СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика подготовки к выполнению задания по орфоэпии в формате ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предложена авторская методика подготовки к решению задания №4 по орфоэпии в формате ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки к выполнению задания по орфоэпии в формате ЕГЭ по русскому языку»

Некоторые методические приемы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

Саранчина Анастасия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Задание №4 «Орфоэпические нормы».

Выполнение этого задания подразумевает знание современных орфоэпических норм русского языка. Трудности возникают у тех учащихся, которые мало читают, мало говорят (только онлайн общение), не слышат правильную речь в повседневной жизни. За короткий период выучить список слов с правильным ударением достаточно сложно. Предлагаем несколько методических приемов при работе с данным типом задания.

На первом этапе необходимо изучить с учащимися орфоэпический словник, предлагаемый ФИПИ. Выписать в отдельную тетрадь часто употребляемые слова, в которых допускаются ошибки. На втором этапе работы (постановка ударения в существительных, прилагательных, наречиях) следует использовать всем известный мнемонический прием – подбор рифм или составление четверостиший. Например:

КрасИвее

тот счастлИвее, кто красИвее

завИдно

кому завИдно, тому обИдно

донЕльзя

осмЕлься

танцОвщица, танцОвщик

убОрщица

убОрщик

тОрты

бАнты

шАрфы


шОрты (Он в шОртах и в шАрфе купил бАнты и тОрты)

каталОг

монолОг, диалОг

квартАл

генерАл

срЕдства

дЕтство (на дЕтство не срЕдства)

цемЕнт

абонЕнт

щавЕль

апрЕль

оптОвый

пудОвый

коклЮш

плЮш

придАное

румЯное


На третьем этапе работы необходимо упомянуть о постановке ударения в некоторых глаголах:


упрОчить

упрОчение

облегчИть

облегчЕние

обеспЕчить

обеспЕчение (на ПЕЧь)

принУдить, пригУбить

УУ

блокИровать - разблокИровать


чЕрпать - исчЕрпать

Но: вЫчерпать (приставка вы- перетягивает ударение)

сорИт

включИт- включИшь

звонИт - звонИшь

сверлИт

В таких глаголах, в основном, ударение падает на окончание

баловАть - избаловАть

балУю

избалОванный

бАловень

Надо запомнить, что в глаголах на Ать, в причастиях на Ова.

Часто школьники спрашивают, есть ли какие-то определенные правила постановки ударения в словах? Конечно, правил нет, так как в русском языке ударение разноместное и подвижное. Но в произношении некоторых глаголов можно увидеть некоторые закономерности. Можно предложить учащимся записать под диктовку глаголы в четыре столбика, проанализировать слова и сделать вывод о постановке ударения в разных формах глагола.

взял

взяло

взяли

взяла

начал

начало

начали

начала

занял

заняло

заняли

заняла

прибыл

прибыло

прибыли

прибыла

отбыл

отбыло

отбыли

отбыла

прав

право

правы

права








клала

крала



Вывод: в некоторых глаголах прошедшего времени женского рода ударение падает на последний слог (в глаголах мужского, среднего рода и во множественном числе ударение падает на первый слог). Есть глаголы, который нужно запомнить: КлАра клАла и крАла (запомнить по имени «Клара»).

Если от данных глаголов образуются причастия или деепричастия, то ударение перемещается в словах каждого рода и числа на второй слог (буква «Я» перетягивает ударение):

зАнял – занЯвший

прИнял – принЯвший

занялА – занЯвшая

Таким образом, на первом занятии учащиеся знакомятся с произношением отдельных слов, выявляют закономерности, подбирают рифмы (или пользуются рифмами, предложенными учителем). Приведем примеры четверостиший, придуманных ученицей 11 класса Ириной Кравец:

*Никудышный всевышний

Излишне давнИшний.



*Обладают привычками мистеры

Сложившимися Исстари.



*ЦепОчки две

В нашем клеточном ядре.



*Если химию поймёшь,

То цепОчки ты прочтёшь.



*В Англии мистеры

Зародились Исстари.



*Государству прорыв -

Новый осенний призЫв.



В качестве самостоятельной (домашней) работы учащимся предлагается поработать с орфоэпическим словником, записать слова, не упомянутые на уроке, и запомнить как можно больше слов. Для этого рекомендуется использовать следующий прием: на стикерах (маленьких бумажках) написать слова для заучивания, выделив ударный звук. Приклеить стикеры в своей комнате и там, где часто приходится бывать, куда обычно падает взгляд (стены в коридоре, телевизор, монитор компьютера и т.д.). Слова на стикерах нужно читать вслух, проговаривать с правильным ударением, подбирать или вспоминать рифмовку. Также можно попросить членов семьи помочь выучить некоторые слова (будет полезно не только выпускнику, но и взрослым).

Каждое следующее занятие (неважно, по какой теме) эффективно начинать с орфоэпической разминки. Для этого необходимо приготовить карточки со словами (сначала около 20 слов, потом добавлять новые слова, далее оставлять те, в которых часто допускаются ошибки). В начале урока учитель показывает карточки классу, учащиеся по цепочке произносят слова. Учитель отмечает слова, в которых допускается большое количество ошибок и в дальнейшей работе акцентирует внимание именно на них.

Предлагаем воспользоваться еще одним методическим приемом, который также заключается в системном повторении. Перед учащимися орфоэпический словарик (на примере словника ФИПИ). Каждый учащийся (например, начиная с первой парты) задает вопрос соседу, используя первое слово из словника. Ответ следующего ученика должен содержать второе слово и т.д. Например:

- Виктор, ты помнишь московские аэропОрты?

- Конечно, я приеду в аэропорты в бАнтах.

- Сергей, почему ты сбрил бОроду?

- Потому что у нас много бухгАлтеров.

- Вероника, каково твоё вероисповЕдание?

- Я оформляю российское граждАнство.

Конечно, основная работа учащихся будет состоять в «прорешивании» тестовых заданий. На данном этапе можно порекомендовать ученикам выполнять несколько вариантов (от 20 до 30) одного задания за один «подход» хотя бы 1-2 раза в неделю. Слова, в которых допускаются ошибки, выписывать и работать с ними по методике стикеров.

Ссылки на сайты, где можно найти несколько вариантов каждого задания ЕГЭ по русскому языку:

  1. https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=254

  2. https://saharina.ru/tests/test.php?name=test71.xml

  3. https://neznaika.pro/ege/russian/

  4. http://4ege.ru/russkiy/5175-teoriya-po-russkomu-yazyku-ot-a1-do-b8.html

  5. http://russkiy-na-5.ru/sections/ege


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!