнить, что в глаголах на Ать, в причастиях на Ова. |
Часто школьники спрашивают, есть ли какие-то определенные правила постановки ударения в словах? Конечно, правил нет, так как в русском языке ударение разноместное и подвижное. Но в произношении некоторых глаголов можно увидеть некоторые закономерности. Можно предложить учащимся записать под диктовку глаголы в четыре столбика, проанализировать слова и сделать вывод о постановке ударения в разных формах глагола.
взял | взяло | взяли | взяла |
начал | начало | начали | начала |
занял | заняло | заняли | заняла |
прибыл | прибыло | прибыли | прибыла |
отбыл | отбыло | отбыли | отбыла |
прав | право | правы | права |
| | | |
| | | клала крала |
Вывод: в некоторых глаголах прошедшего времени женского рода ударение падает на последний слог (в глаголах мужского, среднего рода и во множественном числе ударение падает на первый слог). Есть глаголы, который нужно запомнить: КлАра клАла и крАла (запомнить по имени «Клара»).
Если от данных глаголов образуются причастия или деепричастия, то ударение перемещается в словах каждого рода и числа на второй слог (буква «Я» перетягивает ударение):
зАнял – занЯвший
прИнял – принЯвший
занялА – занЯвшая
Таким образом, на первом занятии учащиеся знакомятся с произношением отдельных слов, выявляют закономерности, подбирают рифмы (или пользуются рифмами, предложенными учителем). Приведем примеры четверостиший, придуманных ученицей 11 класса Ириной Кравец:
*Никудышный всевышний
Излишне давнИшний.
*Обладают привычками мистеры
Сложившимися Исстари.
*ЦепОчки две
В нашем клеточном ядре.
*Если химию поймёшь,
То цепОчки ты прочтёшь.
*В Англии мистеры
Зародились Исстари.
*Государству прорыв -
Новый осенний призЫв.
В качестве самостоятельной (домашней) работы учащимся предлагается поработать с орфоэпическим словником, записать слова, не упомянутые на уроке, и запомнить как можно больше слов. Для этого рекомендуется использовать следующий прием: на стикерах (маленьких бумажках) написать слова для заучивания, выделив ударный звук. Приклеить стикеры в своей комнате и там, где часто приходится бывать, куда обычно падает взгляд (стены в коридоре, телевизор, монитор компьютера и т.д.). Слова на стикерах нужно читать вслух, проговаривать с правильным ударением, подбирать или вспоминать рифмовку. Также можно попросить членов семьи помочь выучить некоторые слова (будет полезно не только выпускнику, но и взрослым).
Каждое следующее занятие (неважно, по какой теме) эффективно начинать с орфоэпической разминки. Для этого необходимо приготовить карточки со словами (сначала около 20 слов, потом добавлять новые слова, далее оставлять те, в которых часто допускаются ошибки). В начале урока учитель показывает карточки классу, учащиеся по цепочке произносят слова. Учитель отмечает слова, в которых допускается большое количество ошибок и в дальнейшей работе акцентирует внимание именно на них.
Предлагаем воспользоваться еще одним методическим приемом, который также заключается в системном повторении. Перед учащимися орфоэпический словарик (на примере словника ФИПИ). Каждый учащийся (например, начиная с первой парты) задает вопрос соседу, используя первое слово из словника. Ответ следующего ученика должен содержать второе слово и т.д. Например:
- Виктор, ты помнишь московские аэропОрты?
- Конечно, я приеду в аэропорты в бАнтах.
- Сергей, почему ты сбрил бОроду?
- Потому что у нас много бухгАлтеров.
- Вероника, каково твоё вероисповЕдание?
- Я оформляю российское граждАнство.
Конечно, основная работа учащихся будет состоять в «прорешивании» тестовых заданий. На данном этапе можно порекомендовать ученикам выполнять несколько вариантов (от 20 до 30) одного задания за один «подход» хотя бы 1-2 раза в неделю. Слова, в которых допускаются ошибки, выписывать и работать с ними по методике стикеров.
Ссылки на сайты, где можно найти несколько вариантов каждого задания ЕГЭ по русскому языку:
https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=254
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test71.xml
https://neznaika.pro/ege/russian/
http://4ege.ru/russkiy/5175-teoriya-po-russkomu-yazyku-ot-a1-do-b8.html
http://russkiy-na-5.ru/sections/ege