СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика преподавания росписи ткани в группах обучающихся с разноуровневой художественной подготовкой.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика преподавания росписи ткани в группах обучающихся с разноуровневой художественной подготовкой.

Рисунок – это всегда отражение внутреннего мира человека, его чувств и эмоций. Рисование учит ребенка лучше владеть телом и выполнять задуманные действия, способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти. Поэтому так важно поддерживать в детях интерес к рисованию. 

Просмотр содержимого документа
«Методика преподавания росписи ткани в группах обучающихся с разноуровневой художественной подготовкой.»

Методика преподавания росписи ткани в группах обучающихся с разноуровневой художественной подготовкой.


«Это правда, ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать!» Эта детская песенка подтверждает мнение педагогов и психологов, что нет ребенка, который не любил бы рисовать. Рисунок – это всегда отражение внутреннего мира человека, его чувств и эмоций. Рисование учит ребенка лучше владеть телом и выполнять задуманные действия, способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти. Поэтому так важно поддерживать в детях интерес к рисованию.

Детям всегда нравиться пробовать что-то новое. Однообразие утомляет и надоедает. К счастью сейчас можно купить практически любые материалы для творчества, и их ассортимент очень широк. Дети с удовольствием рисуют, лепят, занимаются аппликацией. Большое удовольствие ребята получают и от росписи по ткани. Такой вид творчества требует, конечно, некоторого знания технологии работы со специальными инструментами и материалами. В задачу педагога входит не только научить детей чему-то новому, но и показать, как можно использовать свои умения и навыки рисования на бумаге в росписи ткани. В батике (так называют художественную роспись ткани) существует несколько основных техник: «Холодный батик», «Горячий батик», «Свободная роспись», «Узелковый батик». В одной работе можно использовать сразу несколько техник. А чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных техник, ребенок начинает экспериментировать, творить. Конечно, прежде чем приступать к таким экспериментам необходимо попробовать работать в каждой технике в отдельности, начиная с простых упражнений, и переходя ко все более сложным. Разнообразие техник росписи ткани инструментов и материалов, применяемых в работе, дают широкое поле для творчества.

Многие навыки, вполне естественные для обычных детей, являются сложными для детей с ограниченными возможностями здоровья. (А таких детей с каждым годом становится все больше и больше). Эти дети обладают повышенной утомляемостью, потому что прилагают большие усилия для выполнения повседневных задач. Над их неловкостью и неуклюжестью могут смеяться сверстники. Весь процесс обучения такого ребенка осложнен заниженной самооценкой, неуверенностью ребенка в своих силах. Конечно, для таких детей необходимо подбирать задания, которые им по силам выполнить.

Хочу заметить, что при занятиях росписью по ткани необходимо учитывать уровень подготовки и особенности каждого обучающегося в отдельности. Важен индивидуальный подход. Детям с хорошей художественной подготовкой можно давать «проблемные» задания (т.е. объяснив основы технологического процесса, предложить творческую работу с самостоятельным решением поставленной задачи за конкретно оговоренное время). Контролировать выполнение такого задания необходимо только по просьбе самого обучающегося. Детям со средним уровнем художественной подготовки нужно не только объяснить технологический процесс росписи, но и дать пошаговую инструкцию. В данном случае контроль необходим в конце каждого этапа работы. Детям с ограниченными возможностями кроме пошаговой инструкции необходимо постоянное внимание. Все обучающиеся выполняют задания, затрачивая разное время. (Кто-то работает быстрее, кто-то медленнее). Поэтому можно просить учащихся, которые справляются с заданием быстрее остальных, помогать контролировать выполнение заданий остальными обучающимися. О недостатках работ нужно говорить на абстрактных примерах. А оценивать достижения ребенка необходимо относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми. Всем обучающимся важно объяснить, что оценка очень индивидуальна, что оценивается не только само качество работы, но и «индивидуальный рост» каждого (т.е. улучшение качества выполнения работ в динамике).


Уже на первых занятиях преподаватель может определить уровень подготовки каждого обучающегося. Это поможет построить работу таким образом, чтобы каждый ученик, получал задания, которые ему по силам выполнить. А если работа хорошо получается, человек испытывает положительные эмоции и это мотивирует его на дальнейшую работу. Конечно не все и не у всех получается с первого раза, но задача опытного педагога заключается в том, чтобы вовремя поддержать, ободрить ученика, чтобы ни кто не был разочарован от результата своей работы.


Обучение росписи ткани можно начинать с любой техники, но нужно учитывать возраст обучающихся. Для младших школьников, на мой взглад, больше подойдет «Свободная роспись» и «Узелковый батик», так как эти техники не требуют множества специальных инструментов и материалов. Детям постарше можно предложить «Холодный батик» и «Горячий батик».


«Холодный батик» основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

Инструменты и материалы, необходимые при работе в технике «Холодный батик»:

  1. Стеклянные трубочки с носиками разных диаметров

  2. Ткань (белая, шелковая)

  3. Раздвижная рама для росписи ткани

  4. Красители для ткани и резервирующий состав

  5. Кисти разной толщины

  6. бензин для промывки трубочек

  7. спринцовка для набора резервирующего состава в трубочку

  8. масляные краски

  9. палитра

  10. емкости для воды и красителей

«Холодный батик» хорошо совмещается с другими техниками ручной росписи ткани. Особенно часто его используют в сочетании со «свободной росписью» по сухой и увлажненной ткани.

Свободная роспись внешне очень близка к восточным техникам живописи. Мягкие живописные переходы, легкое, «воздушное» исполнение, по характеру похожи на нежный легкий набросок. В свободной росписи существует несколько различных приемов:

- «свободная роспись» по сухой ткани

- «свободная роспись» по увлажненной ткани

- «свободная роспись» с использованием поваренной соли

- «свободная роспись» с применением загусток (в качестве загусток используют сальвитозу, крахмал и т.п).

Инструменты и материалы, необходимые при работе в технике «Свободная роспись»:

1. Ткань (белая, шелковая)

2. Раздвижная рама для росписи ткани

3. Красители для ткани

4. Кисти разной толщины

5. загустки

6. палитра

7. емкости для воды, красителей и загусток

«Узелковый батик», пожалуй, самый простой способ росписи ткани. Для создания необычных и красочных эффектов на ткани требуется лишь умелое завязывание различных узелков, ткань и, конечно, краски. При помощи нехитрых приспособлений и умения по-разному завязывать узлы можно создать разнообразные орнаментальные решения на ткани.

Инструменты и материалы, необходимые при работе в технике «Узелковый батик»:

1. Ткань

2. Красители для ткани

3. Веревки (шпагат синтетический разной толщины)

4. Различные зажимы

5. Ножницы

6. Иголки, нитки

7. резиновые перчатки

8. емкости для красителей и воды

9. Утюг, для фиксации складок

10. Кроме того, пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох, которые можно помещать внутрь узелков

В основе «Горячего батика» лежит принцип резервирования, то есть покрытие расплавленным воском (отсюда и название техники «горячий батик») тех участков ткани, которые должны остаться неокрашенными, так как воск препятствует проникновению красителя в волокна ткани.

Инструменты и материалы, необходимые при работе в технике «Горячий батик»:

1. Ткань (белая, шелковая)

2. Раздвижная рама для росписи ткани

3. Красители для ткани

4. Кисти разной толщины, для нанесения красителя (белка, колонок, синтетика) и расплавленного резервирующего состава для «горячего батика» (щетина, колонок, для мелких деталей)

5. Палитра

6. Емкости для воды и красителей

7. Воск – условное название смеси из парафина и вощины, которые смешиваются в пропорции одна часть вощины к двум частям парафина.

8. Плавильня для воска. В качестве такой плавильни можно использовать ингалятор «Ромашка» или аппарат для подогрева детского питания.

9. Батик-штифт или чан-тинг


Самое приятное в росписи ткани – это разнообразие изделий, которые можно расписать: платки, шарфы, палантины, панно, галстуки, салфетки, скатерти, абажуры и многое другое. Человек, который занимается батиком, всегда стоит перед выбором какой выбрать рисунок и какое именно изделие выполнить. Для выполнения сложных работ требуются знания и умения сразу нескольких дисциплин (материаловедения, технологии росписи ткани, композиции, цветоведения, рисунка и живописи). А чтобы научиться всему этому требуется время и желание учиться.

Учиться значит совершенствовать свое мастерство, развивать способности. А на мой взгляд, самое главное получать удовольствие от самого процесса рисования и обучения. Способность учиться появляется у нас уже тогда, когда мы только начинаем видеть, слышать, говорить. Она развивается, когда мы задаем вопросы и применяем на практике полученные знания. Процесс обучения останавливается, если интерес теряется и отсутствует самодисциплина. Художник развивается с каждой своей работой, а при внимании к творчеству других он способен учиться и у них, анализируя чужое творчество. Поэтому так важно посещать выставки, просматривать книги по искусству, общаться с другими художниками. Как только человеку становится неинтересно учиться, жизнь замедляет свой бег и теряет смысл.

В современной росписи используются как древнейшие ее виды, так и появляющиеся с каждым годом все новые и новые приемы. Намного разнообразнее стал и ассортимент выпускаемых тканей и красителей, использующихся для оформления текстильных изделий.

Можно встретить разнообразные светильники, оформленные при помощи батика, ширмы – снова вошедшие в моду, панно, пространственные композиции и, конечно же, костюмы, платья, платки, палантины, шарфы.

Сегодня художественная роспись ткани все больше привлекает интерес художников-декораторов, дизайнеров одежды и простых потребителей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!